Методы и приемы создания эффективно взаимодействующих детских групп
Ниже приводится описание нескольких игр общего характера (Уровень 1), направленных на развитие навыков групповой работы. Эти игры прекрасно помогают «сломать лед» при налаживании контактов и дают энергетическую подпитку участникам. Часто и ведущим неплохо присоединяться к этим играм для налаживания начального контакта.
Ответственное отношение, общение и сотрудничество -это основные навыки хорошей групповой работы.
Постройтесь в шеренгу
Эта игра очень проста, но она включает все необходимые элементы и процедуры, помогающие ребятам научиться брать на себя ответственность в группе. Это хорошее упражнение для завязывания знакомст
Сложность: Уровень 1 Количество участников : Любое Время: 15 минут +
Инструкции
1. Попросите группу построиться по росту, самый маленький становится первым, а самый высокий -последним. Разговаривать нельзя, но можно изъясняться при помощи звуков и языка жестов.
2. Когда все построятся, проверьте, по росту ли все стоят.
3. Повторите упражнение, но на этот раз все выстраиваются в соответствии с другими критериями, например, по возрасту, по месяцу рождения (с января по декабрь), по размеру обуви и т.д. Критерии выбираются так, чтобы игра была веселой и не вызывала ни у кого никаких опасений.
Анализ и оценка
Попытайтесь помочь участникам группы проанализировать, как они работали вместе и что такое хорошая групповая работа. Можно предложить следующие вопросы:
• Какие сложности возникли у вас в ходе организации?
• Что замедлило работу группы?
• Нужен ли был лидер? Кто-нибудь выступал в роли лидера? Как его выбирали?
• Какую долю ответственности нес каждый из членов группы для решения проблемы?
Как группа может решить эту задачу быстрее в следующий раз?
Продолжайте, я вас слушаю
Эта игра развивает умение слушать, но она также помогает в развитии логического мышления и уверенности в выражении своего мнения.
Сложность: Уровень 1 Количество участников : Любое Время: 35 минут
Инструкции
1. Проведите мозговой штурм по теме, что такое уметь слушать.
2. Попросите ребят разбиться на группы по трое: один будет говорить, другой слушать, а третий наблюдать.
3. Ораторы должны в течение 5 минут изложить свою личную точку зрения на волнующий их вопрос (например, смертная казнь за преступления против человечности, ограничения свободы слова или любую другую тему, которая требует описания, анализа и выражения мнения).
4. Слушатель должен выслушать и понять, в чем суть вопроса, почему он так интересует оратора и в чем состоит изложенная точка зрения.
5. Наблюдатель смотрит, насколько активно слушающий умеет слушать. Он не принимает участие в обсуждении, но внимательно наблюдает, не высказывая своих предложений по улучшению работы до тех пор, пока ему не будет предоставлено слово.
6. По истечении 5 минут остановите игру и попросите наблюдателей высказать свое мнение. Поменяйте участников ролями, чтобы у всех была возможность выступить в роли оратора, слушателя и наблюдателя.
Анализ и оценка
Обсудите игру. Рекомендуем задать следующие вопросы:
• Смогли ли ораторы выразить свои мысли и чувства по данной теме? Помогло ли им то, что они излагали свои взгляды человеку, который активно их слушал?
• Трудно ли быть слушателем? Было ли трудно слушать и не перебивать оратора, чтобы вставить замечание или добавить свое мнение?
Советы ведущим
Первоначально группа может привести какую-то часть из нижеследующих характеристик хорошего слушателя. Мы надеемся, что к концу упражнения эти отличительные черты будут перечислены полностью, и к ним добавится что-то еще.
Хороший слушатель:
• проявляет уважение, смотрит в глаза говорящему и не отвлекает его своими движениями;
• показывает знаками, что он внимательно слушает, кивая и вставляя периодически «да, да, продолжай, я слушаю»;
• не перебивает;
• не торопится заполнить паузы своими замечаниями, но дает говорящему время собраться с мыслями и продолжить;
• не отвлекает говорящего от сути вопроса, комментируя или выражая свое несогласие;
• задает наводящие вопросы, чтобы побудить говорящего продолжить рассказ или что-то уточнить;
• время от времени подытоживает или перефразирует замечания говорящего, давая понять, что он понял суть дела; реагирует на чувства, которые могут скрываться за словами оратора, показывая, что он понимает его чувства.
Человеческая машина
Это невербальное упражнение, которое показывает, как члены группы могут реагировать друг на друга и как вклад каждого участника сливается с остальными в работе единого механизма.
Сложность: Уровень 1 Количество участников : 6 и больше Время: 15 минут
Инструкции
1. Попросите всех встать в круг.
2. Скажите участникам, что они должны сконструировать огромную механическую машину, используя только свои тела.
3. Попросите кого-нибудь одного начать. Он начинает с простого повторяющегося движения, например, ритмично поднимает и опускает руку. В то же время он должен издавать какой-то определенный звук, например, это может быть звук, напоминающий свисток паровоза.
4. Попросите второго игрока подойти к первому, стать с ним рядом или прикоснуться к нему. Он должен придумать свое механическое движение и звук. Например, он может начать раскачиваться и говорить «чк-чк-чк» в ритм с первым игроком.
5. По одному подзывайте следующих добровольцев. Они могут присоединиться к любой части машины, добавляя свои движения и звуки.
6. В конце вся группа должна представлять собой единое целое, состоящее из взаимосвязанных движений и разнообразных звуков.
7. Когда все нашли свое место, и машина бесперебойно заработала, мы можете попросить машину работать быстрее или медленнее, громче или тише.
Анализ и оценка
Вы можете спросить у группы:
• Что общего они видят между «машиной» и эффективной учебной группой? Какие навыки им понадобились? Ответственность? Умение слушать и отвечать? Сотрудничество? Что еще?
Кулак и ладонь
Эта игра полезна для развития сотрудничества.
Сложность: Уровень 2 Количество участников : 8 и больше Время: 40 минут
Инструкции
1. Нарисуйте турнирную таблицу на перекидном плакате.
2. Попросите участников разбиться на пары, один будет A, другой Б.
3. Оба партнера убирают руки за спину и считают до трех.
4. На счет три они должны одновременно выбросить руку вперед, показывая кулак или открытую ладонь.
5. Попросите пары подсчитать очки.
6. Сыграйте 10 раундов.
7. В конце игры запишите на откидном плакате общий и индивидуальный счет каждой пары.
Анализ и оценка
Вы можете задать следующие вопросы:
• Кто из участников всех пар набрал наибольшее число очков? За счет чего ему удалось выиграть?
• Кто набрал меньше всего очков? Что вы чувствуете? Что произошло?
• Договорилась ли какая-нибудь пара о сотрудничестве? Если да, то нарушал ли кто-нибудь соглашение? Почему? Как чувствовал себя партнер?
• Сравните общее число набранных очков в тех группах, где участники конкурировали друг с другом и где они сотрудничали. Были ли преимущества в сотрудничестве? Если да, то какие? (Общий счет? Хорошее настроение? Остались друзьями?)
Методы и приемы развития навыков дискуссии
Дискуссии дают возможность потренироваться в умении слушать, выступать по очереди и других навыках групповой работы, что важно с точки зрения уважения прав других. Чтобы дать возможность каждому внести свой вклад, важно чтобы группа была не очень большой. Если ваша группа слишком велика (скажем, более 15 или 20 человек), тогда для проведения обсуждения лучше разбить ее на подгруппы. Для более активного участия и взаимодействия рекомендуется рассадить участников в круг или полукруг, чтобы они могли видеть друг друга. Общие принципы, которые следует обсудить и согласовать в группе, могут быть таковы:
• Говорить по одному.
• Избегать осуждающих замечаний и насмешек в любой форме.
• Каждый должен выступать от своего имени, высказывая свою точку зрения, а не обобщая взгляды остальных; то есть, говорить «я думаю», «по моему мнению».
• Помнить, что «правильных» ответов может быть несколько.
• Договоритесь сохранять конфиденциальность при обсуждении деликатных вопросов.
• У каждого есть право молчать и не принимать участия в обсуждении какого-либо вопроса, если он этого не хочет.
Вам могут помочь следующие методы:
Микрофон
Этот метод эффективен в тех группах, где возникают трудности с умением слушать.
Инструкции
Группа сидит в кругу. Старый микрофон от магнитофона (или любой предмет подобной формы) передается по кругу. Говорить разрешается только тому, кто держит микрофон, остальные должны смотреть и слушать. Когда один оратор закончил выступление, микрофон переходит к другому желающему выступить.
Дилемма
Эта игра поможет научиться выражать свое мнение, выслушивать других и менять свою точку зрения в свете нового понимания. Формы ее проведения могут варьироваться.
Инструкции
1. Подготовьте 3 или 4 спорные утверждения по той теме, над которой вы сейчас работаете, например, «свобода слова ничем не должна ограничиваться».
2. Проведите линию на полу мелом или обозначьте ее лентой.
3. Поясните, что по правую сторону должны встать те, кто согласен с данным утверждением, а слева те, кто не согласны. Расстояние от линии демонстрирует степень их согласия или несогласия; чем дальше от линии, тем больше согласие или несогласие. Границей служат стены комнаты. Если человек стоит на линии, это означает, что у него нет своего мнения.
Зачитайте первое утверждение.
Узлы
Это хорошее упражнение для разогрева и энергетической подзарядки.
Сложность: Уровень 1 Количество участников : 10-20 Время: 10 минут
Инструкции
Попросите всех участников встать в круг плечом к плечу с вытянутыми вперед руками.
• Теперь они должны дотянуться до других участников и схватить их за руку, так что каждый будет держать за руку двух человек из круга, но не своих ближайших соседей. (Результатом будет большой узел из рук!)
• Попросите распутать узел, не выпуская руки друг друга.
• Примечание: Участникам придется переступать через чьи-то руки или подлезать под них. Всего лишь немного терпения, и в результате, ко всеобщему удивлению, у вас получится один или два больших круга.
Анализ и оценка
• Спросите у группы, как они взаимодействовали, чтобы распутать узел.
• Был ли процесс демократичным?
• Сколько было найдено путей решения проблемы? Все ли высказывали свои предложения или один человек взял на себя роль лидера и руководил всем процессом распутывания?
Точкой на пол
Это игра для энергетической подзарядки, которая развивает навыки сотрудничества и группового принятия решений. Также служит хорошей зарядкой и разминкой.
Сложность: Уровень 1 Количество участников : 6-25 Время: 15 минут
Инструкции
1. Объясните группе, что в этой игре у каждого на теле есть 9 «точек», которыми можно касаться пола: 2 ноги, 2 руки, 2 локтя, 2 колена и 1 лоб.
2. Попросите участников рассредоточиться по комнате. Объясните игрокам, что при объявлении числа от 1 до 9 они должны коснуться пола соответствующим количеством точек. Повторите упражнение еще два раза.
3. Попросите каждого найти себе партнера. Называйте числа от 2 до 18. Участники пар должны взаимодействовать, чтобы в сумме получилось нужное число. Повторите еще два раза.
4. Повторяйте упражнение в группах из 4, потом 8 и 16 человек, а далее до тех пор, пока все участники не станут единой группой, работающей вместе.
Советы ведущему
Общаться или изъясняться участникам разрешается только при помощи знаков.
Если упражнение выполняет группа из 4 человек, наименьшим числом может быть даже 2 (при этом два человека стоят каждый на одной ноге, держа на весу двух других!)
Если играют четверо, наименьшим практически применимым числом будет 4. (Наибольшим числом будет 4 Х 9 = 36).
В каждом раунде наибольшее число не может превышать количество людей в группе, умноженное на 9!
От дуэтов до квартетов
Эта игра включает процесс обсуждения и переговоров.
Сложность: Уровень 1 Количество участников : 4+ Время: 45 минут
Инструкции
1. Попросите группу разбиться на пары для выполнения задания, которое потребует обсуждения и принятия решения, например, ребята должны договориться о дате пикника за городом для всей группы, дать определение прав человека или выбрать из прав человека три самых важных.
2. Отведите на эту часть задания 10 минут.
3. Потом попросите пары объединиться в четверки и повторить этот процесс.
4. Примечание: Если вы используете это упражнение для принятия коллективного решения по практическому вопросу, например, о поездке, тогда вы должны продолжить упражнение с группами из 8, 16 человек и так далее до тех пор, все не объединятся в одну большую группу и не придут к консенсусу, который отвечает интересам всех. Если вы используете этот метод для обсуждения определения прав человека, соберитесь на пленарное заседание после того, как закончится обсуждение в четверках. Это позволит избежать скуки и однообразия от повторения одного и того же.
Анализ и оценка
Предлагаемые вопросы для обсуждения характера процесса принятия решения:
• Этот метод требует значительных затрат времени. Стоит ли того результат?
• Каждый ли ощущал свою причастность к процессу принятия решения (даже если принятое в итоге решение не полностью соответствовало его пожеланиям)?
• Не случилось ли так, что какие-то интересы меньшинства не удалось учесть? (Например, с датой поездки).
Игры для анализа
При проведении детских программ трудно переоценить важность периодического анализа результатов занятий. Приведенные ниже игры можно использовать в любое время, они помогают с улыбкой учиться на собственном опыте. Здесь пригодятся умение рисовать, лепить и рассказывать истории.
Эта игра поможет вам в установлении обратной связи. Чем больше раундов вы проведете, тем больше комментариев вы получите.
Сложность: Уровень 1 Количество участников : Любое Время: 3 или 4 минуты на один раунд
Инструкции
1. Попросите ребят сесть в круг.
2. Кратко напомните им о том, чем они занимались.
3. Выберите одну пару утверждений, приведенных ниже.
4. Попросите всех по очереди закончить предложение. Комментарии и дискуссии не разрешаются.
5. Проведите дополнительные раунды, если у вас остается время или вы хотите больше узнать о реакции ребят.
Примеры утверждений:
• Самым лучшим в игре было.... Самым худшим....
• Самым интересным было..... Самым скучным было...
• Мне совсем не понравилось ... Больше всего понравилось...
• Самое смешное.... Самое серьезное ...
• Я бы хотел больше ... и меньше...
• Больше всего мне понравилось делать ... не понравилось делать ...
• Лучше всего у меня получилось ... Хуже всего получилось ...
Высоко и низко
Очень быстрый метод, использующий язык жестов.
Сложность: Уровень 1 Количество участников : Любое Время: 50 минут
Подготовка
Подготовьте 3 - 4 вопроса, например, «Понравилась ли вам игра?», «Узнали ли вы что-нибудь новое?»
Инструкции
1. Зачитайте первый вопрос.
2. Попросите группу продумать ответ и проиллюстрировать его своими телодвижениями. Если участники согласны с заявлением, они должны вытянуться как можно выше, можно даже встать на цыпочки. Те же, кто решительно не согласен, должны присесть или даже лечь на пол. Каждый может выбрать любое промежуточное положение, показывающее его отношение к вопросу.
Дайте ребятам время отдохнуть и зачитайте второй вопрос.
Точки зрения
Эта игра сочетает движение с возможностью обсуждения.
Сложность: Уровень 1 Количество участников : 10+ Время: 10 минут
Подготовка
Подготовьте 3 или 4 вопроса, например, «Понравилась ли вам игра?», «Узнали ли вы что-нибудь новое?»
Инструкции
1. Объясните участникам, что каждая из четырех стен в комнате обозначает одну из точек зрения: первая - «да», вторая - «нет», третья - «я не знаю» и четвертая - «я хочу что-то сказать».
2. Задайте первый вопрос об игре и попросите каждого подойти к той стене, которая соответствует его ответу.
Дайте выступить тому, кто хочет высказаться. Высказываться могут только те, кто стоит у стены «я хочу чтото сказать».
Прогноз погоды
В этой игре используется метод рассказывания историй. В нее можно сыграть в конце какого-то упражнения, чтобы узнать мнение игроков. Как вариант, эта игра хорошо подходит для длительных программ, чтобы, позволяя участникам на каком-то этапе, оглянуться назад и извлечь уроки на будущее.
Сложность: Уровень 1 Количество участников : 6+ Время: 45 минут
Подготовка
Бумага и карандаши по выбору.
Инструкции
1. Дайте участникам 5 -10 минут подумать о сегодняшнем дне/ семинаре/ проекте/ задании, над которым они работают, и задать себе следующие вопросы: «Нравится ли мне то, что я делаю? Что мне это дает, и добьюсь ли я успеха в итоге?»
2. Потом предложите каждому по очереди рассказать, как он ощущает себя в роли предсказателя погоды.
Советы ведущим
• Если вас попросят уточнить, что вы имеете в виду, вы можете сказать: «Сегодняшнее утро было хмурым и пасмурным... Мне пришлось раскрыть зонтик, чтобы не вымокнуть под дождем... ветер рвал зонтик из рук, но множество ваших рук помогли мне его удержать... на завтра тоже обещают дожди, но на следующей неделе, я думаю, погода будет ясной и солнечной». Это может означать, что вы начали не очень уверенно, потом дела пошли совсем плохо, и вы были рады, что окружающие вас поддержали, сейчас же вы не совсем уверены в скором успехе дела, но полагаете, что в итоге добьетесь цели.
• Время рассчитано на группу из 10-12 человек. Для больших упп потребуется больше времени.
Варианты
• Участники могут не излагать свой прогноз погоды на словах, а нарисовать его.
Вы можете использовать основную идею этой игры для анализа своего проекта, как будто вы комментируете футбольный матч, состязания по крикету или какое-то другое подходящее событие.
На первой полосе
Идея заключается в том, что группа должна подготовить свой вариант первой полосы бульварной газеты. Заголовки должны отражать чувства и мысли членов группы по поводу того, чем они занимались.
Сложность: Уровень 2 Количество участников : 8+ Время: 45 минут
Подготовка
Вам будет нужен лист бумаги формата А3 и маркеры для каждой малой группы.
Инструкции
1. Участники должны разбиться на малые группы по 3-4 человека.
2. Попросите их обсудить проделанную ранее работу, спросите, что им дал данный проект или упражнение, проведите мозговой штурм по поводу удачных и неудачных моментов.
3. Каждая группа составляет 5 или 6 «статей». Участники должны совместно придумать заголовок для каждой истории и, по желанию, добавить несколько предложений, поясняющих суть дела. Всю статью целиком им писать не нужно. Фотоиллюстрации не обязательны, но могут пригодиться.
4. Развесьте первые полосы.
Презентации и обсуждения проводятся по вашему усмотрению.
Рюкзак
Для этого упражнения требуются минимальные навыки рисования и творческий подход.
Сложность: Уровень 1 Количество участников : Любое Время: 40 минут
Материалы:
Бумага и цветные карандаши
Инструкции
1. Проводится в конце курса или семинара. Попросите ребят нарисовать самих себя, возвращающихся домой с рюкзаком за плечами. В рюкзаке лежит все то, что они хотели бы взять с собой домой.
2. Они должны вспомнить все, чему они научились и что хотели бы сохранить. В их рюкзаке могут лежать книги, фотографии, чувства, люди, идеи, новое мировоззрение, сила, которую они приобрели, преодолев трудности, моральные ценности.
Они также могут изобразить лежащим на земле то, что они хотят оставить. Это могут быть вредные привычки, старые идеи, трудности, плохая еда, недосыпание -все, что угодно!