Набор командных игр 9

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Hdfhdfhm.jpg

«Гигантбол». Площадку размером 9x18 м делят поперечной чертой на 2 равных квадрата, в центре каждого из них чертят круг диаметром 1 м. На расстоянии 50 см от концов поперечной черты вкапывают в землю 2 деревянных столба (или железные трубы).На столбы туго натягивают веревочную сетку шириной 90 см. Расстояние от земли до верхнего края сетки равно 2– 2,5 м. Мяч – в диаметре 75 см. Цель игры: перебросить мяч через сетку так, чтобы он коснулся земли на площадке противника. Играют две команды по 10–20 человек каждая. Команды жребием определяют право первой подачи и выбора площадки. Подача производится из круга. Если мяч при подаче заденет сетку, подача считается проигранной. Мяч можно отбивать кулаками, головой и ладонями. При отбивании допускается любое количество ударов с каждой стороны. Отбивание продолжается до первой ошибки.

Ошибки:

1) мяч вылетел за границу площадки;

2) мяч взят руками, а не отбит;

3) отбит мяч, коснувшийся земли;

4) игрок коснулся сетки или переступил через среднюю поперечную линию.

Если ошибку совершает команда, подававшая мяч, она теряет подачу; если совершает ошибку команда, отбивающая мяч, она проигрывает очко. Игра продолжается до 15 очков, после чего команды меняются площадками. Команда, выигравшая два раза подряд (или 2 раза из 3), побеждает.

«Пионербол». Площадку размером 9x15 м делят на 2 равных прямоугольника. На расстоянии 50 см от концов поперечной черты вкапывают в землю 2 столба. На столбы туго натягивают веревочную сетку шириной 90 см. Высота сетки – 2,4 м. В каждом прямоугольнике на расстоянии 2 м от средней линии, параллельно сетке, чертят «линии подачи». Для игры необходимы два набивных мяча весом 1–2 кг в зависимости от возраста играющих. Если набивного мяча нет, можно футбольную покрышку заполнить полотняными мешочками, туго набитыми опилками (мячи при ударе о землю не должны отскакивать).

Две команды, от 5 до 9 человек в каждой, располагаются на своих прямоугольниках не более 3 человек в ряд. Каждый играющий имеет порядковый номер. Мячи перебрасывают через сетку, стремясь оба мяча одновременно перебросить на сторону противника. В начале игры первые номера каждой команды имеют по одному мячу. По сигналу судьи они перекидывают мячи через сетку в поле противника. В дальнейшем мячи перебрасываются любым игроком, при этом каждый должен перебросить мяч как можно быстрее. Мяч можно ловить на лету, брать с земли, бросать через сетку двумя или одной рукой. Перепасовка мяча между своими игроками разрешается, но не рекомендуется.

Команда проигрывает очко, если:

1) на ее площадке окажутся одновременно 2 мяча (засчитываются только те мячи, которые коснулись игрока или земли в черте своей площадки, мяч в воздухе не засчитывается; если мячи столкнулись в воздухе, то игра начинается сначала);

2) подающий переступит линию подачи при начальном броске (во время игры передвижение по своей площадке свободное);

3) мяч при подаче заденет сетку или полетит не через сетку, а сбоку или под ней;

4) команда выбросит мяч за пределы площадки противника («аут») и противник при этом не коснется мяча;

5) кто-нибудь из команды во время игры переступит среднюю линию или коснется стоек или сетки.

После каждого проигрыша игроки в обеих командах меняются местами. Подающим становится предыдущий номер, а бывший подающий идет на место последнего номера. Играют дважды по 10 мин. После каждой половины (10 мин.) команды меняются площадками. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

«Игра в два мяча». Поле длиной 40 м, шириной 15–20 м, делится на 3 площадки (длина средней площадки – 10 м, боковых – 15 м). Играют 2 команды, по 5 человек в каждой. Игроки команд размещаются на боковых площадках так: 3 игрока – впереди, у линии средней площадки, 2 – позади. Крайний игрок справа в 1 ряду каждой команды получает футбольный мяч.

По сигналу судьи оба игрока ударом ноги направляют мяч на площадку противника. Когда мячи вошли в игру, все играющие отбивают их. Цель игры – забить оба мяча одновременно на сторону противника. Отбивать мяч можно на лету и с земли, руками, ногами, плечом, головой, но нельзя брать мяч в руки. Команда, на стороне которой окажутся оба мяча, проигрывает 1 очко. Если один мяч коснулся земли или игроков, а другой одновременно вылетел к противоположной стороне – очко не засчитывается.

Команда проигрывает 1 очко, если: 1) мяч после удара останется в средней полосе; 2) мяч улетит за черту площадки противника, не коснувшись площадки или игроков; 3) кто-либо из игроков зайдет за черту в среднюю полосу (выходить за мячом за пределы задней и боковых линий площадки разрешается).

Игра ведется до выигрыша 15 очков (или при счете 14:15 – до преимущества в 2 очка). После этого команды меняются сторонами и играют еще одну партию. Побеждает команда, выигравшая 2 раза подряд (или 2 игры из 3).

«Мяч об стенку». Для игры выбирают площадку размером 10x20 м, примыкающую к гладкой стене или забору высотой 2–2,5 м. Грунт площадки должен быть ровным, твердым. Стена делится вертикальной линией пополам. Другую линию проводят по стене параллельно земле на уровне 1 м. От вертикальной черты через площадку натягивают сетку высотой 1 м. На расстоянии 2 м от стенки в каждой половине площадки чертят круг диаметром 1,5 м. Для игры нужен хорошо надутый футбольный мяч.

Играют 2 команды, по 5 человек в каждой. Жребием разыгрывается право первой подачи и выбора площадки. Один из игроков подающей команды становится в круг и бросает мяч в стену так, чтобы мяч, отскочив от нее, упал на сторону противника. Играющие отбивают мяч руками, ногами, головой, направляя его от стенки на площадку противника. Если мяч летит от противника и, отскочив от стенки, ударится о землю в черте площадки 2 раза подряд, то команда проигрывает 1 очко. Если мяч, отскочив от стенки, попадает в круг, то команда проигрывает 2 очка.

Команда проигрывает одно очко, если:

1) мяч, брошенный командой, попадет на сторону противника не от стенки, а непосредственно, через сетку;

2) мяч ударится о стенку ниже метровой линий;

3) мяч после удара о стенку упадет за границу площадки противника («аут») или на свою площадку;

4) после 3-х ударов по одной площадке мяч не коснется стенки;

5) во время игры кто-либо зайдет в круг.

После каждого проигрыша мяч подает проигравшая команда. Игра ведется до 15 очков (или при счете 14: 15 – до преимущества в 2 очка), после чего команды меняются площадками. Побеждает команда, выигравшая 2 раза подряд или 2 игры из трех.

Games10.jpg

«Гонка мяча». Площадку делят чертой вдоль на 2 половины. На каждой половине чертят 2 ряда кругов диаметром 1 м, на расстоянии не менее 3 м один от другого. Количество кругов зависит от числа играющих. Всю площадку обносят границей на расстоянии 2 м от крайних кругов (рис. 10). Играют 2 команды, по 6–12 человек в каждой. Игроки становятся в круг. Один игрок в каждой команде не имеет круга и переходит на площадку противника в качестве защитника. Мяч перебрасывают по определенному маршруту: от защитника мяч должен поймать первый номер, от первого – второй, от второго – третий и т. д. до последнего номера, от которого мяч должен опять вернуться к защитнику.

Перед началом игры защитники стоят у центра на сторонах противника, лицом друг к другу, и держат левую руку за спиной. Судья подбрасывает между ними мяч, а они стараются отбить мяч своей команде. После этого защитники могут бегать по всей площадке противника. Их задача – помешать противнику передавать мяч по маршруту, перехватить мяч и перекинуть его своей команде. Игроки и защитник могут перебрасывать мяч в любом порядке, но засчитывается только очередной этап определенного маршрута, т. е. когда порядковый номер ловит мяч непосредственно от предыдущего номера. Если при последовательном прохождении маршрута противник перехватывает мяч, то при новом возвращении мяча маршрут начинается не с первого номера, а с того этапа, на котором был перехвачен мяч. Та команда, которая первой прогонит мяч по всему маршруту (хотя бы с перерывами), выигрывает 1 очко, затем первые номера обеих команд становятся защитниками, все игроки продвигаются на один круг вперед, а старые защитники становятся на место последнего номера своей команды.

Игра начинается сначала. Когда все игроки побывают защитниками, первая партия сыграна. По очкам присуждают победу, и команды меняются площадками.

Играют 3 партии.

Правила: 1) игроки могут выходить из круга только на один шаг, одна нога должна обязательно оставаться в кругу; 2) защитники не имеют права заходить в круг и переступать за границу площадки противника; 3) мяч, пересекающий границу площадки («аут»), бросают на площадку противника с того места, где он пересек границу.

За нарушение правил игры, за толчки, за вырывание мяча из рук и т. д. судья передает мяч противнику или аннулирует пройденный этап.


Games11.jpg

«Футболисты». На середине ровной площадки (размером 40x30 м) устанавливаются ворота из стоек для прыжков или кольев и веревки. Величина ворот зависит от квалификации игроков. Если играют девочки, то ширина ворот будет около 2 м, а у мальчиков они могут быть в 2 раза меньше.

Играют 2 команды. Одна – команда «бьющих» – по жребию встает за одной из лицевых линий площадки, а другая – команда «поля» – свободно размещается на площадке (рис. 11).

По сигналу судьи первый игрок из команды «бьющих» бьет ногой по мячу и сразу бежит вдоль боковой линии до флажка, установленного на противоположной лицевой стороне и возвращается обратно. Удар производится прямо перед собой так, чтобы мяч прошел между правой боковой линией и воротами.

Пока бежит игрок, ударивший по мячу, другая команда старается задержать мяч, отпасовать его ближе к воротам и забить гол со стороны бьющей команды. Если гол забит раньше, чем игрок, ударивший по мячу возвратился за линию, где стоит его команда, то очко дается команде «поля» в противном случае команде «бьющих». Потом поочередно бьют все игроки, после чего команды меняются местами. Игрок, ударивший по мячу, не имеет права его обгонять до касания мяча одним из игроков на площадке.

Усложненный вариант для мальчиков: команда «бьющих» ставит поочередно по одному игроку (начиная с 4-го по счету) в поле с задачей: мешать игрокам другой команды успешно пасовать и взять ворота.

Вместе с тем бьющему игроку необходимо обогнуть 2-й флажок, стоящий у той же лицевой линии, где стоит 1-й, но в другом углу.

Games12.jpg

«Снайпер». Играют 2 команды по 10–15 человек. Площадка размером 15x25 м с заметно прочерченными сторонами разделена на 2 части. Игра проводится с волейбольным или гандбольным мячом.

Команды занимают места друг против друга каждая на своей стороне. За лицевыми линиями располагаются капитаны команд противников (рис. 12).

По свистку судьи капитан одной из команд (по жребию) вводит мяч в игру. Он перебрасывает его своим партнерам через головы противников. Поймав мяч, они пытаются ударом выбить кого-нибудь из противников, т. е. попасть в него слета, или передать мяч обратно своему капитану, чтобы он смог произвести меткий удар. И так до тех пор, пока мяч не уйдет за боковую линию. Однако, мяч может перехватить противник и, в свою очередь, начать «снайперскую охоту».

Выбитый игрок должен сразу уйти с площадки. Однако это не означает выход из игры. Он идет за лицевую линию противника, где стоит «свой» капитан, и становится его помощником. Выйти на площадку вновь можно лишь в том случае, если он сам выбьет игрока противника.

Цель игры: выбить всех игроков из команды противника.

Один короткий свисток судьи означает «выбит». Чтобы сделать замечание или решить спорный вопрос, судья подает подряд 3 свистка. Продолжаются соревнования по длинному свистку. Финальный свисток раздается вместе с последним выбитым игроком одной из команд. Он фиксирует счет в зависимости от того, сколько осталось игроков на другой стороне. Например, если на одной стороне площадки при финальном свистке осталось 4 игрока, то в пользу данной команды будет счет 4:0. Встреча состоит из одной или трех партий.

Правила игры.

Команда теряет мяч, если он уходит за пределы площадки от руки ее игрока. Если мяч отскакивает за пределы площадки от выбитого игрока, то команда, выбившая его, не теряет его. Переброска «своими» игроками, стоящими за линией капитана и площадки (бесприцельных ударов), разрешается не более 3 раз. Игрок, выбитый первым, может заменить своего капитана. Но в дальнейшем замена не разрешается. Если при попадании в игрока мяч не покидает пределы площадки, игра не останавливается. Игрок, в которого попал мяч, отскочивший от земли, остается на поле. Выбитым считается и тот игрок, в которого попадает мяч, отскочивший рикошетом от другого, также выбитого игрока. Разрешается производить удары не только с лицевой линии, но и с ее продолжения – (линии капитана). Заступать за линии (капитанскую и среднюю) нельзя. За нарушение этого правила команда теряет мяч и попадание не засчитывается. Вход и выход игроков на площадку производится без остановки игры. Команда (капитан) имеет право взять в каждой партии 2 перерыва по одной минуте. Капитан команды (если мяч у нее) может заменить одного или нескольких игроков, находящихся на поле.


«Школьный баскетбол». Игра проводится на баскетбольной площадке. В ней принимают участие 2 команды по 6–12 человек. Каждая команда делится пополам – на нападающих и защит-киков.

Они располагаются на разных сторонах площадки: нападающие на стороне соперников, а защитники на «своей» стороне. Таким образом, нападающий одной команды играет против защитников другой с задачей попасть мячом в баскетбольное кольцо. А защитники стремятся воспрепятствовать этому и, отняв мяч, передают его своим нападающим, находящимся на другой стороне площадки. Игра начинается с подбрасывания судьей мяча двум игрокам противоборствующих сторон.

Продолжительность игры 15–20 минут с перерывом в середине игры 3–5 минут, во время которого игроки меняются функциями. Защитники становятся нападающими, а нападающие защитниками. Команда, набравшая большее количество очков, выигрывает.

Правила игры.

Игроки обеих команд не имеют права переходить среднюю линию. Игрокам не разрешается продвигаться с мячом более двух шагов, ударять по мячу ногой, кулаком. За нарушение пп. 1 и 2 мяч передается другой команде для вбрасывания из-за боковой линии.

За толчки, удары, подножки, задержки противника руками игрок получает замечание, а пострадавшая команда получает право на штрафной бросок. За попадание мяча в кольцо во время игры команда получает 2 очка, а со штрафного – 1 очко.

Games13.jpg

«Гонка мячей по кругу». Играют 2 команды по 6–8 человек. Обе они образуют круг, но игроки разных команд становятся через одного. Капитаны команд находятся на противоположных сторонах (рис. 13).


По сигналу инструктора оба капитана бросают мячи в одну сторону вправо (влево) своим ближайшим партнерам, т. е. через одного, второй бросает третьему и т. д., пока мячи не дойдут до капитанов. В знак окончания капитаны поднимают мячи вверх. Выигрывает команда, сумевшая быстрее другой провести мяч по всему кругу (не пропуская игроков). По условию игры мяч можно гнать подряд дважды, трижды.

Вариант. Команды гоняют мяч до тех пор, пока один не догонит другого.

«Часовые и разведчики» («Два лагеря»). Играющие делятся на 2 равные команды – «часовые», «разведчики» и выстраиваются в шеренги вдоль противоположных сторон площадки на расстоянии 10–20 м одна от другой. Перед носками играющих чертятся линии. Посередине площадки на одинаковом расстоянии от команд рисуется кружок. В него кладут мяч или другой предмет.

Команда разведчиков должна уносить мяч, а команда часовых – стеречь его.

По сигналу руководителя 2 игрока (крайние с правого фланга каждой шеренги) – разведчик и часовой – выбегают на середину площадки к мячу. Разведчик должен унести мяч к себе. Часовой следит за ним и не дает ему унести мяч, осаливая его, если он мяч схватит. Чтобы отвлечь внимание часового, разведчик делает различные движения. Часовой обязан повторять его движения и в то же время следить за мячом. Если разведчик схватит мяч, часовой старается его поймать и взять в плен. Если часовой не поймает разведчика с мячом до его лагеря, то сам идет в плен и встает в чужую шеренгу с левого фланга. Каждый пленный становится со своим победителем на левом фланге шеренги или сбоку от нее. Игра продолжается до тех пор, пока не переиграют все часовые и разведчики.

В конце игры подсчитываются пленные в каждой команде. Выигрывает команда, имеющая больше пленных.

Затем играют второй раз, поменявшись ролями. После второй игры опять подсчитываются пленные. Побеждает команда, сумевшая в роли разведчиков и часовых захватить больше пленных.

Можно играть и один раз. В этом случае, чтобы уравнять условия игры, в каждой команде рассчитываются на первый-второй. Первые номера – разведчики, в другой команде первые номера – часовые. У играющих под вторыми номерами роли меняются. Можно усложнить игру: играющие рассчитываются по порядку номеров и руководитель вызывает разные номера игроков по своему усмотрению (нечетные разведчики, четные – часовые в одной команде и наоборот в другой).

«Попади в мяч». Посредине площадки кладется волейбольный мяч. Играющие делятся на 2 команды и строятся в шеренги на противоположных сторонах площадки на расстоянии 18–20 м. Перед носками играющих проводится по черте. Игроки одной команды (по жребию) получают по маленькому мячу.

По сигналу игроки, не заходя за черту, бросают мячи в волейбольный мяч, находящийся посредине площадки, стараясь откатить, к команде соперников. Игроки из другой команды собирают брошенные мячи и по сигналу метают их в волейбольный мяч, стараясь откатить его обратно. Так поочередно команды метают мячи установленное количество раз. Можно дать всем по мячу и тогда одновременно все мячи бросают в большой мяч.

Выигрывает команда, сумевшая закатить мяч за черту другой.

«Защита укрепления» (булав, кеглей). Играющие встают по кругу на расстоянии вытянутых рук или немного больше. Перед их носками на полу (земле) чертится круг, в центре которого ставится укрепление из 3 палок, связанных вверху. Треножник желательно обвести чертой. Выбирается водящий, который встает в середину круга для защиты укрепления. У стоящих по кругу – волейбольный мяч.

По установленному сигналу играющие начинают сбивать мячом укрепление. Защитник (водящий) закрывает укрепление, отбивая мяч руками и ногами. Игрок, которому удастся сбить укрепление, меняется местом с защитником.

Играющим нельзя заходить за черту круга. Защитник не имеет права держать укрепление руками. Если укрепление сдвинуто мячом с места, но не упало, защитник продолжает охранять его. Если защитник сам свалит укрепление, то на его место идет игрок, у которого в этот момент окажется мяч. Игра продолжается установленное время. «Эстафета с лазаньем и перелезавшем». На расстоянии 10 м от гимнастической стенки параллельно ей ставится бревно на высоте 1 м.

Играющие делятся на 2–4 команды и выстраиваются в колонны по одному. Между колоннами 1–2 шага. Перед играющими чертится линия старта. Около стенки кладутся маты.

По команде руководителя первые игроки в командах бегут до бревна, перелезают через него, подбегают к гимнастической стенке, влезают по ней, касаются верхней рейки, спускаются вниз (не спрыгивая), вторично перелезают через бревно, подбегают к впереди стоящим в своих колоннах и касаются их руки. Те проделывают то же и т. д.

Игра продолжается до тех пор, пока очередь не дойдет до начинавших игру. Побеждает команда, раньше закончившая игру и получившая меньше штрафных очков.

«Тяни в круг». Посредине площадки чертят 2 круга (один в другом) диаметром 1 и 2 м. Все играющие окружают большой круг, крепко держась за руки.

По указанию руководителя играющие начинают двигаться по кругу вправо или влево, не отпуская соединенных рук. По свистку игроки останавливаются и стараются втянуть за черту большого круга своих соседей, не разъединяя рук. Играющие, спасаясь, стремятся перепрыгнуть большой круг, чтобы попасть в малый, или перешагнуть через него, но так, чтобы не разъединить руки. Попавший в большой круг хотя бы одной ногой выходит из игры. Затем играющие опять берутся за руки и по сигналу продолжают игру.

Игроки, разъединившие руки во время перетягивания, выходят из игры оба. Игроки, ни разу не втянутые в круг, считаются победителями.

«Навстречу противнику». На площадке параллельно лицевым линиям на расстоянии 2–3 м от них чертятся линии «домов». Расстояние между линиями домов 20–40 м. Играющие делятся на 2 равные команды, и каждая выстраивается в шеренгу за линией дома. Таким образом, обе команды стоят лицом друг к другу на расстоянии 20–40 м. Каждая команда имеет условное название – «Вымпел», «Стрела». Руководитель встает в середине у боковой черты.

Руководитель объявляет: «Команды, в поле шагом марш!» Обе команды идут строем навстречу друг другу. По сигналу (одному свистку) команда «Вымпел» поворачивается и убегает к себе в дом (за линию). По другому сигналу (двум свисткам) убегает команда «Стрела». При этом другая команда ловит противника до черты их дома. Пойманные подсчитываются, а затем отпускаются и продолжают играть за свою команду. Так играют 5–8 раз, после чего подсчитывается общее количество пойманных в командах. Побеждает команда, поймавшая большее количество игроков за одинаковое количество игр.

«Колесо». Выбирается один водящий, остальные разделяются на 4–6 групп, равных по количеству. Каждая группа строится по одному лицом к центру; колонны располагаются как спицы колеса. Водящий стоит в стороне.

Водящий бежит вокруг колеса, дотрагивается до игрока, стоящего последним в любой колонне, и задерживается около него. Игрок, к которому прикоснулся водящий, слегка ударяет стоящего перед ним, тот передает легкий удар дальше, и так до впереди стоящего игрока. Почувствовав прикосновение, впереди стоящий игрок в колонне говорит «Хоп!» и бежит справа или слева вдоль своей колонны, выбегает за колесо и, обегая его, стремится быстрее вернуться на свое место. Все (в том числе и водящий), стоящие в его колонне, бегут за ним, по пути обгоняя друг друга, чтобы не остаться последним. Когда все играющие вернутся на место, игрок, оказавшийся последним в спице, становится водящим, и игра продолжается.

«Подвижная цель». Играющие строятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Перед их носками чертится окружность. Играющие получают волейбольный мяч. Выбирается водящий, который идет в середину круга.

Играющие, перекидывая мяч, стараются попасть им в водящего. Водящий, спасаясь от мяча, бегает, прыгает, увертывается в круг. Тот, кто попал в водящего мячом, не заходя за черту, меняется с ним местами-

Продолжительность игры 5–7 минут.

«Защищай товарища». Построение то же, что и в предыдущей игре, только в середину круга идут двое водящих. Один из них защищает другого от попадания в него мячом. Защищает и руками, и ногами, и всем корпусом. Если защита не удалась, то оба игрока меняются местами с тем, кто попал в водящего, и с тем, кого он выберет себе в защитники.


Games18.jpg

«Город за городом». Требуется площадка 10x10 или 20x20 м По четырем сторонам или по углам площадки чертятся 3 города 1х1 и 4-й главный, 3x3 м или немного меньше (рис 18)

Играющие делятся на 2 команды с капитаном во главе. По жребию 1 команда заходит в главный город, другая - в поле. У команды, находящейся в главном городе – маленький мяч и лапта. Одна команда называется подающей, другая - командой поля.

Капитан подающей команды устанавливает очередь, кому за кем подавать. Игрок, назначенный первым, берет лапту и встает за переднюю черту города, а капитан на этой же черте – напротив него. Капитан подбрасывает мяч вверх, а игрок отбивает его как можно выше и дальше в поле. Если удар был хороший и можно предположить, что мяч полетит далеко, ударивший бежит в ближайший первый город. Затем, если успеет, во второй, 3-й и обратно. Если же мяч отбит плохо, то можно совсем не убегать из главного города и там дождаться удара следующего игрока чтобы обежать другие города и вернуться в главный город.

Игроки поля стараются поймать мяч с воздуха – «поймать свечу» или схватить мяч и попасть им в игрока, перебегающего из города в город. Если им это удастся, они меняются местами с подающей командой, если нет, то отбивает мяч в поле следующий игрок и т.д. Каждый, обежавший все города и возвратившийся в главный город, выигрывает для своей команды очко и имеет право опять бить по мячу в свою очередь. Правила.

Играющие имеют право перебегать в города только когда мяч находится в поле. Как только мяч брошен в главный город, перебегать нельзя. В одном городе могут укрываться несколько игроков. Капитан команды имеет право отбивать мяч 3 раза подряд все остальные играющие – 1 раз. Промахнувшийся при отбивании мяча не имеет права бежать в город Если капитан остался в главном городе один, то ему «подает» мяч ближайший игрок с поля. Каждый игрок подающей команды должен обязательно побывать в каждом городе и вернуться в главный город Он перебегает, пока мяч не вернётся в главный город. Поэтому иногда игрокам поля выгоднее перебросить мяч в главный город нежели, рискуя, бросать его в перебегающих. Команды меняются местами в случаях: а) кто-либо из подающей команды осален в поле во время перебежки- б) если мяч, посланный из города, пойман с воздуха; в) если у подающей команды нет в главном городе ни одного игрока, имеющего право бить по мячу При смене игроки подающей команды занимают те города в которых они были в предыдущую игру во время отбивания мяча Игра кончается, когда выиграно установленное количество очков или когда истекло установленное время. Побеждает команда, закончившая эстафету раньше и не допустившая ошибок (имеющая меньше штрафных очков).


«Мяч в центр» («Мяч среднему»).

Играющие делятся на 2 равные команды, каждая из них выстраивается по кругу на расстоянии вытянутых рук или пошире– получается 2 круга. Играющие рассчитываются (в обеих командах) по порядку номеров. Первые номера встают в середину своих кругов с мячом в руках. Хорошо отметить места нахождения игроков маленькими кружками на расстоянии 1–1,5 м один от другого.

По сигналу центральные игроки, находящиеся в кругах, передают мяч вторым номерам, получают его обратно, передают третьим и т. д. (передавать мяч можно любым условленным способом – одной или двумя руками, снизу, от груди, из-за головы, с ударом мяча о землю, волейбольным пасом, ногой по земле). Когда центральный игрок получит мяч от последнего игрока, он передает его второму игроку и меняется с ним местом. Второй игрок становится в середину круга и так же, как и 1-й, проводит игру. Тот, кто уронит мяч или не поймает его, должен сам его поднять и продолжать игру. Очередной центровой игрок может начинать передачу мяча, как только поймает его от предыдущего центрального.

Игра заканчивается, когда все побывают в роли центрового. Побеждает команда, первой закончившая передачу мяча.

«Борьба за мяч». В игре участвуют 2 равные команды. Игроки одной из команд надевают цветные повязки или жилеты. Площадка для игры ограничивается.

Капитаны команд идут на середину площадки. Все остальные, размещаясь по площадке, встают парами: один игрок – из одной команды, другой – из другой.

Руководитель подбрасывает мяч между капитанами, которые стараются поймать его или отбить кому-либо из своих игроков. Завладев мячом, играющий стремится передать его кому-либо из игроков своей команды. Игроки другой команды отбивают, перехватывают мяч у противников и передают своим игрокам. Задача играющих – сделать 10 передач подряд между своими игроками. Команда, которой это удастся, выигрывает очко и игра начинается сначала с середины площадки. Если мяч перехвачен соперником, счет передач начинается снова. Мяч можно вести только ударяя об пол. Если игрок пробежал с мячом более двух шагов, судья останавливает игру, и мяч выбрасывается игроком другой команды с границы площадки напротив того места, где допущена ошибка.

Играют 10–15 мин. Выигрывает команда, набравшая больше очков.


Games19.jpg

«Мяч–капитану». На площадке (6x12 м) очерчиваются 2 противоположных угла и проводятся параллельно линии, образующие коридоры около каждого угла – нейтральные зоны. Посередине площадки – круг для начала игры (рис. 19).

Играющие делятся на 2 равные команды; в каждой выбирают капитана и ловца – водящего. Одна команда от другой отличается повязками. Ловцы команд встают в углах зала. Игроки из разных команд размещаются парами по всей площадке произвольно. У центрального круга встают капитаны, каждый лицом в сторону своего ловца.

Руководитель, выйдя на середину площадки, бросает мяч вверх между капитанами. Каждый из них старается отбить мяч своим игрокам. Завладев мячом, игроки стремятся путем передач подвести мяч как можно ближе к своему ловцу и бросить его так, чтобы он поймал его на лету. Противники стараются перехватить мяч и, в свою очередь, подвести его и бросить своему ловцу. Играющие мешают ловцу поймать мяч. При этом в нейтральную зону не имеют права заходить ни играющие, ни ловец.

Игроки каждой команды делятся на защитников и нападающих. Те и другие передвигаются по всему полю, но защитники стремятся быть ближе к своему ловцу, а нападающие – к ловцу противника.

Когда ловец поймает мяч на лету, команда получает очко, и игра начинается снова.

Первая половина игры длится 10–15 мин., после чего команды меняются сторонами площадки и играют вторую половину игры.

Выигрывает команда, получившая больше очков.

Правила.

1. Игрок с мячом может сделать не более 2 шагов. В противном случае противники выбрасывают мяч сбоку, напротив места, где была допущена ошибка.

2. Мяч считается пойманным, если ловец поймал его в воздухе или после отскока от противника.

Мяч, вылетевший за границу площадки, вбрасывает игрок команды противника с места, где мяч пролетел границу. Если защитник или нападающий зайдут в нейтральную зону, мяч вбрасывается противником сбоку. 5. Если ловец поймал мяч в нейтральной зоне, ловля не засчитывается.

6. После того, как ловец поймает мяч, игру начинают с середины или противник вбрасывает мяч с лицевой стороны около угла площадки.

Нельзя толкать друг друга и вырывать мяч. За нарушение дается штрафной бросок: пострадавший игрок становится в 5–6 м от своего ловца и бросает ему мяч, который может отбивать только один из защитников команды противника (все остальные находятся за штрафной линией). Штрафная линия чертится в 5–6 м от границы угла, в котором находится ловец. Если 2 игрока одновременно схватят мяч, дается спорный бросок.


«Пасовка волейболистов» («Летучий мяч»). Играющие встают в круг на расстоянии вытянутых рук. Водящий берет волейбольный мяч и входит с ним в середину круга.

Водящий, подбросив мяч, отбивает его любому игроку. Тот передает его кистями (как в волейболе), кому-либо из играющих или водящему, который в свою очередь, таким же способом передает мяч другому игроку.

Цель игры – не дать мячу коснуться земли, как можно дольше продержать его в воздухе. Как только мяч коснется земли, на место водящего идет игрок, из-за которого мяч упал на землю. Прежний водящий встает на его место. На место водящего идет также игрок, коснувшийся мяча 2–3 раза подряд.

Игра продолжается установленное время. Лучшими считаются игроки, которые ни разу не были водящими.

«Эстафета с элементами волейбола». Играющие делятся на 2 равные команды и выстраиваются каждая в колонну по 2, одна команда параллельно другой на расстоянии 3–4 м друг от друга. Перед колоннами проводится стартовая черта. На расстоянии 10–15 м от нее напротив каждой команды ставятся стойки или другие предметы (мячи, булавы и т. д.). Парам, стоящим впереди колонн, дается по волейбольному мячу.

По команде руководителя первые пары бегут вперед, передавая мяч друг другу по воздуху (волейбольная передача), до своей стойки, заходят за нее и возвращаются обратно, продолжая передавать мяч друг другу. Добежав до начальной стартовой черты, они отбивают мяч следующей очередной паре в колонне, которая выполняет то же, что и первая. Вернувшись, пары становятся в конец своих колонн. Игра продолжается до тех пор, пока все пары не примут участия в пробежке с передачей мяча.

«Салки». Выбирается водящий, который берет цветной платочек и встает посередине. Все остальные окружают его в произвольном порядке.

Водящий – «салка» – поднимает руку с платочком вверх и говорит: «Я – салка!». После этого все разбегаются в пределах площадки, а он старается догнать кого-либо из убегающих. Игрок, которого салка коснулся рукой или платочком, считается осаленным и становится водящим.

«Салки ноги от земли». Построение то же, но, спасаясь от водящего, играющие стремятся вскочить на что-либо, и тогда салка не имеет права их ловить.

«Салки с домом». Построение то же, но для играющих чертится «дом», в котором водящий не имеет права ловить.

«Салки-пересекалки». Убегающие могут выручать друг друга, пересекая дорогу между догоняющим салкой и убегающим. Как только кто-либо перебежит дорогу, салка должен ловить его.

«Салки «Дай руку!». Построение то же. Салка ловит. Убегающий от салки кричит кому-либо: «Дай руку!» Если товарищ успеет дать ему руку, то салка не имеет права их осаливать. В этой игре нельзя стоять парами для спасения от салки.


«Ловушки в кругу». Чертится большой круг. Играющие располагаются с внешней его стороны. В середину круга встают 1–2 водящих. Все играющие за кругом получают по бумажному билету. По сигналу играющие начинают перебегать через круг. Водящие, не выходя из круга, ловят их. У пойманного на билете делают надрыв. Пойманный опять включается в игру; если его поймают второй раз, опять делают надрыв на билете. По окончании игры проверяются билеты у всех играющих. Выигрывают те, у кого билеты остались без надрыва.

«Стой!». Игроки образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. Один из них – водящий – получает маленький мяч и выходит на середину круга.

Водящий сильно ударяет мячом о землю и называет чей-нибудь номер. Вызванный бежит за мячом, остальные играющие разбегаются. Вызванный – новый водящий – схватив мяч, кричит: «Стой!». Все останавливаются и стоят неподвижно там, где их застала команда. Водящий стремится попасть мячом в ближайшего игрока, который может увернуться от мяча, не сходя с места. Если водящий промахнется, то бежит за мячом опять, а все разбегаются. Взяв мяч, водящий вновь кричит: «Стой!» и старается осалить им кого-либо из играющих и т. д. Осаленный игрок становится новым водящим.

«Падающая палка». Все рассчитываются по порядку номеров и образуют круг. Первый номер встает в середину круга. Он получает палку и ставит один ее конец на пол, а другой придерживает рукой.

Водящий, держа за конец палку, громко называет какой-нибудь номер и отпускает палку. Игрок с названным номером должен подскочить и схватить палку, пока она не упала на пол. Если ему это удастся, он возвращается на свое место, если – нет, то он становится водящим.

«Двенадцать палочек». Небольшая дощечка кладется на камень так, чтобы один конец ее был на земле, а другой приподнят. На дощечку кладут 12 палочек (на тот ее конец, который на земле). Из играющих выбирается один водящий.

Водящий ударяет ногой по свободному концу дощечки. Палочки разлетаются в разные стороны. Водящий начинает собирать палочки. В это время все играющие убегают и прячутся. Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся. Каждый найденный игрок выбывает из игры и садится в стороне. Спрятавшийся игрок может незаметно для водящего подбежать к дощечке и со словами «12 палочек летят!» ударить ногой по дощечке. Водящий в этом случае должен опять собирать палочки, а все играющие, в том числе и пойманные, перепрятываются. Игра идет до тех пор, пока водящий не найдет всех. Игрок, найденный последним, становится водящим. В игре могут участвовать не более 10 человек.

«Свечи». На одной стороне площадки проводится черта длиной в 4 шага. Все остальное пространство площадки – «поле». Играющие выбирают 2 игроков – метальщика и подающего. Они встают у черты. Все остальные игроки произвольно размещаются по полю. Метальщик берет лапту, а подающий – маленький мяч.

Подающий, стоя у черты, невысоко подбрасывает мяч, а метальщик сильно бьет по нему лаптой, стараясь послать его как можно выше и дальше. Игроки, стоящие в поле, стараются поймать мяч на лету. Кому это удастся – становится метальщиком. Если свечу поймать не удалось, один из игроков поднимает мяч и бросает его подавальщику. Если подавальщик поймает мяч, не заходя за черту, он становится метальщиком, а бросивший мяч становится новым подавальщиком. Бывший метальщик бежит в поле на место ушедшего игрока.

Правила:

1. Если метальщик промахнулся 2 раза или отбил мяч назад, то он меняется местом с подавальщиком.

2. Если подавальщик 3 раза плохо подал мяч, то он идет в поле, а на его место назначается новый подавальщик.

3. Нельзя отбивать мяч о землю, он должен лететь по воздуху.

«Сядь на скамейку». Играющие делятся на 2 команды, на расстоянии 5 м ставятся 2 гимнастические скамейки.

По сигналу первые номера в колоннах бегут до скамейки и, садясь на нее верхом, хлопают в ладоши, по этому сигналу бежит следующий и проделывает то же самое и т. д. По хлопку последнего игрока команда должна возвратиться на исходные позиции – кто быстрее.


«Возьми предмет». По кругу раскладывают или устанавливают какие-нибудь предметы: булавы, палки, мячи. Число предметов меньше общего количества игроков.

Игроки, построенные по кругу, по сигналу должны взять один предмет. Тот, кто не успевает этого сделать, выходит на 2–3 шага из круга, образуя внешний круг, и наблюдает за действиями товарищей. Судья убирает еще один или несколько предметов, и игра продолжается до тех пор, пока останутся один предмет и 2 игрока, между ними и разыгрывается первенство.

Games20.jpg

«Бег тройками». Группа делится на подгруппы по 3 человека, которые образуют шеренги. Между тройками расстояние 2 м (рис. 20).

По сигналу первые номера в тройках бегут по кругу; прибежав на свое место, они ударяют по плечу игроков № 2, которые также бегут по кругу; после удара по плечу бегут игроки № 3, после того, как они прибежали, по сигналу бегут все тройки. Выигрывает та тройка, которая первая закончит бег и построится на своем исходном месте.

Games21.jpg

«Бег вокруг гимнастической скамейки». Ставятся скамейки (рис. 21). Игроки делятся на равные команды и садятся верхом на скамейку.

По сигналу первые номера бегут по кругу; прибежав, садятся на свои места и выполняют хлопок, который служит сигналом для начала бега следующих и т. д. Выигрывает команда, быстрее закончившая бег (все игроки могут выполнять задание не более 2 раз).

Варианты:

1. У последнего в руках мяч. По сигналу руководителя – бег по кругу, сесть впереди игроков, передав мяч над головой; последний, получивший мяч, начинает бег и т. д.

2. Бежит 1-й, затем 2-й и 3-й игрок. Как только прибежит последний, то бежит вся команда, т. е. все сидящие, кто быстрее займет свое место.

«Круговая охота». Играющие выстраиваются в 2 круга, внешний и внутренний, равных по количеству играющих.

Руководитель в центре круга предлагает играющим всевозможные задания: присесть, шаги галопа влево или вправо, шаг вперед и т. д. Как только раздается сигнал, внутренний круг ловит внешний, а внешний убегает за круг, начерченный на расстоянии 2–3 шагов от внешнего. Пойманные игроки не выбывают из игры, а продолжают ее. Если игрок был пойман 2 раза, то засчитывается 2 очка. Сначала одна команда выполняет задание 5 раз, а затем меняются ролями.


«Смотри водящего». Группа строится в 2 шеренги лицом друг к другу, на расстоянии 7–8 шагов.

Объясняются 3 задания, каждому из них соответствует определенное положение рук.

Руки в стороны – выполнить поворот кругом. Руки на пояс – образовать круг и вернуться в исходное положение. 3. Руки за голову – принять положение упора присев. Руководитель показывает одно из положений рук, а шеренги выполняют соответствующее ему задание. Выигрывает шеренга, выполнившая задания правильно. Правила.

Тот, кто отстает в выполнении, дает команде штрафное очко. После выполнения задания шеренги каждый раз должны построиться как для начала игры. «Запомни свой цвет» (I). Играющие выстраиваются в 2 колонны на расстоянии 3–4 м друг от друга. Впереди от колонны на расстоянии 3 м проводится черта. Впереди колонны стоит водящий, в руках у него 3 предмета – желтый, красный, белый.

Руководитель показывает по очереди разные по цвету предметы. Если показан желтый–необходимо передать мяч в колоннах над головой; белый–передать мяч между ног, красный – направляющие в колоннах бегут до начальной черты, бросают мяч очередному в колонне, а тот в свою очередь бросает его опять направляющему и уходит в конец колонны. И так до тех пор, пока колонны не окажутся в первоначальном положении. Учитывается не скорость, а качество выполнения.

Правила.

Направляющих в колоннах меняет руководитель по своему усмотрению. При передачах мяча, если кто-то уронил мяч, то его необходимо поднять и продолжить передачу. Задания выполняются одно за другим без остановки, а помощник считает ошибки по колоннам. «Запомни свой цвет». (II). Игроки строятся в 2 колонны. На расстоянии 6 м от колонны раскладывается 6 кеглей и проводится линия финиша, куда кладутся мяч и обруч. Впереди колонны также кладут мяч. В руках руководителя 3 предмета разного цвета.

Объясняются 3 задания:

Обвести кегли, ударяя мяч об пол (ведение левой или правой рукой). Добежать до мяча и бросить его очередному в колонне, а он передает мяч над головой игрокам в колонне. Как только закончится передача, последний в колонне бросает его игроку, который в это время стоял у того предмета, где лежал мяч. Поймав мяч, он кладет его на исходное место. Бег вперед до обруча, встать в обруч и принять упор присев, взявшись руками за него, и вставая, поднять его вверх, а затем положить слева (очередной справа). Руководитель игры показывает поочередно предметы разного цвета. Если предмет желтого цвета – выполняется задание 1, красного цвета – 2, белого цвета – 3.

Правила.

Не начинать выполнения задания раньше сигнала. Если игрок перепутал задание, то ему руководитель может подсказать. Учитывается не скорость, а качество выполнения задания. «Бег за водящим». Игроки строятся в колонну по одному, дистанция 1,5 шага.

Впереди колонны становится игрок средней физической подготовленности. Он выбирает в зале препятствия и преодолевает их, а игроки должны повторить за ним все движения, Игроки удерживают в памяти те движения, которые он уже выполнил.

«По сигналу – на свои места». Чертятся 2 круга в зависимости от количества играющих. Все стоят на черте большого круга, отмечая мелом свое место.

По сигналу все идут в центр малого круга, где находятся 3 водящих. В центре круга игроки выполняют различные задания по указанию руководителя игры. По второму сигналу все бегут на свои места с водящим. Тот, кто остается без места, идет в круг и становится водящим.

Спортивные игры (игры по облегченным правилам для детей до 12 лет)

«Футбол». Любая ровная поляна может служить местом для игры в футбол. Размер поляны 60x40 м, для детей моложе 11 лет– 40x20 м. Ворота – 6x7 м. Мяч весом 320–350 г, дети младшего возраста могут играть волейбольным мячом. Количество играющих 9 человек. (Играть нужно только в кедах). Продолжительность игры 2 тайма по 25 минут. Для детей моложе 11 лет – 2 тайма по 15 минут. Перерыв между таймами 10 минут.

Правила игры:

1. Мяч, забитый в ворота непосредственно с начального или со свободного удара, не засчитывается.

Положение «вне игры» считается, если игрок в момент удара по мячу другим игроком своей команды находится ближе к линии ворот противника, чем мяч, кроме случаев, когда игрок имеет перед собой 2 игроков защищающейся команды. Положение «вне игры» не действует после углового удара или удара от ворот, после розыгрыша спорного мяча и вбрасывания мяча из-за боковой линии, если последним коснулся мяча игрок противника. Штрафной удар назначается за нарушения: а) задержка противника рукой;

б) грубое нападение противника;

в) остановка мяча рукой. Мяч, забитый в ворота виновной команды, при штрафном ударе засчитывается.

Восьмиметровый удар («пенальти») назначается за умышленное нарушение в штрафной площади. Игроку разрешается: выполнять штрафной удар, не дожидаясь свистка судьи; играть мячом, лежа на земле; выполняя удар с 8 метров, вторично бить по мячу, если мяч отскочил от вратаря после первого удара; вбрасывая мяч из-за боковой линии, отдавать его в руки вратаря. Игроку не разрешается: выполняя 8-метровый штрафной удар, вторично бить по мячу, если мяч отскочил от перекладины ворот; отдавать мяч в руки вратаря, производя штрафной или свободный удар со своей штрафной площадки. 8 Мяч, вброшенный в ворота из-за боковой линии, не засчитывается.

Если среди детей большая разница в возрасте, то команды надо составлять приблизительно одинаковые по силам и возрасту из состава всех играющих в футбол.

«Ручной мяч». Местом для игры могут быть использованы баскетбольная или футбольная площадка уменьшенных размеров, если нет специальной площадки 30–40x15–20 м. Размеры ворот 3x2 м или 2,5х1,5 м. Перед воротами в 5–6 м от всех точек ворот проводится линия, которая образует площадь вратаря.

Мяч для игры – специальный, имеющий в окружности 58–60 см. Можно использовать для игры и волейбольный.

В игре участвуют 2 команды по 7 основных и 4 запасных игрока. Каждая команда имеет право в течение игры производить замену игроков неограниченное число раз. Продолжительность игры 30 мин. После первых 15 мин. делается десятиминутный перерыв.

Цель игры: игроки одной команды, преодолевая сопротивление противника, перемещаясь по площадке, передают друг другу руками мяч или ведут его ударом о поверхность площадки, стараются забросить как можно больше раз мяч в ворота противника и не пропустить его в свои ворота. При этом входить на площадку вратаря игроки не должны.

Правила игры.

Нельзя продвигаться с мячом в руках, делая больше 3 шагов. За задержку мяча назначается свободный бросок. Во время игры можно отнимать мяч у противника, но нельзя хватать или толкать противника, ударять его мячом. За грубую игру на своей половине поля в момент атаки ворот, если игрок намеренно в целях защиты войдет во время игры в площадь ворот, назначается шестиметровый (у взрослых семиметровый) штрафной бросок. Вратарь может останавливать мяч любым способом, но ему нельзя выходить за площадь ворот с мячом, прикасаться к мячу за пределами площадки ворот. За это нарушение назначается свободный бросок. Если мяч оказался за линией ворот по ошибке своего игрока, назначается штрафной бросок с угла площадки (угловой). Игрокам нельзя входить в зону вратаря своей команды или бросать вратарю мяч. За это назначается шестиметровый бросок.

6. Прямое попадание в ворота после свободного броска не засчитывается. Свободный бросок производится с того места, гдесовершена ошибка.

7. При выполнении штрафного, свободного, углового или бокового бросков игроки противоположной команды не должны находиться ближе 3 м от бросающего.

Games22.jpg

«Баскетбол». Игра проводится на прямоугольной ровной площадке. За серединой обеих боковых линий площадки устанавливаются специальные стойки, на которых укрепляются щиты с кольцами (кольцо с сеткой).

Продолжительность игры 30 минут с перерывом 10 минут после 15 минут игры.

Мяч для игры окружностью 75–80 см, весом 600–650 г.

Команды могут состоять из 12 человек, однако во время игры на площадке участвуют по 5 человек. Можно производить замены неограниченное количество раз одного, двух или даже всей пятерки.

Правила игры:

1. Начинается игра после подбрасывания мяча судьей в центре площадки между двумя игроками разных команд.

Команда, завладевшая мячом, стремится забросить его в корзинку. За это ей засчитывается 2 очка.

Игрокам запрещается: делать более 2 шагов с мячом в руках, ударять по мячу кулаком или ногой, вести мяч, ударяя его о землю двумя руками. За эти нарушения мяч передается другой команде для вбрасывания из-за боковой линии. За толчки, удары, подножки пострадавшая команда получает право на штрафной бросок. Если грубость была не умышленной, и игрок другой команды не бросал мяч в корзину, дается один штрафной бросок. За умышленное нарушение, а также нарушение в последние 5 минут игры назначаются 2 штрафных броска. За мяч, заброшенный со штрафного броска, засчитывается 1 очко.

5. После 5 персональных ошибок (фолов) игрок удаляется с поля с правом замены его другим игроком.

6. Команда, набравшая больше очков, выигрывает.

«Волейбол». Место игры – ровная площадка размером 18x9 м (размеры могут быть и меньше).

Площадка разделена на равные половины сеткой шириной 1 м. Верхний край ее от земли на высоте 2 м 20 см для мальчиков и 2 м 10 см для девочек.

Каждая команда, состоящая из 6 человек, располагается на одной половине. Игроки размещаются в 2 линии: 3–на передней линии; 3–на задней.

Правила игры.

Мяч можно отбить руками или любой частью тела выше пояса. Соприкосновение с мячом должно быть коротким и однократным. Игрок во время игры не имеет права касаться мяча 2 раза подряд, прикасаться к сетке, переступать через среднюю линию, при подаче наступать на линию, посылать мяч за пределы площадки и под сетку. В момент подачи игроки не имеют права заходить влево или вправо за игрока соседней зоны, а игрокам задней линии нельзя находиться впереди соответствующего игрока передней линии. Если ошибку допустит подающая команда, она теряет подачу и мяч передается противнику. А при ошибке принимающей команды, подающая получает 1 очко. После потери подачи другая команда производит перемещение (переход) игроков по ходу часовой стрелки. Игра состоит из 3 партий. Для выигрыша необходимо выиграть в 2 партиях. В каждой партии игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не наберет 15 очков. При счете 14:14 или 15:14 игру надо продолжать, пока не будет разницы в 2 очка.

«Городки». Для игры выбирается ровное место. Площадь, где чертятся «города», должна быть выложена досками или зацементирована. Сзади площадки делается насыпь, чтобы биты далеко не вылетали (рис.22).

В городки играют один на одни или команда от 2 до 5 человек.

Перед началом в «городах» устанавливают первую фигуру, и по жребию одна из команд начинает игру. После того, как каждый игрок 1-й команды поочередно пробьет по 2 биты, чтобы выбить фигуры, вступает в игру другая команда. И так до тех пор, пока какая-либо из 2 команд не выбьет установленное количество фигур. На рис. 23 приведены 15 фигур.

В играх пользуются не всеми фигурами. Например, для 9–10 лет – 6 фигур, не ставятся фигуры 1, 4, 5, 11, 14, 15; для 11 –12 лет – 10 фигур, не ставятся фигуры б, 7, 8, 9. 10.

Любую фигуру начинают выбивать с «кона». Если выбит хоть один городок, то следующие биты бросают с полукона.

Последняя фигура – «закрытое письмо» выбивается только с кона. Причем сначала выбивается «марка» – городок, лежащий в центре. Если вместе с этим городком будет выбит и другой, то удар не засчитывается, а городки ставятся на место. Городок считается выбитым, когда полностью перейдет через одну из линий «города». А городок, вылетевший вперед, вносится обратно в «город» и кладется на переднюю линию «города», за исключением городка, который вылетел в «пригород». Он убирается с площадки.