Необыкновенный аквариум
Большая психологическая игра
Цели: создание условий для совместного проживания новых ситуаций жизнедеятельности и межличностного общения ддетей в лагере и вновь прибывших детей; сплочение отрядного коллектива.
Задачи
Многие новички очень долго не могут войти в уже сформированный детский коллектив, особенно застенчивые и тревожные. Данная игра является одним из способов предоставления возможности новичкам вступить во внутригрупповое взаимодействие, прожить ситуацию сотрудничества, взаимоподдержки. Для вожатого открывается еще одна возможность рассмотреть уровень развития отношений в отряде, уровень готовности к сотрудничеству, самоорганизации. Для вожатого — наблюдение за отношениями в отряде, проведение социометрического анализа.
Предполагаемый психологический результат: более комфортная ситуация для новичков в данном отряде; получение нового опыта общения.
Сюжетная канва
Ребята оказываются в большом аквариуме превращенными в рыбок. У них есть свои правила жизни, есть место, где можно отдохнуть или уединиться. Однако есть какой-то хозяин (внешнее лицо), который может внести изменения в их уклад. Например, подсаживает к ним новую рыбку, забирает уже обжитые домики. Задача ребят — самоопределиться в этих ситуациях, попытаться наладить отношения с новым жильцом и в конце концов построить совместный общий дом в изменившихся условиях.
Время: 1–1,5 часа в зависимости от возраста участников, уровня сплоченности коллектива, уровня личностной зрелости каждого участника, развития воображения. Обсуждение 15–20 минут.
Участники
Возраст — 7–9 лет.
Размер группы — отряд лагеря или группа до 25 человек, большой отряд (34 человек) лучше разделить на две группы и с каждой провести игру отдельно.
Ведущий — вожатый.
Помощником может быть второй вожатый отряда (в начале игры он не появляется, а работает с новеньким или за дверью, или в детской палате, чтобы было слышно, что происходит в отряде).
Игра может быть продолжена и после мероприятия (с неожиданными поворотами сюжета — развитие сотрудничества), которые у вас в лагере могут иметь место проводиться.
Форма обсуждения: круглый стол.
Комментарии
В процессе игры могут возникнуть конфликтные ситуации, например когда нужно разрушить чьи-то домики. Можно провести обсуждение сначала в малых группах, потом проголосовать – кто выразит общее мнение; можно спросить, хочет ли кто-нибудь сам перейти в другой домик в безвыходной ситуации. Данная игра может проводиться в интернатах, детских домах, где дети воспримут аквариум как действительное место проживания в замкнутом пространстве.
ПОДРОБНЫЙ СЦЕНАРИЙ ИГРЫ (с указанием задач каждого этапа)
№ этапа | Время, мин. | Содержание | Задачи | Необходимые материалы |
---|---|---|---|---|
1 | 5–6 | Ведущий (говорит медленно, но эмоционально). Давайте представим, что вы — обитатели большого аквариума. Закройте глаза. Вода мягко обмывает ваше тело. Вы маленькие рыбки, шустрые, подвижные, быстро двигаетесь по мягкой воде. Дно аквариума устелено мягким песочком, разными раковинами. Красивые водоросли тихо покачиваются, когда вы проплываете мимо. Медленно откройте глаза | Погружение участников в ситуацию игры (в игровую реальность) | Магнитофон, запись шума воды. Световое оформление, синяя лампа |
2 | 10 | Очутившись в аквариуме, каждый из вас превращается в чудную рыбку. Включайте свою фантазию и давайте познакомимся. Каждый из вас представится. Какая вы рыбка (размеры, название, внешний вид) | Знакомство детей в новой ситуации. Стимулирование творческого самовыражения. Вожатый наблюдает за уровнем развития воображения детей | . |
3 | 10 | Посмотрите, сколько вокруг строительного материала. Можете выбрать для себя удобное место в нашем аквариуме и построить маленькие домики или выбрать одну большую раковину (показывает на стол), где вы можете отдохнуть или укрыться в любой момент, когда пожелаете, одни или с кем-то | Обживание своего пространства. Наблюдение вожатого за тем, какие группы образуются, кто к кому ближе или дальше строит свой домик, кто остался без домика, в свободном плавании | Музыкальное сопровождение. Столы, стулья, большие куски материала, шторы, скатерти, клеенка и т.п. |
4 | 10–12 | Выходите из своих домиков. Представьте, что в аквариуме сверху подается корм и надо определить, как вы будете его потреблять. Как вы будете строить отношения, есть ли у вас главный? Запишите единые правила вашей жизни в аквариуме на отдельном листе и украсьте его (можно работать двумя группами, а потом соединить наработки в общие правила) | Построение своей деятельности, отношений с другими членами коллектива отряда или группы | Листы ватмана, фломастеры или цветные восковые мелки |
5 | 3 | Сейчас мы рассмотрим наши правила (принятие общим голосованием, поднятием «плавников») | . | Доска, магниты |
6 | 5 | Внимание, большая неожиданность! К вам в аквариум впустили новую рыбку. (Входит рыбка, вожатый находится рядом для поддержки.) Сейчас она представится. А вам необходимо сделать так, чтобы новый обитатель аквариума почувствовал себя комфортно, в центре внимания и заботы | Создание условий для эмоционально теплого, располагающего к открытости и доверию общения. Наблюдение вожатого: кто подходит к новенькому первым, a кто вообще не подходит | Ритмичная музыка |
7 | 3 | Познакомьте новую рыбку с вашими правилами проживания. (К новенькому.) Можешь дописать свое правило? | Приобщение новенького к жизни в коллективе | Фломастер |
8 | 5–6 | Дать детям опыт личного проживания ситуации выбора, принятия ответственности за него. Наблюдение за ходом обсуждения | Музыкальное сопровождение | |
9 | 5–6 | На этом работа в аквариуме не остановилась. Для того чтобы почистить стекла, были подсажены две улитки (вожатые). Вода немного замутилась. Рыбки не хотели столкнуться с улитками и должны найти друг друга с закрытыми глазами и собраться вместе. Улитки при этом не должны вас поймать по одиночке. Двигаясь, они будут издавать звуки (трение ладоней друг о друга). Как только вы встанете с кем-то в пару, улитка уже не сможет вас тронуть, и вы можете собираться вместе дальше. Молодцы, вы отлично избежали столкновений с улитками! | Снятие эмоционального напряжения и сплочение группы на уровне тактильных контактов | . |
10 | 10 | Почистив раковины, хозяин оставил их в своей коллекции и решил забрать из аквариума остальные раковины-домики. Но в аквариум он поместил большой игрушечный домик. Можете заселиться в него и сделать его удобным для совместного проживания | Создание атмосферы доверия и сплочение детей в совместной деятельности. Наблюдение за общим строительством | См. пункт 3 |
11 | 3 | Расположитесь в домике поудобнее. Протяните друг другу правые руки, соедините левые руки. Теперь все закрыли глаза. Вы возвращаете себе свое тело. Вы сейчас снова мальчики и девочки, сидите в холле и... (продолжите, исходя из возраста участников и событий, произошедших в игре) | Выйти из ситуации игры | Музыка с записью шума воды или спокойная музыка |
12 | 15 | Рефлексия
Имеет ли сюжет игры отношение к нашему отряду? Что я понял(а) в ходе игры? Что я почувствовал(а)? Какие качества проявились в процессе игры? Что вам не понравилось? Что очень понравилось и какими достижениями вы гордитесь? |
Дать возможность участникам отреагировать ситуации исходя из своей личной позиции, дать обратную связь другим игрокам | . |