Коды и шифры для игр в лесу

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
12439.jpg

Игра не должна превращаться в бездумное и бесцельное гарцевание по лесу, поэтому ей необходимо и интеллектуальное наполнение, и таинственность, а значит без шифров никак не обойтись.

Наверное, любой ребенок, прочитав "Пляшущих человечков" А.Конан-Дойля, сразу же принимается составлять шифровки и почти так же сразу охладевает к ним. Рассказ этот действительно захватывающий, а вот шифр никуда не годный - громоздкий, трудно запоминающийся, с долгим вырисовыванием знаков, и после всех этих мучений его чрезвычайно просто разгадать по частоте одинаковых значков. В русском языке наиболее часто употребляются буквы в, а, п, р, о, л – на клавиатуре компьютера они расположены поэтому по центру в среднем ряду. Наиболее редко – те, что по краям клавиатуры – во всех трех рядах. Чем длиннее текст, тем яснее в нем видно, что одни значки встречаются только один раз, а других очень много.

0 современных системах шифрования мы, пожалуй, умолчим, а вот о тех, которые применялись до XX века, и вполне доступны нынешним детям, рассказать можно:

I/ о "тарабарских" языках русских "лихих людишек" и разбойников упоминал А.Толстой в романе "Петр I". Это по-существу не шифрование, а намеренное искажение слов, которое могло быть и письменным, и устным: произношение (написание) задом-наперед, добавление после каждого слова (или каждого слога в слове) какого-либо условленного заранее слога, произношение слогов, образующих слова, в обратном порядке. Тарабарский язык в письменном виде очень легко читается, но устное применение требует большой сосредоточенности, развивает внимание, чувство ритма, комбинаторное мышление. Заставляет задуматься о том, правильно ли поставлено наше образование то, что деревенские пацаны (и городские уличные), имеющие в школе репутацию гиблых двоечников и тугодумов, обычно легко овладевают тарабарскими языками, виртуозно переставляют буквы задом наперед и ритмично вставляют между слогами какой-нибудь «дыр» или «пыр»;

2/ "рамка", которую можно часто увидеть в кино-детективах, представляет собой графический вариант тарабарского языка; такой же намеренный ввод лишних букв и слов, искажающих смысл написанного. Все лица, состоящие в тайной переписке, имеют абсолютно одинаковую "рамку" - плотный лист бумаги (пленки, картона, клеенки) с вырезанными в сложном порядке окошечками на 1, 2, 3 буквы. Верхняя сторона рамки должна быть помечена, чтобы всегда накладывать ее в одном положении. В окошечки вписываются слева-направо (а можно и наоборот) нужное сообщение, рамка снимается, а оставшиеся между буквами секретного текста промежутки заполняют всякой галиматьей (не забывая и о пробелах, точках и запятых, которые также являются полноценными знаками для шифрования букв. Например, через рамку вписано:

  • и..д.т...и.
  • .н..а...ле.в...о ;

а без рамки это выглядит:

  • . ибрдет уи, уна абу лервинто - то есть достаточно тайно и загадочно. Неудобство заключается в том, что рамку нужно носить с собой, а противник, завладев рамкой, сразу же разгадывает всю переписку. Катастрофа американских сил на Перл-харборе произошла только из-за того, что японская разведка смогла завладеть кодировочными таблицами американского флота, разгадать их систему и читать все сообщения о перемещении соединении кораблей и самолетов.

Однако в игре вы можете намеренно создать возможность для простого захвата шифров противника. Этого можно избежать, если вместо реальной рамки пользоваться условленным периодом рамки. Это может быть любая последовательность цифр, которую легко запомнить. Она будет означать число пробелов между достоверными буквами. Например, период рамки 132, шифровка выглядит:

  • 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1

иуд ултопиа безнреа луксе увло , вычеркивая буквы в соответствии с периодом рамки получим:

  • и.д…т..и. н..а.л…е..в.о

3/ кодированный язык - также обычное дело для детективных произведений, это замена одних слов другими, имеющими будничное звучание. Например, оружие обычно называют игрушками, динамит - халвой и т.д. "Редиска - нехороший человек" это такой же вариант кодирования. Любое замкнутое сообщество создает свой язык, непонятный для чужих. В подростковом возрасте такое словотворчество является естественным. Впоследствии это создает простые возможности приспособиться к профессиональным жаргонам.

Вначале составляется переговорная кодовая таблица, в которой все главные для игры слова имеют свой перевод, как в словаре. Её нужно выучить наизусть (как это делали в "Джентельменах удачи"), а затем уничтожить, иначе противник может овладеть ею;

4/ цифровое кодирование появилось, наверное, вместе с первым алфавитом. Поскольку каждая буква знает свое место, то у нее есть номер, а значит букву можно заменить цифрами: а - I, к - 12, о - 16 и т.д. Для того, чтобы пользоваться цифровым кодом нужно выучить алфавит, но это как раз очень пригодится, особенно будущему переводчику, ученому и в любой профессии, связанной с информацией.

5/ цифровое шифрование. Предыдущий способ имеет перед "пляшущими человечками" только преимущество в простоте символов, но разгадать его чрезвычайно легко, даже если начинать от я - I, или сдвинуть цифры (а - 8, б - 9). Поэтому на цифровой код накладывают дополнительное искажение по определенной системе, известной всем состоящим в переписке. Это может быть период шифра - последовательность цифр, которые периодически прибавляются к цифрам закодированного сообщения. Например:

  • к л а д о к о л о после кода выглядит
  • 12 13 I 5 16 12 16 13 16 ,

Даже в такой короткой фразе цифра 16 встречается 3 раза, что заставляет предположить, что это может быть или о, или а. Цифра 12 встречается два раза, что опять же в пользу того, что за ней могут скрываться или п, или р, или к.

Но после наложения периода 132 - -

  • + 1 3 2 1 3 2 1 3 2 получаем:
  • 13 16 3 6 19 14 17 16 18 .

Как видим, в шифрованном виде одна и та же буква "о" выглядит как 19, 17, 18; "к" - 13, а потом 14, то есть простая статистика этот шифр не берет.

Из приключенческой литературы известно понятие о ключе шифра, которым обычно является какая-либо книга (ее определенная страница). В этом случае к цифрам кодированного сообщения прибавляются цифры, соответствующие алфавитному номеру букв в тексте книги-ключа. Это способ профессионалов XIX века, и разгадать его можно только специальными приемами статистики, основанными на теории вероятности;

5/ тайнопись - еще один способ засекречивания. Все знают, как Владимир Ильич Ленин писал молоком между строк, а проявляли потом этот текст над свечей или лампой. Есть еще и такой способ пишут раствором, сделанным из таблеток пургена, а проявляют разбавленным силикатным клеем.


В заключение нашего экскурса в историю шифрования познакомимся с вариантом тарабарского языка, созданным специально для письменного употребления.

Дети легко запомнят фразу "раки де-Монуля" (допустим, был такой француз - поставщик деликатесов). Каждый слог в этой фразе представляет собой кодировочную пару: "р" меняется на "а", "м" - на "о" и т.д., причем замена идет и обратно ("а" на "р"). Буквы, которые не вошли в эту фразу, остаются без изменения. Пример кодирования:

  • три шага влево
  • так шргр вядвм - как видим, искажение достаточное, а операция кодирования очень простая и не требует материального ключа, которым может завладеть противник. По этой системе вы легко составите новый ключ. Слоговых пар должно быть не больше семи, и надо образовать из них более или менее смысловую фразу, иначе запомнить их будет трудно.