Народные игры и забавы
Кто останется в круге?
Встав на одну ногу и скрестив руки на груди, участники стараются вытолкнуть плечом друг друга из круга или заставить встать на обе ноги. Кто не сумеет удержаться — выходит из игры.
Особенно интересен финал, когда в круге остаются два самых сильных и ловких участника.
Себихуза
В центре комнаты - полоса. Две команды по разные стороны полосы пытаются пе-ретянуть друга на свою сторону. Заступивший за линию переходит на другую сторону и сражается уже за противоположную команду..
Перетягивание ступнями
Соперники стоят на одной ноге боком друг к другу, сцепившись стопами поднятых ног Каждый старается заставить соперника стать на обе ноги. Проигрывает тот, кто не сможет устоять на одной ноге. При этом нельзя толкать соперника руками, желательно заложить их за спину.
Сбей картошку (Сбей бульбу)
В Беларуси издавна распространены игры-упражнения на силу, ловкость, сообразительность,
Умение действовать в самых не обычных условиях. Вот одно из таких игровых испытаний для подростков и юношей 14— 18 лет и старше.
На два пня (в помещении их могут заменить табуретки, стулья), находящиеся на расстоянии 1,5—2 м, кладут круглое бревно. Игрок садится на середину бревна, скрестив ноги, лицом в сторону одного из пней (табуретов). Коленями опираться на бревно и передвигаться по нему не разрешается, но можно опираться о землю (пол) палкой длиной 1—1,5 м. Установив равновесие, играющий поднимает палку и старается сбить ею 4 картофелины, выложенные в виде квадрата (со стороной 20 или 30 см) на каждом пне (табурете). Если при этом он нарушит равновесие, то может снова опереться палкой о землю, а потом продолжать сбивать картофелины. Кто не удержится на палке и коснется земли рукой или ногой, уступает очередь следующему. Задача участников — сбить картофелины при наименьшем количестве попыток. Если участник игры, сбив картофелины, не удерживается на бревне, результат не засчитывается.
Шакал охраняет дерево
Эта подвижная игра популярна у детей Индии.
Играют З—5 ребят у невысокого дерева, на которое легко забраться. Вокруг дерева чертят круг радиусом 4 м. Внутри его игроки, вне круга — «шакал», который ловит их. У игроков имеется короткая палка, так называемая данда.
Один из игроков бросает между ног данду назад, стараясь бросить подальше. «Шакал бежит за ней. Пока его нет, игроки влезают на дерево. «Шакал» приносит назад палку и кладет у дерева, а сам снова становится вне круга. Один из игроков, спустившись с дерева еще раз бросает данду, как можно дальше. «Шакал» должен поймать этого игрока перед тем, как тот бросит палку, или же, быстро Вернувшись с ней, он сумеет еще застать игрока под деревом.
Дерево — дом, там схватить игрока нельзя, но вне дома любой игрок должен поменяться местами с «шакалом».
Чапан-куль
В этой веселой узбекской на родной игре можно одновременно занять 15—20 и больше человек. Все участники садятся на корточки. для игры нужен цветной халат «чапан» (отсюда и название игры). Если же халата нет, можно использовать мяч в цветной матерчатой оболочке. Это также придает игре красочность и сохраняет все элементы забавного состязания.
Игра заключается в следующем: халат или мяч быстро передается по рукам внутри круга сидящих, а водящий, бегая по внешней стороне круга, старается поймать игрока в тот момент. когда он не успел еще передать «чапан» соседу. Играющие стараются как можно быстрее передавать и принимать «чапан». Как только игрок с «чапаном» пойман, он становится на место водящего, а водящий садится в круг, и «чапан снова начинает быстро переходить из рук в руки.
Игра развивает ловкость, находчивость, вселяет бодрость, веселье.
Бой мешками
Для боя мешками нужно огородить площадку. Эта разновидность борьбы, где одну руку надо держать плотно прижатой к пояснице, действовать можно только одной рукой. Здесь большее значение приобретает умение двигаться, чувствовать движение противника, использовать его инерцию.
Ледяной столб
На масленицу ставили высокий столб, потом его обливали холодной водой и на оледеневший столб подвешивал подарки на разном расстоянии друг от друга. Игроки должны попытаться залезть на этот столб, но они соскальзывают с него, и побеждает тот, кто сильнее и упорнее старается преодолеть препятствия, чтобы долезть до конца и достать самый дорогой приз.
Русская метла
Шуточное первенство в метании метлы на дальность. Метлу удобнее взять без древка.
Самый внимательный
Игра популярна в США и в ряде стран Европы и Азии.
Можно играть вдвоем с третьим - ведущим, но лучше собрать группу. Все садятся кружком. Ведущий произносит: Нос, НОС, НОС И берется рукой за нос, а при четвертом слове рот он рукой не дотрагивается до рта, а дотрагивается, например, до уха. Сидящие должны делать все так, как говорит ведущий, а не повторять его движений. Кто ошибается, выбывает из игры. Выигрывает последний игрок, самый внимательный.
Снежная горка
Высота горки может быть разной, здесь важно наличие большого пространства. Угол горки должен быть по длине в три-четыре раза больше её высоты. Ширина площадки, где ребята готовятся к спуску, и дорожки на раскате - не менее 1 м, а ширина санной колеи - 1,5 м. Чтобы сделать горку, надо во время оттепели скатать снежные комья и сложить их кучу. Затем снег утрамбовать ногами или лопатой, срезать лишний снег и сделать из него барьер или лесенку. Полить горку холодной водой, иначе могут образоваться проталины. Можно соорудить и более сложную горку с поворотами, промежуточными подъёмами и спусками, декоративными арками. Разница между уровнями старта и финиша должна составлять 3-5 м.
На Новый Год или Масленицу устраивать гонки на скоростной спуск с горки.
Прокати обруч
На одной стороне площадки проводится линия. В 6—8 м от нее ставятся стойки с натянутей между ними веревкой на такой высоте, чтобы прокатываемый под нею обруч не задевал ее (вместо стойки можно ставить дуги).
Участники выстраиваются в шеренгу в 3—4 шагах от линии, У них два обруча. Каждый игрок по очереди выходит на линию и катит обруч по направлению к «воротам». Поймав обруч по выходе из ворот, он возвращается на свое место и передает обруч следующему игроку. Второй обруч вводится в игру, не дожидаясь возвращения первого.
Выигрывают участники, не уронившие обруч до ворот.
Варианты игры:
1. для игры используется несколько стоек или дуг. Стойки ставятся на ровной дорожке ближе к краю, образуя как бы тоннель.
Участники, прокатывающие обруч, перед тоннелем ударом руки направляют обруч в тоннель, за тем обегают его и подхватывают обруч на выходе.
2. На дорожке или площадке через 1,5—2 м устанавливаются зигзагообразно цветные флажки на подставках. Участники должны прокатить обручи по этой ломаной линии, огибая флажок с наружной стороны.
3. Прокатывание обручей по определенному, заранее обусловленному маршруту. для этого заранее изготавливаются указатели — стрелки с нарисованными на них обручами или флажки с изображениями обручей. Указатели размещаются в разных направлениях на дорожках и площадках.
«Космический концерт»
Сколько веселья, смеха вызывает эта игра, поднимает настроение, развивает слух и способность к имитации. В некоторых странах Азии, а также в Румынии и Португалии она особенно популярна в компаниях.
Ведущий распределяет инструменты между участниками:
Григорий, ты гитара, ты, Гашпар, барабан, а Вашку — скрипка и т. д.
Каждый из участников игры (4—5 человек) имитирует звуками и жестами звучание своего «инструмента»: гитары, флейты, барабана, скрипки и т. д. и исполняет одну из популярных (классических) мелодий. Ведущий игры следит за исполнением мелодии и оценивает, насколько имитация игрока соответствует звучанию инструмента и жестам музыканта.
В один из моментов исполнения «оркестром» мелодии ведущий дает команду одному или нескольким игрокам поменять «инструменты» Кто не справится с заданием, выбывает из игры. Победитель – лучший «музыкант-имитатор», оставшийся последним в оркестре.
Ворон каркает
В Восточной Африке очень популярны игры-загадки. К ним принадлежит и эта игра, популярная в Эфиопии. Собирают кучу мелких предметов: куски корней, камешки, перочинные ножи, веревочки, ракушки, пуговицы, листья, которые будут прятать. Предметы эти водящий видит, но к кому они попадут, не знает. Когда он выходит, все участники игры разбирают предметы и садятся в круг. Водящий возвращается и пытается догадаться, какой предмет находится в руке каждого игрока. Если его предположение ошибочно, игрок отвечает карканьем, если правильно,— молчит. Если водящий догадается после первого же вопроса, ему отдают спрятанный предмет и он кладет его справа, если после трех вопросов ведущий догадается — слева, а если догадается после второго или третьего вопроса — посередине.
Водящий выигрывает, если вещей больше справа, если слева — он проигрывает и снова водит. При подсчете средняя кучка не считается. Если выигрывает водящий, его заменяет игрок, у которого первым был найден предмет.
Чут-чут
Эта игра популярна у молдавских детей. Играющие становятся в ряд, держа в руках по палке длиной 60—70 см, с утолщением с одной стороны. Задача играющих — бросить палку как можно дальше. Собирает все брошенные палки и приносит на линию старта игрок, бросивший ближе всех, повторяя при этом не переводя дух: «Чут-чут, чут чут». Если он не сможет этого сделать, то выбывает из игры, а если сможет — игра начинается сначала.
Если по ходу игрок три раза оказался самым неловким, ему завязывают глаза и дотрагиваются концом палки до его спины, спрашивая, толстым или тонким концом она приложена. Если отгадывает, то игра начинается сначала, если нет — играющие разбрасывают палки во все стороны как можно дальше и не угадавший может их собрать. Но в игре он больше не участвует — пусть поучится бросать свою палку дальше товарищей.
Петушки
Участвуют в игре от двух до шести человек.
Для игры очерчивают круг диаметром 3—5 м. Два игрока приседают в его центре на корточках, выставив ладони вперед. Толкая соперника в ладони или в плечо и увертываясь от его толчков, каждый игрок старается вытеснить соперника за круг или опрокинуть. Игроки соревнуются друг с другом по очереди — кто выиграет больше боев. Каждый побежденный выбывает из игры. Побеждает сильнейший. Чтобы игра была интереснее, оба игрока (или один из них) могут толкать соперника или защищаться, держа перед собой мяч. Еще один вариант — каждый игрок охватывает руками щиколотки ног и толкает соперника плечом.
Чиплон
Молодые бирманцы, карены, чины, качины любят игру чин лон. 5 - 6 человек становятся
В кружок, берут специальный мяч, сплетенный из тростника шар диаметром 12,5 см и весом 250 г, и начинают им жонглировать. Мяч подбрасывают ногами, головой, плечами, стараясь поразить зрителей и партнеров изяществом приемов, а затем неожиданно передают мяч одному из партнеров. Тот старается всячески превзойти соперников. Уронивший мяч, выбывает из игры, а побеждает самый ловкий.
Защита булав
Несколько тысяч лет до н. э. в Азербайджане уже существовали игры, о чем свидетельствуют наскальные рисунки.
Игры сохранили в себе элементы образа жизни народа, его чаяния и стремления. Во многих играх отражены труд крестьянина на земле, занятия охотой и рыболовством. В некоторых играх сохранились элементы старинных обрядов азербайджанцев.
В игру «Защита булав» (Дире дойме) играют от 8 до 20 чело век. для игры нужны булавы или кегли (З—б штук).
На площадке очерчивают круг диаметром 6-7 м. В его середину ставят 4 булавы на расстоянии 1 м друг от друга. Играющие делятся на две равные по численности команды. По жребию одна команда становится в круг и защищает булавы, другая - вне круга - пытается захватить их.
Команда, находящаяся в кругу, защищая булавы, стремится осалить (коснуться) нападающих, вошедших в круг. Кто будет осален, выходит из игры.
Защитники не имеют права выходить из круга. Осаливание вне круга не засчитывается. Булава считается взятой, если нападающий вынесет ее из круга, не будучи осаленным. Если защитник сам свалит булаву, то он выходит из игры. Выбрасывать булаву из круга запрещается, можно лишь вынести ее из круга или передать игроку своей команды, которому удобно это сделать.
Если нападающие отберут З булавы, то считаются победителями. Если защищающие осалят всех нападающих, побеждают они. Затем играют второй раз, поменявшись ролями. Победитель объявляется после трех игр.
Ледяная карусель
Этот аттракцион пользуется большим успехом у детей. Столб, в верхний конец которого вгоняется металлический стержень (например, лом), вкапывают землю или вмораживают в лед. Его высота - 70--- 80 см. Затем на металлический насаживают старое (или специально сделанное) колесо. К колесу прикручивают проволокой или прибивают гвоздями длинные шесты, а к ним подвязывают санки. Дорожку, по которой будут катить сани, очищают от снега и заливают водой. Для большей устойчивости санки можно сделать широкими (60--90 см) или скрепить вместе двое саней. Вокруг столба снег посыпают золой или песком, чтобы не было скользко ребятам, которые будут раскручивать карусель.
Кот в мешке
Бразилия — это красочные карнавалы, где проводят различные конкурсы. Вот один из них – «Кот в мешке» популярный среди детей 8-14 лет. В мешок складывают шуточные подарки для игроков: швабры, тряпки, щетки, мочалки, старые веревки, рваные туфли, битые чашки, тарелки, дырявые кастрюли и т. д. Подарков столько, сколько игроков.
Игроки по очереди подходят к мешку и выбирают подарок. За подарок они должны остроумно поблагодарить и рассказать как будут им пользоваться, главное, чтобы это было интересно, весело и о данном предмете.
За самый удачный и веселый рассказ награждают настоящим призом.
Иногда вместо подарков в мешок кладут в конвертах шутливые пожелания игроку, отрывки из рассказов или стихов, которые нужно продолжить и зарифмовать. Получивший конверт остроумно комментирует послание. В конвертах могут быть и другие задания: сказать пословицу, высказать пожелание своим друзьям, выполнить оригинальное упражнение, что-то изобразить и многое другое.
Ходули
Пройти на ходулях определенное расстояние, наступая в кружки диаметром 50-60 см и вернуться назад.
Подними руку!
В игре участвуют 7 человек и более.
Игроки образуют круг (можно стоять или сидеть). Выбирается (по жребию) водящий. Он ходит по кругу и, останавливаясь напротив любого игрока, говорит:
Руки! Водящий должен остановиться именно напротив, иначе команда не выполняется. Игрок продолжает стоять (или сидеть), а оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа — левую, сосед слева — правую. Игрок, поднявший не ту руку или вообще ее не поднявший, заменяет водящего.
Играют установленное время. Выигрывают игроки, которые ни разу не были водящими.
Пеший бой
В Казахстане эта игра называется «Бой батыров». Играющие (мальчики) делятся на две группы, и каждая рассчитывается на «первый-второй». Первый номер садится на спину своего партнера, как на коня, и всадники обеих групп меряются силами. Кони при этом не должны перемещаться. Кто из борющихся упадет или коснется ногой земли, тот и проиграет. Игра физически развивает детей, воспитывает волю к победе.
БИЛЬБОКЕ
Старинная французская игра с привязанным шариком, который подбрасывается и ловится в ложечку. Возьмите толстую нитку или шнурок длиной 40 см. Один конец приклейте липкой лентой к шарику от настольного тенниса, а другой - к донышку пластмассового стаканчика или привяжите к ручке пластмассовой кружки. Ваше бильбоке готово. Играют несколько человек. Надо подбросить шарик вверх и поймать его в стаканчик или кружку. За это начисляется одно очко. Ловить шарик по очереди до промаха. Промахнувшийся передает бильбоке следующую за ним игроку. Победителем становится тот, кто первым наберет условленное количество очков.
Занга
Это старинная азербайджанская игра для юношей. Играют две команды с четным количеством игроков. Они занимают два квадрата на расстоянии 10- 15 м один от другого. Чем больше игроков, тем больше должен быть квадрат.
По очереди один из игроков бросает мяч вверх как можно выше, но так, чтобы он приземлился в квадрате противника, а те должны его поймать. Каждый пойманный мяч - очко. Поймавший мяч имеет право подбросить его. Игрок, набравший 5 очков, «приводит» из чужой команды «лошадь» к себе в квадрат и садится ей на спину. Игрок, который изображает лошадь, тоже имеет право ловить мяч и, если ему удается его поймать, он становится «всадником» и уводит бывшего «всадника», теперь уже свою «лошадь» в квадрат своей команды. Игра продолжается до выигрыша одной из команд 50 очков, то есть пока все 10 игроков не станут «всадниками» или по очкам за условленное время.
При выборе «лошади» стараются забрать из команды противника наиболее сильного и ловкого игрока или того, кто уже набрал 4 очка, заранее лишить его возможности стать «всадником».
Игра развивает физически, воспитывает силу воли, настойчивость и коллективизм.
Попади в репку.
Игра народов Замбии
В хурекуре и иниди (ихиндири) юноши, вооруженные заостренными палками, должны пронзить катящийся лукоподобный корнеплод или попасть в установленную на определенном расстоянии палку.
Проверь свой глазомер!
Ловкость и смелость индейца всегда и у всех вызывает восхищение. Ловкий бросок лассо, точный выстрел, быстрая реакции, сильная рука, выносливость - каждый хотел бы обладать этими качествами и способностями жителя прерий. Во многих странах популярны игры с набрасыванием обручей, колец или подковы. Правила игры просты: набрасывают Металлическое кольцо на деревянный стержень, расположенный в нескольких метрах.
Состязания проходят на площадке. На расстоянии 6-8 - 10 м от стартовой линии (в зависимости от возраста) устанавливаются две деревянные планки с вбитыми в них деревянными или металлическими колышками. Вторая планка устанавливается позади первой и параллельно ей на расстоянии 1 м. На планке длиной 1,5 м вбиты колышки (через 0,5 м и высотой 0,25 м) из проволоки диаметром 4—5 мм или из круглой палки диаметром 15 мм. Планка с колышками устанавливается с помощью куска проволоки, заостренной с одного конца и загнутой с другого.
Металлическое кольцо (диаметр 15 см) делают из проволоки диаметром 5 мм.
Играют двое и более человек. При попадании кольца на колышек засчитывается три очка. Игра продолжается до 51 очка. Аттракционы с такой или подобной игрой известны много лет. При попадании кольца на колышек игрок получал приз.
Два вола
На участников конкурса надевается, как упряжка, длинная веревка, и каждый из двух участников старается «утянуть» соперника за собой, в свою сторону. При этом игроки стараются дотянуться до приза, который расположен в полуметре от каждого из них.
Ручеек
Эту игру знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизмененном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода — эмоциональная, она создает настроение, веселое и жизнерадостное. Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.
Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры. Тут вам и борьба за любимую, и ревность, и испытание чувств, и волшебное прикосновение к руке избранной. Игра замечательная, мудрая и крайне многозначительная.
Прыгаем на одной ноге
В эту игру интересно играть командами по 6—8 человек. Обе команды становятся в
широкий круг и выделяют для состязания по игроку. Оба игрока становятся в середине круга лицом друг к другу, сгибают левую ногу в колене, а сзади правой рукой держат ее за ступню. Левыми руками противники пытаются столкнуть друг друга с места, прыгая при этом на одной ноге. Если кто-либо опустит ногу, то теряет очки. Игрок, сдвинувшийся с места, также теряет очко. Стоящие вокруг, во время состязания, ритмично хлопают в ладоши или поют, подзадоривая играющую пару. Выигравшая команда записывает очко, а состязавшиеся становятся в круг. Выходят новые игроки и все начинается сначала. Команда, набравшая больше очков, выигрывает, она становится сильнейшей. После игры слабые обязаны в виде штрафа выполнить любое задание, например, проскакать на одной или двух ногах до определенного места, станцевать, влезть на высокое дерево и т. д. Вступить в игру они могут лишь после этого.
Игра развивает ловкость, чувство коллективизма, выносливость.
«Монетный двор»
В некоторых странах Азии и Африки дети и взрослые любят играть в «Монетный двор».
Игроки вставляют в землю полуметровую палку и кладут на нее сверху монету или металлический кружочек. Вокруг палки чертят круг диаметром 1 м. Игроки стоят на расстоянии двух метров от палки и по очереди стараются сбить монету другой монетой. Однако лишь сбить ее недостаточно — монета должна упасть на землю за кругом. Кому это удается выполнить, получает очко. Очки подсчитывают после десяти туров. Тур—это. двойной удар (по одному разу двух партнеров). Выигрывает тот, кто набрал больше очков.
Игра развивает глазомер, ловкость, точность удара.
Шпень
Эта игра известна давно и популярна у молодежи и взрослых в селах Беларуси и сейчас. Кто же первый парень на деревне? Правила игры таковы. В цент ре поля или площадки устанавливают деревянный брусок цилиндрической формы, диаметром 50 см и высотой 20 см — шпень. Рядом с ним располагается водящий, а вокруг на расстоянии 10 м - игроки с битами в руках. Цель игроков - попасть битой в шпень, чтобы он отлетел как можно дальше от центра. Это выполнить не так просто. Если кому-либо удалось попасть в шпень и укатить его далеко, то водящий должен установить его вновь в центре поля.
Игроки в это время бегут к своим битам, а водящий пытается их опередить - установить шпень и лишь потом старается захватить любую из бит. Если это ему удалось, водящим становится потерявший свою биту.
Игра веселая, динамичная, острая, темпераментная. Она требует быстроты реакции бега, ловкости, сообразительности, меткости и физической подготовки
Игра с кольцами.
Игроки выстраиваются в линии, в десяти метрах от которой между двух столбов или деревьев натянута веревка с кольцом. По знаку игроки на «одной ноге», то есть на ходуле, приближаются к кольцу и стараются другую ходулю — «копье» — просунуть в кольцо, одновременно, разумеется, отталкивая «копье» другого игрока. Выигрывает игрок, который сумеет просунуть ходулю в кольцо, оставшись стоять на другой ходуле.
Игры на ходулях
Игры на ходулях известны более 2 тысяч лет. Например, еще и ХV и ХV веках во Франции Проводились турниры. Юноши, родившиеся в определенные месяцы года, собирались на одном берегу речушки или ручья, остальные — на другом и на ходулях начинали драться друг с другом.
Длина современных ходуль до 170- 190 см. Основное правило — палки должны достигать хотя бы до плеч, поскольку только так можно сохранить равновесие. Подножка находится в 30—50 см от земли.
Соревнование в беге на ходулях.
Игроки выстраиваются в ряд, по сигналу встают на ходули, бегут до определенной черты и обратно. Кто раньше вернется, выигрывает.
Хромой аист.
Игрок удлиняет лишь одну ногу, а другой Прыгает по земле, словно бежит на костыле. Выигрывает тот, кто прибежит первым.
Битва на ходулях.
Играют командами. Игроки становятся па рами друг против друга и пытаются столкнуть друг друга с ходулей. Борющиеся могут касаться лишь плеч противника, делать подножки запрещено. Нарушивший эти правила, выводится из игры.
Игра в мяч на ходулях.
Все простейшие игры в мяч можно вёсти на ходулях, в частности, во Франции так и делают.
Баландварак
Таджикская народная игра
Игра популярна среди подростков. Играют обычно на склоне холмов. Участники выстраиваются парами в колонну. По команде ведущего каждая пара по очереди прыжками поднимается на холм, плотно соединив обе ноги. Выигрывают те, кому удается в таком положении одолеть прыжками большее расстояние.
Прыгавшие стоят на определенном расстоянии друг от друга. Выигравшие в парах могут соревноваться между собой. Игра развивает физически, закаляет, воспитывает терпение и выносливость.
Метелки
Соревнование африканских племен.
На стартовую площадку выбегают бегуны. Каждый становится за выводящей маской. Маска, которую носит опытный спортсмен — чемпион предыдущих соревнований, отбирает команду, обращая внимание на физическую подготовку игроков. По сигналу соревнования начинаются. Тот, кого догнали и дотронулись метелкой, выбывает из игры и бросает свою метелку. По числу метелок засчитываются очки. Побеждает бегун, получивший больше метелок и, естественно, догнавший всех.
Игра развивает физически, воспитывает волю к победе.
Угадай, что это.
Игра народов Замбии
В Замбии трудовые навыки детям прививают в играх с 4— 6 лет.
Помимо навыков сельскохозяйственной работы, детей обучают различать породы деревьев, сорта съедобных корнеплодов, лечебных трав, виды жуков, гусениц, мошек, идущих в пишу.
В игре детям показывают листья, сорванные с разных деревьев. Кто больше распознал по листьям деревьев, тот и победил.
Снежный лабиринт
На ледяной или снеговой площадке предварительно чертят схему лабиринта в форме квадрата или круга с двумя выходами на противоположных сторонах. Сначала снегом выкладывают внутренние секторы лабиринта, затем, двигаясь от центра к краям, - стены. Они не должны быть высокими (до 1 м), чтобы легко было обнаружить того, кто заблудился в ходах лабиринта. Ширина ходов - 80-100 см. Если снега много, можно сделать лабиринт, вынимая снег лопатой и укладывая его по сторонам ходов. Лабиринт можно не строить, а протоптать на площадке запутанные ходы.
Отгадай, кто?
Играют в Армении дети младшего и среднего школьного возраста (10—15 человек).
Водящий садится, скрестив ноги, в центре площадки. Остальные игроки становятся вокруг него на расстояний 3 - 4 м.
Водящий пытается подражать, например, какой-нибудь птице или животному. Играющие, стоящие вокруг него, стараются от гадать, кого он изображает. Угадавшему водящий говорит: да! После этого все разбегаются, а водящий их догоняет. Тот, кого он догонит, становится водящим. Если никого не догонит, то продолжает водить вторично.
По правилам игры любой из игроков может назвать птицу или животное. Играющие убегают только после того, как водящий скажет: «да! Ловить можно только в пределах площадки.
Если игрокам не удается отгадать, кого изображал водящий, то сам водящий дает ответ и гонится за игроками, которые убегают за пределы площадки.
Три ноги
Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Парана " трёх ногах" добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта.
Корзина с фруктами
10—12 игроков садятся в кружок. Каждый выбирает название каких-либо фруктов: апельсин, груша, ананас и т. д.
Когда покупатель (водящий) вступает в круг, у него спрашивают о покупке. Он должен, на пример, ответить: «Я пришел с рынка, купил яблоко и грушу». Те, чьи имена он назвал, меняются местами, а покупатель старается занять место одного из них. Оставшийся без места игрок становится покупателем.
Тяни-толкай
Так назвали состязание в беге. Но бег необычный, парами. Игроки становятся спиной друг к другу и взявшись за руки. Стартуют от одного ориентира к другому, расположенному на расстоянии 10 м, затем возвращаются обратно. Непременное условие игры — не отрывать спины друг от друга. Один игрок бежит и тянет за собой партнера, который старается передвигаться синхронно с первым. Многим не удается бег с соблюдением условий. Побеждает та пара, которая быстрее других преодолеет расстояние туда и обратно. Время пробежки фиксируется.
Игра тренирует ловкость, синхронность движений, чувство ритма и терпение.
Снежный тир
В зимнем городке можно установить постоянные мишени для метания снежков. Лучше всего если это будут деревянные щиты размером 1*1 м с начерченными на них концентрическими окружностями диаметром 30,60 и 90 см. Щиты можно установить на врытых в землю столбах, повесить на глухую стену или на забор. Наверное, стоит сделать и особую стенку тира, на которую можно ставить мишени, их ребята будут сбивать снежками.
«Ванька-встанька»
В игре участвуют 10—15 человек.
Один игрок («Ванька-встанька») стоит, вытянув руки вдоль туловища. Остальные усаживаются поджав ноги, вплотную вокруг него и протягивают к нему руки. Ванька-встанька. падает на вытянутые руки сидящих игроков, которые все время отталкивают его. Кто не смог оттолкнуть «Ваньку-встаньку», сам выходит в середину.
Прятки
В эту игру играют во всех арабских странах.
Играют на площадке, заросшей кустами и деревьями. В середине ее, по возможности у толстого дерева, повернувшись к нему лицом, игрок водящей команды громко считает до ста.
Игроки другой команды прячутся. Начинаются поиски, и, если водящий находит спрятавшегося, он должен добежать до дерева и коснуться его. Обнаруженный игрок тоже бежит к дереву, стараясь коснуться раньше водящего. Если он не успел этого сделать, то выбывает из игры. Если же недостаточно ловким оказался водящий, его место занимает другой член команды. Так количество игроков обеих команд постепенно убывает. Побеждает команда, которой удается выгнать всех соперников.
Выбить водящего может не только тот, кого обнаружили, но и любой спрятавшийся, сумев быстрее прибежать к дереву. Из водящей команды в игре участвует лишь один игрок, остальные находятся вне игровой площадки и ждут, пока придет их черед вступать в игру.
Тайландский бокс
Два человека на ринге с завязанными глазами сражаются мешками, набитыми мягкими тряпками. Возможны и различны варианты: можно одному дать колокольчик, а другому мешок - он бьет на звук, человек с колокольчиком укланяется, можно дать мешки обоим, и ввести двух посредников - они направляют своих игроков короткими командами.
Квинта
Игра популярна в Литве. Играют пять человек. На земле или в спортзале вычерчивают квадрат со стороной 10 м. Четверо игроков становятся по его углам. В центре вычерчивают круг диаметром 1,5 м, куда становится пятый игрок, кого и зовут квинта. Четверка игроков кидает в него мячом, а квинта пытается увернуться от ударов. Квинта прыгает, нагибается, отскакивает в сторону, иногда даже ложится, но только в пределах круга. Когда мяч его настигает, в центр становится попавший в квинту — самый меткий. Игроки, стоящие по углам, стараются поймать мяч, чтобы не дать времени квинте приготовиться к новому броску. Игра динамична, проходит в высоком темпе, требует необычайной ловкости, быстроты реакции, прыгучести и собранности.
оплеухи
Старая добрая забава. Двое добрых молодцев встают на бревно, в руки берут по мешку и по команде начинают бить соперника мешком, стараясь сбросить его с бревна на землю.
Русская баня
Банным сухим веником "попарить" противника, кто быстрее обобьет об него веник
Рыболовная игра
Традиционная датская народная игра, в нее, как правило, играют в рождественские праздники, В датских деревнях почти каждый шестилетний ребенок имеет собственное снаряжение для этой игры.
Надо приготовить четыре удочки, каждая длиной 25 см. К одному концу удочки прикрепляют винт и привязывают к нему 15-сантиметровый крепкий шнурок с проволочкой в форме подковы, ее можно заменить плательным крючком. Удочки красят в разные цвета и они готовы. Рыбок делают из пробок, каждую размером до 2 см, затем красят или покрывают лаком. Сверху в пробку вбивают гвоздь подковкой. Рыбок нумеруют, нанося снизу пробки номера от 1 до 20 (это вес рыбы).
Играют на земле или низенькой скамейке. Одновременно состязаются четыре рыболова, пытаясь удочкой зацепить рыбу за гвоздь. Игра кончается, когда выловят всю рыбу. Выигрывает игрок с большим уловом. Азартнее всего проходит игра, когда остаются две рыбы, а удят четыре рыболова.
Перетяни за черту
Команды становятся у черты друг против друга. По сигналу соревнующиеся берутся за руки и стараются перетянуть противника через черту. Переступивший черту обеими ногами считается пленником и выходит из игры. Побёдивший теперь может помочь товарищам — обхватив за талию игрока своей команды, вместе с ним перетягивает противника. Побеждает команда, захватившая больше пленных
Чет или нечет
Еще жители Эллады и Рима играли в эту игру, литературные источники свидетельствуют о ее необычайной популярности.
В игре принимают участие не менее двух игроков, каждый получает 10—15 бобов или камешков, два стоящих напротив игрока держат бобы в правой руке. Один перекладывает несколько бобов незаметно в левую руку, затем показывает зажатый кулак и спрашивает у противника: «Чет или нечет?». Тот отвечает, предположим: «Чет!». Спрятавший бобы раскрывает руку, и они вместе считают бобы. Если количество их нечетно, спрятавший говорит: «дай один, чтобы был чет». Если же противник ответил правильно, он получает один боб. Затем роли меняются. Игра продолжается, пока один из игроков не проиграет все бобы. Второй игрок, собравший все бобы — победитель.
Цорог-бомбог
В этой монгольской игре участвуют двое. Для игры нужны два волейбольных мяча (бомбог - мяч), 4 флажка для двух ворот и две воронки ( Воронку склеивают или сшивают из картона. Отверстие в узкой части воронки равно 20 мм, а широкая часть должна быть такой, чтобы в нее свободно входила голова играющего. Воронку можно разрисовать, например, как голову волка или другого животного.
В Монголии в цорог-бомбог играют на площадке или в степи. На игровом поле отмечают линию финиша и на расстоянии 10 м от нее — двое ворот (в ряд), обозначенных флажками.
Игроки выстраиваются на финишной линии. Воронки держат в руках широкой стороной вверх. Возле ног лежат мячи. По команде руководителя: Эхлзе! (играющие просовывают головы в воронки так, что бы поле было видно только через маленькое отверстие, и начинают гнать мячи по площадке, подталкивая его ногой и пытаясь как можно скорее попасть в свои ворота. Кто из играющих быстрее это сделает, тот и станет победителем. Однако сделать это нелегко. Помните, что во время игры нельзя снимать воронку с головы. Игра имеет свою тактику, развивает ориентацию в пространстве, укрепляет мышцы и улучшает координацию движений.
Собери камешки
кенийская игра
Являясь типичной, широко распространенной игрой, она почти во всех уголках мира имеет какой-либо вариант. В Америке она называется
«джекс» в Японии «отедава» известна она в Азии и во многих странах Африки.
В кенийском варианте игры участвуют шесть игроков, разбитых на две команды. Для игры необходимо 25 маленьких камешков или круглых галек, чтобы все они помещались в горсти. Игроки садятся в круг. Один из них берет камешки в правую руку, подбрасывает и пытается поймать, сколько сможет, остальные падают на землю. Затем бросает пойманные камешки и снова пытается поймать как можно больше. Эти камешки игрок перекладывает в левую ладонь. Подбросив один камешек, быстро поднимает столько камешков, сколько сможет. Затем снова подбрасывает один из находящихся в горсти и этой же рукой поднимает следующий камешек. Это повторяется до тех пор, пока играющий не соберет все камешки или не проиграет.
Игрок проигрывает если:
- не может поднять ни одного камешка, пока другой в воздухе;
- поднимая один камешек, другой сдвинет с места;
- подняв камешек, не сможет поймать тот, что в воздухе.
Если один игрок проиграл, в игру вступает следующий. При выигрыше, когда собраны все камешки, начинает игру следующий игрок, а число камешков, записывается в пользу его команды. Если игроки обеих команд уже принимали участие в игре, окончательный результат суммируется. Выигрывает команда, которая набрала больше очков.
Сахреоба
Любимая и широко распространенная игра в Грузии. Она развивает ловкость, физическую выносливость. а также дисциплинирует.
Для игры требуется 10 палочек длиной до 1 м. любого диаметра. Палочки раскладывают на ровной площадке параллельно, на расстоянии 50 см. Вдоль ряда палок с обеих сторон кладут по плоскому камню на расстоянии 50 см от палочек. Игрок должен сделать не сколько упражнений.
1. От первого камня нужно пропрыгать на одной ноге до второго камня, обходя лежащие деревянные палочке справа и слева — эмейкой, совершая своего рода слалом, а затем вернуться к исходному камню. Второй ногой касаться земли не разрешено правилами Каждый раз, пройдя все пал ки. игрок имеет право отдохнуть на i но не более минуты.
2. Повторить первое упражнение, прыгая на другой ноге.
3. На одной ноге пропрыгать всю цепочку туда и обратно, перепрыгивая палочки посередине. Нельзя менять ноги и через каждую палку делать больше одного прыжка.
4. На одной ноге совершать по площадке слалом как в первом упражнении, но теперь прыгать боком, чтобы стопа была параллельна палкам.
5. Обеими ногами перепрыгнуть через все палочки поочередно и возвратиться обратно.
б. Предыдущее упражнение повторить, прыгая спиной, при чем каждую палку нужно перепрыгивать одним прыжком.
7. Обеими ногами перепрыгивать через палки от одного камня к другому и обратно, но на этот раз так, чтобы перепрыгивать сразу через две палочки. Порядок упражнения таков: от начального камня прыгнуть ко второй палочке, оттуда за третью, пятую и т. д. Через десятую — ко второму камню и обратно таким же образом.
Игра идет на время, поэтому выигрывает игрок, закончивший раньше других все упражнения.
Кондалы
Участники (10-20 человек)разбиваются на две группы, становятся друг напротив друга на расстоянии 20 м. и берутся за руки образуя две цепочки, расположенные параллельно друг другу.
Первая группа кричит хором: - "Кондалы!"
Вторая ей отвечает: - "Закованы! Раскуйте нас."
Первая, хором: - "Кем из нас?"
Вторая группа, посовещавшись, выбирает одного из первой группы и называет его имя.
Выбранный разбегается и пытается порвать цепь, участники которой его выбрали (цепь второй группы), а те в свою очередь пытаются этого не допустить, крепко держась за руки.
Если Выбранный разрывает цепь, то он берет одного из двух, разорвавших цепочку и забирает его в свою команду.
Если Выбранный не разрывает цепь, то он остается в этой команде (пойман).
Игра продолжается пока в одной из команд не останется 1 человек.
Круговая лапта
В эту игру играют в области Хевеш (Венгрия).
Вокруг площадки диаметром 15—20 м располагается команда .подающих. Вторая команда – «прячущихся» занимает место внутри круга. Два главных игрока, выбранные жеребьевкой для каждой команды, берут два одинаковых камня, один помечают и одновременно их подбрасывают. Чей камень упадет раньше, тот выбирает первым. Это жеребьевка повторяется до тех пор, пока не сформируются две команды.
Каждый член подающей команды стоит на линии круга у своей лапты (положенный на землю или воткнутый кусок дерева). Самый ловкий подающий, у него лапта большего размера (главная лапта), руководит игрой. «Прячущиеся» стоят в кругу и следят за подающими.
Члены обеих команд стараются выбить друг друга. Первый подающий бросает мяч второму подающему (мяч тряпичный или кожаный, набитый волосом), по возможности главному. Тот пытается попасть в игрока «прячущейся» команды мячом. Если это удается, он выходит из круга. Если нет, «прячущиеся» стараются завладеть мячом и вы бить кого либо из «подающих. Они могут передвигаться внутри круга, но «подающвм» не разрешается сходить, со своих мест.
Пытаясь ввести в заблуждение «прячущихся», они передают мяч друг другу.
Если выбивают главного подающего, его заменяет другой игрок, т. к. без главной лапты игра продолжаться не может. Иногда в конце игры на месте остается лишь главный подающий. Он теперь может «крутиться», то есть бегать от лапты к лапте независимо от того, есть у него мяч или нет. Если он останавливается у лапты, его нельзя выбить. Это можно делать лишь во время перебежки.
Случается, что «прячущиеся» не могут попасть ни в одного из подающих Это называется
«непорочной» лаптой..
Если мяч вне круга — «зажигают» свечу т. е. игрок бросает мяч вверх. Тот, кто его поймает, продолжает игру за свою команду.
Выигрывает команда, выбившая всех игроков противника.
Интересен вариант игры, когда участвуют трое - два «подающих» и один «прячущийся» Находясь в центре круга, «прячущийся» стоит двоих игроков. Если его выбивают, у него есть право играть еще раз. Выигрывает тот, кто выбивает противника (или противников) раньше
Топач-волчок
Игрой с волчком увлекается не только детвора, но и взрослые. Волчок высотой 5— 7 см делают из твердого дерева. В заостренный конец его вбит гвоздь с округлой шляпкой. На вол накручивают крепкую, но легко раскручивающуюся проволоку. Другой конец проволоки игрок держит в руке и при броске волчка может регулировать его кручение. Чей волчок дольше будет вращаться, тот и победитель.
Есть другой вариант игры. Чертят круг диаметром 0,8— 1 м. Участники игры (2—4 человека) по очереди запускают вращающийся волчок в круг. Последний игрок пускает свой волчок так, чтобы выбить волчки других участников. Побеждает выбивший больше волчков.
достать камешек
для игры требуется крепкая веревка длиной 2—3 м и два не больших камешка. двое соревнующихся берутся за концы веревки (для удобства на концах веревки можно завязать узлы или сделать петли) и расходятся, натягивая ее. Возле каждого игрока кладется камешек на расстоянии 1 м от него. По сигналу каждый старается, перетянуть противника, достать свой камешек.
Народный мяч
Болгарская игра, но в нее играют и в других странах Балканского полуострова и Центральной Европы.
Играют на волейбольной площадке без сетки две команды по 10 - 15 человек. Каждая располагается на своей половине площадки, а по одному игроку посылают на половину противника. Мяч вводится в игру броском. Если игрок одной команды ловит его, он бросает его на половину другой команды, стараясь попасть в игрока противника. Игрок, в которого попали мячом, выбывает из игры. Если он ловит мяч на лету, то ответный броском старается попасть в противника. Так меняется порядок бросков, и число выбывших растет. Команда, выбившая всех противников, выигрывает. Роль стоящего позади игрока — поднимать и передавать своей команде мяч, выкатившийся за пределы площадки. Этот игрок может ввести противника в заблуждение. Брошенный ему через площадку мяч он может отбросить своим партнерам для более удачного броска. Однако сам вы бить противника он не может.
Вишенка
Забава для молодых парней и девок на выданье. Главное побольше разбег, повыше да подальше полететь, а там руки товарищей добросят тебя до девки, которую и поцелуешь. После полета по волнам из сцепленных рук на пару десятков метров поцелуй получается особенно чувственным. Главное - вовремя затормозить, а то пролетишь.
Малечена-калечина
Играющие выбирают водящего.
Каждый игрок берет в руки небольшую палочку (длиной 20-30 см). Все произносят такие слова:
Малечена - калечина,
Сколько часов
Осталось до вечера,
До зимнего?
После слов "До зимнего?" ставят палочку на ладонь или любой палец руки. Как только поставят палочки, ведущий считает: "Раз, два, три, … десять". Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя
Кольцебросы
Различают напольные, настенные и настольные кольцебросы.
Напольные кольцебросы состоят из колец и колышков. Кольца вырезают из фанеры, диаметр их — 18—20 см, ширина — 2 см. Количество колец может быть любое (у нас их 10 штук). Два деревянных колышка высотой 25—30 см закрепляются на подставке.
Играющие договариваются о количестве колец, которое каждый из них будет набрасывать, становятся на определенном расстоянии от колышков и по очереди набрасывают на них кольца.
В начале игры расстояние от колышков устанавливается не большое -- 1 м; постепенно оно увеличивается до 1,5; 2; 2,5 и З м.
Кольца набрасываются на один колышек и на два. В первом случае играющие набрасывают кольца по очереди, во втором — могут играть парами.
Выигрывает тот, кто набросит больше колец.
Зиуара
Игра народов Замбии
Игра, имитирующая драку (две группы мальчиков, обычно из разных краалей) наносят друг другу легкие удары тонкими прутьями и короткими палками, причем, никто из дерущихся не должен реагировать на причиненную боль.
Ребанэ
Эта народная эстонская игра очень популярна. Для игры в ребанэ все участники делятся на группы по три человека. Обычно двое «ловцов» — это девушки, а третий - юноша - изображает «лисицу», по-эстонски «ребанэ». Иногда бывает наоборот, когда двое юношей ловят девушку. У играющих в руках шарф длиною 4—5 м, завязанный петлей. Концы шарфа «ловцы» держат одной рукой, а петлю поддерживают другой. Через это кольцо и должен проскочить игрок, изображающий «лисицу», прежде, чем кольцо успеют затянуть. Не каждому удается проскочить через кольцо. Если «ловцы» быстрые, они перехватывают «лисицу» за пояс, если менее ловкие — за ногу, но если «лисица» окажется более хитрой и ловкой, она сумеет проскочить через кольцо прежде, чем оно затянется. В игре «ребанэ» одновременно могут участвовать 8—10 групп.
Квач
«Квач» — так называют в Украине помазок для смазывания сковороды салом. В детской игре с таким же названием салят, пятнают (русское название игры *салки*). На Украине распространена разновидность «квача», в которой водящий салит мячом. Игроки разбегаются по площадке. Водящий бегает с мячом
бросая его, старается осалить кого-нибудь. Осаленный сменяет водящего.
Игра развивает двигательные навыки, прежде всего быстроту и ловкость.
Перетягивание каната
Две команды перетягивают канат. Кто сильнее. Наиболее интересно перетягивать канат над речкой, чтобы проигравшие падали в воду.
Целуй, девка, молодца
Для игры потребуется 4 или более участников (чем больше, тем лучше). Все участники встают в круг. Кто-то один становится в центр, это ведущий. Затем все начинают двигаться: круг вращается в одну сторону, тот, кто в центре, в другую. У центрового должны быть завязаны или закрыты глаза. Все напевают:
Шла матрешка по дорожке,
Потеряла две сережки,
Две сережки, два кольца,
Целуй, девка, молодца.
С последними словами все останавливаются. Выбирается пара по принципу: ведущий — та (тот), которая(ый) перед ним. Затем решается вопрос совместимости. Они становятся друг к другу спиной и на счет «три» поворачивают голову налево или направо; если стороны совпадают, то счастливчики целуются!
Валтени
(латышская игра)
В эту игру играют на лесной поляне. Играющие, за исключением одного игрока, ложатся на траву лицом вниз и закрывают глаза. Водящий с силой бросает балтени — обтесанную палку длиной до 50 см — в кустарник так, чтобы не сразу можно было ее найти.
При возгласе водящего: «Готово!» — все быстро вскакивают и бегут искать брошенную палку. Нашедший балтени первым, получает право стать метателем. Несмотря на свою простоту, игра требует большой ловкости.
Ичек
Игра популярна среди молодых мужчин в Камеруне. На просторную площадку, которая как правило, является сельской площадью, выходит мужчина с орехом дерева ичек, похожим на футбольный мяч. За ним, приплясывая под звуки на родного оркестра, выступают танцоры. Слева вдоль площадки располагаются юноши с копьями, за каждым - толпа поддерживающих их болельщиков. Победителю сулят золотые горы:
баранов, сыр и кукурузу, мавиоку и самый приятный приз — невесту без всякого выкупа. Невесты болеют тут же за спиной соревнующихся, не скрывая своего желания покончить с не замужним состоянием. Наступает решающий момент, толпа замирает. Ведущий поднимает ичек и с силой бросает мяч вдоль шеренги. В тот же миг в ичек летят копья. Чье копье пронзит орех, тот и победитель, тому и желанная награда — невеста.
Игра развивает ловкость, чувство соперничества и другие качества.
Выбей куб!
Играют на площадке 8—14 человек. Из березы или сосны изготавливают куб с гранью 15 см. Немного закругляют ребра куба, сглаживают грани и рисуют на них черной краской кружки (как в играх с костями). На противоположных гранях сумма нарисованных кружков должна быть равна 7. Для игры нужны еще 4 палки длиной 60—100 см и диаметром 1,5 см На площадке рисуют круг диаметром 1,5 м, а в центре — еще круг величиной не больше куба. На расстоянии 5— 7 м от большого круга.
Играют на личное или командное первенство. Каждый (при личном первенстве) имеет по две крепкие круглые палки (одна длиннее и толще другой).
Игру начинают по жребию. Один из игроков бросает палку в куб с таким расчетом, чтобы выбить его из большого круга. Если это удается, то он получает столько очков, сколько кружков окажется на верхней грани куба. Не меняя положения куба, ставят его в центр круга. После этого бросает палку другой игрок с любой из двух линий и т. д. Если после попадания палкой в куб тот не вылетит из круга или упадет на линию круга, команда или игрок очков не получают. При неудачном броске вычитается 5 очков из набранных. Если же команда не успела набрать достаточное количество очков, то эти 5 очков присуждают команде соперника. Каждый имеет право на один бросок, но можно установить 2-З броска для каждого игрока.
Побеждает команда, которая первой набирает установленное количество очков.
Рипка
Молодежная спортивная игра, популярная в странах Балтии. Она напоминает игру с шайбой. Рипка — деревянный круг диаметром 15 см и толщиной 2 см. Каждый игрок имеет короткую деревянную биту. Играют на площадке длиной 30 м и шири ной 1,5-2 м. на лесной тропинке, на траве или на берегу моря.
Игру начинают по жеребьевке со средней линии. Команда, в сторону которой направлена рипка с первого удара, удаляется от средней линии на расстояние 10 м.
Цель игры - загнать рипку в крепость (крайние узкие стороны площадки). Играют две команды, каждая по 3—б человек. Рипка должна катиться по земле, в воздухе может находится не более З м. Останавливать ее можно только битой. Рипка, попав на боковую линию, выбрасывается игроком команды противника с того места, откуда она выкатилась. Команда, первая закатившая рипку за линию крепости противника, выигрывает. Играют несколько таймов, каждый по 20 минут.
Аркан-таргыш
Игры с перетягиванием известны у многих народов. В Кыргызстане эта игра проводится по-своему и особенно популярна на всевозможных национальных спортивных праздниках.
В игре участвуют два человека, но на поле во время праздника обычно выходят 8—10 пар.
У каждой пары должен быть шарф длиной 7—8 м со связанными концами. Расшитый ярким орнаментом или раскрашенный, шарф является прекрасной декоративной деталью народного праздника. Если нет шарфов, для этой же цели используют толстую веревку, концы которой связывают, образуя кольцо. По правилам, участниками игры должны быть люди, равные по весу и по силе. Они надевают шарф на шею, пропускают его под мышками и становятся спиной друг к другу. Если вместо шарфа используется веревка, под нее на шею кладут что-нибудь мягкое.
Когда игра проводится на поле стадиона, все участники становятся спиной друг к другу поперек одной из линий, которыми размечен стадион. По сигналу, каждый участник старается перетянуть своего соперника через границу. Кому это удалось — победитель. Если участвует много пар, можно устраивать состязание между победителями до тех пор, пока не выявится победитель состязаний.
Броски по движущейся цели
Этой простой игрой увлекается молодежь Аргентины.
На земле очерчивают маленький круг или выкапывают неглубокую ямку, место которой игроки должны хорошо запомнить. Перед - целью ставят высокий лист фанеры. Игроки становятся в 10 м от цели и по очереди бросают в нее. Бросающий может рассчитывать лишь на свою память и глазомер, задача перед ним довольно сложная. Судья контролирует точность бросков.
Целью может служить и корзина. Ее не загораживают, а медленно передвигают с помощью длинного прута. В эту движущуюся цель нужно по пасть камнем или маленьким мячом.
Бильбоке
Старинная французская игра с привязанным шариком, который подбрасывается и ловится ложечку. Возьмите толстую нитку или шнурок длиной 40 см. Один конец приклейте липкой лентой к шарику от настольного тенниса, а другой к донышку пластмассового стаканчика или привяжите к ручке пластмассовой кружки. Ваше бильбоке готово. Играют несколько человек. Надо подбросить шарик вверх и поймать его в стаканчик или кружку. За это начисляется одно очко. Ловить шарик надо по очереди до промаха. Промахнувшийся передает бильбоке следующему за ним игроку. Победителем становится тот, кто первым наберет условленное количество очков.
Плетень
Всех участников делят на две команды и выстраивают в две шеренги друг напротив друга.
Участники заплетают "плетень" - берутся за руки через одного, перекрестно.
Учасники первой команды шагают навстречу другой команде, которая в это время стоит на месте, и говорят: "Машу все мы поздравляем и здоровья ей желаем!". Вторую половину фразы они говорят, шагая назад. То же делает потом другая другая команда. Затем все выстраиваются в затылок и идут за ведущим, который старается идти так, чтобы все запутались. Как только ведущий хлопает в ладоши, обе команды становятся на свои места и снова заплетаются в "плетень".
Обычно после этого появляются "лишние" руки.
Таяк-ойна
Эта казахская народная игра. Она требует от участников силы, ловкости и меткости. Проводить ее лучше на площадке около снежных сугробов. Можно самим сделать стену из снега высотой 0,5 м и Начать турнир. для турнира необходима деревянная палка (копье) диаметром 12—15 мм в длиной 1 м.
Игра заключается в том, что каждый участник игры с силой метает копье в снежный сугроб или стену. Если копье брошено достаточно сильно, его конец выходит на противоположной стороне и такой игрок побеждает.
Игра развивает меткость, физическую силу, упорство в достижении цели, решительность, поддерживает бодрость и веселое настроение.
Русская красавица
Девушки проходят сначала хороводом, показывая свои костюмы. Затем проходят с коромыслом и полными ведрами воды, показать свою стать, походку.
Попади в кольцо!
Игра популярна в Перу.
Для игры изготавливают три кольца диаметрами 120, 80 и 50 мм из стальной проволоки толщиной 3—4 мм. Проволоку гнут на цилиндрических предметах (трубах) соответствующих размеров.
Все три кольца связывают между собой так, чтобы они находились на расстоянии 200 мм. Далее связку колец подвешивают на уровне глаз к шестам. Копье из металлического стержня или проволоки толщиной б - 7 мм и длиной до одного метра (в зависимости от возраста игроков) заостряют с одного конца, а с другого загибают в кольцо. К кольцу копья подвязывают шпагат длиной 8—10 м, другой его конец подвязывают к поясу. Это нужно для возвращения копья к месту броска, чтобы каждый раз не бегать за ним. На расстоянии 4 м от колец проводят на земле черту. При успешном метании копья расстояние увеличивают.
Ла палма
Старинная игра, популярная среди индейцев Боливии.
для игры необходима кость (индейцы обычно берут седалищную кость осла либо ламы) и несколько камней. Кость втыкают в землю — это цель. В З м от цели проводят линию, а за тем еще пять линий одна за другой, последняя — на расстоянии 18 м от цели. Если игроки опытные, расстояние удваивается. Играют только мальчики. Игроки должны попасть в цель — кость. С ближайшей линии пытаются это сделать из обыкновенной рогатки с камешком. Рогатку используют не всегда, иногда просто бросают камешек. Игрок, не попавший в цель с первого раза, в следующем круге снова делает попытку, а попавший бросает со следующей линии. Каждый имеет шанс пройти по всем линиям. Кто первый попадет в цель с дальней линии, тот и выиграл.
Кто более ловкий?
В эту игру играют дети северных народов Канады, для игры нужны дощечка в виде ромба с отверстием посередине, шнур, деревянный брусок и две палки. Размеры дощечки: высота - 10 см, ширина – 5 см , отверстие – 2 см..
Дощечка подвешивается к палке так, чтобы она находилась на уровне пояса участников. К ней для веса крепится брусок. На земле проводят две параллельные линии на расстоянии 1,2—1,5 м одна от другой (расстояние зависит от возраста участников). Посередине между линиями подвешена дощечка. Два игрока стоят на линиях и стараются попасть палкой в отверстие дощечки, одновременно стараясь отбить палку противника. Играют на время. Каждое попадание дает одно очко. Выигрывает тот, у кого больше очков. Игра требует большой ловкости и сноровки.
Лело
Игра в лело стала эмблемой грузинского национального спорта и имеет тысячелетнюю историю. Смысл игры в том, что бы участники смогли донести мяч до линии противника, расположенной на противоположной стороне поля, которое по-грузински и называется лело. Со времени возникновения игры менялось число игроков, размеры игрового поля, размер мяча, но суть игры оставалась прежней. В современном варианте играют две команды, каждая численностью до 15 человек на поле длиной 150-300 м и шириной 70-100 м. Величина мяча 60- 70 см по окружности, вес 2- З кг. Набит мяч шерстью или волосом. Перед началом игры участники располагаются в круге (диаметр 10 м.) в центре поля. Мяч можно бросать, нести на руках и ударять ногами. Правилами игры запрещается захватывать игроков без мяча, наносить удары и допускать грубость. Лело — спортивная игра для взрослых всех возрастов. Развивает ловкость, быстроту мышления, реакцию, выносливость.
Фанты
Для начала надо собрать со всех присутствующих фанты. Это может быть предмет одежды или украшение, бумажка с именем или любой другой предмет. Главное требование к фанту - чтобы он был небольшим и чтобы можно было безошибочно определить, кто именно из присутствующих является его владельцем. Как правило, сбор фантов превращается в сомостоятельную игру самый простой вариант - с каждого из присутствующих берется один фант.
Правила.
Ведущих - двое. Один достает фанты, показывает из всем, кроме второго ведущего и спрашивает: "Что сделать этому фанту?" Второй ведущий дает задание - спеть, станцевать, покукарекать, выйти на улицу и пробежаться вокруг дома, сходить в соседнюю комнату и принести конфет, помыть посуду. Диапазон зависит от фантазии и от предварительно оговоренных рамок выполнимых заданий.
Катание по шестам
Эта народная забава когда-то была широко распространена в лесистых губерниях России. Устраивали ее и некоторые другие народы. На склоне горы или бугра, иногда специально награбленного из снега и плотно утрамбованного, кладется под уклон параллельно друг другу на расстоянии около 1 метра два ровных, гладко обструганных шеста (жерди) длиной 15-20 м. Бывает и так, что искусные мастера "приращивают" к каждому шесту еще один или несколько, доводя длину до 50 и более метров. Но соединения должны быть очень прочными и гладкими, чтобы проводя рукой не ощутить заметного уступа или зазора. Получаются как бы два гладких рельса, по которым можно скатиться с горы. Шесты неоднократно поливают водой, чтобы они прочно вымерзли и стали скользкими. Заливают и хорошенько раскатывают так же площадку, по которой будут катиться съехавшие по шестам. Желающий прокатиться по шестам подбирает себе напарника примерно одинаково по росту и весу. Желательно, чтобы обувь у обоих была с каблуками, которые помогают устойчивее держаться на шесте и не соскальзывать с него. Напарники встают на шесты лицом друг к другу, поддерживая один другого руками за плечи или талию. Впрочем, способы могут быть самые разные, лишь бы устоять при быстром скольжении вниз. Согласованность действий, умение удерживать равновесие, изобретательность, смелость позволяют некоторым прокатиться в самых удалых и комических позах. Это прекрасное народное зрелище для зимнего праздника. Особенно увлекает катание по шестам молодежь и подростков.
Тигробол
В игре участвуют 4—8 человек. Они образуют круг диаметром 4—8 м. Один или два игрока, назначенные по жребию «тиграми», заходят в середину круга.
Игроки, стоящие вокруг, разыгрывают мяч между собой, но передвигаться им не разрешается. «Тигры» в это время стараются коснуться мяча или поймать его.
Если «тигр» коснулся мяча, он сменяет игрока, бросавшего мяч последним. Интересно, сколько раз каждый игрок сменит «тигра»? Каждый игрок изображает «тигра» по очереди. Можно подсчитать, через сколько бросков или сколько раз за условленное время ему удается перехватить мяч.
По правилам игры каждому игроку разрешается держать мяч только З секунды. Можно также принять такое условие, когда игроки сидят на земле или лежат на животе, а «тигр» ловит мяч.
Если круг большой, мяч разыгрывают ногой.
Чехарда
В Турции — стране «сильных людей» — любят померяться силой. Любимая народная игра — чехарда. Играли мальчики. Одного из них выбирают «эбэ» — ведущим. Он сгибает спину и держит себя руками за щиколотки. Командует:
«Один к одному!». Другие участники игры по очереди перепрыгивают через эбэ. Затем он произносит: «два к двум!» И игроки снова прыгают, но эбэ теперь немного выпрямляется. Кто не сможет перепрыгнуть, становится на место эбэ.
Борющаяся цепь
Игроки каждой команды берутся под руки, становятся на линии (между линиями — 10 шагов) лицом друг к другу. За тем сходятся посередине так, чтобы каждый соревнующийся из одной команды занял место между двумя игроками другой команды.
Получается своего рода цепь, где игроки каждой команды смотрят в противоположные стороны. По сигналу они стараются оттеснить противника за исходную линию. Игроки, допустившие разрыв цепи, выбывают из игры.
Шарик в ладони
Эта игра пользуется популярностью в Греции.
Она развивает реакцию мгновенного действия. Принимают участие б и более участников, однако, чем больше игроков, тем интереснее. Они выстраиваются в шеренгу в 30—40 см друг от друга. Вытянутые руки с раскрытыми ладонями держат за спиной. Один из игроков, идя вдоль шеренги, делает вид, будто хочет опустить в чью-либо ладонь шарик (или мяч). Игроки не должны оглядываться. Наконец он опускает шарик в руку, и игрок, его получивший, вырывается из шеренги. Соседи по шеренге должны схватить его (или осалить) прежде, чем он двинется с места. Но при этом они не имеют права сходить с линии. Если им не удастся его схватить, он может вернуться на место, и игра продолжается. Если схватят он меняется местами с ведущим, и игра продолжается.