Мероприятия в летнем лагере
«В поход с Чингачкугом»
Действующие лица: Ведущий, Быстроногий Олень, Белое Перо, Твёрдая Рука, Свирепый Ягуар, Чингачкуг Великий Змей, Соколиный Глаз, Золотая Лилия, Дикая Лань, Купер.
(сцена оформлена как поселение индейцев: в центре – большой костёр, напротив него – большой вигвам, поодаль расположены вигвамы поменьше (можно использовать туристические палатки): «Вождь племени Ука – Ука», «Здесь из вас сделают настоящего индейца» и другие. Установлены два щита для метания и снаряды к ним (шишки). За большим вигвамом – радиоустановка, магнитофон и микрофон. Перед началом представления звучит музыка, все зрители собираются на поляне.)
- Ведущий. Приветствуем вас на великом празднике индейцев местного племени! Сегодня вы познакомитесь с индейскими вождями и будете соревноваться за право быть первыми и лучшими, А сейчас мы предлагаем вам посетить наши вигвамы, чтобы стать настоящими индейцами! Желаем вам отлично повеселиться!
(музыка звучит громче, проводятся аттракционы: в вигваме вождь племени Ука –Ука задаёт вопросы и загадки о природе, о лете и т.д., в другом – детей разрисовывают гримом и украшают их перьями и повязками. Раздаётся бой барабана). - Сейчас мы приглашаем вас пройти к большому вигваму и сесть воле него тихо и спокойно, как подобает настоящим индейцам. (звучит бой барабана. Из большого вигвама выходят индейцы: Быстроногий Олень, Белое Перо, Твёрдая Рука, Свирепый Ягуар, последним выходит Чингачкуг Великий Змей. Все усаживаются перед входом в вигвам).
- Чингачкуг. Слова делавра сказаны. Мужчины не говорят дважды.
- Белое Перо. Великий вождь поступает мудро и благоразумно, не теряя времени на повторение того, что уже сказано. Но каждый воин должен хорошенько обдумать решение, прежде, чем всадить в томагавк в голову своего пленника…
- Свирепый Ягуар (прислушиваясь) Чьи шаги слышу я? Чьи мокасины осмелились ступить на тропу делавара? (на поляну выходит *Соколиный Глаз, бледнолицый друг индейцев)
- Соколиный Глаз. Да благословит вас Великий Маниту!
- Чингачкуг (поднимает правую руку). Приветствую тебя, Соколиный Глаз!
- Соколиный Глаз (поднимает правую руку). Приветствую тебя, Великий Змей!
- Чингачкуг. Что привело тебя в мой вигвам и где твои спутницы: та, у которой золотые локоны, и её темноволосая сестра?
- Соколиный Глаз. Их захватили ирокезы, которых привёл Магуа Хитрая Лисица. Ты был прав, Чингачгук, не стоило ему доверять. Они напали внезапно, на рассвете, и я вынужден был уйти, чтобы потом спасти девушек. И потому я здесь. Змей, Золотая Лилия и Дикая Лань в опасности.
- Чингачкуг. Ты, верно хочешь сразиться с ирокезами. Я помогу тебе. Моё племя – прадед народов. В моих жилах нет ни капли смешанной крови, в них кровь вождей – чистая благородная кровь. И такой она останется всегда. Мы выгоним ирокезов из кустов, как оленей. Я всё сказал!
- Быстроногий Олень. Великий Змей! Много делаваров отправилось в страну духов с того времени, как ирокезы откопали свои томагавки.
- Твёрдая Рука. На битву с многочисленными ирокезами нужны сильные и молодые воины.
- Чингачкуг (показывает на зрителей) Посмотрите, сколько молодых и сильных воинов перед тобой. Они встанут рядом с нами против ирокезов. (к зрителям) Согласны? Не перед битвой мы должны исполнить ритуальный танец. Во время танца вожди наберут в свои отряды воинов, и лучшие из лучших пойдут с нами. А теперь смотрите на нас и повторяйте за нами.
( Звучит бой барабана, начинается танец: ритмичные воинственные движения, прыжки и крики. В нём участвуют зрители. Во время танца набирают команды по 10 человек).
- Соколиный Глаз. Итак, у нас четыре отряда, их возглавляет Белое Перо, Быстроногий Олень, Твёрдая Рука и Свирепый Ягуар. Они поведут вас разными тропами, ваша задача – бесшумно пробраться в лагерь неприятеля и выкрасть пленниц.
- Чингачкуг. Храбрые воины, не будем даром тратить время, такое драгоценное для нас. И прежде чем солнце пройдёт свой путь, мы войдём в вигвамы ирокезов и с победой вернёмся! Вперёд! (команды во главе с вождями уходят по маршрутам, которые придуманы заранее и размечены на местности номерами. В маршрутах предусмотрены спуски, подъёмы, прыжки в высоту и в длину, другие спортивные препятствия, которые должен пройти каждый участник команды. Та команда, которая первой найдёт пленниц в лесу и приведёт их на поляну, позже будет объявлена победительницей).
- Ведущий. Друзья! Пока наши воины выполняют задание, мы узнаем, кто же среди вас самый меткий стрелок, самый быстрый бегун, самый сильный и ловкий. Соревнования проводятся у большого вигвама, а напротив, у большого костра, вас ждут весёлые игры.
(Чингачкуг и Соколиный Глаз проводят соревнования)
- 1. Конкурс на лучшего стрелка дротиками. Победитель получает раскрашенное перо из рук Великого Змея.
- 2. Конкурс на самого быстрого – бег со скакалками.
- 3. Конкурс на самого ловкого –бег в мешках.
На соседней площадке проводятся массовые игры:»вышибалы», «третий лишний индеец», «хвосты». (Всем участникам прикрепляют хвосты – верёвочки, так, чтобы они легко отрывались. Водящий пытается собрать себе все хвосты, а участники берегут свой хвост. Оставшиеся с хвостами получают призы)
- Ведущий. (по прибытии последнего отряда) Внимание! Прибыли наши отряды!
(бой барабана. На середину площадки выходит Чингачкуг).
- Чингачкуг. Да благословит вас Великий Маниту! Дело сделано с ловкостью индейца. Сегодня наши гостьи – Золотая Лилия и Дикая Лань – объявят победителей. Приветствуя их, все должны крикнуть «Хук». (Все кричат. Девушки награждают отряды). Вы справились с заданием, как настоящие делавары! Мы решили провести священный обряд и посвятить вас в индейцев – великих воинов! Зажечь Священный огонь! Повернитесь все к Священному Огню! На колени! Повторяйте за мной – вождём великих племён делаваров – священную клятву: «Мы безродные бледнолицые, вступая на путь храбрых воинов, клянёмся Великому Духу Маниту любить и беречь природу своего края, уважать старших, ненавидеть зло, творить добро, защищать слабых и бесстрашно путешествовать по стране книг! Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся! Падите ниц перед Великим Духом Маниту! (все падают ниц, девушки брызгают всех водой из лейки. Из большого вигвама к ребятам выходит Фенимор Купер в цилиндре с белым пером, в накидке с книгами «Последний из могикан», «Зверобой»)
- Купер. Дорогие ребята! Наконец – то я познакомился с вами, моими будущими читателями. Я – Фенимор Купер, с моими героями вы сегодня встретились. И если вам понравились мои герои, если вам интересна их дальнейшая судьба я приглашаю вас в библиотеку, где на полках вас ждут мои книги. До новых встреч!
В следующих играх участвуют все отдыхающие ребята лагеря.
«Железная дорога».
Участники разбиваются на команды – «вагончики» по 6-7 человек в каждом. Им выдаются заранее заготовленные маршрутные карточки. Начальники «станций»- ребята из клуба. Даётся «гудок», и «поезд» отправляется в путь. «Станции» самые разные: «Убегай-ка» (бег на 60 м), «Попрыгайка» (прыжок в длину с места), «Забивайка» (забить гол в ворота), «Отвечайка» (ответы на вопросы), «Угадайка» (загадки), «Нарисуйка» (коллективный рисунок), «Представляйка» (пантомима), «Запевайка» (общая песня), «Потанцуйка» (общий танец) и т.д. Команды передвигаются от «станции» к «станции» по направлению, указанному в их маршрутной карточке. Игра считается законченной, когда команды пройдут все «станции». Затейники заранее продумывают систему очков, баллов, оценок. Если это спортивные «станции», лучше всего выводить коэффициент – складывать общее количество секунд, метров и делить на количество человек в команде. Если это «станции» «Запевайка», «Потанцуйка», «Представляйка», где оценивается мастерство исполнения, уместно ставить оценки (пятёрки, четвёрки). Таким образом, в течение двух часов на стадионе или спотрплощадке проходит эта весёлая игра.
Завершающим событием летнего сезона может стать большой турнир затейников нескольких лагерей. К нему готовятся заранее, договорившись с соседними лагерями об обмене бригадами затейников, о проведении общих больших мероприятий.
Хотим подсказать вам несколько игр для этого турнира.
«Поймай замыкающего».
Участвовать в игре могут от 15 до 30 человек. Для игры выбирают ровную площадку или полянку. Играющие, разделившись, на четвёрки, встают в затылок друг другу. Стоящий впереди разводит руки в стороны, как бы защищая от нападения стоящих за ним игроков, а остальные берут за пояс впереди стоящего. Один из играющих выходит на середину-это входящий. По команде затейника начинается игра. Водящий, бегая по площадке, старается забежать сзади какой-нибудь четверки и запятнать последнего. Защищая своего игрока, первые номера каждый четверки, все время, поворачиваясь лицом к водящему и разведя руки, стремятся не подпустить его к своей четверке. Если водящему все же удается запятнать последнего, то он становится в это четверку на его место; последний становится третьим, третий - вторым, второй-первым, а первый идет водить. Во время игры нельзя опускать руки. Нарушивший это правило становится водящим.
«Охотник и сторож»
Из играющих выбирают двух ловких ребят-один из них будет «охотник», другой - «сторож». «Сторож» чертит для себя круг диаметром в 2 метра. Здесь он будет сторожить пойманных «охотником» «зверей». Все остальные играющие отходят к одной из коротких сторон площадки. ( О границах площадки условливаются до начала игры ). Все «звери» бегают по площадке. В это время «охотник» старается их запятнать. Пойманные «звери» встают в круг под охрану «сторожа». Пойманных разрешается выручать. Это делается так: находящиеся в кругу «звери», не переходя черты, протягивают руки. Не пойманные стараются подбежать к ним и ударом по руке выручить.
Но это надо делать так, чтобы ни « охотник», ни сторож» не запятнали их, иначе они сами идут в круг. «Сторож» тоже имеет право пятнать подбегающих к нему «зверей». Вырученные «звери» убегают и присоединяются к остальным.
«Перелет птиц»
В игре могут одновременно участвовать от 20 до 50 человек.
Играющие садятся на стулья или скамейки и образуют круг. Количество мест должно точно соответствовать количеству играющих, и только Один-водящий - остается без места и находится в середине круга. Перед началом игры затейник предлагает вспомнить названия каких-нибудь четырех птиц. Это названия он в порядке очередности раздает сидящим в кругу. Таким образом, каждый играющий получает название одной птицы.
Водящий громко произносит его. По этому сигналу игроки должны поменяться местами, а водящий в это время старается занять одно из освободившихся мест. Оставшийся без места становится водящим, игра продолжается. Вызванные не могут садиться на свое место, а должны занимать освободившееся место другого игрока. Водящий может одновременно выкрикнуть два и даже три названия птиц-это вызовет большее оживление в игре. Выкрикивать названия надо громко и только поле того, когда займут места и успокоятся. Эту игру можно проводить на открытом воздухе, на площадке. В этом случае играющие стоят в кругу, но каждый должен очертить свое место кружком.