Как собрать ребенка в детский лагерь или поход

21984513HSzm.jpg
11klm.jpg

Сперва кратко...

Лагерь! И внутри сразу просторное лето... Чем оптимальней и компактней собрать детские вещи в поездку – тем удобнее будет ребенку отдыхаться.

Начните с выбора сумки. Сумка должна быть вместительной, по возможности – с большим количеством карманов и кармашков, с удобной ручкой. Можно на колесах, но ребенку лучше заранее потренироваться в катании. Можно рюкзак (если вдруг в него влезают все вещи). Можно, в конце концов, рюкзак и сумку.

Если рюкзаки и сумки ваши – одноцветны, или, наоборот стандартно-разноцветны (ну вот как спортивные куртки: раз полоска, два полоска) – то надо подумать о каком-то знаке отличия, который поможет ребенку быстро опознать свои вещи в общей груде. Ну, скажем, по яркой ленточке.

Затем нужно сформировать группы вещей.

  1. Гигиенические принадлежности. Для них лучше всего обзавестись большой матерчатой косметичкой (которая как чемоданчик). Зубная щетка, паста, шампунь, мыло, солнцезащитный крем, крем после загара, крем для рук, маникюрные ножницы, носовые платки, расческа, гигиеническая помада. У девочек предметов может быть больше. А, еще средства от укусов насекомых! (Лагеря моего детства пропахли бальзамом «Звездочка»)
  2. Белье. Какое-то количество смен нижнего белья. (Хорошо бы заранее уточнить, что там на месте со стиркой). Носки. Теплые носки. Пижама.
  3. Пляж (если предполагается). Купальник/плавки. Сланцы/кроксы. Солнечные очки. Панама/бандана/бейсболка. Девочке можно дать с собой парео, для пляжа крайне удобная штука и места мало занимает. Пляжная сумка, типа холщового мешка. Пригодится для разных целей.
  4. Обувь. Ну, во что-то детка уже обут, лучше всего в самую тяжелую обувь, скажем, кроссовки. Плюс босоножки/сандалии. Плюс упомянутые кроксы. Достаточно.
  5. Основная одежда. Джинсы (брюки) – в них, скорее всего, ребенок и едет. Шорты. Нууу, может быть еще одни джинсы? Ну только если охота тащить. Лучше какие-то легкие брюки, типа льняных. Это вот если ноги после солнца – то и в шортах, и в джинсах может быть довольно некомфортно. А в льняных широких штанах – в самый раз. Футболки/майки/топы. Произвольное количество (все-таки, что же на месте со стиркой?). Очень удобна легкая рубашка с длинным рукавом, и после солнца, и вообще для вечера. Худи?
  6. Теплая одежда. Обязательно. Лето такое лето. Ветровка и свитер.
  7. Спортивная одежда. Брюки и велосипедки. Худи?
  8. Вечерний выход. А как теперь обстоят дела в лагерях с так называемыми «массовками»? Если нет их, то есть наверняка что-то вместо них. Мальчиков, думаю, это не особенно заботит. А девочкам придется давать с собой платья/юбки (если они их носят). И хорошо бы такие, которые не мнутся.
  9. Гаджеты. Отдельная тема. Социальная. Так что сами решайте – давать или нет. В любом случае, о них вы не забудете, так как детка и сама напомнит. То же касается суммы денег.
  10. Содержимое карманов и кармашков. Дети удивительным образом заполняют карманы и кармашки важной таинственной чепухой. Можно отвернуться, пусть заполняют.

Остается напомнить, что одежду хорошо бы промаркировать, чтобы проще было видеть свою или искать потерянную. Вручить в дорогу книжку. Расцеловать.


Теперь подробней...

Важен в этом вопросе еще один факт: сколько бы с родителями не говорили о правильном сборе вещей, сколько бы списков о необходимых на программе вещах ни легло к ним в руки, инструктора ежегодно сталкиваются с рядом трудностей. Эти трудности вызваны рядом убеждений родителей:

  • «Необходимо максимально облегчить рюкзак ребенка». Это встречается даже в случаях, когда рюкзаки по большей части путешествуют на транспорте. Плачевный итог может быть связан с тем, что у ребенка будет мало теплых вещей на программе, он будет мерзнуть. Или с тем, что ему будет не хватать каких-то определенных вещей, обязательных для той или иной программы.
  • «Программа – это отдых в нашем привычном понимании». Такое убеждение влечет за собой особый подход к сбору вещей. В итоге на программе инструктора встречаются с тем, что во всем ворохе привезенных с собой вещей у ребенка встречаются только шорты, юбки, майки, крема «для» и «от загара». С таким случаем пришлось столкнуться на программе, когда на протяжении всей смены лил дождь, ночами пели песни комары, температура опускалась до +5°С, а у ребенка в его большом рюкзаке были только одни светлые льняные брюки и только одна кофта в крупную вязку.
  • «Можно заменить одни вещи другими, схожими по назначению». Примером здесь может стать случай, когда ребенку вместо плаща-дождевика дали с собой зонтик, и этот зонтик в первый же день сплава сдуло ветром. Или еще пример, когда ребенку дают с собой вместо фонарика больший запас спичек, которым он – увы – не может пользоваться в шалаше. Такое убеждение родителей может затруднять участие ребенка в программе, поскольку он будет сталкиваться с ситуациями, которые родители не смогли предусмотреть. Именно поэтому важно внимательно ознакомиться со списком вещей, необходимых на каждой конкретной программе.
  • «Не стоит контролировать ребенка, пусть собирается сам». Это убеждение, конечно, будет весьма полезным, в случае если вы хотите, чтобы ребенок получил самостоятельный опыт встречи с результатами своих трудов (пусть даже не всегда успешный). Но не следует совсем все пускать на самотек. Иначе на программе мы можем столкнуться с тем, что любимую удочку ребенок с собой взять не забыл, а вот о привычных вещах – таких как ложке и тарелке – не побеспокоился.
  • «Мой ребенок еще мал, я соберу вещи за него». Так и поступают многие родители дошкольников или детей начальной школы. Как правило, у таких детей все есть, рюкзаки сложены грамотно. Но трудность заключается в том, что все полезные вещи остаются невостребованными самим ребенком. Он зачастую не только не знает, где и что у него лежит, но и не представляет, что вообще у него с собой есть. Это тоже осложняет его участие на программе, поскольку ребенок не всегда может обратиться к своему запасу вещей, находясь в убеждении, что «именно эту вещь мне мама и не положила».


Для того, чтобы предусмотреть все сложности сбора ребенка на программу и предупредить все негативные последствия, мы предлагаем вам придерживаться определенного алгоритма действий.


Шаг 1. Заинтересовать и привлечь. «Петь песню нашей жизни вместе веселей». Собирайте вещи вместе со своим ребенком. Если ваш ребенок уже вполне самостоятельный – вы можете быть ему советчиком или экспертом. Если ваш ребенок еще мал, привлеките его к сбору вещей, заинтересуйте самим процессом, превратив его в увлекательную игру поиска «Всего-того-что-может-мне-пригодиться-на-программе». Результатами совместной деятельности будут: знания ребенка о том, что и где лежит у него в багаже; понимание ребенком функций отдельных вещей, представление о ситуациях, где он может использовать тот или иной предмет; умение ребенка по разбору и сбору своих вещей (особенно это пригодиться ему в конце программы). Итак, главное на этом этапе – заинтересовать ребенка в предстоящем действии.


Шаг 2. Составить список. «Раз словечко, два словечко будет песенка». На этом этапе важно определить правила сбора вещей. Итогом этапа может быть Ваш список вещей для программы. Заядлые путешественники говорят, что хороший список – это половина сборов.

На какие вопросы нужно ответить, чтобы составить этот список?

  1. Каковы климатические условия программы: какое время года, в каком климатическом районе проходит программа, каков примерный прогноз на время проведения программы?
  2. Каковы организационные условия: стационарная или передвижная программа, каковы условия базы (отопление, сушка вещей, организация питания, гигиенические условия)?
  3. Есть ли особенности в деятельности детей на программе: какова специфика деятельности (игровая, спортивная, туристическая), какова специфика маршрута (пешая, водная, горная), какое специальное снаряжение требуется, есть ли отдельные требования к одежде, какова степень активности ребенка на программе?

Лучше сначала составьте свой список вместе с ребенком, а уже после соотнесите его с тем списком, который прилагается к сведениям о программе (его можно получить при оформлении на программу, на родительском собрании или прочитать в Интернете на сайте организации). Это позволит вам вместе разобраться с тем, что необходимо для данной программы и с какими ситуациями может столкнуться ваш ребенок.

Список вещей лучше всего классифицировать. Так будет более удобно их собирать, и вы сможете ничего не забыть. Классификация может быть такой:

  1. Верхняя одежда. Предусмотрите одежду для холодной и теплой погоды, для улицы и для помещения. Важно, чтобы она была удобная. Лучше, если у ребенка будет несколько комплектов теплой одежды на случай, если что-то промокнет. Если на улице лето – не забудьте включить в этот пункт плавки или купальник. Но даже летом не будет лишним взять куртку, особенно если она непромокаемая.
  2. Нижнее белье собирайте в соответствии с гигиеническими требованиями,. Скорее всего, ваш ребенок не будет стирать свое белье, поэтому соразмерьте его количество с количеством дней на программе. Отдельно предусмотрите два комплекта белья для сна. Особенно это актуально для туристических программ, где важно, чтобы в палатке ребенка всегда ждал комплект сухого теплого белья, в котором он будет спать.
  3. Головной убор. Лучше, если их будет несколько, для холодной и теплой погоды. Важно, чтобы головной убор нравился ребенку, иначе он не будет его носить.
  4. Обувь. Важно, чтобы в арсенале ребенка была разная обувь: спортивная (кеды или кроссовки), непромокаемая (резиновые сапоги – особо важны для отдельных программ), легкая (шлепанцы, желательно с фиксирующей пяткой), парадная (туфли, в большей степени нужны для антуражных программ). Если участники будут жить в здании, предусмотрите сменную обувь.
  5. Средства гигиены и косметические средства. Сюда включаются ежедневные средства гигиены (зубная щетка, зубная паста, мыло, расческа), средства для банных процедур (мочалка, шампунь, банное мыло). Не забудьте о полотенцах (для лица и для тела). В косметические средства следует включить детский крем, реппелент, крема для защиты от солнца, гигиеническую помаду. Весьма полезны будут также пластиковые пакеты. Всегда полезно иметь под рукой пакеты для мусора, влажные салфетки - вытирать руки, и одноразовые чашки.
  6. Кухонные принадлежности. Часто в этом случае используется аббревиатура КЛМН – кружка, ложка, миска, нож. Этого будет достаточно для любой программы.
  7. Документы ребенка собирайте и сдавайте в соответствии с требованиями программы, как написано в Информационном листе и на сайте. Как правило, с основной список документов входят: личные документы (свидетельство, паспорт, загранпаспорт), медицинская справка, полис обязательного медицинского страхования, для пересечения границы - нотариально заверенное согласие от родителей, во время учебного года - справка из школьной канцелярии (о том, что ребенок является учеником школы).
  8. Медикаменты. На любой программе есть доктор, он сможет оказать ребенку квалифицированную помощь. Соберите только то, что обязательно нужно для вашего ребенка (витамины, курс чего он сейчас принимает и т.д.), если у него есть определенные особенности здоровья. Не давайте таблетки самому ребенку, он может не соблюсти инструкцию по их применению.
  9. Специальные вещи для программы. Сюда могут быть включены вещи, необходимые для конкретной программы, например кусок ткани и нитки с иголкой для программы «Книга Героев» для изготовления игрового костюма или коврик, спальник для туристических программ.
  10. Другие вещи. В этот пункт включите все, что может потребоваться вашему ребенку, например фотоаппарат, блокнот и ручка, книга, мобильный телефон, фонарь, любимая игрушка. Не следует включать в этот перечень материально ценные вещи, никто на программе за низ ответственности не несет. Карманных денег, которых вы даете ребенку с собой, должно быть разумное количество. В них нет особой необходимости, они могут понадобиться, когда группа участников посещает какие-либо экскурсии, сувенирные лавки или им предоставляется возможность купить что-нибудь из еды в дорогу. Если ваш ребенок еще не умеет расходовать карманные деньги, до отправления ребенка на программу можно переговорить с начальником и отдать деньги ему на сохранение (в конверте, на котором будут написаны имя и сумма). Это позволит следить за целевым использованием выделенных средств и обеспечить их сохранность. Если же вы уверены, что Ваш ребенок достаточно самостоятелен и может нести за них ответственность, можете доверить ему самостоятельное хранение денег, а так же предложить ему самому выбрать определенный перечень действительно необходимых ценных вещей.
  11. Продукты. Этот пункт следует выделить особо, поскольку у родителей возникает очень много вопросов по поводу объема, количества и качества продуктов в дорогу. Сразу обозначим, что не следует ребенку давать с собой очень много еды: на любой программе предполагается организация питания. И максимум, что ребенку может понадобиться – это питание на время дороги до места проведения программы. Рассчитайте этот объем в зависимости от времени движения. Можно положить «двойную порцию» некоторых продуктов, поскольку дети любят делиться друг с другом, это становится их первым поводом для более тесного общения. Теперь про качество продуктов: важно, чтобы продукты были не скоропортящимися и питательными. Очень актуальны в дороге фрукты и вода. Лучше, если вода будет негазированная и без красителей.

Когда список вещей будет составлен, и вы с ребенком определите количество необходимых вещей, скорее всего, потребуется составить еще один список – список необходимых покупок на программу. Ответственность за покупку отдельных вещей вы так же можете поделить со своим ребенком. Это придаст ему особый статус взрослости и самостоятельности в сборах на программу.


Шаг 3. Собрать воедино. «Куча мала». Итак, у вас уже есть перечень всего необходимого на программу. Теперь настало время собирать вещи. Прежде чем упаковывать их в сумку, мы предлагаем на этом этапе совершить несколько действий.

  1. Во-первых, соберите все вещи в одном месте. Это позволит понять, все ли вещи, необходимые для вашей программы у вас имеются.
  2. Во-вторых, оцените получившийся объем. Удовлетворяет ли он вас? Или вы с ребенком хотите от чего-то отказаться?
  3. В-третьих, скорректируйте объем заявленных вещей. Важно, чтобы уменьшение количества вещей не повлияло на качество, выраженное в соответствии вещей возможным ситуациям на программе.
  4. В-четвертых, сделайте особые пометки на вещах. Лучше всего написать имя и фамилию ребенка несмываемым маркером на изнаночной стороне вещи. Это поможет ребенку сохранить свой багаж в целости, а инструкторам понять, кому необходимо отдать ту или иную вещь, если она потерялась.


Шаг 4. Упаковать. Этот этап очень важен, поскольку ребенку необходимо ориентироваться в местоположении своих вещей. Часто на программах возникает необходимость оперативного сбора или внезапного изменения погоды. В этой ситуации участнику следует действовать четко и быстро, сохраняя при этом целостность хранения и чистоту других вещей. Такие рекомендации мы можем дать для этого этапа:

  • Выберите адекватную сумку. Возможно, их у вашего ребенка будет две. Одна – большая, куда будет сложено большинство вещей. Эту сумку необходимо подбирать в соответствии с условиями программы. В каких-то случаях это будет рюкзак (программы туристической направленности), в каких-то случаях это может быть сумка на колесах или наплечная сумка (стационарные программы). Важно, чтобы она отвечала потребностям программы, а её объем соответствовал возможностям самого ребенка. Вторая сумка – маленького объема, куда следует сложить самые необходимые ребенку вещи (блокнот, ручку, мобильный телефон). Важно предусмотреть, как она будет крепиться: на пояс (если основная сумка – рюкзак) или на плечи (если основная сумка – чемодан на колесах). Не стоит увеличивать количество прилагаемых сумок и пакетов – их ребенку будет просто не унести. Постарайтесь все упаковать вместе. И обязательно проверьте целостность замков, крепость ремней и ручек. Соберите отдельный пакет для себя, куда вы сложите документы и медикаменты для ребенка. Помните, без документов ребенка на программу не возьмут!!!
  • Скомпонуйте вещи. Очень удобно искать вещи в сумке, если они уложены в отдельные мешочки по группам. Лучше, если мешочки будут тканевые, пакеты имеют свойство рваться, шуршать, и вещи в них не дышат. Такими мешочками могут быть: мешки для сменной обуви, мешки для деликатной стирки и пр. Можно использовать герметичные мешки (для сплавов и некоторых других программ), тогда вещи ребенка останутся сухими даже в самых суровых условиях. При упаковке вы можете вернуться к классификации, которую использовали для составления списка. Сделайте особые пометки на мешочках, по которым бы вашему ребенку можно бы было быстро определить, что в нем лежит.
  • Предусмотрите опасности. Такими опасностями могут стать грязные и мокрые вещи. Положите в сумку отдельные мешки для грязных вещей. Предложите ребенку в них складывать то, что носить он уже не будет, но и стирать не будет тоже. Проговорите о том, что мокрые вещи, прежде, чем их положить в мешок с грязными вещами лучше просушить, а то они могут стухнуть и испортить все содержимое рюкзака или сумки.
  • Используйте преимущества сумки. Скорее всего, в рюкзаке или сумке, куда вы упаковываете вещи, есть множество карманов и отделов. Понимание этих возможностей также поможет вам более грамотно упаковать вещи. Решите, что может пригодиться ребенку в первую очередь. Что ему необходимо будет достать, не распаковывая всю сумку целиком. Скорее всего, это будут средства ежедневной гигиены, кухонные принадлежности, сменная обувь. Возможно, ему нужно будет быстро достать дождевик и резиновые сапоги. Положите все эти вещи в верхние карманы, клапаны или в зону ближайшего доступа.
  • Нарисуйте план расположения вещей. Еще раз проговорите с ребенком, что и где у него лежит. Можно вместе нарисовать план сумки. Вспомнить символы, которые вы рисовали на вещах и мешочках для вещей. Положите план и список в сумку ребенка. Так ему будет легче ориентироваться в своих вещах, а потом собрать все их вместе перед отъездом с программы домой.
  • Подпишите саму сумку. Положите записку в лицевой карман сумки, где будет указано ФИО ребенка и родителей, телефон родителей, адрес домашний, адрес офиса Коллекции Приключений. Это необходимо на тот случай, если в дороге потеряют или перепутают сумку – многие дети не помнят своих данных, а иногда не могут вспомнить и внешние отличия своей сумки.


Шаг 5. Что забыли? Когда все сумки собраны, задайте вопрос: «Не забыли ли мы что-нибудь». На этот случай вы можете еще раз прочитать весь список и получить подтверждение от ребенка по каждому пункту. Если сомнение еще осталось, предлагаем вам оставить на сумке чистый лист и маркер, чтобы написать все то, что вам с ребенком покажется необходимым в дороге и на программе, но что вы не внесли в первоначальный список. Не стоит сразу складывать эти вещи в сумку. Соберите их по второму списку и еще раз оцените их необходимость и объем, который они занимают.


Шаг 6. Поздравления и сюрпризы. «Сюрприз, да здравствует сюрприз!». Ну вот, можно считать дело сделанным. Поздравьте друг друга, это была сложная работа. Можно предложить обсудить впечатления за кружкой чая с пирожным. Но на этом закончилась деятельность для вашего ребенка. Мы предлагаем вам, родители, сделать еще одну вещь – заложить в сумку ребенка сюрпризы. Это необходимо, чтобы поддержать его в ситуации, когда он находится вдалеке от вас. Такими сюрпризами могут быть леденцы в пакете среди вещей с запиской от мамы или перочинный нож – подарок от папы (важно, чтобы ребенок умел им пользоваться). Ребенку очень приятно, когда он находит открытки от родителей с пожеланиями успехов и признанием того, что он у них самый-самый. Забавно бывает, когда к вещам прикладываются записки – обращения от их имени. Например к шерстяным носкам можно приложить такой текст: «Привет! Ты не забыл, нас связала твоя бабушка, чтобы твои ножки не мерзли в холодную погоду. Если ты замерз – одень нас скорее!!!». Все эти приятные моменты создают у ребенка ощущение защищенности, незримого присутствия главных своих помощников – родных людей.


И напоследок, дадим еще несколько существенных рекомендаций:

  • Важно в процессе сборов с ребенком обсуждать выбор вещей, их функции, целесообразность их использования, только тогда он сможет понять тот арсенал средств, с которым он отправляется в дорогу.
  • Необходимо также, чтобы ребенок осознал свою ответственность за их сохранность.
  • В сборе вещей необходимо учитывать особенности ребенка, которые знаете только вы. Что он любит и чего он не любит. Чем обязательно воспользуется, а что забудет вытащить из сумки. Сможет ли он сохранить свои вещи или обязательно что-нибудь потеряет.

И помните, что вам предстоит еще один этап, когда ваш ребенок вернется с программы. Предоставьте ему возможность похвастаться своими достижениями: дипломами, поделками, фотографиями, которые он привез, поделиться впечатлениями о программе. А затем разберите вместе с ним его вещи. Посмотрите, все ли он привез назад, нет ли среди вещей чужих, которые случайно оказались в сумке, что стало непригодным, что необходимо помыть, постирать, привести в порядок. Ну, а если все же что-то так и не найдется, не стоит переживать, ведь вы были к этому готовы изначально. Главное, что ваше чадо вернулось с программы живым, здоровым, счастливым, с огромным багажом ярких впечатлений, эмоций и собственных приобретений!