Как разучивать песни с младшими школьниками в детском лагере
Душа поет, а дети нет?
Это греющее душу слово «спевка»... Каждый хороший вожатый, еще не приехав в лагерь, представляет себе идиллическую картину. Лес, сумерки, пламя костра. На поляне расселись ребята. Все вместе поют под гитару, положив руки на плечи друга. В песне вожатый и дети сливаются воедино.
И вот долгожданная спевка. В руках у вожатого долгожданная гитара. Звучит та самая долгожданная песня. Дети слушают. Потом вожатый пытается диктовать слова. Дети записывают…
И тут руководитель отряда с удивлением обнаруживает, что коллективное записывание и разучивание песен интересно вовсе не всем ребятам. Некоторые девчонки шушукаются, что они уже «это знают», а мальчишки, если спевка происходит на улице, уже уползли искать в траве жуков и бабочек. Взрослые в растерянности и расстройстве – сорвалась мечта, отряд недружный, неорганизованный.
Но не спешите винить ребят. Часто взрослые при организации спевки с младшими допускают ошибки, из-за которых возникают проблемы. Почему же они возникают?
- Песни, которые близки и интересны взрослым, не всегда понятны детям.
- Неясна цель записывания песни, непонятно, зачем вообще это надо.
- Трудно усидеть на месте.
- Другие причины придумают ваши дети.
Самое удивительное то, что, если ребята знают песню, то поют они ее все вместе и с удовольствием, хвастаются перед родителями, как замечательно и дружно они это делают.
Как же добиться «поющего отряда»? Вот несколько простых советов:
1. Первые спевки надо проводить в замкнутом пространстве. Никто не настаивает, чтобы в лето и жару вы с ребятами сидели в корпусе, но они должны четко отличать «просто пение для удовольствия» и «спевку – разучивание песен». Выберете с отрядом место или места, где вы будете проводить спевки и собирайтесь там. Это может быть беседка, крыльцо, длинная скамейка, на которой всем хватит места, поляна, ограниченная деревьями – не имеет значения – но это место должно быть огорожено хотя бы условно. Младшие школьники очень чутко относятся к территориям и границам, спевка на огороженной территории превращается для них в «официальное мероприятие» с необходимостью спрашивать, можно ли отлучиться.
2. На первых порах выбирайте простые песни с ярким сюжетом и нефилософским содержанием. Это могут быть песни-повторялки («Алые паруса», «Землю обмотали тоненькие нити», «Дождь» и т.п.), песни-истории («Я так хочу иметь собачку», «Глория – по-русски значит «слава», «Монолог сына»), отрядные песни, которые придумали сами ребята. «Свои песни» и «рассказанные истории», «песни-игры» намного занимательнее, чем «воспевание высоких чувств», пока ваши детки еще не привыкли петь вообще. Потом они войдут во вкус, и репертуар можно будет усложнять.
3. Не диктуйте песни младшим школьникам под запись! До 11 лет процесс письма для них – весьма сложный и длительный. Учите песни повторением, сначала слов, потом песенных фраз, куплетов, эпизодов. Чтобы ребята не скучали, придумывайте мини-конкурсы:
- девочки-мальчики,
- громко-тихо,
- поем-молчим,
- говорим-вступаем,
- аккомпанируем хлопками, щелчками, движениями.
Такое разучивание песен превратится в игру и надолго увлечет ваших непосед.
4. Если в песне есть слова, которые могут быть непонятны ребятам, убедитесь, что они знают их значение, объясните его еще раз, похвалите эрудитов.
5. В тот день, когда песня прозвучала, ее слова должны быть вывешены в отрядном уголке – включите это поручение в систему чередования творческих поручений микро-групп вашего отряда.
6. Даже если вы не владеете музыкальным инструментом, не забывайте про песни, повторяйте! Пойте с детьми внезапно, вместе, дружно и часто.
Удачи и поющих отрядов вам!