Копилка КТД

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Fgnhjvngjm.jpg

1. Аукцион знаний Время: 30 минут - 1 час. 1. Несколько интересных небольших вещей накрыты платком. 2. Дети задают вопросы об этой вещи (такие, чтобы ответы были "да", "нет"). 3. Угадывают вещь. Тогда она достается из-под платка. 4. Стараются назвать как можно больше особенностей предмета. 5. Назвавший наибольшее число особенностей получает вещь в подарок. Материалы: предметы для "продажи", платок или пакет.

2. Цветопись Время: 30 минут на рисунок, 30 минут на угадывание (в зависимости от числа участников). 1. Задание: изобразить некоторое количество человек из группы / отряда только с помощью цвета, не используя никаких форм (деревья, солнышко, человека и т.д.). 2. Ведущий собирает работы, и все угадывают, кто где изображен. Лучше, если каждый предложивший свой вариант, попытается обосновать почему он так решил. 3. Рисунки дарятся тем, кто на них изображен, автор может их подписать. Материалы: бумага, краски, кисточки, зубные щетки, стакан для воды.

3. Пластилинопись Время: 15 минут на работу, 2-6 минут на объяснения каждой группы. Задание то же, что для цветописи, но нужно изобразить коллектив / группу. Авторы (несколько человек) изображают себя. Материалы: картон (по листу на группу) для основы, пластилин.

4. Пластика Время: 1 час - подготовка, 30 минут - просмотр. 1. Прослушивается музыка (музыка должна быть без слов), 3х-4х минутный фрагмент для каждой из групп. 2. Задание: команды получают названия своих композиций и должны подготовить пластическое представление (пантомиму) (композиция чаще всего без явного сюжета, абстрактная). 3. Общий просмотр. Материалы: магнитофон, кассеты, свечи, реквизит для постановки: шарфы, платки, одинаковые элементы одежды и прочее. 5. Сожженные пленки Время: 1,5 - 2 часа. Заставка: Выходит режиссер с пленками фильмов. Скоро просмотр. Прилетает ведьма и сжигает пленки. Остаются лишь названия фильмов. 1. Задание: Командам раздаются названия фильмов. Надо придумать фильм. 2. Общий просмотр. Материалы: костюм ведьмы (швабра, юбка, старый платок), спички, бумага ("пленки", которые сгорят), железная посуда ("кассетница" - в ней сожгут "пленки"), названия фильмов на опаленных обрывках бумажек.

6. Сказочница Время: 1,5 - 2 часа. Заставка: Забывчивая бабушка жалуется, что забыла все сказки, нечего внукам рассказывать. Помнит только отрывки. 1. Задание: Командам раздаются отрывки сказок. Надо придумать сказку, используя полученные отрывки без изменения. 2. Общий просмотр. Материалы: костюм бабушки, карточки с предложениями из сказок.

7. Таинственные звуки Время: 1,5 - 2 часа. Заставка: Грабители украли фильм, осталась только озвучка. 1. Задание: Команды прослушивают кассету (5-10 минут). Надо придумать фильм. 2. Общий просмотр. Материалы: магнитофон, кассета с записью различных звуков: скрип двери, падение чего-либо в воду, шуршание пакета, крики и т.п. Запись должна быть одна и та же для всех команд.

8.-1. Вечер жанров Время: 1,5 - 2 часа. Из трех мешочков группы достают: из первого - название сказки, из второго и третьего - жанры (или уже скомбинированные жанры, тогда мешочков будет два). 1. Задание: Поставить сказку в соответствующем жанре. 2. Общий просмотр. Материалы: карточки с названиями сказок и жанрами, мешочки.

8.-2. ВеТВь (Вечер творчества) Постановка серьезных спектаклей. Материалы: каждой команде необходимо дать по небольшому рассказу; рассказ должен быть эмоциональным: немного мыслей и описаний (лучше не брать рассказы о животных, так как это очень трудно играть).

9. Ребусятник Время: 1 час. Руководитель рассказывает о правилах составления ребусов и как их разгадывать. 1. Команды разгадывают ребусы на скорость. 2. Каждая команда составляет ребус. Например: в пословице делаются 2-3 пропуска по 3-6 букв, вместо них ставится троеточие. 3. Обмен ребусами. Разгадка. Материалы: карточки с ребусами, альбомные листы, фломастеры.

10. Письма к себе Время: 30 минут - 1 час. 1. Необходимо представить себя двумя людьми. 2. Написать себе письмо (можно с ответом). 3. Заключительная часть: чтение писем (по желанию участников). Материалы: тетрадные листы, ручки.

11. Аукцион Время: 3 - 3,5 часа. 1. Время на подготовку работ (1,5 - 2 ч). Ребята готовят работы: хокку, стихи, рисунок, цветопись, пластилиновые работы. Работы могут быть совмещенными (рисунок и пластилин). 2. Устраивается аукцион. Денежная единица - 1 хокку. Работы могут и выставляться на продажу и служить деньгами. Руководитель собирает все работы, выставленные на продажу, и ведет торг. Чужие работы на аукцион выставлять нельзя. Покупатель рассчитывается с автором работы. Начальные цены: хокку - 1 хокку стихи - 3 хокку цветопись - 2 хокку рисунок - 3 хокку рассказ* - 6 хокку пластилин - 5 хокку - сложная лепная работа

  • Рассказ должен быть о какой-то незначительной вещи, например, о клеточках паркета, лепестке ромашки, копытце и т.д.

Материалы: писчая бумага, ручки, бумага для рисования, краски, кисти, пластилин.

12. Камушкопись Время: 1,5 часа. Проводится на улице. 1. Собрать 100 камней. 2. Выложить из них рисунок. При этом камни могут укладываться друг на друга, создавая объем. Для работы могут использоваться и другие природные материалы. 3. По завершении работы устраивается выставка. Авторы представляют свои работы.

13. День бюрократа Время: 2 часа. Задание: собрать у всех бюрократов справки. Бюрократы - руководители, отвечают за очень важные вещи. Например, бюро по улыбкам, пятнистым сусликам, выявляющие НЛО и т.д. Каждый бюрократ придумывает правила (какие-то действия), выполнив которые, ребенок получит справку. Требования несложные, но детям они не сообщаются. Общий список действий где-нибудь вывешивается. Действия у каждого бюрократа меняются раз в 15 минут. Бюрократы отсылают друг к другу. Выигрывает тот, кто соберет больше справок или все подписи к одной справке. Материалы: список действий, таблички с названиями бюро.

14. ЛЭП (Любите эти песни) Дело проводится от 30 минут до 1 часа. Рассказывают об известных бардах или других композиторах и певцах. Слушают песни в авторском исполнении (магнитофон). Учат песни и поют сами.

15. Игра по станциям Дети делятся на группы (по количеству станций). Первая группа идет на первую станцию, вторая на вторую, и т.д. По истечении времени группы меняются. В этом деле скомбинировано несколько дел. (Задание для одной из станций: рассказ о чем-то очень запомнившемся или об одном из людей, присутствующих в лагере).

16. "Обними меня, береза!" Время: 2 часа. Для детей 1-6 класса. Проводится на улице. Предварительно прокладывается трасса (стрелочки по тропинкам). На станциях руководители проверяют выполнение заданий. Дети выпускаются по одному. 1. Станция "Взятие крепости" На деревьях развешены воздушные шары. Задача — попасть в них маленьким мячиком. Когда все "воины" побиты (шары), можно продолжать путь. 2. "Поиск клада" Не сходя с места, найти флажки, спрятанные руководителями. 3. Отбить 5 мячей, стоя на воротах. 4………. 7. Обнять березу и улыбнуться ей как можно шире. Пожелать ей доброго утра (дня, вечера).

17. Партии Время: на подготовку выступлений 1 час. 1. Ребята делятся на группы. Каждая партия придумывает свои названия ("Левые", "Бешеные огурцы", "Полной луны" и т.д.) Каждая партия должна придумать свою эмблему, лозунг, гимн, законы. 2. Проводится агитация в партии. Зачитывается все написанное. 3. Проводится тайное голосование. Победившая партия является правительством. Все должны исполнять ее законы. Главе партии дается какой-то предмет, который они должны спрятать. (Прятать у себя и в личных вещах запрещается). Если приверженец другой партии находит предмет, происходит переворот и смена главенствующей партии. (Параллельно могут проводиться и другие дела).

18. Телеальманах Время: 1 - 1,5 часа. Задание: Телеальманах посвящен какой-либо одной теме и может быть шутливым или серьезным. Участники делятся на группы. Каждая группа получает 1-2 рубрики. Примеры рубрик отрядного телеальманаха: "Удивительное рядом" (об интересном явлении природы из личных наблюдений с использованием картинок, "фотографий", "гербария"), "Страхи нашего отряда", "Наши руки не для скуки" - интервью с руководителем. Команды готовят свою рубрику (небольшие сценки). На подготовку около 40 минут. Заключительная часть: просмотр телеальманаха, который ведет телеведущий. Обсуждение. Материалы: "телевизор", карандаш, бумага, ручки.

19. Кинестетика Проводится в больших лагерях минимум от 3 дней до 7 дней. Всем завязываются глаза на время кинестетики. Один час дается на освоение пространства. Далее во время кинестетики проводятся другие дела, для которых не нужно зрение.

20. Интеллектуальный хоккей Время: 30мин - 1 час на подготовку, по часу на каждый тур. Играют две команды. Каждая команда рассаживается в три ряда. 1-й ряд - нападение (полузащита) 2-й ряд – защита 3-й ряд - вратарь (один человек). Нападению для ответа на вопросы отводится 5 минут, защите 3 минут, вратарю 1 минуту (или: нападению - 3 мин., защите - 1 мин., вратарь - отвечает сразу. Командам также необходимо время для придумывания вопросов другой команде на заданную тему. I тур Ведущий задает вопросы - "шайбы". Вопрос задается первой команде. Полузащита думает, и если дает правильный ответ, то следующий вопрос задается второй команде. Если полузащита не может ответить, то "шайба" переходит защитникам. Если они ответили, то вопрос задается опять полузащитникам этой же команды. Если в течение положенного времени ответ на вопрос не найден и даже вратарь не смог ничем помочь, то вопрос переходит к другой команде, а команде, пропустившей "шайбу", засчитывается гол. II тур Команды задают вопросы друг другу. Материалы: вопросы на выбранную тему.

21. Рыцарский турнир Время: 2 - 3 часа. Каждый рыцарь выбирает себе даму. Баллы даются в каждом туре. 1. Рыцари поют серенады дамам на тарабарском языке, от 1 до 10 баллов. 2. В течение одной минуты смотрят друг другу в глаза не смеясь и не мигая. Кто вышел первым – 1 балл, вторым - 2 балла и т.д. 3. Рыцари отворачиваются от своих дам. Должны как можно полнее ее описать (цвет волос, глаз, одежда и т.д.). За каждое верное определение рыцарь получает балл. 4. Дамы пишут мокрой кисточкой на лице рыцарей 5 слов поочереди. Рыцари должны угадать слова. Дается по 3 попытки на слово. Угадавший с первой попытки получает 3 балла, со второй - 2, с третьей - 1 балл. 5. Рыцари берут краски и кисти и начинают из дам делать красавиц. (Рисуют у них на лицах). 6. Кто дольше продержит девушку на руках, баллы даются аналогично п.2. 7. Рыцарям предлагаются различные затруднительные ситуации. 8. Рыцари угадывают дам по рукам (на ощупь с закрытыми глазами). Материалы: краски, кисти, зеркало, свеча.

22. Охота на оленя Время: 1,5 часа В зависимости от количества детей и руководителей определяется количество оленей (руководители) и групп охотников. На каждую группу охотников должен быть один куратор и один олень. Игра проводится на улице на большой территории, лучше в лесу. 1. Оленям раздаются нарезанные полосками тряпочки разных ярких цветов - это их следы. Олень, убегая, оставляет следы, так, чтобы от одной тряпочки было видно другую. 2. Охотники выходят через 30 минут после выхода оленя. Оставив последний след, олень прячется где-то недалеко. Охотникам надо найти оленя за определенное время (40-60 минут) и собрать все следы, иначе олень не считается пойманным. Материалы: цветные тряпочки (цвета - по количеству оленей).

23. Слепой олень Время: не ограничено Игра проводится как на улице, так и в помещении. Ведущий - "слепой олень" - садится в центр круга с завязанными глазами. Остальные встают по кругу - "волки". Проводящий игру стоит рядом с оленем. Он хлопает в ладоши (начало игры) и показывает рукой на одного из участников. Тот начинает подкрадываться к оленю, его задача - дотронуться до оленя рукой. Задача оленя - угадать с какой стороны с нему подходит волк и указать рукой в ту сторону. Как только он угадал, ведущий хлопает в ладоши и неудачливый волк уходит на свое место. Олень должен отбить 5-7 волков, тогда они считается победившим. Если волк касается оленя, они меняются местами.

24. Суд Время: 2,5 - 3 часа Выбирается подсудимый - это может быть только явление (временя года, песни и т.д.). Конкретного человека судить нельзя. В зависимости от числа детей и их желания участвовать, все делятся на защиту, обвинение, суд присяжных, экспертизу. 1. Обвинитель предъявляет список обвинений. 2. Дается время для подготовки доказательств и свидетелей: видео-пленки (т.е. мини-постановки). Свидетели - дети изображают различных людей (ученых с докладами, справки, прохожих, лично участвующих и т.д.). Экспертизе могут предоставляться различные справки о психическом состоянии, об особенностях правового статуса явления, высказанные с позиций судьи, адвоката, обвинителя. Эксперты могут признать их действительными или нет. Сведения, предоставляемые учеными-экспертами, считаются верными, какую бы ерунду они не несли, лишь бы звучало убедительно, правдоподобно. 3. Дальше все идет, как в суде. Заодно педагог проверяет знание – хотя бы в простой логической последовательности действий – судебной процедуры. При необходимости следует напоминать, либо вспоминать коллективно, основное содержание позиций участников судебного заседания.

25. Вечер легенд Все делятся на группы и расходятся по разным помещениям. На подготовку отводится до 1 часа. В течение этого времени придумываются легенды. На свечке все легенды зачитываются. Перед заданием руководители ставят свою легенду.

26. Репродукция картины Время: 30 минут. Заставка: - Кошмар, кругом воры, катастрофы, бандиты. Ужас!!! Мой музей! Мои картины! Вы художник? И не отнекивайтесь, я лучше знаю. Значит так. Берите листок, карандаш. У Вас 30 секунд, чтобы рассмотреть это произведение искусств. Остальные отвернитесь и не подглядывайте. Спасибо. Девушка, девушка, у нас тут был один художник, но мы его уже уволили теперь вы... Ну и нарисовали. Ладно, теперь можно и музей открывать, коллекция собрана. Задание: каждый участник смотрит на рисунок предыдущего автора (первый участник - на оригинал) в течение 30 секунд, затем рисует по памяти то, что увидел и дает название (на это отводится 1-2 минуты). Материалы: репродукция, бумага, фломастеры. Примечание: Необходимо продумать задание тем, кто не рисует. КТД можно проводить параллельно с другим делом.

27. Психологический тренинг 1. В самолете находятся два террориста, у каждого из них по бомбе. Они ведут переговоры с пилотом. Их задача за 1 минуту решить, куда они летят. При этом каждый пытается убедить лететь в свою сторону. Если они не сумели договориться за 1 минуту, то самолет разбивается. 2. "Подводная лодка" Подводная лодка скоро должна погибнуть. Спастись могут только 3 человека. Получен приказ, что капитан должен вернуться обязательно. Задача — за 2 минуты решить, кто отправится с капитаном. 3. "Необитаемый остров" Группа людей попала на необитаемый остров. Задача решить, что делать. Роли: лидер, противник лидера, человек, которому не нравится все, что предлагают, остальные могут присоединиться к кому угодно. Руководители наблюдают и анализируют. 4. "Лекция" Зрители сидят в 3 ряда. Лектор на сцене читает. 1-й: Один человек задает вопросы, другой просто внимательно, третий записывает лекцию. 2-й: Обсуждают лекцию между собой, высказывают свое мнение. 3-й: Делают, что хотят. Через одну минуту двигаются на один стул влево. Лектор садиться на освободившийся стул. С правого стула последнего ряда человек становится лектором, и так повторяется по числу участников. Зачитывается лекция целиком. 5. "Доверие коллективу" Все встают в круг, близко друг от друга. Один стоит в центре. Закрывает глаза. Падает на людей (ноги на одном месте). Если человек гнется в талии, значит не доверяет. 6. "Доверие человеку" Один (проверяемый) стоит спиной к другому на расстоянии 1,5-2 м (в зависимости от роста). Падает назад. Второй его ловит у самого пола. 7. "Ощущения" Все сидят, взявшись за руки с закрытыми глазами. Один передает одно из ощущений (жара, холод, страх, громкий стук) 8. "Обмен недостатками" Все сидят в кругу. Один человек своему соседу справа говорит: " Я хочу подарить тебе свою .....(недостаток)....". "Спасибо, я за него тебе отдаю свой недостаток". 9. "Репка" Действующие лица: Репка, Дедка, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка, Крот. Сценарный ход: Дед с семейством старается убедить репку вылезти из земли, Крот - остаться на грядке. Репка принимает решение в чью-либо сторону. Если решила вылезти, то говорит, кто из дедова семейства убеждал лучше всех.


28. Карта Время: 1 час. Отряд рисует карту своей страны (выдуманной). Рисуют домик для каждого. За какие-то заслуги даются наделы, земли, улучшение домов (подробно расписываются вместе с детьми).

29. Опера Время: 1,5 часа. Заставка: Провинциал приехал в большой город на один день. Купил билеты в оперу, но там случилось ЧП и оперу перенесли на следующий день. Провинциал всю жизнь мечтал посетить оперу. Он убит горем. Задание: Поставить оперу ("Голый король", "Штирлиц" и т.д.).

30. Амур (УРок Актерского Мастерства) 1. Дрессировка (блоха, мышь, собака, тигр, слон). Надо сказать "Ап!". 2. Полет на шарике. Возьмите в руку шарик, надуйте, не забудьте завязать. Возьмитесь за ниточку. Шарик летит - вы висите на нем. Повисите на одной руке, поменяйте руки. Представьте то, над чем пролетаете. Вас поворачивает ветром. 3. Кистями рук и руками целиком под музыку изобразите птицу. 4. Скульптура

а) железная на шарнирах;
б) резиновая;
в) тряпичная;

Задание выполняется в паре. Один - скульптор, второй - скульптура. Скульптор вертит скульптуру, как хочет, не забывая о своем образе творящего человека. Скульптура поддается, но движения должны соответственны материалу. 5. "Зайку бросила хозяйка..." с разными выражениями. 6. "Как на горке, на пригорке жили 33 Егорки: раз - Егорка..." На одном дыхании. 7. Во дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова, на траве двора. Раз дрова, два дрова, три дрова. Под двором дрова. Над двором дрова. Дрова вдоль двора. Дрова вширь двора. Надо дрова выдворить на дровяной двор.

31. Аппликация Время: 1 - 1,5 часа. Так же, как и цветопись, но с помощью цветной бумаги. Можно делать рельеф, различную бахрому и т.д. Материалы: цветная бумага, клей, картон или альбомные листы (основа).

32. Литературная колода Время: 1,5 часа. 1. На карточках записаны предложения из 2-3х текстов (одного отрывка), но не подряд – выбирается одно за другим через 3-5 других предложений (например, из сказки про лягушку-Царевну). Каждая команда берет себе определенное количество карточек. Пишут, используя их, свой рассказ. 2. Выступления авторов. Материалы: карточки с предложениями (выбираются 2-3 текста, из них выписываются примерно 5 предложений подряд), бумага, ручки.

33. Литературная мастерские Время: 2 - 3 часа. 1. Зачитывается текст. 2. Текст читают пять раз, все выписывают свои ассоциации. 3. Участники по очереди читают текст, все записывают слова из текста, распределяя их по столбикам (по личному усмотрению). 4. Выбирают из каждого столбика по главному слову. 5. Из всех главных слов выбирают самое главное. 6. К этому слову придумываются и записываются 17 ассоциаций. 7. Из всех ассоциаций выбирается самая главная. 8. Из двух самых главных слов придумывается название. 9. Из менее главных - тема рассказа. 10. Пишется рассказ, используя написанные слова. Материалы: не очень большой рассказ, ручки, тетрадные листы.

34. Стрелка поэтов Время: 2 часа. 1. Заставка: Встречаются Пушкин, Лермонтов и Маяковский и хотят поделиться новыми стихами, но все путают. 2. Задания: а) Записывают строки из разных стихотворений. Соединяют их в одно (вставляя свои строки). б) Из стихотворений выписывают рифмы. Пишут по ним стихотворения. в) Стихотворения по кругу: Каждому дается лист бумаги. Пишут две строчки, одну заворачивают и передают соседу справа. Он дописывает две строчки, заворачивает, чтобы осталась одна и передает и т.д. Последний пишет четыре строки - вывод. Разворачивают и читают. Материалы: сборники стихов, бумага, ручки.

35. Музыкальный винегрет Время: в зависимости от количества заданий. 1. Участники делятся на команды. Прослушивается кассета (по минуте из разных песен) Задания: а) Назвать как можно больше мелодий. Каждая команда записывает узнанные мелодии себе на листок, за мелодии, которые не узнали в другой команде - 1 балл. б) Описать условия, в которых автор писал эту мелодию (1-20 баллов). в) Написать слова к музыке (короткая песня). г) Исполнение (1-10 баллов, оцениваются слова, костюмы, актерское мастерство). Материалы: кассета с соответствующей записью, перечень записанных мелодий, бумага, ручки.

36. Тусовка Время: 2 часа Заставка: Открывается собрание — представление разных тусовок. 1. Представление тусовки (особенности музыкального направления, отличительные признаки). 2. Изобразить ансамбль, написать хвалебную песнь своей тусовке. Материалы: кассеты с музыкой различных направлений, книги об этих музыкальных направлениях.

37. КТД для малышей Время: 1 час. 1. Руководитель рассказывает сказку про слово ПОБЕДА (По очереди приходят еж, медведь, заяц, аист, баран и уносят буквы). Сказка сопровождается или диафильмом или сценкой. 2. Задание: выбрать из предложенных слов такие же и придумать с ними сказку.

38. КТД для малышей Время: 2 часа. 1. Пришла телеграмма из сказочной страны с просьбой о помощи. На них напал злой Брундуляк. 2. Дети отправляются в жилище Брундуляка по карте. Совершают по дороге подвиги: а) В волшебной сказочной книге исчезли буквы, надо вписать и угадать сказку. б) Ответить на вопросы паука. в) Рассмешить царевну Несмеяну. г) Распутать пословицы. д) Находят смерть Брундуляка (шарик). Торжественно его сдувают. Материалы: телеграмма, карта, волшебная книга со сказкой, буквы которой исчезли, "паук", "паутина", подготовленные вопросы, костюм Несмеяны, запутанные пословицы, шарик (он же Брундуляк).

39. НИИ (ТРИЗ - Теория Решения Изобретательских Задач) Время: 1 час Задание: 1. Раздаются задачи (задачи - жизненные проблемы от бытовых до производственных) трех уровней сложности. Решаются по группам, сколько успеют за отведенное время - 30 минут. 2. Обсуждение решений всеми группами.

40. Охота на черепах Время: 2 - 3 часа. Заставка: Все попали на остров Черепах. Злой волшебник Чпок всех заколдовал: слепил по парам. Но его добрая половина сообщает, что они узнают как расколдоваться из писем черепах. Задание: Дети, связанные за ноги по парам, должны догнать черепах (каждой группе по черепахе) и забрать письмо или его часть. Собрав все части письма, ищут клад - это ножницы. Материалы: костюм Чпока, веревки, части письма, ножницы.

41. В гостях у Евтерпы 1 этап. Время: 1 час Руководители подбирают музыку по настроению. Музыка меняется через некоторый промежуток времени. Все пишут рассказ на заданную тему по ассоциации на музыку. Рассказы читают. 2 этап. Время: 1 час Может проводится не в день предыдущего этапа. По рассказам на большом листе бумаги все одновременно рисуют. Материалы: запись музыки, бумага, ручки, большой лист бумаги, краски, кисти.

41. Три цвета Время: 1 час Задание: Каждый выбирает себе 3 цвета краски и заполняет ими весь лист. Все работы собираются на выставку. Поочередно рассматривают каждую. Участники по очереди говорят, на что это похоже. Автор всех выслушивает, выбирает наиболее понравившиеся варианты. Разбирают работы и дорисовывают до картины. Материалы: гуашь (акварель не подойдет, так как нужно, чтобы краска быстро высыхала), кисти, бумага.

42. Этимология Время: 40 мин. - 1 час Материалы: карточки с редкими, незнакомыми словами - примерно 200 штук, карточки с часто употребимыми словами - по числу участников или групп (по одному слову на карточке), карточки с поговорками - фразеологизмами. I тур Все туры проводятся либо индивидуально, либо по группам Каждый участник (группа) тащит по 3 слова. Задание: Объяснить каждое слово для 3х словарей: детский толковый словарь, взрослый, словарь юного спортсмена (значение слову может даваться разное для разных словарей). По-очереди зачитывают толкования своих слов. II тур Получают по карточке со знакомым словом Задание: объяснить происхождение слова. III тур Раздают карточки с поговорками. Надо их расшифровать Например: Легок в снижении (Тяжел на подъем) Ровный метр за грудью (Косая сажень в плечах) Столько телу надоело (Сколько душе угодно) Раскатав штанину (Засучив рукава) На 3х прыжках (В двух шагах) Пес посмеялся (Кот наплакал) Так штилем закрепило (Как ветром сдуло) Перекинуть через ноготь (Обвести вокруг пальца) Нос к носу (С глазу на глаз) Так на орла земля (Как с гуся вода) Пить ароматические палочки (Курить ладан) К мякишу после мякиша (От корки до корки)

43. Разнобой Время: 2-3 часа I тур Группы тянут темы (Например: "Зоология", "Искусство"). Придумывают вопросы на свою тему в течение 20 минут. Проводится викторина. За вопросы и за ответы получают "деньги". Викторина занимает от 30 до 50 минут. II тур На аукцион выставляются разные герои сказок, мультиков. Группы в порядке торгов покупают на вырученные "деньги" героев (30-40 минут). III тур Придумывают сказка с участием всех купленных героев и ставят ее (30 минут). Показ сказок. Материалы: карточки с темами.

44. Ниткопись Время: 30 минут Материалы: Бархатная бумага, шерстяные нитки. Задание: Выложить рисунок.

45. Карта Время: 3-4 часа Выдается карта местности каждой команде. На карте указано, где спрятаны записки, где справочное бюро. Записки действительно прячут так, чтобы не сразу было заметно. Задания написаны на церковно-славянском. Задания почти одинаковые, но записки разного цвета. Спрятанные в разных местах, хотя и рядом. Команды начинают бег с разных концов маршрута (задания пронумерованы). Примеры заданий:

 Нареките писателей Нового Завета и книги Пятикнижия Моисеева. Напишите в зачетке.
 Назовите апостолов из числа 12. Напишите в зачетке.
 Вспомните одну притчу. Запишите.
 Из малых комков снега сделайте крепость и сфотографируйтесь рядом.
 За что христиане почитали крест? На каком кресте был распят апостол Андрей? Нарисуйте.
 Отыщите 2 очень маленьких псалма и напишите:
а) номера по-церковнославянски
б) номера по-агарайски
в) перевод на русский язык и т.д.

Материалы:

 две одинаковые карты (типа плана),
 шпаргалка для справочного бюро,
 литература, псалтырь.

46. Теорема Время: 1,5 часа 1. Восьмистишья разделяются на четверостишья. Каждому участнику выдается четверостишье (он не знает начало это или конец). Задание: Написать первое или второе четверостишья, подражая автору. 2. Доказать, что оба четверостишья принадлежат автору. 3. Чтение стихов. Материалы: восьмистишья, т.е. карточки с четверостишьями.

47. Путешествие Время: 2 - 2,5 часа Игра со множеством вариантов. Выбирается тема. Подбирается литература. Задание: Каждая группа получает свой раздел темы и помещение. Готовятся по книгам, отбирают материал, оформляют помещение. Выбирают ведущего, который будет рассказывать, остальные показывают. Заключение: Проводится экскурсия по всем комнатам. Материалы: литература по выбранной теме.


48. Журэст по кругу Время: 1 час Журэст - журнал-эстафета. Его лучше издавать в конце бивуака или лагеря. Все делятся на группы, каждая из которых получает свою рубрику. Задание: Выбрать более конкретную тему и написать статью, попутно ее можно снабжать "фотографиями". Каждая группа оформляет свою страницу, как хочет. Через 10 минут группы передают по кругу свою рубрику и получают другую. В течение 10 минут продолжают пришедшую к ним статью. Всего может быть 4 - 6 передач. Заключение: журнал собирается у ведущего и зачитывается. Материалы: альбомные листы или бумага для черчения, ручки, фломастеры или карандаши.

49. Мультфильмы Время: 1 - 1,5 часа Задание: Участники делятся на мультстудии. Распределяются страны: Грузия-фильм, Китай-фильм,.. За 50 минут каждая студия должна придумать мультфильм: нарисовать как минимум 6 кадров и озвучить, помня о колорите своей стран. Заключение: показ мультфильмов. Материалы: по 6 альбомных листов на команду, краски и кисти или карандаши, бумага для записи, ручки.

50. Мульти-пульти Время: 1,5 часа 1. Текст рассказа или сказки, обязательно незнакомой детям, делиться на части по количеству групп. Каждая группа рисует к своей части "диафильм" (6-8 кадров). На это отводится 40 минут. 2. Все рисунки в произвольном порядке вывешиваются на стену. Каждая группа "располагает" их по своему усмотрению и пишет по рисункам сказку. Заключение: Группы, расположив рисунки в своем порядке зачитывают сказки по очереди, после читается авторский вариант. Материалы: карточки с текстом, 6-8 альбомных листов, краски и кисти или фломастеры, карандаши, бумага, ручки.