Ледовые игры

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Asdf103m.jpg

Каток или ледяная площадка в зимнем лагере могут служить хорошим местом для организации интересных состязаний, игр и эстафет. Естественно, в них могут принять участие лишь дети, умеющие кататься на коньках. Нельзя проводить игры, где одновременно проходит массовое катание: возможны столкновения, опасные падения на лед. На небольшом катке или площадке во время проведения игр лучше прекратить общее катание, а на большом катке следует отгородить для игр специальное место. Разметка ледяной площадки линиями проводится так же, как и на снегу, то есть с помощью кисти и анилинового красителя или разведенных чернил. Можно использовать для разметки обычные флажки на деревянных подставках. Мальчики особенно любят игры с клюшками и шайбой. Такие игры также проводятся, когда каток или хоккейная коробка (которая также часто служит общим катком или отводится для занятий с юными фигуристами) не занята любителями массового катания. Ниже приводятся несколько сравнительно простых и более сложных игр, которые можно организовать с любителями коньков.


ХОККЕЙ БЕЗ ВОРОТ

Две команды играют на ледяной площадке в хоккей. Однако хоккейные ворота для игры не нужны. Задача игроков каждой команды состоит лишь в том, чтобы как можно дольше владеть шайбой, не отдавая ее противнику. Для этого надо быстрее выходить на свободное место и передавать шайбу своим игрокам. Команда, сделавшая между своими игроками 6 передач подряд, выигрывает очко, после чего игра начинается с центра. Чья команда наберет за 15 минут больше очков, та и считается победителем.

Если противник перехватил шайбу, то счет ведется заново, но уже в пользу команды, овладевшей шайбой. При грубой игре шайба передается противоположной команде, а если пострадала команда, владевшая шайбой, то ей к уже имеющемуся счету прибавляются еще 2 передачи. Эта команда после свистка продолжает разыгрывать шайбу.

ХОККЕЙ С КОЛЬЦОМ

Любителей этой игры можно нередко видеть в спортивном зале. Вместо клюшек они используют обычные гимнастические палки. Резиновое же кольцо загоняют в небольшие ворота шириной 120 — 130 и высотой 60 — 70 см. Летом в хоккей с кольцом ребята нередко играют на асфальте, а зимой — на льду, на коньках. Как особый вид хоккея, эта игра распространена в Канаде, где ее называют «рингет», что означает «колечко».

Хоккей с кольцом исключает присущую хоккею с шайбой силовую борьбу и жесткость. По своей манере эта игра больше тяготеет к хоккею с мячом. Поэтому ее можно рекомендовать как для девочек, так и для мальчиков.

Площадка для хоккея ограничена бортами. Если же игра проводится на катке, где нет бортов, то ледяной прямоугольник для игры надо огородить снежным валом, сделать обычную для хоккея разметку и поставить хоккейные ворота. Если нет хоккейных, можно использовать гандбольные, положив их на лед плашмя.

В игре участвуют 6 человек: вратарь, 2 защитника и 3 нападающих. У каждого в руках клюшка с отпиленным крюком. Такой клюшкой, чуть скошенной у основания, легче, чем обычной, осуществлять обводку, передачи и броски по воротам. Шайбу, как уже говорилось, заменяет резиновое кольцо из толстой слоеной резины толщиной 3 см. Диаметр кольца 15—16 см. Такое кольцо можно вырезать из покрышки от старого грузовика или использовать кольцо, которое метают в цель в широко распространенном аттракционе.

Задача каждой команды — забросить кольцо в ворота соперника. Правила составлены с таким расчетом, чтобы заставить игроков больше применять передачи и меньше полагаться на единоборство и индивидуальные действия. Поэтому защитникам запрещается пересекать синюю линию, обозначающую в хоккее зону обороны соперника. Судят игру один или два судьи. Для облегчения судейства защитники играют клюшками-палками, окрашенными в красный цвет. Нападающие делятся на крайних (левого, правого) и среднего. Крайние ни при каких обстоятельствах не должны находиться в зоне своей защиты. Они играют синими клюшками. Таким образом, защитники вправе свободно перемещаться в своей и средней зонах, а крайние нападающие — в средней зоне соперника. Единственный игрок, на передвижение которого не накладывается никаких ограничений,— центр нападения. Они играют белой клюшкой.

Игроку, владеющему кольцом, запрещается пересекать с ним синюю линию. Правила требуют, чтобы это делалось за счет передачи. Игрокам той и другой команды, кроме того, не разрешается въезжать в площадь ворот или касаться палками находящегося там кольца. Площадь ворот может быть обозначена закругленной линией.

Если кольцо вышло за пределы площадки от одного из игроков, то его вбрасывает в поле игрок противоположной команды. При этом игрок команды соперника располагается не ближе чем в 2 м от места вбрасывания. Если защитник заехал с кольцом в зону нападения, игра останавливается и кольцо передается вратарю или защитнику противоположной команды. То же происходит, если защитник заехал в зону нападения без кольца, в то время как кольцом владел игрок его команды. Если крайний нападающий оказался с кольцом в зоне своей защиты, игра останавливается, и кольцо передается в среднюю зону нападающему команды соперника. Если игрок, кроме центрального нападающего, нарушил границы запрещенной для него зоны, ему дается предупреждение. При вторичном нарушении (так же как и за грубость: подножка, толчок руками, задержка палкой) он удаляется на 2 минуты без права замены. Во время любой остановки игры тренер или капитан может заменить одного или нескольких игроков.

Игра длится два периода по 15 минут чистого времени. Можно условиться играть 20 минут без учета чистого времени. Победитель определяется по большему числу заброшенных колец. Для хоккея с кольцом подходит обычные хоккейные коньки (для девочек следует предусмотреть соответствующие размеры — 35 — 38). То же относится и к клюшкам: для девочек они должны быть меньше, чем для мальчиков. По правилам канадского рингета игроки-девушки одеты в обычные хоккейные доспехи, включая шлемы, отличительные рубашки и пр. При организации соревнований следует в основном придерживаться этих правил. Если нет возможности сделать нужное число клюшек с отпиленным крюком, можно играть окрашенными в разный цвет гимнастическими палками.

ЭСТАФЕТА ПАРАМИ

На ледяной площадке соревнуются две команды по 8 — 10 человек. Все играющие — на коньках. Для проведения игры нужны две скакалки или веревки длиной 2 м.

Каждая команда делится на равное количество игроков, которые располагаются парами на противоположных сторонах площадки. Первые пары, находящиеся на одной из сторон, держат за оба конца скакалку или веревку. На другой стоят пары, взявшись за руки.

По сигналу руководителя эти пары начинают движение навстречу друг другу. Когда они встретятся, пара со скакалкой опускает ее как можно ниже, а другая перепрыгивает или перешагивает через нее. Затем обе пары продолжают движение к противоположным сторонам площадки. Там они встают в конец своих колонн. При этом скакалка передается стоящей впереди паре. Следующие пары устремляются навстречу друг другу и т. д. В ходе игры пары, вставшие в конец, снова оказываются первыми и движутся к той стороне площадки, где они стояли в начале игры. Однако роли у игроков меняются: те, кто раньше были со скакалкой, теперь будут перепрыгивать через нее. Игра заканчивается, когда каждая пара, сделав по две перебежки (с веревкой и без нее), снова окажется на своем месте. Эстафету выигрывает команда, выполнившая это задание первой. Игру можно проводить и на снеговой площадке без коньков. Вместо веревки или скакалки можно проносить под ногами гимнастическую палку.

ГОНКИ С ШАЙБОЙ

На ледяной площадке в 2 м друг от друга ставят 6—8 флажков на крестовинах или кеглей. Игра проводится как эстафета. От линии старта до крайнего флажка — 2-2,5 м. Такая полоса препятствий находится перед каждой из двух-трех команд-участниц. По сигналу руководителя одновременно начинают вести шайбу первые игроки команд, обводя кегли и стараясь не сбить их. Вернуться назад нужно тем же способом и передать клюшку с шайбой следующему игроку.

Игра проходит интереснее, если одновременно выбегают двое игроков из каждой команды, которые передают друг другу шайбу в промежуточных, расстояниях между кеглями (рис. 64). Сбитый в ходе игры флажок или кеглю ставят на место и только после этого можно продолжать движение. Выигрывает команда, игроки которой раньше вернутся на линию старта-финиша. Можно не ставить перед командами несколько флажков, а ограничиться одним, установленным в 12 — 15 м от команд. В этом случае игроки ведут шайбу до флажка и возвращаются назад, но продвигаясь спиной вперед.

ЧЕТЫРЕ ШАЙБЫ

Соревнуются 2 команды по 8—10 человек. Для игры нужны коньки и клюшки (по количеству участников) и 4 хоккейные шайбы. Место, предназначенное для игры, имеет форму прямоугольника, разделенного пополам, и по размерам соответствует волейбольной или баскетбольной площадке. Каждая команда располагается на своей половине поля, все игроки с клюшками. По сигналу руководителя 2 игрока задней линии каждой команды посылают 2 свои шайбы на сторону противника. Задача игроков — как можно быстрее перебросить шайбы за среднюю линию с таким расчетом, чтобы на половине противника оказались одновременно 4 шайбы. Команда, которой удалось этого добиться, выигрывает очко. Первая партия заканчивается, когда одна из команд наберет 10 очков. Игра состоит из трех партий и прекращается, если две партии подряд выиграны одной командой. После каждой партии игроки меняются сторонами площадки (в последней партии делают это после 5 очков).

В начале игры шайбы на сторону противника посылают игроки, которых назначают капитаны. В ходе игры бьют те, к кому шайба окажется ближе. Если шайба перелетит через борт (или снежный вал), ограничивающий площадку, команда, бросившая ее, наказывается штрафным очком. Игру можно проводить и с хоккейными мячами.

ЗАЩИТА ГОРОДКОВ

На ледяной площадке соревнуются две команды по 6 — 10 человек. Для игры нужны клюшки (но числу участников), 6 городков и хоккейная шайба. На льду чертят два концентрических круга диаметром 1,5 и 4,5 м. В малый круг ставят 6 городков на равном расстоянии друг от друга. Одна команда — защитники городков — располагается между кругами, другая — нападающие — за пределами большого круга.

Судья вбрасывает шайбу в любом месте на линии большого круга между двумя игроками (нападающим и защитником). Задача нападающих: разыграть шайбу и, улучив момент, послать ее во внутренний круг, стараясь сбить городки. Защитники пытаются помешать этому: подставляют клюшки, останавливают шайбу ногой, а затем перебрасывают ее в своей зоне (рис. 65). Нападающие, не переходя линию большого круга, могут отнимать шайбу клюшками. За каждый сбитый городок команда нападающих получает одно очко. Затем городки ставят на место, и судья снова вбрасывает шайбу между нападающим и защитником.

После 10 минут состязания команды меняются ролями, и игра продолжается еще 10 минут. Выигрывает команда, набравшая за это время больше очков.

Правила запрещают покидать защитникам свою зону и входить в нее нападающим. За такое нарушение шайба передается команде противника. Городок, сбитый самим защитником (ногой или клюшкой), приносит противнику очко. Если игра проводится на коньках, нужно несколько увеличить размеры кругов.

КЕГЕЛЬБОЛ

Для игры нужна площадка размером 12×24 м. Все участники на коньках. Команды состоят из 5 — 7 человек. Для игры нужно 10 булав. Пять из них ставят на полукруге радиусом 1 м на одной стороне, а остальные пять — на другой стороне площадки. Цветной полосой отмечают границы полукругов и площадки.

Команды имеют отличную друг от друга форму — это могут быть ленты, жилеты, шапочки. Игроки одной из команд передают друг другу мяч, стараясь приблизиться к кеглям противника и сбить их (рис. 66). За каждую сбитую кеглю команда получает одно очко. После этого игрок пострадавшей команды вбрасывает мяч из-за лицевой линии. Игра продолжается 2 тайма по 10 минут с перерывом 5 минут. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Правила запрещают входить в полукруг кому-либо из игроков. Нельзя ездить на коньках с мячом в руках более 3 м. За это нарушение, а также за грубую игру и потерю мяча, ушедшего за пределы площадки, мяч передается команде соперника.

Разрешается вести мяч ударами о лед (снег), передавать мяч партнерам по команде неограниченное количество раз. На утоптанной снеговой площадке можно играть без коньков.

ГОНКА С ВЫБЫВАНИЕМ

Соревнуются 6 — 8 человек. Для игры нужны коньки (по количеству участников), 8 флажков на подставках или 8 кеглей.

На катке устраивают беговую дорожку, имеющую вид замкнутого круга или овала. Для этого ставят по кругу на лед 8 флажков на подставках или 8 кеглей (городков, гранат). Диаметр круга 20 — 30 м. Участники состязания выстраиваются на внешней стороне круга в одну шеренгу и по сигналу руководителя одновременно начинают бег. Задача каждого из них — не оказаться последним в тот момент, когда все участники, обежав круг, пересекут линию старта-финиша. Последний игрок выбывает из соревнований. И так после каждого круга. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один конькобежец, он и объявляется победителем.

Может случиться, что во время забегов два или три игрока одновременно пересекут контрольную линию. В этом случае никто не выбывает и все продолжают соревнование.

КАРУСЕЛЬ-МЕЛЬНИЦА

В игре участвуют 12 — 16 человек. В центре катка становится руководитель. Справа и слева от него, взявшись под руки, выстраиваются в шеренгу игроки на коньках. Причем игроки справа стоят лицом в одну сторону, а игроки слева — в противоположную.

Руководитель берет за руки стоящих рядом с ним детей и начинает сначала медленно, а потом все быстрее поворачиваться на месте против часовой стрелки. Обе шеренги, не расцепляя рук, следуют за ними. При этом игрокам, стоящим дальше от руководителя, приходится бежать все быстрее и быстрее. Скорость движения крыльев мельницы все увеличивается. Когда она будет достаточно большой, руководитель подает сигнал. От каждой шеренги отделяются крайние игроки и продолжают свободно катиться в разные стороны (рис. 61). По второму сигналу то же самое проделывают два других крайних игрока.

Эта интересная карусель-мельница продолжается до тех пор, пока руководитель не останется один. Карусель можно устроить с помощью каната, толстой веревки. Тогда играющие не берутся под руки или за руки, а держатся за канат. Причем игроки не отцепляются от каната. Они начинают и заканчивают игру все вместе по общему сигналу.

Соединив пять концов прочных веревок в середине можно устроить звезду-карусель. Если длина каждой из 5 веревок будет 4 — 5 м, то покружиться на такой карусели смогут одновременно 50 — 60 человек.

Проводя эти игры, руководитель должен правильно расставить участников. Ребят, которые слабо катаются на коньках, надо размещать ближе к центру, а хороших конькобежцев — по краям.

ШАЙБА-САЛКА

Перед началом игры участники становятся широким кругом на площадке, а водящий выходит на середину. Их задача, стоя на коньках или без них, передавать шайбу друг другу ударом ноги, стараясь, чтобы она не попала водящему. Если же он перехватил шайбу, то все играющие разбегаются по площадке, а водящий старается, чтобы шайба коснулась ноги одного из игроков. Осаленный игрок становится водящим.

Можно проводить игру с клюшками. В этом случае осаленный игрок помогает водящему, игра заканчивается, когда на площадке останется не более трех игроков, ног которых ни разу не коснулась шайба-салка.

Правила игры запрещают убегать игрокам за пределы ледяной или снеговой площадки. Эту игру раньше называли «Юла» и проводили на снеговой площадке, гоняя ногой чурку или кусок льда. Сейчас чаще всего используют обычную шайбу для детского хоккея.

ФУТБОЛ ХОККЕИСТОВ

Играют 5 — 8 человек. Ребята на коньках подгоняют ногой шайбу, передавая ее в любом направлении. Один из игроков — водящий. Он старается перехватить шайбу и взять ее в руки. После этого водит тот, кто бросил шайбу неточно и она стала добычей водящего.

ДОГОНИ ШАЙБУ!

Четыре игрока встают по углам квадрата, имеющего стороны 5 — 8 метров. Они размещаются в кружках диаметром полтора метра. У каждого в руках клюшка, а у двух игроков, стоящих в противоположных по диаметру кружках — шайба.

По сигналу начинается передача обоих шайб вправо — от игрока к игроку (в его кружок). Задача каждого, получив шайбу слева, не задерживая тотчас передать ее соседу справа. Кто замешкался, у того в кружке окажется одновременно две шайбы. Он проигрывает очко, и передачи начинаются сначала. Очко проигрывает и тот хоккеист, кто послал шайбу мимо кружка соседа или не смог остановить в своем кружке посылаемую туда шайбу. Через 8—10 минут выяснится, кто более внимателен и техничен. У него меньше, чем у других штрафных очков.

Можно условиться, что по сигналу судьи игроки быстро меняют направление передач (то есть шайба начинает двигаться по квадрату - влево). Это усложняет игру, приучает к сообразительности.

ДОГОНИ КОЛОКОЛЬЧИК!

В игре участвуют 10 — 15 человек. Всем участникам нужны коньки и колокольчики. Из числа играющих выбирают две пары водящих. Одному из игроков дают в руки колокольчик. Игрок с колокольчиком убегает от водящих, а они стараются окружить его, сомкнув руки. Это может сделать одна или обе пары водящих.

Игрок с колокольчиком в момент опасности может передавать (но не бросать) колокольчик кому-либо из участников игры. Колокольчик переходит из рук в руки, и его веселый звон раздается по всему катку. Однако, если водящие изловчатся, оттеснят убегающего на край катка, где передать колокольчик кому-либо трудно (а выходить за пределы катка не разрешается), они сумеют завладеть колокольчиком.

Пойманный игрок и тот, от которого он перед этим принял колокольчик, заменяют одну из пар водящих (по указанию руководителя). Колокольчик вручают наиболее ловкому конькобежцу, и игра продолжается.

ЛЕДЯНАЯ ДОРОЖКА

На ледяной площадке флажками отмечают линию старта, а в нескольких метрах от нее — контрольную линию. Одновременно берут старт два-три игрока. Добежав до второй линии, они выполняют упражнения, включенные в программу состязания, при этом необходимо проехать как можно дальше: на одном коньке, подняв свободную ногу назад-вверх, руки при этом разведены в стороны («ласточка»);

подняв согнутую в колене свободную ногу перед грудью и обхватив ее руками («цапля»); присев на одной ноге, а другую вытянув вперед («пистолетик»); сделать в движении поворот на 360° (на двух ногах); после поворота на 360° присесть и обхватить руками колени (рис. 59). Можно усложнить игру: собрать во время движения разложенные на льду ленточки. Правила запрещают отталкиваться одной или двумя ногами после прохождения второй линии.

ВПЕРЕД - НАЗАД

Участники игры становятся парами друг против друга. Каждый упирается своему напарнику в плечи. Дистанция пробега от 30 до 100 м.

По сигналу судьи пары начинают бег: один скользит задним ходом, другой — передним. Как только соревнующиеся достигнут линии, отмеченной флажками (середины дистанции), они должны, не меняясь местами, скользить обратно к старту-финишу. Тот, кто первую половину пути шел передним ходом, обратно идет уже задним ходом, а его партнер — передним. Выигрывает пара, которая первой вернется таким образом к линии старта-финиша.

ПОЕЗД

Соревнуются 2 — 3 команды по 6—10 человек. Для игры нужны коньки (по числу участников) и несколько флажков.

Игроки каждой команды становятся у старта в колонну по одному и берут друг друга за талию (образуют поезд). На расстоянии 20 — 30 м от линии старта устанавливаются флажки (по числу команд). По сигналу руководителя каждая команда устремляется вперед. Задача игроков — не разрывая цепочки, добежать до флажка, обогнуть его и вернуться на прежнее место. Выигрывает поезд, вагоны которого первыми пересекли линию старта-финиша (считается по последнему вагону) и не расцеплялись в пути. Для этой игры хорошо использовать толстую веревку или шест, за которые берутся игроки.

Можно провести на катке и бег с шестом. В этом случае несколько пятерок соревнуются в беге, держась за шест длиной 2 м. Игроки должны пробежать 400 — 500 м. не потеряв шест и не отстав от своей команды.

НА САНКАХ ПО ЛЬДУ

Соревнования проводятся между двумя командами. В каждой паре один из играющих ложится на санки и сгибает ноги в коленях так, чтобы, держась за его коньки партнер, стоящий сзади, мог не только толкать санки перед собой, но и управлять ими (рис. 60). Добежав до флажка, обозначающего конец дистанции, они меняются ролями и возвращаются назад, передавая санки следующей паре.

Можно проводить соревнования так, чтобы участник, сидя на санях и отталкиваясь лыжными палками, продвигался вперед. Это так называемые «карельские гонки». В другом случае на санки кладется подушка или сложенный вдвое поролоновый коврик. Игрок встает на колено, и, отталкиваясь одной палкой справа или слева, продвигается вперед.

Еще сложней отталкиваться палкой, стоя на санках. При этом надо суметь сохранить равновесие. Соревнования на льду с санями можно проводить в виде эстафеты, лично-командного первенства. Участники могут находиться как на коньках, так и без них.