Невредные советы

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
1246955865m.jpg

Устанавливайте с вашими подопечными доброжелательные отношения. Покажите ваш личный интерес к их жизни, особенно к их проблемам и вопросам.

Будьте примером самодисциплины. Хорошему поведению дети в большинстве случаев не учатся, а перенимают его, подражают, наблюдая за тем, как вы работаете, общаетесь, устраняете конфликтные ситуации, разумно реагируете на досадные мелочи.

Что сделать для дисциплины в первую очередь?

  1. Заботьтесь о том, чтобы ваш отряд был организованным и сплоченным.
  2. Будьте собраны. Пусть все имеет свое место. Придерживайтесь расписания или режима дня. пусть все необходимые материалы всегда будут од рукой и в чистоте и порядке!
  3. Установите эталоны поведения ребят и взрослых для стандартных ситуаций: как обращаться к друг другу, как приветствовать друг друга утром, как и когда задавать вопросы… Привычность создает у детей ощущение благополучия. Они знают, чего им ожидать, а значит, чувствуют себя более защищенными.
  4. Установите в отряде определенные нормы взаимодействия. Их должно быть немного, но четких и определенных. Ссылайтесь на них как на часть ваших отрядных традиций.
  5. Хвалите ребят, которые придерживаются правил. Будьте при этом конкретными. Например: “Молодец, Дима, ты принес книгу, как мы и договаривались!” “Ты мне очень поможешь, Анфиса, если не будешь разговаривать во время подведения итогов дня”. Другими закрепителями правил могут быть улыбки, похлопыванпия, пожатия рук, смайлики, тематические наклейки, звездочки...
  6. Планируйте вашу работу и придерживайтесь разработанного плана.
  7. Ведите себя так, чтобы было видно, что вы - лидер. Проявляйте решительность. будьте хозяином положения. Умейте направлять. Дети быстро распознают нерешительность, дезорганизованность и т.п. Отсутствие уверенного управления, четких инструкций - стимул для плохого поведения.


И еще... если вам страшно прийти к своему отряду... Прежде, чем дать несколько практических советов, определимся: это состояние естественно для многих вожатых, особенно новичков. Поэтому не следует этого стыдиться.

  1. Скованность, неуверенность, страх побеждается только любовью ко всем и каждому. Особенно к недолюбленным, странным, не очень симпатичным, грубоватым, невоспитанным. Постарайтесь полюбить свой отряд. Таких ребят у вас больше уже никогда не будет.
  2. Входите к ребятам с открытой улыбкой. Улыбка есть крохотный лучик надежды и веры.
  3. Если ребята кричат, не старайтесь их перекричать. Шумят - значит, здоровые дети. Шумят, не дают вам сказать ни слова - и не говорите. В крайнем случае, подойдите и посмотрите орущему в глаза.
  4. Откажитесь совсем от мысли, что вы можете кому-то пожаловаться в лагере. Никому, никогда.
  5. Не взывайте к совести ребят, к чувству долга, стыду. Только к сердцу.
  6. Не бойтесь быть в глазах детей смешным, беззащитным и уязвимым.
  7. Старайтесь, где только можно, защищать и хвалить свой отряд.
  8. Не озлобляйтесь, не слушайте тех, кто говорит, что дети не понимают добра. Еще как понимают!
  9. Если вы не уверены, что ребенок выполнит вашу просьбу, поручение, ничего не приказывайте. Не требуйте от ребят ничего такого, что они не выполнят. Больше просите сделать то-то и то-то.
  10. Создавайте в отряде дух единой команды.



И помните общие правила...

  1. Принципы
    1. Отряд участвует во всех мероприятиях согласно плану смены
    2. Главные участники игры - дети
    3. Вы должны постоянно знать количество и местонахождение детей
    4. Вежливость: со всеми здороваться, выслушивать и кивать
  2. Общение с родителями
    1. При предъявлении претензий родителями следует идти с родителями к начальнику;
    2. Если родители хотят забрать ребенка домой навсегда, то следует попробовать уговорить родителей в отсутствии такой необходимости; иначе взять заявление по соответствующей форме, подписать у директора лагеря и сопроводить родителей с ребенком до охраны;
    3. Если родители хотят забрать ребенка погулять, то следует взять с родителей заявление по соответствующей форме, акцентировав внимание на том, что желательно прогуливаться на территории лагеря;
    4. Пока ценные вещи находятся где-то у детей, вожатые за них ответственности не несут.
    5. Отстаивать разумные методы воспитания
  3. Трудовая дисциплина
    1. О приезде гостей нужно предупредить заранее старшего воспитателя. Не обременять гостей воспитательными функциями, можно вожатскими. Гость не может Вас заменить, гость может Вам помочь!
    2. Не следует спорить или критиковать друг друга при детях.
    3. Исключить все оскорбительные слова.
    4. Курить только за территорией лагеря. Курить вредно!
  4. Режимные моменты
    1. Зарядка обязательна в любую погоду для всех.
    2. Питание
      • кепки в помещении снимаем
      • в купальниках ходят, только по пляжу
      • фрукты, йогурты, шоколадки и т.п. съедаются в столовой
    3. Корпус нужен только чтобы в нем спать и прятаться от дождя. Свежий воздух и массовые игры - вот что нужно детям в лагере.
    4. Уборка (по графику)
      • Кровать (простынь завернуть под нижний матрац, одеяло конвертом или пополам, покрывало натянуть, подушку встряхнуть и поставить, полотенца - одно в голове, другое в ногах).
      • Тумбочки хранят канцелярию, гигиену, книги, игрушки.
      • В шкафах аккуратно сложенная одежда.
      • Мусор убран
      • Занавески не оборваны
      • Еды в палате нет
      • Нет мокрых вещей
      • Чемоданы в чемоданной (или на верхней полке)
      • Проветрена палата
      • Обувь сушится или в ячейках
    5. Сладкий шкаф работает после завтрака и после полдника. Открытые напитки можно хранить в течение суток - помечайте. Сладкий шкаф следует проверять раз в два дня.
    6. Тихий час - следует спать, читать или играть, !! не орать!!; покрывала снять и свернуть, раздеться/переодеться в одежду для сна.
    7. Душевая посещается детьми в сопровождении взрослого.
    8. Пятое питание раздавать до вечерней чистки зубов
    9. Во время отбоя следует разговаривать негромко-шепотом. Занавешивайте шторы у кого они есть. Изменение времени отбоя только по согласованию со старшими.
  5. Прочие советы
    1. Самолечение может привести к осложнениям и тяжелым последствиям. Медпункт может ока-зать помощь круглосуточно.
    2. Выход за территорию только по согласованию с администрацией.
    3. На мероприятиях
      • Аплодировать
      • Соблюдать порядок
      • Не бегать по сцене и перед ней.
    4. Меры воздействия на детей
      • Разговор;
      • Еще один разговор;
      • Сообщение родителям;
      • Разговор со директором;
      • Отчисление из лагеря.


Никогда не говорите детям:

  • Я кому говорю? Я вам русским языком говорю.
  • Кому неинтересно - может выйти.
  • Откроешь рот - пойдешь прямо к начальнику лагеря.
  • Ну что же вы не понимаете таких простых вещей!
  • Вот приедут родители, они о тебе все узнают.
  • Умней ничего не придумал?
  • И кто это тебе сказал?

Вместо этого…

  • Улыбнись и тебе дети улыбнутся в ответ. Высвети в ребенке все доброе, опирайся на лучшее в нем.
  • Бери ребят в советники и союзники, и они все будут делать вместе с тобой.
  • Хвали. Похвала повышает самооценку.
  • Доверяй и тебе будут доверять.


"Запрещенные" темы для разговора в присутствии детей

  1. выяснение отношений между воспитателями (вожатыми);
  2. обсуждение детей;
  3. обсуждение администрации оздоровительного лагеря, ее указаний;
  4. решение вопросов личного характера.


15 правил для начинающих вожатых!

  1. Почаще вспоминайте себя в детстве. Вспомните, какие эмоции вызывали у вас те или иные события. Так вам будет проще понять ребят.
  2. Не увлекайтесь постоянным чтением нотаций. Они не вызовут ничего, кроме желания закрыть уши и убежать подальше. Помните, что постоянное отчитывание детей за те или иные проступки, очень скоро начнет восприниматься как назойливое жужжание, а не воспитательная мера, поэтому нормируйте критику и чередуйте с похвалой и поощрением.
  3. Будьте наравне с ребятами, вместе и немного впереди.
  4. Помните, справедливость — одно из главных качеств взрослого, которого уважают.
  5. Знайте: скучная жизнь детей бывает только со скучным взрослым.
  6. Никогда не делайте в помещении то, что можно сделать на свежем воздухе.
  7. Если дети с вами смеются, с удовольствием играют, танцуют, поют и трудятся — значит вы — победитель!
  8. Никогда долго не сердитесь на ребенка — это по меньшей мере не профессионально.
  9. Любите всех детей одинаково, вне зависимости от внешней оболочки, обстоятельств и характера.
  10. Помните, что нельзя доверить детей человеку, который не может им искренне улыбаться.
  11. Никогда не отказывайте детям в разумных развлечениях только потому, что вам не хочется нести за это ответственность.
  12. Помните, дети хотят видеть в вас друга, который никогда не предаст.
  13. То, как вы поприветствуете детей в самом начале, сложит мнение о вас надолго вперед.
  14. Добрый — не значит «добренький». Не пытайтесь стать другом посредством вседозволенности. Добрый в первую очередь тот, кто не способен на зло.
  15. Движение — самая важная потребность растущего организма. Не сковывайте движения детей, позволяйте ребятам получить такой объем двигательной активности, который они бы не получили в условиях города и периода школьного обучения.


И еще...

  1. Помни, к детям можно приходить только в хорошем настроении.
  2. Будь общителен и искренне заинтересован в каждом ребенке.
  3. Заранее договоритесь между собой о том, кто и что проводит, и сколько это по времени займет. Назначьте кого-нибудь тайм-кипером.
  4. Делая замечания, никогда не критикуйте личность, а только поступок.
  5. Ваш тон – спокойная доброжелательность и оптимизм.
  6. Никакие личные чувства и эмоции не демонстрируются при детях и на детях!
  7. Все разборки и взаимные претензии, равно как и проявления пристрастий друг к другу только в штаб-квартире.
  8. Вход в штаб-квартиру на сборах разрешен только членам отряда и руководителям сборов.
  9. В любой момент сборов любой из вожатых должен знать, где находится каждый ребенок его отряда.
  10. Еда, туалет, отсутствие по любой другой личной причине в отряде не может занимать более 25 минут.
  11. Если не можешь сам решить проблему в отряде – обращайся к старшим.
  12. Запомни, главное – не блистать самому, а сделать звездами своих детей, скромно оставшись в тени.
  13. Не бывает плохих или неспособных детей, бывают бездарные вожатые.


Невредные советы вожатому

  • Умей выслушать и услышать каждого ребёнка.
  • Жалок вожатый, лишённый чувства юмора.
  • Говорят, как пройдет первый день, так и вся смена.
  • Заслуженно хвали ребёнка с первого до последнего дня.
  • Научись не приказывать, а просить ребят, и они обязательно всё сделают.
  • Не делай ничего за ребят, делай с ними.
  • Сначала «включай» сердце ребёнка, потом голову, а потом руки.
  • Говори всем детям утром - «доброе утро», днём - «добрый день», вечером - «доброй ночи». И так — каждый день.
  • Не сердись долго на ребёнка: это не профессионально.
  • Научись всё видеть и кое-что не замечать, всё выслушать, но кое-что не - услышать.
  • Не всегда ищи виноватого.
  • Главная «тропа» вожатого - справедливость.
  • Не читай нотаций: всё равно не помогут.