Книга джунглей
Полигонная ролевая игра "Книга джунглей" (по мотивам произведений Редьярда Киплинга)
Отчет старого удава
До лагеря оставалось всего несколько дней, а игра была все еще не готова. Не было даже начальной идеи. Необходима была ситуация или произведение, хорошо знакомое всем участникам. А это совсем не просто, учитывая разницу в возрасте - самому младшему участнику 5 лет, самому старшему 47. И вот всего за пару дней до отъезда кто-то сказал: "Маугли". Это то, что нужно! Это почти все читали, а если не читали, то смотрели мультик.
Одна бессонная ночь и постановка игры готова. По дому лихорадочно собираются всякие безделушки для будущих артефактов, а принтер бодро печатает "обрывки" "древних" манускриптов. Костюмы и все остальное готовилось уже в последний день перед отъездом, а что-то и в самом лагере. Постановка игры была совсем сырой и "дырявой", доделывать ее пришлось уже по ходу игры, и я сильно сомневался, что из этого хоть что-то получится.
Теперь уже все страхи позади. Игра действительно получилась и все, кто хотел играть, получили удовольствие, от самых маленьких до самых старых. А происходило это так:
Вечером перед сном я зачитал участникам правила игры, которые привожу здесь без специальных разделов (боевых правил, описаний экономики и игровых периодов).
Правила игры 1. Описание мира Джунгли! Много деревьев, река, живописные поляны. В лесу живет куча разнообразных зверей. За лесом живут люди. Где-то в чаще леса неведомый и загадочный древний город. В общем, все как в широко известной книге и мультиках. Только не надо понимать это буквально и играть по книге. Это другой лес, в другой стране с похожими, но не теми же самыми обитателями.
Лес большой и красивый, но уже не тот, что раньше. В реках стало меньше рыбы. Деревья сохнут и приносят меньше плодов. Все чаще в лес вторгаются люди, пилят деревья, загрязняют реки, убивают зверей. Звери озабочены. Они хотят спасти свой лес, но не знают, что для этого нужно сделать. Легенды гласят, что очень давно люди жили в джунглях и дружили со зверями. Тогда лес был совсем другим. Как спасти лес и вернуть утраченное не знает никто, разве что Каа, который не помнит, и старая кобра, которая не скажет. Мудрые звери догадываются, что помочь им могут только люди, но не те, что пилят и сжигают деревья.
По лесу прошел слух, что где-то в глубокой чаще видели человеческого детеныша. Он еще маленький и пока не боится зверей. С ним, наверное, еще можно договориться и привлечь на свою сторону. Так думают Акела, Балу и Багира. Так думает и Шерхан. Бандерлоги не думают. Им все равно.
2. Персонажи, их характеры и цели Маугли
Человеческий детеныш найденный в лесу (кто его найдет и как, выяснится во время игры). Он еще совсем глупый и ничего не умеет. Научить его сможет тот, кто его найдет, и тот с кем он потом будет дружить. Маугли верит, что может совершить что-то очень важное. Он у всех спрашивает совета и у всех учится. Сможет ли он совершить чудо, зависит от него и его друзей.
Друзья Маугли
Волчата - самые близкие друзья Маугли. Они почти всегда вместе с ним и помогают своему другу во всем, чем могут помочь человеку маленькие волчата.
Акела (игротехник) - приемная мать Маугли. Ее он слушается беспрекословно. Основная забота волчицы - сохранение и благополучие стаи, защита детей от врагов, обучение их добыванию пищи, ориентированию в лесу и боевым "волчьим" искусствам. И все-таки она вождь стаи. У нее много своих дел и она не может все время ходить с детьми. Да это и не педагогично.
Балу - старый, умный, добрый медведь. Он очень любит человеческого детеныша и учит его всему тому, что знает сам. Что знает и умеет медведь, решайте сами.
Багира - хитрая черная пантера. Много знает, быстро соображает. Любит и понимает всякую красоту. Может дать дельный совет, особенно если это касается какой либо гадости Шерхану. Дружит со старым Каа. Умеет к нему подлизаться и выведать у него полезные сведения. Только сначала придется уговорить ее саму.
Каа (мастер) - старый мудрый удав, несколько сентиментальный и слегка страдающий склерозом. Знает все или почти все, но не всегда может вспомнить. Очень любит рассказывать, но не всегда то, что его спрашивают. Существо непредсказуемое, как и все склеротики - может возиться и играть с волчатами или отправиться в гущу джунглей с Маугли, а может и "обломиться" в самый неподходящий момент. Очень самолюбивый. Любит уважительное к себе отношение.
Враги Маугли
Шерхан (игротехник) - злой, коварный тигр. Но он не собирается есть Маугли. Он тоже не дурак, и понимает, что с помощью человеческого детеныша может обрести власть над всем лесом.
Табаки - хитрый шакал. Везде сует свой нос, все вынюхивает, высматривает и все докладывает Шерхану.
Нейтральные
Еж и черепаха - неразлучные друзья. Живут возле реки и знают все и обо всем, что в реке и возле нее. Только вот сложно определить говорят они правду или шутят. Любят всякие лакомства.
Слоненок - сын недавно умершего, мудрого Хатхи. Принял по наследству его должность трубить новости на весь лес, объявлять перемирия и собирать советы. При этом он все еще молодой беззаботный слоненок, любящий вставить хобот туда, куда не пролазят уши. Дружит со всеми, кроме Шерхана, но и тот его не трогает. Даже с обезьянами не ссорится. Особенно любит человеческих детей.
Старая кобра (мастер). Живет в старом городе и охраняет сокровища. Зачем и для кого, она уже не помнит, но свои обязанности выполняет старательно. С ней в принципе тоже можно договориться. Только вот как?
Не друзья никому
Бандерлоги - живут в окрестностях старого города под предводительством Верховной обезьяны. Считают себя потомками людей, живших в старом городе и его владельцами. Во всем подражают людям. Исполняют какие-то ритуалы, хранят и передают по наследству какие-то реликвии. Всех остальных презирают и насмехаются над ними. Панически боятся только Каа и старую кобру, которая к их счастью почти не выходит из подземелья, боясь оставить свои сокровища. Стая обезьян (3 штуки) может справиться с любым зверем или человеком, гуляющим по лесу в одиночку. В пределах старого города и окрестностей бандерлоги кидаются камнями. Три попадания опасны для жизни.
Крокодил - живет в реке и возле нее. Купающихся в реке может укусить за ногу или за руку. Сытый крокодил добродушен и может быть полезен.
Человеческие дети
Дети живут и играют на границе джунглей. Глубоко в лес они не заходят. Звериного языка не понимают и могут разговаривать только с Маугли. Диких зверей (хищников) они боятся, с ежами, черепахами, слонами могут играть, если те этого захотят.
Человеческие дети знают и умеют то, что умеют обычные дети. У них есть огонь, бумага, карандаши. Они немного умеют читать. Могут попытаться разгадывать всякие ребусы, головоломки и тайные письмена. Всему этому они могут научить и Маугли.В общем, они ведут себя как обычные дети.
Утром, в 10 часов игра началась. Мы отвели нашего "Маугли" (Лешик Половинкин) в лес, совсем недалеко от лагеря и посадили его в кустах, укрыли от комаров накидкой и дали книгу со сказками, чтобы он там не умер от скуки. Остальным объявили, что в лесу видели человеческого детеныша. Все звери ринулись в лес на поиски, и в течение часа носились по кустам и зарослям крапивы. Постепенно их энтузиазм начал спадать, а Маугли все не находился. Я уже думал его никогда не найдут, несмотря на то, что несколько раз ищущие буквально пробегали ему "по ушам". И вот наконец раздался долгожданный радостный крик шакала Табаки (Люся Осипенко).
Это нужно было видеть! Маленькая тоненькая Люська, подпрыгивая от восторга голосом шакала из мультика повторяла: "А я Маугли нашла!". Молодец Люська, нашла все-таки, несмотря на то, что ее уже несколько раз "задирали" волки (Артем и Даниил).
С волками, вернее волчатами, у нас была проблема. Устав искать детеныша, они начали "охотиться" и объектом своих нападений выбрали почему-то шакала. После того, как они убили ее два раза, я не выдержал и "задушил" их обоих на полчасика, строго-настрого запретив трогать Люську.
В общем, игра продолжалась, или скорее, она только началась. Шакал с своим другом - тигром "Шерханом" (Женя Семенова) спрятали Маугли в своем логове и пришли на совет зверей. Маугли в руках Шерхана! Все не по книге. Что же теперь предпримут звери?
Совет проходил бурно. Мать волчица (Оля Жукова) доказывала Шерхану, что Маугли нужно отдать ей, потому, что только он может спасти джунгли. Шерхан утверждал, что он не собирается есть детеныша и тоже хочет спасти лес и стать в нем главным. Посыпались взаимные обвинения. Я слушал эту перепалку и думал: "Чем же это все кончится?". Игра заходила в тупик.
Мы привыкли, что волк хороший, а тигр плохой. Так в книге написано. Разве может быть по-другому? А тут все усилия Ойи-Волчицы упираются в замечательную логику Сони-Шерхана. "Да, я ем мясо. А ты травку?". "Я злой. А почему?". "Да, я виноват. А в чем?". И тут прозвучали фразы, от которых я упал с бревнышка. "Ты не соблюдаешь закон джунглей" - сказала Волчица. "А ты его знаешь?" - ответил Шерхан, и я с ужасом подумал, что я его тоже не знаю. Все замолчали и посмотрели на меня. У меня "отпала челюсть". В общем то в книге было что-то о Законе, но что?
Пришлось удаву просыпаться и срочно "вспоминать" Закон джунглей. Я встал и гневно произнес речь о том, что не удивительно, что гибнут джунгли, если никто уже не знает и не соблюдает их Закона. После этого мы все вместе "разработали", "приняли в первом чтении" и "единогласно утвердили" Новый Закон Джунглей. Все звери поклялись его соблюдать.
Это был отличный финал первого дня игры. Только головной боли от этого стало не меньше. Что же теперь делать? Звери помирились и вместе воспитывают и обучают Маугли. Но теперь нет противоборствующих сторон и нужно срочно искать новую интригу. Благо дети так умаялись в поисках и спорах, что завалились спать, даже не вспомнив об обещанных нами "ночных сражениях".
Утром я сообщил слону (Кирилл Кобаса), что "уполз далеко в джунгли" и, пока варился завтрак, занялся подготовкой полигона для следующего дня игры. К слову сказать, удав в тот день так и не вернулся. Мастерских забот оказалось так много, что поиграть мне уже так и не удалось.
Белая Кобра (Елена Лиходед) расположилась на бетонной плите, удачно олицетворяющей развалины старого города и разложила свои сокровища. Неподалеку мы положили и "труп" одной из ее жертв с деревянным кинжалом и запиской. Остальные "древние письмена" я раздал участникам или спрятал в разных концах полигона. Слоненок положил свой "манускрипт" в карман джинсов и искупался в них в реке, отчего письмена стали совсем древними и трудночитаемыми. Ну что со слона взять?
Припасенные безделушки тоже нашли свои места. Ракушку я положил в реку у берега, Браслет спрятал в могилу воина, которую соорудил в кустах, большой зеленый камень отдал бандерлогам, маленькую книжечку положил в шкатулку с сокровищами. Слону и Черепахе (Катя Подвигина) досталось по колечку, остальное отдал людям. В довершение мы с Коброй нарисовали на бетонной лестнице над рекой загадочную пентаграмму и замаскировали ее травой.
Игра началась! Еж (Ляна Буваева) и Черепаха грелись на солнышке ожидая вопросов "о том, что в реке и возле нее". В реке бегал крокодил (Женя Жуков) и "кусал" всех за ноги. Бандерлоги (Вита Селиванова с мелкими детьми) каждые полчаса устраивали на поляне ритуалы поклонения зеленому камню, приводя в немалое замешательство случайных отдыхающих, своими криками и большими поролоновыми ушами. Люди (Таня Крамаренко с ребенком и Катя Готвянская), как им и положено, нянчили и кормили детей. Остальные звери искали древние письмена, скрипели мозгами, пытаясь понять их смысл, и еще с большим скрипом пытались объяснить его Маугли.
С Маугли нам повезло. Его любопытство, непоседливость, наивность и бестолковость превзошла все ожидания. Каждое его действие вызывало взрыв бурного хохота участников, благо он не обидчивый. Ну что стоит их разговор с Волчицей на поляне совета:
- Тебе нужен "железный зуб" - серьезным голосом говорит Волчица.
На лице у Лешика недоумение:
- А его можно куда то вставить?
- Можно. - отвечает Волчица - Но тебе не понравится!
Первую записку, висящую на дереве, сразу же нашел самый маленький бандерлог (Кирюшка Лиходед) но никак не хотел отдавать. Наконец его уговорили. Там было написано:
... древнего города посереди непроходимои чащи. В подвалах оных сокровища хранятся несметные денно и нощно охраняемые змием ужасным.
Змий тот диковинный ядовит зело, а взгляд его страшен и убийствен. И смотреть тому змию в глаза можно как Медузе Горгоновой токмо в зеркало. А кто так посмотрит, тотчас в камень превратится. Никто с тех подвалов не возвращался. Только кости их белые ...
Вторая была у Слоненка и ее выменяли у него на что-то:
... посмотрел я на злато-серебро, камни драгоценные, одежды богатые и не взял ничего. Зачем мне, человеку богу служащему, богатство мирское. Только искушения ради. Взял я у рыцаря убитого меч острый да шлем крепкий и пошел прочь. Не тронул змей меня, не ужалил. Не причислил видимо он оружие пришлое к сокровищам своим и отпустил с миром. И пошел я с тем мечом ...
Третья была у людей:
... слова мудрые в отверстие ее и в реку бросил. Так те слова в ней и обретаются. А кто найдет и к уху ...
После долгих раздумий звери решили отправить Маугли в старый город, строго приказав ему, все хорошенько рассмотреть, и не трогать сокровища, а взять только то, что по его мнению, к ним не относится. Переправа через реку обошлась зверям в пару откушенных ног, но Маугли благополучно добрался к цели и взял кинжал, записку и пытался прихватить и труп, отчего я чуть свалился там со смеху. При этом он шел спиной и смотрел в зеркало, что было вовсе не обязательно. Но заморочка в записке получилась прикольная.
В новой записке было:
... волшебник великий. И хранит змий сии сокровища для хозяина своего. А хозяина опознает он по вещице диковинной. И кто сию вещицу найдет, смело с ней может к змию входить и брать что вздумается. Только не в золоте и камнях самоцветных богатство сие. Лежит неприметно в ...
С ракушкой оказалось туго. Ребята никак не могли понять, что это "с отверстием", "в реке" и "к уху". Наконец дошло до медведя. Я обнаружил Балу (Андрей Волошин) сидящим на поляне совета с ракушкой в руках и сомнением в глазах. Он никак не мог решить, что с ней делать. Подошедшая Волчица отобрала у него ракушку и приложила к уху. Я тихо прошептал ей содержание еще одной вводной. Оля помотала головой и попросила повторить. "Ракушка действует только один раз" - сказал я и гордо удалился.
Осталась одна записка и браслет, спрятанные в могиле. Но как им ее найти? Помог внезапно приехавший Саша Крамаренко. Я быстренько нарисовал карту и отдал ее Саше, объявив его пилигримом. Пилигрим подарил карту зверям, которые выменяли у людей компас и с третьего раза взяв нужный азимут нашли могилу. Ух и умные же в нашем лесу звери!
Последняя записка поставила их в тупик:
... знание великое сокрыто. Но недоступно то знание глазу человеческому. Токмо в полдень, на скале священной, в свете зеленом письмена откроются и ...
Все звери собрались на поляне и в который раз перечитывали все записки. Даже крокодил бросил свою реку и пришел помогать. Видимо объелся!
Зеленый камень для "света зеленого" нашелся у бандерлогов. Любопытный Шакал и это успел высмотреть. Осталась священная скала и письмена, а до полудня оставалось уже совсем немного. Маугли, одев волшебный браслет снова отправился в Старый город, благо Крокодил то ли обломился, то ли окончательно объелся и, прихватив Багиру (Яна Осипенко), пошел гулять вдоль реки.
Опасливо поглядывая на разлегшуюся кобру, Маугли подошел к шкатулке с сокровищами и открыл ее выменянным у черепахи ключом. Ему было твердо сказано "Брать только то, что можно читать", но Лешик не удержался. Дрожащими руками он загребал мелочь советских времен, которая у него выпадала из ладоней. Он подбирал выпавшие монетки и рассыпал их снова. В конце концов наш Маугли горестно вздохнул и ушел, оставив на камне несколько штук. Маленькую книжечку, к счастью, он все-таки взял. Осталась "священная скала"…
На всем берегу было только одно место, хоть отдаленно напоминающее скалу - бетонный пролет лестницы, спускающийся в реку всего в десятке метров от старого города. Но дети, похоже, уже устали шевелить мозгами. Поход за книгой и поиск скалы занял слишком много времени и полдень пришлось перенести "мастерским произволом" на час дня.
И вот все хищные, и не очень хищные, звери, люди и обезьяны собрались на скале. Кто-то случайно шаркнул ногой открыв спрятанную под травой пентаграмму. Предводитель бандерлогов поднес свой священный камень, зеленый луч ударил в раскрытую посередине пентаграммы книгу и на ее страницах стали появляться буквы пока еще неведомого им языка. Древнего, давно забытого, волшебного языка, понятного и людям и зверям, и птицам и рыбам и всем-всем живущим на земле. Языка, который позволит им понимать друг друга и жить в мире и дружбе до скончания веков.
Вот такая получилась игра. Ребятам понравилось.