Набор игр в слова

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
010hgm.jpg

Игр в слова — бесчисленное множество. Мы здесь приведем правила лишь нескольких: от самых простых до достаточно изощренных.


Сочиняем сказки сами

Сочиняем сказки и стихи.

  1. Вы говорите начало сказки и каждий продолжает по кругу по одному предложению.
  2. Или вы задаете персонажей (можно и дети сами) и каждый придумывает свою сказку с ними.
  3. Задаете им рифмы, а они сами дописывают стихи.


Последняя буква

Простая популярная игра, когда первый игрок называет любое слово, а следующий должен назвать другое, начинающееся на последнюю букву первого слова. Если слово заканчивается на й, ы, ь, ъ, то следующее называют на его предпоследнюю букву. И так по кругу. Например: мёд — дело — опыт — тетрадь — доска... Тот, кто не сможет придумать слово достаточно быстро, вылетает из игры или проигрывает.

Игра хороша тем, что количество участников не ограничено и можно играть в любой обстановке: в очереди, в электричке, за обедом, даже в чате. Есть и свои хитрости: например, тот, кто хочет выиграть, каждый раз называет слова, оканчивающиеся на одну и ту же букву, желательно редкую. Например, на «я». Следующий за ним игрок назовет яйцо, яблоко, якорь, яд, ящик и еще пару слов, — а потом запас начнет иссякать и каждый раз все труднее будет удержаться в игре!

Разновидности этой игры определяются заданной темой: например, играют в «города», «животных», «еду» и т.п.


Да-нет-ки

Цель игры — угадать слово, загаданное одним участником, при помощи вопросов, на которые он может отвечать только «да» или «нет». Иногда загадывающий сообщает игрокам первую букву задуманного слова. Например, загадано «картошка». Задаются вопросы: «Это предмет?», «Одушевленный?», «Женского рода?», «Имеет цвет?», «Съедобное?» и т.д. Тот, кто отгадал, загадывает следующее слово. Опять-таки, количество участников не ограничено и играть в эту игру можно где угодно.


Это не то, что?..

Цель та же — угадать слово, но эта игра более интересна, т.к. загадавшему тоже приходится думать. Обязательно сообщается первая буква загаданного слова. Объясним правила на примере.

А. говорит: «Я загадал слово на букву «к».
Б., предположив, что загадан «ковер-самолет», спрашивает: «Это не волшебное средство передвижения?».
А., сообразив, что может подразумеваться под волшебным средством передвижения на букву «к», отвечает: «Нет, это не ковер-самолет».
В., думая, что загадано слово «калина», спрашивает: «Это не дерево?».
А.: Нет, это не клен.
В. хочет добиться от него ответа «калина» и продолжает: «Это не ягода?».
А.: Нет, это не крыжовник.


В. не может возразить, что имел в виду другую ягоду, ведь А. ответил на его вопрос. Если же спрашивающий все-таки хочет обязательно услышать, не калина ли это, он должен сделать уточнение, например: «Это не ягода, у которой вкус поначалу горький?».

Наконец А. задан вопрос, на который он не смог ответить. Например, его спросили: «Это не то, что раньше заменяло ксерокс?», — а подходящий ответ: «копирка», — ему не приходит в голову. Тогда он должен назвать вторую букву загаданного слова, — предположим, букву «у». Теперь можно задавать вопросы о тех словах, которые начинаются на «ку».

В.: Это не бумажная деньга?
А.: Нет, это не купюра!
Б.: Это не то, во что заворачивают?
А.: Не знаю!
Б.: Кулек!
А.: Угадал!


Итак, Б., угадавший слово, изначально задуманное А., теперь будет загадывать следующее слово.

Загадывать в этой игре можно только нарицательные существительные в единственном числе, именительном падеже. Чтобы игра не затягивалась, иногда после каждого вопроса считают до десяти: если за это время игрок не ответил, он должен назвать следующую букву своего слова.


Контакт

Эта игра — усложненный вариант предыдущей. Обычно играется в компании, как минимум из четырех человек. Итак, загадано слово, известна его первая буква. Игроки задают загадавшему вопросы, но он отвечает не на все, а только на те, на которые «сконтактировал» еще один из игроков.

Например:

А.: Буква «а».
Б.: Это не то, чему учат в школе?
В.: Контакт!..
А.: Не знаю.
Б. и В. хором: Арифметика!
А.: Следующая буква «с».

Если А. ответил на вопрос, — задается следующий. Если же Б. и В. дают разные ответы, например, Б. говорит «арифметика», а В. — «алгебра», то следующая буква загаданного слова им не сообщается. Вся соль игры — задать вопрос так, чтобы остальные отгадывающие тебя поняли, а загадавший — нет!

Эта игра очень хороша не только для развлечения, но и для тренировки смекалки и выработки взаимопонимания в спортивных командах и любых других коллективах.


Типография

Эта известная многим игра требует наличия бумаги и ручек, а также такого пространства, где игроки не видели бы, что пишет каждый из них. Итак, договариваются об одном достаточно длинном слове, скажем, «фломастер». Каждый записывает это слово в своем листке, и засекается определенное время, например, 10 минут. После этого каждый игрок составляет слова из букв, содержащихся в слове «фломастер», причем только существительные в единственном числе, именительном падеже.


ФЛОМАСТЕР

Форма, лом, масло, ром, стол, лот, рост, самолет, сор, место, метр...

Заметьте, здесь нет слова «мастер», — по условиям игры, те слова, которые уже сложились внутри самого заданного слова, не пишутся.

Когда время истекло, слова, «извлеченные» из заданного, сравнивают следующим образом: каждый из игроков зачитывает весь свой список, и те слова, которые имеются у всех остальных, — всеми вычеркиваются. В результате остаются только те слова, до которых додумались не все, а лишь некоторые из игроков. Иногда заранее договариваются не писать двухбуквенных и трехбуквенных слов, т.к. они часто совпадают.

Итак, допустим, мы вычеркнули:

Форма, лом, масло, ром, стол, лот, рост, самолет, сор, место, метр...

Далее идет подсчет очков. Для этого считают количество букв в оставшихся словах:

5+4+3+7+3=22 очка.

Выигрывает тот, кто набрал максимальное количество очков. Иногда специальный приз выдается за самое длинное слово, например, «самолет»!

Существует и другая система определения победителя. Каждый игрок зачитывает свои слова по порядку, и за каждое слово выставляют баллы: если это слово написано у всех, — 0 баллов, если у всех, кроме одного игрока, — 1 балл, у всех, кроме двух, — 2 балла, и т.д. Максимальный балл будет равен количеству игроков минус один. Так, если всего игроков было шесть и слово «самолет» нашел только один из них, он получает за него 5 баллов; если оно есть у двоих, — 4 балла, и т.д.


Бабушкин чемодан

Это игра, развивающая память. Начинается с того, что первый игрок говорит: «Бабушка собралась на луну и взяла с собой...», — и называет первый предмет багажа бабушки, скажем, зонтик. Второй игрок должен повторить всю фразу и добавить к ней свой предмет: «Бабушка собралась на луну и взяла с собой зонтик и ручку». Следующий: «Бабушка собралась на луну и взяла с собой зонтик и ручку и рогатку!» И так по кругу. Каждый раз цепочка предметов становится все длинней, причем игроки должны обязательно называть все в том же порядке, в каком слова были произнесены. Тот, кто ошибся, вылетает из игры. Некоторым нравится собирать в бабушкин чемодан синхрофазотроны, фаллоимитаторы, ангидриды перекиси марганца и прочие «заумности», хотя и последовательность обычных предметов, вроде шапки, ботинок, носков, — тоже не так просто запомнить...


Кузовок

Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу: "Вот тебе кузовок, клади в него что есть на ок, обмолвишься - отдашь залог." Дети по череди говорят слова в рифму на ок: "Я положу в кузовок клубок; а я - платок; а я - замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничек, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок" и пр.

По окончании разыгрываются залоги: покрывают залоги, один из детей спрашивает: "Чей залог вынется, что тому делать?" Дети по очереди назначают каждому залогу выкуп, например: попрыгать на одной ножке, или в четырех углах дело поделать: в одном постоять, в другом поплясать, в третьем поплакать, в четвертом посмеяться; или загадку загадать, или песенку спеть.

На что это похоже? Один из играющих задумывает что-нибудь, записывает задуманное (так, чтобы никто не видел) и затем спрашивает по очереди остальных, на что задуманное похоже. Выслушав всех, он показывыает свою запись. Начинается самое интересное: каждый должен защитить свою гипотезу.

Скажем, один заявил, что задуманное похоже на огурец; второй полагает, что оно напоминает дверь; третий уверен, что у него есть сходмтво с луной; четвертый выбрал для сравнения точку с запятой...

Предъявляется запись: "книга". За работу, воображение!

  • Как в огурце множество зернышек, так и в книге множество букв...
  • Дверь можно распахнуть, можно распахнуть и книгу!
  • Луна рассеивает тьму, освещает нам путь. Так же и книга.
  • Точка с запятой...

Долгое молчание, ответа нет. Придется платить фант за неудачное предположение.


Слово в шляпе

Нарежьте на квадратики несколько слоев плотной бумаги; на этих квадратиках напишите буквы алфавита. Заметим, что разных букв должно быть не одинаковое количество: более часто встречающихся - больше, а менее употребительных - меньше. Еще нужна старая шляпа. (Нет шляпы - не беда, пригодится любой мешочек.) В эту шляпу и кладут заготовленную азбуку.

Играющие по очереди запускают руку в шляпу и вытаскивают наудачу оговоренное число букв. Скажем, десять. Из этих букв надо составить слово. Если сумеешь пустить в дело все буквы, заработаешь 10 очков; чем меньше букв будет использовано, тем меньше очков записывается на твой счет. После оговоренного числа попыток (каждый раз вытащенные буквы возвращаются в шляпу) подсчитывают, чей результат лучше.


Бросаемся словами

Точнее, не словами, а слогами. Играющие садятся в кружок - но не тесно, так, чтобы можно было перебрасывать друг другу какую-нибудь легкую мягкую вещицу. Бросяющий ее произносит какой-нибудь слог, а ловящий должен закончить слово, добавив свой слог или несколько слогов.

  • Са!..
  • Рай!

(С тем же успехом можно было воскликнуть: "Жа", "Жень", "Ранча".) Вещица перебрасывается кому-то еще, и только что отвечавший сам называет начальный слог. Не повторяться!

В этой игре важен темп; тот, кто задумался более чем на 3 секунды (или вообще не впопад ответил), выбывает из состязания. Круг соперников сужается (не в буквальном смысле слова); кто-то один в конце концов одерживает верх.


ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

В начале игры последний в ряду участник загадывает слово и лишь говорит, женского оно или мужского рода. Например, "лопата". Остальные гости придумывают но одному прилагательному. Например, 1-й участник говорит: "стеклянная", 2-й участник — "сногсшибательная", 3-й — "загадочная" и т. д. А последний участник говорит задуманное слово — «лопата». В итоге получится: "стеклянная, сногсшибательная, загадочная, очаровательная, ненаглядная лопата". Игра проводится в быстром темпе. Затем слово загадывает следующий участник, а бывший последний становится первым и говорит первое прилагательное и т. д. по кругу, пока все не придумают по слову.


НА ОДНУ БУКВУ

Сидя за столом, каждый желающий может предложить букву, начиная с которой все присутствующие должны по очереди перечислять предметы, находящиеся в этой комнате. Например, кто-то предложил букву «С». Все наперебой начинают говорить: "стул, стол" и т. д. Выигрывает тот, кто назвал последнее слово. В паузах предложивший букву может громко считать до трех. Если после этого новое слово не названо, объявляется победитель.


БЕГ АССОЦИАЦИЙ

Сидящий с краю произносит вслух два случайных слова. Например: сейф и апельсин. Следующий участник, по часовой стрелке, вслух описывает образ, соединяющий второе слово с первым. Например, «из открытого сейфа выкатывается гигантский апельсин». Затем второй участник называет слово, например «яйцо». Третий участник связывает второе слово с третьим какой-то фразой: «Под кожурой апельсина оказалось яйцо», — и задает свое слово. Следующий связывает это слово с предыдущим и т. д. Так игра идет по кругу. В любой момент ведущий может дать команду «Стоп» и попросить того, на ком остановилась игра, повторить всю цепочку слов: сейф, апельсин, яйцо и т. д. Несправившийся выбывает, и игра начинается заново.


ФРАЗА ПО КРУГУ

Выбирается какая-нибудь простая фраза, например: «В саду падали яблоки». Теперь, начиная с первого игрока, произносится эта фраза всеми по очереди. Каждый участник игры должен произнести фразу с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, удивленной, безразличной и т. д.). Если участник не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры, и так продолжается, пока не останется несколько (3—4) победителей.


ТРИ ФРАЗЫ

Ведущий заявляет, что никто из присутствующих не сможет вслед за ним повторить три короткие фразы, которые он скажет. Конечно, с ним никто не согласится. Тогда ведущий, как бы подыскивая слова, говорит короткую фразу. Например: «Сегодня хорошая погода». Все уверенно повторяют эту фразу. Ведущий в смущении подыскивает и неуверенно говорит вторую фразу. Ее легко повторяют все. Тогда он быстро и радостно говорит: «Ну вот вы и ошиблись!» Смущение, вопросы, спор. А ведущий объясняет, что его третья фраза, которую нужно было повторить, была: «Ну, вот вы и ошиблись!»


ИГРА "ПОЛНАЯ ЖОПА"

Короче вставляем слово Жопа в названия фильмов. Типо так:

  • Жопа в большом городе
  • Жопа и шоколадная фабрика!)
  • Повелитель жопы
  • Битва жоп
  • Обитель жопы
  • 11 жоп Оушена
  • Жопа слезам не верит
  • жопа в стране чудес
  • Жопа: перезагрузка
  • антиЖопа
  • Братство жоп
  • Молчание жоп
  • А ЖОПЫ здесь тихие!,
  • Вбой идут одни ЖОПЫ.:-)
  • и т.д. ...

Следующий игрок угадывает название фильма и задает свою переделку... Если не угадывает - выбывает из игры.


Я ЗНАМЕНИТ

Это вариант хорошо известной игры «Двадцать вопросов»; разница лишь в том, что все вопросы относятся к выдающейся личности. Кто-то говорит: «Я известный человек. Угадай, кто». Другие участники игры задают наводящие вопросы, чтобы определить, кто он, причем ответами могут быть только «да» и «нет».

Например, вы не можете спросить: «В каком кинофильме вас показывали в прошлом году?» По правилам только так: «Вас показывали по телевидению в прошлом году?», «Это было смешно?», «Это было серьезно?» и т. д.

По традиции можно задавать только двадцать вопросов, чтобы угадать, о ком идет речь, но можно продолжить игру. Для этого «известная личность» должна дать вам три подсказки, и вы задаете еще десять вопросов. Можно придумать и любые другие правила.


Легенды нашего отряда

Придумать легенды нашего отряда: Леша не спит - Это ФАНТАСТИКА! Игорь Владимирович отказался от ананаса - Это ФАНТАСТИКА! У Ани Алюшиной пропала разпальцовка - Это ФАНТАСТИКА! и т.д. ...