Набор игр с мячом 4

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
54-12m.jpg

Набивалы (чеканка)

Инвентарь: любой мяч, от теннисного до баскетбольного. Место проведения: спортзал, открытая площадка. Минимальное количество игроков: 2. Вид: индивидуальная. Развивает: координацию. Для игры лучше всего по весу подходит волейбольный, который несколько легче футбольного и потому его проще контролировать. Цель игры: за несколько последовательных попыток больше других подбросить мяч ногой, не давая ему опуститься на землю. Детали правил и количества попыток могут варьироваться. Иногда разрешается подбрасывать мяч удобной ногой, коленом и даже грудью или головой, иногда "чеканить" надо строго попеременно. В самом сложном варианте мяч подбрасывается по одному разу каждой ногой, потом принимается на голову и т.д. В варианте, в качестве мяча используется иной предмет: "Давно забыта и такая игра как "жестка" или "пушок", во всяком случае так ее называли в нашем дворе. Жестка представляла собой изделие из круглого кусочка меха с приделанным к нему грузом. Щечкой (внутренней частью стопы. прим . авт.) одной ноги жестка подбрасывалась вверх, и пока она опускалась вниз, играющий успевал переступить ногами, как бы сделать маленький шаг на месте, чтобы повторить удар. Задача состояла в том, чтобы как можно дольше не дать жестке упасть на землю, после чего очередь переходила к следующему игроку. Количество подбрасываний, или ударов, запоминалось и суммировалось у каждого из играющих. Побеждал тот, кто первым набирал заранее установленное число, ну, скажем, двести. Обычно за один раз средний игрок мог сделать пять-десять ударов, не больше. Жестка часто улетала в сторону по самым разным причинам: либо игрок терял равновесие, либо случайно бил по жестке пяткой или носком ботинка, вместо середины щечки, прямо под самой косточкой. Кстати, когда жестка попадала своим свинцовым грузом по этой косточке, было страшно больно.. У каждого настоящего любителя этого занятия была своя личная жестка, которая изготавливалась самостоятельно. Из шубы, тулупа или любого мехового изделия, имевшегося дома, вырезался кусок, Естественно, без спроса и так, чтобы не было заметно, то есть из подвернутой части меха, ближе к подкладке. Из свинца на газу отливался груз в форме круглой бляшки, в котором проделывались дырочки, как в пуговице. Груз, который иногда оборачивали в материю, пришивался к меховому кружочку снизу, к мездре. Если с расшибалкой и с пристеночком боролись участковые милиционеры, то с игрой в жестку вели беспощадную борьбу учителя и наиболее активные из родителей. Во-первых, жестка почему-то считалась игрой недостойной пионеров и комсомольцев, а присущей только шпане, хулиганам, уркам. Это был главный аргумент, но когда он не действовал, приводились запугивающие данные о том, что, якобы, длительное увлечение жесткой неизбежно приводит к грыже. В нашем дворе случаев с грыжей мы не наблюдали, но утверждать, что эти слухи были чистой выдумкой, не берусь."


Игра в одни ворота

Инвентарь: мяч/шайба в зависимости от вида игры. Спортивные ворота или их аналог. Место проведения: спортзал, открытая площадка. Минимальное количество игроков: 5. Вид: командная. Развивает: тактику, командное взаимодействие, общефизический эффект. Играют в нее, если под рукой нет достаточно большой площадки. Или когда мало игроков для интересной игры на большом поле. Хотя, могут играть и несколько команд. В игре, как это понятно уже из названия, используются только одни ворота, оптимальное количество игроков в одной команде 2-3 человека. На ворота ставят нейтрального игрока. Цель вратаря ловить или отбивать все мячи/шайбы, летящие в его ворота, не зависимо от того, игроком какой из команд нанесен удар. Если вратарь ловит мяч, то наугад выбрасывает его в поле, стараясь не отдавать предпочтение какой-либо из команд. Существует несколько вариантов развития событий после забитого гола: Все игроки по-прежнему остаются на поле в своих ролях и игра ведется до определенного количества мячей, забитых одной из команд Игрок, забивший мяч, меняется местами с прежним вратарем. Либо, как вариант, вратарем становиться один из игроков противоположной команды Если играют больше двух команд, то вместо проигравшей (то есть мяча не забившей), на поле выходит следующая и т.д.

В варианте баскетбола игра просто ведется в одно общее кольцо. Причем правила пробежки и трехочкового броска могут оставаться в силе.


На лучшего вратаря

Инвентарь: мяч/шайба в зависимости от вида игры. Спортивные ворота или их аналог. Место проведения: спортзал, открытая площадка. Минимальное количество игроков: 2-3. Вид: индивидуальная. Развивает: координацию, реакцию. Каждый игрок играет сам за себя, а сама игра заключается в серии дуэлей между вратарем и нападающим. Интерес игра представляет при количестве участников в 3-5 человек, так как вдвоем играть не очень интересно, а при большем количестве игроков приходится долго ждать своей очереди. Один из игроков становится на ворота, а остальные по очереди пробивают ему определенное количество пенальти – ударов по неподвижному мячу с определенного расстояния. Для хоккея правильнее было бы назвать "буллитов", но так как бросок обычно производится с места, то воспользуемся футбольной терминологией. Число пропущенных вратарем мячей суммируется и запоминается, а затем место в воротах занимает следующий игрок и т.д. Победителем считается игрок, пропустивший мячей меньше других вратарей. Как вариант: можно так же играть и "на лучшего нападающего", тогда учитываются забитые мячи и побеждает тот, у кого их больше. Можно проводить игру и объединив оба варианта.


Пионербол

Инвентарь: мяч. Волейбольная сетка. Место проведения: спортзал, открытая площадка. Минимальное количество игроков: 6-8. Вид: командная. Развивает: тактические навыки, командное взаимодействие, общефизический эффект. Сложно сказать, как именно родилась эта игра, но то, что она частенько входила в программу уроков физкультуры – это факт. Игра велась на волейбольной площадке, только мяч не перебрасывали касанием кисти через сетку, как в волейболе, а предварительно можно было его ловить. И потом уже перебрасывать на половину поля соперника или отдавать пас партнеру. Игроки команды, уронившие мяч, пропускали гол.


Хоккей-тир

Инвентарь: шайба, хоккейная клюшка. Мишень. Место проведения: открытая площадка. Минимальное количество игроков: 2. Вид: индивидуальная. Развивает: тактические навыки, меткость. Не помню, как эта игра называлась на нашем языке, но играли в нее, когда не могли собрать команду на полноценную игру в хоккей. Обычно вдвоем или втроем. Цель игры заключалась в том, чтобы попасть шайбой в старую собачью будку (пустую, естественно), так, чтобы шайба оказалась внутри ее, словно в воротах. Шайбу первоначально относили на приличное расстояние (так, чтобы теоретически можно было добросить ее до будки) и броски проводили по очереди. Причем следующий игрок бросал с того места, в котором оказалась шайба после предыдущего броска противника. Забивший шайбу получал 1 очко, и шайба вновь устанавливалась на начальной позиции, и забивший игрок получал право первого броска. Играли до 5-10 очков. Набив руку можно было попасть кистевым броском со стартовой точки (метров с 10) 2-3 раза подряд, хотя отверстие в конуре было всего 30Х40 см.


Вышибалы

Эта игра развивает ловкость, реакцию, глазомер. А еще она помогает ребятам стать смелее. Есть несколько вариантов вышибал. Люди творческие могут вносить свои коррективы и дополнения к правилам.

Водящие против всех

Количество участников – от 5 до 10 человек. Выбираются водящие – воды (обычно двое, но можно и больше), которые встают по краям очерченной площадки, лучше всего – прямоугольной или овальной.

Длина площадки может быть от 6 до 10 м, в зависимости от силы и возраста игроков. Задача водящих – выбить с площадки всех игроков. Дело это непростое, поскольку требует сильных рук, меткого броска, хорошей реакции и быстрых согласованных действий вышибал. Игрок, в которого попали мячом, выбывает из игры.

Особо шустрые игроки могут ловить свечки (т.е. летящие мячи). Свечка дает право на дополнительную жизнь. Свечку можно либо приберечь для себя, либо подарить выбывшему игроку, чтобы он мог вернуться в игру. Если воды не очень сильные, а на поле есть талантливые ловцы мяча, то количество свечек на одного игрока можно ограничить, например тремя. Поймав лишнюю свечу, игрок теряет все предыдущие.

В последнего игрока, оставшегося на поле, вышибалы обязаны попасть с ограниченного числа бросков. А именно: число бросков не может быть больше числа полных лет игрока, увеличенного на 1 (этот дополнительный бросок, как говорят дети, дается за всех). Тот, кто сумел продержаться, получает право возвратить свою команду на поле.

Команда на команду

Количество участников – от 8 до 20 человек. Это почти спортивная игра: в ней обязательно нужен судья, и игра идет на время. Игроки определяют границы дома (поля), в котором разместятся те, кого выбивают, и делятся на две команды. Одна из команд (по жребию) идет в дом, а вторая распределяется вокруг его границ.

Сначала мяч находится внутри дома. Когда все готовы, капитан тех, кто в доме, руками толкает мяч так, чтобы он покатился к капитану вышибал. Началом игры считается момент взятия капитаном вышибал мяча в руки. Кто-либо должен фиксировать время начала и конца поединка. Дальше игра идет по правилам обычных вышибал. Как только выбит последний игрок, определяется время, затраченное вышибалами. Затем команды меняются местами.

Победитель определяется после окончания второго кона. Побеждает команда, которая быстрее выбила с поля противников.


Французские вышибалы

Участники игры выбирают водящего – охотника и его помощника – собаку. Все остальные – это утки. Рисуются два круга: большой – диаметром до 10 м, а в центре него – круг поменьше, диаметром примерно 3 м.

Охотник с мячом стоит в малом круге, утки бегают вокруг, не покидая большого круга. Охотник бросает мячом в уток, собака приносит ему мяч. Утки, в которых попал охотник, становятся собаками. Если охотник долго не может запятнать уток, он должен поменяться ролями с одной из собак.

Внимание! В правилах Вышибал есть моменты, которые нужно обсудить перед игрой. Эти нюансы присутствуют во всех вариантах игры.

1. Попадание с отскоком от земли или от другого игрока. Иногда такое попадание считается, а иногда нет. Если оно считается, игра, разумеется, идет быстрее.

2. Попадание в голову. Чаще всего не засчитывается. Дело в том, что такой бросок может травмировать игрока. Исключение обычно делается только в варианте команда на команду, когда в игре много участников и в голову можно попасть случайно.


Футбольные собачки

Играют шестеро. Четыре футболиста пасуют мяч друг другу, а два других участника (собачки) стараются его перехватить.

Играть руками не разрешается никому. Принимая мяч, футболист может коснуться его не более двух раз: например, остановить мяч и отпасовать товарищу.

Мяч считается перехваченным, если собачка не просто его коснется, но сумеет прижать ногой к земле. Собачка, прижавшая мяч, меняется ролью с футболистом, коснувшимся мяча последним.


Минус пять

Игра проходит около какой-нибудь стены. Участники договариваются о том, какая часть стены будет воротами (иногда ворота обводят мелом) и определяют очередность ударов по мячу.

Первый игрок устанавливает мяч на заранее отмеченную исходную точку и бьет по нему ногой, стараясь попасть в ворота. Второй игрок подбегает к отскочившему мячу и тоже бьет по воротам. Затем то же делает третий и все остальные игроки. Послать мяч в ворота игроки должны всего одним касанием, поэтому бить им приходится по движущемуся мячу, что существенно осложняет задачу.

Тот, кто не попадает в ворота, получает минус, а следующий за ним игрок бьет с исходной точки. Участник, набравший пять минусов, выходит из игры. Тот, кто остается последним, получает жизнь, что учитывается в следующем коне.

Иногда при игре в Минус пять заваривают кашу. В этом случае за один неточный удар можно получить сразу несколько минусов. Каша заваривается, когда в ворота попадают несколько игроков подряд. В итоге игрок, совершивший промах, получает столько минусов, сколько раз подряд мяч попал в ворота. Игра с кашей идет значительно быстрее.


Поднебеска, или Школа мячей

В эту игру играют больше ста лет. Для игры нужен небольшой мяч. Участники игры должны выполнять упражнения с мячом, каждое из которых сложнее предыдущего. Причем каждое упражнение нужно без ошибок выполнить по 5 раз подряд. Тот, кто ошибся, уступает место следующему, а сам, когда снова подойдет его очередь, начинает с того места, на котором остановился. Выигрывает тот, кто раньше закончит школу. Вот какие упражнения должны выполнить участники игры.

Поднебеска – подбрасывают мяч высоко вверх, а когда он отскочит от земли, ловят его.

Свечка – сначала мяч подбрасывают не очень высоко и затем ловят его. Потом подбрасывают мяч раза в два выше и снова ловят. И, наконец, подбрасывают мячик как можно выше.

Хватка – держат мяч в правой руке, отпускают его и, пока он летит вниз, ловят.

Левая хватка – то же самое делают левой рукой, что, конечно, труднее.

Перевертыши – играющий кладет мяч на ладонь и слегка подбрасывает его вверх. После этого он подставляет под падающий мяч тыльную сторону ладони и снова подбрасывает его вверх и, наконец, снова переворачивает ладонь и ловит мяч одной или двумя руками.

Поворотки – подбрасывают мяч высоко вверх. Пока он падает вниз, надо успеть повернуться кругом и затем поймать мяч.

Из-за спины – подбрасывают мяч рукой, заведенной за спину, а потом ловят его одной или двумя руками.

Хлопуши – подкидывают мяч вверх, хлопают несколько раз в ладоши и ловят его.


Собачий волейбол

Это одна из самых экзотичных и веселых игр с мячом. Участники игры выбирают воду – водящего – и садятся полукругом, опершись сзади руками о землю и закинув ногу на ногу. Вoда берет мяч и с расстояния 2 м навесом бросает его любому игроку. Этот игрок должен отбить мяч ногой, причем как можно дальше и так, чтобы вода не мог его поймать. Вода бежит за мячом, а все остальные в это время, не меняя позы, расползаются. Схватив мяч, вода кричит: Стоп!. Все останавливаются. Не сходя с места, вода бросает мяч в какого-либо игрока (обычно в того, кто ближе), стараясь попасть в любую часть тела, кроме отбивающей ноги ниже колена (той ноги, которая не касается земли).

Если бросок был точен или если игрок отбил мяч, но так, что вода сумел его поймать, игрок считается запятнанным и становится водой. В остальных случаях после броска игроки вновь получают право переползать с места на место до тех пор, пока мяч не окажется у водящего и не прозвучит команда «Стоп!».

После смены водящего игроки опять образуют полукруг, и все начинается сначала.


Картошка

Не забудьте об этой популярнейшей игре с волейбольным мячом. Участники игры встают в круг и начинают перекидывать друг другу мяч по волейбольным правилам. Если мяч падает на землю, то тот игрок, который коснулся его последним, превращается в картошку, проходит внутрь круга и опускается на корточки. Постепенно картошки становится все больше.

Однако если кто-либо из сидящих поймает летящий мяч, то все они снова встают в круг, а игрок, который нанес удар, опускается на корточки внутри круга. Чаще всего мяч ловят в прыжке. Поскольку вставать во весь рост картошкам не разрешается, подпрыгивать приходится на согнутых ногах, а это совсем не просто. Кстати, подпрыгнувший игрок может и не ловить мяч, а лишь подставить ладони с тем расчетом, чтобы падающий мяч поймал кто-нибудь из товарищей.

Иногда бывает так, что картошке никак не удается поймать мяч и один за другим сидящими оказываются все игроки, кроме двоих. Тот из них, кто ошибется, становится новой картошкой, а все остальные встают в круг.

Самое интересное в этой игре – это окучивание картошки. Принимая летящий мяч, можно не перебрасывать его товарищу, а так по нему ударить, чтобы попасть в любого из сидящих.

После первого же окучивания сидящие, которые до этого могли располагаться по всей площади круга, должны скучиться, то есть переместиться в центр круга. Попадать в окученную картошку, конечно же, гораздо легче.

Окучивать картошку можно сколько угодно раз, а поскольку никому не хочется лишний раз получить мячом по спине или другой части тела, сидящие проявляют максимум старания для того, чтобы поймать мяч и вернуться в игру. Если после удара мяч попадает в землю или его ловят сидящие, то тот, кто собирался окучивать картошку, пополняет ряды сидящих.


Горячий картофель

Участники встают в круг. Ведущий берет мяч и проходит в центр круга. Бросив картошку кому-либо из игроков, он закрывает глаза. Поскольку картошка горячая, ее быстро перебрасывают друг другу. Через некоторое время ведущий объявляет: «Обед!» Тот, в чьих руках в этот момент окажется картошка, выбывает из игры. Новым ведущим становится тот, кто в конце концов останется единственным едоком.