Критерии оценки работы на отряде
1) Заезд, оргпериод.
А) уровень отряд - ребенок.
- преодоление стресса от смены обстановки
- организация группировок, распределение в них ролей
- принятие законов, существования отряда (правила поведения, этические нормы, взаимоотношений дети - вожатый)
- вхождение в состояние успеха
- сплочение отряда, осознание коллективом себя
- срыв отряда (попытка оспорить коллективом, осознавшим себя, роли вожатого и законов существования отряда)
- преодоление срыва отряда (подтверждение роли вожатого и законов)
Б) уровень вожатый
- позиционирование вожатого
- оценка приехавших детей
- анализ складывающихся в отряде группировок, выстраивание отношений с ними
- формулирование законов существования в отряде и этических норм
- ввод отряда в состояние успеха
- подтверждение позиционирования вожатого, подтверждение законов и этических норм
- отслеживание процесса образования коллектива, выстраивание отношений с лидерами (подготовка к срыву отряда)
- преодоление срыва отряда
В) Уровень вожатый - вожатый (или воспитатель)
- формулирование задач и методов их решений
- формулирование этических норм существования в отряде и лагере
- подтверждение собственной успешности
- введение вожатых в состояние успеха
Результатом прохождения оргпериода является сложившийся коллектив, принявший законы существования в условиях лагеря, с принятым отрядом комплексом этических установок (что круто - что «отстой»), комфортной для ребенка психологической атмосферой. Все это формирует своеобразный «туннель реальности» в рамках которого,
Детский лагерь и наш отряд - это отличное место, то что мы делаем – это здорово, для нас нет слов «трудно», «я не буду, не хочу», «круто» быть творческим и ярким, здесь я могу получить то, что не получу нигде (перспективы личностного роста), выполнение правил поведения – условие существования «нашего отличного мира» и т.д.
2) Основной период.
- поддержание «туннеля реальности»
- решение личностных проблем ребенка
- решение задач его личностного роста
- подтверждение этических установок, заданных в отряде
- поддержание вожатых в состоянии успеха
- формирование у родителей позитивного мнения о отряде, лагере и нашей работе
3) Завершающий период.
- психологическая подготовка ребенка к завершению смены
- завершение образа отряда (создание образа «это лучшее лето в моей жизни»)
- вывод отряда на состояние отъезда (комплекс мероприятий «расстаемся друзья, чтобы встретится вновь»)
- подготовка, остающихся на следующую смену, к вхождению в новый отряд
- отъезд
Все перечисленное, является стандартным комплексом задач, которые как правило решают вожатые (воспитатели), работая с отрядом. Эти задачи, возможно, должны решаться любым вожатым или воспитателем, на любом отряде, и не зависят от тематики смены и мероприятий, проводимых в лагере и отряде.
Именно решение этих задач является основой для «общественного мнения»,определявшего «хорошо или плохо» работает вожатый или воспитатель, задававшего ориентир для вожатых, ориентированных именно на работу с детьми.
Можно не понимать или не принимать методов и методик, используемых вожатым (воспитателем), принимать или не принимать стиль его работы, но оценивать эффективность его работы имеет смысл именно с точки зрения, насколько он осознает и решает эти задачи.