Набор игр на внимательность

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
1033467887 f23e2a62b0m.jpg

«Азбука»

Каждый участник игры получает карточку с буквой алфавита, соответствующей начальной букве имени или фамилии участника. Ведущий рассказывает детям что-нибудь, например: сказку, интересную историю, и вдруг хлопает в ладоши, произнося любое слово (напр., «малина»). Игроки должны быстро встать таким образом, чтобы из карточек с буквой алфавита сложилось названное слово.

«Шишки, желуди, орехи»

Играющие разбиваются на группы по три человека и выстраиваются колоннами таким образом, чтобы получилось 3 круга, один в другом. Всем участникам присваиваются названия: игрокам первого круга –«шишки», второго – «жёлуди», третьего – «орехи». Игрок, которому не хватило места в колоннах, становится водящим. Он говорит одно из названий, например, «шишки», и игроки в соответствующем кругу должны поменяться местами, а водящий в это время должен успеть занять чьё-то место. Оставшийся без места игрок, становится водящим.

«Брито-стрижено»

Ведущий напоминает детям о сказке, в которой жена назло мужу всё делала наоборот, и говорит, что игра будет в чём-то такой же: все движения ведущего игрокам нужно будет выполнять наоборот, например, если ведущий поднимает руку вверх, дети опускают свою вниз. Другой вариант: ведущий разводит руки – игроки соединяют их вместе; ведущий быстро взмахивает рукой справа налево – участники медленно ведут рукой слева направо. Игрок, который ошибся, становится ведущим.

«Пожалуйста»

Ведущий занимает положение перед игроками, делает любые движения, обращаясь к игрокам с просьбой повторять за ним. Участники же повторяют в том случае, если ведущий добавляет слово «пожалуйста». Игрок, нарушивший правило, выбывает из игры. Побеждают самые внимательные.

«Черная магия»

Непременные участники игры – «волшебник» и его помощник – «ясновидящий». Игра строится на фокусе с чтением мыслей. Секрет фокуса прост: загаданный волшебником предмет будет назван им после предмета чёрного цвета. Приведём фрагмент игры: «Ясновидящий» закрывает глаза, «волшебник» в это время показывает игрокам предмет и убирает его. Когда «ясновидящий» открывает глаза, волшебник спрашивает: -Думаю ли я про соль? -Нет, - отвечает «ясновидящий». -Думаю ли я про салфетку? -Нет. -Думаю ли я про перец? -Нет. -Думаю ли я про кетчуп? -Да, - отвечает «ясновидящий», потому что перец может быть чёрного цвета.

«Коленочки»

Играющие сидят вплотную друг к другу. Левая рука каждого лежит на правой коленке соседа слева, а правая – на левой коленке соседа справа. Если круг не замкнут, то крайние кладут одну руку себе на колено. В процессе игры нужно быстро хлопать ладонью по колену, не нарушая последовательности в руках. Если кто-то хлопнул не в свою очередь или не той рукой, то он убирает руку, которая «ошиблась». Игра начинается с хлопка ведущего по направлению часовой стрелки. Как только вновь раздаётся хлопок ведущего, направление движения меняется в противоположную сторону. В игре необходимо поддерживать определённый темп. Ведущий внимательно наблюдает за правильностью выполнения задания. В итоге один или несколько человек оказываются победителями.

«Камень, колодец, полотно, ножницы»

Играющие делятся по парам и вместе вслух считают: «Один, два, три!». На счёт «три» каждый из них изображает пальцами руки какую-либо фигуру. Камень – сжатый кулак; полотно – открытая ладонь; ножницы – два разведённых пальца; колодец – два пальца, образующие букву «о». Как определить победителя в паре? Ножницы режут полотно, но тонут в колодце и тупятся об камень. Полотно накрывает колодец и камень. Камень и ножницы тонут в колодце. В каждой паре определяется победитель. Эти игроки образуют новые пары. Игра продолжается, пока не останется один победитель.

«Поход»

Участники встают в круг. Первый участник называет своё имя и предмет, который он берёт с собой в поход, например: « Меня зовут Катя, я беру с собой палатку, пожалуйста». Всем участникам необходимо догадаться о том, что после названия предмета необходимо добавлять слово «пожалуйста». Кто догадался, того ведущий берёт в поход. И так до тех пор, пока все не скажут правильно.

«Колдуны»

Участники становятся в круг и закрывают глаза. Водящий обходит круг и лёгким прикосновением к плечу «назначает» колдунов. Затем все открывают глаза и начинают за руку здороваться друг с другом. Колдуны, здороваясь с кем-либо, должны незаметно почесать или слегка сдавить ладошку, т.е. «заколдовать». Тот, кого заколдовали, должен ещё два раза с кем-нибудь поздороваться, а затем уйти к колдуну «в плен». Важно, чтобы те, кого «заколдовали», не показали своим видом на того, кто колдун!!! Итак, задача колдунов – «заколдовать» всех игроков, задача игроков – внимательно, приглядываясь друг к другу, вычислить колдунов.

«Суша – вода»

Ведущий занимает положение перед игроками, и объявляет задание: «Я буду называть слова. При слове «суша» вы делаете шаг вперёд, при слове «вода» - шаг назад». Ведущий начинает быстро называть слова, затем неожиданно говорит: «Берег (море, озеро)». Игроки, сделавшие шаги, выбывают из игры.

«Из лесу вышло 5 крокодилов»

Участники сидят в кругу. Ведущий, распределив номера между участниками, начинает: -Из лесу вышло 5 крокодилов. Игрок №5 возмущается: -А почему 5? -А сколько? – спрашивает ведущий. -Четырнадцать! – отвечает игрок №5 -А почему 14? – начинает возмущаться игрок №14 и т.д. Вовремя не вступившие в игру, участники выбывают. Игрокам необходимо называть разные числа, для того чтобы все дети участвовали в игре.

«Картошка, капуста, огурец»

Ведущий занимает положение перед игроками и объявляет задание: «Я буду произносить слова, сопровождая их движениями рук. Когда я скажу слово «капуста», нужно поднять руки ладошками вверх, при слове «картошка» - опустить руки вниз ладошками, при слове «огурец» - руки раздвинуть в стороны по диагонали». Затем ведущий начинает произносить слова, при этом показывая и другие движения. Участникам важно не сбиться. Основное условие – участники игры должны смотреть на руки ведущего! Кто собьётся, выбывает из игры.

«Птица, рыба, зверь»

Участники стоят в кругу или сидят на стульях по кругу. Ведущий подходит к любому из игроков и произносит слова: «птица», «рыба», или «зверь». Игрок, к которому подошёл ведущий, должен быстро сориентироваться и дать название птицы, рыбы или зверя. Повторяться нельзя! Кто не назовёт, выбывает из игры.

«Нью-Йорк»

Ведущий просит участников повторить громко 10-15 раз «Нью-Йорк», затем неожиданно спрашивает: «Столица США?». Дети должны не сбиться и дать правильный ответ – «Вашингтон». Кто сбился, выбывает из игры. Игра продолжается: теперь ведущий просит повторить 10 – 15 раз слово «красный», затем спрашивает: «На какой цвет переходят улицу?». Затем ведущий просит повторить слово «молоко» и спрашивает: «Что пьёт корова?» и т.д. «Кошка – собака»

Участники стоят в кругу или сидят на стульях по кругу. Задание игры просто: каждый игрок по очереди должен кое-что говорить своим соседям. Главное – не сбиться. Итак, первый игрок говорит соседу справа слово «собака», а соседу слева – «кошка». Соседи удивлённо переспрашивают: «Собака? Кошка?» Ведущий утвердительно отвечает: «Собака! Кошка!» Далее продолжает следующий игрок.

«Да» и «нет» по-болгарски»

Условие игры – вместо слов «да» и «нет» на вопросы ведущего игрокам необходимо выполнять следующие движения: при утвердительном ответе нужно покачать головой из стороны в сторону, при отрицательном – кивнуть головой (это соответствует болгарской манере общения). Вопросы могут быть самыми простыми: «Вы сегодня завтракали?», «Вам нравится…?» и т.д. Побеждает самый внимательный.

«Прилетели птицы»

Игроки должны внимательно слушать текст и на месте ошибочно сказанных слов хлопать в ладоши: -Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи, ласточки, ежи… -Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны… -Прилетели птицы: голуби, куницы, чибисы, стрижи, галки и ежи, комары, кукушки, сели у опушки… -Прилетели птицы: голуби, старушки, лебеди и утки и …. Спасибо, шутка! ·Словесный вариант игры может быть изменён. Ошибившиеся игроки выбывают из игры.

«Сосед, подними руку»(латышская игра)

Играющие, стоя или сидя, образуют круг, выбирают ведущего. Последний занимает положение внутри круга. Он ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Руки!» Тот игрок, к которому обратился ведущий, продолжает стоять (сидеть) не меняя положения. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа – левую, сосед слева – правую, т.е. ту руку, которая находится ближе к игроку, стоящему (сидящему) между ними. Если кто-то из участников ошибся, т.е. поднял не ту руку, только попытался поднять руку или вообще забыл её поднять, то он меняется с ведущим ролями. Игра продолжается. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся. Внимание! Ведущий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому желает обратиться.

«Ригу-рагу» (литовская игра)

Ведущий находится перед игроками. У участников пальцы согнуты в кулак. Ведущий трясет над собой руками, сжатыми в кулак и приговаривает: «Ригу-рагу, ригу-рагу…»,- затем отгибает большие пальцы и касается руками головы, изображая рога, говоря при этом: «Коза с рогами». Если названо животное с рогами, то все должны быстро таким же образом показать рога. Если названо животное без рогов или какой-то предмет, например: «Дом с рогами»,- то участники ничего не показывают. Важно внимательно слушать ведущего.

Запомни и запиши

Водящий, на столе, так чтобы не видели игроки, раскладывает 10-15 предметов (разных). Игроки заходят в комнату и получают задание запомнить за 1 минуту предметы, лежащие на столе. Через минуту игроки выходят из комнаты и на приготовленных заранее листочках записывают, то, что они запомнили (переговариваться запрещено). Выигрывает тот, кто запомнил и записал большее количество предметов.

Легенда

Написать и зарисовать по памяти какую-либо местность: ближайшие улицы к клубу; двор около дома; и т. п.

«Не пропусти ни слова»

Ведущий (а это может быть отец, мать или старшие брат или сестра) читает доступный, интересный для ребёнка рассказ. Когда произносит имя одного из героев рассказа, ребёнок должен тотчас же отложить палочку. Пропустив такой момент, он платит фант.

Хорошо если в игре участвуют еще двое-трое детей, пусть даже более старшего возраста. Соревнование делает их ещё более внимательными.

Если нет партнёра для вашего ребёнка, тогда нужно самим посоревноваться с ним. Детей приводит в восторг возможность поиграть с родителями.

Другой вариант этой же игры: если ребёнок умеет уже выделять в слове некоторые звуки, он должен, слушая чтение, запомнить 3-4 слова, начинающиеся с какой-нибудь одной буквы.

«Узнай по звуку»

Приучить детей, чтобы они во всякое время умели слушать и слышать не так-то легко. Здесь нужные частые и систематические упражнения.

Во время прогулок, обращайте внимание детей на разнообразие звуков в природе, в лесу, у речки, у железной дороги, наконец в своей квартире.

Такая игра научит ребёнка прислушиваться, анализировать звуки. Играют несколько детей: поочередно каждый ударяет ложечкой по какому-либо предмету, а другие, не глядя, должны назвать этот предмет. Выигрывает тот, кто отгадал большее число раз.

«Дополни слово»

Эта игра поможет подготовить ребёнка к обучению грамоте и письму – игра на расчленение слов на слоги. В этой игре следует предварительно поупражнять ребёнка в слоговом произношении слов сначала на собственных именах: Ма-ша, Ко-ля, а затем на лёгких словах: ба-ба, во-да, ма-ши-на.

Эту игру проводят, перебрасываясь мячиком или шариком. Ведущий говорит один или два слога и бросает ребёнку мяч. Ребёнок должен дополнить их в слово и сам, загадав слог, бросить кому-нибудь мяч.

«Ищи безостановочно»

В течение одной минуты ребёнок должен увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или же одного размера, или одинаковой формы – круглых, прямоугольных, или же из одного материала и т.п.), но только то, что предложит ведущий.

Проходит минута, раздаётся сигнал, и поиски прекращаются. Ведущий узнаёт, кто насчитал больше других, предлагает ему перечислить вслух всё увиденное. То, что он не заметил, дополняют остальные. Победителем считается тот, кто успел увидеть больше других.

«Используй каждое мгновение»

Дети, наверное, не раз рассматривали в книгах иллюстрации и рассказывали, что на них изображено. Сейчас на рассматривание незнакомой картинки дается не больше полминуты, причём за это время картинка раза два ненадолго прикрывается листом бумаги, ненадолго тушится свет и т.п. И всё же нужно подробно рассказать, что на ней изображено, запомнив даже незначительные детали. Для этого необходимо полностью мобилизовать своё внимание и действительно суметь использовать каждое мгновение. Победителем считается тот, кто успел заметить больше других.

Если в игре участвует только один ребёнок и кто-либо из его родителей, они состязаются между собой. Не опасайтесь, что соревнуются неравные силы. Однако родителям не следует забывать об известном такте.

«Что здесь изображено?»

В отличие от предыдущей игры, картинку можно рассматривать довольно долго, минут 8-10.

Нужно взять незнакомую детям картинку и лист бумаги в два раза длиннее и в два раза шире ее. В самой середине листа вырезать круглое отверстие величиной с пятикопеечную монету.

Ведущий прикрывает картинку этим листом и кладёт её перед играющими. Рассматривать картинку можно только через отверстие, не поднимая листа, а постепенно передвигая отверстие по картинке. Все рассматривают её одновременно, но каждый водит лист в течении одной минуты.

Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь подробно рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его.

Картинка открывается, и ведущий объявляет победителя (кто правильнее и подробнее рассказал). Он и сменяет ведущего.

«Сортируй быстро»

Игра требует сосредоточенного внимания, сообразительности и ловкости рук.

Взять плотную бумагу трёх цветов и нарезать 90 листиков размером 4 на 5 сантиметров. Получится по 30 листиков каждого цвета. На 10 листиках нарисуйте кружок, на 10 – треугольник, а на остальных – квадрат.

То же самое нарисуйте на листиках других двух цветов. Теперь вам нужно эти 90 листиков разделить на два совершенно одинаковых комплекта по 45 листиков. Кладите всегда эти комплекты отдельно, чтобы они не перемешались, и перетасуйте каждую часть отдельно.

Соревнуются двое – кто быстрее рассортирует свои листики по цвету и геометрическим фигурам на девять кучек.

«Узнай на ощупь»

Задача игры – показать ребёнку, что при хорошем внимании можно распознать предметы с помощью одного осязания. Отдельными небольшими кучками кладутся соль, сахарный песок, чай, различная крупа , макоронные изделия, зёрна, косточки…

Ребёнок с открытыми глазами ощупывает 1-2 раза каждую кучку, затем он зажмуривается, и ведущий перекладывает его руку с кучки на кучку, а он на ощупь должен определять, что это.


Мы познакомили вас с целым рядом игр, которые совсем нетрудно проводить. Но не надо показывать их детям все сразу. Больше, чем с двумя играми в день, не знакомьте.

Самое главное – доходчиво объяснить детям, что побеждать в играх они смогут только тогда, когда будут очень внимательны. Овладев же своим вниманием, они и учиться будут успешнее.