Кто такие подростки

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск
632108 1333291939m.jpg

Я подросток. Я не хочу ничего решать. Я хочу умереть, а нет, я хочу жить. А нет, я хочу татуировку. А нет, я хочу покрасить волосы, а нет, нехочу. А нет хочу, блииин...


Подростковый возраст - период развития человека между детством и взрослостью (с 10-11 до 15 лет). В своем стремлении расстаться с прошлым образом жизни и обрести независимость подростки становятся похожи на корабль без руля и ветрил. Их поступки кажутся непредсказуемыми, если не знать особенностей переходного периода, в котором они находятся. Если же имеешь представление об их состоянии, их поведение вряд ли преподнесет неприятный сюрприз. Цель этой главы - помочь тебе понять физические, умственные, эмоциональные, социальные и нравственные особенности подросткового возраста, и предложить некоторые общие принципы и практические советы по работе с подростками.

Прежде чем вдаваться в подробности, стоит напомнить, что у каждой личности свой темп развития. Некоторые 11-летние ведут себя как 14-летние, в то время как некоторые 15-летние поступают как 12-летние. Большинство подростков вступают в период полового созревания в 12-13 лет, но у некоторых это происходит раньше, у других - позже. Бог каждому дал свои часы. Во всем, что происходит между тобой и воспитанниками, тебе прежде всего нужно развивать личные взаимоотношения с ними. Хотя ты и не психолог, для успеха в области личных взаимоотношений тебе очень важно понимать процесс развития личности и то, как он влияет на поступки человека. Воспитанники почувствуют, что их понимают, и будут склонны принять твой совет, если между вами будут установлены тесные дружеские отношения.


Общая информация

1. Подростки - результат воспитания. Результаты восполнения основных потребностей ребенка (или пренебрежения ими) ярко проявляются в подростковом возрасте. Ты не будешь формировать личность подростка с самого начала, тебе придется продолжить работу, начатую его родителями, учителями, друзьями. Поэтому очень полезно побеседовать наедине с каждым из воспитанников и выслушать его рассказ о воспоминаниях детства - приятных или неприятных.

2. Подростки имеют новые возможности. Подростки взрослее, сильнее и разумнее, чем дети, и они стремятся исследовать свои новые возможности. Поэтому они более самоуверенны, чем дети. Они склонны поступать более рискованно, чтобы увидеть предел своих возможностей. Часто их поведение объясняется только этим. Они не принимают в расчет соображений морали - их интересует самореализация, новые достижения, расширение границ своих возможностей. Обычная реакция взрослых, особенно родителей - ограничить подростков. К какому результату она приводит? К бунту! Взрослые должны следить за тем, чтобы помогать подросткам использовать их новые возможности созидательно, а не вынуждать использовать их разрушительно.

3. Подростки по-новому ощущают себя. Они больше не хотят быть детьми, но часто поступают как дети. Они хотят быть взрослыми, но не такими взрослыми, как те, которых они знают. Они хотят быть самими собой, но не знают, кто они. В некоторых ситуациях они чувствуют себя и поступают как дети, в некоторых - как взрослые. Они хорошо представляют, какими они не хотят быть, но не могут стать такими, какими хотят себя видеть. Это новое ощущение себя самих приходит к ним в подростковом возрасте, особенно в его раннем периоде.

Взрослые должны сконцентрировать свое внимание на том, чтобы помочь подростку обрести чувство собственного достоинства и развить положительные черты характера. Когда подросток видит со стороны взрослого человека безусловное признание, он следует его советам. Безусловное признание проявляется в неизменном уважении, принятии подростка как равного (это подготавливает его к взрослой жизни) и отсутствии снисходительности во взаимоотношениях с ним. Взрослые должны заработать уважение подростка, а не требовать его.

4. Подростки часто ошибаются. Лучший совет для тебя как для вожатого-наставника – знать особенности подросткового возраста и быть готовым к ошибкам воспитанника. Когда он будет делать ошибки, отвечай пониманием (ведь ты сам был подростком!) и прощением, а не раздражением и критикой. Будь терпелив и заверь воспитанника, что его поведение не отразится на ваших взаимоотношениях. Подумай о том, как помочь ему исправить ошибку, а не наказывай его за проступок. Покажи ему пример великодушия, а не раздражения.

5. Подростки ищут правды. В подростковый период, как и в детстве, мир представляется в белых и черных тонах. Знания подростков ограничены, и они спешат сделать вывод, основываясь на недостаточной информации. Они думают, что они правы, а взрослые неправы. Они искренне верят, что знают больше, чем их родители. Спорить с ними почти бесполезно. Слушай их и выражай сомнение только своим внешним видом. Больше ничего не нужно, особенно в раннем периоде подросткового возраста. Будь открытым и честным в общении с ними. Признавай свои ошибки и избегай притворства. Это сильно на них подействует и обязательно привлечет их внимание. Будь с ними откровенным и практичным. Подтверждай свои суждения примерами из жизни, лучше всего - из собственного опыта, а не теоретическими выкладками.

6. Подростки нуждаются в полноценных взаимоотношениях с взрослыми. Отрочество начинается с сомнений в родителях, даже отвержения их, а заканчивается (будем надеяться) с того, что родителям <дается вторая попытка>. Для подростков важнее всего взаимоотношения с друзьями. Ты знаешь, что это значит - слепой ведет слепого! Поэтому одно из лучших решений, которое могут принять родители, - это послать подростка в детский лагерь. В лагере он познакомится со взрослым человеком (возраст большинства вожатых - 18-24 года), который недавно сам был подростком, ближе к нему по возрасту (на 10-15 лет моложе его родителей - большая разница, когда тебе только 13) и потому способен лучше понять его, чем родители.

Чтобы показать подростку, что ты его понимаешь, не нужно вести себя как подросток. Будь самим собой (а не его родителем). Расскажи ему о своих трудностях, сомнениях, неудачах (без излишних подробностей) и, подробнее всего, о своем пути к победам. Не пытайся быть для него утешителем. Подростки этого не любят. Просто будь с ним и постарайся думать о нем как можно лучше. Когда он уверится в твоем искреннем интересе к нему, в том, что жертвы ты приносишь из уважения к нему, а не для того, чтобы заслужить похвалу координатора программы, он станет задавать вопросы по существу. Это - признак полноценных взаимоотношений.

Помни, что поступки влияют на развитие взаимоотношений. Хорошие поступки способствуют развитию взаимоотношений, так как приносят пользу обоим. <Мне нравится то, что ты делаешь, тебе нравится то, что я делаю>. <Ты подходишь мне, я подхожу тебе>. <Давай будем друзьями>. Плохие поступки разрушают взаимоотношения, так как из-за них кто-то обязательно теряет. <Мне не нравится то, что ты делаешь>. <Если ты не прекратишь делать это, мы больше не будем друзьями>. Большие ошибки разрушают взаимоотношения быстро, маленькие ошибки разрушают взаимоотношения постепенно.


Отрочество и юность

Отрочество включает биологический возраст от 11 до 16 лет, юность - от 17 до 19. В социальном отношении отрочество и юность есть переход от детства к взрослой жизни. Подростки - и не дети, и не взрослые. Их физическое развитие проявляется в бурном росте и изменении первичных и вторичных половых при- знаков.


Определение

Раннее отрочество (средний школьный возраст) - 11-13 лет. В этот период поведение в большей степени определяется и направляется влиянием сверстников, а не родителей. Начинается половое созревание, развиваются половые органы. Наблюдается заметный физический рост. Складывается абстрактное мышление.

Позднее отрочество (старший школьный возраст) - 14- 16 лет. Может быть охарактеризован стремлением соблюдать правила поведения сверстников и подвергать сомнению традиционные ценности. Это самый опасный период во взаимоотношениях с родителями. Очевидно стремление привлечь внимание противоположного пола, особенно у девочек.

Юность - 17-19 лет. Бурное физическое и умственное развитие более или менее завершено. Взаимоотношения становятся более стабильными, смягчается отношение к родителям. Больше внимания уделяется получению образования и трудовой карьере, но хорошее времяпрепровождение с друзьями попрежнему остается важной ценностью.


Стадии отрочества и юности

Состояние Детство

(0-10 лет)

Отрочество и юность

(11-19 лет)

Взрослость

(20 и более)

Моральное Невинность От невинности к ответственности Ответственность
Авторитеты Родители Сверстники Постоянные друзья
Социальное Товарищи по игре Лучшие друзья Семья
Ответственность Зависимы Берущие Дающие


Характерные черты отрочества и юности

Характерные черты отрочества и юности будут рассмотрены по отдельности применительно к физическому, умственному, социальному, эмоциональному и духовному развитию. Важно помнить, что различия в поведении между 11- и 19-летними огромны. Одиннадцатилетним свойственны незрелость и стремление к крайностям. К девятнадцати годам поведение становится более умеренным и приобретает черты зрелости. Стремление к крайностям следует отнести к раннему отрочеству, а более умеренное поведение - к юности.


Физическое развитие

В раннем отрочестве начинает функционировать гипофиз. Он расположен у основания мозга и вырабатывает гормоны роста, которые попадают непосредственно в кровь. Эти гормоны являются причиной различия полов и развития половых органов. На теле появляются волосы, на лице - прыщи. Ломается голос. Мальчики раздаются в плечах, девочки - в бедрах (для подготовки к родам). У девочек яичники начинают вырабатывать яйцеклетки, формируется грудь и начинаются циклы месячных выделений. У мальчиков предстательная железа начинает вырабатывать сперму, проявлением чего может быть семяизвержение во сне. Все это нормально, и подростки, которые предупреждены об этих переменах заранее, переносят их гораздо легче, чем те, кто должен узнать все на собственном опыте.

Половое созревание очень сильно влияет на подростков, и имеет смысл обсудить это влияние с воспитанниками: женщины с девочками, а мужчины - с мальчиками. Сказать только о переменах в физическом развитии недостаточно, необходимо поговорить также об эмоциональном взрослении. Половое созревание приносит с собой особые ощущения, и они существенно отличаются у мальчиков и у девочек.

<Один из этих ребят в будущем станет моим мужем, и я хочу этого. Я просто хочу быть с ним>, - думает девочка. Она говорит об этом с подругами, обсуждает с ними, кто из вожатых-мальчиков самый милый, и может даже потерять из-за него голову. Потом начинаются споры на тему <кто чей>. Часто такие споры заканчиваются ссорой и слезами. Это нормально.

Мальчикам тоже нравятся девочки, но по другой причине. В то время как девочки стремятся к взаимоотношениям, мальчики мечтают получить сексуальный опыт. Их <разговор о девочках> касается внешней привлекательности и очень поверхностен. Мальчики, имеющие моральные принципы, редко говорят о своей похоти. Это строжайший секрет, но их разум охвачен напряженной похотливой деятельностью. Они рассматривают сексуальную связь как самоценный опыт, а не как взаимоотношения, и используют женское тело ради собственного наслаждения. Немногие девочки осознают это.


Умственное развитие

В подростковом возрасте продолжает развиваться абстрактное (словесно-логическое) мышление. Когда они были детьми, им говорили, что надо делать. Это естественно. Но когда они стали сами способны к анализу, указания больше не работают. Подростки противятся указаниям. Они должны сами понять, зачем и почему. Дай им такую возможность. Позволь им иметь собственное мнение и не удивляйся их безумным идеям. Завтра у них будут другие идеи. Они познают жизнь. Они очень быстро составляют свое мнение о любом предмете, не утруждая себя глубокими исследованиями. Они не чувствуют ответственности за свои мнения. Они любят шокировать взрослых. Будь спокоен и заинтересован.

Абстрактное мышление - начало независимого пути подростков. Это очень важно, ведь к концу юности они станут самостоятельными людьми. Они должны быть готовы нести полную ответственность за свои взгляды. Руководи этим процессом. Научи их принимать в расчет различные факторы, прежде чем составить собственное мнение. Научи их быть объективными и рассматривать вопрос с точки зрения любого человека, а не только со своей точки зрения, как они делали в детстве. Порядки в группе следует обсудить и установить всем вместе. Дай им возможность установить эти правила под твоим руководством. Они будут охотнее брать на себя ответственность, если будут считать эти правила своими.

Обрати внимание на мыслительные способности подростков. В позднем отрочестве они становятся очевидными. Сегодня большинство подростков обладают бoльшими мыслительными способностями, чем их родители. Повышение мыслительных способностей каким-то образом связано с высокими технологиями. Никогда прежде в мире не существовало единой информационной магистрали, как сейчас. Подростки составляют значительную часть пользователей интернета. Особые темы становятся общедоступными.

Раздели с ними их интересы и будь достаточно смирен, чтобы позволить им учить тебя. Ты заслужишь их уважение. Никогда не делай вид, будто ты знаешь все. Ты знаешь то, чего не знают они, и наоборот. Поэтому слушайте друг друга. Относись к ним как к равным.

У подростков цепкая память. Подростки склонны заменять реальную жизнь плодами своего воображения, особенно тогда, когда им не дают ответственности или нового жизненного опыта. Их деятельный разум не простаивает без работы. Если мы не даем им достаточно пищи для размышлений или не позволяем выходить за пределы обыденного, они сами находят, чем занять себя. Их воображение часто не имеет границ. Стань катализатором тех поисков, которые раздвинут их горизонты - на пользу вашей группе, лагерю. Помоги им открыть свои способности.

Отрочество - время ошибок. Проявляй терпимость, терпение и прощение. По отношению к их ошибкам будь мягок, но непреклонен. Учи подростков чистоте помыслов и сам будь им в этом примером.


Социальное развитие

Социальная динамика подросткового периода довольно сложна. До сих пор их основной социальной группой была семья. В раннем отрочестве место семьи занимает компания сверстников. Родители и семья стоят на втором месте, а друзья - на первом. Родители, которые не понимают, что такая смена предпочтений нормальна, чувствуют себя отвергнутыми и отчаянно борются за сохранение своего влияния. Это пагубно воздействует на настоящие и будущие взаимоотношения. Признай эту перемену и покажи своим воспитанникам, как уважать родителей вместе с друзьями.

Образ мыслей и система ценностей подростков находятся под сильным влиянием сверстников, а то и полностью определяется ими. Их времяпрепровождение определяется тем, чем занимаются сверстники, а не родители. Они могут ставить желания или кодекс поведения сверстников даже превыше собственного благополучия, настолько сильно они нуждаются в признании со стороны сверстников. Признание - вот что важно для подростков.

Младший подросток находится на скользком пути. Он больше не испытывает потребности в родительском руководстве.

Теперь он зависит от совета друзей, которые так же неопытны и неразумны, как и он сам. Часто совет сверстников противоречит тем ценностям, которые были привиты ему в детстве, но он поступает вопреки этим ценностям, чтобы быть как все. В результате он чувствует себя виноватым и несчастным. Он пытается спрятать эти чувства - это лишь приводит к эмоциональному взрыву. У него возникает чувство неуверенности и незащищенности, которое усугубляют проблемы с внешностью. Подросток становится закомплексованным, его проблемы растут как снежный ком. Он теряет самообладание, и ему кажется, что все к нему придираются. Что тебе следует делать?

СОВЕТЫ ВОЖАТОМУ

  1. Найти с ним взаимопонимание и удержаться от критики в его адрес.
  2. Убедись, что у каждого воспитанника есть друг и что в твоей группе нет одиночек. Поддерживай доброе расположение воспитанников друг ко другу.
  3. Сила, которая кроется в компании сверстников, - большой потенциал для командной работы. Побуди воспитанников сплотиться вокруг какого-либо проекта группы, который потрясет весь лагерь. Если ты не экстраверт, направь их энергию на проект внутри группы, который сплотит вас.
  4. Покажи им, как расширить их мир, чтобы служить другим людям. Что делает ребенка ребенком? Не только возраст и физические размеры, но и то обстоятельство, что ребенок нуждается в обслуживании. Что делает взрослого взрослым? Возраст и размеры? Нет, конечно. Нас считают зрелыми взрослыми людьми тогда, когда мы внимательны по отношению к другим и помогаем другим, как самим себе. Подростки находятся на стадии перехода от детства (эгоцентризм) к взрослости (забота о других). В лагере есть много возможностей для этого. Если у тебя не хватает конкретных идей, обратись к координатору программы.
  5. Не обращай внимания на позёров, будь другом для застенчивых. Позёр привлекает к себе внимание с помощью неуместных поступков. Прими его таким, какой он есть, и помоги ему быть самим собой. Застенчивый воспитанник нуждается в ободрении. Помоги ему обрести уверенность в себе. Давай ему задания, которые он сможет делать вместе с тобой, и веди его дальше. Помни, что всякий подросток, у которого нет полноценных взаимоотношений со сверстниками, страдает в душе.
  6. Большинство старших подростков мечтают о романтических взаимоотношениях с лицом противоположного пола. Это естественно. Поэтому прилежно работай над тем, чтобы создать для юношей и девушек больше достойных возможностей провести время вместе под твоим чутким руководством. Целью таких мероприятий должно быть создание взаимоотношений между всеми присутствующими. В процессе развития этих взаимоотношений сосредоточиться следует на развитии характера.


Эмоциональное развитие

В раннем отрочестве подростки чувствуют, что никто их не понимает. Они принимают любые замечания, реакции и события очень близко к сердцу, они стесняются своей внешности и не уверены в себе, потому что все их внимание сосредоточено теперь не на родителях, а на сверстниках. Они постоянно сомневаются в том, как их примут сверстники. Они не знают, смогут ли соответствовать стандартам своей компании. Если они не соответствуют собственным ожиданиям, ожиданиям сверстников и родных, их охватывает разочарование и неверие в свои силы.

Эмоциональные вспышки широко распространены, а у некоторых подростков случаются очень часто. Временами их поведение может быть совсем детским, а иногда - вполне взрослым.

В позднем отрочестве эмоциональное состояние подростков стабилизируется. Они обрели некоторые навыки, приняли некоторые истины, выслушали чужие мнения и изменили свою точку зрения. К концу отрочества они в основном свободны от детских привычек. Они научились думать более объективно, рассматривать большее количество аспектов в каждой конкретной ситуации, прежде чем составить собственное мнение; они стали менее эгоистичны и более внимательны к другим, они обрели некоторые навыки самоконтроля. Они берут на себя ответственность за свои поступки и готовятся принять ответственность за свою жизнь. Формируется индивидуальный характер, наглядно видны различия темпераментов. Экспрессивного (сангвиника) легко узнать по его энтузиазму, который вносит в группу жизнь и возбуждение. Ведущий (холерик) отличается тем, что именно он объединяет группу и добивается выполнения задания. Невозможно не заметить аналитика (меланхолика), который все время задает вопросы и затормаживает процесс с целью сделать все правильно. И, наконец, замечательный дружелюбный (флегматик), который ладит со всеми и создает в группе хорошую атмосферу.

Эти экспрессивные, делающие, думающие и чувствующие подростки в скором будущем будут управлять в наших семьях, городах и странах. То, в какой степени они будут делать <добрые дела>, отчасти зависит от впечатления, которое произведет на них твое лидерство и ваши взаимоотношения. Максимально использовать возможность повлиять на их жизнь тебе помогут следующие ниже советы.

  1. Будь терпелив с младшими подростками. Проявляй понимание. Старайся различать те моменты, когда нужно обратить внимание на их детские поступки, и те моменты, когда лучше не обращать на них внимания. Старайся научить их самоконтролю, который позволит им управлять своими эмоциями. Они должны почитать своих родителей, даже если те не все делают правильно. Сами подростки тоже далеко не все делают правильно.
  2. Предупреди подростков, что не все, что делает компания сверстников, достойно. Дай им критерии оценки и выбора: когда присоединиться к действиям сверстников, а когда воздержаться. В конечном счете их будут уважать за их принципы и решения.
  3. Доверяй подросткам. Это можно делать, если заранее просчитать возможный риск. Поручи им определенные обязанности и доверь их исполнение. Ошибки неизбежны; будь готов простить их и помочь подросткам исправиться, не критикуя и не унижая их. Прояви к ним уважение, относясь к ним как к равным.
  4. Помоги им сформировать реалистичные ожидания в отношении себя и других. Покажи им, как строить полноценные взаимоотношения, ожидая большего от себя, чем от других. Посоветуй им, что делать с несбывшимися ожиданиями.
  5. Помоги им определить, понять и при необходимости изменить свой характер. Они должны научиться управлять своим поведением, чтобы контролировать доминирующие черты характера и развивать слабые. Видоизменяй свой стиль руководства применительно к личности того подростка, которому ты пытаешься помочь. С экспрессивным оспитанником будь экспрессивным, с дружелюбным будь чувствующим, с аналитиком будь думающим, а с ведущим - делающим.
  6. Поговори с ними о переходе от детства к взрослой жизни. Младшие подростки только вступают на этот путь; они должны осознать свои детские привычки и оставить их. Средние и старшие подростки должны оценить свои успехи, привести свое мышление в соответствие с принципами и постоянно корректировать свое поведение.


Заключение

Каждый человек развивает свою душу, принимая те или иные решения и совершая те или иные поступки. Душа человека - результат его мышления и образа действий. Образ действий человека формирует его характер. Так развивается дух помощи или дух разделения, правдивый дух или дух лживый, благодарный дух или дух ожесточения, кроткий дух или дух деспотичный, дух положительный или отрицательный, дух покорный или дух высокомерный, дух прощения или непрощения, дух щедрости или дух жадности. Этот список можно продолжить.

На душу человека в детстве в основном оказывает влияние то, как родители и воспитатели восполняют пять его основных потребностей. Иными словами, как с ним обходятся другие люди.

Когда ребенок становится подростком, его дух формируется его собственными решениями - тем, как он откликается на действия других людей и обстоятельства своей жизни. Подросток более не невинен, как дети, но ответственен, как взрослые. Он ответственен перед окружающими его людьми. Это делает отрочество очень важным этапом в жизни твоих воспитанников. Объясни им, что отныне они берут на себя полную ответственность за дух, живущий внутри них. Повесь на стену комнаты список возможных характеристик этого духа, над которым они могут размышлять каждый день. Поступки воспитанников формируют их дух.


Вопросы для изучения и обсуждения

  1. Вспомни, как ты сам переходил от детства к взрослой жизни. Какие из усвоенных тобой уроков могут помочь твоим воспитанникам?
  2. Почему подростки нуждаются в полноценных взаимоотношениях со взрослыми? Как ты, их наставник, можешь установить полноценные взаимоотношения с каждым из своих воспитанников?
  3. Как ты можешь объяснить подросткам, что такое половое созревание, и помочь им пережить этот период?
  4. Как ты, вожатый, можешь направить воспитанников в развитии тех черт характера и того духа, которые помогут им в построении крепких взаимоотношений со сверстниками, семьей и взрослыми?