Набор игр для старших 5

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
1246640497 5 znakomstvo-s-kulturojj-narodov rossijam.jpg

«Как и у меня…»

Инструкция: "Возьмите лист бумаги и подпишите сначала на нем заголовок: "Человек, у которого такие же, как и у меня…", а затем в столбик следующее:

1. Рост
2. Цвет глаз
3. Цвет волос
4. Знак зодиака
5. Любимое блюдо
6. Любимый напиток
7. Любимое животное
8. Черта характера - черта гордости
9. Черта характера - предмет стеснения
10. Способ реагирования на опасность
11. Способ знакомства с противоположным полом

Теперь ваша задача в течение пяти минут, гуляя по всему пространству, найти людей, у которых есть то, что мы только что перечислили, и попросить их поставить Вам напротив одинаковой с ними позиции свою роспись. Росписи необходимо получить по всем позициям. По одной и той же позиции можно получить несколько росписей".


«Тройки»

Инструкция: "Разбейтесь, пожалуйста, на группы по три человека так, чтобы второй и третий из группы были наименее знакомыми тебе людьми. У каждого из вас будет примерно по тридцать секунд (примерно, потому что я могу в любой момент остановить время), чтобы рассказать о себе твоим партнерам. Когда я скомандую: "Переход!", твоя задача найти двух человек, с которыми ты еще не общался. В этой новой тройке повторяется тот же самый процесс. Только вместо рассказа о себе ты рассказываешь о тех двоих, с кем был в предыдущей тройке. Рассказать должен успеть каждый из группы. В своей третьей тройке (с кем еще не общался) тебе придется рассказывать уже не только о своих партнерах из первой тройки, но и о тех, о ком ты узнал во второй. И т.д."


«Привет!»

Эта игра физически сближает участников группы друг с другом и привносит в совместную работу элемент дружеских отношений. В тоже время в игре мобилизуется внимание участников, поскольку они должны одновременно управлять обеими сторонами своего тела. Каждый игрок может прервать рукопожатие правой рукой только тогда, когда установит новый контакт – левой рукой. Это способствует межполушарному взаимодействию. Игра интересна так же и с точки зрения развития межличностных отношений, она требует достаточно высокого уровня кооперации, поскольку каждый участник одновременно взаимодействует сразу с двумя членами группы. Большой позитивный эффект имеет проведение этой игры в конце занятия. Благодаря ей участники расходятся в хорошем настроении, и каждый из них получает свою долю внимания.

Инструкция: Начтите, пожалуйста, ходить по комнате. Я предлагаю вам поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать: «Привет! Как твои дела?» Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно важное правило: здороваясь с кем-либо из участников, вы можете освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнете здороваться еще с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы. Представили себе, как это происходит?

Когда все поздоровались друг с другом и группа привыкла к этому ритуалу, Вы можете запустить второй круг – с другим приветствием, например, со словами: «Как хорошо, что Ты здесь!» Другой вариант: Вы можете использовать эту игру в конце занятий, и в этом случае заменить приветствие прощанием: «Спасибо!» или «Спасибо, с Тобой было так хорошо работать!»


«Стратегическая игра»

Это в высшей степени оживленная игра, в которой интересно соединяются движение и ориентация в пространстве. Уже первая фаза очень напряженна – надо избегать кого то, кто об этом ничего не знает. Это похоже на то, во что иногда играют дети. Второй этап – с Защитником посредине – выходит далеко за рамки детской игры и требует стратегической оценки траекторий движения двух людей. В итоге игра требует быстрых, внимательных движений, и, разумеется, каждый должен следить за тем, чтобы не сталкиваться с другими участниками игры. Для этой игры необходимо много места, чтобы избежать столкновений.

Для этой игры нам потребуется много места, поэтому, пожалуйста, отодвиньте в сторону столы и стулья, чтобы освободить пространство. Начните все молча двигаться по комнате. Выберите какого-нибудь члена группы и представьте себе, что вы его боитесь. Разумеется, вы не должны его бояться на самом деле, это всего лишь игра. Продолжайте движение по комнате, но таким образом, чтобы расстояние между вами и лицом, которого вы «боитесь», становилось все больше, но ни в коем случае не показывайте ему, что вы его избегаете. (1 минута) Теперь выберите кого-нибудь, кто будет вашим Защитником. Ему вы тоже не должны показывать, что вы его выбрали. Во время движения по комнате делайте так, что бы ваш Защитник находился бы между вами и тем, кого вы «боитесь». Двигаться вам нужно как можно быстрее. (90 секунд) Я сейчас буду считать от 10 до 0, и при слове «ноль» вы должны застыть на своих местах, как вкопанные. Десять, девять, восемь… ноль! Сейчас вы можете посмотреть на то, что получилось, и каждый скажет, кого он «боялся», а кто был его Защитником.


«Узелки» (15 мин.)

Цель: повысить тонус группы и сплотить участни¬ков. Участники встают в круг и протягивают правую ру¬ку по направлению к центру круга. По сигналу веду¬щего каждый игрок находит себе «партнера по руко¬пожатию». Число игроков должно быть четным. За¬тем все участники вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это был не тот же самый человек). И те¬перь задача участников состоит в том, чтобы распу¬таться, т. е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить вся¬ческое словесное общение.


«Из спичек – имена»

Инструкция: "Вот лежит коробок спичек. Ваша задача в течении 10 минут из этих спичек выложить имена всех здесь присутствующих, использовав все спички, лежащие в коробке. Одна буква может принадлежать разным именам. Спички ломать нельзя".

 Спички выдаются из расчета 10 спичек на одного члена группы.
 Если они не успевают за 10 минут, задается вопрос: «Сколько вам нужно времени, чтобы закончить?». Если опять не успевают, то опять вопрос и т.д.


«Маленькие зелененькие человечки»

Инструкция: "Представьте себе, что вы выехали отдохнуть своей группой на природу. Вы находитесь на лугу. Вокруг полно зелененькой травки, цветочков. Бабочки летают. Чуть подальше прозрачное чистое озерцо, в котором так и хочется искупаться. Приятно пригревает солнышко. И самое классное, что здесь вся группа! Представили? По моей команде вы пойдете гулять по этому лужку: нюхать цветочки, гоняться за бабочками, греться на солнышке. А когда я закричу: "Внимание! На вас напали маленькие зелененькие человечки!", ваша задача сбиться в кучку, спрятав в середину самых слабых, а затем хором прокричать: "Дадим отпор маленьким зелененьким человечкам!" В зависимости от того, как будет выглядеть группа как команда в процессе выполнения упражнения, его можно провести несколько раз, обсуждая после каждого их поведение.


«Ищи и найди»

Инструкция: Разойдитесь, пожалуйста, по парам и встаньте друг напротив друга. Сейчас каждый из вас должен запечатлеть в памяти образ своего партнера – так, чтобы вы могли его (ее) найти потом даже с закрытыми глазами. У вас есть две минуты, чтобы увидеть и запомнить, как выглядит ваш партнер: какая у него одежда, прическа, форма рук, какова ширина его плеч, обхват талии. Запомните как можно больше деталей, характеризующих облик вашего партнера. (2 минуты) Теперь закройте глаза и разойдитесь так, чтобы вы не знали, где находится ваш партнер. Кроме того, дайте себе время освоиться в этой ситуации. Двигайтесь медленно и очень внимательно. Я позабочусь о вашей безопасности и о том, чтобы вся группа смогла успешно выполнить это задание. (15 секунд) А сейчас вы можете начать искать своего партнера, но только молча. Ищите по своим особым приметам. Когда вы решите, что нашли его, то, прежде, чем открыть глаза, назовите его имя. Лучше всего проводить игру на ограниченном игровом поле – не слишком большом, чтобы партнеры могли поскорее найти друг друга. Пары, которые уже нашли друг друга, могут переходить на другую сторону комнаты, чтобы облегчить оставшимся процесс поиска.


«Расскажи мне обо мне»

Ведущий предлагает членам группы разбиться по парам. В течении 5 минут каждый рассказывает друг другу о себе. Затем все садятся в круг и каждая пара по очереди выходит в центр: один участник садится на стул, второй встает за ним, кладет ему на плечи руки и говорит о сидящем как от себя, представляя себя его именем, затем они меняются. Пары можно оставить из предыдущего упражнения.


«Сесть на стол»

Инструкция: Ваша группа должна по моей команде как можно быстрее сесть на стол так, чтобы все члены группы разместились на столе. На полу не должно быть ни одной ноги.


«Ирландская дуэль»

Эта игра всегда вызывает большое воодушевление, но часто она слишком возбуждает участников. Поэтому время «битвы» должно быть ограниченным. Интенсивная двигательная активность снимает нервное напряжение и усталость. Правила игры таковы, что создают тесный контакт между «дуэлянтами» и, как правило, дают им возможность открыть друг в друге что нибудь новое.

Инструкция: Выберите, пожалуйста, себе партнера. Я хочу предложить вам игру под названием «Ирландская дуэль». Вы должны встать друг напротив друга так, чтобы около вас было достаточно свободного пространства, и вы могли бы во время игры двигаться друг вокруг друга. Пожалуйста, положите левую руку себе на спину на уровне крестца, ладонью наружу. Эта ладонь – ваше уязвимое место, ваша Ахиллесова пята. Правую руку вытяните указательным пальцем вперед – это будет ваш ирландский меч. Ваша задача – дотронуться вытянутым указательным пальцем до открытой ладони партнера, одновременно не давая ему задеть ваше «уязвимое место». Во время этой дуэли вы не имеете права удерживать партнера. Так как ирландцы – очень мирный народ, то дуэль будет длиться всего одну минуту. Обратите, пожалуйста, внимание на то, чтобы в комнате было достаточно свободного места – в противном случае участники могут «в пылу сражения» обо что-нибудь удариться. После первого поединка вы можете предложить участникам провести дуэль с новыми партнерами.


«Прыг-прыг-табуретка!»

Все должны встать в круг, прыгать по кругу, приговаривая хором: «Прыг-прыг-табуретка!» А потом все должны взяться за руки и дружить!

Проводите эту игру как можно чаще, потенциал, заложенный в ней, огромен, надо только строго соблюдать инструкцию!


«Семейная фотография»

Группа - семья. Группе предлагается выбрать мать, отца, детей, бабушек и дедушек, тетей и дядей и других родственников и расположить их так, как будто они фотографируются на семейную фотографию. Обсуждение и интерпретация - кто какое место занял на фотографии.


«Какие мы хорошие»

Инструкция: «Вам нужно показать, какие вы все хорошие. Сделайте презентацию вашей команды. На подготовку – 10 минут».


«Вампиры»

Инструкция: Представьте себе, что мы находимся в средневековом замке. И там, разумеется, по традиции, водятся вампиры, которые выходят гулять из своих могил по ночам. Сейчас вы можете начать ходить по пространству замка, сначала с открытыми глазами, так как пока на дворе день. (30 секунд)

И вот наступает ночь, и вы можете глаза закрыть, но продолжайте ходить. Сейчас я дотронусь одному из вас до плеча, и это будет означать, что этот человек – вампир. И его задача, как вы, наверное, догадываетесь, ходить и кусать людей. Прям так подходит и кусает. Человек, которого укусили, тоже становится вампиром, и, соответственно, тоже ходит и кусается. Если вдруг случится так, что один вампир укусит другого вампира, то укушенный становится человеком. Всякий раз после укуса (и если ты человек, и если вампир) необходимо закричать. Итак… (3 минуты) Но вот близится утро, и вампирам надо срочно возвращаться домой – в свои уютные комфортные гробики. И вампиры сейчас могут начать рассасываться по стенам комнаты. А «живые» люди остаются в центре, радостные оттого, что смогли пережить еще одну ночь. (30 секунд) И вот вы можете открыть глаза, чтобы оценить соотношение сил: сколько у нас получилось миленьких, симпатичных вампирчиков, а сколько жадных, зажавших лишнюю каплю крови «живых» людей. Шутка.


«Ужасный секрет»

Один из участников сообщает на ухо своему соседу ужасную тайну о себе, например: «Я люблю ковыряться в носу!» Сосед передает это дальше по кругу, тоже на ухо, изменив фразу так: «Один из нас любит ковыряться в носу!» В такой форме фраза идет по кругу, а второй участник, дав первой фразе отойти на двух-трех участников, посылает вслед секрет о себе: «Я люблю корочкой хлеба вымазывать остатки подливы». Фраза идет по кругу в варианте: «Один из нас…» Когда секрет проходит круг и приходит к владельцу, то владелец не отсылает его на второй круг, и, таким образом, первая часть упражнения заканчивается тогда, когда каждый секрет обошел ровно один круг. Затем все говорят вслух, какие секреты они узнали. Один узнал, что «мы храпим», что «мы любим поспать» и т.д., пока все секреты не будут припомнены. А затем все участники хором произносят: «И мы никогда никому ничего не скажем!»


«Клад»

Инструкция: Представьте, что ваша группа, находясь в походе, нашла настоящий клад. И у вас после этого оказалась 1000 золотых монет старинной чеканки. Ваша задача – разделить эти деньги. Как вы будете это делать, решать вам самим. Критерии отбора и процедуру принятия решения определите самостоятельно. У вас на это есть 5 минут. Запрещено: бросать жребий и распределять вознаграждение поровну. Если вы не сумеете разделить деньги за отведенное время, их у вас конфискуют.


«Я желаю тебе завтра…»

Все стоят в кругу и по очереди желают соседу справа, себе и соседу слева чего-нибудь хорошего на завтрашний день.

Это упражнение можно сделать ритуальным и заканчивать им каждый «Огонек», но только перед ритуалом «День отшумел и ночью объятый…»


«Олени» (10 мин.)

Участники образуют два круга (внешний и внут¬ренний), встают лицом друг к другу. Ведущий спра¬шивает: «Вы когда-нибудь видели, как здороваются олени? А хотите узнать, как они это делают?». Это це¬лый ритуал: правым ухом вы третесь о правое ухо своего партнера, затем левым ухом о левое ухо парт¬нера, а в завершении приветствия нужно потопать ногами! После этого внешний круг смещается на 1 человека, и церемония повторяется. Передвижение продолжается до тех пор, пока все участники не «поздороваются» друг с другом, как олени, и не зай¬мут свое исходное положение.


«Меня зовут... Я люблю себя за то, что...» (15 мин.)

Цель: для восстановления в памяти имен участни¬ков группы и создание рабочей атмосферы. Упражнение проводиться в кругу. Каждый поочередно говорит две фразы «Меня зо¬вут...» и «Я люблю себя за то, что...». Не отвлекай¬тесь на споры и обсуждения по поводу ваших жела¬ний. Просто высказывайте их поочередно, бесприст¬растно и быстро.


«Мы с тобой похожи тем, что...» (20 мин.)

Участники выстраиваются в 2 круга — внутренний и внешний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники внешнего кру¬га говорят своим партнерам фразу, начинающуюся со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...» (например: мы с тобой похожи тем, что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д.). Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с то¬бой отличаемся тем, что...» (например: мы с тобой отличаемся цветом глаз, длинной волос и т.д.). Затем по команде ведущего участники внутренне¬го круга передвигаются, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внут¬реннего круга не повстречается с каждым участни¬ком внешнего круга.


«Ботик»

Задача группы, уместившись на карнизе (ширина его равна самому большому размеру ноги участников команды, длинна – длине шеренги команды), не заступая за его край, поменяться местами таким образом, чтобы первый участник оказался на месте последнего, второй – на месте предпоследнего и т.д. При заступе упражнение начинается сначала.


«Вавилонская башня»

Для начала необходимо разбить группу на две команды. Делать это рекомендуется следующим образом. Вы сами выбираете двух человек, у которых, на Ваш взгляд, неплохо с коммуникативными способностями и просите их вслух на время игры побыть Капитанами команд. После этого они идут по тренинговой комнате и набирают в команды нужных им людей. Сделать это нужно так, чтобы членов команд было поровну.

Попросим команды занять свои места (в противоположных углах тренинговой команды стоят по столику и нужное количество стульев). Команды расходятся, усаживаются, и Вы сообщаете, что с этой минуты они не должны говорить по-русски или на каком-нибудь другом известном языке. Но не возбраняется говорить при помощи жестов, придумывать новый язык, еще какую-либо сигнальную систему. Но Вашу речь участники обязаны понимать по-прежнему. Затем подзовите капитанов команд и вручите им заранее составленные и отпечатанные (или написанные от руки) инструкции. Пусть капитаны прочтут их и сообщат своим командам. Никто из чле¬нов команд не должен видеть инструкции, за этим тщательно должен следить Ведущий и помощник. Можно через какое-то время вообще ото¬брать инструкции у лидеров, убедившись, что лидеры запомнили их. Но, главное, сделайте так, чтобы лидеры не видели при вручении ин¬струкций друг друга, потому что вся прелесть игры заключается в том, что инструкции разные. Каждой команде предлагается выполнить дос¬таточно сложное действие, причем вовлечь в выполнение членов ко¬манды соперников. Лидер, прочитавший инструкцию, должен объяс¬нить своей команде, чего же от нее хочет тренер, но на пути встает языковой барьер, поэтому Ведущий должен позаботиться о том, чтобы лидерами на этом этапе игры были выбраны артистичные и сообрази¬тельные участники с богатой фантазией и хорошо развитым воображе¬нием. Когда участники каждой команды поймут, что должны делать, они будут вынуждены вступить в контакт между собой, чтобы вовлечь участников из другой команды в общее действие. Но наличие разли¬чающихся заданий создает сложности, на пути к разрешению которых встает тот же языковой барьер.

Лидеры получают следующие задания для своих команд:

Команда А:

  1. Придумать не менее 6 различных воинских званий, присвоить одно из этих званий каждому из присутствующих, исключая Ведущего и помощника, придумать для всех отличающуюся от современной военную форму и ввести знаки отличия.
  2. Подготовить тренинговую комнату к отражению агрессора.
  3. Организовать банкет по поводу ненападения противника с про¬изнесением двух речей (по 1 мин. каждая), поздравлением участников обороны и вручением медалей. С речами должны выступить по одному человеку от каждой команды.

Команда Б:

  1. Придумать не менее шести моделей модной одежды, превратить одежду каждого в одну из этих моделей.
  2. Организовать демонстрацию этих моделей для воображаемых зрителей.
  3. Организовать банкет по поводу успешно проведенной демонстра¬ции с произнесением не менее двух речей, одну из которых должен произнести представитель команды соперника, с поздравлениями уча¬стников демонстрации и вручением подарков. Длительность выступле¬ния также не более 1 минуты.

Задания составлены так, чтобы первая их часть была похожа у обеих команд, и участники не сразу догадались бы, что задания у них разные. Однако к концу выполнения первой части заданий участники начинают подозревать, что их дурачат. После выполнения второй части задания это подозрение перейдет почти в уверенность, и от третьей час¬ти задания они будут ждать подвоха, но третьи задания очень похожи между собой, что вновь вводит участников в мучительные размышления.

После того, как все задания будут выполнены, предложите коман¬дам вновь разойтись по углам, по своим игровым местам, если они к тому времени сохранились (а надо сказать, что после всех действий тренинговый зал иной раз начинает выглядеть более чем странно, и пулеметное гнездо из двух стульев на шкафу еще не самое удивитель¬ное!). Вы раздаете им листы бумаги и просите написать русским язы¬ком, что же именно выполнял каждый участник, как он понял своего лидера. Затем Вы собираете листки, возвращаете участникам дар речи и предлагаете каждой команде обсудить, какое задание выполняли со¬перники. За пять минут каждая команда должна прийти к единому мнению в этом вопросе, и сообщить об этом другой команде. На этом игра заканчивается, начинается обсуждение. Обсуждение проводится с использованием видеозаписи (но можно и без нее!). Темой обсуждения является вопрос понимания и взаимопонимания. Что этому мешает и что помогает? В какой момент каждый участник почувствовал, что он понял кого-то? В какой момент участник почувствовал, что его поняли? Вопросы, вопросы... На этом игра и заканчивается. Игра эта довольно сложная для участников, поэтому проводить ее следует только в сильных группах, способных к импровизации и твор¬честву. Для облегчения задания можно, например, позволить лидерам сказать по три слова, если Вы видите, что все его попытки объяснить задание ни к чему не приводят.

Обратите внимание на то, чтобы лидеры не догадались сразу о раз¬личности заданий. И, наконец, совершенно необязательно давать имен¬но эти задания. Можно придумать другие, простые или сложные, ко¬роткие или длинные, исходя из собственного понимания Ведущего, что же именно нужно группе в данный момент.

Все управление игрой ведите через лидеров команд. Если Вы буде¬те часто вмешиваться в игру, участники могут перестать воспринимать лидеров как таковых, что еще более затруднит процесс нахождения общего языка.

Чтобы игра закончилась весело и хорошо, попросите участников, произносящих речь на заключительном банкете, объяснить, что же именно они хотели сказать, какими наградами и за что был премирован каждый лауреат. Когда выяснится, что оратор говорил о нерушимости фронтовых уз и вручал медали «За оборону подоконника», участнице, получившей эту медаль, бывает очень весело, если она думала, что произносится тост за прекрасных дам и ей вручают бриллиантовую брошь как «Мисс Лидерская программа»!


«Детектив»

Инструкция: Сейчас я вам раздам по несколько полосок бумаги. Это части одного детектива. Вы должны разгадать его, пользуясь следующими правилами: полоски бумаги с текстом нельзя показывать друг другу и складывать вместе. Детектив считается разгаданным, если определен убийца и объяснено, из чего это следует. Начинайте!

Вариант 1:

 Лифтер видел мистера Келли идущим в квартиру мистера Скотта в 12:25 вечера
 Лифтер заканчивал работу в 12:30 вечера
 Было установлено, что тело мистера Келли было оттранспортировано на длительное расстояние
 Мисс Смит видела мистера Келли , идущим к дому мистера Джонса в 11:55 вечера
 Жена мистера Келли исчезла после убийства
 После убийства полиция не смогла найти мистера Скотта
 Когда полиция постаралась найти мистера Джонса, то выяснилось, что он исчез
 Лифтер сказал, что мисс Смит была в вестибюле дома, когда он уходил с работы
 Мисс Смит часто сопровождала мистера Келли
 Мистер Джонс говорил мистеру Келли, что собирается убить его
 Мисс Смит сказала, что никто не покидал дом между 12:25 и 12:45 вечера
 Кровь мистера Келли была обнаружена в машине мистера Скотта
 Кровь мистера Келли была найдена на ковре в холле за квартирой мистера Джонса
 При осмотре тела мистера Келли у него обнаружена пуля в бедре и ножевое ранение на спине
 В 12:00 вечера мистер Скотт выстрелил в человека, пытавшегося ворваться в его квартиру
 Лифтер сообщил полиции, что он видел мистера Келли в 12:15 вечера
 Пуля, обнаруженная в теле мистера Келли, была выпущена из пистолета мистера Джонса
 Когда лифтер видел мистера Келли, его рана немного кровоточила, но он выглядел довольно неплохо
 Нож с отпечатками крови мистера Келли был найден в саду мисс Смит
 На ноже, найденном в саду мисс Смит, были обнаружены отпечатки пальцев мистера Скотта
 Мистер Келли расстроил бизнес мистера Джонса, переманив его покупателей
 Лифтер видел, что жена мистера Келли часто уходила из дома вместе с мистером Скоттом
 Тело мистера Келли было обнаружено в парке
 Тело мистера Келли было обнаружено в 1:30 ночи
 Как заявил медэксперт, мистер Келли был убит за 1 час до того, как его нашли в парке


Решение детектива: После получения поверхностного пулевого ранения от мистера Джонса, мистер Келли пришел в квартиру, где был убит мистером Скоттом с помощью ножа в 12:30 вечера, потому что мистер Скотт был в любовной связи с женой мистера Келли.

Вариант 2:

• После 13:00 полиция не смогла отыскать садовника
• В саду был найден молоток садовника со стертыми отпечатками пальцев и кровью Хадсона
• Полиция заявила, что звонок был произведен со станции Луисвиль в 50км от Питсберга
• По показаниям Миссис Хадсон в 11:15 в дом заходил садовник
• Все свои коллекции Хадсон завещал Шеперсону
• Садовника нашли у матери на следующий день после убийства
• На подоконнике окна мистера Хадсона были обнаружены отпечатки пальцев садовника
• В саду был найден платок миссис Хадсон
• Экономка доктора Шеперсона показала, что, уехав после звонка, доктор забыл положить в сумку инструменты и лекарства
• Доктор Шеперсон вернулся домой в 11:30
• Окна в комнате Хадсона были закрыты изнутри
• Доктор Шеперсон, осмотревший мистера Хадсона в 10:55 заявил, что он абсолютно здоров
• Соседи уверяли, что доктор Шеперсон был влюблен в сестру садовника, живущую с матерью, и часто тайно ее навещал
• Согласно завещанию, миссис Хадсон получила все деньги мужа
• Женщина, позвонившая миссис Хадсон в 11:55, заявила, что мистер Хадсон мертв
• По показаниям миссис Хадсон, за день до убийства Шеперсон приглашал Хадсона на дружескую вечеринку
• Доктор Шеперсон долгое время был врачом Хадсона
• Экономка уверяла, что когда доктор вернулся от Хадсонов, у него в сумке что-то было
• Соседи уверяли, что мистер Хадсон собирался уволить садовника
• После похорон миссис Хадсон уехала из города
• Замок на двери мистера Хадсона защелкивался автоматически
• По сообщению полиции, смерть наступила между 11 и 12 часами
• В 12:30 Шеперсон прибежал к Хадсону и, выломав дверь, обнаружил, что Хадсон мертв
• В 11:25 в дом заходила молочница и оставила в прихожей молоко
• Уходя из дома, садовник заявил, что мистер Хадсон заперся в кабинете, не отвечает на стук и что-то напевает
• Садовник видел, как в 11:05 доктор Шеперсон вышел из дома Хадсона
• В свободное время Хадсон любил посещать Луисвильский клуб любителей пива
• Прибывшая в 13:00 полиция заявила, что Хадсон скончался от удара по голове тупым предметом
• Садовник приходил к мистеру Хадсону, чтобы отпроситься с работы для поездки в Луисвиль, где у него живет мать
• Мистер Хадсон неплохо пел в школьном ансамбле
• Молочница слышала голос мистера Хадсона и странный свист и поскрипывание
• В 11:25 проходя мимо комнаты мистера Хадсона, миссис Хадсон слышала, как он что-то напевал
• Хадсон и Шеперсон дружили со школы и оба коллекционировали древние рукописи, марки, магнитофонные записи и монеты
• По показаниям матери, садовник приехал в Луисвиль около 14 часов
• В 12:00 миссис Хадсон позвонила доктору Шеперсону потому, что была обеспокоена телефонным звонком
• На шпингалетах были обнаружены отпечатки пальцев миссис Хадсон

Решение детектива: Убийца - доктор Шеперсон (из дома он ушел с пустым саквояжем, вернулся - не с пустым).


«Название, девиз, песня»

После «Детектива», в процессе которого формируется структура группы, эффективная для решения интеллектуальных задач, можно приступить к придумыванию и элементов корпоративной культуры отряда.

1. УПРАЖНЕНИЯ «ПОЛЕЗНЫЕ» И «НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ»

«Выбрасывание пальцев»

Вся группа одновременно выбрасывает несколько пальцев на руке. Задача - за минимальное количество ходов добиться того, чтобы по сигналу ведущего все члены группы выбросили одинаковое число пальцев. Разговаривать и договариваться во время упражнения нельзя.


«Необитаемый остров»

Инструкция: «Представьте себе, что в результате кораблекрушения вы оказались на необитаемом острове. В ближайшие 20 лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни, в ваши родные края. Ваша задача – создать для себя условия, которые смогли бы вас удовлетворить. Вы можете: А) освоить остров, организовать на нем хозяйство; Б) наладить на нем социальную жизнь (создать организацию, распределить функции, роли, обязанности и т.п.); В) установить правила и нормы совместной жизни на острове (в форме 10 основных предписаний). На это вам дается полчаса и полная свобода действий в рамках пунктов а – в». По истечении назначенного времени все садятся вокруг освоенного «острова». Ведущий предлагает обсудить и проанализировать впечатления участников группы о том, что происходило. Каждый может рассказать, что он чувствовал, участвуя в организации жизни на острове, как воспринимал поведение других, чем был доволен и не был доволен. Этому разговору можно посвятить 20 – 30 минут.


«Портрет лидера»

Для выполнения упражнения группа делится на две группы.

 образный. Вам необходимо нарисовать портрет лидера, используя бумагу и фломастеры. Попробуйте в рисунке отразить качества, которыми, по-вашему, должен обладать лидер. Вам дается 10 минут на обсуждение того, как вы будете рисовать и еще 10 минут, чтобы нарисовать портрет. Во время самой работы необходимо соблюдать полную тишину. Общаться можно только невербально.
 качества. Вы нарисовали портреты. Теперь по одному человеку от группы нам попытаются пояснить, что нарисовано. Вторая группа может задавать уточняющие вопросы. Рядом с портретом выписываем качества, которыми обладает нарисованный лидер. Теперь давайте из двух таблиц качеств сделаем одну. (Выписываются качества лидера без повторений). Перепишите эти качества себе на листок и галочками отметьте те качества, которыми, по-вашему, вы обладаете.
 обмен качествами. Посмотрите друг на друга. Многие из вас обладают качествами, которые мы написали. По моему сигналу вы все встаете со своих мест и начинаете двигаться по комнате с целью обмена качествами. Если вы видите, что какое-то качество ярко выражено у другого, вы просите немножко этого качества, при этом совсем необязательно, что этого качества не должно быть у вас самих. Те качества, которые просите вы, отмечаете в левой колонке вашего списка качеств, качества, которые просят у вас вы отмечаете в правой колонке. Одно и то же качество вы можете попросить у нескольких человек. На эту работу вам дается 10 минут. (После этого листки подписываются и собираются ведущим).


«Ужасно-прекрасный рисунок» (15 мин.)

Группа делится на 2 подгруппы. Каждой группе да¬ется по листу бумаги и по одному фломастеру. Пред¬лагается нарисовать «прекрасный рисунок». После этого рисунок передается соседу справа, и тот дела¬ет из полученного рисунка в течение 30 секунд «ужасный рисунок» и передает следующему. Следу¬ющий участник делает «прекрасный рисунок». Так проходит весь круг. Рисунок возвращается хозяину. Обсуждение.


«Летающие яйца»

Цели:

1. Увеличить сплоченность в группе.
2. Продемонстрировать группе условия, способствующие творческому решению задачи.
3. Исследовать влияние успеха на атмосферу в группе.

Процесс:

1. Инструкция: «У вас есть 30 минут для того, чтобы выполнить это упражнение. Ваша задача – запустить яйцо в свободный полет, так, чтобы оно приземлилось, не разбившись. Вы не можете передавать яйцо сверху вниз от человека к человеку, опускать его на веревке и т.п. Во время упражнения обращайте внимание на процесс взаимодействия в группе и стратегию принятия решений. Удачного полета!»

2. Группе дается 10 минут на обсуждение задания. При этом не разрешается дотрагиваться до материалов, данных группе.

3. Затем в течение 20 минут молча группа выполняет задание.

4. После сбрасывания яйца на общем сборе группа уходит делать закрытие, не проверяя при всех, разбилось ли яйцо.


«Незаконченные предложения»

В каждой группе существуют свои гласные и негласные правила, определяющие, какое поведение допустимо, а какое — нет. Нередко эти нормы поведения не осознаются, или же не являются совместно приня¬тыми. Предлагаемая процедура дает возможность участникам осознать и обсудить действующие в группе правила.

Инструкция: Я хочу предложить вам прояснить явные и неявные правила, действующие в нашей группе. Запишите все правила, которые мы с вами обговаривали (3 минуты). Теперь напишите, пожалуйста, по два варианта окончания для ка¬ждого из следующих незаконченных предложений.

— В этой группе нежелательно…
— В этой группе опасно…
— Из этой группы будет исключен тот, кто…
— В этой группе можно…

Вопросы для обсуждения:

— В какой степени действующие в группе правила ясны участникам?
— Насколько широк спектр негласных норм?
— Какие из них полезны, а какие обременительны?
— Стоит ли совместно принимать в нашей группе дополнительные правила?


«Приглашение к совместной деятельности»

Многие ведущие упускают из виду, что необходимо тщательно от¬слеживать свое отношение к участникам группы и их отношение к се¬бе. В силу авторитета, создаваемого его положением, и в результате раз¬нообразных проекций, в группе легко может сложиться отношение к ве¬дущему, как к могущественному, обладающему властью отцу. Причем это отношение может включать в себя как позитивные, так и негатив¬ные аспекты. Я считаю важным, чтобы участники установили с веду¬щим партнерский контакт. Предлагаемая психологическая процедура позволяет осознать и обсудить отношение участников к ведущему.

Инструкция: Я хочу вместе с вами исследовать наши отношения. Предлагаю сделать это следующим образом: пусть сейчас каждый из вас представит себе, что он имеет возможность пообщаться со мной не в группе, а в любой другой ситуации. Подумайте, что бы вы хотели делать вместе со мной. Запишите на карточках одной-двумя фразами то, что пришло вам в голову. Потом поставьте свою подпись и пере¬дайте карточки мне. Я зачитаю их вслух, а затем мы проведем совме¬стное обсуждение. В ходе этого обсуждения я расскажу о своих внутрен¬них ощущениях.

Вопросы для обсуждения:

— Насколько широк оказался спектр желаний участников?
— Какие желания вызваны особенностями личности ведущего, а ка¬кие — скорее его ролью?
— Какова была реакция ведущего на различные желания участни¬ков?
— Какие формы поведения ведущего неприятны участникам, а ка¬кие, наоборот, нравятся'?


«Групповая мозаика»

Это упражнение помогает участникам и ведущему оценить потен¬циальную возможность возникновения конфликтов в группе. Оно осо¬бенно полезно для тех групп, участники которых боятся конфронтации и открытого высказывания разногласий, так как позволяет мягко перей¬ти к обсуждению возникших проблем. В этом случае важно, чтобы Вы, как ведущий, приняли ту формулировку конфликта, которую дает груп¬па. Не стоит слишком много говорить о конфликте, если Вы хотите его решить. Работа в тройках и возможность выразить свое мнение с помощью рисунка создает атмосферу безопасности, которая уравновешивает чув¬ство тревоги, вызванное темой работы.

Инструкция: Мне хочется предложить вам упражнение, которое даст возможность сравнить наши индивидуальные впечатления от групповой работы и понять, в чем они похожи, а в чем — отличны. Мы сможем увидеть, чего мы уже достигли, и над чем нам еще предстоит работать. Я ознакомлюсь с вашими представлениями и расскажу вам о своем понимании происходящего. Я хотел бы, чтобы вы объединились по трое. Выберите себе партнеров, мнение которых вам интересно узнать...

Пусть каждая микрогруппа возьмет себе большой лист бумаги и коробку с восковыми мелками или карандашами...

Пожалуйста, нарисуйте картину, которая отражала бы ваш взгляд на происходящее в группе. Постарайтесь выразить в рисунке, че¬го мы уже достигли, что нам еще предстоит сделать, в какой атмо¬сфере мы работаем, как общаемся друг с другом, к каким целям стре¬мимся, какие чувства у нас преобладают, как мы оказываем взаимное влияние друг на друга. Представьте в своей картине наиболее интере¬сные для вашей подгруппы аспекты групповой работы, отметьте то, что вам нравится и чем вы недовольны. Вы можете использовать три цвета: один цвет для изображения того, что вам нравится в группе, второй — для того, чем вы недовольны, и третий — для нейтральных событий. У вас есть на это 1 час...

После этого участники всех троек собираются для общегруппового обсуждения, предварительно свернув и отложив свои картины в сторону. Предложите им коротко обменяться впечатлениями. Затем каждая под¬группа по очереди выкладывает свои рисунки в центре круга. Авторы сначала молча выслушивают мнения и догадки остальных членов группы о со¬держании картины и лишь затем дают свои собственные комментарии. По¬том наступает очередь следующей тройки. В завершающем обсуждении можно осторожно подвести итог и про¬анализировать, с какими трудностями группе уже удалось справиться, ка¬кие проблемы стоят перед ней в данный момент, и какие сложности могут возникнуть в будущем.


«Межгрупповая встреча»

Это упражнение помогает противостоящим друг другу группам подгруппам лучше понять друг друга и создать основу для объединения (В предлагаемой инструкции я исхожу из противостояния внутри группы).

Инструкция: Мне хочется предложить вам упражнение, в ходе которого каждая подгруппа сможет сосредоточиться на характерных для нее особенностях, которые отличают ее от другой подгруппы или объединяют с ней. Я хотел бы, чтобы те, кто стоит на точке зрения А, объединились друг с другом так же, как и те, кто отстаивает точку зрения Б. Все, кто занимает нейтральную позицию, пусть также объединятся и будут наблюдателями.

Группы А и Б будут сейчас работать отдельно друг от друга, лучше всего — в двух разных комнатах. Каждая из групп должна будет выполнить три задачи:

1. Описать свою группу, отметив, что для нее характерно, и что объединяет ее членов;
2. Описать представление о вашей группе, которое, по вашему мнению, сложилось у другой группы;
3. Описать представление, которое, по вашему мнению, сложи¬лось у членов другой группы о самих себе, как они видят свою группу, что думают о ней.

Составьте три различных списка и постарайтесь написать их таким языком, чтобы с вашими записями смогли работать другие. Ровно через час я передам каждой группе три составленных другой группой списка, и у вас будет возможность познакомиться с точкой зрения ее участников (1 час). Наблюдатели могут присоединиться к любой группе, но при этом имеют права говорить.

Пусть обе группы работают отдельно, а через час передайте им списки друг друга.

А теперь познакомьтесь с точкой зрения другой группы и постарайтесь понять, в чем ваше представление о другой группе оказалось не вполне верным. Какая информация о другой группе оказалась для вас совершенно новой? Как вы можете объяснить обнаруженные несовпаде¬ния? В чем ошибались вы сами, а в чем — члены другой группы? У вас снова есть один час.

В заключение соберите всех для общего обсуждения и предложите обеим группам обменяться впечатлениями. Спросите участников, поможет ли им полученная информация достигнуть компромисса в исходном спор¬ном вопросе.


«Конфликты и сплоченность»

С точки зрения групповой согласованности, конфликты между участниками группы призваны выполнять важную задачу. Они предоставляют возможность выразить амбивалентные чувства, неизбежно возникающие в любых значимых отношениях. Более того, незначительные конфликты взаимно нейтрализуют друг друга и предотвращают раскол группы в результате какого нибудь центрального конфликта.

С другой стороны, важным является, разумеется, наличие объеди¬няющего всех членов группы общего согласия в каких то базовых воп¬росах. Такое согласие дает им возможность чувствовать себя достаточ¬но уверенно при столкновениях между собой в разного рода мелких конфликтах. Это упражнение поможет членам группы понять, в чем со¬стоит базовое согласие в их группе, а также выяснить, есть ли в группе небольшие конфликты, обеспечивающие достаточно высокую степень групповой сплоченности.

Инструкция: Я хотел бы предложить вам эксперимент, который поможет вам всем проверить прочность нашего единства как группы. Значимость наших отношений можно определить, помимо всего прочего, по тому, в какой мере они провоцируют между нами конфликты. Все вы знаете поговорку "Кого люблю, того дразню". К тем, кто нам безразличен, мы не испытываем ни особо теплых чувств, ни особо враждебных. Правда, мы часто считаем, что именно в значимых и ценных для нас отношениях конфликтов быть не должно.

Наличие в группе определенного количества небольших конфликтов является знаком того, что она полна жизни и сил, и ее участники ценят друг друга. Мне хотелось бы, чтобы вы проанализировали, достаточно ли у нас небольших конфликтов для того, чтобы внешний наблюдатель мог о нас сказать: "Да, это сплоченная группа".

Разделитесь на тройки.

Сейчас вам надо будет сделать следующее: нарисуйте картину, в центре которой символически изобразите то, в чем, по вашему мнению, состоит базовое единство нашей группы, тот общий для всех исходный пункт, который всех нас объединяет. Затем составьте перечень всех имеющихся у нас конфликтов и нарисуйте их вокруг центрального образа картины. При этом постарайтесь, чтобы зрителям было понятно, кто участвует в том или ином конфликте. Я надеюсь, что вы сможете найти достаточное количество небольших конфликтов. Не забудьте проверить и изобразить, в какой мере вовлечен в те или иные конфликты и я. Для этой работы у вас есть один час…

Во время обсуждения дайте всем группам по очереди представить свои картины и пояснить их. Помогите членам группы определить, какие конфликты они хотели бы оставить, какие должны быть решены самими участниками конфликта, а в каких им хотелось бы получить помощь со стороны остальных.


2. ЗАКРЫТИЕ

«Дождливые письма»

Днем в какой-то момент каждому человеку вручается бумага по количеству членов отряда (если, например, в отряде 20 человек, то каждый получает по 19 бумажек) и предлагается до начала «Огонька» написать всем письма, в которых о каждом необходимо написать все самое лучшее, что он проявлял на смене. Одно из предложений должно начинаться словами «Я люблю в тебе…»


«Расскажи мне обо мне»

На последнем «Огоньке» принято делиться своими впечатлениями о смене. Делается это, как всегда, по очереди. Плюс к этому предлагается осуществить следующий процесс. Когда кто-то заканчивает свою дележку, он просит одного, двух или трех человек, - в зависимости от имеющегося времени, - дать ему обратную связь, т.е. высказать свое мнение об этом человеке: что в нем классного, какие качества работают, за что можно благодарить, что стоит развивать, и что неплохо было бы подправить. И так по кругу.


«Давать или брать?»

Это упражнение помогает участникам активно проанализировать оставшиеся "хвосты" и сосредоточиться на каком-нибудь важном мо¬менте. Эта процедура облегчит им расставание с группой. Упражнение можно проводить в любых группах.

Инструкция: В ходе работы группы каждому из нас приходилось время от времени сдерживаться и не высказывать всего, что хотелось бы. Поэтому все мы накопили "хвосты", которые без всякой необходимо¬сти внутренне привязывают нас к группе. Я хотел бы дать каждому из вас возможность пристально рассмотреть все, что осталось невыска¬занным. Возьмите, пожалуйста, бумагу и карандаш и разделите лист на две колонки: левую — "Что я не додал" и правую — "О чем я не попросил". Запишите в каждой колонке соответствующие "хвосты", которые при¬дут вам в голову. У вас есть на это 10 минут... Теперь решите, пожалуйста, что вы предпочитаете напоследок: что-то дать или получить. Вы можете выбрать какой-нибудь один "хвост" из любой колонки и избавиться от него прямо сейчас. Что вы выберете? (2 минуты.) Кто хотел бы первым избавиться от своего "хвоста"?

Если Вы проводите эту игру на последнем занятии, никакого обсуж¬дения быть не должно.


«Восковая палочка»

Группа встает в круг, плечом к плечу. Один из участников встает в круг, закрывает глаза, обнимает себя за плечи и, стараясь не отрывать пяток от земли, ровно, словно палочка, падает в любом направлении. Участники, стоящие в кругу, держат руки перед собой и ладонями аккуратно отталкивают падающего, заставляя его качаться внутри круга, словно маятник. Почувствуйте свое единство, руки ваших друзей, доверьтесь им! И отблагодарите через кончики пальцев людей внутри круга за все, что они сделали для вас в течение смены. Пусть они чувствуют себя спокойно, комфортно, как в колыбели.


«Круг благодарения»

Инструкция: До отъезда осталось всего каких-то 11 – 12 часов. Это ничтожно мало. А у меня все еще есть ощущение, что самые теплые, самые нежные слова друг о друге до сих пор не высказаны. И это притом, что эта информация о себе – самое ценное, что ты можешь увезти с собой. Возможно, именно за ней ты и приезжал на этот сбор. И я предлагаю осуществить следующий процесс. Сейчас каждый человек по очереди опять будет выходить в центр круга. Он закроет глаза и приготовится выслушать и, не сопротивляясь, принять все о себе. Кто хотел бы быть первым… Итак, сейчас у Тебя будет возможность сообщить этому уникальному Человеку все то, что не успел в течение смены. Ты подойдешь и нашепчешь ему на ушко все самые теплые, самые нежные слова, которые возможно давно хотел, но просто боялся подойти, или не было времени, или не позволяла гордость, или все время кто-то мешал… Сейчас у Тебя есть уникальная возможность наверстать упущенное, и вам никто не будет мешать. Я прошу сейчас всех быть максимально искренними – это очень важно для людей в центре. Вперед, пространство Твое.


«Благодарение вожатыми»

После того, как последний человек получил благодарность в «Круге…», вожатые коротенько, буквально в нескольких словах (мотивируя это отсутствием времени) выражают СВОЮ благодарность каждому члену отряда по очереди таким образом, чтобы парень обращался к девушкам, а девушка – к парням (лучше напарникам договориться заранее, кто кому что говорит).


«Подсолнух»

В этом небольшом упражнении участники могут символически выразить расцвет и закат группы и попытаться воспринять расставание и начало нового этапа жизни как естественное событие. Упражнение подходит для личностно ориентированных групп.

Инструкция: Сейчас, в конце наших занятий, мне хочется предло¬жить вам небольшое упражнение, которое называется "Подсолнух". Встаньте широким кругом, затем сядьте на пол и закройте глаза... Вспомните о том, как вы поодиночке пришли в эту группу и были не знакомы с большинством других участников... (1 минута.)

Теперь откройте глаза и медленно поднимитесь... Почувствуйте, что вы постепенно превратились в единую группу и стали ближе друг другу... Сузьте круг, чтобы стоять вплотную друг к другу, и положите руки на плечи своим соседям... Представьте себе, что вы все — это цве¬ток подсолнуха, который медленно покачивается под дуновением вет¬ра. Закройте глаза и медленно качнитесь сначала влево, а затем впра¬во... (30 секунд.)

Продолжая двигаться в ритме подсолнуха, откройте глаза и по¬смотрите на остальных членов группы. Встретьтесь глазами с каж¬дым... (2 минуты.)

Теперь постепенно остановитесь, снова закройте глаза и сними¬те руки с плеч соседей... Осознайте, что подсолнух уже созрел, и каждый из вас сейчас превратится в самостоятельное подсолнуховое семечко... Отойдите с закрытыми глазами на пару шагов назад и медленно развер¬нитесь наружу... Почувствуйте, что ветер уносит вас сейчас вдаль от подсолнуха, что вы снова один, но несете в себе при этом энергию за¬родыша...

Попытайтесь ощутить эту энергию в своем теле... Скажите се¬бе самому: "Я наполнен жизненной силой и у меня есть энергия для рос¬та и развития"... (1 минута.) Теперь постепенно откройте глаза... Работа нашей группы завершена.