Набор игр на сплочение 3
Летающие яйца» Цели:
- 1. Увеличить сплоченность в группе.
- 2. Продемонстрировать группе условия, способствующие творческому решению задачи. :3. Исследовать влияние успеха на атмосферу в группе.
Процесс:
1. Инструкция: «У вас есть 30 минут для того, чтобы выполнить это упражнение. Ваша задача – запустить яйцо в свободный полет, так, чтобы оно приземлилось, не разбившись. Вы не можете передавать яйцо сверху вниз от человека к человеку, опускать его на веревке и т.п. Во время упражнения обращайте внимание на процесс взаимодействия в группе и стратегию принятия решений. Удачного полета!»
2. Группе дается 10 минут на обсуждение задания. При этом не разрешается дотрагиваться до материалов, данных группе.
3. Затем в течение 20 минут молча группа выполняет задание.
4. После сбрасывания яйца на общем сборе группа уходит делать закрытие, не проверяя при всех, разбилось ли яйцо. «Незаконченные предложения» В каждой группе существуют свои гласные и негласные правила, определяющие, какое поведение допустимо, а какое — нет. Нередко эти нормы поведения не осознаются, или же не являются совместно принятыми. Предлагаемая процедура дает возможность участникам осознать и обсудить действующие в группе правила. Инструкция: Я хочу предложить вам прояснить явные и неявные правила, действующие в нашей группе. Запишите все правила, которые мы с вами обговаривали (3 минуты). Теперь напишите, пожалуйста, по два варианта окончания для каждого из следующих незаконченных предложений. — В этой группе нежелательно… — В этой группе опасно… — Из этой группы будет исключен тот, кто… — В этой группе можно…
Вопросы для обсуждения: — В какой степени действующие в группе правила ясны участникам? — Насколько широк спектр негласных норм? — Какие из них полезны, а какие обременительны? — Стоит ли совместно принимать в нашей группе дополнительные правила?
«Приглашение к совместной деятельности»
Многие ведущие упускают из виду, что необходимо тщательно отслеживать свое отношение к участникам группы и их отношение к себе. В силу авторитета, создаваемого его положением, и в результате разнообразных проекций, в группе легко может сложиться отношение к ведущему, как к могущественному, обладающему властью отцу. Причем это отношение может включать в себя как позитивные, так и негативные аспекты. Я считаю важным, чтобы участники установили с ведущим партнерский контакт. Предлагаемая психологическая процедура позволяет осознать и обсудить отношение участников к ведущему.
Инструкция: Я хочу вместе с вами исследовать наши отношения. Предлагаю сделать это следующим образом: пусть сейчас каждый из вас представит себе, что он имеет возможность пообщаться со мной не в группе, а в любой другой ситуации. Подумайте, что бы вы хотели делать вместе со мной. Запишите на карточках одной-двумя фразами то, что пришло вам в голову. Потом поставьте свою подпись и передайте карточки мне. Я зачитаю их вслух, а затем мы проведем совместное обсуждение. В ходе этого обсуждения я расскажу о своих внутренних ощущениях.
Вопросы для обсуждения: — Насколько широк оказался спектр желаний участников? — Какие желания вызваны особенностями личности ведущего, а какие — скорее его ролью? — Какова была реакция ведущего на различные желания участников? — Какие формы поведения ведущего неприятны участникам, а какие, наоборот, нравятся'?
«Групповая мозаика»
Это упражнение помогает участникам и ведущему оценить потенциальную возможность возникновения конфликтов в группе. Оно особенно полезно для тех групп, участники которых боятся конфронтации и открытого высказывания разногласий, так как позволяет мягко перейти к обсуждению возникших проблем. В этом случае важно, чтобы Вы, как ведущий, приняли ту формулировку конфликта, которую дает группа. Не стоит слишком много говорить о конфликте, если Вы хотите его решить. Работа в тройках и возможность выразить свое мнение с помощью рисунка создает атмосферу безопасности, которая уравновешивает чувство тревоги, вызванное темой работы.
Инструкция: Мне хочется предложить вам упражнение, которое даст возможность сравнить наши индивидуальные впечатления от групповой работы и понять, в чем они похожи, а в чем — отличны. Мы сможем увидеть, чего мы уже достигли, и над чем нам еще предстоит работать. Я ознакомлюсь с вашими представлениями и расскажу вам о своем понимании происходящего. Я хотел бы, чтобы вы объединились по трое. Выберите себе партнеров, мнение которых вам интересно узнать... Пусть каждая микрогруппа возьмет себе большой лист бумаги и коробку с восковыми мелками или карандашами... Пожалуйста, нарисуйте картину, которая отражала бы ваш взгляд на происходящее в группе. Постарайтесь выразить в рисунке, чего мы уже достигли, что нам еще предстоит сделать, в какой атмосфере мы работаем, как общаемся друг с другом, к каким целям стремимся, какие чувства у нас преобладают, как мы оказываем взаимное влияние друг на друга. Представьте в своей картине наиболее интересные для вашей подгруппы аспекты групповой работы, отметьте то, что вам нравится и чем вы недовольны. Вы можете использовать три цвета: один цвет для изображения того, что вам нравится в группе, второй — для того, чем вы недовольны, и третий — для нейтральных событий. У вас есть на это 1 час... После этого участники всех троек собираются для общегруппового обсуждения, предварительно свернув и отложив свои картины в сторону. Предложите им коротко обменяться впечатлениями. Затем каждая подгруппа по очереди выкладывает свои рисунки в центре круга. Авторы сначала молча выслушивают мнения и догадки остальных членов группы о содержании картины и лишь затем дают свои собственные комментарии. Потом наступает очередь следующей тройки. В завершающем обсуждении можно осторожно подвести итог и проанализировать, с какими трудностями группе уже удалось справиться, какие проблемы стоят перед ней в данный момент, и какие сложности могут возникнуть в будущем.
«Межгрупповая встреча»
Это упражнение помогает противостоящим друг другу группам подгруппам лучше понять друг друга и создать основу для объединения (В предлагаемой инструкции я исхожу из противостояния внутри группы).
Инструкция: Мне хочется предложить вам упражнение, в ходе которого каждая подгруппа сможет сосредоточиться на характерных для нее особенностях, которые отличают ее от другой подгруппы или объединяют с ней.
Я хотел бы, чтобы те, кто стоит на точке зрения А, объединились друг с другом так же, как и те, кто отстаивает точку зрения Б. Все, кто занимает нейтральную позицию, пусть также объединятся и будут наблюдателями.
Группы А и Б будут сейчас работать отдельно друг от друга, лучше всего — в двух разных комнатах. Каждая из групп должна будет выполнить три задачи:
1. Описать свою группу, отметив, что для нее характерно, и что объединяет ее членов;
2. Описать представление о вашей группе, которое, по вашему мнению, сложилось у другой группы;
3. Описать представление, которое, по вашему мнению, сложилось у членов другой группы о самих себе, как они видят свою группу, что думают о ней.
Составьте три различных списка и постарайтесь написать их таким языком, чтобы с вашими записями смогли работать другие. Ровно через час я передам каждой группе три составленных другой группой списка , и у вас будет возможность познакомиться с точкой зрения ее участников (1 час).
Наблюдатели могут присоединиться к любой группе, но при этом имеют права говорить.
Пусть обе группы работают отдельно, а через час передайте им списки друг друга.
А теперь познакомьтесь с точкой зрения другой группы и постарайтесь понять, в чем ваше представление о другой группе оказалось не вполне верным. Какая информация о другой группе оказалась для вас совершенно новой? Как вы можете объяснить обнаруженные несовпадения? В чем ошибались вы сами, а в чем — члены другой группы? У вас снова есть один час.
В заключение соберите всех для общего обсуждения и предложите обеим группам обменяться впечатлениями. Спросите участников, поможет ли им полученная информация достигнуть компромисса в исходном спорном вопросе.
«Конфликты и сплоченность»
С точки зрения групповой согласованности, конфликты между участниками группы призваны выполнять важную задачу. Они предоставляют возможность выразить амбивалентные чувства, неизбежно возникающие в любых значимых отношениях. Более того, незначительные конфликты взаимно нейтрализуют друг друга и предотвращают раскол группы в результате какого нибудь центрального конфликта.
С другой стороны, важным является, разумеется, наличие объединяющего всех членов группы общего согласия в каких то базовых вопросах. Такое согласие дает им возможность чувствовать себя достаточно уверенно при столкновениях между собой в разного рода мелких конфликтах. Это упражнение поможет членам группы понять, в чем состоит базовое согласие в их группе, а также выяснить, есть ли в группе небольшие конфликты, обеспечивающие достаточно высокую степень групповой сплоченности.
Инструкция: Я хотел бы предложить вам эксперимент, который поможет вам всем проверить прочность нашего единства как группы. Значимость наших отношений можно определить, помимо всего прочего, по тому, в какой мере они провоцируют между нами конфликты. Все вы знаете поговорку "Кого люблю, того дразню". К тем, кто нам безразличен, мы не испытываем ни особо теплых чувств, ни особо враждебных. Правда, мы часто считаем, что именно в значимых и ценных для нас отношениях конфликтов быть не должно.
Наличие в группе определенного количества небольших конфликтов является знаком того, что она полна жизни и сил, и ее участники ценят друг друга.
Мне хотелось бы, чтобы вы проанализировали, достаточно ли у нас небольших конфликтов для того, чтобы внешний наблюдатель мог о нас сказать: "Да, это сплоченная группа".
Разделитесь на тройки.
Сейчас вам надо будет сделать следующее: нарисуйте картину, в центре которой символически изобразите то, в чем, по вашему мнению, состоит базовое единство нашей группы, тот общий для всех исходный пункт, который всех нас объединяет. Затем составьте перечень всех имеющихся у нас конфликтов и нарисуйте их вокруг центрального образа картины. При этом постарайтесь, чтобы зрителям было понятно, кто участвует в том или ином конфликте. Я надеюсь, что вы сможете найти достаточное количество небольших конфликтов. Не забудьте проверить и изобразить, в какой мере вовлечен в те или иные конфликты и я. Для этой работы у вас есть один час…
Во время обсуждения дайте всем группам по очереди представить свои картины и пояснить их. Помогите членам группы определить, какие конфликты они хотели бы оставить, какие должны быть решены самими участниками конфликта, а в каких им хотелось бы получить помощь со стороны остальных.
1. Закрытие «Дождливые письма»
Днем в какой-то момент каждому человеку вручается бумага по количеству членов отряда (если, например, в отряде 20 человек, то каждый получает по 19 бумажек) и предлагается до начала «Огонька» написать всем письма, в которых о каждом необходимо написать все самое лучшее, что он проявлял на смене. Одно из предложений должно начинаться словами «Я люблю в тебе…»
«Расскажи мне обо мне»
На последнем «Огоньке» принято делиться своими впечатлениями о смене. Делается это, как всегда, по очереди. Плюс к этому предлагается осуществить следующий процесс. Когда кто-то заканчивает свою дележку, он просит одного, двух или трех человек, - в зависимости от имеющегося времени, - дать ему обратную связь, т.е. высказать свое мнение об этом человеке: что в нем классного, какие качества работают, за что можно благодарить, что стоит развивать, и что неплохо было бы подправить. И так по кругу.
«Давать или брать?»
Это упражнение помогает участникам активно проанализировать оставшиеся "хвосты" и сосредоточиться на каком-нибудь важном моменте. Эта процедура облегчит им расставание с группой. Упражнение можно проводить в любых группах.
Инструкция: В ходе работы группы каждому из нас приходилось время от времени сдерживаться и не высказывать всего, что хотелось бы. Поэтому все мы накопили "хвосты", которые без всякой необходимости внутренне привязывают нас к группе. Я хотел бы дать каждому из вас возможность пристально рассмотреть все, что осталось невысказанным.
Возьмите, пожалуйста, бумагу и карандаш и разделите лист на две колонки: левую — "Что я не додал" и правую — "О чем я не попросил". Запишите в каждой колонке соответствующие "хвосты", которые придут вам в голову. У вас есть на это 10 минут...
Теперь решите, пожалуйста, что вы предпочитаете напоследок: что-то дать или получить. Вы можете выбрать какой-нибудь один "хвост" из любой колонки и избавиться от него прямо сейчас. Что вы выберете? (2 минуты.)
Кто хотел бы первым избавиться от своего "хвоста"?
Если Вы проводите эту игру на последнем занятии, никакого обсуждения быть не должно.
«Восковая палочка»
Группа встает в круг, плечом к плечу. Один из участников встает в круг, закрывает глаза, обнимает себя за плечи и, стараясь не отрывать пяток от земли, ровно, словно палочка, падает в любом направлении. Участники, стоящие в кругу, держат руки перед собой и ладонями аккуратно отталкивают падающего, заставляя его качаться внутри круга, словно маятник. Почувствуйте свое единство, руки ваших друзей, доверьтесь им! И отблагодарите через кончики пальцев людей внутри круга за все, что они сделали для вас в течение смены. Пусть они чувствуют себя спокойно, комфортно, как в колыбели.
«Круг благодарения»
Инструкция: До отъезда осталось всего каких-то 11 – 12 часов. Это ничтожно мало. А у меня все еще есть ощущение, что самые теплые, самые нежные слова друг о друге до сих пор не высказаны. И это притом, что эта информация о себе – самое ценное, что ты можешь увезти с собой. Возможно, именно за ней ты и приезжал на этот сбор. И я предлагаю осуществить следующий процесс. Сейчас каждый человек по очереди опять будет выходить в центр круга. Он закроет глаза и приготовится выслушать и, не сопротивляясь, принять все о себе. Кто хотел бы быть первым… Итак, сейчас у Тебя будет возможность сообщить этому уникальному Человеку все то, что не успел в течение смены. Ты подойдешь и нашепчешь ему на ушко все самые теплые, самые нежные слова, которые возможно давно хотел, но просто боялся подойти, или не было времени, или не позволяла гордость, или все время кто-то мешал… Сейчас у Тебя есть уникальная возможность наверстать упущенное, и вам никто не будет мешать. Я прошу сейчас всех быть максимально искренними – это очень важно для людей в центре. Вперед, пространство Твое.
«Благодарение вожатыми»
После того, как последний человек получил благодарность в «Круге…», вожатые коротенько, буквально в нескольких словах (мотивируя это отсутствием времени) выражают свою благодарность каждому члену отряда по очереди таким образом, чтобы парень обращался к девушкам, а девушка – к парням (лучше напарникам договориться заранее, кто кому что говорит).
«Подсолнух»
В этом небольшом упражнении участники могут символически выразить расцвет и закат группы и попытаться воспринять расставание и начало нового этапа жизни как естественное событие.
Упражнение подходит для личностно ориентированных групп.
Инструкция: Сейчас, в конце наших занятий, мне хочется предложить вам небольшое упражнение, которое называется "Подсолнух". Встаньте широким кругом, затем сядьте на пол и закройте глаза...
Вспомните о том, как вы поодиночке пришли в эту группу и были не знакомы с большинством других участников... (1 минута.)
Теперь откройте глаза и медленно поднимитесь... Почувствуйте, что вы постепенно превратились в единую группу и стали ближе друг другу... Сузьте круг, чтобы стоять вплотную друг к другу, и положите руки на плечи своим соседям... Представьте себе, что вы все — это цветок подсолнуха, который медленно покачивается под дуновением ветра. Закройте глаза и медленно качнитесь сначала влево, а затем вправо... (30 секунд.)
Продолжая двигаться в ритме подсолнуха, откройте глаза и посмотрите на остальных членов группы. Встретьтесь глазами с каждым... (2 минуты.)
Теперь постепенно остановитесь, снова закройте глаза и снимите руки с плеч соседей... Осознайте, что подсолнух уже созрел, и каждый из вас сейчас превратится в самостоятельное подсолнуховое семечко... Отойдите с закрытыми глазами на пару шагов назад и медленно развернитесь наружу... Почувствуйте, что ветер уносит вас сейчас вдаль от подсолнуха, что вы снова один, но несете в себе при этом энергию зародыша...
Попытайтесь ощутить эту энергию в своем теле... Скажите себе самому: "Я наполнен жизненной силой и у меня есть энергия для роста и развития"... (1 минута.)
Теперь постепенно откройте глаза... Работа нашей группы завершена.