Набор ледоколов 8

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
1247203208 3m.jpg

Животное

Тип упражнения диагностические Тематика • лидерство, • построение команды, • разрешение конфликтов, Размер группы до 20 человек, если больше, то разбить на группы Требуемое время 20-30 мин. вместе с обсуждением Уровень физической активности: средний

Инструкции участникам Каждый участник должен определить для себя, какую часть тела животного он представляет. Нельзя договариваться заранее. Ведущий указывает с какой стороны голова. Затем каждый должен занять свое место в теле животного, молча. Когда все выстроились, участники называют свою часть.

Вопросы для обсуждения Почему участник выбрал именно эту часть тела/организма? Какие нестандартные части тела появились? Чего не хватает организму (особенно жизненно важного - головы, ног/ноги, рук и пр.)?

Советы ведущему: Данное упражнение помогает оценить команду, ее слаженность/неслаженность, каких навыков (частей тела) не хватает? Возможно слишком много голов, и совсем нет рук или ног и т.д.


Слон

Тип упражнения тематические упражнения Тематика • лидерство, • построение команды, • принятие решений, • эффективное общение Размер группы 5 и неограниченно Требуемое время 1 час (инструкция – 5 мин., выбор «головы» – 10 мин., групповое обсуждение выполнения упражнения – 15 мин., выполнение 10 – 15 мин., обсуждение 10-15 мин.) Требуемые материалы: повязки на глаза по числу участников Уровень физической активности: Низкий

Инструкции участникам Вы отправились в путешествие по неприкосновенной земле, которой не может коснуться ваш взор. Закройте (завяжите) глаза, для связи положив правую руку (можно обе руки) на плечо (талию) впереди стоящего человека и пройдите цепью по маршруту молча.

Условия проведения:

1) Заранее определить маршрут следования (для того, чтобы исключить травмоопасные места). Постарайтесь, чтобы место финиша выглядело совершенно иначе, чем то, откуда вы стартовали. Это придаст моменту снятия повязок элемент сюрприза.

2) Выбрать «глаза» – участник, который будет вести «слона» по маршруту с открытыми глазами.

3) Участникам раздать повязки на глаза и объяснить условия выполнения упражнения.

4) Дать время на принятие решения по определению условных сигналов для передачи информации от «глаз» по цепочке.

Вопросы для обсуждения - Что вы чувствовали во время выполнения упражнения? - Есть ли удовлетворение от работы команды? - Если нет, то почему? - Во время группового обсуждения выполнения задания все ли предложения были услышаны и обсуждены?

Вариации: Во время выполнения упражнения, можно усложнять маршрут и чинить препятствия. Советы ведущему: Страховка обязательна!!!


Кельтское колесо бытия

Тип упражнения тематические упражнения Тематика • лидерство, • построение команды, • разрешение конфликтов, • эффективное общение

Размер группы не менее 4 человек Требуемое время 20 мин. (выполнение – 10 мин.; обсуждение – 10 мин.) Требуемые материалы: лист раздатки с характеристикой групповой деятельности, ручка (карандаш). Уровень физической активности: Отсутствует

Инструкции участникам За определенное время участники из списка характеристик групповой деятельности определяют себя к какой стороне света они относятся.

Условия проведения: В предисловии можно рассказать о кельтской культуре: Древние кельты создали богатейшую культуру, которая существует и поныне. Культура народа, населявшего когда-то большую часть Европы, и сегодня играет огромную роль в Ирландии, Уэльсе и Шотландии. Духовное начало кельтов корениться в единстве с землей и природой, уважительном отношении к жизни. Понимание кельтами энергетических потоков и моделей отразилось в описанном ими колесе жизни, которое объединяет в себе четыре стороны света, соответствующих четырем временам года: восток – весна, юг – лето, запад – осень, север – зима.

Восток – горн, где создает свои творения кузнец, где рождается новое
Юг - посох, которым направляются и собираются вместе отары
Запад – чаша, где вещества хранятся, варятся и смешиваются
Север – камень, служащий символом власти или ответственности.

С точки зрения кельтов все шло хорошо, когда основные потоки энергии находились в гармонии. Без гармонии приходили беды. Кельты признавали и учитывали существование отличий: холодная зима (север) сильно отличается от жаркого лета (юга). Замысел колеса жизни состоит в том, чтобы понять и принять существующие различия и через это понимание и принятие познать единство. Для нас, людей третьего тысячелетия, мировоззрение древних кельтов может послужить прообразом фундамента для групповой деятельности, сотрудничества и сосуществования, признания внутриорганизационных различий. Вопросы для обсуждения

Вариации: После того как участники определятся кто они по сторонам света, можно дать:

а) индивидуальное задание по определению личных качеств как, например, «юга», «севера», «запада», «востока»;

б) разбить на группы по сторонам света для определения тех качеств, которые данная часть света, хотела бы воспитать в себе.

Советы ведущему: Раздаточный материал

Восток: творческий, изобретательный, наполненный огнем одухотворенности.

  • Человек с богатым воображением, склонный видеть всю картину целиком
  • Фокусирование на идее, направленность в будущее
  • Четкое осознание своего предназначения и целей
  • Склонность к познанию, экспериментам
  • Есть опасность потери концентрации над задачей и ее выполнением
  • Часто может не справиться с объемом работ, потерять чувство времени
  • Склонность к энтузиазму в начале и последующему скорому разочарованию

Юг: огонь в горне, плодородие, слияние

  • Невинность и доверие к другим, основанное на открытости и беззащитности
  • Позволяет другим почувствовать свою важность и определении направления происходящего
  • Упор на морально-этические ценности во всех вопросах личной/профессиональной жизни
  • Использует личные отношения, связи для выполнения задач
  • Поддерживающий, эмоциональный, Чувствительный
  • С трудом отказывает в просьбах, не умеет сказать нет
  • Прячет проблемы в себе и берет всю вину на себя
  • Склонность к разочарованию, когда человеческие отношения становятся на второе место после деловых
  • Частое раздражение при необходимости открытого выяснения отношений

Запад: познание, оценка, информация

  • Взвешивает все за и против
  • Прибегает к анализу данных и к логике
  • Воспринимается как скрупулезный практик при выполнении работы
  • Смотрит внутрь своего я, занимается самоанализом
  • Может быть упрямыми и стоять на своем
  • Может быть нерешительным, заниматься сбором ненужных сведений, зацикленным на деталях
  • Может выглядеть отрешенным и холодным

Север: Воин, открытость к борьбе, решительность

  • Уверенный, активный, любит управлять взаимоотношениями и направлять развитие событий
  • Быстро реагирует , подталкивает других к решительным действиям
  • Обожает сталкиваться с трудностями и трудными людьми
  • Может быстро занимать оборону, спорить, доказывать свое превосходство
  • Может терять терпение, требовать принятия скоропалительных решений
  • Может быть автократичным, требовать, чтобы все было в соответствии с его/ее желаниями, перешагивать через людей.


Аквариум

Тип упражнения тематические упражнения Тематика • лидерство, • принятие решений, • разрешение конфликтов, • эффективное общение Размер группы 8-35 человек Требуемое время 1-1,5 человек Требуемые материалы: не требуются Уровень физической активности: Низкий

Инструкции участникам Перед участниками группы ставится реально существующая проблема. В центр круга садятся три добровольца, один стул остается свободным. Остальные участники тренинга, выполняя роль наблюдателей сидят за кругом . Три добровольца начинают обсуждать поставленную проблему. Задания участникам группы:

1. Говорить могут только участники внутреннего круга
2. Участники внешнего круга соблюдают полную тишину, молча наблюдая за происходящим в круге.
3. Трое участников внутреннего круга обсуждают сложившуюся ситуацию или решают какую либо проблему
4. В любой момент каждый, сидящий в кругу, может попросить помощи у внешнего круга
5. Можно войти в круг и без просьбы о помощи.
6. В любой момент любой участник, сидящий в кругу, может выйти из внутреннего круга и стать наблюдателем.

Вопросы для обсуждения Что произошло во время выполнения упражнения ?, Что Вы чувствовали находясь во внешнем и внутреннем круге?, Что Вы чувствовали когда входили во внутренний круг и когда выходили из него?, почему Вы были активным участником «аквариума» или оставались пассивными?

Вариации: Если большая группа (30-35 человек), то внутренний круг может состоять из 4 участников и одного дополнительного места для предполагаемого участника из внешнего круга. Если группа более 35 человек, то есть опасения того, что часть участников из внешнего круга «выпадут» из процесса.

Советы ведущему: следить за динамикой и социодинамикой в группе, за происходящими вторичными процессами, не оценивать, не критиковать участников и пути предложенных ими решений, не вмешиваться в процесс. Следить, чтобы выполнялись правила не только выполняемого в данный момент упражнения, но и правила работы на тренинге.


Авария на АЭС

Тип упражнения тематические упражнения Тематика • лидерство, • построение команды, • принятие решений, • эффективное общение Размер группы 10 и более человек Требуемое время 60 мин. (инструкция – 10 мин., подготовка и обсуждение выполнения упражнения – 20 мин., выполнение задания – 20 мин., обсуждение – 10 минут) Требуемые материалы: канат или парашютные стропы, не менее 10 любых предметов (например, мячики), 2 палочки, контейнер Уровень физической активности: средний

Инструкции участникам На АЭС случилась авария. Реактор (контейнер) и территория вокруг него заражена. Отряду спасателей необходимо за определенное количество времени достать из реактора (контейнера) 10 зараженных предметов и захоронить их, при этом не касаясь доставаемых предметов руками и не касаясь (площадки) земли любыми участками тела на обозначенном (зараженном) участке. Кроме радиоактивных веществ в реакторе находится радиоактивный мусор.

Условия проведения:

1) обозначить зараженный участок площадки (он может быть любой формы);
2) в центр площадки поставить контейнер с предметами;
3) Количество предметов в контейнере может быть равно числу участников, но может быть и меньше;
4) Каждый из участников обязательно должен побыть в роли спасателя, т.е. достать предмет из контейнера;
5) Спасатель достает из контейнера только один предмет;
6) В роли спасателя можно побывать только один раз за игру;
7) Если зараженный предмет достали из контейнера, и он упал в пределах зараженного участка (внутри фигуры), то вся команда возвращается на исходную позицию и игра начинается сначала;
8) упражнение считается выполненным, если за определенное количество времени, все предметы из контейнера окажутся за пределами обозначенной зараженной зоны, и все выше перечисленные условия будут соблюдены.

Вопросы для обсуждения - Что вы чувствуете? - Что вы чувствовали во время выполнения упражнения? - Что произошло? - Какие уроки вы извлекли? - Как можно было сделать выполнение этого упражнения лучше? - Что произошло в ходе упражнения? - Что конкретно вы сделали, чтобы задачу выполнить? - Какие чувства вы испытали? - Были ли явные и скрытые лидеры? - Какие роли вы выполняли? - Были ли явные и неявные лидеры в команде? - Какие качества лидера проявились? - Какие трудности Вы испытывали при обсуждении, что было самым трудным, легким в процессе обсуждения и выполнения?

Вариации: Не все из участников могут быть спасателями. Необходимо обращать внимание на физические данные участников, может быть одежду (если это больше женская группа) и тогда необходимо изменить 4 пункт условий выполнения.

Советы ведущему: - канат или парашютная стропа по длине должны быть больше размеров площадки; - площадка (участок земли) должна быть безопасной, без острых предметов и выступов; - контейнер должен быть устойчивым и с широким «горлом» (это может быть просто коробка из под бумаги или ведерко);


Картография конфликта

Тип упражнения тематические упражнения Тематика • разрешение конфликтов, • эффективное общение, • принципы ведения переговоров Размер группы в зависимости от возможностей тренера Требуемое время при среднем конфликте - 30-45 минут Требуемые материалы: на один конфликт: ватман, маркер Уровень физической активности: в зависимости от реакции группы на разбираемый конфликт

Инструкции участникам

1. Определяете предмет конфликта (из-за чего, почему и т.д. и называете его и записываете в центральный прямоугольник вашей картографии).

2. Определяете стороны конфликта и обозначаете их, по разные стороны предмета конфликта, учитывая и разграничивая дополнительные или второстепенные стороны.

3. Делите на половины квадраты участников конфликта на (интересы/опасения) Вопросы для обсуждения на сколько это т инструмент помог разобраться в конфликте и почему, как использованы были принципы ведения переговоров и найдены ли пути решения конфликта Вариации:

Советы ведущему: До работы над этим упражнением создать несколько (в зависимости от количества мини групп) хороших конфликтов и предложить поработать именно с ними, если останется с кем работать. Условия проведения:

1) группа делится на мини группы, примерно по 4 человека. Каждой мини группе предлагается выбрать конфликтную ситуацию знакомую большинству.

2) Затем дается время на составление каждой группой картографии конфликта.

3) затем представители мини групп презентуют свою картографию.


Бумага

Тип упражнения тематические упражнения Тематика • разрешение конфликтов, • эффективное общение Размер группы два человека и более Требуемое время 15 – 30 мин Требуемые материалы: лист бумаги формата А-4 на каждую пару Уровень физической активности: отсутствует

Инструкции участникам Разбиться по парам. Каждой паре дается лист бумаги. Оба партнера держат за уголки лист бумаги, сидя прямо друг против друга. Лист – это нечто очень важное и ценное, что угодно. Что именно – решает каждый сам. Задача для каждого участника пары состоит в том, чтобы в течение 5 минут завладеть листком бумаги любыми способами. При этом можно использовать любые методы: переговоры, убеждения, взывание к человечности и т.д.

Условие: лист бумаги должен остаться целым.

Условия проведения: участники разбиваются на пары и садятся друг против друга.

Вопросы для обсуждения - что происходило в парах во время выполнения упражнения? - кто из участников остался удовлетворенным полученным результатом? почему? - кто не доволен полученным результатом? почему? - что вы чувствовали, когда оказались владельцем листа бумаги? - что вы почувствовали, когда завладеть листом бумаги не получилось? - кто легко (без боя) отдал лист бумаги? почему? - что вы чувствовали, когда отдавали бумагу напарнику? - в жизни встречаются такие ситуации?

Вариации: вместо листа бумаги могут быть использованы и другие материалы. Советы ведущему: а) После выполнения задания все участники упражнения письменно отвечают на вопросы: 1) что произошло; 2) кто выиграл; 3) что я чувствую по этому поводу; 4) характерно ли для меня такое поведение; 5) если бы у меня была возможность участвовать в этом процессе еще раз, что бы я сделал? Для ответа на вопросы 3, 4, 5 дается по 1 минуте. Затем партнеры меняются написанной информацией, обсуждают (2 мин.); б) В заключение упражнения обязательно вычислить обиженных и неудовлетворенных и вытащить их на разговор, чтобы они «выговорились».


Черное/белое

Тип упражнения тематические упражнения Тематика • разрешение конфликтов, • социальный маркетинг, • тренинг на партнёрство, • эффективное общение Размер группы желательно до 30 человек Требуемое время 1 - 1,5 часа Требуемые материалы: 2 листа ватмана/2 белых доски и маркеры, два отдельных помещения Уровень физической активности: отсутствует

Инструкции участникам Группа делится на две команды, которые играют в разных помещениях. В каждом помещении вывешивается листок бумаги для индикации результатов каждого раунда. Условия игры: каждая команда должна набрать возможно большее количество очков для себя. Очки набираются/теряются посредством ответа на вопрос : какой цвет выбирает команда для себя в данном раунде. После каждого третьего раунда очки команд удваиваются. На обсуждение ответа каждой команде дается - в 1 раунде - 5 мин., во 2- 3 мин, и далее по 1 минуте. Решение в группе принимается методом консенсуса. Если в группе есть кто-то несогласный с общим мнением, считается, что в группе нет ответа. Итоги каждого последующего раунда суммируются с результатами предыдущего и записываются на ватмане. Каждая команда видит только свои результаты. Таким образом, она оценивает поведение другой команды косвенно.

Шкала оценок

№ Команды и ее ответы Очки, приобретаемые в этом случае
1 2 1 2
Белое белое +10 +10
Черное белое +40 -40
Белое черное -40 +40
Черное черное -40 -40
Нет ответа Любой ответ 0 +20
Любой ответ Нет ответа +20 0

Вопросы для обсуждения - Что происходило в процессе игры? - желателен вопрос о чувствах, так как по опыту, это достаточно эмоциональная игра - Какая команда выиграла? - Каковы уроки игры для Вас? - Что иллюстрирует эта игра?/аналогии с жизнью


Я заметил...

Тип упражнения тематические упражнения Тематика • построение команды, • эффективное общение Размер группы желательно до 30 человек Требуемое время от 15-20 мин до 1 часа, в зависимости от состояния группы и ее потребностей Требуемые материалы: может понадобится ватман/белая доска и маркеры Уровень физической активности: отсутствует

Инструкции участникам В зависимости от типа тренинга задаются разные вопросы, но общим началом их могут быть фразы типа "Давайте вспомним ход сегодняшнего семинара (упражнения, дня) и постараемся ответить на вопрос - Что я заметил(а) на этом семинаре (дне, упражнении), касающегося… (методов обучения, поведения тренеров, поведения участников, последовательности тем, и так далее…)? Далее все участники высказываются по мере поступления предложений. Вопросы для обсуждения определяются тренером в ходе работы над упражнением (если это необходимо)

Советы ведущему: Необходимо регламентировать время выступлений. По итогам обсуждения (которое может иметь форму мозгового штурма, или пленарной дискуссии) возможно составление резюме на ватмане/белой доске.


Электрическая изгородь

Тип упражнения • айсбрэйкеры, • тематические упражнения, • энерджайзеры Тематика • построение команды, • разрешение конфликтов, • стратегическое планирование и оргразвитие Размер группы 8-35 человек Требуемое время 40-50 минут Требуемые материалы: веревка, шест или доска Уровень физической активности: высокий

Инструкции участникам Задача команды состоит в том, чтобы переправиться всей командой через воображаемую электрическую стену (например, натянутую веревку), не касаясь ни единой видимой или воображаемой ее части. Если кто-либо коснется стены, вся команда возвращается обратно и начинает упражнение снова.

Вопросы для обсуждения 1. Что произошло? 2. Что Вам помогало, что мешало выполнять упражнение? 3. Что вы чувствовали во время упражнения? 4. Что вы чувствуете сейчас?

Вариации: можно разрешить использовать, например, шест (доску) и т.д. СТРАХОВКА обязательна!!!

Советы ведущему: Обязательно следить за безопасностью выполнения этого упражнения группой. Дать время на обдумывание вариантов и принятия решения командой.


Ярлыки

Тип упражнения тематические упражнения Тематика • разрешение конфликтов Размер группы до 20 чел. Требуемое время 30 минут Требуемые материалы: бумажный скотч. Уровень физической активности: низкий

Инструкции участникам Осторожно наклеить на лоб каждому участнику кусочек бумажного скотча с надписью так, чтобы тот, кому вы клеите, не увидел, что написано. На скотче написаны названия разных социальных групп, которые будут представлять участники тренинга: проститутка, еврей, коммунист, демократ, «крутой», гомосексуалист, больной СПИДом, цыганка, нищенка, лесбиянка, рокер, рэкетир и т.п.

Инструкция участникам: Вы - туристы, волей обстоятельств попавшие в одну гостиницу, в которой только две комнаты. Вам надо переночевать в этой гостинице. Разойдитесь по комнатам в зависимости от возникающих между вами отношений. Отношения строятся в соответствии с этикетками или ярлыками. Вам надо постараться догадаться, кто вы такой. Другие участники не имеют права прямо сказать вам это, но своим поведением, жестами, в разговоре они невольно проясняют ситуацию. Упражнение заканчивается, когда все разделились по комнатам и догадались, кто есть кто.

Вопросы для обсуждения Что вы чувствовали во время упражнения? Как вы догадались о навязанной вам роли? Как окружающие вели себя? Почему? С чем связано такое поведение людей в обществе? Осложняет или упрощает это жизнь и отношения? Что часто служит причиной конфликтов?

Советы ведущему: Выводы по упражнению могут быть самые разные. Но вы должны постараться построить обсуждение так, чтобы прозвучало понятие «стереотип». А затем, при анализе добавить, что стереотип – основа деятельности людей, стереотипы лежат в основе научения. Но если стереотип негативно окрашен, то он начинает играть отрицательную роль. Ярлыки – это стереотипы, предрассудки. Их можно ликвидировать только путем расширения сознания людей. Человек нуждается в новой информации, только тогда он может делать верные выводы. «Не судите опрометчиво».


Четыре "Зачем?"

Другие варианты названий Четыре "Для чего?" Тип упражнения тематические упражнения Размер группы это индивидуальная работа, каждый участник отвечает за свою группу, размеры – на усмотрение тренера Требуемое время 30 мин. с обсуждением и корректировкой формулировок Требуемые материалы: бумага, ручки Уровень физической активности: отсутствует

Инструкции участникам 1. Ответьте на следующий вопрос: зачем существует Ваш отряд? Постарайтесь сформулировать это письменно в одном предложении. 2. Затем участникам предлагается зачитать получившиеся варианты. 3. А теперь следующий вопрос: зачем ваш отряд делает то, что написано у вас в первом пункте? 4. Снова просите участников прочитать их варианты, но оба пункта – 1 и 2, чтобы можно было проследить взаимосвязь между ними. 5. Еще один вопрос: зачем это? 6. Повторяется все снова. 7. В конце вы должны придти к чему-то большому и светлому (типа всеобщего благоденствия, гражданского общества, мира во всем мире и т.п.) – то, что относится к области миссии.

Вариации: Первый вопрос можно сформулировать так: «Чем занимается ваш отряд?» А потом уже спрашивать «зачем». Еще слово «зачем» можно заменить на «для чего?» (этот вариант лично мне больше нравится, и я использую именно его). Еще можно не зачитывать варианты после каждого вопроса, а прочитать все сразу в конце, ставя между пунктами связки «для того, чтобы…»

Советы ведущему: Следите, чтобы участники отвечали на тот вопрос, который вы им задаете, а не на тот, какой они сами себе придумали (бывают ответы типа: потому что…, но ведь это ответ на вопрос «Почему?»). Можно поработать с ними над формулировками, т.к. в большинстве случаев ответить на вопрос в одном предложении участникам бывает очень трудно, и они выдают целые абзацы с размахиванием руками, упоминанием истории и т.п. Поэтому и нужно, чтобы они все записывали, а еще это пригодится, когда они будут читать переходы от одного пункта к другому (чтобы каждый раз не менялся изначальный вариант).


Сложные ситуации

Тип упражнения тематические упражнения Размер группы минимум – 6 человек, максимум – до 35 Требуемое время 10 минут на индивидуальную работу, не меньше 30 минут на групповую работу (если группа больше 20 человек, то, возможно, до одного часа) Требуемые материалы: бумага, ручки Уровень физической активности: низкий

Инструкции участникам Индивидуальное письменное задание: описать не менее 3 сложных ситуаций, через которые Вы прошли как тренер, и для которых вы не смогли найти удовлетворяющее Вас решение. После того, как каждый участник описывает не менее трех сложных ситуаций на листах бумаги, листочки сворачиваются и складываются в шапку. По периметру комнаты, в которой проходит тренинг? раскладываются «островки» бумаги, стоя на которых участники группы, разбитые на микрогруппы по 3 человека по очереди вытаскивают листочки с трудными ситуациями. Задание для участников микрогруппы: найти не менее трех выходов из предложенной сложной ситуации. После того, как участники в микрогруппах находят не менее трех решений предложенной проблемы, они озвучивают их тренерам-экспертам. Если экспертный «совет» принимает предложенные решения, то данной микрогруппе разрешается перейти на следующий свободный «островок», если нет, то они ищут новые возможности решения проблемы. Победителем считается та микрогруппа, которая первая приходит к финишу.

Вопросы для обсуждения Что вы чувствовали во время выполнения упражнения? Что Вам помогало справиться с предложенной проблемой? Что мешало?

Советы ведущему: Ведущий должен иметь соответствующую квалификацию и профессиональный опыт для принятия экспертной оценки.


СВОТ - анализ

Тип упражнения тематические упражнения Тематика • построение команды, • принятие решений, Размер группы либо индивидуально, либо в микрогруппах по 3-5 чел. Требуемое время 1 час с общегрупповым обсуждением или презентацией работы микрогрупп Требуемые материалы: листы бумаги, ручки, маркеры. Можно раздать листы с готовой таблицей, которую участники будут заполнять Уровень физической активности: отсутствует

Инструкции участникам пользуясь таблицей, определите сильные и слабые стороны вашего отряда, а также внешние возможности и угрозы, влияющие на ваш отряд вообще, либо на способность вашего отряда. После этого постарайтесь выбрать подходящую в вашем случае стратегию.

Вариации: вариант в микрогруппах – для оценки какого-то общего для участников групп, либо если они представляют отряд.

Советы ведущему: Больше конкретных примеров при объяснении анализа


Мои сильные стороны

Тип упражнения • айсбрэйкеры, • тематические упражнения Размер группы минимум 8-10 человек, максимум до 30 Требуемое время зависит от количества участников в группе и формы проведения. Каждому участнику на высказывание дается не более 1 минуты. Требуемые материалы: не требуются Уровень физической активности: отсутствует

Инструкции участникам В течении одной минуты рассказать о своих сильных сторонах. Каждый участник группы выходит в центр круга, садится на стул и рассказывает о своих сильных сторонах . Остальные участники молча слушают.

Вопросы для обсуждения а) Что Вы чувствовали, когда Вы высказывались сами и когда говорили другие? б) На что Вы обратили внимание при выполнении этого упражнения? в) Помогло ли Вам это упражнение более ясно осознать свои сильные стороны?

Вариации: Если очень большая группа, то упражнение можно провести в микрогруппах по 15 человек и обсудить его на большом круге.

Советы ведущему: Будьте внимательны, обращайте внимание на позу человека, его интонацию, формулировку высказывания. Не перебивайте участника.


Ассоциации

Тип упражнения тематические упражнения Размер группы 15-30 человек. Требуемое время 30 минут (5 минут на работу в группе, 5 минут на презентацию, 20 минут – презентация ведущего) Требуемые материалы: Маркеры; ватман; скотч; доска (стена), на которой можно демонстрировать результаты работы групп Уровень физической активности: низкий

Инструкции участникам: Работа в трех малых группах (разбить участников на малые группы любым известным вам способом). Каждая малая группа работает с одним из понятий: “государство”, “бизнес”, ... На лист ватмана занести ассоциации, которые возникают в связи с понятиями: “государство”, “бизнес”, ... По одной ассоциации от каждого члена группы. Представитель от группы делает презентацию сектора, используя записанные ассоциации.

Вопросы для обсуждения: Презентация ведущего: 1. Три сектора общества. 2. Стратегии общественного развития.

Вариации: Можно использовать это упражнение в темах: “Социальное партнерство: НКО и бизнес”, “Социальное партнерство: НКО и государство”. В этих случаях рассматриваются ассоциации: ... и “бизнес”, ... и “государство” соответственно. Если среди участников присутствуют представители разных секторов, то можно разбить их на подгруппы по секторам (например, ... и государство), и каждая подгруппа работает с ассоциациями, возникающими с понятием другого сектора.

Советы ведущему: Интересная работа может получиться, если в семинаре участвуют представители разных секторов общества. Можно поговорить о стереотипах, о личном опыте общения участников с другими секторами, т. е. о том, что повлияло на ассоциации.


Друзья

Другие варианты названий Buddy system Тип упражнения • айсбрэйкеры, • тематические упражнения Тематика любая Размер группы любое количество пар Требуемое время 10-15 минут ежедневно Требуемые материалы:

Уровень физической активности: отсутствует Инструкции участникам: пары друзей по семинару должны за определенное количество времени обсудить предлагаемые вопросы

Условия проведения: Случайный подбор напарников Если нет особых причин для того, чтобы объединить определенных людей друг с другом, случайный подбор имеет свои преимущества, включая, возможность углублять уровень самосознания размышлениями над вопросом, «Чем именно этот напарник идеально подходит мне именно на этом тренинге?»

Один из способов случайного подбора использует два концентрических круга, образованных равным количеством участников. Участники, которые уже являются друзьями должны стоять в одном и том же круге, чтобы они не стали напарниками по семинару. По команде ведущего круги начинают двигаться в противоположных направлениях. В случайно выбранный момент времени ведущий останавливает движение. Те, кто оказался ближе всего напротив друг друга из разных кругов, составляют пару «друзей».

Вопросы для обсуждения: Например: - в первый день тренинга: 1) «Мои желания относительно этого треннинга - это…» 2) «Некоторые мои опасения и сомнения относительно этого треннинга - это…» 3) «Мои личные цели в этом треннинге - это…» 4) «Мой личный вклад в этот треннинг - это…»

- во второй день тренинга: 1) «Ты будешь рад/а, тому , что я твой напарник по треннингу, потому что…» 2) «То в чем мне может понадобиться поддержка на этом семинаре - это…» 3) «То, как я могу сопротивляться этой поддержке - это…» 4) «То, как ты можешь мне помочь, несмотря на мое сопротивление - это…»

- в третий день тренинга: течение 7 минут обсудить два утверждения: 1) «Ведущий обязан поддерживать дистанцию между собой и группой»; 2) «Ведущий должен быть неотъемлемой частью группы».

- на пятый день тренинга: 1) дать рекомендации по борьбе с негативными чувствами; 2) представить результаты группе.

- на шестой день тренинга:

1) обсуждался вопрос: “Что я буду делать, чтобы быть активным?”

Советы ведущему: 1) Готовиться: Зачем готовиться?

• Поддержка в процессе обучения часто увеличивает его скорость и глубину. Поддержка может осуществляться либо групповым образом (группа поддержки), либо системой «напарники по семинару».

• Большинство людей не привыкли к целенаправленной поддержке, поэтому они не умеют или стесняются использовать ее

• Многие нуждаются в установочной информации, чтобы начать лействовать

2) хорошо обдумывать первоначальные вопросы для пар: Разработайте вопросы, наиболее подходящие целям семинара, его дизайну и уровню опыта участников. Незаконченные предложения допускают гибкость ответов, но задают структуру разговора, достаточную для того, чтобы стимулировать обмен важной информацией в определенной последовательности.

3) Метод лучше применять длительностью не менее 3 дней для того, чтобы отношения между напарниками успели развиться.

4) По крайней мере один раз в день, желательно утром, должно быть запланировано время для встречи напарников. Фасилитатор может разработать незаконченные предложения так, чтобы:

а) предложения готовили участников к предстоящей работе; или

б) способствовали подведению итого работы за предыдущий день; или

в) стимулировали размышления участников над важной для группы темой.

5) Фасилитатор может рекомендовать парам встречаться после эмоционально напряженного упражнения, игры или обсуждения для того, чтобы участники смогли более спокойно разобраться со своими чувствами и мыслями.


Друзья-2

Другие варианты названий Buddy System Тип упражнения • айсбрэйкеры, • тематические упражнения Тематика любая Размер группы не менее 6 человек

Требуемое время Зависит от количества обсуждаемых вопросов и от их значимости для участников. В среднем, до 15 минут на работу в парах друзей и до 15 минут на обсуждение в общем круге. Требуемые материалы: для работы в парах друзей ручки, бумага, для работы в общем круге ватман, маркеры Уровень физической активности: средний

Инструкции участникам: Половинки пословиц или крылатых выражений написаны на бумаге, свернуты и лежат в шапке. Всем участникам предлагается достать по одной бумажке и найти себе друга по семинару. Затем, по ходу тренинга в парах друзей Периодически предлагается обсуждение тех или иных вопросов.

Вариации: в группах до 6 человек предлагаемые вопросы для обсуждения могут рассматриваться и обсуждаться на общем кругу.

Советы ведущему: не оценивать, не критиковать, не комментировать высказывания участников, не корректировать, не искажать их смысл при записи на ватман. Можно задавать уточняющие вопросы.


Как найти $5000 за 10 часов. Тип упражнения тематические упражнения Размер группы минимум - 6 человек, максимум – 30 человек Требуемое время 50 минут Требуемые материалы: маркеры, бумага, ватман Уровень физической активности: средний

Инструкции участникам: Группа делится на микрогруппы, не более 6 человек в каждой. Каждая группа представляет актив благотворительной организации, которая имеет хорошую репутацию и опыт работы в организации лечения детей из многодетных и малообеспеченных семей. В 8:30 утра в офис организации, в котором в тот момент находился актив, поступает звонок: ребенку необходима срочная – в течение ближайших 10 часов, операция, но чтобы ее сделать необходимо $5000 долларов.

Актив должен составить план действий, которые необходимо предпринять, чтобы собрать требуемую сумму в установленный срок.

Вопросы для обсуждения: Достигли ли Вы поставленной цели? Что помогало, что мешало в процессе упражнения? Что Вы чувствуете?


Лавка талисманов

Тип упражнения • диагностические, • тематические упражнения Тематика любая Размер группы желательно до 20 человек. но может быть и больше Требуемое время примерно 1час Требуемые материалы: ватман, маркеры, картонные фишки с изображением талисманов (не обязательно) Уровень физической активности: низкий

Инструкции участникам: Ведущий/ие представляются торговцами, случайно заехавшими в этот город со своей лавкой редких талисманов. Они предлагают уважаемым покупателям посмотреть и выбрать для себя только по одному талисману. Один из ведущих во время объяснения рисует талисманы и кратко их подписывает, а затем помечает, кто какой талисман для себя выбрал. Затем ведущий предлагает расплатиться за талисманы, потому как они, как торговые люди, не могут отдавать просто так. Но деньги их не интересуют. Они готовы принять в качестве платы некиое полезное качество от каждого покупателя, которым то владеет. Каждый участник должен назвать качество, которым он расплачивается. Ведущие могут торговаться, если их качество не совсем устраивает (если оно не является полезным по данной тематике). Каждый должен получить талисман и расплатиться за него.

Вопросы для обсуждения: Группа вместе с ведущими может обсудить результаты игры. Выбранные талисманы означают либо мотивацию (если речь шла о диагностике команды) либо потребность и желание в овладении некими навыками (если вы ведете тематический тренинг), а также готовность участника работать по данной теме (например, работать с прессой при проведении общественной кампании). Качества, которыми участники расплатились описывают уже имеющиеся ресурсы (например, навык организации фуршетов и банкетов или быстрый набор текста и т.д.) Вариации: Талисманы можно придумывать любые, в зависимости от тематики тренинга.

Например, для диагностики команды используются такие символы как: - серебряная монета - талисман позволяет всегда иметь работу, которая приносит высокие доходы; - хрустальные песочные часы - талисман позволяет всегда начинать и заканчивать работу когда хочешь; - золотой человечек - талисман позволяет всегда работать только с людьми, которые тебе приятны; - платиновая корона - талисман позволяет всегда работать только над тем, что человеку интересно и т.д.

Для тренинга по общественным кампаниям используются несколько другие символы: - серебряная монета - ее владелец всегда будет иметь много идей, как привлечь средства; - платиновое перо - помогает правильно все спланировать и распределить обязанности; - золотой микрофон - позволяет с легкостью общаться с прессой и общественностью; - рубиновая корона - позволяет руководить любой кампанией любого масштаба; - платиновая маска - ее владелец не будет испытывать недостатка в способах убеждения и влияния на людей и пр.

Остальное подскажет фантазия и тема.

Советы ведущему: Лучше всего сразу рисовать наглядную таблицу: талисман - имя участника - качество, которым он расплатился. При проведении диагностки команды данное упражениение выявляет мотивацию, почему люди здесь работают, выявляет неожиданные ресурсы.


Открытый форум

Тип упражнения • айсбрэйкеры, • тематические упражнения Тематика любая Размер группы не имеет значения Требуемое время зависит от размера группы и желающих участвовать в обсуждении

Инструкции участникам: Любой желающий может свободно высказаться на любую тему, задать любые вопросы любому участнику, дать комментарии чему-либо и т.д. Условия проведения: ведущие не должны вмешиваться в ход дискуссии, отвечать на вопросы, вступать в дискуссии с участниками и вообще проявлять заметный интерес к происходящему. Вопросы для обсуждения:


ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА

Другие варианты названий Tug of War Тип упражнения • тематические упражнения, • энерджайзеры Тематика • построение команды, • принятие решений, • разрешение конфликтов, Требуемое время 1 часть – 20 минут, 2 часть – 55 минут Требуемые материалы: канат, бумага, фломастеры Уровень физической активности: высокий Инструкции участникам: 1 шаг:

Это обычное соревнование по перетягиванию каната, но в нем каждая группа представляет противоположные силы, влияющие на их дальнейшую работу. Каждый участник, работая индивидуально, записывает те силы (факторы), которые могут сейчас или в будущем помешать и помочь созданию и успешной работе команды. На одну стену наклеиваются листочки, на которых написаны мешающие силы, на другую – помогающие. Затем каждый участник называет одну ключевую (решающую) силу, которая, по его мнению, и определит успех или неудачу совместной работы. Те, кто назвал в качестве решающей мешающую силу, берутся за один конец каната, те, кто выбрал помогающую – за другой конец. И начали!

2 шаг: После победы одной из команд, каждая команда образует тесный круг, кладя руки на плечи друг другу. Группа, представляющая мешающие силы, обсуждают, какие две из этих сил могут сорвать совместную работу. Группа представляющая помогающие факторы обсуждает, какие два фактора нужно усилить, чтобы обеспечить успех совместной работы. Результаты сообщаются всем, каждая сила (фактор) записывается на отдельный плакат.

3 шаг: Работая индивидуально, каждый участник записывает на отдельных листочках, какие конкретные действия он(она) может предпринять, чтобы нейтрализовать действие мешающих факторов и усилить действие помогающих. Листочки наклеиваются на соответствующие плакаты.

4 шаг: Участники разбиваются на пары, выбирая в качестве партнера того члена группы, с которым он хотел бы или мог бы работать наиболее тесно. В парах обсуждаются результаты работы, выполненной в 3 части.

5 шаг:. Объявляется перерыв. Плакаты с наклеенными листочками, собранными в части 3, перевешиваются так, чтобы участники могли их просмотреть.


Прогноз погоды

Тип упражнения айсбрэйкеры Тематика универсальные упражнения Размер группы до 30 чел Требуемое время примерно 15-30 сек. на человека Х на кол-во человек в группе Требуемые материалы: не требуется Уровень физической активности: отсутствует

Инструкции участникам: Пожалуйста, опишите свое настроение/внутреннее состояние в терминах прогноза погоды. Попытайтесь выразить то, что вы чувствуете через описание "внутренней погоды" и оцените свое настроение по 10-балльной шкале (от 1 до 10).

Вопросы для обсуждения: После того, как все участники высказались, ведущий предлагает желающим, особенно тем, у кого низкий балл оценки настроения, прокомментировать то, что они описали в терминах погоды. Можно обсудить причины того или иного состояния, связь нынешнего состояния с тем, что происходило в группе в предыдущий день.

Вариации: Вместо погоды предлагается описать свое настроение/внутреннее состояние цветом, описанием животного, растения, мебели, музыки и музыкального инструмента.


Сильный ветер дует...

Тип упражнения • айсбрэйкеры, • энерджайзеры Тематика любая Размер группы 4 и более человек Требуемое время 5-10 минут Требуемые материалы: стулья по числу участников Уровень физической активности: средний

Инструкции участникам: Все сидят на стульях в кругу. Один человек стоит в центре круга, он – ведущий. Ведущий говорит фразу, которая должна начинаться словами «сильный ветер дует на тех, кто…» и называет какой либо признак, присущий нескольким или всем участникам группы (например, цвет глаз, элемент одежды и т.д.). Те участники, кому присущ этот признак, должны подняться и поменяться местами друг с другом. Тот кому не досталось места становится ведущим. Нельзя занимать соседние места.


Снежный ком

Тип упражнения айсбрэйкеры Тематика универсальные упражнения Размер группы 15 – 25 человек Требуемое время 15 – 20 мин Требуемые материалы: таблички с именами у каждого участника Уровень физической активности: отсутствует

Инструкции участникам: - Участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на ту же букву, что и имя (желательно чтобы прилагательное характеризовало участника).

- Следующий по кругу должен назвать предыдущих, правильно повторив их имена и использованные с именами прилагательные, затем назвать себя.

Пример: 1. Лена любопытная; 2. Лена любопытная, Сергей смелый; 3. Лена любопытная, Сергей смелый, Александр активный…

Каждый следующий участник должен будет назвать все больше имен с прилагательными, многократное повторение которых облегчает запоминание. Вопросы для обсуждения:

Советы ведущему: Если вы ведете тренинг в паре, то один тренер начинает это упражнение, а второй заканчивает (представляется после того, как все участники представились). Если вы ведете тренинг один, то начинаете представление с себя, и в конце знакомства повторяете имена участников. Предлагаемая форма знакомства особенно подходит в тех случаях, когда участники семинара не знакомы друг с другом.


ТОРГОВЛЯ

Тип упражнения тематические упражнения Размер группы минимум- 12 человек, максимум- 30 Требуемое время 2.5 часа Требуемые материалы: бумага, ватман, карандаши, маркеры, скотч, фишки для покера, фигуры из картона (кружочки, треугольники, звездочки), непрозрачные емкости. Уровень физической активности: средний

Инструкции участникам: подготовка: сделайте равное количество кружочков треугольников и звезд так, чтобы их общее число совпадало с числом участников. Подготовьте также липкую ленту или бумагу. Подготовьте непрозрачные чашки по одной для каждого участника.

1. 1/3 чашек предназначается для звезд. Разложите фишки для покера во все эти чашки, кроме одной по одинаковой схеме: 3 синих, 1 красную, 1 белую. В одну чашку положите 0 синих, 1 красную, 4 белых.

2. 2 /3 чашек предназначается для кружков. Во все эти чашки положите следующие количества фишек 1 синюю 2 красных 2 белые.

3. 3/3чашек предназначается для треугольников во все чашки кроме одной разложите фишки по следующей схеме: 0 синих, 1 красную, 4 белых. В одну чашку положите 3 синих, 1красную, 1 белую.

Напишите плакат с достоинством фишек каждого цвета: синий 100, красный 50, белый 10.

Напишите плакат с правилами:

1. Цель игры – получить максимальное количество очков.

2. Для того, чтобы вступить в переговоры нужно взяться за руки. Если вы начали переговоры, необходимо заключить сделку.

3. Сделка не должна быть равной.

Как играть.

1. Объясните, что это – симуляционная игра, помогающая узнать что-то о самих себе и обществе, и она имеет форму игры в торговлю.

2. Разъясните правила (плакат). Скажите, что победителей ждет торт.

3. Объясните, что торговля будет проходить в три раунда. В конце каждого раунда мы останавливаемся, подсчитываем количество очков и записываем его.

4. «Несмотря на то, что торговать вы будете как индивидуумы, мы также будем приписывать вас к той или иной группе кружки треугольники и звезды для подсчета своих очков объединитесь со своей группой. Некоторые могут переходить из группы в группу после окончания подсчетов». (Раздайте значки кружочки треугольники и звезды).

5. Раздайте чашки с фишками в соответствие со значками. Обратите внимание игроков на плакат с достоинством фишек разных цветов.

6. Начните первый раунд торгов (10 минут), напомнив игрокам о правилах торговли.

7. За 2 минуты до окончания раунда напомните о времени. Закончите раунд через 10 минут. Попросите участников собраться со своими группами и подсчитать очки. На плакате или доске составьте следующую таблицу:

1 раунд 2 раунд 3 раунд

имя
имя
имя
имя
имя
имя

Быстро запишите очки в таблицу. Затем переведите игроков с количеством очков, не соответствующим их группе, в соответствующую группу и велите им поменять свои значки.

8. Объявите новый раунд торгов: 7 минут. За две минуты до конца напомните о времени. Игроки собираются в группы, как и после первого раунда для подсчета очков. Опять произведите замены, как это нужно.

9. Новый раунд длится 5 минут. Подсчет очков и замены.

10. Объявите, что звездам сейчас предоставляется возможность установить новые правила игры, они выходят из комнаты для принятия решений.

11. Наблюдайте за поведением кружков и треугольников оставшихся в комнате. Если у вас есть со ведущий пусть он/она наблюдает за звездами. Это время очень важно для наблюдения.

12. Если звезды задерживаются дольше, чем на 15 минут поторопите их, в зависимости от того, что предпринимают треугольники и кружочки. (Они могут готовить революцию и создать альянс!).

13. Скажите звездам зачитать свое решение и посмотрите, что произойдет. Остановите игру, когда сочтете, что для обсуждения материала достаточно. Вопросы для обсуждения: (Как ведущий, вспомните цели игры перед проведением обсуждения).

1. В парах (если группа большая): каковы ваши чувства? (Если группа небольшая, можно работать целой группой). После работы в парах, подытожьте на плакате краткие сообщение о чувствах. Спросите о чувствах тех, кого переводили в другие группы. Спросите, менялись ли чувства в ходе игры. (Фокусируйтесь на чувствах, а не на мнениях).

2. Что наблюдали участники во время игры? Индивидуальное поведение? Поведение в группах? Что менялось во время игры?

3. Каким было поведение и позиции группы после того, как звезды ушли? (Рассказать друг другу что происходило). (Уделите здесь время раскрытию чувств: досада, раздражение, депрессия, радость превосходства и т. д.) Что стало с тортом?

4. В каком смысле эта игра является метафорой общественной динамики? (Выпишите на плакате).

5. Заключительный круг: что я узнал о себе в этой игре?


Формальное представление

Тип упражнения айсбрэйкеры Тематика любая Размер группы не ограничен Требуемое время примерно 15-30 сек. на человека Х на кол-во человек в группе Требуемые материалы: не требуются Уровень физической активности: отсутствует

Инструкции участникам: После того, как представились ведущие, хотелось бы попросить участников, в свою очередь представиться. Начнем с формального представления, сейчас мы по кругу будем называть себя, свое имя, организацию и город, из которого приехали.

Советы ведущему: Можно попросить назвать должность в организации, должностные обязанности, хобби, и другие области интересов (по ситуации). Желательно ограничивать время на эти выступления, т.к. многие участники (по опыту) начинают слишком подробно рассказывать про свой отряд, и свою роль в ней, превращая данное упражнение в повод для презентации