Логика смены в ДСОЛ

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
798 3078m.jpg

Логика смены в Детском санаторно-оздоровительном лагере

Сперва кратко.

Организационный период лагерной смены охватывает 3-5 дней, по отношению к этому промежутку времени говорят: как пройдет оргпериод, так пройдет вся смена. Характерной особенностью этого периода является то, что дети не знакомы друг с другом, и, следовательно, неорганизованны.

Оргпериод – время адаптации как детей, так и взрослых (вожатых и воспитателей). Быть вожатым – для оргпериода означает постоянно находиться с детьми, организовывать творческую жизнь отряда, не только советовать и вдохновлять, но и помогать в рождении и осуществлении детского замысла, в пробуждении инициативы и активности. Вожатый организует все виды отрядной деятельности, следит за сменяемостью поручений, что дает ребятам возможность лучше узнать друг друга. Опыт показывает, что чем насыщенней занятость детей в оргпериод, тем легче затем выстраивается коллектив.

Что можно провести для детей в отряде в рамках оргпериода:

  • огоньки знакомств («Расскажи мне и себе»);
  • оформление отрядного места, отрядного уголка, выпуска отрядной газеты;
  • провести игры на знакомство, взаимодействие;
  • определить ожидания детей от смены, дать возможность детям стать соавторами программы смены (организовать «Ящик предложений», нарисовать «Дерево целей» и т.п.).

В организационный период закладываются перспективы совместной деятельности ребят в течение всей смены, поэтому общий совет - при общении с детьми вожатые должны быть искренни, интересны и эмоциональны.


Основной период смены.

Цели и задачи основного периода:

  • поддерживать работу органов самоуправления в отряде;
  • разнообразить виды и формы деятельности детей (сочетая отрядные и общелагерные дела);
  • создать условия защищенности и комфортности для каждого ребенка (через доверие и взаимопонимание в отряде, учет психологических особенностей детей и т.п.);
  • обеспечить возможность для самореализации каждого ребенка (учитывая интересы и склонности, индивидуальные особенности и способности детей);
  • формировать коллектив отряда, развивая традиции лагеря в отряде и создавая собственные.


Заключительный период смены.

В этот период внимание вожатого должно быть полностью сосредоточено на отряде. Дети становятся более возбужденными, разговорчивыми, раскрепощенными. Главной ценностью становится возможность неформального общения, периодически возможно нарушение дисциплины (выходы за территорию лагеря, проблемы с укладыванием спать и т.п.).

Осознавая опасность подобного раскрепощения, руководство лагеря часто идет на отмену выходных дней для вожатых и воспитателей. Однако не стоит забывать о том, чтобы дети уехали из лагеря с впечатлением «чуда», создателями которого они стали сами. Речь идет о последнем общелагерном мероприятии и о вечернем огоньке (можно использовать форму «Расскажи мне обо мне»). Хорошо, если вожатый сумеет подготовить для каждого ребенка памятный сувенир – бумажную медаль, открытку с пожеланием и т.п., однако не стоит давать ребятам свой адрес и телефон, это создает у ребят ложные иллюзии и надежды.


Организационный период смены

X 1557d6d0m.jpg
5393542esOm.jpg

Каждый из периодов смены будем рассматривать на трех уровнях:

  1. что происходит с отдельным ребенком;
  2. какие процессы происходят с отрядом в целом, как с основной структурной единицей педагогического процесса (при этом мы рассматриваем временное детское объединение как важное условие развития личности подростка);
  3. каковы особенности периода, определяемые этапом реализации содержания программы.

Особенности организационного периода


Организационный период смены – это первый этап жизнедеятельности ребенка в новых условиях:

  • из другого круга общения, другой ролевой структуры,
  • возможно, ребенок приезжает из другого климатического пояса, места,
  • другого событийного ряда.

Поэтому, в первую очередь, должна произойти его адаптация, чтоб он комфортно чувствовал себя в новых условиях.

С другой стороны, это первая стадия становления детского объединения – стадия его образования. В это время складываются организационные основания деятельности отряда, происходит формирование отношений, определение перспектив деятельности, ее средств. Формируется структура, определяются и персонализируются функции, то есть распределяется ответственность. В это время основным авторитетом для ребят является педагог, поэтому это самый подходящий момент регулировать процессы, которые происходят с группой детей в течение смены. Запуск этих процессов не зависит от нашего желания, он предопределен законами развития коллектива, но их стихийное развитие может создать в дальнейшем проблемы как в жизнедеятельности ребенка (отдельного или группы в целом), так и в деятельности педагога.

Определим главные проявления тех процессов, условия для которых должен обеспечить вожатый.

  • для эффективного развития в дальнейшем процесса лидерства и руководства в оргпериод важно обеспечить активность каждого ребенка (это главное проявление лидерства);
  • для принятия и дальнейшего выполнения групповых решений в оргпериод особенно важно научиться принимать решения определяющие дальнейшую жизнь коллектива (например, планирование деятельности), совместно – всем коллективом;
  • процесс нормообразования (формирование групповых норм, начало складывания группового самосознания) также начинается в оргпериод: происходит выработка совместных норм и требований.

Детям нужно задать образец, например, через Законы и традиции детского лагеря, помочь на их основе выработать и принять собственные нормы, законы общежития и совместной деятельности. При этом должно произойти обсуждение прав и обязанностей каждого из членов группы, в том числе взрослого. В дальнейшем изменение групповых норм, заложенных на этой стадии, будет почти невозможно. Например, если не достигнут необходимый уровень дисциплины, наводить ее, когда групповые нормы уже сложились, во много раз труднее.

Основные задачи педагога на этом этапе развития группы:

  1. организовать деятельность, выдвигающую лидеров,
  2. обеспечить ситуацию, в которой будут выдвинуты в лидеры ребята с наиболее высокими морально-интеллектуальными ценностями. Тем самым эти ценности станут более привлекательными для всего коллектива;
  3. для формирования функционально-ролевой структуры группы самоуправления – запуска соуправления, как демократической формы организации жизнедеятельности коллектива, в оргпериод должно произойти формирование группового мотива «мы хотим», так как говорить о самоуправлении можно только применительно к коллективу; дальнейшее его проявление – самостоятельность во всех этапах организации жизнедеятельности;
  4. разбивка коллектива на группы так же, как и другие процессы, происходит независимо от нашего желания. Для того чтобы регулировать этот процесс, в оргпериод нужно познакомить детей в деятельности, помочь каждому найти группу по интересу или по симпатиям, как можно больше разнообразить состав малых групп, в которые попадает ребенок в делах отряда, в личностном общении.

В это время формируемся социально-психологический климат, и складывается система взаимодействия, взаимоотношений.

Рассматривая организационный период с точки зрения реализации содержательных задач, нужно учесть, что это первый этап запуска смены.

Важно принятие ребенком программы на одном из уровней:

  • цели задачи, содержание взаимодействия и формы его реализации формируются в совместной творческой деятельности детей и предлагаются педагогу;
  • цели, задачи, содержание взаимодействия и формы его реализации формируются в совместной творческой деятельности педагога и детей;
  • принятие ребенком цели педагога, этапов ее достижения (задач) и совместное определение содержания взаимодействия и форм его реализации.

Каждый вариант имеет свои границы возможности и полезности в зависимости от различных объективных и субъективных условии.

Вариант, в котором цели, задачи, содержание взаимодействия и формы его реализации предлагаются педагогом, а дети «принимают» предложения педагога и соглашаются включиться в деятельность, не имеет смысла, так как отражает репродуктивный уровень субъектности детей, при котором взрослый сам единолично управляет жизнедеятельностью временного детского коллектива.

Условием принятия программы является формирование у каждого ребенка собственного мотива, так как только при этом условии возникает психологическая готовность к самореализации личности.

Механизм формирования мотива:

  • формирование желаний («хочу»)
  • определение предмета желаний на основе интересов («чего хочу»)
  • определение средств на основе способностей («с помощью чего удовлетворить свои желания»)
  • определение плана действий
  • осуществление самой деятельности


Задачи организационного периода

В оргпериод детям вместе с педагогами-взрослыми нужно:

  • адаптироваться к природно-климатическим условиям;
  • познакомиться друг с другом;
  • познакомиться с другими людьми в лагере, с самим лагерем его возможностями, условиями, территорией, включиться в систему взаимоотношений, взаимодействия;
  • выработать и принять общие нормы и требования (в том числе, единые педагогические требования);
  • составить представление о перспективах деятельности;
  • заложить основы совместной коллективной деятельности, определить структуру коллектива.

Что же для этого нужно сделать педагогу?

Содержание и средства работы с детьми в оргпериод

(па примере нескольких задач оргпериода)

Дополните приведенные варианты собственными, соответствующими педагогическим и организационным условиям конкретной смены

Что нужно сделать педагогу для решения задачи Как это сделать

(для отряда, общелагерные дела, методы, приемы)?

Для знакомства друг с другом, с вожатыми:
  • включить детей в активную деятельность, предполагающую разностороннее общение;
  • создать доброжелательную атмосферу;
  • создать ситуации неформального общения;
  • помочь запомнить имена, найти товарищей по интересам, увлечениям;
  • помочь проявиться в лучших качествах;
  • дать возможность попробовать себя в разных видах деятельности;
  • рассказать о себе самом, показать себя в деле;
  • проявить доверие к ребенку, показать его значимость, уважение к его личности.
Игры на знакомство, визитки с именами, КТД, коллективные творческие игры, совместная деятельность на общую пользу, встреча гостей или тех ребят, которые приехали позже, огонек знакомства, совместные дела на знакомство, творческие, музыкальные, конкурсные программы, дискуссионные формы – обсуждение общих проблем, индивидуальные беседы с детьми, диагностика интересов, подведение итогов дня, обмен мнениями, общелагерный Вечер Знакомств с представлением делегаций, с рассказом о своем крае, знакомством с другими отрядами и представлением своего.
Для знакомства с сотрудниками и с самим лагерем.
  • Познакомить в первую очередь с теми взрослыми, с кем ребенок будет видеться часто – с врачом, медсестрами, горничными, администратором корпуса, шеф-поваром, зав столовой, администраторами столовой.
  • Познакомить с администрацией лагеря, людьми, которые могут ответить на его личные вопросы, дать полезную информацию (зам директора по ВР, методисты, психологи, библиотекарь, руководители программ и курсов, радист, детский кассир, вожатые других отрядов).
  • Познакомить с территорией, помочь научиться ориентироваться в лагере.
  • Познакомить с территорией функционально – с условиями (в том числе бытовыми) и возможностями, которые есть в лагере для ребенка, дать информацию о том, как ими пользоваться, познакомить с окружающей природой.

Обозначить места, в которых запрещено нахождение детей.

Вечер интересных дел, составление карты схемы лагеря из природных материалов), вертушки знакомства, игры по станциям с маршрутными листами, встречи с интересными людьми, игры и дела на разных площадках.

Проводить часть дел по возможности на природе, в разных местах лагеря. Детям можно давать небольшие поручения, готовить с ними сюрпризы для других людей, в уголке отряда полезную информацию.

Из общих дел может пройти Вечер знакомств и пресс-конференция со службами лагеря, презентация программы лагеря. Важно не только дать информацию, но и создать условия для ее самостоятельного получения.

Для принятия общих норм и требований проживания и совместной деятельности:
  • Познакомить с требованиями и правилами, направленными на охрану жизни и здоровья детей.
  • Познакомить с режимом дня, с санитарно-гигиеническими требованиями, с правилами выполнения утренних режимных моментов, использования времени личной гигиены в течение дня и вечером, научить поддерживать уют.
  • Познакомить с правилами пользования бытовыми помещениями, правилами посещения столовой.
  • Познакомить с законами и традициями лагеря, с правами и обязанностями детей и взрослых в лагере.
  • Договориться о нормах поведения, поддерживать доброжелательную атмосферу. Выработать собственные нормы, которые будут приняты каждым в коллективе.
Оргсбор отряда, Огонек знакомства, Вечер легенд, экскурсии, дела по законам и традициям, принятие Законов жизни в лагере, права и обязанности детей и подростков в лагере, инструктажи по ТБ и пожарной безопасности, правила личной гигиены, индивидуальные беседы, индивидуальная помощь ребенку, информационный стенд, визитки с именами. Совместное обсуждение возникающих проблем, поиск выходов, решений. Напоминания и контроль для выработки и поддержания гигиенических, бытовых навыков у детей.
Для формирования представления о перспективах деятельности:
  • Предложить детям информацию о возможных вариантах деятельности в смене.
  • Заинтересовать детей, включив в интенсивную текущую деятельность, в планирование дальнейшей деятельности.
  • Задать ситуацию выбора деятельности.
  • Выявить собственные интересы и желания детей, помочь соотнести их с возможностями лагеря, смены.
Диагностика потребностей и интересов детей. Разведка интересных дел, планирование, Оргсбор, дискуссионные формы дел на темы, касающиеся выбора детей, возможности смены, отношения к отдыху и тому подобное.

Интенсивная разнообразная деятельность, встреча с интересными людьми.

Особая система средств, которая имеет опосредованное значение для деятельности педагога – система диагностики в смене. Каковы формы ее осуществления в оргпериод? Это дело отряда – КТД, творческие игры, специальные диагностические игры, анкетирование, тестирование с помощью психолога. Методы и приемы, которые использует вожатый – наблюдение, индивидуальные беседы. Поведение вожатого при этом должно быть доброжелательным, часть информации – конфиденциальна.


Позиция педагога в оргпериод

Позиция вожатого в работе с отрядом – скрытая позиция воспитателя. Она определяется этапом смены (в свою очередь, зависящим от этапа становления коллектива).

Оргпериод – это период предъявления четких требований и создания условий при которых (в сочетании с искренностью, доброжелательностью и вниманием вожатого). Выполнение этих требований для ребенка интересно, необходимо, выгодно. Для этого вожатый вызывает с помощью различных методов как можно больше различных форм поведения, реакций, характерных проявлений личности. При этом будет возможно определить оптимальные пути разрешения педагогических трудностей.

Вожатый в оргпериод – ведущий, организатор, лидер. Эффективный прием взаимодействия с детьми – повторять их мысли, высказывания, перестраивая их в нужном направлении, редактируя, расставляя нужные акценты. При этом поддерживается уверенность ребят в том, что они сами приняли нужное решение, с помощью вожатого они включаются в процесс обучения принятия решений. Вожатый – организатор, детского творчества, но не автор и не исполнитель идей.

Для появления общности в группе ребят, для того, чтобы каждый чувствовал себя комфортно, то есть для обеспечения социально-психологического благополучия, необходима деятельность – интересная, информационно наполненная, полезная. В первые дни смены дети чаще всего не способны сами ее организовать, им необходима помощь. Дети – активные участники дел, помощники (но не зрители).

Необходимо обратить внимание и на поведение вожатого: важно часто улыбаться детям, речь должна быть эмоциональной, в голосе всегда доброжелательная интонация. Необходимо постоянное общение с детьми, участие во всех делах вместе с ними, особую заботу и внимание к внешности, самочувствию, настроению детей; нужно отвечать на все вопросы, даже если они повторяются искать разные формы передачи информации, интересоваться успехами ребенка, его мнением, занятиями. Не менее важно эстетика и корректность в общении с детьми и со взрослыми, педагогу нужно проявлять терпение, ненавязчивость (с шуткой, но последовательно предъявлять требования), представлять детям пример в выполнении всех правил, требований.


Основной период смены

1242290409m.jpg
X 8ca301fem.jpg
19fgm.jpg
1234193539m.jpg
05-71m.jpg

Особенности периода, этапы

Содержание деятельности – реализация всех планов, которые были задуманы.

В этом периоде можно выделить несколько этапов:

Учебный (получение ребенком опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации).

Задачи педагога:

  • управление воспитательным процессом через организацию соуправляющих структур отряда и разносторонней социально и личностно значимой творческой деятельности детского коллектива,
  • регуляция внутренних межличностных отношений, препятствование возникновению конфликтных ситуаций, появлению аутсайдеров в детском коллективе;
  • создание в детском коллективе условий для реализации педагогического содержания, соответствующих ожиданиям и возможностям ребенка.


Учебно-демонстрационный (включение в деятельность – приобретение ребенком социально и жизненно важного опыта, который в ходе демонстрации закрепляется и становятся способом его жизнедеятельности):

  • изменения в интеллектуальном опыте ребенка (получение дополнительных званий, умений, навыков), Например, через организацию пространств дополнительного образования ребенка – программ, теоретических и практических курсов;
  • освоение в совместной деятельности способов творения собственной жизнедеятельности;
  • изменения в гуманитарном опыте ребенка (культура взаимоотношений и совместной деятельности на основе общечеловеческих отношений);
  • изменения в лидерском опыте ребенка (умение организовать себя, понять собственную самоценность),
  • изменения в здоровье ребенка.

Задачи педагога:

  • включение ребенка в учебно-демонстрационные, развивающие виды деятельности, ориентированные на субъектную позицию в них ребенка;
  • создание условий для принятия ребенком субъектной позиции по отношению к деятельности своего коллектива
  • создание эмоционального настроя, атмосферы творчества и сотрудничества в коллективе, стимулирование активной позиции каждого подростка, активной деятельности органов самоуправления;
  • организация совместного анализа;
  • обеспечение оздоровления ребенка на основе максимального использования природно-климатических факторов, широкого развития и спорта;
  • поддержка ребенка в преодолении трудностей и проблем, возникающих у него на пути к достижению поставленной цели.


Развивающий (самостоятельное творчество)

Задачи педагога

  • организация разнообразной коллективно творческой, досуговой деятельности при активном участии в разработке и проведении детей;
  • создание условий для демонстрации самодеятельности подростков в органах детского самоуправления;
  • показ достижений и приобретений детей в совместной деятельности через различные формы активной совместной деятельности;
  • корректировка межличностных и групповых отношений и взаимодействия;
  • создание условий для знакомства подростков с историческими и культурными достопримечательностями;
  • анализ индивидуальных и коллективных действий, направленных на стимулирование успешности подростков в разнообразных видах деятельности;
  • активное оздоровление.


Закрепляющий (закрепляем полученный опыт, например, путем выхода на уровень другого коллектива).

Задачи педагога:

  • расширение поля деятельности для каждого из детей, выстраивание индивидуальных планов дальнейшего развития приобретенных знаний, умение, навыков;
  • коллективный анализ и показ индивидуальных и коллективных достижений;
  • оценка и самооценка членами детского объединения личностно значимых результатов участия в деятельности лагеря,
  • создание эмоционально приподнятой атмосферы успешного завершения смены, поощрение наиболее активных участников органов самоуправления и ключевых дел смены.

В соответствия с этими этапами нужно стараться выстраивать программу смены.


Общие задачи периода

  • включение в активную деятельность по реализации программы смены;
  • создание условий для самореализации детей и для развития их опыта по самоуправлению.


Многое в основной период определяется программой смены. Но всегда важно помнить:

  1. Эффект новизны уже не срабатывает, нужна интенсивная и осмысленная деятельность.
  2. В коллективе происходит борьба за власть, раздел территории, значит, неизбежны конфликтные ситуация, нужно обращать их в источник развития, работать на сплоченность, привязанность, близость.
  3. Продолжают реализоваться процессы, начавшиеся в оргпериод (лидерство и руководство, нормообразование и выполнение общих норм, принятие групповых решений, самоуправление).

Независимо от смены самый важный результат – благополучие ребенка.

  • Физическое – отсутствие травм, заболеваний, относительное приспособление к условиям.
  • Социальное – оптимальная функционально-ролевая структура, лидерство уже сложились в систему, сформированы референтные группы. У каждого ребенка должно быть свое место в этой системе, которое устраивает и его, и других членов группы. Чем более вариативной и разноуровневой будет структура, тем этого легче достичь; каждым приняты нормы и законы совместного общежития и деятельности.
  • Психоэмоциональное – ребенок чувствует себя комфортно, умеет разрешать конфликтные ситуация, владеет своим настроением.
  • Умственное — происходит развитие, то есть появляются изменения, новообразования. Всё это требует, в том числе, индивидуальной работы с ребенком.


Что происходит с коллективом?

Выйдя из стадий ориентации, складывания групповых норм и формирования отношений (1-2), коллектив движется дальше по ступенькам развития:

3. Стадия конфликта. Переоценка своих возможностей, стремление решать все проблемы самостоятельно, без помощи взрослого.
4. Переход от конфликта к сбалансированности, более открытое общение, появление элементов групповой солидарности и сплоченности.
5. Чувство «Мы», забота всех о коллективе, сплочение. Интеграция индивидуальных и групповых целей, причем ведущими становятся познавательные интересы. Деловая сфера преобладает над эмоциональной.
6. Преобладание эмоциональной сферы. Тесные межличностные контакты. Переоценка групповых норм.
7. «Актуализация». Развитие эмоциональной и деловой сфер гармонизируется, возникает высокая сплоченность, открытость к проявлению и разрешению конфликтов. Расхождение во взглядах допускается до тех пор, пока не выработан общий взгляд на проблему.

Следует отметить, что пройти все семь стадий удается далеко не каждой группе. Большинство «зависает» па промежуточных стадиях, например, на стадии конфликта, или регрессирует и «ходит по кругу» двух-трех стадий. В значительной мере это зависит от педагога.

Сигнал переломного момента в основной период – спад активности ребят, спад жизненной активности, низкое качество проводимых дел, разрушение временных личностных связей, личностные конфликты, изменяется к худшему и качество самоуправления. В этот период особенно важно предоставление коллективу и личности самостоятельности, выявление системы отношений друг с другом, вожатого с отрядом, индивидуальный анализ происходящего необходима «эмоциональная передышка», разрядка напряжения. При этом важно помочь ребятам увидеть несоответствие изначальных целевых установок и практического их осуществления, откорректировать дальнейшую деятельность в отряде. В это время усиливается необходимость индивидуальных бесед, индивидуальной работы с ребенком.

Вожатый больше слушает, помогает разобраться, уточняет старые перспективы и их возможности. Окончание переломного момента может быть определено двояко: «откровенный разговор» и «педагогический взрыв».

  • «Откровенный разговор» – принципиальный разговор о жизни отряда в целом, о каждом или о некоторых ребятах. Во время этого разговора ребятами вырабатываются новые, повышенные требования к своей жизнедеятельности. Вожатый – участвует, но не ведет разговор, внимательно следит за происходящим, вмешивается только по необходимости. Ведущий – командир. Проводить лучше вечером, на общем отрядном сборе, только по желанию самих ребят.
  • «Педагогический взрыв»: если отряд не готов или неспособен к откровенному разговору, то, выбрав момент, когда ребята в состояния принимать претензии, вожатый высказывает им свое отношение к положению в отряде. Выступление должно быть резким, эмоциональным, искренним, четким; вожатый показывает своим выступлением несовместимость данной обстановки и своей жизненной позиции, определяя ее теми установками, которые были выработаны совместно с ребятами в начале смены. Такой «взрыв» лучше подействует перед отбоем, когда каждый из ребят сможет осмыслить услышанное самостоятельно. При верном тоне вожатого и удачном выборе момента для разговора, через 2-З дня отряд сам соберется для второго разговора, который будет уже общим откровенным разговором и поможет выработать новые нормы и условия жизни.


Позиция педагога в основной период смены

В основной период вожатый контролирует выполнение тех требований, которые были усвоены в оргпериод, помогает ребятам сделать их выполнение организованным, менее трудоемким, более эффективным. Вожатый проверяет степень самостоятельности ребят и оказывает им необходимую помощь. Уже при планировании деятельности (в начале основного периода), «редактируя» мысли ребят, нужно всё же давать им «право на ошибку» и уметь выполнить собственную программу в рамках того плана, который родится совместно с детьми. Вожатый постепенно переходит в роль консультанта, оставаясь при этом активным участником и подготовки, и проведения дел (скрытый контроль, помощь, обучение умениям, необходимым для реализации поставленных задач).

Кроме того, вожатый в ходе общения с детьми обязательно показывает свое отношение к любому событию, делу. Ребята ориентируются на личность вожатого, поэтому любой жест, мимика, речь вожатого приобретают воспитательное значение. Постепенно ребята готовятся к самостоятельному руководству группой, при этом не только лидеры должны иметь возможность проявления своей самостоятельности и ответственности, за каждый из ребят. В основной период важнее дело, подготовленное самими ребятами, пусть и не идеальное, не образцовое, чем «красивое», «правильное» дело, организованное для них взрослыми. Кроме изменения организаторской позиции, в каждом происходит осмысливание, переоценка, корректировка жизненных ценностей, и это не менее важно.


Будет ли вожатый другом для ребят?

«Детская любовь, организуемая педагогом для собственного удовольствия, является преступлением» – это слова А.С. Макаренко. Часто вожатый добивается ее неосознанно, считая, что выполнить задачи по формированию коллектива можно только при полной преданности вожатому. Преданность и любовь легко спутать. Недопустимо и панибратство: «вожатый — хороший парень, с ним все можно», в таких случаях над вожатым, как над равным, подшучивают, видя, что все дозволено, начинают хамить. Это постепенно распространяется и на взаимоотношения между детьми. Пресечь такой тон вожатый уже почти бессилен, потому что машина разогналась и остановить ее не так-то просто. Поставить себя в коллективе надо с самого начала решительно и правильно и внимательно следить за каждым своим жестом и за словом. От этого очень зависит педагогическая позиция вожатого в работе с детским коллективом. Рецептов мало, надо самому прийти к тому, как стать другом для детей.

Педагогические проблемы основного периода смены

Для основного периода так же характерен ряд проблем, не все они могут проявиться в оргпериод:

Проблемы Как предотвратить
Взаимоотношения со взрослыми в идеале представляют собой равноправное партнерство, но при этом возможны ситуации, когда вожатый «нагружает» ребенка своими проблемами, как бы демонстрируя этим свое доверие. Этого нужно избегать.

Даже конфиденциальная информация вожатого воспроизводится и используется ребенком двояко:

  • для сближения дистанции,
  • для повышения собственного статуса в группе.

Агрессия, как и полное раскрытие – безоружность взрослого, механизмы, которые помогают быстро достичь результата, но они создают лишь иллюзию успеха, их нужно избегать

Здоровый образ жизни (нравственно, физически, эмоционально) не является для детей нормой. В первую очередь, необходим такой образ педагога, который транслировал бы эти ценности.
Педагог иногда оценивает ребенка, навешивая ему «ярлыки», тем самым программируя поведения ребенка. Важно помнить, что оцениваться могут конкретные поступки, за которые ребенок несет ответственность, но не сам ребенок.
Взросление – это ответственность+умение высказывать суждения. А ребенок часто воспринимает и воспроизводит взросление, как присваивание внешних атрибутов. Надо учить ребенка самостоятельному размышлению, умению принимать решения, доводить дело до конца и нести за него ответственность, учить высказывать суждения (не забывая о нравственном критерии – ненарушении прав другого человека).


Заключительный (итоговый) период смены

Особенности и содержание деятельности

Особенности Содержание деятельности
Эмоциональный спад Работа «на эмоции»
Близок переход в прежние условия, но в новом качестве Подготовка к возвращению домой, выстраивание реальной перспективы
Есть общие и индивидуальные достижения Подведение итогов, анализ-обобщение того, что произошло в лагере
Спад дисциплины, опасность несчастных случаев Нужно особое внимание к совместно принятым нормам, требованиям, четкое планирование дня, распределение ответственности
Завершение основной содержательной деятельности Время для итогового этапа диагностики – выявления проблем и достижений, с одной стороны, и оценки организации процесса совместной деятельности, с другой


254360248m.jpg
03-95bigm.jpg
X 0780cc00m.jpg

Задачи в итоговый период

  • Подведение общих итогов по реализации программы смены.
  • Анализ результатов индивидуальных достижений.
  • Работа на последействие.

Дела, которые помогут эти задачи решить:

  • итоговый сбор отряда;
  • прощальный огонек;
  • прощальные ритуалы;
  • деловые игры, пресс-конференции;
  • творческие дела (для дома, для лагеря).


Позиция педагога

В итоговый период смены вожатому приходиться ориентироваться по ситуации и варьировать свою позицию по отношению к детям. С одной стороны, они научились быть организаторами деятельности отряда, своей жизнедеятельности, с другой наступает период «расслабления», расшатывания норм, нечеткого выполнения требований, излишней самоуверенности детей, и педагогу важно регулировать эти процессы. Еще одна важная задача – подведение итогов деятельности отряда и личных достижений каждого из ребят – определяет для вожатого необходимость новой позиции.


Заключительный период смены ознаменован не только предстоящим разъездом, но прежде всего делами смены: творческий бенефис, веселая спортландия, прощальные вечера в отряде, отрядным делом — например, игрой «Формула успеха», линейка закрытия смены, прощальная массовка. Это наиболее сложные дела, требующие и длительной подготовки, и грамотного анализа. Творческий бенефис позволяет реализовать в полном объеме творческие способности детей, Веселая спортландия — спортивные.

В конце смены обязательно подводятся итоги, на которых каждый отряд выдвигает отличившихся. Победителями могут стать те дети, которые были активными участниками в отрядных и общелагерных делах, спортивных мероприятиях, при выполнении индивидуальных поручений, которые проявили творчество, инициативу, лидерские качества, умение организовать группу детей для деятельности, которые четко выполняли обязанности в органах самоуправления. Победители в этой номинации получают дипломы, а также ценные призы.


Как завершить лагерную смену?

Психолого-педагогические основы последних дней пребывания в лагере. Завершение лагерной смены предполагает решение нескольких групп задач: эмоциональных, организационных, и содержательно-смысловых. Они связаны с рядом обстоятельств, возникающих в итоговый период смены. В эти дни ребёнок оценивает условия собственной жизни в лагере, полученный результат участия в программе, значимость отношений с окружающими людьми. В связи с этим, он становится требовательнее к особенностям организации быта, к формам осуществления совместной деятельности, к характеру взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Эмоциональные задачи. Участник смены готовится к отъезду домой, к встрече со своими близкими. Вместе с тем, он остро переживает предстоящее расставание с появившимися друзьями, нуждается в поддержке, эмоциональном единении со сверстниками и педагогами. В душах ребят нередко возникает противоречие между долгожданной встречей и желанием сохранить новые отношения. Поэтому от организаторов смены требуется обеспечить позитивную эмоциональность окрашенность заключительных дней смены. Необходимо обратить внимание на профилактику экспрессивных эмоциональных состояний (истерику, слёзы) у детей младшего школьного возраста и подростков с высокой эмоциональной возбудимостью.

В организационном плане заключительные дни смены требуют повышенного внимания, потому что участники в это время склонны к нарушению основных режимных моментов программы, становятся менее управляемыми. Отсюда возникает необходимость чётко планировать каждый день итогового периода лагерной смены. Следует учитывать тот факт, что для ряда участников в эти дни падает интерес к совместной деятельности. Данное обстоятельство требует от педагогического коллектива отбирать содержание, соответствующее потребностям и стремлениям детей, использовать оригинальные, интересные формы работы.

Множество организационных моментов последних двух дней смены требуют особого внимания педагогического коллектива. Поэтому организация дел заключительного дня, осуществляемая педагогами лагеря, позволяет обеспечить интенсивность происходящих событий, чёткость и слаженность осуществляемых действий, яркий и запоминающийся финал программы.

В содержательно-смысловом планах заключительного этапа смены требуется обеспечить подведение итогов каждым участником, осмысление им собственных достижений и результатов. Для этого ребёнку необходима помощь со стороны педагога в анализе и рефлексии смены.

Важно также «продвигать» основные нормы и ценности, предусмотренные программу смены. Эта задача решается с помощью предъявления позиции педагогов, где на первый план выдвигаются ценности и итоги, отвечающие целевым ориентирам программы. Особое внимание следует уделить традициям, поскольку именно в заключительные дни программы закладывается связь между проходящей и будущей сменой.

В анализе смены ключевую роль играют временные детские объединения, а в эмоциональном закреплении ценностей – традиционные массовые мероприятия.

Очень важен и мажорный финиш отряда. Необходимо убедить ребят, что они были хорошим отрядом.


Итак, для вожатого периодизация лагерной смены 〽 выглядит так:

  1. Подготовительный. С момента прихода на школу вожатых, до прибытия в лагерь.
  2. Организационный. 4-5 дней после приезда детей. В этот период закладывается дисциплина. Как пройдет орг. период, так пройдет и вся лазерная смена.
  3. Основной. 13-14 дней. Этот период очень длительный, поэтому очень важно не дать детям заскучать и превностить креатив в их повседневность.
  4. Заключительный. 2-3 дня до отъезда детей. Этот период заключительный для детей, поэтому можно устроить всяческие прощания, в том числе и с лагерем. Необходимо внимательно следить за детьми.
  5. Аналитический. Время после отъезда детей. В этот период вожатые анализируют свою деятельность и проводят работу над ошибками.