Как справляться с детским гневом

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску

За гневом кроется боль и печаль. Людям становится больно, когда их перестают понимать и любить.

Дэвид Вискотт



10690883m.jpg

Маленькие дети еще не умеют контролировать свои эмоциональные всплески да и многие взрослые тоже.

Иногда приходится слышать, как рассерженные дети кричат:

  • «Я тебя ненавижу!»
  • «Нет, я не перестану! Ты меня не заставишь!»
  • «Я не хочу тебя слушать! Ты мне никто!»
  • «Я больше не люблю тебя!»
  • «Я не хочу говорить об этом!»

Вожатым важно отыскать причину, почему ребенок злится. Ребенка стоит учить другим способам выражения гнева. Это бывает трудно, поскольку, разозлившийся ребенок становится неуправляемым и ведет себя вызывающе. Вожатые не всегда знают, на чем сосредоточиться в первую очередь, и чем именно вызван гнев.

Основное правило: Здравый смысл подсказывает, что если вы направляете внимание на причину, вызвавшую в ребенке гнев, то гнев остывает. Однако чем больше ребенок сердится и выходит из-под контроля, тем сложнее обсуждать с ним его проблему. В этом случае, прежде чем приступать к обсуждению, необходимо успокоить ребенка.

Что следует принять во внимание

Если вам или вашему напарнику трудно контролировать свой гнев, то ребенку делать это бывает еще труднее.

Когда ваш ребенок очень разгневан, говорите с ним спокойно, на полтона ниже.

Если ребенок не ломает вещи и никому не причиняет вреда, потерпите, пока он сам не захочет поговорить с вами о том, что его беспокоит. Пусть ребенок знает, что вам небезразлично, что с ним происходит, и что он всегда может рассказать вам об этом.

Психиатр Дэвид Вискотт в своей книге «Язык чувств» утверждает, что за гневом кроется боль и печаль. Лучше не сосредоточиваться на гневе как таковом, а подумать о том, что именно терзает вашего ребенка. Людям становится больно, когда их перестают понимать и любить (или когда они теряют того, кого любят), когда они чувствуют, что их не уважают и не считаются с их правами, когда жизнь становится несправедливой к ним или когда они перестают себя контролировать.

Как можно поступить

Самый лучший вариант сначала высказать свое сопереживание. Затем, полезно спокойным тоном сообщить ребенку свои наблюдения и свою реакцию.

  • «Я знаю, что, когда ты так сердишься, тебя что-то печалит. Расскажи мне, что случилось».
  • «Тебе было досадно, когда брат умышленно сломал твою новую машинку».
  • «Если ты сердишься, то у тебя должна быть на это веская причина. Пожалуйста, скажи мне, в чем дело».
  • «Ты только что хлопнул дверью. Я чувствую, что ты чем-то расстроен. Расскажи мне, что произошло».
  • «Когда я был маленький и ужасно сердился, я бежал к отцу. После наших разговоров мне становилось намного легче».
  • «Мне больно, когда тебе так плохо. Я не могу принуждать тебя говорить. Я просто надеюсь, что ты изменишь свое мнение. Ведь разговор обычно помогает».

Когда ребенок успокоится, вам обоим полезно сесть и поговорить. Если вы стоите, у ребенка больше шансов вновь разгневаться или уйти, не дослушав вас. Когда беседа будет близка к завершению, выразите свою поддержку. Похвалите ребенка за то, что он сумел спокойно поговорить с вами.

  • «Я поняла, в чем дело, когда ты начал говорить мягче и спокойнее. Ты молодец. Не всегда легко так вести себя, когда бываешь расстроен».
  • «Даже несмотря на то, что тебе больно и ты рассержен, ты сумел разговаривать со мной спокойнее. Я ценю это твое достижение, молодец».

Позже можно рассказать ребенку как справляться с гневом, лучше всего проводить в дружелюбной манере, когда у вас хорошее настроение. Хорошая идея — превратить обучение в ролевую игру.

  • «Представь себе, что ты очень рассердился на меня за что-то. Можешь ли ты, вместо того чтобы кричать, просто сказать: «Я сейчас действительно сержусь на тебя»?
  • «Помнишь, как надо себя вести? Если ты чем-то рассержен или расстроен, то, пожалуйста, расскажи мне о том, что чувствуешь, но не выражай это криками, обзыванием обидевших тебя людей, топаньем ногами или швырянием вещей».
  • «Один мой друг не знал, что сказать ребенку, когда тот очень злился из-за чего-то. Что я должен был ему посоветовать?»

Ссылаясь на третье лицо, вы делаете тему менее личной. Это может помочь вашему ребенку высказать свое мнение.

Как не следует говорить

  • «Не говори со мной таким тоном!»
  • «Как ты смеешь!»

Конечно, вы можете рассердиться. Но сначала подумайте, какова ваша цель. Поможете ли вы подобными высказываниями стать ребенку более вежливым или, наоборот, добавите масла в огонь? Обсудить вопрос о неуважении очень важно, но это лучше всего сделать позднее, когда проблема уже будет решена.

  • «Неужели ты не знаешь, каково мне от этого?» Пытаться учить ребенка сопереживать вам — идея неплохая, но это не задача номер один. Ребенка больше волнуют собственные чувства, а не ваши. Вернитесь к этой теме в разговоре позднее.
  • «Я отказываюсь говорить с тобой, пока у тебя такое настроение». В этом случае вы лишаете и себя, и ребенка возможности говорить друг с другом без унижений. Лучше сначала отметить, что вашего ребенка, наверное, что-то огорчает и что услышать, что тебя беспокоит. Но ты должен чуть-чуть изменить свой тон, иначе, когда ты так кричишь, мне тяжело сосредоточиться».
  • «Ты выглядишь очень сердитым». Когда мы, вместо того чтобы подтвердить боль и печаль ребенка, скрывающиеся за вы готовы с ним побеседовать. Или, например, можно сказать: «Я действительно хочу гневом, подтверждаем сам его гнев, то тем самым мы лишь усиливаем проявление гнева. Говоря ребенку, что он сердится, мы можем разозлить его еще больше. А когда мы говорим ему, что он чем-то опечален, мы так же правы, но этим способствуем тому, чтобы гнев его поскорее утих.

И помните, ваше эмоциональное состояние влияет на ваших детей. Позаботьтесь о себе.




Смотреть также...