Коммуникативный тренинг для младших

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
X 3b4d5dafm.jpg

Игра на владение своим телом «Ладонь в ладонь».

Дети прижимают ладошки и таким образом двигаются по комнате, в которой можно установить различные препятствия, которые пара должна преодолеть. Это могут быть стул или стол. В игре могут принимать участие пары: взрослый - ребенок.


«Несуществующее животное» - ребенок придумывает животное, которого в действительности не существует. Затем она должна изобразить животное, пройти, как это животное. Изображения происходит под музыку. Другие дети угадывают, какая это животное: веселая или грустная, добрая или злая подобное.


Игра на доверии «Слепой и поводырь».

Упражнение в парах. Один из участников - «слепой», другой - его «поводырь», каждый должен провести «слепого» через различные препятствия, созданные заранее (мебель, столы, стулья, также препятствием. Могут быть другие люди). В «слепого» завязаны глаза. Цель: «поводырь» должна провести его так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. Игра способствует развитию доверия. После игры обсудить ее, что чувствовали, будучи «слепым» и «поводырем», было уютно в этих ролях.


Упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать другим

Упражнение «Передача чувств»

Все становятся в шеренгу, первый возвращается во второй и передает ему мимикой чувства (радость, гнев, печаль, удивление и т.п.), второй должен передать следующему это самое чувство. У последнего спрашивают, какое чувство он получил, и сравнивают с тем, какое чувство было передано сначала и как каждый понимал полученное им чувства. (Невербальное общение)


Упражнение «Интервью»

Две группы: 1 - журналисты, берут интервью, 2 - каждый выбирает, кем он будет, чью роль возьмет (спортсмен, боксер и др.). Он должен отвечать на вопросы журналистов. Обсуждение: легко, общаться от имени другого?


Упражнение «Общение без слов»

Инструкция: упражнение выполняется молча. Участники становятся в два круга лицом друг к другу. Внешнее и внутреннее круг движутся в противоположные стороны. Те, что оказались напротив друг друга, образуют пару. Ведущий просит их: - Закройте глаза и поздоровайтесь с помощью рук.

- Открыть глаза и двигаться дальше. Снова по команде образуются пары, которые получают задания.

- Положите руки на плечи друг другу, посмотрите в течение минуты в глаза партнеру, улыбнитесь, отпустите руки и начинайте двигаться дальше.

- «Стоп»: помиритеся руками.

- Напишите поддержку с помощью рук.

- Попрощайтесь.

После упражнения участники обмениваются чувствами.


Упражнение «Мои сильные стороны»

Инструкция: все садятся в круг. Каждый член группы должен рассказать о своих сильных сторонах, о том, что он любит, ценит в себе, о том, что дает ему чувство внутренней уверенности и доверия к себе. Важно, чтобы он не умалял своих предпочтений, не критиковал себя, не говорил о своих ошибках и недостатках (это упражнение направлено на умение позитивно мыслить о себе и четко излагать свои мысли).


Игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций

«Иди, злость, уходи!"

Игроки ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают бить ногами по полу, а руками по подушкам с громким криком: «Иди, злость, уходи!" Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежат, слушая музыку 3 минуты.

Предостережение: следите, чтобы, ударяя руками по подушке, дети не били по рукам соседа.

Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения в ДЕТЕЙ


«Просыпайся, третий глаз!" (Для детей с 5 лет)

«Человек видит не только глазами. Мудрость и ум, выдержка и спокойствие могут проснуться в твоей третьей глазу. Вытащи указательный палец, напряги его и положи на лоб между бровями над носом. Здесь твое третий глаз, глаз мудрости. Помассируй эту точку, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз, просыпайся, третий глаз ...» (6-10 раз).


«Сбрось усталость»

«Встань, расставь широко ноги, согни их в коленях, согни тело и свободно опусти руки, расправ пальцы, склоны голову к груди, открой рот. Слегка покачайся в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхнет головой, руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость, повтори еще ».


«Заряд бодрости»

«Сядь свободно. Вытяни вперед руки и приготовь два пальчика: большой и указательный. Возьмись ими за кончики ушей - один сверху, другой снизу ушка. Помассируй ушки: «Ушки, ушки слышат все!» (10 раз в одну сторону и 10 - в другую). А теперь опусти руки. Приготовь указательный палец, вытяни руку и поставь его между бровями над носом. Помассируй эту точку со словами: «Просыпайся, третий глаз!» Склады пальцы рук в горстку, найди внизу шеи ямку, положи туда руку со словами: «Я дышу, дышу, дышу!» - Помассируй ямку 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую. Молодец! Ты видишь, слышишь, чувствуешь! "

Предостережение: взрослый следит за силой нажима на важные точки жизнедеятельности и правильностью расположения точек.


«Спаси птенца»

Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику склады ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, примеры ладони к груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно слетело, улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе »


Игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе

«Нарисуй свой страх, преодолей его»

До упражнения желательно поговорить с ребенком: «Чего ты боишься, когда тебе бывает страшно, было такое, когда ты сильно испугался». Затем ребенку предлагают нарисовать то, чего он боится. Необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования еще раз поговорите, чего же конкретно ребенок боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребенка разрезать «страх» на мелкие кусочки, а мелкие - еще на более мелкие, помогите ребенку в этом. Когда страх рассыпается на крошечные кусочки, покажите ребенку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большой бумагу, подойдите к свалке и выбросьте туда, потом с ребенком сходите и выбросите весь мусор - оно вам не нужно, его отвезут, сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», и больше его никогда не будет .

Замечание: повторите упражнение через 1-2 недели. Посмотрите, что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция), и делайте это до того момента, пока не увидите удивленное выражение лица ребенка в ответ на просьбу: «Нарисуй свой страх».


«Дизайнеры»

Для игры необходимы тюбики губной помады. Играть можно всей семьей и с друзьями ребенка. Каждый получает по тюбику и ему разрешается подойти к любому участнику и «украсить» его лицо, руки, ноги. В ходе игры вы увидите совсем других игроков. Следите, чтобы «украшали» всех, не забывайте позволять «украшать» себя. Совет: после игры хорошо вымойтесь.


«Расскажи о своем страхе».

Минимальное количество участников - 2, чем больше, тем продуктивнее упражнение. В тесном доверительном кругу взрослый рассказывает о детских страхах: «А вот когда я был таким, как ты, то ...» Затем задает вопрос: «А у вас было такое? »,« Кто чего боится? »Дети по желанию рассказывают о ситуации, когда им было страшно.

Ведущий каждый раз просит поднять руку тех, у кого было нечто похожее.

Предостережение: следите, чтобы сюжеты рассказов были непохожими, обговорите все возможные детские страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и тому подобное.


Игры и упражнения для детей с трудностями в общении

«Найди друга»

Упражнение выполняется среди детей. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти узнать других. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Потом, когда вторая найдено, игроки меняются ролями.


«Секрет»

Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т.д.), кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и способы уговорить каждого показать ему свой секрет.

Замечание: ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает робким найти общий язык с каждым участником.


«Доброе животное»

Участники становятся в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы - одна большая добрая животное. Давайте послушаем, как она дышит! "Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе». Вдох - все делают шаг вперед. Выдох - все делают шаг назад. Вдох - все делают 2 шага вперед, выдох - все делают 2 шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется ее велико доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д. ».


«На что похож настроение?"

Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похож их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похож на белую пушистую облако в спокойном голубом небе, а твой?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает - который сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злой подобное. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.


Коммуникативные игры

Игра «Мостик»

Игра направлена на тренировку взаимопонимания детей.

Проводим на полу две параллельные линии на расстоянии 30 см. Это мост, под ним далеко внизу - быстрая горная речка.

Навстречу друг другу на мост ступают по одному человеку. Не пользуясь языком, необходимо понять друг друга, что вам нужно разойтись и, не наступив при этом на линию, пройти каждому в своем направлении. Наступить на линию - значит сорваться вниз.

Работают дети парами со сменой партнеров.

Отвечают на вопрос «С кем в игре чувствовали надежной уверенно?"

В игре ярко проявляется направленность взаимоотношений. Высоко ценится желание и умение бескорыстно помогать другим.


Игра «Покажи чувства»

Инструкция. Вам известно, что движение мышц лица, выражающие внутреннее состояние, называются мимикой. Мимика - важный элемент общения.

Сейчас каждый получит задание изобразить мимикой две эмоции:

- Гнев, ожидание;

- Презрение, стремление идти на контакт;

- Страдания, равнодушие;

- Страх, ирония;

- Удивление, празднование;

- Радость, возмущение;

- Спокойствие, сдержанное раздражение ...

1. Первую из указанных эмоций вы демонстрируете всем для отгадывания.

Легко понять друг друга без слов?

2. Разделимся на пары и побудем зеркалом, изображая второе заданную эмоцию. Обсудим наши трудности.

Игра «Примерка ролей»

Каждый примеряет три роли - агрессивную, неуверенную и уверенного в себе человека.

Образец. Представьте себе, что ваш знакомый забыл вернуть вам вашу вещь (книгу, выкройку и т.д.).

Агрессия: «Ты, наконец, принесешь мой журнал? Сколько раз можно напоминать: я хочу его получить завтра! "

Неуверенность: «Извини, если моя выкройка тебе не нужна, то не могла бы ты ее вернуть?"

Уверенность: «Мы договорились, что ты вернешь мне модель вовремя. Буду благодарен, если именно завтра ты принесешь мне ее ».

Игры, имитирующие события рассказов, загадок, басен, стихов, помогают снять психоэмоциональное напряжение, развить у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать, все это стимулирует эмоциональное состояние детей, приводит к улучшению самочувствия и настроения .