Круг друзей - тренинг для малышей

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
0 2f14c c95b76e3 Lm.jpg

Цель: снятие эмоциональной напряженности, изучение личностного ресурса ребенка, формирование установки позитивного отношения к себе, актуализация чувств, изучение социальной ситуации развития (социометрия).

Задачи:

– выявить уровень социальной компетентности учащихся;
– изучить эмоциональное состояние выпускников начальной школы;
– способствовать повышению собственной личностной ценности;
– заложить основы самопонимания и миропонимания, выражая все через изображение;
– развитие творческого потенциала учащихся:
– научить детей создавать выразительный графический образ своего настроения через узор в круге;
– активизировать творческое начало у учащихся в передаче своих чувств и настроений путем воображения и представления;
– учить детей преобразовывать поступающую информацию путем творческой свободы, чувствовать свой внутренний мир, прислушиваясь к себе, к своему организму.


Используемая технология: арт-терапия.

Изобразительная техника: граттаж, монотипия, свободное рисование.

Граттаж (фр. скрести, царапать) — графическая техника. Рисунок выполняется путем процарапывания пером, спицей или любым острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью по воску. Иными словами — это техника царапанья. Граттография — так называли эту технику в России начала XX века.

Материалы и оборудование: релаксационная музыка, серый картон 1/2 А4 для каждого участника, зубочистки, восковые мелки, свечки, черная тушь и гуашь, мел, терка, вода, ветошь для вытирания рук, лист А1 для групповой работы, кисти.

Цель работы при рисовании мандалы:

– развитие творческого начала;
– развитие произвольности поведения;
– снятие внутреннего напряжения, релаксация;
– развитие мелкой моторики рук;
– воспитание аккуратности.


Приветствие

Упражнение «Настроение — цвет — образ»

Дети, стоя в кругу, кидают друг другу мяч, называют цвет своего настроения и образ, на который оно похоже (например, желтый подсолнух, серый дождь и др.).

Разминка

1. Введение детей в групповую работу

Материалы: гуашь, кисти, восковые мелки. Раскрасить картон под граттаж.

Дети стоят вокруг стола — раскрашивают куски картона цветами, выражающими настроение. Готовые работы необходимо тщательно просушить (разложить в стороне, прямо на полу).

2. Упражнение-активатор «Таинственные рисунки»

Материалы: бумага А4, свечки или восковые мелки, акварель, гуашь, зубные щетки, кисти, вода.

Этапы работы:

• свечой или светлыми восковыми мелками (белые, желтые, оранжевые, светло-голубые) сделать рисунок мандалы на белой бумаге;
• закрасить всю поверхность яркими акварельными красками — сразу проявляются невидимые до этого белые линии;
• можно обмакнуть зубную щетку в густую гуашь подходящего цвета и разбрызгать ее по рисунку, смахивая краску с ворсинок, — получится снег, капельки дождя, звезды, солнечные брызги.

Основная часть

Погружение в творческий процесс (звучит тихая музыка).

1. Дети грунтуют картон под граттаж.

Для этого нужно:

• натереть свечками просохшие раскрашенные куски картона; обезжирить поверхность — посыпать меловым или стиральным порошком (лишнее стряхнуть);
• залить черной краской (тушь, гуашь), для просушки положить работу на пол.

2. Пока сохнет картон, делаем групповую работу (отмечаются высказывания детей).

Ведущий рисует в середине листа солнце, а дети раскрашивают одну свою ладонь гуашью и, пока краска сырая, делают отпечаток по краю солнца, как лучик, таким образом заполняя весь край рисунка. Затем нужно дополнить монотипию любым рисунком, отражающим свое эмоциональное состояние (кистью, пальцами). Повесить готовую работу на доску.

3. Возобновить работу с картоном (медитативный момент).

Задание — нарисовать зубочистками узор в круге. После окончания рисования придумать название мандалы.

Завершение работы Возвращение в ситуацию «здесь и сейчас»

Примерные вопросы для рефлексии:

– Ты доволен результатом?
– Что тебе было сложно делать, а что легко?
– Что ты сейчас чувствуешь?
– Расскажи, что ты здесь видишь?
– Что для тебя значат эти цвета?
– Хотел ли ты что-нибудь изменить?
– Какие чувства ты испытал при работе с изобразительными материалами: красками, свечками, мелом, тушью?
– Какое упражнение понравилось больше? Что понравилось?
– Испытывал ли ты неприятные чувства за время занятия?
– Как изменилось твое настроение?


Прощание

Выключается музыка, ведущий благодарит за работу, предлагает детям найти место рисунку в волшебному кругу, повесить на стену, подарить кому-то.