Компоненты командообразования
Командообразование в пионерском лагере — сложный процесс, состоящий из нескольких компонентов. К ним относятся:
1. Формирование и развитие навыков командной работы (team skills), которые являются основой системы внедрения командного менеджмента. Сюда можно отнести следующие навыки:
- гармонизация общей цели с целями каждого члена команды;
- принятие ответственности за результаты работы команды;
- ситуационное лидерство (лидерство под задачу) и гибкое изменения стиля в соответствии с особенностями задачи;
- конструктивное взаимодействие и самоуправление;
- принятие единого командного решения и его согласование с членами команды.
2. Формирование командного духа (в англоязычной литературе — team spirit), то есть совокупности психологических феноменов, характеризующих неформальные отношения ребят к сверстникам и детскому лагерю в целом. Развитие командного духа, по сути, представляет собой комплекс мер, направленных на:
- усиление чувства сплочённости, формирование устойчивого чувства "мы";
- формирование доверия между ребятами, понимание и принятие индивидуальных особенностей друг друга, создание мотивации на совместную деятельность;
- создание опыта высокоэффективных совместных действий;
- повышение неформального авторитета вожатых;
- развитие лояльности участников программы по отношению к детской летней программе детского лагеря.
Тим спирит (team spirit) – командный дух, т.е. программы командообразования, направленные на поднятие командного духа. Как правило, такой тренинг или командная игра проходят на позитивных эмоциях, без глубокой проработки полученного опыта, может совмещаться с проведением общелагерного праздника.
Team spirit – программы командообразования, направленные на поднятие командного духа, разрушающие барьеры и развивающие сплочение. Любая нестандартная ситуация заставляет ребят снять маску и стать такими, какие они есть – это даёт хороший результат для последующей работы в команде… Сильные эмоции, испытанные совместно, создают ощущение единства.
3. Формирование команды (teambuilding — создание команды) — механические действия, по подбору, оптимизации структуры команды и функционально-ролевого распределения:
- эффективное использование сильных сторон состава команды;
- распределение ролей в команде для оптимального достижения результатов;
- формирование структуры отношений в масштабах всей дружины детского лагеря;
- создание рабочей обстановки при формировании проектных команд;
- налаживание горизонтальных связей как внутри коллектива детского отряда, так и между детскими отрядами лагеря.
Для достижения описанных результатов часто проводятся различные тренинги по командообразованию, отрядные и общелагерные праздники, совместные КТД. Среди специальных тренингов и программ особое место занимают так называемые верёвочные курсы.
«Веревочный Курс»
- "Веревочный курс" - это: Необычные ситуации, риск, азарт и новые ощущения.
- Приключение, в котором участники получают опыт создания команды.
- Возможность испытать себя, осознать свои возможности и открыть новые черты друг в друге.
- Место проведения – специально оборудованная площадка в лесу.
- Форма проведения – последовательные игры и упражнения.
- Упражнения построены таким образом, что общий УСПЕХ ЗАВИСИТ ОТ УСИЛИЙ КАЖДОГО.
В результате тренинга: Ваша команда окажется в ситуациях, предполагающих элементы физического и эмоционального риска, что поможет участникам по–новому воспринимать свои чувства и мысли, поддерживать друг друга, принимать и уважать индивидуальность каждого.
«Лесной Курс»
Тренинг "Лесной курс" – фирменный курс по командообразованию. Лесной Курс - это не веревочный курс, это - специально разработанная и выверенная до мельчайших подробностей командная Игра.
Игра проходит в течение всего дня по индивидуально разработанному для вашей детской программы сценарию. Это - день в лесу, а лес придает здоровье, силы, помогает отбросить от себя все обыденное и повседневное. Заботливые вожатые готовят множество разнообразных заданий. На первый взгляд они элементарные - три веревки, две доски… И вначале практически каждый пытается все выполнять, работая на себя, и слушая, соответственно только себя любимого.
Задания же на тренингах построены так, что выполнить их можно, только объединив идеи, внимание и усилия всего коллектива. И тогда совсем посторонние ранее дети или формально знакомые ребята, которых уже охватил азарт, начинают превращаться в друзей, стремящихся к одной цели.
Начинает работать основной принцип мозгового штурма: учет всех идей и никакой критики. В таком случае, самое верное решение будет принято с учетом всех мнений, а прохождение участника по доске, или пролезание его под веревкой превращается из дела индивидуального в жизнь всей команды. Да и цель становится ясна - командная работа на общий результат. Эти программы по командообразованию - тренажерный зал командной работы, ведь командность, как мышца нуждается в постоянной тренировке. И на самое-самое страшное, можно решиться, если тебя поддерживает команда. И в коллективе становится возможным не только справиться с любым виртуальным препятствием, но и реально опереться на руки и плечи своих друзей - свою команду!
Цели тренинга:
- Дать участникам представление о том, что делает группу командой, о характеристиках эффективной команды;
- Отработать на практике командное взаимодействие в различных ситуациях, включая необычные и сложные;
- Получить информацию о слабых и сильных сторонах реальной детской команды;
- Разработать конкретные шаги для повышения эффективности командного взаимодействия в различныхситуациях.
- Задачи тренинга по командообразованию:
- усилить авторитет детской программы лагеря и доверие к вожатым;
- сплотить ядро актива детского отряда;
- познакомить ребят друг с другом;
- повысить лояльность ребят к правилам общежития детского лагеря;
- повысить общий тонус детского отряда.
- Маршрут, упражнения, задания позволяют отрабатывать следующие навыки:
- доверия к лидеру;
- четкости в выполнении команд;
- согласованных действий;
- умения делегировать полномочия;
- умения быстро принимать решения;
- максимального и творческого использования доступного ресурса;
- предотвращения и решения конфликтов внутри команды;
- ориентации на достижение общей цели групповой деятельности.
- коммуникаций и решения сложных задач в ситуации дефицита времени и неопределенности.
Дополнительно возможно выявление актива детской группы.
Экстремальные элементы, которые присутствуют на протяжении всего курса, развивают поведенческую гибкость и умения быстро и адекватно реагировать на нетиповые ситуации, а также целый ряд других коммуникативных навыков, повышают общий жизненный тонус и настроение.
В рамках каждой программы мы (вожатые):
- Разрабатываем сценарий;
- Прокладываем маршруты;
- Осуществляем техническое обеспечение этапов;
- Обеспечиваем проект толковыми инструкторами на его этапах;
- Обеспечиваем безопасное прохождение всех этапов для участников;
- Организуем питание (если длительный тренинг за территорией лагеря);
- Помогаем осуществить монтаж отрядного (общелагерного) фильма;
- Изготавливаем атрибутику, символику и инвентарь для проекта;
- Подбираем финальный приз и поощрительные призы для участников;
- Осуществляем координацию и контроль всех мероприятий в рамках проекта детской летней программы.
- Количество участников варьируется от 10 ребят до 50 и более.
Что такое команда?
Существует множество различных определений команды, но все они сходны в том, что команда — это группа людей, объединенная общей целью, эффективно и слаженно работающая для ее достижения.
В команде наблюдается эффект синергии (результат работы команды больше суммы результатов каждого члена команды, т.е. 2+2 равно не 4, а 5).
Зачем нужна команда?
Команда приносит колоссальную пользу детской летней программе тем, что эффективно, осознанно и творчески работает на достижение цели.
Участники в Команде:
- работают увлеченно и с удовольствием;
- хорошо мотивированы;
- понимают друг друга, конструктивно решают конфликтные ситуации;
- рационально распределяют между собой роли;
- не тратят лишнего времени на выполнение поставленных задач;
- не хотят уезжать из детского лагеря, в котором хороший психологический климат;
- взаимодействуют творчески и эффективно;
- и главное: добиваются лучших результатов в своей деятельности!
Командный дух в детском коллективе, благоприятный социально-психологический климат, творческая атмосфера, взаимопонимание, доверие, согласие и взаимопомощь достигаются при выполнении ряда условий.
Главное из них — отождествление членами команды личных и групповых целей и интересов и чувство взаимной ответственности каждого. При выполнении данного условия и возникает так называемый синергетический эффект, когда физические и интеллектуальные усилия одного умножатся на усилия других и сплоченная команда оказывается в состоянии решать задачи, непосильные для обычной детской группы.
Технология создания команды:
Существует множество тренингов и подходов к формированию команды. Но самое главное — это систематичность и целенаправленность.
Трудно сформировать сильную корпоративную культуру в детском лагере, создать сплоченную команду в детском отряде, если вы занимаетесь этим в течение смены от случая к случаю.
Для того, чтобы заняться командообразованием, прежде всего необходимо определить, на какой стадии развития находится ваша детская команда, каковы цели и задачи тренинга: необходимо ли провести серьезный глубокий тренинг, либо достаточно просто провести интересное нестандартное отрядное или общелагерное мероприятие, чтобы повысить эмоциональную вовлеченность детей, отблагодарить их за ударную деятельность и т.д.
Мы предлагаем несколько путей решения.
Team Building - Тренинг Командообразования
После того как мы вместе с вами определим цели и задачи тренинга, мы адаптируем существующие, при необходимости — разрабатываем новые задания и испытания, через которые необходимо пройти детской группе для того, чтобы сделать свой первый шаг, либо продолжить свой путь к команде.
Всем предстоит серьезная работа. На тренингах командообразования (Team Building) минимум теории и максимум практики.
Примеры программ тренингов:
- Эффективная команда
- Непотопляемая команда
- Команда – победитель
Мы создаем условия, в которых каждый член команды в отдельности и команда в целом сможет сама проявить себя, поработать над своими проблемами, выработать новые схемы взаимодействия, новые подходы, получить новый опыт. На тренингах по командообразованию(Team Building) команда выполняет специальные задания различной сложности и направленности, но объединенные одной общей идеей: ни одно задание невозможно выполнить в одиночку — только вместе, действуя как единый слаженный живой организм.
Вожатый всегда находится рядом, но не для того, чтобы все сделать за команду, «разжевать и в рот положить», а для того, чтобы помочь команде самой обнаружить свои «слабые места» и разработать пути решения проблемы.
Гораздо важнее дать ребенку удочку и научить его ловить рыбу, чем просто дать ему рыбу. Рыбу он съест и что останется? А с помощью удочки и полученных навыков он никогда больше не будет голоден.
Инструментом для претворения «командной» идеологии в жизнь могут быть разнообразные отрядные и общелагерные события - такие как активные тренинги командопостроения, так и различные праздники и мероприятия:
Реанимация для команды
Тренинги по формированию команды обычно проходят очень динамично. В арсенале вожатых - большой набор физических и творческих упражнений. Участникам приходится преодолевать препятствия, строить переправы, исследовать незнакомую местность, развивать какой-нибудь проект и т. д. Во всех тренингах есть упражнения, направленные на формирование доверия к партнерам. Например, каждому участнику предлагают забраться на возвышение и упасть спиной назад на руки партнеров по команде. Тем, кто не умеет доверять коллегам, упражнение выполнить чрезвычайно сложно - где-то глубоко сидит страх, что тебя не удержат.
Большинство заданий построены так, что выполнить их можно только сообща. И ребятам волей-неволей приходится вступать в кооперацию друг с другом. Например, на одном тренинге группа должна была преодолеть реку. 7 ребят начали сооружать веревочную переправу, а двое предпочли альтернативное решение - пошли искать бревна. Налицо нескоординированность действий команды, и вожатые это обязательно отметят. Хорошо обучает взаимодействию забавное упражнение «Береги яйца». На пенек кладут длинное бревно - получаются качели. Под концы качелей помещают по куриному яйцу. Команда должна встать на бревно так, чтобы не раздавить яйца. Бывает, не один десяток яиц идет в расход, прежде чем участники выработают общую стратегию. Или другое интересное упражнение - «Лыжня пастора Шлага», для него мастерят пару лыж метров по 6 длиной. Вся команда становится на них в ряд и получает задание двигаться в заданном направлении.
Смысл всех этих заданий сформулируем так: «То, как команда выполняет задания на тренинге, словно зеркало, отражает ситуацию в лагерной жизни. А мы выступаем в роли катализатора». Например, в одной детской группе царили «волчьи» отношения и дети друг друга подсиживали. Естественно, это проявилось и на тренинге. Участники получили задание: перекатить огромный двухметровый надувной мяч до другого места по определенным правилам. У них ничего не получилось - не смогли договориться. На обсуждении они дружно решили, что «задание дурацкое». Но дело вовсе не в задании, а в них самих.
Любимый прием вожатых, как консультантов - заставить разобщенную группу разыграть любительский спектакль или концерт. Результат не заставит себя ждать: взаимодействие команд улучшится, исчезнет деление на «мы» и «они».
Каким же образом за 3-4 игровых дня группа детей превращается в сплоченную команду? Игры на свежем воздухе - мощный инструмент для формирования команды. Нестандартная коллективная работа, совместное достижение цели объединяют ребят. И этот опыт они могут перенести на свои отношения как в дальнейшем в смене детского лагеря и после детского лагеря.
На тренинге естественным образом происходит выстраивание и притирка ролей, причем в зависимости от ситуации они могут меняться - в спокойной обстановке, например, лидером оказывается один ребенок, а в критической эти функции возьмет на себя другой.
Необходимая составляющая тренинга - физические упражнения: они учат ребят понимать друг друга без слов. Если вы на тренинге перетаскали на себе “несколько тонн” ровесников, то и дальше „обречены" на взаимную эмоциональную и физическую поддержку. Благодаря этому устанавливаются особые доверительные отношения.
Впрочем, тим-билдинг имеет и обратную сторону. «Натренированная» команда может болезненно воспринимать появление новых ребят-участников и не менее остро переживать уход старых членов группы, особенно ее лидера. Кроме того, если после тренинга вожатый не сумеет направить работу команды в нужное русло, то рано или поздно потеряет ее доверие. Наконец, тим-билдинг способен решить далеко не все проблемы команды, а в некоторых случаях даже ускорить ее распад. Если в детской группе уже не осталось внутренних “ресурсов для выживания”, то тим-билдинг может стать для нее неплохим могильщиком.
«Когда снизу смотрят друзья, подвести их невозможно»
Ребятам ведь нельзя просто приказать взаимодействовать вместе. Например, когда на „Веревочном курсе" детям предлагаются упражнения, которые вообще кажутся невыполнимыми. Например, перелезть через 2-метровую отвесную стену без всяких подручных средств. При этом нельзя произносить ни слова, договариваться обо всем нужно с помощью мимики и жестов. Но в конце концов, совместными усилиями дети всех перетаскивают через эту стену. Еще одно интересное задание, которое выполняется со страховкой, - забраться на высокую сосну, встать на край площадки и прыгнуть на трапецию, которая висит метрах в двух от дерева. В принципе, ребят никто не заставлял, и от любого упражнения можно было отказаться. Но все выдержали испытание. Каждый чувствовал ответственность за команду, и когда снизу смотрят ровесники, подвести их невозможно.
За время тренинга дети узнают друг друга с новой стороны. Они преодолели не только препятствия, но и что-то в себе самих. После тренинга они поняли, что могут ставить свою личную планку гораздо выше.
Ну и в конце статьи о главном…
Пять пунктов идеологии любой успешной команды.
- Служение обществу.
- Честность и достоинство.
- Совместная работа на общее благо.
- Постоянное совершенствование.
- Вежливость и человеколюбие.