Как референтная группа влияет на поведение ребенка

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
14553413ytem.jpg

Процесс социализации детей происходит под влиянием различных референтных групп. Взаимодействуя с другими в референтной группе, ребенок защищает и корректирует собственную самооценку.

Референтные группы, в зависимости от индивидуальных характеристик ребенка и социальной ситуации, оказывают различные влияния. Во-первых, референтные группы способствуют социализации индивида. Во-вторых, они играют важную роль в формировании самооценки и социальном сравнении. В-третьих, референтные группы являются механизмом соответствия общественным нормам.


Социализация

Процесс социализации детей происходит под влиянием различных референтных групп. Например, вожатый ставит в известность подопечного о том, что в лагере принята определенная форма одежды, а неформальная группа — детский коллектив — учит ребенка, какая именно одежда уместна в тех или иных ситуациях. В процессе социализации и культурной адаптации дите узнает, какие поведенческие паттерны являются наиболее благоприятными как для него самого, так и для группы. Выделим, к примеру, некоторые факторы, особенно релевантные для подростков (в возрасте от 12 лет), которые связанны с социальным обучением представителей этой среды. Также к мотивам относятся изучение тенденций, комфорт, безопасность, компания и свобода выбора.


Самовосприятие

Взаимодействуя с другими людьми в референтной группе, человек защищает и корректирует собственную самооценку. То, что мы думаем о самих себе, через реакции людей, чьи ценности мы разделяем и чьим мнением дорожим, влияет на наши социальные связи. Наше поведение и образ жизни становятся выражением нашего «Я» (или идеализированным представлением о себе) для референтной группы. Надевая футболку с символикой детского лагеря, подопечный объединяет собственную индивидуальность с культурным значением этого предмета одежды. Следовательно, тем самым он видоизменяет и свою социальную принадлежность. Дети также поддерживают свое самовосприятие, соглашаясь исполнять «выученные» ими роли. Принадлежа к нескольким группам, ребенок усваивает множество ролей и в разных ситуациях ощущает давление, заставляющее его действовать согласно чьим-то ожиданиям и предписанной роли. В качестве источника формирования самовосприятия индивида могут выступать одни из первых групп, к которым присоединяются многие ровесники. К примеру, рекламные объявления-свидетельства есть воплощенное применение понимания социальной значимости восприятия личности. Ребенок смотрит на спортивных мега-звезд одетых в форму известной спортивной марки, и сознательно или бессознательно переносит (хотя бы отчасти) уважение к своим кумирам на эту торговую марку. Свидетельства из уст уважаемых им актеров или спортсменов могут быть очень эффективными, если образ («Я») референтной группы, который олицетворяет знаменитость, совпадает с идеальным «Я» ребенка.


Социальное сравнение

У большинства детей существует потребность оценивать себя посредством сравнения себя с другими ровесниками. То, насколько успешным, здоровым или богатым считает себя индивид, зависит от того, выигрывает он или проигрывает в сравнении со своими сверстниками или членами других референтных групп. Человек не только получает информацию от референтных групп, но и использует их в качестве системы координат, позволяющей ему оценивать свое поведение, мнения, способности и достижения. Но в разное время дети выбирают для сравнения разные группы. Когда индивид и группа похожи, они в большей степени уверены в точности полученной информации; в то же время они склонны оценивать разные взгляды только тогда, когда они вполне уверены в собственном мнении и способностях. Сравнение не ограничивается группами, с которыми дети имеют личный контакт. Источниками социального сравнения могут быть интернет и телевидение.


Конформность

Желание ребенка соответствовать референтной группе часто приводит к конформности — изменению убеждений или поступков под реальным или воображаемым давлением группы. Существует два типа подчинения: уступка и признание. Уступка имеет место, когда ребенок подчиняется желаниям группы, не принимая ее убеждений и поведения. А признание означает, что индивид действительно изменил свои убеждения и ценности в пользу убеждений и ценностей группы. Иногда ребенок сознательно стремится подражать поведению других членов группы или быть к ней причисленным с целью получения какого-либо вознаграждения (социального одобрения). Но иногда влияние группы проявляется более тонко и происходит без сознательного на то желания ребенка. Например, некоторые дети, не зная, как вести себя в конкретной ситуации, могут использовать в качестве образца правильного поведения принятые в группе нормы. Знание методов убеждения людей в необходимости принятия норм группы или какого-то индивида, состоящего в этой группе, является важным фактором, определяющим успешность коммуникации, но понимание этого процесса столь же важно для ребенка поскольку позволяет ему противостоять подобным коммуникациям.


Инструменты воздействия

В своей жизни дети принимают решения в зависимости от того, на кого они оказывают влияние или кого они могут убедить, а также от того, кто оказывает влияние на них и кто их может убедить в чем-либо. Если они обладают способностью убеждения, то вероятность их успеха заметно повышается. И в этом они мало отличаются от взрослых.

К инструментам воздействия, вызывающим сильное желание ответного действия и согласия, относятся следующие:

  • Взаимность — старинный принцип «ты мне — я тебе» или «долг платежом красен». Когда вам что-то дарят, вы чувствуете себя обязанным дать что-то взамен. Никто не утверждает, что обмен должен быть справедливым или адекватным, и те, кто используют этот принцип в своих целях, именно на это и надеются.
  • Преданность и последовательность являются помехами для здравого смысла. Когда человек все тщательно проанализировал и взвесил, по итогам чего решил хранить преданность чему-либо, он склонен последовательно защищать и поддерживать свою позицию безотносительно того, верна она или нет. Многие люди сохраняют преданность изначально принятым ими решениям даже при наличии серьезных поводов к недовольству.
  • Социальное подтверждение — «мы как все». Причина состоит в том, что никто не хочет выделяться из толпы.
  • Способность нравиться. Физическая привлекательность и способность нравиться повышают влиятельность человека. Люди любят тех, кто разделяет их интересы, стиль жизни и культуру, но они могут оказывать на вас еще более значительное воздействие, если они приятны вам и говорят приятные вам вещи.
  • Авторитет — управляемый почет. Форма — это не случайность. Она воздействует на окружающих, посылая невербальный сигнал о том, что ее носитель наделен авторитетом, точно так же, как титул и другие атрибуты.
  • Ограниченность — правило малых доз. Когда популярные у детей вещи есть в лагере в ограниченном количестве, их ценность повышается. Огромной силой обладает даже иллюзорная ограниченность. Когда два ребенка, встречаются в борьбе за один ресурс, то конкуренция, возникающая между ними, может привести к готовности заплатить более высокую цену за обладание этим ресурсом.

Приведенные инструменты воздействия имеет четкую "привязку" во времени и пространстве. Несмотря на то, что стереотипы подразумевают "сопротивляемость изменениям", они в целом достаточно чувствительны к социальным условиям той среды, в которой возникают. Поэтому если меняется среда, то и стереотипы меняются.




Смотреть также