Ключи к подростку

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск
19483404rDLm.jpg

Люди познаются в процессе своей деятельности. Однако, прежде чем приступить к делу, надо, чтобы организатор располагал самыми необходимыми сведениями о тех, с кем придется работать. К каждому человеку нужен свой подход, свой «ключик». Но, подбирая ключи к человеку, надо знать, на какой замок закрыты его секреты. Одним ключом здесь не обойдешься.

Хозяйка большого набора ключей к внутреннему миру человека – наука психология. Сотни лет изучает психология своего подопечного – человека, особенности его поведения, и уже накопила массу сведений. Она может многое поведать нам о человеке, законах, по которым развивается личность, подсказать, что можно и чего нельзя ожидать от людей определённого возраста, склада характера, способностей. Она может посоветовать, каким ключом лучше воспользоваться, чтобы приоткрыть для себя мир другого человека. И всё это она готова сделать, не видя конкретного человека. Почему?

Прежде всего, потому, что хотя все мы с вами очень разные, но в своём поведении бываем похожи друг на друга. Психология, к примеру, может всех людей по степени «похожести» сделать жителями воображаемых стран. В стране Детства соберётся тогда неугомонная ребятня до 10-11 лет, страна Подростков объединит всех, кто не старше 14-15 лет, пропуск в страну Юности будет выдаваться тем, кому исполнилось 15, но не «перевалило» за 21-22 года. А там уже и Взрослость. Согласитесь, что в каждой из этих стран у жителей много общего.

Поскольку старшим подросткам-организаторам приходится чаще всего иметь дело с остальными подростками и сверстниками, то мы совершим небольшую экскурсию в страну Подростков и в страну Юности. Но не в качестве любопытных экскурсантов, а в качестве тех, кому надо обязательно узнать самые главные особенности их жителей. Ведь ими придётся вам руководить.

Сложный и противоречивый мир подростка. Недаром этот возраст иногда называют трудным. Поэтому, организуя работу с подростками, старшеклассник должен помнить:

  • Нужно уважительно относиться к стремлению подростка стать взрослым, помогать ему входить в «наш» мир, осваивать его.
  • Подросток проявляет повышенную активность, его привычное состояние – движение. Не злоупотребляйте беседами, разговорами, нравоучениями. Организуйте живые, конкретные дела, в которых есть простор для движений.
  • Подросток стремится не только больше знать, но ещё больше уметь. Не пытайтесь всё делать сами, поручайте ответственные дела ребятам. Не бойтесь с их стороны ошибок – ведь на ошибках тоже учатся.
  • Подросток принимает в штыки «сюсюканье», и самый верный тон – доверительный и требовательный.
  • Не следует совершать ошибку, постоянно напоминая подростку, что он «ещё маленький», иначе вы потеряете его доверие.
  • Многие подростки готовы браться за всё, увлекаться сразу несколькими делами, но не доводить их до конца. Не поддавайтесь и вы этому искушению, поддерживайте интерес к начатому делу, воспитывайте у ребят волевые качества. Пусть живёт у подростков правило: «Кончил дело – гуляй смело!»
  • Подростки очень впечатлительны, бурно реагируют на яркое, неожиданное, интересное, красочное. Поэтому очень часто ежедневные обязанности, в том числе и приготовление уроков, будничные дела не привлекают их, оставляют равнодушными. Надо формировать у подростков чувство долга, ответственности перед общим делом.
  • Большое значение имеет для подростков первое впечатление о человеке, о встрече с ним. Поскольку подростки особо ценят в людях такие качества, как смелость, мужество, преданность товарищам, эрудиция, то организатору стоит подумать над тем, как показать самого себя с лучшей стороны при первой встрече с ребятами. Именно к первой встрече готовьтесь наиболее тщательно.
  • Подростки любят подражать реальным героям, если они их увлекают, становятся для них идеалом. Кто будет таким образцом подражания, во многом зависит от организатора. Хотелось, чтобы им стали лучшие качества организатора.
  • У подростков велико стремление занять достойное место в коллективе. Если ему не представляется возможным самоутвердиться обычным путём (в учёбе, в общественных делах, в спорте, в самодеятельности), то формы самоутверждения могут искажаться (грубость, драчливость, своеволие и др.). Организатору следует активнее привлекать ребят к различным видам деятельности, ставить их в позиции руководителей, организаторов, исполнителей, менять чаще эти роли.
  • Подростков увлекают сильнее близкие перспективы, чем удалённые во времени. Учтите это при планировании работы.


А теперь переберёмся в страну, жителями которой являетесь вы сами. Это – Юность.

Вы можете сказать, что себя-то вы знаете. Разумеется, многое из того, о чём сейчас мы будем говорить, вам покажется очень знакомым. Но на многое нужно посмотреть другими глазами – глазами человека, которому придётся искать верный подход к своим сверстникам.

Юношество – особая пора в жизни человека, и она сказывается в своеобразии поведения старших подростков, их взаимоотношениях между собой. Поэтому организатору, работающему со сверстниками, надо учитывать:

  • Ребятам старшего отряда под силу более значимые дела, чем об этом думают многие.
  • Деятельность старших подростков должна быть не только общественно значима, но и эмоционально привлекательна. Не забывайте, что эмоциональная окрашенность того или иного дела очень часто предопределяет его результат.
  • Юношеству свойственно проявлять заботу о ком-либо, осознавать свою «нужность» для других. Шире используйте эти возможности сверстников.
  • Как иногда, в этот период очень хочется разобраться в самом себе, выяснить «кто есть я» на общем фоне «кто есть кто». Но человек должен судить о себе не только по тому, что он о себе думает, но и по тому, что и как он делает. Нужно помогать самоопределению сверстников, следуя правилу: «каждому – конкретное дело», «каждому – дело по душе».
  • Старший подросток пытается оценить свою личность сам. Однако известно, что самооценка не всегда бывает объективна: случается, что человек переоценивает свои возможности, случается и наоборот. Переоценка своих качеств может привести к проявлению высокомерия, тщеславия, зазнайству. В свою очередь, недооценка самого себя приводит к тому, что человек начинает заниматься ненужным самобичеванием, болезненно реагировать на критику, уклоняться от всякой деятельности, где есть элемент соревнования, терять веру в свои силы. Организатор должен знать, что хорошая атмосфера в коллективе, откровенные разговоры на собраниях, диспутах, беседы со сверстниками, активное включение в общественную работу, проверка в деле «кто есть кто» помогут расставить «по местам» тех и других.


Поговорим о Человеческой Индивидуальности.

Пожалуйста, внимательно присмотритесь к своим друзьям и знакомым. Да и просто к незнакомым людям. Как по-разному они ведут себя в одинаковых ситуациях. Вот кто-то рассказывает весёлую историю: один так и заливается смехом, другой улыбается, третий чуть скривил губы, а четвёртый вопросительно смотрит на всех – в чём дело?…

У каждого из нас существует свой индивидуальный «почерк» поведения. Этим мы отличаемся друг от друга, и этим, парадокс, мы похожи один на другого. Достаточно всех медлительных отвести в сторону, легко возбудимых – в другую, уравновешенных – в третью… Тем самым мы отметили существование ещё одних свойств личности, делающих всех нас похожими и в то же время непохожими друг на друга.

Такая совокупность индивидуальных психических свойств человека названа темпераментом. Психологи условно выделили четыре основных типа темперамента.


Х о л е р и к – неуравновешенный, вспыльчивый очень подвижный человек. Быстрый темп деятельности, порывистость в движениях. Способен весь отдаваться работе, при этом создавать большое напряжение. Может быть резок во взаимоотношениях, излишне прямолинеен. В ответ на замечания «взрывается». Ему трудно сдерживать себя, часто не способен выслушивать собеседника до конца, перебивает, пытается вставить слово.

Активен, выступает с различными инициативами. Торопливость холерика может приводить к поспешному, необдуманному решению, ошибкам. В организаторской работе большую пользу может принести там, где требуется энергичность, напористость, эмоциональный подъём, решительность, оперативность. Холерик отличается настойчивостью и задором. При неудаче может наблюдаться спад в настроении, расстройство деятельности.


С а н г в и н и к, «горящий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много и интересного дела, т.е. есть постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым…».

Сангвиников часто называют «солнечными» за преобладание в их поведении оптимизма, жизнерадостности. Настроение у сангвиника можно прочесть на лице: у него живая мимика, выразительные движения. Глядя на сангвиника, можно безошибочно определить, как он к вам относится – приветливо, настороженно, равнодушно, враждебно.

Сангвиники энергичны, увлекшись делом, могут долго не уставать. Быстро привыкают к новой обстановке. Общительны, у них, как правило, много друзей, знакомых. С готовностью откликаются на просьбы. Сангвиников можно ещё узнать по ярко выраженному чувству юмора и остроумию. Быстро забывают перенесённые неприятности.

Если работа носит слишком монотонный характер, сангвиник может быстро потерять к ней интерес, оставить недоделанной. Не всегда способен действовать там, где требуется кропотливость, тщательность. Склонен к переоценке своих сил и возможностей.

В организаторской работе сангвиники хорошо показывают себя, когда нужно мобилизовать людей, увлечь их, разрядить обстановку, если она излишне напряжена или нервозна. Способность сангвиников быстро находить общий язык с людьми, создавать мажорное настроение можно успешно использовать при организации коллективных дел.


Ф л е г м а т и к – внешне невозмутимый, спокойный, всегда ровный в поведении человек. У него несколько замедленный темп движений, речи. Отличается высокой выдержкой, самообладанием. Начиная какое-либо дело, пытается продумывать его во всех деталях.

Трудно приспосабливается к новым условиям. Не сразу сходится с новыми людьми, первое время относится к ним настороженно. У него, как правило, ограниченный круг друзей, но зато дружит с ними крепко. Флегматик недостаточно гибок во взаимоотношениях: ему бывает трудно изменить своё мнение о человеке.

В работе трудолюбив, но требуется «раскачка». Особенно нуждается в подробном инструктаже перед началом работы, если она новая для него. Флегматик более полезен в той работе, где нужна основательность, тщательность выполнения. Лучше, если она не связана с быстрой сменой обстановки, а предполагает определённую длительность выполнения. Постоянными требованиями делать быстро, моментально мы можем выбить флегматика из колеи и тем самым лишиться упорного и настойчивого труженика.


М е л а н х о л и к отличается повышенной чувствительностью, очень лёгкой ранимостью, чрезмерной обидчивостью. Как правило, у меланхоликов тихий голос, невыразительная мимика, они замкнуты, малообщительны. В новой обстановке очень стеснительны, застенчивы, нерешительны.

Меланхолики бывают очень чутки к переживаниям других людей, искренне выражают сочувствие. Осторожны, осмотрительны. В спокойной обстановке отличаются добросовестностью, внимательностью, обязательностью по отношению к данному слову. Легко утомляются, не могут выдерживать быстрый темп работы.

Форма общения, которая считается нормальной по отношению к холерику и сангвинику (повышенность тона, «металл» в голосе и т. п.), может надолго вывести меланхолика из равновесия.

Организатору следует быть особо внимательным к таким людям. Не надо торопиться обвинять меланхоликов в нерасторопности, лени, малоподвижности, в нежелании быть со всеми вместе и т. д. Делать этого нельзя. Все мы с вами обладаем разными возможностями, которые зависят не только от нашего желания или сознательности. Нужно считаться и с тем, как устроена у каждого нервная система, которая является «конструктором» темперамента. По отношению к меланхолику надо чаще применять одобрение, похвалу, что поможет ему преодолевать неуверенность, стеснительность.

Проявление темперамента «в чистом виде» встречается редко. Чаще мы видим в одном человеке черты разных темпераментов, однако при преобладании какого-то одного типа. Картины поведения человека постоянно изменяются: холерик вдруг начинает вести себя как меланхолик, флегматик может разразиться вспышкой гнева… Определять тот или иной тип темперамента человека нельзя по мимолётному впечатлению, нужно видеть человека в разных обстоятельствах, в разных условиях работы.


Индивидуальные особенности поведения человека определяются не только темпераментом, но и характером личности.

Характером, как утверждали древние, это печать человека. О характере человека мы судим по тому, как ведет он себя в обществе, какие действия и поступки являются для него типичными, определяющими, какова его жизненная позиция.

Характер не приобретается по наследству. Он формируется в процессе всей жизни человека. Пословица гласит: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу».

По отношению к характеру мы можем давать те или иные оценки: хороший, скверный, твёрдый, плохой, мягкий и т. д. (чего мы не имели права делать, говоря о темпераменте). Но это обобщённые, житейские оценки. Складываются же они из нашего отношения к отдельным свойствам характера.

Различают четыре группы наиболее важных свойств характера:

  1. Свойства, выражающие отношение личности к коллективу и отдельным людям (доброта, отзывчивость, требовательность, чёрствость, эгоизм и др.).
  2. Свойства, выражающие отношение к деятельности, к труду (трудолюбие, добросовестность, лень, безответственность и др.).
  3. Свойства, выражающие отношение к вещам (аккуратность, бережливость, алчность, неряшливость и др.).
  4. Свойства, выражающие отношение к самому себе (скромность, гордость, самолюбие, уверенность и др.).


Организатору, который подыскивает ключи к сверстникам, подросткам, желательно:

  • Попытаться мысленно выделить у каждого из ребят своего отряда, группы, компании наиболее отличительные черты характера. Отметить, которые вызывают у вас уважение, и те, которые вам неприятны. Объяснить для себя эти черты, почему именно они развиты у этих людей, подумать над тем, на какие из них можно опираться в организаторской работе, от каких следует помочь избавиться.
  • Не судить категорично о сформированности свойств характера у человека по отдельным его поступкам.
  • Иметь в виду, что характер может «маскироваться»: за внешней вежливостью и тактичностью нередко скрывается лицемерие, лживость; показная грубость может маскировать доброе и чуткое сердце. Организатору важно распознать за каждым действием, поступком человека истинность его характера.
  • Обратить внимание на то, что ряд качеств личности может играть положительную роль в одних условиях, но сослужить плохую службу в других. Доверчивость к людям может обернуться легковерием, настойчивость в неясных ещё самому делах может привести к катастрофе и т. д.
  • Поощрять не только результат деятельности, но и отношение ребят к той работе, которую они делают.
  • Оказывать больше доверия нерешительным, неуверенным в своих силах ребятам. Они чаще, чем кто-либо, нуждаются в поддержке и одобрении.
  • Воздерживаться от частых похвал в адрес учащихся самовлюблённых, верхоглядов, зазнаек.
  • Делать достоянием коллектива факты взаимопомощи, проявления принципиальности, чуткости в отношениях между людьми.


Люди отличаются друг от друга и своими способностями.

С готовыми способностями человек не рождается. Они формируются у человека по мере того, как он учится, работает, занимается любимым делом. Другое дело, что у людей могут существовать задатки – природные предпосылки, например, к музыке, пению, спорту и т. д. Но если задатки человека не развивать – не разовьётся и способность.

Организатору важно:

  • Изучить интересы, увлечения, способности руководимых вами ребят. Подумайте, как их можно использовать в организации общественной работы.
  • При распределении поручений, организаторских заданий опираться не только на существующие способности ваших помощников, но и на те задатки, которым надо помогать развиваться. Чаще обращаться за помощью и с просьбами к знатокам, умельцам, «эрудитам» вашего класса в организации различных дел. От этого и делу польза, и ребятам приятно – их способности замечены и не лежат мёртвым грузом.
  • Иметь в виду, что не может быть совершенно равных способностей у всех и ко всему. Подходите к каждому человеку индивидуально. С учётом этого стройте свои требования к нему.