Набор развивающих игр 1

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
158871688 9bcc35933fm.jpg

Слова, слова, слова!

Выбирается ведущий. Все остальные берут ручки и по листу бумаги. Ведущий произносит какое-то слово. Остальные записывают на бумаге различные слова, рифмующиеся с названным словом, и желательно, чтобы их было побольше. Можно записывать как разрозненные слова, так и целые фразы. Например, ведущий называет слово «лес». Дети могут написать ему в рифму: чудес; исчез; залез; пресс и т. д. Когда каждый напишет свои слова, игроки могут зачитать их вслух. Они вправе сочинить и стихотворные строчки, в которых будут содержаться записанные ими слова. В стихотворении могут содержаться любые другие слова, главное, чтобы оно получилось забавным и интересным. Желательно, чтобы каждый попробовал свои силы в сочинительстве и придумал что-нибудь наподобие: Однажды в лес зашел индюк. Много чудес он увидел вдруг. Ему понравился так лес, Что вскоре наш индюк исчез… Наверное, в дупло залез. Увидите, у каждого из детей получатся свои, оригинальные и смешные стихи. Ведущий оценивает творчество всех игроков и присуждает каждому определенное количество очков. Игра продолжается, ведущий называет новое слово, а игроки придумывают слова-рифмы. В конце игры можно подвести итоги. Победителем является тот, кто набирает больше очков. Ему можно вручить приз как самому талантливому сочинителю.


Логорифмы

Логогрифы — это загадки, в которых зашифрованы особые слова. Если из этих слов вычеркнуть одну букву, то они приобретают совершенно другое значение. Данная игра заключается в том, чтобы придумать с такими словами загадки-четверостишия, т. е. логогрифы. Для наглядного примера можно привести следующее стихотворение: С буквой А — Я строй солдат. Без нее — То, чем едят. В этом стишке загаданы 2 слова: «рота» — «рог». Игрокам нужно составить логогрифы к следующим словам: полюс — плюс, дар — удар, ель — мель. Впрочем, вы и сами можете найти в языке подобные пары. Игрок, придумавший загадку-четверостишие раньше остальных, считается победителем.


Раз-два

Эта игра для детей от 7 до 9 лет. В ней могут участвовать не менее 2 игроков. По команде воспитателя дети должны дружно сделать вдох (на «раз») и, самое главное, удержать дыхание, а затем — медленно, тонкой струйкой постепенно выпускать воздух (на «два»). Считается победителем тот, кто дольше всех сможет удерживать воздух в легких. Игру можно продолжить, предложив детям на слог «ла» или «а» пропеть любую известную детскую мелодию. Разбейте всю песенку на фразы. Но перед каждой фразой не забывайте о дыхании. Нужно постараться, чтобы дыхания хватило на все музыкальное предложение. Для детей постарше можно усложнить задание и включить в игру вокализы. Двум командам предлагается на выбор несколько мелодий. За небольшой промежуток времени они должны как можно красочнее переделать заданную мелодию, использовав различные слоги. У кого лучше получится вокализ и кто мелодичнее исполнит его, тот и будет считаться победителем. А если вы хотите усложнить задание, то можно поставить дыхание там, где оно не должно стоять. Поймут и найдут ли дети ошибки? За это задание ведущий может присвоить им дополнительные баллы. Главная задача заключается в том, чтобы научить детей правильно дышать, что так важно во время пения.


Алфавит

Эта игра практически бесконечна. Возраст игроков не ограничен, число участников колеблется от 4 до 10 человек. Можно играть несколькими способами.

1. Ведущий загадывает какую-нибудь букву, мысленно перечисляя алфавит, пока игрок, которому предназначена эта буква, не скажет «стоп». Ведущий называет букву, на которой он остановился, а игрок вспоминает строчку из песни на эту букву. Ведущий меняется после того, как все игроки пройдут по кругу. Смену можно проводить двумя способами, ведущим становится следующий игрок или выбирается самый активный и музыкальный участник.

2. Ведущий просто говорит букву, а остальные по очереди исполняют по строчке из песен на загаданную букву. Смена ведущего происходит после того, как все игроки споют по одной строчке из песни, и самый лучший игрок становится ведущим.

3. Ведущего нет, первый игрок мысленно проговаривает алфавит, второй останавливает его и поет строчку на ту букву, на которой ведущий остановился, затем то же самое проделывает он для следующего игрока, и так по кругу. Повторять песни нельзя, за один круг они должны быть на одну тему или можно выбрать одного исполнителя или исполнительницу.

4. Ведущего нет, первая песня угадывается, как и в предыдущем варианте, а последующие исполняются на ту букву, на которую была закончена предыдущая. Если песня заканчивается на мягкий знак или на «й», то за основу берется предыдущая буква. Аналогично можно играть и «в имена»: есть песни, в которых они упоминаются. Играть можно, взяв за основу только мужские или только женские имена. Кто замешкался, выбывает из игры. Если 3 человека подряд не смогут вспомнить песню с именем, то игра заканчивается и происходит смена темы.


Ассоциации

Для детей школьного возраста. Руководитель ставит подобранные мелодии (3—4, не более). Это могут быть отрывки из классических произведений, например из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, «Зимы» Вивальди, «Лунной» или «Патетической» сонат Бетховена. Дети должны слушать музыку и записывать мысли и чувства, которые возникают у них во время прослушивания, ассоциативно. В результате должно получиться небольшое сочинение (5—6 строк). Возможно, кто-то придумает стихотворение, нарисует небольшую картинку.

Время прослушивания 5—7 мин. Если одного раза недостаточно, ведущий еще раз ставит мелодию. Затем руководитель дает прослушать запись повторно, и каждый из участников игры во время музыки читает свое сочинение. Но непременно нужно подстроиться под музыку и читать в такт, голосом отражая музыкальные штрихи и нюансы (пиано, форте, крещендо — постепенное усиление, диминуэндо — постепенное ослабление). Словом, окраской голоса нужно передать настроение, показать кульминационные моменты, которые будут соответствовать мелодии.


Интерпретация

Рассчитана на возраст игроков от б лет. Дети распределяются по 6 человек в команде. Каждая придумывает себе название, связанное с музыкой, назначает капитана, который выбирает одно из предложенных заданий. Задание представляет собой текст известной песни, детской или современной эстрадной. Команда должна переделать выбранную песню, интерпретировать по-своему: полностью или частично изменить текст и соответствующим образом — название. Кроме того, предлагается определенная тема для песни (школа, любовь, добро, искусство, природа и т. д.), которая может быть расширена или сужена по желанию участников, что будет подчеркнуто в названии; темп песни может быть различным: allegro (быстро), vivo (живо), sostenuto (выдержанно), largo (широко), adagio (медленно) и др.

Задание исполняется всей командой, хором, при этом капитан выступает в роли дирижера. По его усмотрению «хор»может быть разделен на женские и мужские голоса, низкие (бас, альт) и высокие (меццо-сопрано, сопрано); команда может выбрать солиста. Здесь детям предоставляется творческая свобода, возможность пофантазировать, показать свои актерские способности, обыграть песню в виде небольшой сценки. Руководитель и выбранные из ребят члены жюри оценивают обе команды. По продолжительности игра может занимать 30—40 мин и более: все зависит от способностей детей, их индивидуальных качеств.


Радуга

Музыкальный руководитель говорит: «Прошел дождь, и на небе появилась радуга (показывает карточку, на которой изображены 5 нотных линий, закрашенных 7 цветами, с расположенными на них нотами). 7 цветов радуги соответствуют 7 нотам. Чтобы увидеть радугу, нужно спеть гамму (играет гамму до мажор, называя каждый цвет и распределяя цвета между детьми).

Первая нота до — это красный цвет, основной; вторая ре— оранжевый, неустойчивый; ми — желтый; фа — зеленый, тоже основной, но не очень устойчивый; соль— голубой, основной, неустойчивый; ля — синий; си — фиолетовый, неустойчивый, всегда переходит в основной». Руководитель объясняет, что «петь радугу» нужно гласными звуками, каждому цвету соответствует свой гласный звук: красный — [а], оранжевый — [а] < [о] (дети поют звук [а], при этом немного огубляя его), желтый — [у], зеленый [о], голубой — [о] (с призвуком [у]), синий — [и], фиолетовый [э] < [а], красный (до второй октавы) — [а]. Каждый ребенок поет своим звуком. Когда первые 8 человек споют, начинают петь следующие 8. Дети могут петь все вместе.


Слова наооборот

Каждое слово можно произнести наоборот, если прочитать его с конца. Иногда получаются достаточно интересные сочетания. И данная игра поможет значительно развить внимание. Выберите ведущего. Он называет какое-то слово, а остальные должны быстро произнести слово наоборот. Например, ведущий говорит: «Школа». Кто-то должен быстро произнести: «Алокш». Ведущий продолжает: «Стол», кто-то из игроков говорит: «Лотс». Ведущий произносит: «Богатство». Игроки отвечают: «Овтстагоб». Тот, кто первым правильно прочитал слово наоборот, получает очко. Если слово названо неправильно, засчитывается штрафное очко. В конце игры подсчитываются общие итоги. Побеждает тот, у кого больше очков при наименьшем количестве штрафных. Можно играть по-другому. Ведущий называет слово наоборот, а играющие должны сказать его в нормальном виде. Например, в ответ на «арги» они произносят — «игра», «игьнед» значит «деньги» т. д. За каждый правильный ответ засчитывается очко, за неправильный — либо штрафное, либо вычитается 1 очко. Победителем будет тот, кто наберет больше очков. Эта игра великолепно развивает внимание, она же сумеет повеселить всех забавными словами, которые получаются в результате их прочтения задом наперед.


Кто самый внимательный

Выберите ведущего. На столе разложите от 5 и больше (в зависимости от возраста играющих детей) разнообразных предметов. Предложите детям рассматривать лежащие предметы в течение 1—2 мин. После этого все должны выйти из комнаты или отвернуться от стола. В это время ведущий изменит расположение предметов или уберет один (несколько) из них. Вернувшись к столу, дети должны постараться определить, что изменилось в расположении и количестве предметов. Побеждает в игре тот, кто первым отметит больше изменений. Чем старше дети, играющие в эту игру, тем больше предметов вы можете раскладывать и тем больше изменений в их расположении и количестве производить. Маленьким детям легче запоминать крупные и сильно отличающиеся друг от друга предметы, поэтому вы можете использовать геометрические фигуры, как объемные, так и вырезанные из плотной бумаги. Для детей старшего возраста можно усложнить задание, раскладывая больше некрупных и даже похожих друг на друга предметов. Эта игра прекрасно развивает внимание и память. Участвовать могут сколько угодно человек.


Играем в слова

Игроки решают, кто из них начинает. Смысл игры в следующем: тот, кто начинает, говорит любое слово, а второй игрок должен продолжить, назвав слово, начинающееся на последнюю букву в слове, произнесенном первым игроком. Затем первый игрок называет слово, которое начинается на последнюю букву слова, сказанного вторым игроком, и т. д. Игроки могут вносить ограничения, например нельзя называть материки, города и реки. Хотя могут внести и послабления, т. е. называть любое слово, пришедшее на ум, независимо от его значения и использовать одно и то же слово несколько раз. Объясним на примере. Предположим, первый игрок сказал слово «дерево», значит, второй игрок должен произнести слово на букву «о» (например, «океан»), в ответ первый игрок говорит слово «нокаут». И так до тех пор, пока у игроков не закончится словарный запас.


Этикет

Очень интересные вопросы можно придумать о правилах этикета. При составлении этих вопросов руководствуйтесь мыслью, что нужно игру сделать одновременно не только смешной, но и полезной в плане насыщенности информацией. Вот примерные вопросы своеобразной викторины-теста, в которую вы можете поиграть со своими друзьями.

1. Перед тобой большой красивый торт. Как ты будешь его есть? а) Буду есть ложкой, сначала съем крем, а потом и все остальное. б) Разрежу на кусочки и съем. в) Буду есть руками. г) Положу кусочек на тарелку и буду аккуратно есть ложкой. д) Буду есть вилкой и ножом.

2. Тебя пригласили на премьеру интересного спектакля. Но дело в том, что ты в принципе не любишь театр. Как ты поступишь? а) Скажу, что у меня аллергия на театр. И врач строго запретил мне близко подходить к нему. б) Скажу, что ко мне приехали родственники из далекой Индии. в) Скажу, что мне нужно присутствовать на свадьбе своего троюродного дяди. г) Пойду в театр, но перед входом скажу, что забыл выключить дома утюг. д) Вежливо предложу пойти в другое место, например на хоккей.

3. Представь, что к тебе без приглашения пришли гости, а ты в этот момент собирался идти гулять. Как ты поступишь? а) Скажу, что мне срочно нужно бежать на вокзал, так как приезжает двоюродный дядя. б) Вежливо предложу им то, что им явно не понравится. Например, перловую кашу. Они, конечно же, откажутся. И тогда я скажу, что выйду в магазин, чтобы купить что-нибудь к чаю. Предложу им пойти со мной. А на улице постараюсь вежливо от них отделаться. в) Выйду под каким-то предлогом к соседке, а потом попрошу ее позвонить мне по телефону. Возьму трубку, а друзьям скажу, что меня срочно вызвали из дома. г) Расскажу им душещипательную историю, что мне надо навестить больную бабушку. И поэтому я не могу оставаться дома вместе с ними. Предложу им прийти в другой раз. д) Выгоню их со словами: «И впредь без приглашения приходить не смейте».

4. Вопрос специально для девочек. Представьте себе, что вы хотите обратить на себя внимание интересного мальчика. Как вы будете себя вести? а) Выкрашу волосы в ярко-зеленый цвет. б) Буду вести себя как обычно. Бегать за ним ни к чему. в) Упаду в обморок рядом с ним, чтобы он вынужден был помочь мне подняться. А потом начну строить ему глазки. г) Постараюсь занять первое место на конкурсе красоты. д) Пошлю ему письмо с признанием в любви.

5. Вопрос специально для мальчиков. Вам понравилась красивая девочка. Что вы сделаете, чтобы она на вас обратила внимание? а) Подарю ей живого крокодила. б) Напишу ее имя огромными яркими буквами на стене ее дома. в) Постараюсь вести себя так, чтобы она увидела, какой я сильный, надежный и добрый. г) Буду убивать всех, кто посмеет подойти к ней близко. д) Не буду давать ей прохода.

6. Что вы будете делать, если кто-то в переполненном транспорте наступил вам на ногу? а) Вежливо попрошу его слегка подвинуться. б) Дам ему подзатыльник. в) Изображу страшную рожу, чтобы напугать его. г) Скажу: «Извините, а тот молодой человек в зеленой рубашке не с вашим кошельком собирается выйти из трамвая?» д) Буду его толкать, чтобы столкнуть со своей ноги.

7. Если вдруг в театре во время спектакля вам захотелось перекусить, что вы сделаете? а) Буду терпеть, пока не начнется антракт. б) Начну с аппетитом жевать заранее приготовленный хот-дог. в) Перекушу скромно и со вкусом (например, чипсами или шоколадкой). г) Немедленно выйду в фойе и отправлюсь на поиски еды. д) Если сильно проголодаюсь, начну грызть семечки.

8. Ты собираешься в гости к двоюродной сестре, которой лет 7—8. Что ты ей подаришь? а) Красивую игрушку, что-нибудь из того, что ей всегда нравилось. б) Упаковку памперсов. в) Колготки «Голден леди». г) Бутылку пива. д) Футбольный мяч.

9. Как ты будешь себя вести, если на уроке выяснится, что твое сочинение до последней запятой совпадает с сочинением соседки по парте? а) Придется честно признать свою оплошность. б) Громко скажу: «Опять она все списала!» в) Буду долго объяснять, что у нас одинаковые мысли. г) Ни за что не признаюсь в списывании. д) Придумаю оригинальную отговорку.

10. Что ты будешь делать, если на улице тебя укусит собака? Учти, что хозяин собаки находится рядом, так что она не бездомная. а) Убью собаку, а заодно и ее хозяина. б) Немедленно отправлюсь за медицинской помощью. в) Устрою грандиозный скандал на улице. г) Укушу собаку в отместку. д) Набью морду хозяину.

11. Что делать, если у тебя задержался гость? Ты и твои родители собираетесь спать. А гость явно не хочет уходить. а) Немедленно выгоню его. б) Начинаю вести разговор о деньгах. Прошу у него взаймы крупную сумму. в) Предлагаю прийти в другой раз, потому что сейчас уже поздно. г) Начинаю его угощать прокисшим супом, который все равно надо выбрасывать. д) Вежливо говорю: «А давай лучше пойдем сейчас к тебе. А то здесь мне уже надоело».

12. Представь, что у тебя денежные проблемы. Как ты постараешься добыть денег? а) Посоветуюсь с родителями, они подскажут решение проблемы. б) Ограблю банк. в) Отправлюсь на заработки за границу. г) Буду занимать у всех друзей и одноклассников. д) Продам что-нибудь ненужное.

13. Ты находишься на дискотеке. Вдруг кто-то громко говорит, как ты плохо танцуешь. Что ты будешь делать? а) Постараюсь отойти подальше от этого человека. Мне тоже многое не нравится в его внешнем виде. б) Громко выругаюсь в его адрес. в) Начну драку. г) Подкараулю его после дискотеки. д) Скажу: «А ты на себя смотрел?» Среди серии ответов на каждый вопрос содержится один правильный ответ. За каждый правильный ответ засчитывается 1 очко. За неправильный — ничего не засчитывается. В конце игры побеждает тот, кто наберет больше очков. Играть можно так: ведущий читает вопрос, а остальные пишут на бумаге свой вариант ответа, т. е. ставят букву, которая обозначает этот ответ. Потом ведущий собирает все листки с ответом и подсчитывает очки. А можно выбрать другой способ игры. Ведущий выбирает 2 игроков, которые начнут соревноваться друг с другом. Он вслух задает вопросы и предлагает ответы. Участники игры называют свой вариант ответа, все записывается на доске. Потом подсчитываются очки. Побеждает тот, у кого очков больше.


Несмеяна

Эта игра позволит детям поставить себя на место известных сказочных персонажей, которые пытались рассмешить плаксивую царевну Несмеяну, и попробовать выполнить то же самое задание. На вопрос, так ли это легко, как им казалось во время прочтения сказки, они смогут ответить только после игры. С помощью считалочки выбираются царевна Несмеяна и царь Берендей. Остальные дети играют роль шутов. «Несмеяна» и «царь» помещаются на возвышении. Задача «Несмеяны» — ни в коем случае не рассмеяться, как бы ее ни смешили. Задача «царя» — выбрать лучшего из играющих. После распределения ролей «царь» объявляет своим подданным, что тот, кому удастся рассмешить его дочь «Несмеяну», получит от него в награду (призом в данном случае может быть какая-либо сладость) самый дорогой подарок, который у него есть. Играющие поочередно в течение минуты должны рассмешить «Несмеяну». Тот, кому удается это сделать, получает приз и обменивается с «Несмеяной» ролями. Игру можно продолжать до тех пор, пока на месте «Несмеяны» не побывают все игроки.


Кукольный театр

Все дети мечтают стать актерами, и свои мечты они пытаются реализовать в играх с куклами и игрушками. Кукольные персонажи помогают им перевоплотиться в актеров сцены и учат общению и артистизму. Такие игры, слегка изменив, можно провести в кругу небольшого детского коллектива. Потребуются перчаточные или обычные куклы. Желательно, чтобы все они являлись персонажами одной сказки, хорошо известной детям. Необходимо организовать и сцену для выступления. Ею может служить небольшое, натянутое на уровне роста ребенка полотно или же большой стол, перевернутый крышкой в сторону и накрытый однотонной скатертью. На этом столе или полотне разместите бумажные цветы и «деревья», а также все необходимые для сказки предметы, закрепив их при помощи булавок. Сделав основные приготовления, играющие делятся на две команды — «актеров» и «зрителей», а затем «актеры» распределяют между собой роли. Каждый «актер» выбирает себе куклу и необходимый для данной роли инвентарь (одеяние, средство передвижения и т. д.). Затем «актеры» заходят за ширму и начинают показывать «зрителям» кукольную сказку, передвигая своих персонажей над линией сцены. Но заранее проводить репетицию не следует. Дети должны по ходу сценария суметь быстро сориентироваться и обыграть свою роль в соответствии с заданным образом. Когда команда «актеров» сыграет свою сказку, она меняется ролями со «зрителями». Те, в свою очередь, разбирают кукол и показывают новую сказку, с теми же самыми персонажами. Играющие могут придумать ее сами и перед показом обсудить, сюжет сказки может предложить им ведущий. После просмотра обеих актерских работ играющие должны обсудить все допущенные ошибки и самые удавшиеся места. Это глубже познакомит их с правилами актерского мастерства и в дальнейшем избавит от повторения подобных ошибок.


Профессионал

Следующая игра поможет детям избавиться от неприятных эмоций и впечатлений. У нее также может быть несколько вариантов, в то время как участников достаточно двоих. Допустим, ребенок будет играть роль врача или учителя, в зависимости от его возраста и впечатлений, ведь чем ярче у него впечатления от представителя той или иной профессии, тем легче ему изображать этого человека. Предположим, что он совсем недавно посетил врача; значит, лучше всего остановиться на варианте: больной и врач. Конечно, родитель должен играть роль пациента, который пришел к врачу за помощью. Хорошо, если в хозяйстве найдется белый халат, который наденет маленький «врач», так он сможет лучше почувствовать себя в этой роли. Также понадобятся некоторые инструменты, присущие медику. Они могут быть в виде детского набора аптечки либо изготовлены из подручных материалов самостоятельно. Предоставьте ребенку просторный стол и кресло, так сказать — своеобразный кабинет, где он будет принимать своих «пациентов». Обязательно дайте малышу несколько листов бумаги и ручку, не помешает и большой журнал, в который он будет записывать жалобы.

Можно сделать для маленького «врача» пачку бланков рецептов, справок и других нужных бумаг, выделить несколько пустых пузырьков и тюбиков из-под лекарств. Сама же игра заключается в том, что ребенок берет на себя роль врача, а родитель — пациента. Вы приходите к маленькому «врачу» и жалуетесь ему на какое-то недомогание. В течение всей игры взрослые должны терпеливо принимать любое лечение, принимать все прописанные лекарства. По такому же принципу может быть построена игра в учителя и учеников. Ребенок — «учитель». В этой игре достаточно 2 участников, не обязательно собирать целый отряд «школьников». Чтобы игра была интересной, нужно помочь ребенку сделать ее более реалистичной, следовательно, более поучительной. Сделайте один или несколько журналов, в которые «учитель» будет заносить оценки своих «учеников». Можно выделить несколько небольших тетрадей для них, т. е. придать всему действию большее правдоподобие.

Можно играть и на улице, и в доме. Она развивает в детях дар убеждения, дипломатичность и некоторые другие качества. Конечно, большим плюсом будет, если в этой игре вы задействуете и других детей на роль учеников, тогда она принесет наибольший результат и несомненное удовольствие. Но в случае, когда в этой игре достаточно много участников, обязательно возникнут разногласия, поэтому каждый по очереди должен стать на какое-то время «учителем», а все остальные «учениками». Подобные игры проводятся и с детьми более старшего возраста. Такое можно организовать прямо на настоящем уроке. Учитель предлагает кому-то из учеников занять его место и продолжить урок. Во-первых, это поможет детям расслабиться, во-вторых, изменить отношение к учителю. Если в школе такая игра проводится регулярно, то, как правило, возможность стать учителем на один урок предоставляется всем ученикам. Подобное действие дисциплинирует детей, воспитывает в них внимательность, чувство ответственности. Если ребенок решил сыграть в учителя без других детей, родители должны ему помочь и как-то подыграть, взяв на себя роль учеников или коллег-учителей. В этой игре важнее всего то, как ребенок будет вести себя в роли учителя, каково его отношение к ученикам. Игра, кроме того, даст взрослым понять, как ребенок воспринимает школу, нравятся ли ему отношения в классе. Словом, эта игра позволяет, не задавая вопросов, узнать очень многое о школьной жизни ребенка.

Подобные игры могут варьироваться, а именно вместо главных персонажей — «врача» и «учителя» — могут быть представители других профессий, но обязательно знакомые ребенку и интересные для подражания; кроме того, такие профессии должны иметь партнерские отношения с представителями различных социальных слоев. Игра может быть очень интересной, если ребенок выступает в качестве продавца, а взрослые или другие дети — покупателей. Ее познавательный элемент в том, что ребенок может создать настоящий небольшой магазин, торгующий различными вещами, придумать и нарисовать деньги с определенным номиналом, чтобы «покупателям» было чем расплачиваться за товар. Если ребенок будет достаточно часто играть в такую игру, вы получаете шанс воспитать раскованного человека, который с легкостью сможет в дальнейшем общаться с настоящими продавцами. Игра хороша тем, что позволит ребенку выплеснуть негативные эмоции, а также посмотреть на свою учебу глазами учителя. Есть и другие варианты этой игры, например «парикмахер» и его «клиент». На некоторое время ребенок может ощутить себя в роли парикмахера, делающего стрижку по желанию «клиента». Для этой игры можно приобрести специальный набор «Для юного парикмахера», который добавит азарта. Конечно, необходимо предоставить ему и другой необходимый инвентарь, например полотенца, шампунь, заколки и прочее. В игре лучше ограничиться сооружением причесок, не стоит доверять ребенку какую бы то ни было стрижку. Если есть возможность предоставить ребенку большинство необходимых материалов, игра пройдет для него очень весело и познавательно. Такие игры рассчитаны на партнерские отношения, очень хорошо развивают в детях коммуникабельность, дипломатичность, чувство сплоченности, позволяют посмотреть на мир несколько с другой стороны, увидеть все в новом свете.


Театр

Взрослые с детьми могут поставить свой собственный спектакль. Нужно лишь предварительно придумать какой-либо сценарий, что тоже может стать частью игры. Сценарий придумывается, исходя из того, сколько персонажей будет в вашей игре. Если в нее намерены играть только один из родителей и ребенок, постарайтесь ограничиться меньшим числом героев и подготовить такой сюжет, который достаточно легко воплотить в квартире или во дворе. Намереваясь поставить какую-то сценку, приготовьтесь к настоящему театральному действию, а именно в такой игре должны присутствовать различные переодевания, гримирование (словом, необходимо постараться максимально приблизить эту игру к настоящему театру). Сценарий придумывается, исходя из возраста ребенка. Тут главным героем может быть маленький человечек или же, наоборот, герой — достаточно взрослый человек, роль которого должен сыграть ребенок. Разыгрывать такой спектакль лучше всего на публике, которой могут стать родственники или другие гости. В этом случае у вашего малыша возникнет особый интерес к действию. Главную роль, конечно, должен исполнять ребенок, родителю предстоит стать его помощником или же играть менее значительную роль, а можно и просто оставаться за «кулисами», помогая маленькому «артисту» сменить костюм или нанести грим. Спектакль может представлять из себя «театр одного актера», и, значит, все симпатии зрители отдадут только вашему ребенку. Если ребенок переполнен энергией, напишите для него сценарий со множеством героев, которых он сам и сыграет. Но вам придется запастись парой-тройкой сменных костюмов, варьируя которые можно будет создавать образы новых героев, включенных в действие. И еще ваша задача — помогать ему быстренько переодеваться, когда это потребуется по ходу сюжета. Таким образом, вы дадите своему ребенку возможность проявить себя как многогранную личность, показать себя в различных ипостасях. Такая игра может быть достаточно долгой, поэтому предусмотрите несколько антрактов. А в промежутках между игрой попробуйте полностью изменить облик своего малыша и загримировать его под другого героя. Если будет желание, сделайте небольшие программки и раздайте их перед началом спектакля гостям. Это также достаточно интересное занятие для ребенка. Чтобы эта игра не слишком утомила ребенка, постарайтесь придумать такой сценарий, в котором будет больше действия, чем реплик, чтобы ваш «актер» с легкостью мог выучить слова из своей роли. Желательно также, чтобы публика, оценивающая актерское мастерство ребенка, была достаточно добродушно настроена по отношению к нему. Продолжительность спектакля должна зависеть от выносливости ребенка. Следовательно, не старайтесь навязывать ему игру, иначе она перестанет быть для него увлекательным занятием, а превратится в неприятную обязанность.


Герои сказок

Первая игра, которую мы можем предложить ребенку, — это воспроизведение одной из русских народных сказок. Для участия в ней достаточно 2 человек. Игра помогает развитию у ребенка памяти, внимания, а также это просто увлекательное занятие само по себе. Сказку выбирают в зависимости от пристрастий ребенка, он должен достаточно хорошо ее знать и, конечно, любить, тогда она пройдет особенно успешно. Желательно, чтобы в сказке было не очень много героев, иначе будет утомительно. Прекрасно подойдут такие сказки, как «Маша и медведь», «Малыш и Карлсон» и другие подобные. В игре может быть использован только один фрагмент, наиболее интересный для ребенка, или же разыграна вся сказка. Для ее проведения не нужны какие-то специальные декорации, ее можно организовать в домашней обстановке. Например, если разыгрывать сказку «Маша и медведь», можно взять за основной сюжет тот отрывок, где Маша передала медведю корзину с пирожками, и он несет ее бабушке с дедушкой. В этом случае ребенок будет играть роль Машеньки, а один из родителей — медведя. Ребенок должен спрятаться в укромном месте, о котором родитель якобы не знает. Он изображает медведя, который несет корзину с пирожками и у каждого пенька пытается съесть их, а ребенок в это время произносит слова: «Не садись на пенек, не ешь пирожок». При этом «медведь» может ходить по всем комнатам, изображая долгий путь к нужному дому. Первоначально играющие определяют то место, где будет дом Машенькиной «бабушки». А когда они придут к этому месту, ребенок выбежит из своего укромного уголка — теперь он оказался дома. Играть могут и 3 человека: ребенок, мама и бабушка. В этом случае маме придется изображать медведя, а бабушке — играть свою роль. Играть можно и по мотивам другой сказки, главное — чтобы ее восприятие не было слишком сложным для малыша, да и число героев не стоит чересчур увеличивать, иначе ваш ребенок может просто запутаться в ролях, и игра потеряет для него всякий интерес.

Если же детям больше нравятся сказки с участием большого числа героев, попробуйте выбрать для игры какой-нибудь эпизод, где количество ролей разнообразнее, либо проведите такую игру в детском саду при участии воспитателя. И игра получится забавной и увлекательной. В игре могут быть использованы не только фрагменты сказок, но и мультфильмов, желательно отечественных, так как они познавательнее для детей, да и в эмоциональном плане воспринимаются ими значительно лучше зарубежных. Следовательно, они не только развлекут малышей, но и окажутся хорошими помощниками в их развитии. Преимущество постановки мультфильма перед сказкой в том, что у ребенка перед глазами есть наглядное пособие, значит, ему легче будет сыграть свою роль. В играх для детей младшего возраста обязательно одним из участников должен быть взрослый человек мама, бабушка, воспитатель или кто-то еще. Такая игра хороша еще и тем, что ее можно провести как дома, так и на улице, т. е. не нужно определенного места для ее проведения. Чтобы игра стала по-настоящему увлекательной, придерживайтесь двух правил: ребенок должен хорошо знать мультфильм или сказку и не запутываться с героями.


Поздравления в стихах

Каждому приятно получать поздравления к празднику. Но особенно приятно, если эти поздравления в стихах. В начале игры выбирается ведущий. Лучше всего, если им станет человек, любящий и понимающий стихи. Ведущий предлагает сочинить стихи к какому-то празднику, например к Новому году. И все дети начинают вместе придумывать поздравления. Можно адресовать поздравление кому-то из игроков или человеку, которого знают все присутствующие. А чтобы творческий процесс пошел веселее, ведущий произносит первую строчку будущего поздравления или подробно обрисовывает, что именно надо сказать в поздравлении. Например, он говорит: «Давайте поздравим Машу с Новым годом». Первая строчка будет такая: Пусть Новый год подарит сказку… Остальные продолжают стихотворение, придумывая по одной строчке. Допустим: И сказка будет всех чудесней, Красива ты, как Златовласка, Да и Снегурочки прелестней… Пусть сбудутся твои желанья, Пусть будет каждый день счастливым. Мы в Новый год тебе желаем Быть умной, доброй, скромной, милой… В некоторых случаях кто-то из участников захочет придумать самостоятельно целое поздравление. Творчество всех детей ведущий оценивает определенным количеством очков. Таким же образом сочиняются поздравления к самым разным праздникам — дню рождения, Дню святого Валентина, 8 Марта, 1 сентября, дню ангела и т. д. В конце игры подводятся итоги. Эта игра поможет научиться сочинять интересные поздравления, которые потом можно будет использовать в самых разных случаях. Победителем считается тот, кто набирает больше очков. Его можно наградить призом или объявить самым талантливым сочинителем поздравлений.