На скале совета

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
0 223fb a50fe740 Lm.jpg

Сценарий большой ситуационной игры

3адачи:

— создать условия для снижения тревожности у детей, развития навыков сотрудничества и конструктивного общения со сверстниками и взрослыми (вожатыми);

— моделировать специальные ситуации, благоприятствующие созданию атмосферы взаимного доверия;

— помочь пятиклассникам занять новую социальную позицию по отношению к педагогам.

Описание проблем, на решение которых направлена игра


В общем круге. «Мы с вами одной крови!»

Проблеме адаптации младших подростков уделяется много внимания. Данная игра позволяет и детям, и вожатым более близко и в неофициальной обстановке познакомиться друг с другом, а совместная разработка двухстороннего соглашения способствует более глубокому осознанию статуса вожатого и ребенка (обеими сторонами!). Вожатые, встав перед необходимостью самопрезентации, конкретизируют (прежде всего для себя) свой профессиональный портрет. Возможность для развития навыков самосознания будет и у детей.

Предполагаемый психологический результат

Из первоначального положения «снизу» (дети) и «сверху» (вожатые) обе стороны должны прийти к конструктивному общению «наравне», в атмосфере взаимного доверия, разработав двухстороннее соглашение.

Описание сюжетной канвы, игровой результат, тип сюжета

Тип сюжета — реальный.

Сюжетная канва взята из сказки Р. Киплинга «Маугли», а именно эпизод, когда волк привел своих подросших волчат на Совет Стаи, чтобы показать остальным и чтобы их в конце концов приняли в Стаю. То же самое и в нашей игре. Только на Скале Совета — вожатые, а лидер группы привел своих "подросших питомцев".

Игровой результат заключается, конечно же, не только в том, что пройдены все этапы, сказаны все слова и составлено соглашение, но и в том, что получено удовольствие от неформального общения вожатых и детей.

Время на игру и на обсуждение: 1,5–2 часа.

Участники:

— младшие подростки;

— ведущий;


Возможное продолжение игры в деятельности вожатого

Текст соглашения отредактировать, напечатать и поместить, например, в уголке отряда. Если есть возможность, каждому ребенку выдать отдельный экземпляр.

Портретные характеристики детей можно внести в Дневник отряда, время от времени на анализе дня обсуждать ход выполнения соглашения, использовать разные формы для решения проблем, возникших в результате нарушения его той или другой стороной.

Подробный сценарий игры (см. табл.)

Подробный сценарий игры

этапа

Время

на проведение, мин

Содержание

каждого этапа

Задачи,

решаемые на каждом этапе

Материалы,

необходимые для проведения каждого этапа

I 3–5 Вступительное слово ведущего Погружение в игровую ситуацию. Постановка цели игры Возможно использование декораций для создания скалы. Вожатые могут сидеть и на стульях, а на полу — ковровое покрытие для детей
II 15–20 Самопрезентация вожатых Создать условия для рефлексии Предмет, дающий право говорить, который передается из рук в руки
III 25–30 Представление группы, индивидуальная характеристика каждого (краткую характеристику группы дает её лидер; индивидуальную характеристику каждому дают сами дети, называя черты характера, отражающие достоинства или преимущества ребенка) Предоставить возможность детям потренироваться в определении существенных положительных черт характера своих ровесников Можно на листе ватмана предложить перечень черт характера в помощь детям
IV 2–3 Визуализация: в содержание включается текст, призывающий участников представить вожатого (таких детей), с каким (ми) бы хотелось далее сотрудничать: как он (они) выглядит (-ят), что говорит (-ят) и т.д. Создать условия для отдыха, расслабления и настроя на следующий этап Музыка для релаксации
V 30 Принятие двухстороннего соглашения. 1) Группа вожатых и группа детей располагаются за отдельными столами и принимают пожелания к противоположной стороне («с каким вожатым хотелось бы...», «с какими детьми хотелось бы...»). Детям в формулировании может помочь вожатый. 2) Обсуждение и принятие каждого пункта противоположной стороной. Принятие возможно путем голосования. 3) Обсуждение способов воздействия в случае нарушения пунктов соглашения той или другой стороной. Заключительная (объединяющая) игра в общем кругу (любая, например, «Хлоп-шлеп») Создание условий для проживания и осмысления статусов вожатого и ребенка, развития навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми, выработки на основе собственного опыта норм поведения и общения. Создание условий для проживания новой ситуации общения — «вместе», «рядом» Листы А4, фломастеры
VI 3–5 Обсуждение игры


Комментарии

I. У всех участников игры на груди таблички: у детей — с именами, у вожатых — с именем-отчеством. Вожатые сидят на Скале (использованы декорации) либо просто на стульях, а дети — на полу.

Слово ведущего:

Это происходит раз в год. Так было много дождей назад, так случилось и в этом году.

Вот уже в который раз в джунглях Большой школы собирается Совет. Совет собирается по поводу одного вопроса: посмотреть на вновь прибывших и достаточно подросших старых питомцев, принять их в Большую школу. Совет всегда собирается на Скале. Это вершина холма, усеянная большими валунами, на которых и расположились те, кто обучает подрастающее поколение Закону Джунглей. Сейчас они сами о себе расскажут.

II. Вожатые говорят о предстоящей деятельности в лагере.

III. Теперь дети наравне с вожатыми выполняют одинаковую работу.

Слово ведущего:

Чтобы нам всем было интересно в лагере, попробуем сегодня обозначить желаемые портреты вожатого и лагерника, которые, будем надеяться, помогут в нашей дальнейшей совместной работе. Итак...

После окончания работы подытожить:

Сегодня принято двустороннее соглашение, в котором обозначены пожелания, каким должен быть вожатый и каким должен быть лагерник. Если же какие-то пункты соглашения будут нарушены, какие меры воздействия мы предусмотрим? Ваши предложения.

Конечно же, среди мер воздействия на детей за недобросовестность, лень и прочее будут названы ... В случае же нарушения соглашения вожатым можно предложить приглашение на беседу, может быть, и создание специальной комиссии, состоящей из вожатых и детей.

IV. Предложить сесть в круг, при этом группы должны перемешаться.

По кругу передается предмет, дающий право говорить, желающие делятся своими впечатлениями от игры, ведущий вначале называет перечень вопросов, отвечая на которые можно конкретизировать свои впечатления:

1. Что чувствовали, когда вначале дети сидели «у подножия Скалы», а вожатые — «на Скале»; когда работали над соглашением; когда играли в общем кругу?

2. Что поняли, чему научились?

3. Понравилась ли игра?

После игры ведущий, подводя итог, предлагает, взявшись за руки (участники остаются в кругу), проговорить Заветное Слово: «Мы с вами одной крови, вы и я!»