Как фотографировать детей

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск

Фотографируйте детей, играючи!

IMG 0824m.jpg

Есть такая одна очень интересная игра, в которой все её участники (взрослые и дети) непременно выигрывают. Участников ожидает два бонуса: разделённая друг с другом радость общения и яркие, запоминающиеся, а главное, живые фотографии. Название этой игры – игровая фотосъёмка детей.

Правила этого увлекательного действа просты. Вот они:

  • Создавайте зрелищные моменты! «Лови момент!» - девиз фотографа. Но заветное мгновение можно ждать долго и, так и не дождавшись, уснуть, например. Может лучше сначала создать яркие сюжеты, а потом их сфотографировать? Это не только проще, но и интереснее! Тем более, когда речь идёт о фотосъёмке детей. Максимально ярко дети раскрываются в игре, спортивных и творческих занятиях, общении, обучении (конечно, речь идёт об игровом обучении, а не о зубрёжке). Во время таких любимых ими видов деятельности дети выражают самые непосредственные, неподдельные эмоции, от фотографирования которых трудно удержаться.
  • Включайтесь в игру. Фотографируя играющих детей со стороны, можно получить интересные снимки. Но если вы станете участником игры и будете фотографировать её как бы изнутри, с точки зрения её участника, то и ценители ваших фотографий смогут увидеть детей так, как будто сами играют с ними. А это очень интересный ракурс. Чтобы фотоаппарат не мешал такой игровой фотосъёмке, научитесь фотографировать навскидку, очень быстро. Современные фотокамеры позволяют это делать, благодаря быстрой скорости автофокусировки и большому разрешению матриц на цифровых камерах. Как количество мегапикселей связано с оперативностью во время фоторепортажа, спросите вы? Напрямую! В погоне за моментом вы можете не тратить время на выстраивание кадра композиционно, а сделать это после фотосессии в процессе обработки фотографий, например, в программе Photoshop, скадрировав снимок заново (обрезав лишние фрагменты изображения). Это можно будет делать уже не спеша, учтя все законы композиции.
  • Сделайте фотоаппарат участником игры. Дети реагируют на фотокамеру по-разному. Иногда дети смущаются, чаще начинают позировать, что ещё хуже. В отличие от взрослых дети прекрасно проявляют эмоции непосредственно (неосознанно). А вот когда они пытаются изобразить что-то мимикой и пантомимикой намеренно, получается, как правило, гротескно, натянуто. Итак, со смущением, страхами и позёрством надо бороться! Как? Очень просто! Станьте интереснее фотоаппарата, захватив всё внимание детей своей персоной, предлагаемой вами игрой. Если у вас получится сфокусировать всё их внимание на этом, то сам процесс фотосъёмки автоматически станет для всех её участников чем-то второстепенным, как бы превратится в фон. Интересно, что элементы такого подхода можно использовать не только в фоторепортаже, но даже и в постановочной портретной фотосъёмке. Так, например, снимая портрет, закрепляете фотоаппарат на штативе, готовите его к съёмке и начинаете разговаривать с ребёнком, сидящим напротив вас о его любимых играх, блюдах, друзьях, мультфильмах, мечтах… Короче, подойдёт любая тема, которая цепляет вашего маленького собеседника. Вы почти целиком погружаетесь в ваш разговор, за исключением указательного пальца правой руки. Он фотографирует:) Беспроигрышный вариант – сделать фотоаппарат частью игры, например, прятаться за него и выглядывать. Дети ухахатываются, а вы снимаете. Всем хорошо! Если контакт с ребёнком уже хорошо налажен, играем с ним в эмоциональные прятки. Выглядывая из-за фотоукрытия, показываем малышу каждый раз новую эмоцию. Если он её зеркалит, значит, вы находитесь на одной волне взаимодействия с ним. Можно не сомневаться, что в этом случае фотосессия удастся на славу!
  • Организуйте групповые взаимодействия. Гармоничное взаимодействие нескольких детей в игре или другой деятельности – мечта детского фоторепортёра. Но наличие группы детей не является гарантией успеха. Скованность во вновь сложившихся группах и пресыщенность от общения друг с другом в компаниях знакомых – две распространённые крайности. В первом случае, мы коллектив сплачиваем. Психологи знают, что телесный контакт способен быстро пробить барьеры в общении. Поэтому в психологических тренингах столько прикосновений. Но не заставлять же нам детей обнимать друг друга?! Конечно, нет, потому как есть игры, в которых они это будут делать с удовольствием. Например, игра «Поезд». Кто будет паровозиком? А теперь вагоны, быстро цепляйтесь к нашему локомотиву! Крепко-крепко держитесь, чтобы в дороге не оторваться. А теперь покажите мне, как поезд гудит! Да разве так гудят? Поднимайте руку, как я! Взяли ладошкой ручку нашего гудочка (воображаемую, конечно). Ту-ту!!! Поехали! Какие станции встретятся на нашем пути? Да какие хотите. Я люблю фотографировать детей на станциях «Прыгалки», «Обнималки», «Пряталки», «Рисовалки»… Драйва в знакомую компанию могут добавить соревновательные моменты. Например, задача: сфотографировать детей, изучающих географическую карту. Скукотища! А на карте изображены зверушки всякие, рыбки, птички. Затеваю с группой детей игру «Кто быстрее всех найдёт …». Всё, эффект достигнут.
  • Ломайте застой креативом. Если событие, которое надо фотографировать, проходит вяло, а его участники никак не могут раскрепоститься, то ситуацию можно переломить какой-нибудь неожиданной выходкой, фотографическим хулиганством.
  • Помните о главном! Фотосъёмка детей в игре, особенно когда ты сам включен в неё, очень захватывающий процесс. Даже погрузившись в него с головой, всё же необходимо помнить о двух важных задачах. Первая – это забота о безопасности всех участников процесса, в том числе и психологическая безопасность (предотвращение детских конфликтов, страхов, личностного дискомфорта). Ну и, конечно. не сбить с ног ребёнка во время передвижения, не ударить фотоаппаратом, не наступить. Это должно работать на автомате. И второе, о чем необходимо помнить: несмотря на то, что процесс общения с детьми такой интересный и захватывающий, получая безмерное удовольствие от общения и игры с ними, не забывать их… фотографировать! Фотографировать, играючи!


Как фотографировать детей

798 2796m.jpg

Фотосъемка детей - это сплав двух искусств: фотографии и искусства общения с ребёнком. А фотосъёмка детей в процессе общения и игры с ними - это лучший способ одновременно насладиться взаимодействием и получить яркие, запоминающиеся снимки.

  • Главное в игровом фоторепортаже – безопасность детей. Первая опасность заложена в том, что фотосъёмка детей - очень увлекательное занятие. Родители погружаются в роль фотографа порой так глубоко, что забывают о выполнении прямых родительских обязанностей – обеспечении безопасности ребёнка. А потому лучше подстраховаться. Вожатый фотографирует, напарник его страхует. Потом поменялись. Ни один снимок не стоит детской травмы. Снимая группу детей, вам придётся много передвигаться в поисках удачных ракурсов. При этом надо следить за тем, чтобы не сбить ребёнка с ног и ни на кого не наступить. Дети могут передвигаться ползком или внезапно упасть вам под ноги. Я выработал специальный способ передвижения: не отрывая ступней, как бы скольжу по полу. Важно также следить за тем, чтобы в пылу репортажа не ударить ребёнка фотоаппаратом, который может быть достаточно массивным, с длинным, тяжелым объективом.
  • На одной волне с детьми. Создание отношений доверия с ребенком или группой детей – первый и важнейший шаг к успеху. Программа минимум - сделать так, чтобы ребёнок не чувствовал себя с вами раскованно. Но лучше, чтобы после фотосессии ребенок всем рассказывал, что у него появился новый друг. С мальчиками пофамильярничайте, а девочки пусть расскажут вам свои новости. Подобный диалог для вас - знак того, что вы не просто фотографировали этих детей, а были с ними во время всего процесса фотосъёмки.
  • Фотографируйте детей, включенных в деятельность. Часто приходится видеть, как взрослые просят ребенка позировать, надеясь таким образом получить яркие, запоминающиеся, а главное - живые снимки. Но что может быть зрелищнее детских эмоций, таких неподдельных, естественных. Особенно ценным для фотографа является способность детей выражать их открыто, не скупясь на мимику, пантомимику, жесты. Человеку с фотоаппаратом остаётся только создать условия для этого. Самый эффективный способ – включить ребёнка в игру с игрушками, водой, животными, но лучше всего с другими детьми. Кроме игры ребёнок ярко реагирует, участвуя в развивающих, творческих и спортивных занятиях. Если вы вольётесь в эту игру, станете её полноправным участникам - удачные снимки вам гарантированы.
  • Сами включайтесь в игру. Профессиональные фотографы часто рекомендуют снимать детей с большого расстояния в режиме скрытой камеры. Совет хороший, но, увы, не у всех родителей есть фотоаппараты со сменной оптикой и качественные длиннофокусные объективы стоимостью от $1500 до $100000. Проще говоря, с близкого расстояния фотографировать технически доступнее. Неплохие снимки можно получить, используя любительскую камеру или даже мобильный телефон. Но как сделать так, чтобы фотокамера не смущала ребёнка и не провоцировала его на позёрство? Очень просто! Есть два варианта. Первый: так взаимодействовать с ребёнком, чтобы он о ней просто забыл, а в фокусе внимания были вы или игра, предложенная вами. Второй вариант: сделать фотоаппарат частью игры. Например, при фотосъёмке маленьких детей я играю с ними в прятки, скрываясь за фотоаппаратом и выглядывая из-за него. Сказать, что это очень веселит ребёнка, значит, ничего не сказать.
  • Не смотрите на детей свысока! Иногда возникает вопрос: «Почему взрослые так часто любят фотографировать детей сверху?» Вероятно, их пленяет красота детских затылков или они просто привыкли находиться с детьми в разных измерениях. Как часто взрослые возвышаются над малышами, буквально нависают над ними! Это мешает им не только понимать друг друга в общении, но и получать удачные фотографии. Преодолеть эту проблему помогает простой принцип: если вы хотите запечатлеть мир ребенка, сначала в этом мире надо оказаться. Сделать это просто: присядьте на корточки или на пол, фотографируйте лёжа на ковре, или любым другим способом, позволяющим выбирать низкие точки съёмки. Кроме удачных ракурсов такая пристройка к росту ребёнка может способствовать успешному общению, лучшему взаимопониманию. Скоро вы заметите, что находиться в одном измерении с ребенком очень интересно! Вы сможете увидеть привычные вещи с необычной точки зрения, так как их видят дети, например, мебель, растения, и даже собаку величиной с телёнка.
  • Применяйте различные приёмы фотосъёмки. Выбор нижней точки съёмки только один из приёмов. Другие можно почерпнуть из книг и Интернета, благо нужная информации сегодня доступна всем желающим. Я очень люблю фотографический приём, который Ли Фрост называет «Рамка в рамке». Суть его в том, чтобы использовать любые детали переднего плана в качестве естественного обрамления центра композиции. Иными словами, объект съёмки находится на снимке как бы в рамке. Снимайте со вспышкой в солнечный день, чтобы сгладить резкие тени жесткого освещения. Фотографируйте в темноте без вспышки, если этого требует ваш творческий замысел. Нарушайти изветсные правила по мере надобности, т.е. осмысленно и целеноправленно. Придумывайте свои приёмы.
  • Во что одевать детей? Многие любят одевать детей модно, ярко и даже вычурно. На фотографии всё это отвлекает внимание от основных центров композиции: детских глаз, улыбок, носиков. К тому же мода меняется, а вы будете любоваться фотографиями много лет спустя. Рекламировать современные бренды? Это вам надо? Оденьте ребёнка в чистую однотонную одежду. Конечно есть исключения из правила - фотосъёмка детей в праздничных костюмах. Здесь чем вычурнее, тем лучше. Не забудьте только выстраивать композицию так, чтобы её центром были всё-таки детские эмоции.
  • Где фотографировать детей? Новая, незнакомая территория воспринимается детьми как стрессовый фактор. Особенно если на ней им приходится общаться с малознакомыми детьми. Помочь детям справиться со стеснением может опытный аниматор или человек, знающий быстрые способы знакомства и сплочения детской группы. Проводя фоторепортажи таких праздников, вам иногда придется больше быть психологом, чем фотографом. Итак, проводите фотосессию друзей на уже освоенной ими территории, и вы добьётесь впечатляющих результатов! Лучшая территория для съемки та, которая предполагает наличие красивых задних планов и возможность создания динамичных сюжетов одновременно. Съемка на природе, на детских площадках, в парках аттракционов - идеальный вариант. При фотосъемке в помещениях лучше заранее позаботиться о том, чтобы задний план не пестрил массой отвлекающих деталей. Классическая проблема, например, при проведении фотосессий занятий в детских центрах - большое количество сумок, пакетов, одежды на стульях и скамейках, расположенных по периметру зала для занятий. Всё лишнее можно сложить в один угол, туда же поставить источник дополнительного света, если вы его используете.
  • Фотографируйте много, но осмысленно. Доведите технику съемки до автоматизма, чтобы больше уделять внимания психологической стороне фотосъёмки и взвимодействовать с детьми. Собирайте советы и рекомендации по техникам фотосъёмки и правилам построения композиции. Следуйте им и нарушайте их намеренно, осознавая, зачем вы это делаете. Улучшайте фото в графических редакторах, заодно анализируя ошибки. Показывайте свои фотографии людям, чтобы получить обратную связь. Сделать это можно очень ненавязчиво. Достаточно поставить удачное фото в качестве заставки рабочего стола на компьютере и окружающие не смогут удержаться от восторга. Почему от восторга? Создавайте снимки вызывающие только восторг и другие позитивные чувства!


Контакт важнее фотоаппарата

798 1823m.jpg

Сразу же после знакомства задайте вопрос детям: «Знаете, что мы сейчас будем делать?»

  • Фотографироваться, - дружно скажут они.
  • Не правильно! Сейчас мы будем играть!

Это иллюстрирует суть моего метода: игровая фотосъёмка детей. Хотите узнать о нём подробнее?

  • Успех решают первые секунды. Первое, что надо сделать, фотографируя ребёнка или группы детей – это установить контакт с ними, развеять страхи и опасения перед новым дядей с большим фотоаппаратом, понравиться, стать интересным. Сколько же отвести времени на всё это, спросите вы? Как показывает практика, решающими являются первые пять секунд. В сложных случаях больше, но это и бывает реже. Чтобы за пять секунд выполнить и перевыполнить такой список задач, надо: забыть о том, что ты пришел фотографировать, отрешиться от цели – получение качественных фотоснимков и даже забыть о самом дорогом и любимом - о фотоаппарате. Вас ждут радость общения с детьми, игры с ними, погружение в райское состояние под названием детство. Всё, что надо сделать для этого - это стать такими же маленьким как они, даже ростом. А потому вы присаживаетесь на корточки. Дети обступают вас. Вы представляетесь по имени, жму их маленькие ладошки, смотрю в глаза, улыбаюсь, спрашивая: «Можно поиграть с вами? Что у вас есть интересненького?»
  • Что делать, если дети бояться? В сложных случаях, как правило - это фотосъёмка малознакомых друг с другом детей на новой для них территории, стеснительных детей. В этом случае вы убираете на время фотоаппарат и начинаете, как говорят психологи, пристраиваться. Например, в начале фоторепортажа занятия в детском центре я садитесь в круг и играете в игры. Среди группы малышей, как правило, находится более открытый, чьё доверие завоевать легко. Неплохой приём – показывать детям получившиеся снимки на мониторе фотоаппарата. Это делает причины твоего пребывания понятным ребёнку, развевая страхи неизвестности.
  • Вовремя раствориться. Итак, доверие завоёвано и контакт установлен. Теперь мы с ребёнком в душе вместе можем воскликнуть, подобно киплинговскому Маугли: «Мы с тобой одной крови! Ты и я!» Мой внутренний ребёнок ликует. Еще бы, он нашел новых друзей. Но та часть меня, которая ответственна за фотосъёмку, говорит ему: «Хватит выпендриваться! Ты пришел сюда, чтобы запечатлеть естественное поведение детей, их взаимодействие, а сам притянул к себе всё их внимание к себе. Так они и друг о друге могут забыть. Давай-ка, начинай концентрировать их на игре, общении друг с другом!» «Ты прав», - говорю я сам себе, и начинаю растворяться. Я веду себя подобно сахару, который, делая чай сладким, становится невидимым.
  • Затевайте зрелищные игры. Зрелищность – мечта фоторепортёра. Ясно, что любая интересная детям игра уже зрелищна, потому что они в ней показывают свои эмоции очень ярко, причем не только мимикой, но и всем телом. Но наиболее ценными для фотографа являются игры эмоциональные, живые, можно даже сказать, драйванутые. Это:
    • ролевые игры, в которых дети разыгрывают сценки из взрослой жизни;
    • подвижные игры, особенно в которых присутствует соревновательный момент;
    • конструирование;
    • кукольные или костюмированные театральные сценки;
    • игры на детской площадке, на природе;
    • игры с животными;
    • игры с песком, водой;
    • совместное творчество и обучение в игре.

Чтобы не скучать в ожидании момента, когда такие игры возникнут сами, предпочиттельно проявлять инициативу в их организации. Ну и, конечно, выбирать те, которые максимально соответствуют моей фотографической задаче. Если подходящей игры в арсенале нет, её надо придумать. Так, например, вам были нужны фотографии детей в полёте то, пообещав детям, что превратите их в Бетманов, начинайте произносить волшебные заклинания. Потом вы поставив лавочку и покажите, как правильно прыгать с неё, чтобы стать детьми-летучими мышами. Сами тем временем присоедините камере широкоугольный объектив (такие объективы сильно вытягивают перспективу и прыжок на тридцать сантиметров вверх на фотографии кажется полётом на высоте трех метров). Результаты ребята с удовольствием рассматривали на дисплее фотоаппарата и прыгали ещё лучше.

Технические приёмы фотосъёмки детей

880 1540m.jpg

Самая распространенная техническая проблема – смазанность снимков. Возникает она по двум взаимосвязанным причинам: недостаток освещения и движение объекта съёмки или фотоаппарата.

Первое, что мы можем сделать, чтобы получить резкие снимки – это удерживать фотоаппарат неподвижно. Для этого возьмите его двумя руками. Если фотографируете стоя, то выставьте одну ногу вперёд, а локти прижмите к корпусу тела, можно опереться на неподвижную опору и сделать всё, чтобы камера во время снимка оставалась неподвижной. А делать снимок лучше на выдохе или задержав дыхание. Позже фиксация камеры во время снимка будет получаться у вас автоматически, но на начальном этапе, лучше посвятить достаточно времени тренировке этого навыка.

Далее мы работаем с движением объекта съёмки – в нашем случае, ребёнка, который может быть очень шустрым. Однажды я снимал танцевальные занятия с детьми и был впечатлён объяснением педагога. Танец, рассказывала она, состоит из движений (переходов) и точек (акцентов). Я попробовал фотографировать только «точки». Делать это было легко, помогали акценты музыкального сопровождения. Снимки получились не только резкими из-за фиксации движения детей, но и очень эмоциональными. Благодаря большому опыту фоторепортажа, я научился ловить «точки» не только в танцах, но и в любой подвижной деятельности отлавливать моменты – когда дети фиксируют движения. Как правило, в эти моменты они эмоционально ведут себя очень интересно. Можно «заморозить» движения и вспышкой. Не поленитесь заглянуть в инструкцию фотоаппарата. Если ваша камера способна синхронизировать вспышку по задней шторке, то включите эту настройку при фотосъёмке неугомонных детей. Тогда размытый след от движения остаётся позади объекта съёмки. Выглядит это не только естественнее, но и добавляет динамичности снимку.

Смазанность может возникать из-за ошибки в фокусировки. Например, вы сфокусировали резкость на бегущего ребёнка, но пока нажимали на спусковую кнопку, расстояние до него изменилось. В этом смысле полезно прогнозировать место, где будет находиться живчик в момент съёмки (а, следовательно, и расстояние до него). Тогда можно заранее сфокусировать камеру на неподвижном объекте (нажать спусковую кнопку до половины) и, как только ваша фотомодель с моторчиком попадёт в зону резкости, делайте снимок, не забывая держать камеру неподвижно. Например, ребёнок катается с горки.

Зафиксируйте резкость на центре горки и ждите, когда он поравняется с выбранной вами точкой. Кстати, все фотоаппараты притормаживают по разному, а потому не забудьте учитывать эту задержку. Если ваша камера снабжена режимом прогнозируемой следящей фокусировкой, попробуйте его в действии. Вторая глобальная причина смазанности снимков – недостаток света. Если не получается увеличить освещенность, можно использовать более светочувствительную плёнку или увеличить чувствительность ISO на цифровой камере до 400 (при большем ISO может появиться сильный цифровой шум).

Второй способ – открыть диафрагму. Если это слово вам ни о чем не говорит, то наверняка вы обладатель любительской камеры, на которой предусмотрен спортивный режим, в режим которого можно очень быстро переключиться.

Часто вожатые хотят самостоятельно сделать постановочные снимки. Это вполне возможно даже в комнатных условиях, но лучше фотографировать на улице, используя естественное освещение. Яркое солнце даёт жесткий свет, который делает переходы от света к тени очень контрастными. В ясный полдень, например, тени от надбровных дуг выглядят как синяки. Чтобы избежать этого, дождитесь, когда наше яркое светило заволокут лёгкие тучки, рассеяв прямые солнечные лучи по всей площади небосвода. Хорош также естественный свет ранним утром и в предзакатные часы. Кроме того, что он становится мягок, но ещё даёт теплые оттенки.

При съёмке в комнатных условиях можно получить мягкий свет, направив яркий источник света в потолок. Идеально, если у вас есть не только встроенная вспышка, но и внешняя. Тогда всю мощность вспышки можно направить в потолок, а небольшой бумажный отражатель, прикреплённый к головке вспышки скотчем или резинкой для денег, направит небольшую часть света в глаза ребёнку, смоделировав живой блеск зрачков. Чтобы залить весь задний план светом, пространство позади модели должно быть небольшим по площади, а потолки невысокими и белыми. Можно использовать и боковой отраженный свет, направив вспышку на лист ватмана, закреплённый сбоку от объекта съёмки. Такой способ освещения не только более эффективен, но и безвреден для глаз ребёнка по сравнению с направленной вперёд вспышкой.

Решив проблему с освещением, переходим к построению снимка композиционно. Если у вас есть Интернет, введите в строку поискового запроса фразу «Основные законы композиции в фотографии». Даже если вы освоите 10 основных законов композиции и будете их придерживаться, и решите проблему освещения, ваши фотографии будут выглядеть очень художественно. В постановке очень важно исключить из кадра все отвлекающие детали, особенно это касается заднего плана (фона). Чем он однородней, тем лучше. «Очистить» задний план можно просто размыв его, открыв диафрагму (режим «портрет» на любительских камерах). Если на заднем плане присутствует рисунок, лучше, чтобы он был ритмичным, например, ступени лестницы или уходящий вдаль ряд фонарей.

Чтобы постановочные снимки стали живыми, общайтесь с моделями. Лучше поставить фотоаппарат на штатив или жесткую опору, чтобы выстроить снимок в видоискателе, навести резкость и освободиться для главного – общения с моделями, игры с ними, в общем, переключиться на создание эмоционального наполнения снимка.

Иногда не обязательно освещение заднего плана. Например, задувающий свечку ребёнок выглядит эффектнее при съёмке без вспышки, когда все объекты, кроме лица, свеч и освещённого торта теряются в темноте. Для получения такого снимка отключите вспышку. Если она настроена на автоматический режим, то в этих условиях она сработает, спугнув всю магию момента. Потом надо выбрать точечный замер экспозиции, чтобы камера прорисовала только освещённые части кадра, на которых и следует сфокусироваться. Лучше на самые яркие, чтобы выдержка была минимальной. Не хотите думать о выдержке, установите портретный режим съёмки, в котором фотоаппарат рассчитает и выставит этот параметр за вас.


Игровая технология создания детского портрета

X 5ae65814m.jpg

Этот раздел о том, как получить красивый, интересный, но самое главное - живой портрет ребёнка собственными силами.

По большому счету стратегии две.

Первая – это поиграть в папарацци. Самый интересный портрет можно получить во время фоторепортажа, когда ребёнок вовлечён и увлечён любимым делом. Один ребёнок любит играть в железную дорогу. Другого тянет рисовать. А кого-то увлекают и эмоционально цепляют шахматы.

Преимущества этого подхода: абсолютно естественное реагирование ребёнка, яркие выражения эмоций через мимику и пантомимику.
Недостатки: трудно контролировать освещение, задний план часто портит снимок.
Преодолеть эти недостатки можно: Подстраиваться под благоприятные условия освещения, фотографируя на улице в условиях мягкого освещения, или использовать освещение от окна (в вечерние и утренние часы, днём, когда «солнце в молоке» (затянуто лёгкой пеленой облаков).

Бороться с неприглядными задними планами:

  • Использовать компактную композицию, оставлять в кадре самое главное.
  • Фотографировать на природе (задний план либо вписывается в композицию, либо размывается из-за большого расстояния до него).
  • Заслонять задний план элементами переднего плана, используя их как рамку.


Другой подход к созданию портрета – сделать так, чтобы ребёнок вам позировал, но делал это непринуждённо, как в игре.

Преимущества этого способа: ребёнок чисто одет и умыт, благоприятные условия освещения созданы заранее, вопрос с задним планом также решён.
Сложность: дети или не умеют позировать, или делают это шаблонно, неестественно.
Решение: сделать позирование элементом игры или частью процесса общения можно легко и непринуждённо, используя следующие приёмы:

1. Превращаем фотосессию в процесс общения. Для этого фотоаппарат жестко закрепляется на штативе или любом устойчивом предмете, например, стуле. Ребёнка лучше посадить на маленький стульчик, а фотографу сесть прямо на пол. Всё должно быть готово к съёмке: решены вопросы освещения и композиции, камера сфокусирована на резкость. По сути, только один палец и остаётся за фотографа. Вы просто общаетесь с ребёнком, чтобы он забыл о том, что его фотографируют. Обычно спрашивают о любимых занятиях детей, мульфильмах и их персонажах. Как правило, ребёнок начинает не только рассказывать, но и показывать, выражать своё отношение к этому. Вот так ребёнок сможет описать своего любимого мультяшного героя.


2. Играем. Детям легче разыграть чью-либо роль, чем изобразить что-то намеренно. Вы можете попросить ребёнка показать как его вожатая мечтает или поправляет волосы. А как прячется зайчик от волка?

Стеснительным детям бывает трудно смотреть прямо в объектив. Предложите им повернуться ко вам боком. Так они как будто прячутся. Скажите им найтись (повернуться) быстро по какому-нибудь сигналу. Как правило, снимок получается сделать быстрее, прежде чем на лице ребёнка успеют показаться признаки стеснения, летящие волосы оживляют снимок, а при резком развороте всего тела наполняют фотографию динамикой.


3. Используем игрушечных помощников. Например, надеваете на руку куклу-перчатку, которая и говорит ребёнку, что делать: «Поиграем в прятки?! Прячь свой нос, чтобы я за него не ущипнула. Когда я отворачиваюсь, ты нос открываешь…..» «Где этот нос прячется?» «А!!! Вот он!» Игрушка и сама по себе может пробудить собственную изобретательность ребёнка


Если ребенок очень стеснительный и, когда его фотографируют, пытается закрыть лицо руками или что-то в этом роде. Выход - каждую фотографию вы ему показываете сразу после снимка. Ему интересно, он тут же бежит посмотреть. Вы вместе обсуждаете и, если снимок неудачный, вы объясняете ему на примере фото и просите попробовать еще раз. Кроме того, показ фотографий на дисплее снимает много вопросов и опасений у тех детей, которых фотографируют обычно с помощью фотоаппарата, встроенного в мобильный телефон. Один только вид настоящего большого фотоаппарата может вызвать у них массу подозрений. Но перебарщивать с этим приёмом не стоит, иначе ребёнок действительно привыкнет бегать к вам после каждого снимка. Обычно стоит остановить такую беготню предложением: «Мы потом всё посмотрим, а сейчас лучше поиграем».

Как-то я пытался сфотографировать одного серьёзного мальчика. И так его пытаюсь рассмешить, и эдак. Он серьёзен как президент. Тут он как начал хохотать. Я это дело снимаю, а сам не пойму, что его так насмешило. Оказалось, что напарница, незаметно подкравшись ко мне сзади, подставила мне рожки. Теперь я уже намеренно использую этот приём. Если рядом нет взрослых, которые мне могут помочь, я приглашаю детей к сотрудничеству. Таким образом можно делать и очень позитивный групповой портрет.

Чтобы получить забавное фото детей можно включить весёлую музыку, под которую они начинают танцевать, улыбаться. Правда, снимки иногда получаются смазанные… Музыка - это магия, которая помогает очень быстро создавать настроение, но, к сожалению, музыкальное сопровождение в ходе фотосессии получается использовать не всегда.


Ну а теперь поговорим о других приёмах создания интересного портрета детей. Многие фотографы уделяют чрезмерное внимание созданию антуража. Они одевают детей в причудливые костюмы, используют специально подготовленные декорации. И все же надо, чтобы центром композиции должны быть детские эмоции. Всё остальное только отвлекает внимание. Итак, оставляем в кадре самое главное.

Дело тут за малым – сделать так, чтобы ребёнок начал проявлять эмоции ярко и естественно. Почему многие стремятся фотографировать только улыбающихся детей? Но на самом деле, дети интересно демонстрируют любые эмоции.

Дети очень не любят прямых указаний и просьб. Они не видят смысла в принятии каких то поз, но если всё-таки начинают позировать осмысленно, редко у кого удаётся это действительно хорошо. Чтобы иметь удовольствие наблюдать череду естественно и в большом количестве проявляемых детских эмоций, я использую косвенные внушения. Так это называется на языке психологии, но на деле всё намного веселее. Например, вместо того, чтобы попросить ребёнка улыбнуться, я предлагаю ему представить, как радуется заяц, когда находит морковку. Команда сесть прямо и не горбиться становиться абсолютно не нужна, если сказать девочке, что она похожа на принцессу, а потом вместе с ей поразмышлять, как держит себя настоящая принцесса, какая у неё осанка и т.д. Входя в образ, детям легче продемонстрировать что-то действительно интересное. Настоящие волшебники не умеют стесняться, а сдерживать свои эмоции в процессе колдовства они считают излишним.

Чтобы ребёнок так «сыграл» на инструменте, который никогда раньше не видел, фотограф сначала сам должен продемонстрировать класс. Как правило, дополнительный антураж избыточен, но иногда можно удачно ввести в сюжет какие-то предметы. Это может быть что-то, что попадается на глаза. Идеи обыгрывания каких-то предметов рождаются тоже спонтанно. Помогают создать зрелищные игровые сюжеты самые разные шляпы, игрушки, что-то из предметов спортивного инвентаря или обычный серпантин, из которого получаются презамечательные салюты. Главнее, при введении в кадр дополнительных предметов помнить о том, что нет ничего более зрелищного и позитивного, чем детские эмоции. А потому вы можете терпеливо ждать, когда дети вам их покажут, но лучше создать такой процесс, в ходе которого они просто не смогут удержаться от этого. Успехов вам в этом лёгком и интересном деле!


Куда уходит резкость?

Резкость совершенно необходима фотографии: с её помощью мы акцентируем внимание зрителя на главном в кадре, например, на глазах, если это портрет. Некоторые сюжеты требуют резкости по всей площади снимка (пейзаж, архитектура), но чаще мы фокусируемся на объекте и размываем задний и передний планы. Но, просматривая снимки на компьютере, мы с горечью замечаем, что совершенно замечательный по сюжету и композиции снимок безвозвратно потерян. Объект - главный герой фотографии не резок, а бывает, что фото целиком представляет из себя буквально размазню или, как минимум, мыло. Прежде чем удалить такую фотографию, давайте её немного поизучаем. Возможно, фото получится вылечить, но самое главное - это определить причины брака и научиться в будущем бороться с этим злом. Благо, цифровое фото содержит всю информацию о том, как оно создавалось в EXIF файле. Для этого открываем фотографию в Рhotoshop, идём в меню «Файл», выбираем вкладку «Информация о документе».

Svedeniya o file.jpg


А лучше сделать это в Вrige (бесплатное приложение к Рhotoshop), там даже отображается такой важный параметр съёмки, как расстояние до объекта (по данным дальномера).

Brige.jpg


Когда у нас есть диагностический инструмент, мы можем начать анализировать причины потери резкости на снимке. Все нерезкие снимки можно разделить всего на 3 категории:

  • Смазанные фотографии или шевелёнка. Легко узнаваема, если рассмотреть снимок в масштабе 100 %. Видно двоение изображения и характерные смазы, которые бросаются в глаза в области контрастных областей.
  • Расфокусированные. Зона фокуса не соответствует творческому замыслу. Например, вы фокусировались на лице ребёнка, а на фото оно размыто, ресницы не читаются, зато обои на заднем плане буквально звенят резкостью.
  • Просто пипец. Использовалась напрочь убитая (поцарапанная, затёртая) или просто заляпанная, забрызганная, запылённая или иным образом замученная оптика. Эта причина может усугубить первые две или самостоятельно убить все до единой фотографии сессии.


Начнём разбираться с проблемой по пунктам:

1. Боремся со смазанностью. Можно выделить три причины получения этого блюда. Во-первых, это длинная выдержка (время, пока свет прорисовывает изображение на матрице или плёнке). Чем короче выдержка, тем больше шансов заморозить даже движущийся объект съёмки, запечатлев его чётким и резким на фотографии. Короткие выдержки особенно необходимы, если мы фотографируем движущихся детей. А дети могут очень быстро двигаться. Но даже спящий малыш рискует быть смазанным на фотографии, если в момент снимка будет шевелиться фотоаппарат. Сдвиг камеры в момент нажатия на кнопку и создания снимка - самая распространённая причина шевелёнки. Вот простой пример съёмки с проводкой: вы в центре хоровода, дети идут или бегут по кругу, вы, поворачиваясь и удерживая одного или несколько детей в выбранном участке видоискателя, делаете снимок, серию снимков. В результате лица детей получаются чёткими (относительно матрицы фотоаппарата они были почти неподвижны), а задний план и бегущие руки-ноги смазываются в движении. И это хорошо, так как виден процесс и динамика.

На детской дискотеке можно сделать такой снимок. Для прорисовки такого кольцевого размытия мы используем длинную выдержку (1/10 секунды) и вспышку, синхронизированную по задней шторке. Перед нажатием на кнопку спуска я начинаю поворачивать камеру вдоль оптической оси, а перед закрытием затвора срабатывает вспышка, создавая резкое изображение финального варианта сцены.

798 1126.jpg


Вспышка - прекрасный способ бороться с шевелёнкой или использовать шевелёнку на благо. Но вспышка в лоб, особенно накамерная, делает картинку плоской. Работая со вспышкой, я предпочитаю использовать отраженный от потолка свет или выносить вспышку подальше от фотоаппарата, и рассеивать свет с помощью специальных устройств или подручных средств (зонты на отражение, софтбоксы, лайтдиски…). Свет вспышки - это очень короткий и мощный импульс света. Если выдержка будет длинной, изображение объекта съёмки прорисовывается на матрице или плёнке в процессе этого импульса - сотые или тысячные, а иногда десятитысячные доли секунды. Я очень люблю использовать мощные студийные вспышки, направленные в потолок или смягченные огромными фотозонтами, особенно при съёмке детских праздников и выступлений. Много света необходимо не только, чтобы снимать на коротких выдержках, избегая смазывания, но и прикрыв диафрагму, увеличить глубину резкости. Большая глубина резкости просто необходима сюжетным репортажным фотографиям, потому что участники снимаемого сюжета редко находятся на одинаковом расстоянии от фотоаппарата, а, следовательно, кто-то может получиться размытым, несфокусированным. Размытость - вторая причина плохой резкости.


2. Несфокусированный объект съёмки - не меньшее зло, чем шевелёнка. Вместе они сотрудники одного туроператора «Фиговая резкость», отправляющего снимки в очень популярном направлении - в страну Корзинию. Причин расфокуса несколько, но сначала о том, как диагностировать это явление. Вы рассматриваете фото в масштабе 100% и не видите ничего резкого в кадре, или участки резкого изображения имеются, но не там, где вы их планировали увидеть. Современные фотокамеры имеют механизм автофокуса, который часто работает просто отменно, но иногда он даёт сбои по разным причинам.

Для того, чтобы сфокусироваться (навести на резкость) нашему умному фотоаппарату надо, во-первых, знать, на чём фокусироваться, затем рассчитать расстояния до объекта, исходя из этого сдвинуть линзы в объективе в нужное положение и сделать снимок. Если все эти процедуры пройдут успешно, вероятность получение резкого в нужном месте снимка приближается к 100 %, но на каждо м этапе существуют подводные камни:

- Фокусируясь в ручную или используя фокусировку по центральной точке, мы абсолютно однозначно указываем фотоаппарату место, на котором ему надо навести резкость. Но... часто люди снимают в автоматическом режиме или в режиме динамичного выбора зоны фокусироки. В этих случаях фотоаппарат сам выбирает, на чём фокусироваться. При этом надо учитывать, что пока он не умеет читать мысли и творческие планы фотографа. К тому же объект съёмки может перемещаться в пространстве, а значит, будет меняться и расстояние до него. Чтобы не пенять на нашего помошника и партнёра (имею в виду фотокамеру), я предпочитаю использовать автофокусировку по центральной точке в покадровом режиме фокусировки. Этот и ещё мануальный режим фокусировки (полностью ручной) позволяют максимально однозначно определить места в кадре, на которых вы хотите акцентироваться. И тогда фотокамере становится понятно, над чем будем работать. При фотосъёмке неподвижных объектов фокусируюсь там, где хочу, затем блокирую автофокус (нажимаю кнопку спуска до половины или использую кнопку блокировки автофокуса, на Nikon она удобно располагается под большим пальцем правой руки). С заблокированным фокусом я могу подвигать кадр композиционно и выжидать подходящего момента для снимка. Чтобы снимок получился чётким, необходимо следить, чтобы расстояние между фотоапаратом и объектом во время блокировки автофокуса не менялось. Но даже при съёмке портрета, ребёнок может податься немного вперёд, например на 10 см, тогда я отклоняюсь назад на такое же расстояние. Если он отдалится, я приближусь. Это похоже на то, как сохранять дистанцию во время езды на автомобиле. Такой приём позволяет навести снимок один раз, чтобы сделать несколько снимков. Да, при этом мне не обязательно смотреть на ребёнка через объектив, а ему пялится в камеру. Мы просто общаемся с ним, поддерживая контакт «глаза в глаза». Потом он показывает мне какой-нибудь интересный жест или мимическую реакцию. Остаётся только поднять камеру и сделать снимок. Резкость уже наведена, и живой взгляд ребёнка направлен туда, где на мгновение появится объектив фотоаппарата. В результате у зрителя возникает ощущение, что ребёнок с фотографии взаимодействует с ним. Причем я даже не всегда успеваю посмотреть в видоискатель, а потому оставляю запас пространства по краям кадра, чтобы позже скадрировать снимок при постобработке.

При съёмке детей в движении предпочитаю рассчитывать их траекторию и фокусироваться на точке, в которой они окажутся в момент съёмки. Открытая диафрагма, особенно на телеобъективе для съёмки динамичных сюжетов, не подходит из-за малой глубины резкости. Не исключено, конечно, что вам повезёт и ребёнок всё-таки окажется в узкой зоне резкоизображаемого пространства именно в момент снимка. Но чтобы поймать такой кадр, надо потратить уйму времени и ресурсов фотокамеры. Чтобы рассчитать оптимальную глубину резкости для съёмки задуманного сюжета, можно обратится к таблицам глубин резкости именно для вашей фотокамеры и выбранного объектива (они представлены на сайте bitmap.ru ).

Итак, вы всё правильно рассчитали и сделали снимок. Смотрите, а резкости где необходимо, всё равно нет, например, глаза нечёткие, а уши или торчащие на макушке волосы кристально резкие. Если так происходит постоянно, скорее всего, объектив болеет бекфокусом (реальная фокусировка происходит в точке чуть более удалённой, чем там, куда целились). Выглядит это так, хотя в данном случае ребёнок во время съёмки резко подался вперёд всего на несколько сантиметров:

806 0022.jpg


Увеличиваем и видим резким то, на чем вообще не планировали акцентироваться

806 0022 1.jpg


Если в резкости более близкие к камере предметы, то это фронт фокус. Обе эти беды даже для новых объективов не считаются браком. Помогает юстировка объектива. В современных профессиональных фотоаппаратах есть функция юстировки (находится в меню, описана в инструкции к камере). Если не помогает, надо идти в сервис-центр и заказывать юстировку объектива, а лучше отъюстировать ещё и камеру. Если возможности юстировки нет, а резкостью управлять надо, то можно делать поправку на ошибки автофокуса по ходу съёмки. У меня есть замечательный телеобъектив, который на больших фокусных расстояниях начинает промахиваться на несколько сантиметров в сторону бек-фокуса. Навожу резкость на глазах, а резкими получаются пряди волос на висках. Тогда, навожу резкость на кончик носа, и глазки становятся чётко прорисованными. Или, фокусируясь на глазах, но предвидя ошибку, блокирую фокус и отклоняюсь назад на 2-3 см. В результате попадаю куда надо. Не несу в сервис, потому что с другими параметрами съёмки объектив справляется как надо. Да и, как говорил Гамлет: «Мириться лучше со знакомым злом, чем бегством к незнакомому стремиться».

Глюки и тормоза в работе автофокуса часто провоцируются сложными условиями съёмки. Например, в условиях низкой освещённости требуется посветка автофокуса. Прекрасно это функция реализована в накамерных системных вспышках: и работает чётко, и не слепит ребёнка. Причем ею пользоваться можно выборочно, отключив срабатывание импульса вспышки. Предположим, вы хотите сфотографировать ребёнка от света горящих на торте свечей. В инструкции к вспышкам прописаны серия условий, при которых подсветка автофокуса работать не будет, например, если принудительно сдвинуть центральную точку фокусировки с места, в котором она должна находиться по умолчанию - с самого центра видоискателя.

Обе вышеописанные проблемы могут портить снимок сообща. На фото снизу ребёнок смазан на только из-за слишком длинной для этого сюжета выдержки, но и потому, что он только начал вбегать в зону резкоизображаемого пространства.

774 0069.jpg


Голуби перед ребёнком сфокусированы, но также смазаны. Видите, как двоится глаз. Ну а крыльям смазывание в движении только идёт.

774 0069 1.jpg


3. И наконец, причина, изначально обозначенная, как просто пипец. Дело в том, что некоторые объективы просто не умеют создавать чёткую картинку - мылят. Как правило, это дешевая, но универсальная оптика, идущая в нагрузку к зеркальным камерам - кит-объективы. Причем нарваться на такую засаду можно при покупке техники известных фотомонстров. Чтобы избежать этого, лучше покупать тушку (body) отдельно, а объективы отдельно. Если среди ваших друзей нет профессиональных фотографов, то в интернете есть форумы по сравнению фототехники, походив по ним можно предварительно определиться с выбором. Есть ещё прокаты фотооборудования, которые позволяют потестить технику. Но окончательный вывод и решение о покупке надо делать в фотомагазине после серии тестовых снимков и анализа их на компьютере.

Даже качественный и дорогой объектив требует бережного отношения и ухода. Если его ронять, пылить, мыть под краном и протирать кухонным полотенцем, то напрасно ждать от него волшебной картинки. Линзы покрыты специальными просветляющими составами, вот почему к ним лучше не прикасаться вовсе, сдувать пылинки специальной фотографической грушей (клизма из ближайшей аптеки не пойдёт) и использовать защитные фильтры. Прикасаться к линзам можно лишь в случае крайней нужды, да и то специ альными средствами для профессиональной чистки оптики.

Ну и последнее. Каким бы резким и замечательным не был ваш объектив, мылить картинку может и фотокамера. Во- первых, из-за включенного механизма шумоподавления (шумодав). Его надо отключить сразу и навсегда, также как и настройки по поднятию резкости. Графические редакторы и плагины Рhotoshop делают это намного лучше, чем алгоритмы, заложенные в фотокамеру. Немного снижает резкость антиалиасный фильтр, который находится поверх матрицы фотокамеры и помогает бороться с муаром и прочими неприятностями цифрового изображения. Именно поэтому всем цифровым фото требуется повышение резкости и другая постобработка. Максимальный результат можно получить из RAW файла, поработав над ним в RAW-конверторе.


Групповой портрет

791 0431m.jpg
791 0437m.jpg

Вам не надоело видеть в альбомах стандартные групповые портреты? Тогда поговорим о том, как сделать несколько интересных фотографий группы детей. Не будем игнорировать классическую компоновку группы детей, но поработаем над эмоциями. Как легко рассмешить детей? Нет ничего проще. Скажите им что-то забавное, например: "Кто будет грустить, тот зелёная сосиска (редиска, памперс и т.д.)

  • Задействуем ладошки. Помните, не только мимика, но и жесты несут массу информацию о характере и эмоциональности человека и в том числе ребёнка. Я обожаю, когда в процессе фотосессии ребёнок много жестикулирует и побуждаю его к этому, создавая различные игровые моменты. Например, можно поиграть с ребёнком или группой детей в прятки не вставая со стула. Достаточно закрыть лица ладошками, чтобы спрятаться. По сигналу "КУ-КУ" все одновременно(для фотографа это ценно) открывают ладошки, показывая счастливые личики. Чтобы своими руками дети не перекрывали лица соседей, достаточно один раз показать им как будем выглядывать (открывать ладошки, не отводя их от головы).
  • Используем бурные эмоции:) Понятно, что нам нужны сильные позитивные эмоциональные проявления. Чтобы их создать можно, например, дружно покричать "Ура". Показываем как правильно это делать, резко вскидывая руки вверх. Не важно, будут ли дети филонить, или покажут ожидаемую вами картину, всегда можно улучшить результат. Просто скажите: "И это всё на что вы способны?" Потом можно спародировать их вялые потуги. Пока пока все будут смеяться над вашей демонстрацией, сделайте несколько снимков. Возможно, эти фотографии станут самыми удачными в этой фотосессии. Далее можно показать как правильно кричать ура и объяснить, что сейчас мы сделаем это правильно, но насчет "раз, два, три".
  • Не сидим на месте! Один из стереотипов групповой фотографии - все должны сохранять неподвижность. Это было оправдано на заре фотографии, когда фотокамеры были медлительными и заторможенными, а потому требовали того же от моделей. Сегодня, даже любительским фотоаппаратом, можно сделать динамичный групповой фотоснимок. Для этого прекрасно подходит любимая всеми детьми игра "Поезд". Все становятся паровозиком, который может не только ехать, но и гудеть (об этом важно помнить). Чтобы хорошенько погудеть все "вагончики" поднимают руку вверх и тянут за воображаемую ручку гудка. Понятно, что лучше один раз показать как это делается, не забыв оговорить команду, по которой всё это будет происходить. Дальше, всё просто. Паровозик может ехать, гудеть, смеяться и т.д. Используйте съёмку с проводкой. Для этого запускаете "паровозик" двигаться вокруг вас. Плавно поворачивайте фотоаппарат так, чтобы весь "поезд" или несколько вагончиков оставались в центре кадра. В этом случае объёкт съёмки (детишки), относительно матрицы или плёнки почти неподвижны, а задний план ещё больше смажется, добавив снимку динамики.
  • Ещё быстрее! Почему бы нет? Можно устроить соревнование на самого быстрого бегуна. На короткой дистанции дети врядли смогут далеко оторваться друг от друга, а потому композиционно такая групповая фотография будет смотреться вполне прилично. Ещё выше. С детьми постарше или подростками, я модернизирую предыдущий приём создания группового взаимодействия следующим образом: группа подростков бежит навстречу фотографа и в нужное время и задуманном месте все дружно прыгают. Организовать это просто. Достаточно, показать трещину на асфальте и попросить её перепрыгнуть. Главные принципы Наверное, вы их уже раскусили. Для интересного группового снимка необходимы синхронность и групповая эмоциональная сопричастность. Все реагируют одновременно и одинаково. Ваша фантазия и набор приёмов поможет сделать это ненавязчиво и в прямом смысле слова играючи.
  • И самый главный принцип - это, конечно, безопасность.


Не ждите удачных моментов. Создавайте их и фотографируйте!