Музыкальные конкурсы
Музыкальный конкурс
В эту игру лучше играть тем, кто хорошо разбирается в музыке. Выбирается ведущий, он берет себе мяч и становится в центре круга, затем бросает мяч кому-то из игроков и называет какого-то композитора. Игрок должен бросить мяч обратно ведущему и назвать какое-то музыкальное произведение этого композитора. Например, ведущий бросает мяч и говорит: «Моцарт». Игрок отвечает: «Турецкий марш». Затем ведущий бросает мяч другому игроку и говорит: «Мендельсон». Игрок отвечает: «Свадебный марш». Игра продолжается. Если игрок не может быстро сориентироваться, он выходит из игры. В эту игру можно играть по-другому. Ведущий может называть не композиторов, а современных певцов, как русских, так и зарубежных. А игроки вспоминают песни, которые те исполняют. Иная вариация игры — ведущий называет музыкальное произведение или песню. А игрок должен назвать композитора или исполнителя данной песни. В остальном игра проходит аналогично.
Пожарные
В одном углу строится дом из кубиков или из стола и стульчиков. В этом «домике» живут куклы, мишки и другие игрушки. А в противоположном углу зала расположена «пожарная часть». «Дежурные пожарные» сидят на стульчиках наготове, так как в любой момент могут поступить «сигналы тревоги». У них на головах пожарные каски, склеенные из бумаги. По сигналу «пожарные» должны быстро встать, положить руки друг другу на плечи, изображая при этом пожарную машину. Из группы детей выходят 8 человек, которые находятся около дома. Каждый держит в одной руке листок красной бумаги, а в другой — голубой. Когда надо создать видимость огня, дети должны размахивать этими листками. Весь ход игры сопровождает музыка, то спокойная, то тревожная, и хор, состоящий из малышей. Во время исполнения хора важно следить, чтобы дети четко пропевали все слова, а ведущий должен контролировать их дыхание: поющим не надо забывать округлять рот, им следует петь в вокальной позиции, а не в народной манере.
Раз-два
Эта игра для детей от 7 до 9 лет. В ней могут участвовать не менее 2 игроков. По команде воспитателя дети должны дружно сделать вдох (на «раз») и, самое главное, удержать дыхание, а затем — медленно, тонкой струйкой постепенно выпускать воздух (на «два»). Считается победителем тот, кто дольше всех сможет удерживать воздух в легких. Игру можно продолжить, предложив детям на слог «ла» или «а» пропеть любую известную детскую мелодию. Разбейте всю песенку на фразы. Но перед каждой фразой не забывайте о дыхании. Нужно постараться, чтобы дыхания хватило на все музыкальное предложение. Для детей постарше можно усложнить задание и включить в игру вокализы. Двум командам предлагается на выбор несколько мелодий. За небольшой промежуток времени они должны как можно красочнее переделать заданную мелодию, использовав различные слоги. У кого лучше получится вокализ и кто мелодичнее исполнит его, тот и будет считаться победителем. А если вы хотите усложнить задание, то можно поставить дыхание там, где оно не должно стоять. Поймут и найдут ли дети ошибки? За это задание ведущий может присвоить им дополнительные баллы. Главная задача заключается в том, чтобы научить детей правильно дышать, что так важно во время пения.
Игра-загадка
Число участников неограниченное. Это могут быть и бабушка, и дедушка, и папа с мамой, и братья, и сестры, и друзья. Все они удобно устраиваются на стульях. Один из играющих встает спиной к сидящим и закрывает глаза, а ребенок, который одновременно выполняет функции ведущего, поворачивается к игрокам лицом. Он и будет дирижером, который должен показывать рукой сидящим на стульях, кому и как исполнить звук [а]. Кому-то надо пропеть этот звук громко, а кому-то — тихо, кому-то — низко или высоко. Тот игрок, который стоит спиной к сидящим, должен отгадать поющего по тембру и охарактеризовать отличительные свойства его голоса. Когда все будет отгадано, можно всем пропеть звук [а] с различными музыкальными оттенками.
Алфавит
Эта игра практически бесконечна. Возраст игроков не ограничен, число участников колеблется от 4 до 10 человек. Можно играть несколькими способами.
1. Ведущий загадывает какую-нибудь букву, мысленно перечисляя алфавит, пока игрок, которому предназначена эта буква, не скажет «стоп». Ведущий называет букву, на которой он остановился, а игрок вспоминает строчку из песни на эту букву. Ведущий меняется после того, как все игроки пройдут по кругу. Смену можно проводить двумя способами, ведущим становится следующий игрок или выбирается самый активный и музыкальный участник.
2. Ведущий просто говорит букву, а остальные по очереди исполняют по строчке из песен на загаданную букву. Смена ведущего происходит после того, как все игроки споют по одной строчке из песни, и самый лучший игрок становится ведущим.
3. Ведущего нет, первый игрок мысленно проговаривает алфавит, второй останавливает его и поет строчку на ту букву, на которой ведущий остановился, затем то же самое проделывает он для следующего игрока, и так по кругу. Повторять песни нельзя, за один круг они должны быть на одну тему или можно выбрать одного исполнителя или исполнительницу.
4. Ведущего нет, первая песня угадывается, как и в предыдущем варианте, а последующие исполняются на ту букву, на которую была закончена предыдущая. Если песня заканчивается на мягкий знак или на «й», то за основу берется предыдущая буква. Аналогично можно играть и «в имена»: есть песни, в которых они упоминаются. Играть можно, взяв за основу только мужские или только женские имена. Кто замешкался, выбывает из игры. Если 3 человека подряд не смогут вспомнить песню с именем, то игра заканчивается и происходит смена темы.
Вопрос-ответ
Игра рассчитана на детей от 10 лет, число игроков должно быть не менее 6. Игра развивает память, внимательность, быстроту реакции, сосредоточенность. Ведущий задает песенный вопрос: «Где ты?» Игроки должны вспомнить песни, в которых указаны возможные местонахождения. «В чистом поле, в чистом поле…», «На солнечной поляночке…». Каждый игрок должен представить свою версию ответа, и если кто-то не справится, он выбывает из игры. Ведущий меняется в том случае, если у него иссякли вопросы. Ему на смену приходит игрок, последним ответивший на заданный вопрос. Еще одна смена может произойти в случае, если останется 1 игрок, который будет отвечать на песенные вопросы, а все остальные выйдут из игры.
Ладушки-ладошки
Возраст играющих от 8 лет, число — не менее 5 человек. Игра развивает слух, эрудицию, внимание. Ведущий прохлопывает в ладоши мотив задуманной песни, а игроки должны отгадать ее и исполнить. Если песню отгадали сразу несколько человек, ведущий загадывает более сложную мелодию или выбирает игрока, который исполнил песню лучше всех. В любом случае водить больше 3 раз нельзя. Исключением является тот случай, когда на третий раз песня не отгадывается ни одним игроком. При таком варианте можно повторить ее еще раз и только после этого загадывать следующую. Песню можно прохлопать в ладошки, протопать ногой или отстучать карандашом или другим предметом по столу. Загадываются только те песни, которые знают все или почти все участники игры. Старые, малознакомые песни лучше не брать, поскольку их очень трудно отгадать.
Времена года
Данная игра похожа на предыдущую, но с той лишь разницей, что в ней можно петь только те песни, где упоминаются времена года или природные явления (дождь, снег и т. д.). Игра развивает память и внимание участников. Ведущий загадывает тему (зима, лето, дождь и т. д.). Игроки должны вспомнить как можно больше песен на заданную тему и спеть их (по очереди). Те, кто сбился, не вспомнил песни, выбывают из игры. Ведущий может, помимо темы, загадать конкретную песню на эту тему (не сообщая об этом игрокам), и тот, кто исполнит ее, становится ведущим. Если же эта песня не исполнена, ведущий остается тот же. Играть можно еще одним способом: ведущий загадывает не только тему, но и количество песен, где эта тема отражается. Это увеличивает время игры и возможные ее варианты. Кроме того, при определенном количестве песен не всегда можно угадать ту, которую загадал для себя сам ведущий.
Хоровод
Здесь могут использоваться только детские песни. Число — не менее 4 человек. Дети встают в хоровод (в круг), берутся за руки и начинают движение. Ведущий запевает песню, следующую строчку поет стоящий рядом с ведущим (с той стороны, в которую движется хоровод), так продолжается до тех пор, пока песня не закончится. Тот, кто пропел последнюю строчку, запевает новую песню. Можно петь только припев или куплет, если число игроков ограничено. Так в игре будет задействовано больше песен за более короткий срок.
Игра усложняется, если возраст игроков это позволяет. Хоровод можно вести в разные стороны, в зависимости от этого и песня будет исполняться либо правильно, либо с конца к началу. Если хоровод идет по часовой стрелке, то песня исполняется как положено, если против часовой стрелки, ее исполняют с конца. В этом случае нужно еще и быстро отреагировать и не сбиться со строки. Тот, кто споет не ту строчку, выбывает из игры. Двигаясь в обратную сторону, можно петь только ту песню, которую уже исполняли правильно, чтобы участники могли вспомнить ее всю. Выбираются песни, знакомые всем.
Рулетка
В этой игре определенное число участников (четное), не меньше 4 человек. Участники разбиваются на пары. Каждая пара загадывает строку из песни. Затем напарники показывают ее в виде пантомимы, остальные должны угадать, о чем идет речь. Та пара, которая угадает, должна пропеть не только продемонстрированную строку, но и всю песню, причем делать это необходимо вместе, иначе выигрыш не зачтется. Угадавшая пара продолжает игру, показывая свою строчку из песни.
Загадывать можно как первую строчку песни, так и из середины куплета или припева. Повторять песни нельзя: если загаданная песня уже прозвучала, то пара должна посоветоваться и загадать другую. В случае, если строчку угадали сразу несколько пар одновременно, ведущая пара либо выбирает игроков для исполнения песни, либо перезагадывает строку. Игру можно немного усложнить, загадывая тематические песни или песни определенных исполнителей.
Народные гулянья
Русский народ издавна любил шумно отмечать праздники. Ни одно торжество не обходилось без веселых песен. Но, помимо того что наши предки с удовольствием исполняли многочисленные песенные произведения, они еще и весьма удачно разыгрывали друг друга. Мы предлагаем игру, которая соответствует развлечениям наших прабабушек и прадедушек по степени розыгрышей и музыки. Участники делятся на две команды, в каждой из которых следует выбрать капитана. На эту роль лучше всего подходит человек с хорошим чувством юмора и заводными способностями. Итак, когда предварительные приготовления закончатся, начинается игра. Капитаны команд выходят на середину комнаты и включают веселую музыку.
Желательно, чтобы это была не песенная композиция, а просто мелодия. Далее капитаны по очереди поют любую песню, пытаясь сделать ее соответствующей данной музыке, т. е. они берут текст какого-нибудь популярного песенного произведения и поют его под избранную ими музыку. Так как этот выбор осуществляют сами капитаны, то, как правило, первый конкурс проходит в довольно серьезной обстановке. Но в дальнейшем все изменяется. Потому что когда капитаны отпоют свое, они вызывают из своих команд по одному игроку и объясняют, что им необходимо повторить только что проделанное. Ничего не подозревающие игроки, разумеется, полагают, что они должны будут, подобно капитанам, спеть ту же самую песню под ту же самую мелодию. Но на самом деле все будет обстоять несколько иначе. Когда наивные игроки выйдут на середину комнаты и возьмут листочки с текстом, им тоже включат мелодию… только не ту, которая уже звучала, а совсем другую. И она абсолютно не будет соответствовать ни тексту песни, ни мелодии, звучавшей в первый раз. Легко ли будет игрокам исполнять текст колыбельной песни под музыку макарены?
Музыкальная комедия
Эта игра представляет собой нечто вроде цивилизованных рыцарских турниров. Участниками являются представители сильной половины человечества. Правила игры заключаются в том, что «доблестные рыцари» должны будут продемонстрировать какой-нибудь музыкальный номер в своем исполнении — песню или танец под музыку. Жюри определяет, какой именно номер достоин приза. В его исполнении могут принимать участие и дамы, которые будут помогать своим кавалерам. Можно провести и второй тур конкурса.
Его выиграет та пара, которая лучше всех умеет танцевать. Итак, включается магнитофон, и ставится сначала быстрая музыка, потом, примерно через 1 мин, медленная, а затем песня в исполнении певца отечественной эстрады. Танцующие должны быстро ориентироваться в смене ритма аккомпанемента и подстраиваться под музыку, чтобы их танец был складным и гармоничным. Для каждой пары надо включать разную музыку. Жюри выбирает пару, которая справится с этим лучше других.
Танцевальный номер
Следующая игра представляет собой конкурс на самый лучший танец. Предварительные приготовления заключаются в том, что все желающие при-пять в ней участие должны разделиться на две команды числом от 3 до 8. Каждая команда должна продумать свой номер, т. е. коллективный танец. Оценивать будут судьи, которых следует выбрать заранее. Конечно, для того чтобы танцевальный номер был таким, каким он и должен быть, необходимо музыкальное сопровождение. Участники сами определяют, какой именно мелодией они хотели бы сопроводить свой танец, — записью популярной музыки, классических произведений или же, напротив, авангардной музыки.
В общем, здесь опять необходима изрядная фантазия. Ведущий может выступить в качестве художественного руководителя. И конечно же ему необходимо проследить за временем, отведенным на подготовку танца. Самым оптимальным вариантом является подготовка в течение 10—15 мин. Можно готовить танец специально к какой-то дате, подобно концертному номеру. В своем роде это тоже игра, которую наверняка оценят все веселые люди. Кстати, и сами танцы могут быть шуточными, что только приветствуется.
Музыкальный инструмент
Руководитель составляет из пятерых детей музыкальный «инструмент», помогает придумать им звучание и тональность своего инструмента. Дети разбиваются на группы по 6 человек в каждой. Пятеро из детей станут «инструментом», а один — «музыкантом». Руководитель начинает работать с одной из групп, остальные наблюдают. Один из игроков ложится на пол. Руководитель спрашивает игрока, каким звуком он хотел бы стать? Потом просит воспроизвести выбранный им звук и запомнить его звучание, так как ему придется в ходе игры пропевать звук много раз и делать это все время одинаково. Теперь присоединяется следующий ученик.
Руководитель просит его лечь перпендикулярно ученику, который уже лежит, и положить свою голову ему на живот. Затем спрашивает у него, а каким звуком он хотел бы стать? И также просит пропеть этот звук. Пятеро детей располагаются на полу «лесенкой» — так, чтобы каждый следующий положил голову на живот предыдущему, а перед этим демонстрируют свой звук. Далее руководитель показывает, как нужно «играть на этом инструменте». Когда он прикоснется ко лбу, ученик начинает петь свой звук до тех пор, пока ведущий не уберет руку. Таким образом, ему предстоит играть только одну ноту. Если руководитель будет «играть» двумя руками — значит, он сможет извлечь из «инструмента» сразу 2 звука, возможно, разные по длине. Руководитель демонстрирует разные возможности «инструмента» и передает роль музыканта шестому ученику. Затем помогает остальным группам сформировать свои «инструменты». В этой игре нужно следить за тем, чтобы как можно больше детей побыли «музыкантами».
Танцевальные композиции
Вариант 1. Ведущий ставит на прослушивание какую-нибудь мелодию, взятую из песни, из классического произведения, кинофильма. Участники игры должны придумать танцевальные движения к этой мелодии и продемонстрировать танец, поэтому все игроки делятся на небольшие группы по 5—8 человек или разбиваются на пары, если этого требует танец. Каждой группе руководитель дает задание использовать определенный размер танца. Например, размер вальса — трехдольный, польки — двудольный, марша — четырехдольный. Тем, кто не знает размеров танцев, руководитель объясняет, что в трехдольном размере первая доля сильная, следующая — слабее, последняя — самая слабая; в двудольном: первая — сильная, вторая — слабая; в четырехдольном: первая доля — самая сильная, вторая — слабее первой, но сильнее третьей, третья — значительно слабее второй и последняя — самая слабая. Но во всех размерах последняя доля должна стремиться к последующей, переходить в нее. Дети должны учитывать ритм и темп танца.
Движения могут быть самыми разными, в зависимости от мелодии. Но в любом случае в танце должен прослеживаться сюжет, импровизированный участниками. Если мелодия взята из классического произведения с абстрактной темой, например из «Фантазии» (ре минор) В. А. Моцарта, то участникам предоставляется возможность проявить свои творческие способности — придумать сюжет либо заимствовать его из какой-нибудь сказки, кинофильма, литературного произведения. Вариант 2. Участники игры делятся на две группы по несколько человек (5—6). Одна группа показывает движения заданного руководителем танца, а вторая сочиняет музыкальное сопровождение. Движения могут состоять из прыжков, подскоков и перебежек. Вторая группа должна придумать музыкальные мелодии для двух танцев. Для того чтобы подобрать музыку, нужно знать, что прыжки, например, — характерное движение галопа, а подскоки и перебежки используются в польке. Руководитель может задать тональность, а участники должны описать руководителю движение музыки или попробовать исполнить на музыкальном инструменте. Например, для прыжков более характерны резкие повороты в музыке (аккорды, скачки на определенный интервал, например на октаву вверх или вниз и т. д.), ритмичное исполнение, быстрый темп. Для подскоков и перебежек темп может быть выбран более умеренный, поступенный ход мелодии, отсутствие резких поворотов. Затем первая группа начинает танцевать под заданную мелодию. Если у детей не получается двигаться в такт, вторая группа считается победившей.
Ассоциации
Для детей школьного возраста. Руководитель ставит подобранные мелодии (3—4, не более). Это могут быть отрывки из классических произведений, например из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, «Зимы» Вивальди, «Лунной» или «Патетической» сонат Бетховена. Дети должны слушать музыку и записывать мысли и чувства, которые возникают у них во время прослушивания, ассоциативно. В результате должно получиться небольшое сочинение (5—6 строк). Возможно, кто-то придумает стихотворение, нарисует небольшую картинку.
Время прослушивания 5—7 мин. Если одного раза недостаточно, ведущий еще раз ставит мелодию. Затем руководитель дает прослушать запись повторно, и каждый из участников игры во время музыки читает свое сочинение. Но непременно нужно подстроиться под музыку и читать в такт, голосом отражая музыкальные штрихи и нюансы (пиано, форте, крещендо — постепенное усиление, диминуэндо — постепенное ослабление). Словом, окраской голоса нужно передать настроение, показать кульминационные моменты, которые будут соответствовать мелодии.
Интерпретация
Рассчитана на возраст игроков от б лет. Дети распределяются по 6 человек в команде. Каждая придумывает себе название, связанное с музыкой, назначает капитана, который выбирает одно из предложенных заданий. Задание представляет собой текст известной песни, детской или современной эстрадной. Команда должна переделать выбранную песню, интерпретировать по-своему: полностью или частично изменить текст и соответствующим образом — название. Кроме того, предлагается определенная тема для песни (школа, любовь, добро, искусство, природа и т. д.), которая может быть расширена или сужена по желанию участников, что будет подчеркнуто в названии; темп песни может быть различным: allegro (быстро), vivo (живо), sostenuto (выдержанно), largo (широко), adagio (медленно) и др.
Задание исполняется всей командой, хором, при этом капитан выступает в роли дирижера. По его усмотрению «хор»может быть разделен на женские и мужские голоса, низкие (бас, альт) и высокие (меццо-сопрано, сопрано); команда может выбрать солиста. Здесь детям предоставляется творческая свобода, возможность пофантазировать, показать свои актерские способности, обыграть песню в виде небольшой сценки. Руководитель и выбранные из ребят члены жюри оценивают обе команды. По продолжительности игра может занимать 30—40 мин и более: все зависит от способностей детей, их индивидуальных качеств.
Радуга
Музыкальный руководитель говорит: «Прошел дождь, и на небе появилась радуга (показывает карточку, на которой изображены 5 нотных линий, закрашенных 7 цветами, с расположенными на них нотами). 7 цветов радуги соответствуют 7 нотам. Чтобы увидеть радугу, нужно спеть гамму (играет гамму до мажор, называя каждый цвет и распределяя цвета между детьми).
Первая нота до — это красный цвет, основной; вторая ре— оранжевый, неустойчивый; ми — желтый; фа — зеленый, тоже основной, но не очень устойчивый; соль— голубой, основной, неустойчивый; ля — синий; си — фиолетовый, неустойчивый, всегда переходит в основной». Руководитель объясняет, что «петь радугу» нужно гласными звуками, каждому цвету соответствует свой гласный звук: красный — [а], оранжевый — [а] < [о] (дети поют звук [а], при этом немного огубляя его), желтый — [у], зеленый [о], голубой — [о] (с призвуком [у]), синий — [и], фиолетовый [э] < [а], красный (до второй октавы) — [а]. Каждый ребенок поет своим звуком. Когда первые 8 человек споют, начинают петь следующие 8. Дети могут петь все вместе.
Цирковые собачки
Для этой игры в качестве наглядного пособия необходимы 2 карточки, на которых изображены лесенки из кубиков, по ним прыгают цирковые собачки. Каждая ступенька имеет свой цвет и соответствует определенному звуку (начиная снизу вверх: до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Для игры нужны также следующие карточки: 1) нарисован полный звукоряд; 2) последовательность из 5 звуков, идущих вверх: до-соль; 3) последовательность из 5 звуков, идущих вниз: соль-до; 4) последовательность из 3 звуков мажорного трезвучия: до-ми-соль; 5) последовательность из 3 звуков мажорного трезвучия, идущих сверху вниз: соль-ми-до; 6) 2 звука разной высоты: до (первой октавы) — до (второй октавы). Заданий может быть и больше. Ведущий предлагает детям стать «цирковыми собачками». Каждый игрок получает карточку с заданием. «Вот собачка побежала вверх по ступенькам и остановилась на желтой ступеньке (нота си)», — говорит ведущий, показывая карточку с лесенкой, ведущей вверх, по которой прыгают собачки.
Тот игрок, у кого на карточке нарисован полный звукоряд, поет гамму на звук а (домажор). «Потом собачка побежала вниз и остановилась на красной ступеньке (нота до первой октавы)», — продолжает воспитатель и показывает карточку с лесенкой, ведущей вниз. Участник, у которого на карточке нарисован полный звукоряд в обратной последовательности, поет гамму на звук а сверху вниз. «4 кубика из лесенки забрали: оранжевый (нота ре), голубой (нота фа), фиолетовый (нота ля) и желтый (нота си). Осталось только три кубика. Собачке придется прыгать с красного кубика (до) на зеленый (ми), с зеленого на синий (соль)», — говорит ведущий, закрывая на лесенке, ведущей вверх, 4 кубика так, чтобы получилось трезвучие. Дети, у которых на карточке показана последовательность из 3 звуков, идущих вверх, поют мажорное трезвучие (до, ми, соль) на звук а. Так и в случае с карточкой, на которой изображена лесенка, ведущая вниз. Потом ведущий закрывает 5 кубиков на лесенке, и дети, у которых на карточках нарисована последовательность из 5 звуков, пропевают их поступенно вверх или вниз; теперь ведущий оставляет только красный кубик (до первой октавы) и ставит розовый (до второй октавы), а дети поют 2 звука разной высоты, образующие интервал в 8 ступеней (октава). Руководитель следит за тем, чтобы дети чисто пропевали звуки разной тональности. Если «собачка» на какой-нибудь ступеньке «споткнется», ей нужно вернуться на исходную и повторить задание.
Конкурс!
«Завершающим этапом должна стать игра, выявляющая лучшего из вашей компании начинающих поющих звезд. Безусловно, опыт у вас уже есть, и тех, кто хорошо поет, вы можете назвать и без конкурса. Но тут все дело в том, какая будет выбрана программа. На каждом уважающем себя вокальном конкурсе есть определенная программа. Конечно, есть конкурсы, на которых каждый из участников представляет свою оригинальную песню. Но мы предлагаем вам провести конкурс, в котором одна песня будет обязательной для всех, а одна может быть выбрана произвольно, т. е. по желанию конкурсанта. Вот тут-то, на обязательной программе может оказаться, что лучший не тот, кого вы обычно считали, а кто-то другой. Обязательная песня не должна быть, конечно, слишком сложной, но и на слишком простой тоже останавливаться не стоит. Маловероятно, что вам удастся выбрать песню, которую все очень любят, но в этом и смысл — спеть хорошо то, что не так уж и нравится, но так, чтобы это понравилось другим. А то, что нравится, можно спеть вторым номером в необязательной программе. Для придания торжественности вашему конкурсу можно провести жеребьевку номеров, под которыми будут выступать участники, чтобы все было как в настоящем конкурсе.
Для программы этого конкурса можно предложить такие песни: «Осенние листья», «Где-то на белом свете», из фильмов «Семнадцать мгновений весны», «Девчата», «Карнавальная ночь» и др. Но если вам нравятся какие-то другие песни, пожалуйста, принимайте решение. Кстати, у конкурса должно быть и настоящее жюри. Можно пригласить родителей или друзей. В любом случае число поющих участников не должно быть чрезмерным, иначе вам просто придется сидеть и целый день слушать, слушать и слушать. Ваша компания может просто разделиться на две части — на жюри и конкурсантов. В следующий раз можете поменяться (думаем, никто обделен не будет). Последний раздел нашей главы — это игры, развивающие музыкальную память. Как вы уже, наверное, убедились, не всегда те, кто хорошо запоминает стихи, номера телефонов, а то и просто анекдоты, могут быстро и точно запомнить и воспроизвести музыкальный мотив. Как известно, феноменальной памятью обладал великий немецкий композитор Вольфганг Амадей Моцарт. С самого детства у него обнаружился абсолютный музыкальный слух и абсолютная музыкальная память, хотя такого понятия и не существует. Однажды с ним произошел довольно курьезный случай. Он украл мелодию! И у кого! У города! Каждый год в церкви одного немецкого городка проводилась служба, на которой звучала пьеса, написанная для органа специально к этому дню. Ноты этой пьесы принадлежали магистрату, и никто, кроме органиста, не мог их увидеть, сыграть и переписать. Но не забудьте: те, кто поет, не должны оценивать других. Это совершенно разные сферы, и они не должны пересекаться. Моцарт, которому было к тому времени 8 лет, присутствовал на службе и, придя домой, по памяти исполнил ее целиком и записал без единой ошибки. На следующее утро, когда он сыграл это произведение отцу, известному музыканту Леопольду Моцарту, тот сначала испугался, ведь их могли обвинить в краже. Но, пораздумав, решил использовать этот случай для своего же блага. Красивым почерком он переписал эту пьесу и преподнес ее в тот же день архиепископу этого городка — как знак гениальной одаренности своего сына. Такая одаренность встречается очень редко, и мы, конечно, не будем ставить перед вами подобных сложных задач, тем более что для этого надо владеть нотной грамотой. Но проверить, насколько ваша музыкальная память хороша, и попробовать ее немного развить — это наша с вами цель. Кстати, и все предыдущие игры тоже использовали эту способность человека запоминать звуки. И в ритмических играх, и тем более в играх, связанных с пением, память обязательно присутствует и, надеемся, уже прошла некоторую тренировку. Но почти все предыдущие песни были связаны с голосовыми данными, которые, конечно, не у всех находятся на должной высоте. И последний раздел, посвященный исключительно памяти, возможно, поможет реабилитироваться, т. е. попросту отыграться, тем, кто не смог проявить себя достойно раньше.
Водные процедуры
Один из вариантов ритмических игр — игра, подготавливающая детей к запоминанию простейших мелодий. Для нее тоже необходима некоторая подготовка. Нужно взять несколько (5—7) стаканов, желательно одинаковых и с не слишком толстыми стенками. Наполните их водой и ударом металлической палочки по стакану проверьте, какой звук они издают. Ударять старайтесь не слишком сильно, чтобы не разбить стаканы и не уронить, но в то же время так, чтобы звук был наиболее ясным. Каждый стакан должен «зазвучать» по-своему. Пусть это даже будет не слишком мелодично и стройно, главное, чтобы звуки четко различались на слух. Задача играющих в этом случае значительно усложняется. Теперь они уже должны запомнить не просто тембры, но и высоту звучания каждого из стаканов. Лучше, если перед началом игры они будут выстроены в ряд по мере повышения высоты, так, чтобы слева от исполнителя находились низкие по звуку, а справа — высокие. Совсем хорошо, если кто-нибудь из наиболее «продвинутых» игроков сможет настроить весь этот ряд по музыкальному звукоряду.
Но даже если этого не получится, не огорчайтесь, попробуйте соблюдать направление: запомните, в какую сторону изменялся последующий звук, был он выше или ниже предыдущего. И просто старайтесь как можно точнее повторять заданный ритм, пока мелодия для вас еще не главное. Примеры ритмических рисунков можно брать прежние. Итак, мы научились улавливать и запоминать ритм. Теперь попробуем приступить к решению более сложной задачи: к играм, которые развивают музыкальный слух и память. Уши — это довольно сложный прибор, требующий тщательной настройки. Но пусть вас не останавливают трудности. Вы должны твердо знать: слух есть у каждого, только у одного он как бы «лежит на поверхности», а у другого — спрятан внутри, и его нужно очень осторожно и настойчиво оттуда «доставать».
Если чувство ритма заложено в человеке самой природой (ведь самый основной ритм — это стук нашего сердца), то с высотой звука все гораздо ложнее. Часто у тех, про кого говорят, что у них по ушам слоны прошлись, просто нет голоса. Голос или ломается в подростковый период или не успел развиться. Обычно голосом просто не умеют пользоваться, но при этом слышат, что пение получается не очень правильное. Но ведь уши-то у этого человека в порядке, слух контролирует голос, но порой не может помочь. Игры, которые мы вам предложим, помогут вам проверить себя и состояние своего слуха именно в музыкальном, звуковысотном отношении.
Карнавал
Ну что же, теперь давайте попробуем освоить ритмы Латинской Америки. Всем нам хорошо знакомы такие слова, как самба, румба. В конце концов популярный танец макарена тоже основан на латиноамериканских ритмах. Услышав их, мы сразу же представляем горячих латиноамериканцев в сомбреро, с гитарами и с такими шуршащими шариками на ручках (они называются маракасами). Для этой игры детям понадобятся новые инструменты, и сделать их придется своими руками. Чтобы сделать один из них, нужно простую жестяную банку из-под газированного напитка наполнить какими-нибудь мелкими сыпучими предметами — рисом, песком или мелкими камешками — и аккуратно заклеить отверстие скотчем или пластырем. Прототипом этого инструмента является латиноамериканский инструмент чокало, представляющий собой некое подобие деревянного цилиндра. Другой инструмент напоминает гуиро, который на своей родине изготавливается из высушенной тыквы. Чтобы сделать этот инструмент, достаточно в такую же жестяную банку засыпать горох или высушенные косточки от маслин, заклеить отверстие, и изделие готово. Если у кого-нибудь найдутся детские маракасы, значит, своеобразный латиноамериканский ансамбль налицо почти в полном составе. Бубен и барабан тоже не лишние. На чокало, гуиро и маракасах нужно играть, производя звуки потряхивающими или покачивающими движениями. Чокало можно не встряхивать, а вращать вокруг оси, тогда его содержимое производит тихое шуршание. Теперь нам нужна любая мелодия в ритме самбы, румбы, танго или босановы. Наверняка у кого-то из вашей компании есть магнитофон: песни в ритмах латиноамериканских танцев есть у таких современных исполнителей, как Алсу (ее знаменитый сингл с Энрике Иглесиасом). Можно использовать и знаменитую «Макарену». Игра заключается в том, чтобы, предварительно потренировавшись, попробовать «влиться» в звучание заранее заготовленной песни или композиции. Старайтесь, чтобы звуки ваших инструментов точно совпадали с «долями» звучащей музыки, с ударами барабанов или звуками бас-гитары. На бубне и барабане сыграть такой простейший ритм не представляет труда, а вот на гуиро или маракасах у вас не все сразу будет получаться, так как такие простые на вид инструменты требуют большой сноровки и чувства ритма. Но, приложив усилие, вы почувствуете, что ваша группа «музыкантов» становится настоящим мексиканским оркестром или участниками бразильского карнавала. Если вы не найдете нужную запись, можете использовать любую мелодию, близкую по ритму, какую-нибудь песню Бритни Спирс или песни группы «Сплин» (например, «Мое сердце»). В сочетании песен, не совсем подходящих по стилю, с таким специфическим сопровождением можно найти даже юмористический эффект (сейчас многие группы экспериментируют со смешением стилей). Присоедините звучание своего ударного ансамбля к мелодиям таких групп, как «Тату», «Руки вверх», «Иванушки-Интернэшнл» и т. д. Попробуйте, посмотрите, что получится.