Командная работа в вожатской «связке»

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
X a597573cm.jpg

Если вы думаете, что знаете уже всё, что можно знать, чтобы начать работать в лагере, то это неправда.

Зачастую новички (да и не только) совершенно неожиданно для себя обнаруживают, что работают они на отряде не одни. То есть головой-то все понимают это. Но подводных камней заранее никто не видит. Кажется, что достаточно приехать в лагерь, провести первый сбор, установить дисциплину и фигачь смело себе на всю катушку. Не-не, вас никто не пугает, в принципе всё так и происходит. Но, совершенно внезапно ты понимаешь, что главная проблема в лагере - это твой напарник. Или твой директор. Или твой старший вожатый. А вот с детьми-то как раз легко. И тогда начинается “веселье” ...

Ты устал, ложишься поспать на тихом часу. А потом напарник обижается на тебя, что ты такой вот эгоист и о нем не думаешь.

Ты рисуешь график ночных дежурств на отряде и вдруг тебя осеняет прекрасная мысль: надо бы его украсить. А тут как раз вот есть пара смешных и милых наклеек. И без всякой задней мысли ты приклеиваешь крокодильчика прямо напротив фамилии своей напарницы. А она потом дуется на твою черствость.

Ты придумал отличное мероприятие, выбил клуб, рассказал о нем детям, всю ночь делал реквизит и рисовал грамоты. А твоя напарница сказала на планерке, что ваш отряд совсем не против пойти на озеро. Прощай ночь работы, вы идете вялиться под солнцем и обидно уже тебе.

Вы с ребятами придумали отличное выступление, все отрепетировали, устали, но довольны. А худрук считает, что это не смешно и непонятно. А вот пусть лучше мальчики-вожатые станцуют стриптиз - вот это хорошо. И так и хочется послать её куда-нибудь в лес подальше.

Подобные ситуации возникают постоянно. И что, спрашивается с ними делать? Как-то же надо жить дружно и правильно? И дети все видят, и у тебя в душе уже гармонии нет...


Команда – автономная группа, способная оперативно, эффективно и качественно решать поставленные перед ней задачи.

Основными признаками команды являются:

  • эффективное конструктивное межличностное взаимодействие;
  • профессиональные навыки каждого из членов;
  • положительное мышление, ориентация на общий успех;
  • способность согласованно работать на общий результат.

К сожалению, все вышеперечисленные признаки команды не всегда проявляются в вожатской «связке», что часто ведёт к неэффективной работе напарников.

В случае несработанности с напарниками в вожатской «связке» полностью отсутствует общение и приходится работать по принципу «каждый сам по себе». Это отражается на общение и деятельность детей в отряде. В детском отряде в таком случае отсутствует сплоченность и наблюдается повышенный конфликтный фон. Причиной возникающей ситуации является недостаток опыта налаживания межличностного взаимодействия между напарниками. Как правило, момент знакомства напарников также упущен. А ведь знакомство напарников друг с другом, как правило, является таким же важным периодом, как организационный период смены во временном детском коллективе.

Работать в такой смене будет очень сложно, ибо отсутствует должная мотивация к профессиональной деятельности, а самое главное – пропадает интерес к работе с детьми. Именно тогда я задумалась над причинами возникновения несработанности напарников, а главное – над тем, как создать эффективную команду в вожатской «связке».

Проблема несработанности напарников всегда является очень актуальной и возникает достаточно часто. Этот факт всегда ведёт к негативным последствиям, а именно:

  • дезорганизации временного детского коллектива,
  • отражается на психологическом микроклимате временного детского коллектива,
  • в отряде появляются частые конфликты между детьми,
  • вожатые теряют авторитет, из-за чего могут возникать конфликты между вожатыми и детьми,
  • у детей проявляется негативизм к принятию норм и правил лагеря, к участию в отрядных и дружинных делах, а, следовательно, и общая неудовлетворенность проживанием из-за отсутствия занятости в ДОЛ.

Кроме того, из-за несогласованности напарников между собой в работе с детьми страдает качество деятельности и её конечный результат, возникает негативное эмоциональное состояние, пропадает внутренняя мотивация у вожатых к работе, что является очень важным условием эффективности работы педагога.

Когда в рабочей группе создан комфортный микроклимат, её участники обретают уверенность, стремятся больше неформально общаться друг с другом, получая вдохновение от совместного общения. А для всего этого необходимо целенаправленно выработать ряд методов, путей формирования эффективного взаимодействия в вожатской «связке». Для этого необходимо достичь «эффекта команды» . Известно, что хорошо сработанная команда чрезвычайно эффективна и практически непобедима.

Эффект команды достигается за счёт:

  1. Неограниченной интенсификации труда (для членов команды не существует нормированного рабочего дня, напарники сами распределяют обязанности между собой и нормируют свой рабочий день в зависимости от темпов достижения намеченной цели);
  2. Сокращения потерь рабочего времени путём достижения высокой степени организованности труда внутри вожатской «связки» (взаимозаменяемость, повышенная личная инициатива в работе, коммуникация, работа на опережение);
  3. Использование корпоративных форм принятия решений, что ещё больше повышает мотивацию и самоотдачу всех членов команды.


Кроме всего этого, можно выделить основные принципы, которые составляют основу командообразования:

  1. принцип коллективного исполнения работы (каждый член выполняет ту часть общего задания, которую ему поручила команда);
  2. принцип коллективной ответственности (целостность команды, если одно задание не выполнено – отвечает вся команда);
  3. принцип высокого стимула команды за конечный результат (в качестве достойных стимулов является не только зарплата, но и другие стимулы. Основанные на хобби и предпочтениях. Нередко общественное признание оказывается более ценным стимулом);
  4. принцип повышенной исполнительской дисциплины (каждый член команды отвечает головой за конечный результат деятельности);
  5. принцип добровольности вхождения в команду. Это ключевой принцип формирования команды. В состав вожатской связки может быть включён тот кандидат, который добровольно изъявил желание войти в состав этой команды, что, к сожалению, не всегда возможно при распределении вожатых на отряд.

Для эффективной работы в команде, для профилактики конфликтов, проблем лидерства и влияния, страхов и опасений тем людям, которые работают не в первый раз, следует стать напарниками-наставниками.

Можно выделить несколько составляющих, которые ведут к успешному командообразованию в вожатской «связке»:

  1. Знакомство. У напарников должна появиться возможность представить себя, охарактеризовать свою личность, предпочтения, сильные и слабые стороны. Это поможет легко и быстро включиться в работу, проявлять такт в общении друг с другом. Кроме этого, каждый из напарников пытается выяснить сходства и различия в характерах, индивидуальные особенности, вкусы, предпочтения. Следует рассказать о своём опыте и, прежде всего, необходимо пробудить интерес в людях, с которыми будешь работать.
  2. Доверительное общение. Именно доверие разрушает опасение быть осмеянным или остаться в изоляции, позволяет открыться, показать свои истинные чувства и мысли. Общение тесно связано с доверием. Члены группы должны легко общаться друг с другом, находить общий язык, делиться опытом, открыто выражать чувства. Нельзя забывать о способе общения. Юмор и тепло всегда более действенны, чем холодный деловой стиль. Если вы хотите открытости в общении, то будьте готовы быть хорошим слушателем. Необходимо организовать неформальное общение в «связке», чтобы участники группы охотно проводили время вместе, общались между собой, уважали друг друга и приходили на помощь в трудную минуту.
  3. Сотрудничество. Цель напарников – создать такую обстановку, в которой каждый мог бы внести свой вклад в работу группы и ощутить себя её полноправной частью. Если в команде есть опытный вожатый, то именно он должен показать, что для всех очень важно взаимодействие друг с другом. Работая вместе с другими, мы чувствуем себя увереннее. Чем активнее и шире сотрудничество, тем больше повышается вероятность того, что другие последуют примеру и будут охотнее работать и общаться.
  4. Готовность совершенствоваться. Речь об этой составляющей может идти в том случае, когда в команде работает вожатый с опытом, именно в его силах сделать так, чтобы участники интенсивно учились и продуктивно работали. Опытный наставник с самого начала способен создать благоприятную учебную атмосферу, чтобы члены группы могли экспериментировать и реализовывать себя.
  5. Удовольствие от вожатской деятельности. Эта составляющая является также важной, как и остальные. Важно, чтобы работа для команды была в удовольствие, общение с детьми, взаимодействие с ними приносили только радость и удовлетворение.

Использование и соблюдение принципов формирования «эффекта команды», а также поэтапное, постепенное формирование атмосферы сотрудничества в вожатской «связке» ведет к хорошему, но и по уровню сплоченности, организованности временного детского коллектива.


Несколько советов по взаимоотношению между вожатыми в отряде

  • Взаимоотношения между вожатыми - это сугубо или личное правило. Самое главное не выставляйте их напоказ, будь они у Вас плохие и натянутые или слишком романтические. Дети, начальство и другие вожатые должны видеть в Вас единую команду. Дело в том, что афишируя свои взаимоотношения, вы даете благотворную почву для сплетен. Именно поэтому не стоит другим знать об этом.
  • Вторым правилом является то, что дети ни при каких обстоятельствах не должны видеть Ваши ссоры. Поэтому постарайтесь уважительно и терпимо относиться друг к другу, особенно при детях.
  • Подготовку к междуотрядным мероприятиям не стоит сваливать только на одного из вожатых. Постарайтесь все дела и вопросы решать сообща.
  • Вечерние гуляния - это то, без чего не обходится ни один заезд в любом лагере. Этот вопрос также лучше решить обоюдно.
  • Напоследок стоит сказать о самом главном - ябедничество. Именно из-за этого многие вожатые лишаются работы. Если Вас что-то не устраивает в своем напарнике, то не стоит об этом все кричать. Для этого достаточно просто сесть и поговорить.

Вот и все секреты вожатских взаимоотношений.


Как сработаться с напарником в лагере

Первое и важное это узнать друг друга. Предполагаем, что вы встретитесь до заезда детей. Так что есть время познакомиться. Рассказать следует о том кто вы, что вы… что любите, а что нет, давно ли работаете, то какой обычно тактики придерживаетесь, вообщем все (Кстати, не стоит все время болтать самому. Не забудь обо всем расспросить и напарника).

И так вы узнали друг друга, теперь договоритесь, что будете запрещать. Главное придерживаться единой линии. А то дети станут манипулировать вами. А вы будете ругаться.

Важно, ЛЮБИТЬ напарника! Холить! И Лелеять! Вы единый организм на 21 день. Заботьтесь друг о друге: давайте выспаться, защищайте, получайте для него все (не съедайте это!). Хорошо напарнику, а значит хорошо тебе.

Обязательно помни: от отношения напарников будет зависеть настроение детей. Кстати, стоит называть друг друга ласково.. Тогда дети так к вам и будут обращаться, да и друг друга порой ласково называть.

Реклама – двигатель прогресса! Делайте друг другу рекламу. От этого ваш авторитет будет повышаться в глазах детей.

Не забывайте делиться с напарником всем от конфеты до важных новостей. Обязательно рассказывайте все, что происходит с детьми: наблюдения, изменения. Никогда не делай тайну из того, что говорят на планерке! Все надо рассказывать сразу, от этого зависит качество вашей работы.

Есть список запрещенных тем при детях:

• выяснение отношений между вожатыми;
• обсуждение детей;
• обсуждение администрации оздоровительного лагеря, ее указаний;
• решение вопросов личного характера.

Все это обязательно делается за закрытыми дверьми!!! Дети все слышат и рассказывают друг другу.

Просто уважайте друг друга!

И на последок одна штучка..: :)


«Инструкция по эксплуатации Напарницы»

Дорогой друг если ты это читаешь, то ты вожатый. Человек, работающий с детьми, а значит счастливый человек! С чем я тебя и поздравляю.

Более того ты работаешь в паре со своей напарницей. Что бы ваш союз был прочным, перспективным и веселым хочу дать несколько советов по эксплуатации твоей напарницы:

  1. Лучше всего называть напарницу ласковым именем, при этом повышается ее внимательность к словам и эффективность в действиях.
  2. Любовь и ласка в отношении к напарнице обязательна! Иначе возможен быстрый выход из строя.
  3. Если у напарницы нарушено чувство времени из-за отсутствия часов на руке, то поэтому стоит напоминать ей который час.
  4. Если напарница девушка добрая, поэтому можно попросить ее вывести детей на зарядку. Но помни! Если напарница медленно расчесывает волосы, то тебе будет легче встать самому.
  5. Если напарница любит принимать душ ночью, то пожалуйста следи что бы она ложилась спать в пределах разумного.
  6. Часто у напарниц просыпается творчество и они жаждут писать педагогический дневник. Когда она будит тебя с вопросом - с чего начать описание первого дня посоветуй ей написать: «Вот и понеслось!».
  7. При сильном желании напарницу можно заставить петь и танцевать.


Он и Она, или взаимоотношения между напарниками…

Первое правило: ваши взаимоотношения ни коим образом не должны хоть как-то влиять на качество вашей работы вожатыми. Помните: вы оба делайте одно дело и приехали сюда не для выяснения отношений («кто круче? кого дети любят больше? кому они больше доверяют?»), а для СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ на благо детей.

Второе правило: вы – с самого начала смены вместе, потому что дети, а, следовательно, радости и горести у вас УЖЕ общие, поэтому максимально помогайте друг другу! Заботьтесь друг о друге, интересуйтесь самочувствием, здоровьем друг друга, расспрашивайте о трудностях, о том, что радует или огорчает.

Ваш напарник (или напарница) может стать для вас самым близким человеком в лагере, вашей поддержкой и заботой, а может таковым и не стать, но начинаются эти отношения с самого начала. «Прикрывайте» своего напарника, если есть возможность - дайте ему поспать лишний час, если он проспал завтрак – принесите ему его в вожатскую и проч.

Вожатым – юношам: в лагере довольно высокая физическая нагрузка – относитесь к своим напарницам с пониманием. Девушки могут чаще уставать, поэтому проведение спортивных мероприятий, требующих большой активности, возьмите на себя.

Вожатым – девушкам: в лагере довольно высокая физическая нагрузка: куча спортивных мероприятий, и прочей беготни – а тут еще твой напарник постоянно вызывается в них участвовать, и соответственно уставать еще больше… поэтому отнеситесь к своим напарникам с пониманием…

Еще раз! Друзья, будьте людьми: заботьтесь друг о друге!


Заметки на полях: в отношении детей действуйте синхронно – ситуаций, когда один что-то разрешает, а другой запрещает, быть не должно! (Заранее обговорите, что и как Вы будете делать - как будить, как укладывать, как созывать и строить. Во время смены на это времени не будет!)

Что делать, если возникла конфликтная ситуация между напарниками? РЕШАТЬ ее. Есть один простой и хороший рецепт – чаще разговаривайте со своим напарником(цей), не бойтесь этого делать даже тогда, когда очень тяжело – лучше сказать, «выкричаться» друг на друга, чем ваше непонимание будет как-то отражаться на детях.


Отношения нужны каждому из партнеров. Необходимо лишь соблюдать правила 3-х «У»: уважать, уступать, удерживать.

  • УВАЖАТЬ – значит принимать во внимание то, что ты не один. Мнение, желания и чувства другого могут быть так же хрупки, как и твои собственные. И если ты выбрал быть в паре, будь добр, уважай внутренний мир того, кто выбрал тебя. Уважай его верность. Будь предан сам. Если ты выбрал этого человека – уважай его, как самого себя.
  • УСТУПИТЬ – вовсе не означает сломаться, проявить слабость или наступить на горло собственной песне. Компромисс неизбежен. Признание своей правоты и победы пригодны для соревнований, а отношения – это все-таки союз напарников. Уступая, ты, прежде всего, демонстрируешь значимость для тебя другого человека.
  • УДЕРЖИВАТЬ – самая сложная деталь в парном механизме. Удерживать никак не перекликается с тем, чтобы запрещать, держать насильно, вымаливать… Удержать - это просто взять за руку и сказать: «Ты мне нужен». Не подумать, не послать мысленный сигнал в космос, а произнести. Дать понять, что тебе дорог этот человек, что именно он (а не кто-то другой) достоин того, чтобы уважать, уступать и удерживать.

Не стоит ждать того момента, когда отношения покроются ржавчиной. Придумывайте, фантазируйте, живите в совместной иллюзии, будьте по-детски просты. ТВОЙ напарник всегда поймет, примет и поддержит, а тот, кому ты безразличен – и без того найдет причину, чтобы отвернуться. Главное в отношениях – быть заодно. Это очень сложная конструкция, но если она такова – ничто не сможет её нарушить. Важно быть на одной волне: одинаково видеть неизбежное, трактовать услышанное, понимать случившееся, реагировать на происходящее. Всё несбывшееся, потерянное, разрушенное становится таковым лишь потому, что двое наполняют свою действительность эгоизмом и разными смыслами. Они неведомы и крайне индивидуальны – так можно самому, но не вместе. Вот почему столь важно дышать одним воздухом, иметь общие цели и схожесть направлений, говорить на одном языке, понимать недосказанное и улавливать между строк. Это признаки родства и единства, когда вожатые-напарники – продолжение друг друга.


Ну, пожалуй, это основное. Остальное узнаешь при работе. Если напарница (напарник) очень любит детей так, что если у вас это чувство обоюдное, то все получится. Счастья! Удачи! Главное правильно выстроить взаимоотношения! Надеюсь, у тебя все получится! Что же делать, когда вас уже поставили вместе на отряд.