Мы гитару позовем со стены
В этот раз мы займемся высоким и прекрасным, то бишь музыкой. Сегодняшний наш музыкальный инструмент – гитара.
Существуют различные способы игры на этом инструменте. Например, гитарист может целый концерт играть серьёзную музыку. Это - классическая гитара. В оркестре или ансамбле звучит эстрадная или джазовая электрогитара. Дома или в кругу друзей, на природе мы часто слышим, как поют песни под аккомпанемент гитары. Назовем это простой гитарой - о ней и поговорим.
Кстати, на начальном этапе этот способ обучения: "Смотри и делай так, как я" - является самым быстрым и плодотворным. Так что лучше смотреть хорошие видеоуроки (смотрим в ссылках ниже). Но сейчас попробуем без них.
Постановка левой руки
Чтобы пальцы левой руки действовали правильно, нужно сделать такое упражнение. На первой струне одновременно установить все пальцы: на I ладу - указательный, на II ладу - средний, на III ладу - безымянный и на IV ладу - мизинец. Большой палец струны не прижимает, а находится под грифом напротив указательного пальца и последней фалангой упирается примерно в середину тыльной стороны грифа. Последние фаланги пальцев должны быть почти перпендикулярны поверхности грифа. Кстати, струны нужно прижимать ближе к нижнему порожку лада, а не на середине лада (смотрите фото 1 и 2).
Итак, упражнение на первой струне
Медленно, на счёт "раз" - прижать указательным пальцем струну на I ладу, на счёт "два" средним пальцем на II ладу, на счёт "три" - безымянным пальцем на III ладу, на счёт "четыре" - мизинцем на IV ладу.
И обратно: на счёт "раз" убрать мизинец, на на счёт "два" поднять безымянный, на счёт "три" поднять средний, на счёт "четыре" - указательный.
Это упражнение нужно сделать по два раза на каждой струне. Можно и больше - быстрее научитесь играть.
Постановка правой руки
Кисть свободно висит над струнами. Большим и указательным пальцами взять первую струну (так, как будто вы со стола поднимаете карандаш) и рядом с указательным установить средний и безымянный пальцы. Мизинец правой руки в игре не участвует. Четыре пальца стоят на одной струне (смотрите фото 3).
Это упражнение нужно сделать на всех струнах. Запомните это положение правой руки и старайтесь в дальнейшем играть на гитаре именно так.
Аккорды
Аккорды получаются тогда, когда одновременно звучит несколько звуков - не менее трёх. Чтобы можно было на рисунке видеть, какие струны и где именно нужно прижимать,придумали так называемую аккордовую сетку - это рисунок небольшой части грифа со струнами.
Горизонтальный линии - это струны от первой, самой тонкой, и до шестой - толстой. Расстояние между вертикальными линиями - это лады (обозначаются римскими цифрами - I, II, III, V, X), крестик - место прижатия струны, а цифры около крестиков - пальцы левой руки.
Ноль (0) означает, что струна должна звучать неприжатая (открытая).
Аккорды обозначаются буквами латинского алфавита, которые соответствуют названиям нот: С - до, D - ре, E - ми, F - фа, G - соль, A - ля, Н - си. В некоторых нотах "си" обозначается - В (вместо Н ).
Аккорды бывают следующих видов:
- Мажор. Обозначается одной заглавной буквой, например: А - ля мажор, С - до мажор.
- Минор. Обозначается заглавной буквой, а рядом маленькая "m". Например: Em - Ми минор, Gm - Соль минор.
- Септаккорд. Обозначается заглавной буквой, с добавлением цифры "7". A7 - Ля мажор септаккорд, Fm7 - фа минор септаккорд.
- Секстаккорд. Обозначается заглавной буквой с добавлением цифры "6". C6 - До мажор секстаккорд, Hm6 - Си минор секстаккорд.(Иначе, эти аккорды называются аккорды с шестой ступенью)
Разберём самый лёгкий аккорд, который можно взять на гитаре:Средним пальцем левой руки (цифра "2" около крестика) нужно прижать четвёртую струну на II ладу; указательным пальцем (цифра "1") прижать пятую струну на II ладу, остальные струны прижимать не нужно: они должны звучать открытыми (цифры "0"). Попробуем большим пальцем правой руки провести быстро по всем струнам, начиная от шестой (P). Все струны должны звучать чисто и долго, пока сами на затухнут
- Упражнение с аккордом Em (Ми минор)
Каждая нота означает удар по всем струнам большим пальцем правой руки, начиная с шестой струны (толстой). Об этом говорят стрелочки. Можно играть аккорды и указательным пальцем правой руки(ногтём).
- Упражнение с двумя аккордами
- Сложность состоит в том, чтобы быстро после первого аккорда переставить пальцы левой руки на второй аккорд и обратно:
- Упражнение с тремя аккордами
- Нужно научиться ставить на лады сразу все пальцы одновременно, но вначале это будет очень трудно и поэтому вы будете устанавливать аккорд постепенно: вначале один палец, потом добавите второй и, наконец третий.
- Проиграйте большим пальцем правой руки следующие упражнения:
Гитара будет хорошо звучать, если вы научитесь правильно и быстро устанавливать аккорды...
Как играть эти аккорды на гитаре Вначале возьмите тональность Ля-минор: в ней три аккорда (Am - Dm - E). Каждый аккорд сыграйте по четыре раза - четыре удара большим пальцем правой руки по всем струнам, от шестой - самой толстой, к первой - тонкой. После третьего аккорда добавьте ещё один - первый - Am. Много раз, медленно повторяйте эти аккорды (Am - Dm - E - Am), пока пальцы привыкнут к струнам гитары, к грифу. Следующий шаг - нужно каждый аккорд играть по два раза. Когда вы научитесь быстро устанавливать пальцы в этих аккордах, попробуйте напевать какую-нибудь простую песню и аккомпанируйте себе на гитаре. Чаще всего, простую песню (народную, бардовскую, детскую) можно спеть на трёх аккордах, поэтому в каждой тональности вы видите эти знаменитые три аккорда. Выберите себе тональность, удобную для вашего голоса, и пробуйте как нибудь подыграть себе на гитаре. Вначале вам будет нелегко, вы будете останавливаться, медленно переставлять аккорды. Но не отчаивайтесь! Помните! что даже лучшие гитаристы мира проходили этот же путь, так же мучились с аккордами, так же у них болели кончики пальцев, но в конце концов любовь к музыке, к Божественному Инструменту - Гитаре, помогла им преодолеть все трудности. Желаю вам успехов в этом не лёгком, но увлекательном и приятном деле!!!
Гитара. Аккорды с приёмом "баррэ".
Аккорды на гитаре в стиле Кантри
8 аккордов открытой позиции
называется одновременное звучание трех и более нот. Аккорды бывают минорные и мажорные в соответствии с тональностями, в которых они построены. Мажорные тональности и аккорды - "веселые", минорные - "грустные". Аккорды обозначаются заглавными буквами латинского алфавита. В средневековой Италии главными считались минорные тональности, поэтому за начало отсчета была взята тональность ля минор и букве A соответствует нота ля. Далее по порядку А – ля, B – си , С – до и т.д. Мажорные аккорды обозначаются просто заглавной буквой, например, C (до мажор), F (фа мажор), D (ре мажор), G (соль мажор). В минорных аккордах после заглавной буквы следует латинская прописная буква "m", например Am (ля минор), Dm (ре минор), Gm (соль минор), Em (ми минор).
В связи с тем, что пальцев, которыми мы зажимаем струны всего четыре, а струн шесть в основных аккордах используются открытые (не зажатые) струны. Это наиболее простые и чаще всего встречающиеся аккорды. Они называются аккордами открытой позиции, и берутся в пределах первых трёх ладов на гитаре. Перед вами схемы восьми основных аккордов:
Наиболее важными являются аккорды группы ля (А) и ми (Е), т.к. из них с помощью барре (видеоурок – барре на гитаре) будут образованы все остальные аккорды. Обратите внимание, что в аккордах группы ре (D) не берётся шестая струна. Её можно приглушить большим пальцем левой руки с обратной стороны грифа при игре боем или быть внимательным и не играть при игре перебором. Минорные аккорды группы до (С) и соль (G), а также аккорды группы фа ( F ) и си ( B ) берутся в полном варианте только с барре, поэтому здесь они не приведены.
Играть аккорды можно двумя принципиально разными способами – перебором (арпеджио) и боем. При игре перебором, большим пальцем правой руки (р) берется бас на 4-й, 5-й или 6-й струне, а остальными пальцами (i, m, a) в различных вариантах в зависимости от музыкального размера играются 1-я, 2-я и 3-я струны, (см. рис). Затем бас берётся на другой басовой струне. При игре боем (вариантов которого существует великое множество) быстрым движением большого пальца (р) извлекается звук всех струн, начиная с 6-й на сильную долю, а затем обратным движением правой руки задеваются 1-3 струны остальными пальцами (i, m, a) на слабую долю. Это самый простой вариант боя для размера 2/4. Для размера 4/4 следующий удар большого пальца заменяется ударом ногтями пальцев (i, m, a).
Смотреть также
Ссылки