К вопросу о наказании
Если управлять народом посредством распоряжений И наводить порядок посредством наказаний, То народ станет уклоняться от распоряжений и наказаний и утратит стыд. Если управлять народом посредством морали И поддерживать порядок посредством надлежащих форм поведения, То народ сохранится и будет управляемым. (Конфуций)
За все проступки вожатый наказывал детей отжиманиями, и уже к концу сезона дети могли заставить вожатого делать, что угодно. (из старых анекдотов)
Сам термин «наказание», не вполне определяем. Разные люди вкладывают в него самый разный смысл. От осуждающего взгляда, до отчисления из лагеря и отправки домой. Поэтому, будем сейчас рассматривать данный вопрос с точки зрения отрядной работы и не более того. Кроме того. Наказанием считаем любые действия, укладывающиеся в алгоритм: Ты (вы) сделал (ли) _________(вписать злодейство)и за это я (мы)___________ (вписать наказание), ибо ты (вы) виновен (вны).
Не то, чтобы институт наказания, вообще должен был отсутствовать в детском лагере. Есть «правила поведения в лагере», есть договор «о предоставлении услуг…..», есть законы нашего государства. Нарушение их приводит к соответствующим последствиям в виде наказания, но это компетенция администрации, правоохранительных органов и т.д. . К работе вожатого с отрядом, это имеет мало прямого отношения. Это не его компетенция.
В этих рамках рассмотрим данную тему.
Почему не стоит считать возможным использование «наказаний» в своей работе. Вам как вожатому это было не нужно, ибо создает проблемы во взаимоотношении с детьми, и в результате из данных ситуаций вы можете получить меньше пользы, чем мог бы при ином решении.
Во-вторых, сама, вышеописанная, логика наказания, вредит той атмосфере доверия и открытости в отношении с отрядом, которой вы добиваетесь. Работа, «через авторитет» и доверие, дает больший эффект.
Вообще, как правило, «наказание» практически всегда, является следствием лени самого вожатого (или неурегулированности отношений между вожатыми, с администрацией). Ты недоработал с атмосферой в отряде, не доказал, что жить по законам отряда – лучше, поленился отследить «группу риска» и т.д. и т.п.. И теперь, вместо того, чтоб разбирать ситуацию и через разбор конфликта повернуть ситуацию на пользу отряду, лагерю и самому ребенку, наращивая свой авторитет, выстраивая отношения на новом , более высоком уровне, ты приступаешь к «репрессиям». Уж если администрация считает, что ребенок должен оставаться в отряде, а ты остаешься его вожатым, то что дает тебе «наказание», кроме удовлетворения чувства мести «ах! Я к вам со всей душой, а вы, такие подлецы? На получи!» , как бы вы себе сами это не мотивировали. По человечески понять можно. Но с профессиональной точки зрения - явный «косяк».
В-третьих. Как, собственно, вы можете «наказать» ребенка? Ну вот, давайте подумаем вместе.
Оставим в стороне уголовно наказуемые, садистские фантазии. Как, оставаясь в рамках своей должности, соблюдая должностные инструкции, соблюдая дух и букву правил лагеря, вы можете наказать ребенка? Все, что ребенок получает в лагере, он должен получать.
Дискотека, купание, еда, отдых, даже если он не хочет им воспользоваться, даже моя гитара, мое внимание. Все это ребенок должен получить, просто на том основании, что он пионер вашего отряда. В принципе, можно лишить дополнительных бонусов, которые всегда есть в вашем распоряжении. Но зачем? Чтоб осознал? Так вы и так имеете достаточно возможностей выразить свое отношение к проступку. Мнение вы доведете и на утренней планерке, и в разговоре в палате- после отбоя, и лично переговорите. Слова найти нужные? Да проблема. Как это обставить лучше? Задача. Как сделать так, чтоб отряд и сам «злодей»,приняли вашу позицию? Об этом стоит подумать. Но причем здесь,«как наказать?»?
Дело ведь не в том, чтоб проступок остался без наказания. Вопрос даже не в том, что мы не имеем возможности адекватно наказывать за проступок. Вопрос в том, как выстроить свою работу так, что сам вопрос о «наказании» не вставал. Чтоб сам отряд, как способ существования детей и вожатых, атмосфера и отношения, существующие в нем, препятствовали возникновению ЧП , а уровень доверия и этических оценок принятых в отряде позволяли решать конфликтные ситуации, не прибегая к логике «наказания».
Вместе с тем, любое наказание для подростков — возможность заработать определённый авторитет в ребячьей среде. Они могут специально нарушить требование, чтобы вызвать реакцию вожатого или, к примеру, инструктора по плаванию. Поэтому первая беседа вожатого c ребятами об единых педагогических требованиях лагеря должна быть тщательно продумана и не должна давать повода подросткам усомниться в ваших словах. И подача в аргументах должна стать такой, чтобы нарушитель правил выставлял себя как маленький лох в глазах своей референтной группы- это создаст мотивацию у подростка, создающую условия для невостребованности системы наказаний, как сдерживающего фактора.
В каждой группе всегда найдутся дети, которые испытывают больше трудностей в правильном поведении, и этим детям нужны дополнительные указания, и вы вынуждены наказать ребенка за плохое его поведение. Тогда ребенок знает, в каких пределах он может себя вести.
Рейтинг доверия - рисуешь график, каждый день на вечерке говоришь за что вычитаешь и за что прибавляешь его... вычитание - наказание. На отрядом кругу все обсуждаем, дети сами понимают, что провинились и исправляются.
Награждение
Вожатый может наказать подопечного за нежелательное поведение, но вы также можете вознаградить желаемое поведение. Например: Вы сидите с вашей группой в кругу и просите детей не шуметь, так чтобы вы могли объяснить игру. Миша шумит и не успокаивается. Тогда. Вы удаляете Мишу из круга и говорите ему, что он вернется, если он сможет далее слушать с закрытым ртом. Когда Вы увидите, что он готов вернуться, то Вы можете вознаградить его ожидание, потому что вы все еще ждете его, чтобы начать объяснение. "Хорошо Миша, мы все готовы, чтобы ты вернулся".
Игнорировать
Иногда лучше нежелательное поведение игнорировать. Нежелательное поведение может быть формой привлечения им вашего внимания к нему. Если вы ответите на нежелательное поведение, то удовлетворите внимание ребенка. Даже если он будет наказан, он это оценит. После исполнения приговора часто следует личная беседа с подопечным, после её конфликт считается исчерпанным. Если ребенок нуждается в отрицательном внимании, то иногда стоит лучше ребенка проигнорировать (в определенной степени, потому что иногда вы должны и вмешаться). Ребенок начинает понимать, что его/её негативное поведение просто игнорируется, и в конечном итоге прекращает повторение этого поведения. Когда он это сделает, то вы должны вознаградить его за хорошее поведение "Эй, Дима, рада, что ты молодец!"
СДВГ
СДВГ ребенок может иногда становиться чрезмерно возбужденным. Единственное, что помогает – вывести его из подобной ситуации и предложить ему иную, спокойную деятельность. Это не наказание для ребенка, что вы должны также ясно ему объяснить. Он должен просто расслабиться и несколько позже снова может в полной мере участвовать.
Штраф
Можно наказать ребенка тем, что его на некоторое время отвести в сторону, чтобы выключить на время из игры. Штраф должен быть прямым следствием нежелательного поведения и должен быть нормированным. Таким образом, наказание в данном случае не стоит откладывать, иначе ребенок уже забудет о причине и оно потеряет смысл.
Правила справедливого наказания ребенка
- Глубоко вдыхаем воздух и считаем про себя (можно вслух) хотя бы до 5.
- Выпускаем пар – то есть пытаемся доступно высказать свои претензии ребенку. Говорить нужно не о том, какой он «ужасный несносный ребенок», а о своих чувствах: «я очень расстроен(а), мне неприятно, ты меня разочаровал»… Практика показывает, что большинство «оплеух» дети получают не за провинность, а за истрепанные нервы взрослых.
- Даем слово «виновной стороне». В процессе переговоров можно выяснить, что проступок ребенка не так уж и велик.
- Назначаем наказание СОИЗМЕРИМО с проступком.
- Если ребенок не просит прощение, не требуйте извинений. Это вызовет обоюдное раздражение. Чуть позже он этому научится.
- ОБЯЗАТЕЛЬНО МИРИМСЯ после ссоры. Есть золотой принцип гармоничных отношений: не ложитесь спать, не разрешив конфликт (особенно с ребенком). Какой бы проступок не совершил ваш подопечный, Вы всегда должны оставаться ему ДРУГОМ.
Чтобы дети не обижались ваши действия, они должны вам прощать, а прощают они только когда любят, подумайте над этим и если нельзя в конкретной ситуации наказывать, подойдите с другой стороны - отмените все виды поощрения.
При всем вышесказанном вожатому необходимо помнить, что наказание это БРАК в работе вожатого. К сожалению, совсем без БРАКа небывает никогда. Этому много причин. В том числе – независящих от Вожатого. И не каждому Вожатому дано со всеми из них сразу справиться. Это не оправдание, а констатация факта. И задуматься вожатому в этом аспекте стоит не только как поступать с этим БРАКом, А КАК ЕГО в дальнейшем МИНИМИЗИРОВАТЬ. В последействии вожатому можно и нужно анализировать причины этого брака. Часто его можно в дальнейшем избежать…