Как сделать из напарника-новичка Вожатого

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
18mnn.jpg

Как стать вожатым? Почему часто, даже из "перспективного" новичка, Вожатый не получается? Как можно повлиять на этот процесс? Эти вопросы возникают у опытного вожатого (или воспитателя) как только становится известно , что к нему ставят напарником новичка. Каждый решает эту проблему в меру своих сил и разумения. И с разным результатом. Кто то успешно, а кто то каждый год, с удивляющим постоянством жалуется "как ему не повезло в этом году со студентами". И вроде сам сильный и успешный педагог. И отряд у него "конфетка", а вожатыми его напарники не становятся. Хорошо если без скандала и обид.

Проанализируем собственные действия по доведению "новичка" до состояния полноценного"вожатого". С точки зрения человека, впервые приехавшего в лагерь, это полный дурдом. Он не понимает ЧТО происходит, КАК правильно поступать в каждом случае и его мучает страх СМОЖЕТ ли он справится. Причем подготовка до лагеря помогает мало. Это как функциональная неграмотность. Человек и буквы знает и складывать их может, но это занимает столько сил и времени, что ни удовольствия от процесса, ни эффективного использования навыка нет. Так что же делать?

Каждый человек имеет свое представление о себе и мире в котором он живет. О том что "возможно" и что "невозможно". Соответственно эти представления и определяют его "успешность" или "неспешность" в любом деле. Собственно комплекс этих представлений информирует его "туннель реальности", который в данный момент является его "судьбой". Человек считающий, что сделать сальто "невозможно", его и не сделает.

С этой точки зрения новичок должен просто "стать вожатым". Т.е. принять мир лагеря и отряда, как понятный и комфортный для себя. Мир, в котором он "успешен". Причем желательно, чтоб это происходило "разом", всем комплексом. Чтоб у него сформировался новый "туннель реальности", в котором он существует как успешный человек, существующий в понятном мире, где для него "нет невозможного".


Как это делается.

В первую очередь надо понимать, что в решении этой задачи помогает то что человек, впервые приехавший лагерь и попавший в отряд находится в стрессовом состоянии. Мир привычный для него рухнул. У него нет инструмента для оценки "что хорошо - что плохо". Нет критерия оценки собственных действий. Соответственно существуют идеальные условия для формирования "туннеля реальности". И желательно чтоб это делали именно вы. Иначе всегда есть риск, что это сделают другие. И не факт, что в "лучшую " сторону. К примеру доходчиво объяснят, что вы "просто урод какой то", дети - злобные карлики , мы же сюда , в общем, отдыхать приехали и главная радость здесь "чудные вечера в компании очень хороших людей". Оно вам надо?

Поэтому первое, что делается - позиционирование себя. Вы человек, который понимает, что происходит. Вы контролируете ситуацию. Вы доброжелательны и положительно оцениваете перспективу нового напарника. У него все получится.

Второе. Он должен иметь подтверждение того что все идет хорошо и вам можно верить.

Третье. ОН должен получать подтверждение собственной успешности и нужности.

Четвертое. Вы должны донести до него те принципы по которым вы строите свою работу с отрядом и задачи которые входе этой работы решаете. т.е. делаете его своим соратником.

Пятое. Но должен получить подтверждения. И своей успешности и вашего отношения к нему и вашей честности (вы верите в то, что декларируете).


Как это происходит.

Еще до выезда находите время встретится с будущим партнером. Проговариваете, какие цели и задачи ставим в работе с отрядом. Объясняете что будет происходить в день заезда и чего ждем от него (позиционироваться перед детьми, в чем его работа на данном этапе состоит) подробно и с комментариями. Целью является дать информацию к размышлению, позиционирование себя, как понимающего свое дело человека и налаживание первого контакта.

В течении всего дня смотрите, чтоб он получал только "конкретные"задания, которые заведомо выполнимы (провести перекличку, ведем детей на посадку, причем новичок "возглавляет отрядную колонну" и т.д.).Ничего, с чем он не может справится поручатся не должно, даже с подстраховкой.

В течении всего дня проговариваем и анализируем, что делаем, чего добиваемся, что и каким образом хотим достигнуть.

В конце дня обязательно пьем чай и разбираем что делали, что происходило, как получилось, какие задачи решили. Новичок должен получить подтверждение, что все происходило "нормально", и те задачи, которые мы ставили выполнены. Т.е. он живет в "нормальном", предсказуемом мире. И функционирует в нем успешно. Обязательно уже вечером проговаривается наши требования по уровню этических отношений в отряде и каким образом происходит их внедрение.

Кроме того первый вечерний "разбор" создает своего рода обряд (чай, бутерброды, разговор, зашедшие "на огонек" ) который поддерживается всю смену и является основой нашего внутриотрядного вожатского существования.

На второй день, новичок начинает "самостоятельное" существование в рамках отдельных мероприятий (которые ему уже знакомы- сводить отряд в столовую и т. д.) Главная задача - ввод в состояние успеха в рамках подготовки представления отряда. Он смотрит "как это делается", но уже на репетиции - полноправный участник и к выступлению мы отходим на задний план и именно он ведет отряд на сцену, находится за кулисами, встречает со сцены и т.д.. Это уже и ЕГО успех.

Вечером разбор производится именно с точки зрения наших задач работы с отрядом. Его работа не выделяется. Он "объявляется" членом команды.

В принципе на этом и все. Ему деваться некуда. Он действительно стал вожатым. Нет страха, он в команде, логика действий понятна, он пережил "драйв"успеха и разделил его с детьми.

Естественно первое время присматриваешь, чтоб не было "фатальных"косяков, но это уже больше в рамках "вечернего разбора".

В принципе достаточно присматривать за состоянием его "тоннеля" в фоновом режиме.