Методы нейтрализации «блокирующих» ситуаций в ходе беседы
Как бы хорошо ни было подготовлено и организовано это мероприятие, остается опасность возникновения блокирующих ситуаций, приводящих к срыву беседы или нарушению его регламента и продуктивности. Причин, приводящих к неуспеху много, и предусмотреть появление всех неприятностей невозможно. Тем не менее, устранять основные барьеры и преграды нужно уметь, и этому можно научиться.
Беседы бывают удачные и неудачные. Источниками удач и неудач, могут служить:
- Личностные особенности участников.
- Отношения участников между собой.
- Организация самого мероприятия.
Большинство блокирующих ситуаций типично. Их можно выявить, исследовать, систематизировать и найти возможности их нейтрализации.
1. Способы нейтрализации участников, играющих блокирующие роли
Общий принцип, о котором здесь следует помнить: блокирующие роли не являются результатом осознанного желания «провалить» мероприятие (это случается редко). Они зависят от личностных особенностей участников. Изменить эти особенности в ходе беседы мы не в силах, но нейтрализовать участников, играющих блокирующие роли, можем. Рассмотрим эти роли и способы нейтрализации.
Агрессор. Этот участник беседы критикует всех подряд. Он принижает статус участников, не соглашается с тем, что предлагается. Способы нейтрализации:
- На любое критически-агрессивное высказывание или опровержение немедленно реагировать вопросом: «А ты что предлагаешь?»
- Напоминать о том, что излишняя критика гасит конструктив.
- В крайнем случае пообещать, что, если данный участник совещания не изменит своего поведения, вы лишите его слова.
Выпавший. Не участвует в обсуждении, рассеян, отвлекается, разговаривает с соседями на личные темы. Способы нейтрализации:
- Предложить высказаться по существу обсуждаемого вопроса в одном из вариантов: либо в жестком («А ты что думаешь по поводу...»; «А какие соображения у тебя есть?»), либо в мягком («После выступления Ивана мы дадим слово тебе...»).
- Поручить вести протокол (летопись) в качестве «шутливого» наказания за рассеянность.
Ищущий признания. Этот участник беседы хвастается, много говорит и пытается демонстрировать или утвердить свой статус. Участие в разговоре для него — повод для самоутверждения. Способы нейтрализации:
- Задавать вопросы, показывающие, что высказывания этого участника — высказывания о себе, а не о деле. («Можно ли использовать для решения обсуждаемого вопроса то, что ты нам сейчас сообщил?»)
- Возвращать к теме обсуждения вопросом: «Какие конкретные предложения вытекают из сказанного тобой? Пожалуйста, сформулируй их...»
Прыгающий с темы на тему. Этот участник обсуждения постоянно меняет тему разговора, возвращаясь к обсуждению тех вопросов, которые уже обсудили, и т. д. Способы нейтрализации:
- Останавливать его вопросами типа «А разве мы уже закончили обсуждение вопроса?» или «Этот вопрос мы уже обсудили, не так ли?».
- «Поддержать» его, отреагировав примерно так: «Это очень интересная тема, но она не относится к нашей повестке дня».
Доминирующий. Потребность в доминировании есть одна из потребностей общения. Удовлетворяя ее, стремящийся к доминированию участник беседы постоянно пытается захватить власть (инициативу) и манипулировать присутствующими в своих интересах. Способы нейтрализации:
- Спокойно, но уверенно останавливать высказывания встречными репликами типа «Твоё предложение — только один из возможных вариантов. Давайте послушаем и другие мнения».
- Использовать поддерживающий прием: «Ты взял на себя инициативу в обсуждении проблемы. Как видно, ты к ней неравнодушен. Вот вам тебе и поручим отвечать за выполнение принятого решения, а теперь дадим высказаться другим».
Разрушитель. Иногда подопечного, играющего эту роль, называют «адвокатом дьявола». Он специально задает острые вопросы, ведущие в тупик; к провалу разговора. Способы нейтрализации:
- Оценивайте остроту вопросов: «Твой новый вопрос не обостряет анализируемую проблему, а уводит нас от нее».
- Обращайте внимание на провокационность вопросов, говоря на языке «Я-сообщений».
- Переадресовывайте вопрос тому, кто его задал: «Мы хотели бы получить твой вариант ответа на заданный тобой вопрос».
Чем раньше вы выявите участников беседы, играющих блокирующие роли, тем легче будет их нейтрализовать.
Поговорим теперь о некоторых типичных ситуациях, связанных с самим ходом обсуждения.
2. Способы нейтрализации блокирующих ситуаций
1. Явные искажения, ошибочные или нечестные заверения, введение в заблуждение кого-то из участников (или группы участников).
- Выход. Не стоит грубо обличать, можно сделать это психологически грамотно:
- потребуйте предъявить обоснования и факты, подтверждающие сказанное;
- предложите провокаторам самим оценить свою тактику;
- предположите: «Ты, конечно же, проверил все факты, о которых здесь говоришь?».
2. Кто-то «застрял» на объяснении причин или выявлении виновных.
- Выход. Скажите, что понять причины важно, но найти пути выхода из создавшегося положения еще важнее, и предложите не тратить время на то, что в данный момент представляется менее важным.
3. Применяются приемы психологического давления (выпады, угрозы, обвинения).
- Выход:
- дайте агрессору выговориться и любезно осведомитесь: «У тебя все?»;
- получив положительный ответ, раскройте его тактику, ведь он может не догадываться, что ведет бой и агрессивен;
- нейтрализуйте его поведение положительными эмоциями;
- переключите его энергию в сознательное русло. Например: «То, что ты говоришь, очень важно. Вероятно, ты видишь нечто скрытое от нас. Будет более понятно, если ты спокойно объяснишь, что тебе не нравится...»;
- признайте свои ошибки, если таковые имеются. Это лучший способ обезоружить агрессора.
4. Беседа превращается в разговор на темы, не относящиеся к обсуждаемой проблеме.
- Выход:
- все высказывания, уводящие в сторону и не относящиеся к теме обсуждения, немедленно останавливаются вопросом: «Как это относится к обсуждаемому вопросу?»;
- отреагируйте на отклонение от темы с помощью реплики: «Поскольку это заслуживает специального разговора, то давайте сначала закончим разговор о...».
5. Делается попытка опровергнуть то, о чем говорится в разговоре.
- Выход:
- не принимайте опровержения без доказательства. Потребуйте ясных аргументов;
- бессмысленно опровергать опровержение. Лучше придать делу иной поворот при помощи фразы: «Да! Но...» или «Все это так, но...».
Необходимо также знать одно обстоятельство: чем бы беседа ни закончилась и с каким бы успехом оно ни прошло, вожатый должен проанализировать содержание и ход проведенного мероприятия. Ниже приводится перечень вопросов, на которые можно ответить, делая после окончания беседы его анализ.
3. Итоговый анализ мероприятия
- Был ли оптимальным состав участников?
- Были ли правильно определены места для участников беседы?
- Достаточно ли заинтересованными были его участники?
- Удалось ли ослабить противоречия между участниками разговора (сблизить их позиции)?
- Появлялись ли непредвиденные блокирующие ситуации и как они нейтрализовались?
- Стало ли ясным представление о проблеме (проблемах) после ее (их) обсуждения?
- Принято ли оптимальное решение и спрогнозирован ли риск его реализации?
Такой самоанализ поможет внести коррективы в ваш стиль проведения бесед и сделать их более продуктивными.