Логика смены

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск
791 1086m.jpg

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

По отношению к оргпериоду существует педагогическое поверье: 'Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена'. Как ко всякой народной мудрости, к этой вожатской примете нужно отнестись с серьезностью и вниманием - понапрасну люди говорить не будут. По крайней мере, если в первые 3-4 дня ребята не привыкнут вовремя выбегать на зарядку, аккуратно заправлять постели и культурно принимать пищу в столовой, не ждите, что они исправятся и начнут все это делать к середине смены. Это проверено многократно и не стоит проверять еще раз на своем отряде.

Оргпериод - это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Оргпериод - это переход из одной жизни в другую. Конечно, для некоторых детей этот переход происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ребят этот процесс настолько мучителен, настолько тревожен, что они не выдерживают и при первом же появлении в лагере родителей устраивают "концерт" со слезами, заявлениями "здесь все плохо" и требованием сейчас же уехать домой. Постарайтесь в своей работе ориентироваться именно на таких ребят. Если для них за три дня лагерь станет привычным и приятным, то для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратится в "дом родной".

Из всего сказанного можно сделать вывод: ваша главная задача в оргпериод - помочь детям в привыкании к лагерю. Но такая формулировка главной задачи дает мало для понимания, что же нужно делать. Поэтому займемся расшифровкой.


Задачи: Формы работы:
а) познакомить детей (друг с другом и окружающими людьми, персоналом, с территорией и т. д.); *Игры на знакомства:
    • «Молекула – хаос»;
    • «Зоопарк» (с кем познакомились);
    • «Я иду в поход и беру с собой» (Вова – вилка - …);
  • Игры на общение.
  • Игры на доверие.
  • Встречи с персоналом.
  • Знакомство с территорией – экскурсии, деловые игры, игры на местности.
  • Огонек «Знакомств».
б) Адаптировать детей к условиям проживания; Игра «Адаптация»: - несколько вариантов: экскурсий,

прогулки

в) Создать условия для акклиматизации ребенка (не только климат, но и социальные, биологические (лес) условия, питание); *Экскурсии на природе
  • Встреча с врачом,
  • встреча с поварами.
  • Игры по режиму дня (например КТД «Мой день»)
  • Рассказы о питании, игры с питанием.
г) Предъявить детям (совместно с коллегами) единые педагогические требования (первые дела педагоги отряда проводят вместе):
  • поощрение;
  • наказания.
Деловая игра «Хозсбор». В ходе игры проигрываются все требования.
д) Диагностика. Изучить индивидуальные особенности каждого ребенка, включая состояние здоровья (здоровье, медикаменты). Изучение способностей; интересов детей; привычки и др. *Тесты,
  • анкеты,
  • личные дневнички,
  • индивидуальные беседы,
  • встречи с психологом.
е) Введение в тематику темы. Что ждет нас в смене. Организационный сбор отряда в игровой форме ЛОС, подготовка к ней.

Деловая игра, через которую ребенок узнает, чем он будет заниматься в смене.

ж) Совместно спланировать отрядную деятельность Сбор планирования (Можно провести с соседним отрядом)!!!
з) Сформулировать органы самоуправления в отряде (придумать вместе с детьми цветочный мир, Государство, Лукоморье) Организационный сбор
е) Создать условия для самореализации каждого ребенка. Все предыдущие формы


Девиз Организационного периода – «Ни одной свободной минуты!»

Что обязательно нужно провести в организационный период:

  • огонек «Знакомств»;
  • «Хоз.сбор»:
  • организационный сбор;
  • сбор – планирование;
  • игры на знакомства;
  • 1 спортивное отрядное дело;
  • 1 творческое отрядное дело;
  • 1 познавательное отрядное дело


Bigl;kklm.jpg

ОГОНЕК ЗНАКОМСТВ

Задачи:

  1. Знакомство детей в отряде;
  2. Создание доверительных отношений в отряде.

Подготовительный этап:

  • Выбор места (замкнутое, комфортное пространство; круг – лучше всего располагает к откровенному разговору) и времени суток (вечер, сумерки);
  • Пакет откровений – красочный, очень приятный конверт, внутри которого на разных фигурных листочках написать вопросы, которые были бы интересны детям данного возраста. Формулировка вопроса должна предполагать развернутый ответ. Для педагога характер ответа ребенка на вопрос пакета откровений позволяет диагностировать его ценностные ориентиры, установки, стереотипы поведения;
  • Настрой детей. На огоньке знакомств происходит серьезный разговор, предполагающий рассказ детей и вожатого о себе. В связи с этим, деятельность, предшествующая огоньку знакомств, должна быть спокойной (разучивание песен, оформительское дело, экскурсия по лагерю и т.д.).
  • Талисман - это маленькая игрушка, которая будет передаваться из рук в руки. И только тот человек, у которого она в руках рассказывает о себе. Вожатый, рассказывая о талисмане, должен объяснить детям насколько и почему он важен для него. Это помогает создать ситуацию доверия.
  • Свеча или костер, если огонек проводится на природе.


Начинается огонек с настроя:

  • Поются 2-3 песни, которые все знают; рассказываются легенды об огоньке знакомств, которые повествуют о том, что будет происходить дальше.
  • Первым рассказывает о себе всегда вожатый, чтобы раскрепостить остальных, дать краткую модель рассказа и в завершении отвечает на вопросы пакета откровений. В ходе огонька дети рассказывают о себе и отвечают на вопросы (пакет откровений передается по кругу из рук в руки вместе с талисманом).
  • Огонек знакомств должен проходить в темпе. Нельзя забывать про паузы, в которых могут звучать песни, рассказываться легенды, читаться стихи. Паузы лучше всего делать через каждые 5-6 человек. К середине разговора необходимо «снять» двигательную активность детей. Одним из приемов может быть рассказ легенды об "Орлятском круге" и предложение спеть песни, встав в "Орлятский круг".
  • На огоньке знакомств закладываются отрядные традиции (ритуал вручения подарков, награды "героям дня" и т.д.), а также традиции детского лагеря:

1. Традиция доброго отношения к людям:

Доброе отношение к людям – это:

  • готовность что-то сделать для радости другого:
  • готовность поступиться личным в интересах коллектива, если интересы коллектива направлены на благо общества;
  • готовность подарить улыбку, доброе слово, не пройти равнодушно мимо человека;
  • готовность порадоваться радости, успеху, достижению товарища;
  • готовность понять другого человека, прийти вовремя на помощь.

Формула токай традиции кратка: «нести радость людям», а реализовать ее можно множеством добрых дел и поступков.

2. Традиция доброго отношения к песне:

Традиция заключается в бережном, трепетном отношении к песне. Это означает:

  • знание песни, уважение к людям ее написавшим;
  • умение дослушать, допеть до конца не прерывая песню;
  • умение сохранить в своем репертуаре лучшие песни предыдущих поколений, умение передать эти песни тем, кому передаем эстафету;
  • тактичнее относиться к содержанию и характеру песни, т. е. знать место и время для исполнения каждой песни;
  • учиться не кричать песни, а петь;
  • не начинай песню, если не знаешь.

3. Традиция вечернего огонька:

Это традиция доброго товарищеского разговора, обсуждение жизни своего коллектива, это воспитание в себе умение сказать правду в глаза и без обид выслушивать эту правду от товарищей, отряда в целом, в желании сделать свой коллектив еще лучше, дружнее.

4. Традиция орлятского круга и речевки:

Как важно видеть глаза товарища, чувствовать рядом его плечо. И главное – именно круг дает возможность не исключать из внимания ни одного человека из отряда. В орлятских кругах поют песни, садятся кругом на сборах, но огонек укрепляет традицию орлятского круга, придает ему высокое нравственное значение.

А вечернюю речевку предложил ребятам вожатый. И эти слова стали сейчас необходимым заключением каждого прожитого дня в лагере.

«День отшумел, и ночью объятый
Лагерь зовет уснуть.
Доброй вам ночи, девчата!
Доброй вам ночи ребята!
Завтра нам снова в путь!».

Заканчивают огонек всегда вожатые, говорят заключительное слово и дарят всем небольшие подарочки на счастье (эмблемки, отрядные талисманчики). Атмосфера, стиль взаимоотношений, которые создаются во время огонька знакомств, являются эталоном общения в отряде на протяжении всей смены.


154656658m.jpg

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СБОР

Задачи:

  1. Рассказать о правилах проживания в детском лагере
  2. Объяснить законы детского лагеря:
  3. Договориться о взаимоуважении и понимании


Для младших

Проводится в форме игры (Путешествие с домовенком Кузей, игра-сказка, комплексная игра, экскурсия с различными персонажами).

Для старших

Диспут или дискуссия, конференция.

Основные темы обсуждения:

  1. Столовая (правила посещения: как идем в столовую; время; поведение в столовой)
  2. Правила чистоты в комнате и корпусе.
  3. Правила дежурства:
    а) по территории
    б) в столовой
  4. Правила режима дня
  5. Правила личной гигиены
  6. Правила основных законов


Основные законы ДОЛ

1. Закон 0:0

Данный закон гласит о том, что время в детском лагере дорого, ребята вместе собрались всего на 21 день, а успеть за это время надо многое: и отдохнуть и научиться новому, и обменяться опытом. Поэтому каждой секунде – особый счет, поэтому каждое дело начинаться точно в назначенный срок, а заставлять себя ждать – это отнимать у товарищей не просто драгоценные минуты – это отнимать у них интересные дела, интересное общение, да и просто хорошее настроение.

2. Закон правой поднятой руки

Если человек поднимает руку, гласит закон, ему необходимо сообщить что-то нужное людям. Жест «поднятой руки» (или открытой ладони) означает: «Прошу меня выслушать!»

3. Закон территории:

Закон территории очень богат содержанием. Это не просто территориальные ограничения в лагере, не выходить за территорию лагеря, центра (хотя и это очень важно). Закон территории гласит: «Будь хозяином своей территории, относись к ней бережно, заинтересованно, по-хозяйски. Надо помнить о добрососедских отношениях. Ты должен заботиться о том, чтобы не мешать живущим рядом. Очень тесно Закон территории связан в этом с традицией доброго отношения к людям.

4. Закон зелени:

Закон зелени напоминает каждому новому человеку в детском лагере, что красота лагеря, его удивительное природное разнообразие, палитра цветочных красок и запахов – все это результат труда многих и многих людей, преданных лагерю. Гораздо проще поломать, чем взрастить. И поэтому Закон зелени категорически запрещает рвать зелень на территории лагеря. Если каждый сорвет по одной веточке, цветущий лагерь превратиться в пустыню.

5. Закон водоема:

Закон водоема призывает относиться к водоемам без лихачества, с уважением, без заигрывания. К воде и в воде – только с коллективом и только со взрослыми.


49 76m.jpg

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ СБОР:

Задачи.

1. Сформировать структуру отряда.

  • КОМАНДИР
  • ПОМОЩНИКИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2. Выбрать органы самоуправления отряда.

3. Договориться о правилах.

a. принятие Устава;
b. принятие Конституции;
c. «Заповеди отряда» (здесь нет планирования).

Предварительная работа:

  • знакомство с нормами, правилами проживания;
  • выявление лидеров;
  • взаимодействие в различных группах;
  • работа дежурных командиров;
  • ввод в идею программы отряда и тематику смены;
  • планирование.


План организационного сбора:

а) Необходимо оформить место;

б) Распределение детей на группы (в группе 5 -6 человек);

в) Игра на разогрев:

  • мини интервью с каждой группой.

г) Вступительное слово;

д) Правила сбора:

  • правило аплодисментов
  • правило свободного микрофона (любой желающий может подойти к микрофону и высказать свои мысли)
  • правило поднятой руки (если человек поднял правую руку, ему есть, что сказать, и все обязаны его выслушать);
  • правило 2 минут (обсуждение в течение 2 минут);
  • правило скрещенных рук (не повторяйся –об этом уже говорили);
  • правило ручки и блокнота (мысль не записанная – потерянная);
  • правило идей (камнем в идею бросать не смей, бросишь камень не будет идей)

е) Пресс – центр:

  • один человек фиксирует (вожатый);

ж) Работа в группах по заданию;

з) Защита каждой группы;

к) Голосование и выбор одного проекта (работа в группах), в каждой группе проиграть на сплоченность:

  • идея;
  • проработка идеи:
    1. оформление отряда,
    2. должностные инструкции + Устав.

л) Разработка инструкции для каждого;

м) Выборы и назначения (возможно в другое время);

н) Принятие «Устава»;

о) Напутственное слово.

п) Заканчивается подарками и песнями.


СБОР ПЛАНИРОВАНИЕ

Цель: Определение перспектив жизнедеятельности отряда на смену с учетом интересов, желаний возможностей детей, определение каждым ребенком индивидуальной цели на смену.

Задача:

1. Совместно с детьми спланировать отрядную деятельность;

Для младших:

  • Игра-путешествие по смене;
  • Лесенка успеха;
  • Гора событий;
  • Лента достижений и др.

Для старших:

  • Конференция:
  • Дискуссия:
  • Деловая игра

План сбора планирования:

  1. Разбивка на микрогруппы;
  2. Получение заданий по выбору направлений (3 от каждой группы)
  3. Презентация направлений работы
  4. Выбор 3-х направлений
  5. Разработка 3-4 мероприятий по каждому направлению
  6. Презентация и утверждение дел – составление план-сетки.
  7. Напутственное слово вожатого с вручением талисмана отряда.


ОГОНЕК ОРГПЕРИОДА

Цель: сформировать представление об отряде и о себе в отряде.

Задачи:

  • познакомить детей друг с другом;
  • создать условия для раскрепощения детей;
  • создать благоприятный эмоциональный настрой в отряде;
  • проанализировать себя, детей, себя относительно детей;
  • прививать субкультуру детского лагеря.

Форма проведения – дружеская беседа с элементами игры.


СХЕМА АНАЛИЗА ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПЕРИОДА

1. Портрет «заехавшего» ребенка

Необходимо раскрывать следующие позиции:

  • уровень представлений об окружающем мире;
  • уровень представлений о себе (своих возможностях, способностях, целевых установках на смену и способах их достижения)
  • уровень самоорганизации;
  • проблемы, с которыми столкнулся ребенок в лагере, и те, с которыми приехал. Способы их решения.

2. Портрет группы

Необходимо раскрыть следующие позиции:

  • нормы взаимодействия и взаимоотношений в деятельности и в общении, принятые в вашем объединении;наличие референтных групп и основание их возникновения;
  • лидерство в вашем объединении: деловые и эмоциональные, отрицательные и неформальные и так далее;
  • сложившаяся система самоуправления.

3. Дела организационного периода, которые наиболее эффективно сработали на реализацию поставленных вами целей и задач.

4. Выводы по результатам организационного периода и определение перспектив деятельности на основной период смены.


791 0406m.jpg
Foto iz lagerej pohodov kanikul 110m.jpg
1243109652 2 igram.jpg

ОСНОВНОЙ ПЕРИОД

Основной период - это выполнение поставленных перед сменой задач:

  • формирование временного коллектива;
  • психологический климат в отряде;
  • выполнение программы, досуг, оздоровление ребят.

Период делового сотрудничества - главная потребность здесь - возможность ребят реализовать себя в отряде.


Задачи:

  1. Включение ребенка в различные виды деятельности
  2. Обеспечение реализации программы смены
  3. Предоставление возможности для творческой и лидерской самореализации
  4. помощь в решении личных проблем
  5. Организация совместной деятельности.
  6. Создание для разностороннего проявления личности.
  7. Получение социального опыта, обогащение новыми знаниями, умениями и навыками

Период скрытых внутренних конфликтов. Зачатки этого периода лежат еще в оргпериоде, так как одни были удовлетворены жизнью в коллективе, другие - нет. Чаще возникает конфликт перспектив. Это выражается в равнодушии к деятельности и ее результатам, мелких ссорах и придирках, нарушении требований и предъявление претензий к бытовым условиям, питанию, формам мероприятий.

Чтобы способствовать единству отряда, необходимо:

  1. Вывести частные мнения и оценки из внутренней сферы на арену широкого демократического обсуждения.
  2. Добиваться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в отряде.
  3. Определить возможную ближайшую коллективную деятельность, актуальную в данной ситуации для каждого и для всех.
  4. Способствовать успеху деятельности.

Период морально-волевого напряжения. Главная потребность детей - преодолеть существование в отряде разобщения.

Период творческого союза. Главная характеристика: желание успеха в творчестве, поиск своего места в общем творческом процессе.

Отрядные дела:

  • Работа по творческим группам.
  • Привлечение детей к различным видам деятельности.
  • Стимулирование и мотивация.
  • Участие в дружинных делах.
  • Участие детей в Советах лагеря.
  • Подготовка к дружинным делам.
  • Дела детских творческих групп.
  • Спортивные игры.
  • Межотрядные игры.
  • Тренинги, групповое взаимодействие ('Кораблекрушение', 'Яйца' и др.).
  • Ролевые игры на сплочение ('Ночь Триффидов' и др.).
  • Творческие игры (КАМ, КМС, 'Солнечный денек', 'Шоу без комплексов', 'Кинофестиваль', 'Крестики-нолики' и др.).
  • Интеллектуальные игры ('Интеллектуальное казино', 'Интеллектуальный ринг' и др.).
  • Игры на свежем воздухе (прогулки, экскурсии, поход, 'Экологическая тропа', разные этапы туристических соревнований и др.).
  • Творческое дежурство.
  • Огоньки: тематические, проблемные, конфликтные.
  • Тематические дни (День Ангела Хранителя, День Дурака, День Самоуправления, День Любви и др.).


Аналитическая деятельность.

Особое внимание в основной период необходимо уделить аналитической деятельности.

Что изучаем:

  • Поведение
  • Коммуникабельность
  • Лидерские качества
  • Эмоциональное состояние ( перед родительскими днями и после них)
  • Состояние здоровья
  • Микроклимат в коллективе
  • Изучение референтных (комфортных) групп

Как изучаем:

  • Огоньки
  • Личные дневнички
  • Цветопись
  • Наблюдения
  • Тесты
  • Анкеты
  • Беседы
  • Подведение итогов дня
  • Анализ проведенного дела
  • Живые анкеты
  • Социометрия и т.д.


Image8m.jpg
DSC00047m.jpg

ИТОГОВЫЙ ПЕРИОД

Цель – подведение итогов смены, реадаптация ребёнка к возвращению в свой ПДК (постоянный детский коллектив).

Задачи:

1. Коллективная оценка приобретенного опыта, осознание роста ВДК

  • итоговый сбор отряда с обсуждением прошедшей смены: что получилось, что нет. Почему?
  • вручение грамот
  • методики на определение уровня развития коллектива – социометрия, классификация Лутошкина
  • прощальный вечер «Я оставляю Вам на память»

2. Самооценка полученного в лагере опыта, осознание личного роста ребенка

  • прощальный огонек
  • прочтение и анализ письма себе на конец смены
  • прощальный вернисаж – выражение себя через предметы в композиции с названием
  • оформление общей выставки отряда
  • КТД «Скоро лагерю скажем «прощай»
  • прогулки по любимым местам
  • Бюро добрых услуг Незабудка» по изготовлению сувениров на память о лагере
  • обмен пожеланиями

3. Определение перспектив последействия лагеря для каждого ребенка, постановка задач на будущее

  • обмен адресами для переписки
  • договор о встрече
  • беседа «Что вы будете делать после лагеря?»
  • индивидуальные рекомендации, как развить талант, который открылся в лагере
  • можно раздать сценарии дел или дать их переписать

4. Подготовка лагеря к следующей смене

  • уборка территории и помещений
  • помощь вожатым вы изготовлении визиток, встречек
  • написание вожатым писем-отзывов о его работе
  • пожелания на будущее (можно читать только после отъезда детей)
  • можно написать звуковое письмо

Для ребенка важно:

  • Не потерять новых друзей в городе
  • Оценка труда ребенка
  • Обогащение личного багажа знаний
  • Услышать как можно больше теплых слов

Для педагога важно:

  • Подведение итогов смены с детьми
  • Анализ смены с напарником
  • Планы на будущее
  • Оформление итогов
  • Настрой детей на лирический, но оптимистический лад


ИТОГОВЫЙ СБОР

Задачи:

  • Решить – кого из отряда выдвинуть на общелагерное награждение (вместе с детьми)
  • Признать (выбрать) лучшую творческую группу, лучшее творческое дело, лучшее дежурство. лучший дебют, лучшего спортсмена.
  • Поощрить ранее выбранных (грамотами, сувенирами, сюрпризками)
  • Выявление положительных и отрицательных сторон всего что делалось в лагере, отряде.
  • Выслушать каждого:

o за эту смену мне удалось… o я сделал o я научился …, где это можно использовать дальше.

Идеи проведения:

  • присуждение номинаций
  • суд
  • рейтинг-голосование
  • деловая игра
  • маршрутная игра по смене (для малышей)
  • кадры фотопленки
  • дискуссия (для старших)


IMG 76111600x12001m.jpg

ПРОЩАЛЬНЫЙ ОГОНЕК

ЦЕЛЬ: сгладить эмоциональное состояние в отряде, связанное с отъездом детей из лагеря.

ХОД:

  • «Фото на память». Заранее готовятся мини-кадры и нарисованные фотографии. На них написаны моменты совместной жизни в студии:
    • первая встреча
    • кто как заехал
    • кто первый…
  • Таким образом, ребята вспоминают жизнь в лагере с помощью «вспоминалок».
  • «Письма ребятам следующей смены». Ребята пишут пожелания будущим орлятам новой смены с пожеланиями, напутствиями, мечтами.
  • Прощальные сюрпризки в подарок детям.
  • «25 кадров» - Стоп! Снято! Из 25 кадров детей, которые они нарисовали, на итоговом сборе, на ватмане складывается единый «25 кадр». А на обратной стороне каждый отъезжающий оставит слова памяти.
  • «Письмо» Раздаём письма адресованные ребятам от вожатых, которые они смогут открыть только уже по дороге домой или дома.
  • Последний орлятский круг. Отрядная песня.


ОГОНЕК ПРОЩАНИЯ

ЦЕЛЬ: создать эмоциональный настрой на отъезд. Показать значимость каждого ребенка в жизни.

ХОД:

  • Вводное слово вожатого
  • Пожелания отряду. В своем пожелании вы можете высказать отношение к тому, что происходило в отряде. Каким для вас стал отряд, каким вы его видели, что вам понравилось, а что вы бы посоветовали изменить, для того чтобы в будущем не совершались эти ошибки.
  • Подарок «Портрет» ребятам заранее дается задание нарисовать чей-то портрет. Мы дарим портреты, в знак дружбы, при этом говорим что нам нравится в этом человеке, каким он показал себя в этой смене. Выберите те качества, которые ему нужно будет пересмотреть, а может изменить.
  • Исполнение песен в орлятском кругу.


Image30m.jpg
IMG 3149m.jpg

Наши “дела”.

Успешность любого лагеря во многом зависит от уровня подготовки и проведения дружинных дел, в которых принимают участие все дети. Именно о них ребята будут рассказывать дома родителям и друзьям. А поэтому, нелишне будет напомнить, от чего зависит успех в проведении дела.


Критерии успешности дела.

  • целесообразность ( сообразность проведения данного дела в смене )
  • идея (наличие общей сюжетной линии, в разработке которой должна принимать участие вся творческая группа)
  • четкая организация дела:
  • музыкальное оформление
  • техническое обеспечение
  • предварительная подготовка участников и ведущих
  • работа с залом (предварительная и во время проведения дела)
  • безопасность
  • логичность (соответствие формы и содержания )
  • динамичность
  • доступность и массовость в конкурсных и шоу-программах
  • поощрение участников.
  • наличие сценария (полный текст, прописанная фонограмма, эскиз оформления)

По окончании дела необходимо провести анализ его с творческой группой: отметить + и -, возможность улучшения, сказать слова благодарности ребятам.

10 главных компонентов успешного проведения конкурсного дела.

  • Интересные задания.
  • Красивое оформление.
  • Материальное обеспечение.
  • Музыкальное оформление.
  • Находчивый ведущий.
  • Компетентное жюри.
  • Эмоциональные зрители.
  • Исполнительные помощники.
  • Подготовленные команды.
  • Призы для победителей.


Возрастные особенности детей.

В лагере особенно проявляются возрастные и индивидуальные различия и особенности детей и подростков, на которые педагогам следует обращать особое внимание при планировании и организации временного детского сообщества.

25599516LvTm.jpg

Дети 7-9-летнего возраста имеют следующие возрастные характеристики :

  • высокий уровень активности;
  • процессы возбуждения преобладают над процессами торможения;
  • эмоциональная непосредственность;
  • повышенная работоспособность, но в то же время высокая утомляемость, в следствии чего необходим отдых в течении дня ;
  • Высокая потребность в игре ,движении, во внешних впечатлениях;
  • Предпочтение к шумным коллективным играм;
  • Высокая чувствительность к критике со стороны взрослых;
  • Сознание различий пола;
  • Становление независимости;
  • Развитие социальных эмоций, подчинение своих интересов интересам группы;
  • Нередки случаи возникновения различных страхов ( боязнь темноты, высоты, одиночества, фантастических существ, драк, травм, неудач, антипатий окружающих );
  • Желание проигрывать позитивные социальные роли;
  • Желание быть полезным;
  • Становление чувства ответственности;
  • Стремление научиться общаться с людьми вне семьи;

Рекомендации:

  • Проводите больше активных шумных игр на протяжении всего периода пребывания в лагере , желательно --- на свежем воздухе;
  • Развивайте умение лазать , пользоваться качелями.
  • Во избежание травматизма, уделяйте максимум внимания и не оставляйте ни в коем случае без присмотра;
  • Чередуйте активные и релаксационные виды коллективной и индивидуальной деятельности;
  • При коллективном чтении используйте фантастическую, приключенческую литературу, книги о путешествиях, юмористические рассказы;
  • Сочиняйте небылицы, сказки ,новые продолжения известных сказок и т.п.,больше фантазируйте, развивайте воображение,память, другие психические процессы.
  • Даже в шутку никогда не пугайте детей;
  • Не бойтесь поручать детям ответственные дела;
  • Никогда не критикуйте личность ребенка ,а только его поступок;
  • Чаще замечайте в ребятах хорошее, доброе.

( игры и рекомендуемые занятия смотри в приложении)


791 0444m.jpg

Дети 10-12-летнего возраста имеют следующие возрастные особенности:

  • Повышенный интерес к людям ,их социальным ролям , текущим событиям , природе;
  • Высокий уровень активности;
  • Ориентирование больше на действие, чем на размышление;
  • Настроение подвержено колебаниям;
  • Высокая чувствительность к обидам , критике, подвержены ревности;
  • Энергичность ,настойчивость , быстрота , энтузиазм;
  • Нередки непродолжительные взрывы гнева , агрессии;
  • Потребность в постоянном действии, стремление к большой мускульной активности;
  • Осознание себя в группе ,объединение в группы по интересам;
  • Развитое самосознание , боязнь поражения;
  • Девочки сильно опережают в психическом и физическом развитии мальчиков;
  • Разделение полов;
  • Стремление к соперничеству , частые споры со сверстниками;
  • Мнение группы более важно чем у взрослых;
  • Развитое воображение и эмоциональность ;
  • Уверенная независимость от взрослых, в тоже время тенденция к усилению любви к некоторым взрослым;
  • Повышенный интерес к деятельности вне помещений;
  • Стремление к общению со взрослыми;

Рекомендации:

  • Проводи больше командных игр на воздухе (веселые старты, эстафеты , спортивные командные соревнования и сюжетно – ролевые игры и др.);
  • Развивай у детей чувство ответственности за собственную деятельность и ее конечный результат;
  • Старайся не проводить игры соревновательного характера между мальчиками и девочками ,наоборот, добивайся сплочения посредством включения обоих полов в одинаково значимую деятельность;
  • Старайся разнообразить виды взаимодействий с детьми , расширяй круг их познавательных интересов;
  • Всегда поддерживай свой авторитет;
  • Люби всех одинаково; не допускай появления “любимчиков”;
  • Не позволяй манипулировать собой , это может стать причиной потери авторитета;

( игры и рекомендуемые занятия смотри в приложении )


798 3099m.jpg

Дети 13 – 15 лет характеризуются следующими возрастными особенностями:

  • Достижение половой зрелости;
  • Развитие девочек опережает развитие мальчиков на 2 года, но девочки интересуются мальчиками раньше, чем мальчики девочками;
  • Беспокойство о внешности;
  • Высокая социальная активность, особенно в группе;
  • Проявление лидерских качеств;
  • Увеличение сознания роли полов и обучение в этой области;
  • Основная проблема – достижения независимости от семьи;
  • Высокая ранимость;
  • Сокрытие истинных чувств за напускной небрежностью, цинизмом;
  • Подвергает сомнению авторитет взрослого;
  • Потребность в общении “на равных”;
  • Поиск себя и самосознания;
  • Потребность в принятии ребенка среди сверстников;
  • Время выбора профессии;
  • Опыт первой любви.

Рекомендации :

  • Руководи поведением без излишнего вмешательства и угроз;
  • Предоставляй свободу выбора и возможность принятия самостоятельного решения;
  • Акцентируй внимание на тех взаимодействиях, главной целью которых является сплочение группы;
  • Постарайся стать для них старшим другом, но не переходи на “панибратские отношения”, держи необходимую дистанцию;
  • Проводи игры и занятия на взаимодействия полов;
  • Стремись создать ситуацию успеха для каждого ребенка;
  • Привлекай детей к социально значимой деятельности;
  • Обучай навыкам психологической защиты;
  • Чаще беседуй с ребенком наедине о его проблемах;
  • Проводи игры, занятия, целью которых является содействие профориентации подростка (бизнес, психология, экономика, менеджмент, интеллектуальные и деловые игры и т.п.);
  • Учитывай разнообразие интересов и противоречивость подростков, которые используют “свободу” от школы и семьи для самоутверждения среди сверстников и взрослых, приспособление в изменившихся условиях их жизни.



Теория развития временного детского коллектива (ВДК)

Создание временного детского коллектива — сложная и увлекательная задача, решение которой начинается с первой минуты встречи с ребятами и заканчивается вожатским спектаклем. Опыт показывает, что временный детский коллектив при соответствующих условиях и квалифицированном педагогическом руководстве за весьма короткий срок достигает весьма высокого уровня развития, которое происходит поэтапно, и каждый этап имеет свое качественное своеобразие

Развитие временного детского коллектива идет по трем этапам:

  • оргперпод (1 этап, адаптационный период); 4—5 дней
  • основной период (2 этап), 16—18 дней
  • итоговый период (заключительный, 3 этап), 2—3 дня

На каждом этапе развития ВДК ставятся этапные цели.


403772m.jpg

Организационный период

Организационный период — это период адаптации ребенка и подростка к новым условиям жизнедеятельности, период первоначального сплочения коллектива, период становления коллектива.

Адаптация к новым условиям жизнедеятельности предполагает приспособление:

  • к условиям закрытого или органического социума;
  • к смене основных видов деятельности,
  • к новизне общения, установлению коммуникативных связей с большим числом сверстников и взрослых;
  • к режиму жизни;
  • к новым бытовым условиям,

Цель оргпериода – заложить основы ВДК.

Задачи оргпериода:

  • удовлетворить потребность детей в информации о лагере, о людях, в нём работающих, об окрестностях;
  • создать необходимые условия для адаптации подростка к новым условиям жизнедеятельности;
  • предъявить единые педагогические требования (ЕПТ),
  • наметить перспективы совместной деятельности с отрядом (планирование);
  • организовать деятельность, способствующую раскрытию творческого потенциала детей;
  • получить необходимую информацию о каждом ребенке.


Методика проведения оргпериода

В эти дни вожатые решают три основные задачи — организованно провести прием и заезд детей, познакомить их с лагерем, его традициями и законами, одновременно предоставить ребятам возможность узнать друг друга. Эти задачи решаются через организацию и проведение небольших по времени коллективных творческих дел, не требующих тщательной подготовки, как со стороны детей, так и со стороны вожатых, но позволяющих детям проявить себя в конкретной деятельности.

Ошибка, иногда встречающаяся у вожатых — проводить КТД, когда в отряд заедут все дети. КТД можно проводить по методике «пятерка». Заехавшим первым пятерым детям уже дается какое-либо задание, например, подготовить встречу вновь приехавшим детям, или подготовить для них приветственную газету. Следующее КТД проводится, когда заедут еще 5 человек. И так каждый раз, когда заезжают следующие 5 человек. Таким образом, можно провести большое количество КТД малых форм в первые дни смены, выявить первых лидеров, быстрее сплотить отряд и дать возможность детям увидеть возможности и способности сверстников. Обговариваются очень подробно все режимные моменты, законы и правила, т. е. предъявляются детям единые педагогические требования.

Игры на знакомства (желательно подвижные, в группах), развлекательные и др.

Период можно считать удавшимся, если помимо поставленных задач, с детьми разучены 2—3 песни, несколько игр, показаны перспективы жизни в отряде, а у ребят возникла потребность и желание участвовать в делах отряда.

В первый же день начинается работа по соблюдению режимных моментов (иначе потом этого не наверстать) тихий час и др.

2-й день. Продолжается выявление способностей детей и их сплочение. Для выполнения этих задач можно предложить детям небольшие творческие дела, которые позволили бы детям попеть, потанцевать, поиграть, оформить отрядное место, провести с ними спортивные и музыкальные часы и т. д.

Завершается день (или второй) «огоньком» знакомства, на котором определяются настроение и ожидания ребят, составляется четкое представление об их интересах, увлечениях. Интервью, расскажи нам о себе и др.

Эти дни можно считать состоявшимися, если в отряде все ребята познакомились, чувствуют себя хорошо, охотно выполняют режимные моменты.

Важным итогом оргпериода выступает готовность детского коллектива к сотрудничеству со взрослыми, увлеченность перспективой предстоящей жизнедеятельности, создание атмосферы доверия и доброжелательности между вожатыми и ребятами.

Понятие о «нулевой» точке развития коллектива

Развитие коллектива начинается с «нулевой» точки, когда коллектива, по сути, еще нет, а есть просто группа ребят.

Психологическое состояние детей

Дети испытывают состояние первоначальной адаптации, общее эмоциональное напряжение, вызываемое недостатком информации о лагере, его традициях, законах, правилах, условиях, требованиях нового коллектива, вожатых, руководстве. Дети еще не знают какое место в коллективе они займут, какие отношения у них сложатся со сверстниками, со взрослыми людьми.

Дети стремятся предстать перед новыми знакомыми в самом выгодном свете, а это способствует завышению оценки подростками своих достоинств и возможностей. На лидерские позиции выходят яркие, умные, внешне привлекательные подростки, открытые к общению. Взаимоотношения в этот период неустойчивы, межличностные отношения не крепкие, постоянно образуются новые группы (по принципу землячества, взаимных симпатий, общих интересов, проживанию в одной комнате и др.).

Трудно включаются в деятельность.

Основные задачи педагога в оргпериоде

  1. Выявить первоначальный уровень воспитанности детей.
  2. Изучить уровень интеллектуального развития, активности; определить направленность интересов детей.
  3. Выявить эмоционально-волевые особенности характеров детей.
  4. Постоянно изучать и контролировать складывающиеся отношения между детьми.
  5. Учить правильному уровню общения формирующийся коллектив.
  6. Дать детям установку на самопознание себя и окружающего мира.
  7. Организовать индивидуальную работу с детьми.

Условия организации деятельности детей

Формы организации деятельности не должны требовать от детей большой затраты сил, Обязательно должна соблюдаться логическая последовательность и разнообразие видов деятельности. У деятельности должны присутствовать четкий ритм, высокий темп, непрерывность, непродолжительность, чередование форм. Необходимо обязательное соблюдение разумных физических и эмоциональных нагрузок.

В организационный период доминирующим видом деятельности является игровая деятельность.

Участие детей в разнообразной деятельности усиливает процесс свободного общения детей, проявление личности ребенка.

Методы работы педагога:

  • убеждение (словом, примером);
  • требование (прямое, косвенное);
  • поручение (временного характера);
  • соревнование (в конкурсах, играх, КТД);
  • игра;
  • поощрение.

Первая конфликтная зона в работе педагога

В душевном состоянии ребенка на 3—4 день наступает кризис; первые два дня он переносит легче, так как присутствует элемент новизны ситуации, а затем возможен кризис (пик трудности). Не понимая, что происходит, откуда появилось внутреннее раздражение, ребенок становится конфликтным. К конфликтной зоне педагог должен быть готов. Именно в эти дни дети пишут письма родителям, в которых жалуются и просят забрать их домой.

Только интересная разнообразная деятельность, принятие ребенка таким, какой он есть, уважение к его личности, быстрое знакомство со сверстниками помогут вожатому преодолеть конфликтную зону.

Начальный период становления коллектива заканчивается, когда дети удовлетворяют свою потребность в информации о новом коллективе, о товарищах, о вожатых, о лагере, когда представляют перспективы общей деятельности, характер нравственных требований, когда в отряде царит атмосфера заинтересованности и готовности участвовать в личных и общих делах, когда отряд для ребенка становится значимой средой.


791 0830m.jpg

Основной период ВДК

Цель основного периода — формирование и развитие временного детского коллектива, самореализация каждого члена коллектива.

Задачи основного периода:

  • продолжить целенаправленную работу по воспитанию детей;
  • контролировать состояние здоровья детей;
  • требовать соблюдение детьми режима дня, правил, законов;
  • организовать разнообразную деятельность;
  • развивать лидерские качества детей;
  • продолжить индивидуальную работу с каждым ребенком;

Неформальные группы проявляют недовольство ценностными установками, нормами поведения в отряде, противопоставляя свои действия выборному активу. Коллектив в это время испытывает двойное влияние: неформальной и формальной структуры.


Вторая конфликтная зона в работе педагога

В этот же период примерно на 13—14 день, наступает второй пик трудности, условно называемый пиком привыкания. Дети привыкли ко всему: к педагогам, к совместной жизни, к режиму, к делам, к лагерю и т. д. Может начаться очередная зона конфликта, основанная на межличностных, межгрупповых и общеколлективных отношениях. Необходимо предвидеть и предотвратить эти события в отряде. Надо знать, что любой конфликт начинается с инцидента, который может перерасти в конфликтную ситуацию и развиваться дальше до конфликта.

В период конфликтов педагогу необходимо:

  • вызывать в коллективе состояние неудовлетворенности разобщенностью, отсутствием единства;
  • выводить противоречия из сферы неофициальных межличностных отношений на арену общественного мнения;
  • актуализировать ранее выдвинутые перспективы, достижение которых невозможно без объединения усилий всех членов коллектива;
  • раскрывать личность каждого ребенка как интересную личность.

Противоречия в коллективе будут преодолены, если перед детьми (перед всеми группами) будет поставлена увлекательная для всех перспектива. В такой ситуации группы чувствуют себя как часть целого коллектива—отряда. Значимым для отряда становится общий успех. Повышается статус тех ребят, которые играют важную роль в обеспечении успеха.


Условия организации деятельности в основном периоде

  1. Деятельность должна вызывать у детей только положительные эмоции.
  2. Необходимо создавать для детей реальные возможности для успеха в деятельности.
  3. Соблюдать сочетание групповых и коллективных форм организации дел.
  4. Увеличивать объем и интенсивность общих дел к концу основного периода.
  5. Обеспечивать творческий подход к организации и содержанию деятельности.
  6. Предлагать разнообразие дел с учетом природных склонностей, индивидуальных особенностей детей.
  7. Организовывать систематическое осмысление и оценку деятельности.
  8. Вникать в отношения, складывающиеся в коллективе, корректировать их.
  9. Руководить развитием инициативы и самодеятельности у детей, побуждать детей к творчеству, стимулировать работу творческих групп.


Методы работы педагога в основной период:

  • коллективная общественно-полезная деятельность;
  • поручение;
  • соревнование;
  • игра;
  • поощрение;
  • убеждение;
  • требование.

Примерные направления деятельности:

  • познавательная;
  • трудовая;
  • художественная;
  • спортивная;
  • общественная;
  • коммуникативная.

Деятельность личности ребенка останется нейтральным процессом, если не найдены и не реализованы различные методы и приемы, обеспечивающие побуждение, приучение и упражнение детей, формирование у них опыта общественного поведения


Image29m.jpg

Итоговый период

Итоговый период называется периодом «консолидации» отношений, периодом ответственной зависимости членов коллектива. Консолидация – объединение.

Цель итогового периода — превращение коллектива в инструмент индивидуального развития каждого из его членов.

Задачи итогового периода

  • организовать деятельность в которой предоставляется возможность каждому осознавать себя через коллектив, свои возможности, свою жизненную позицию,
  • подготовить детей к отъезду,
  • проанализировать достигнутый уровень коллектива,
  • увлечь детей формами и методами самовоспитания

В итоговый период наблюдается добровольное объединение усилий детей, проявление товарищества, взаимопомощи требовательности, взаимной заботы, уважения.

В системе личных отношений наблюдается наиболее интенсивное новое межгрупповое общение на более высоком уровне. Возникают микро группы дружеского типа которые действуют в интересах коллектива. В этот период наблюдается наибольшая степень соответствия официальной и неофициальной структур отряда.

Основная форма организации деятельности — индивидуально коллективная, стимулирующая межгрупповое общение. Большое внимание педагогу необходимо обратить на организационную деятельность уборка, подготовка жилых помещений к следующей смене проводы детей и др.


Sport igri dlya deteym.jpg

Третья зона конфликта в работе педагога.

В этот период ВДК (на 19—20 день смены) возможна еще одна зона конфликта — «пик усталости». Дети устают жить в большом шумном коллективе, вне дома без родителей и т д. Из «третьего пика» сложности можно выйти общими усилиями, подняв настроение детям, удивив тем, что не успели узнать они о педагоге и о себе в течение смены. Педагогу важно помочь детям пережить расставание детей друг с другом, со взрослыми людьми.

Показатели сложившегося детского коллектива:

  • успех коллектива в любой деятельности;
  • наличие гуманистических отношений между детьми;
  • мировоззренческое единство,
  • активность всех членов коллектива;
  • стремление к социально-значимым делам, не совсем интересным, но необходимым;
  • потребность к самопознанию, к самовоспитанию, соблюдению принятых в лагере норм поведения;
  • общественное мнение действует постоянно.