Набор игр на знакомство 19
Запоминаем имена
Сначала детям нужно помочь запомнить имена друг друга. Как правило, для этого проводятся игры по типу «Снежный ком».
Снежный ком
Участники садятся в круг и по очереди, начиная с ведущего, называют свои имена. Первый участник называет свое имя, второй – имя предыдущего играющего, а затем свое, третий – имена предыдущих игроков по порядку, затем – свое и т.д. Разновидностью игры могут стать такие варианты, как называние не только имени, но и какого-нибудь слова, начинающегося на первую букву имени, – вида транспорта, на котором участник будто бы приехал, любимого фрукта или ягоды, прилагательного, обозначающего черту его характера, и т.п.
Игры для ребят младшего школьного возраста
Маленькие дети отличаются активностью, непоседливостью, конкретностью мышления, поэтому игры, проводимые с ними, должны быть подвижными и динамичными.
Это я
Играющие встают в круг. Ведущий находится в центре и называет два имени кого-то из присутствующих детей, одно мужское, другое – женское. Игроки, чьи имена назвали, кричат: «Это я!» – и меняются местами. Задача ведущего – занять освободившееся место. Тот, кто не успел занять свободное место, становится ведущим.
Здравствуй!
Все участники встают в круг лицом, плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из играющих. Водящий и играющий, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают друг другу руки, говорят: «Здравствуй!» – и называют свои имена. Потом они бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим.
Игры для подростков
В подростковом возрасте развивается абстрактное и творческое мышление, появляется стремление к познанию, возрастает внутренняя активность, инициативность, подросток стремится занять удовлетворяющее его положение среди сверстников, поэтому для подросткового возраста актуальными будут более сложные игры, требующие сосредоточенности, внимания, быстрой реакции, дающие возможность для самовыражения.
Фрукты
Группа встает в круг. Каждый выбирает себе название фрукта на первую букву своего имени. Предлагается обмен фразами типа: «Яблоко любит Апельсин». После этого Апельсин должен назвать новую пару. Если ведущий успевает коснуться Апельсина до того, как он назвал следующий фрукт, то они меняются местами. Первую пару озвучивает ведущий, причем первый фрукт, который он называет, – это фрукт ведущего.
В этой игре вожатому заранее надо подготовить на каждую букву алфавита по нескольку названий фруктов, можно также и овощей, чтобы в процессе игры не тратить на это время.
Лгун
Ведущий готовит бланки в количестве, равном числу игроков. Бланки должны содержать примерно такие фразы:
– Самое далекое место, где мне удалось побывать, – это ____________;
– В детстве мне запрещали делать __________, а я все равно делал;
– Мое хобби – ______________________;
– Когда я был маленький, я мечтал стать _____;
– У меня есть одна плохая привычка – _______.
Листочки с этими предложениями раздаются каждому игроку, и каждый должен заполнить их, отвечая правдиво на все вопросы, кроме одного. То есть один ответ будет неправильным, ложным (номер этого ответа отмечается игроком на противоположной стороне листа).
Когда все заполнят такие анкеты, игроки начинают по очереди читать вслух свои ответы. Задача остальных – угадать, какой из ответов каждого игрока ложный.
Всем угадавшим чей-нибудь ложный ответ, присуждается очко. Выигрывает тот, кто набрал больше всех очков.
Можно поменять правила: вместо одного неверного ответа из пяти писать четыре неверных, а один верный.
Я еду
Участники стоят в кругу, водящий – в середине круга. Один из игроков делает шаг вправо со словами: «Я еду». Сосед встает к первому со словами: «А я тоже», третий участник – «А я зайцем», четвертый участник, делая шаг, называет имя любого человека из отряда, например: «А я с Олей». Оля встает на пустое место. Участник, стоявший слева от человека, который ушел (в данном примере это Оля), начинает заново. Задача водящего – занять пустое место. Можно вначале попробовать без водящего, чтобы дети уяснили суть игры.
Подводка к играм Будут ли дети с удовольствием играть – это зависит от того, сумеет ли вожатый настроить их на игру. Нужно быть готовым к тому, что ваше предложение поиграть не вызовет у ребят интереса и уж тем более восторга. Поэтому слово «игра» иногда лучше не использовать, а придумать специальную подводку, учитывая возрастные особенности детей.
Подводка для детей младшего возраста
Перед игрой по типу «Снежный ком» ребятам можно объявить о проведении эксперимента: чья память лучше – их или вожатого. Далее беседу можно строить в зависимости от того, выиграл либо проиграл вожатый. Если выиграл, то можно предложить детям отыграться, проверив их внимание, ловкость и т.д.
Подводка для подростков
С ребятами постарше можно провести дискуссию о том, что такое имя, почему и как оно дается человеку, как связано с чертами характера, рассказать им, что, по мнению психологов, собственное имя для человека является самым любимым.
А затем уже предложить ребятам упражнения, которые помогут всем быстро познакомиться и запомнить имена друг друга. Можно также предложить им по очереди называть свое имя или прозвище, которым бы они хотели, чтобы их называли на протяжении всей смены.
Знакомство с лагерем
Знакомят с лагерем в основном детей младших отрядов: старшие, как правило, либо уже отдыхали в этом лагере, либо быстро сориентировались.
Есть несколько способов познакомить детей с лагерем:
• проведение экскурсии по лагерю вожатым или детьми, которые здесь уже отдыхали;
• в виде игры по запискам, когда детям нужно что-либо найти, например карту лагеря. Дети ищут записки или различные символы-подсказки, которые указывают им на следующее место поиска, и так, пока не достигнута окончательная цель – не найдена карта;
• в виде игры «Школа разведчиков». Ребятам дается перечень вопросов, на которые они должны ответить, собирая необходимую информацию, бегая по территории лагеря, например, посмотреть, что изображено на стенде при входе в лагерь, спросить у заведующей столовой, что будет приготовлено на ужин, и т.п. Играющих можно поделить на команды и устроить соревнование. Чтобы никому не было обидно, можно придумать несколько наград: за быстроту, за точность, за дружность и т.д.
Диагностика детей Для вожатого первые дни лагерной смены – это еще и изучение детей с использованием разнообразных методов психолого-педагогической диагностики. При помощи специальных тестов, игр и т.п. можно решить следующие задачи:
• выявить лидеров, способных сплотить и организовать отряд;
• выявить проблемных детей;
• изучить особенности личности каждого ребенка;
• узнать об интересах детей и т.д.
Проводить диагностику детей нужно для того, чтобы предусмотреть трудности, которые могут проявиться в дальнейшем. Для этого можно использовать такие широко известные методы, как рисунок несуществующего животного, конструктивный рисунок человека из геометрических фигур, тренинговые упражнения. Узнать склонности и интересы детей можно при помощи анкеты. Для определения лидеров отряда можно использовать такие игры, как «Индикатор», «Выявление лидера».
Индикатор
Ведущий объясняет отряду задачу: ребятам нужно договориться между собой так, чтобы как можно больше людей сделали одно и то же упражнение из четырех предложенных: подняли руки вверх, присели, сошлись в центре, разошлись по стенам.
После каждой попытки условия игры меняются: сначала у участников отнимается право голоса (то есть договариваться они должны молча), затем им запрещается использовать жесты, затем вводится запрет на мимику и многозначительные взгляды.
Зарядка
Сначала ведущий предлагает участникам разбиться на пары. Каждый из них должен придумать любое упражнение физической зарядки и показать это упражнение напарнику. Затем парам необходимо, ориентируясь друг на друга, прийти к единому упражнению. Далее пары складываются в четверки, потом – в восьмерки и т.д., и задание повторяется. На каждый этап игры дается 1 минута.
Организационное собрание Организационное собрание – это знакомство детей с традициями и законами лагеря, с правами и обязанностями. Его целью является создание единых норм и требований относительно хозяйственно-бытовых условий проживания ребенка в детском лагере, организации деятельности.
Основные вопросы, обсуждаемые на собрании:
• режим дня в лагере;
• законы и традиции лагерной жизни;
• правила поведения в корпусе и на территории лагеря;
• правила личной гигиены.
Обычно собрание в отряде проходит в форме лекции, когда вожатый вещает, а дети слушают. Но будет гораздо лучше провести его либо в форме игры (для младших отрядов), либо в форме беседы, круглого стола (для старших).
Игра для детей младшего возраста
Отряд делится на 3–4 команды. Каждой команде дается листок с верными и неверными правилами поведения в лагере. Дети ищут ошибки (по одной), кто находит первую – поднимает руку и объясняет, почему это неверно. Затем слово дается следующей команде. За каждый правильный ответ команде начисляется балл, а в конце игры объявляется победитель.
Примеры правил поведения:
• Нужно быть вежливым.
• Если хочешь взять самую лучшую порцию в столовой, нужно бежать к своему столу быстрее всех.
• Если ты не хочешь спать в тихий час, старайся не шуметь.
• Чтобы никто не запрещал в бассейне нырять и прыгать с бортиков, нужно купаться без физрука и вожатого и т.д.
В зависимости от ситуации можно немного изменить задание. Отряд также нужно поделить на команды и предложить им самим назвать правила поведения в лагере. Кто больше всех назовет – тот и выиграл.
Круглый стол для подростков
Для старших отрядов можно провести беседу. Например, вожатый задает ряд вопросов, а ответы фиксирует на ватмане.
Примеры вопросов:
• С какой целью вы приехали в лагерь?
• Что нужно для того, чтобы ваша цель осуществилась?
• Может ли коллектив помешать осуществлению вашей цели?
• Какими должны быть отношения в коллективе?
• Каких правил должны придерживаться члены коллектива?
• В каких документах отражаются правила и нормы поведения в обществе?
• Зачем необходимо придерживаться определенных правил и норм?
• Что бы было, если бы каждый вел себя так, как хочет?
И т.д.
Также можно объявить конкурс крылатых слов и выражений, которые отражают правила поведения в лагере.
Примеры крылатых выражений:
• Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят.
• Всё в руках человека. Поэтому их нужно мыть чаще.
• Чистота – залог здоровья.
• Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь.
Выбор названия и девиза Название отряда лучше всего придумывать отталкиваясь от названия смены, если же тематика смены не определена, можно придумать свою тему. В выборе названия и девиза отряда обязательно должны участвовать сами дети. Возможен такой вариант: отряд садится в круг, делится на пары, каждой паре дается задание придумать название, потом все ребята объединяются в четверки и выбирают из двух названий и девизов, потом в восьмерки и т.д. Таким образом, получается, что весь отряд участвует в придумывании и выборе названия и девиза.
Вечерний Огонек Первый день в лагере заканчивается, как правило, вечерним Огоньком. Вожатый к Огоньку может подготовить талисман, например мягкую игрушку, который будет охранять отряд в течение всей смены.
В начале Огонька для создания доверительной атмосферы можно рассказать легенду об Орлятском круге.
Легенда об Орлятском круге
Давным-давно, в былые времена, в старинные годы жили на берегу моря люди. Это было племя красивых и сильных людей, любящих жизнь и красоту, любящих друг друга... Но ничто не длится долго. Пришла война. Появилась необходимость всем мужчинам уйти воевать. А как же любимые женщины, матери, сестры, дочери? Не забрать их с собою... И тогда все мужчины, чтобы не мерзли их любимые, сложили посередине пещеры свои горящие сердца. И ушли... Ушли воевать, защищать свой дом, свои семьи.
Сердца горели ровным и теплым огнем. Но ворвался злой ветер и начал тушить сердца мужские. И тогда женщины, дочери, матери, сестры встали плечом к плечу вокруг горящих сердец и загородили их от ветра. Долго они так простояли, но сберегли огонь сердец своих отцов, мужей, братьев, сыновей. Поэтому мужчины вернулись домой живыми и невредимыми и были встречены своими любимыми.
И вот с тех пор повелась традиция – вставать в круг, который и назвали впоследствии Орлятским. Встают в этот круг только самые близкие люди. Встают не просто так. Встают, чтобы поговорить, пообщаться, сказать друг другу что-то самое сокровенное, самое важное.
У Орлятского круга есть свои законы и традиции:
Слева – друг, и справа – друг. Чуть качнется Орлятский круг. Тут лишь о главном услышишь слова. Руки в размахе крыльев орла: Справа – на плечи, а слева – на пояс. Тихо звучит о серьезном твой голос. Круг этот прочный нельзя разрывать. В центр, лишь прощаясь, можно ступать.
Эти законы объясняются очень просто. Когда вы встаете в Орлятский круг, ваша правая рука ложится на плечо соседа справа – это означает, что в трудную минуту вам есть на кого опереться; левая рука ложится на пояс соседа слева – то есть вы сами всегда готовы поддержать того, кто рядом. Выходить из круга нужно очень тихо и аккуратно (только после окончания песни или разговора), чтобы злой ветер не задул тепло горящих сердец, находящихся в центре. Поэтому и нельзя ступать в середину – кто же ходит по сердцам? И только уезжая из лагеря и прощаясь со своими друзьями, мы ставим свои сумки и чемоданы в центр круга, чтобы увезти с собой частичку нашего отрядного сердца и тепла.
После рассказанной легенды вожатый знакомит детей с правилами вечернего огонька и проводит обсуждение прошедшего дня.
Правила вечернего Огонька:
• Когда говорит один – все молчат.
• Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки.
• Все сказанное на Огоньке не должно выноситься за его пределы.
• Огонек – это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют.
Вопросы для обсуждения:
• Что вам понравилось и не понравилось за день в лагере?
• Чего вы ждете от завтрашнего дня?
и т.д.
Завершить Огонек первого дня можно выбором симпатий (каждый ребенок выбирает из отряда одного человека, подходит к нему, берет его за руку и объясняет свой выбор; этот человек выбирает следующего и т.д. – по цепочке) и спокойной песней в Орлятском кругу.