Как развивать координационные способности

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
110m.jpg

Зачем развивать?

Процесс освоения двигательных действий идет значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые координационные способности (КС): умеет управлять собой, своим телом, своими движениями. К тому же высокий уровень развития физических способностей – важный компонент хорошего состояния здоровья.

В общем виде двигательные способности можно определить как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. Они проявляются в определенных движениях, которые отличаются рядом характеристик – как качественных, так и количественных. Координационные способности (координация, или ловкость) содействуют точному воспроизведению, дифференцированию и отмериванию пространственных, силовых и временных параметров движений; ориентированию и быстрому реагированию в сложных условиях; согласованию (связи) и перестроению двигательной деятельности; произвольному расслаблению мышц, а также развивают чувство ритма и умение сохранять равновесие.


Когда развивать?

Подростковый возраст – переломный период в развитии двигательных функций ребенка. К 11–12 годам учащиеся в основном овладевают базовыми двигательными действиями в беге, прыжках, метании, лазании и т.д. У них складываются весьма благоприятные предпосылки для углубленной работы над развитием двигательных способностей. В связи с этим одной из главных задач, которые должен решать учитель, становится обеспечение всестороннего развития координационных способностей детей. В этом возрасте продолжается овладение базовыми двигательными действиями, включая технику основных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, единоборства, передвижение на лыжах, плавание). Обучение сложной технике этих видов спорта основывается на приобретенных в период обучения в начальной школе двигательных умениях и навыках. Техническое и технико-тактическое обучение детей в возрасте 10–11 лет наиболее тесно переплетается с развитием КС.


Развивать КС необходимо по четырем основным причинам:

  1. Хорошо развитые КС способствуют успешному освоению физических упражнений.
  2. Полно сформированные КС – необходимые условия подготовки детей к жизни, труду.
  3. КС обеспечивают экономное расходование энергетических потенций (физических способностей – силы, быстроты, выносливости) детей, так как точно дозированное по времени, пространству и степени напряжения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию энергетических сил.
  4. Разнообразные варианты упражнений, используемые для развития КС, позволяют избежать монотонности и однообразия в тренировке, приносят радость от участия в спортивной деятельности.

Выделяют пять видов КС:

– кинестетическое дифференцирование;
– чувство ритма;
– реакция;
– равновесие;
– ориентировка в пространстве.

Все пять КС необходимо развивать и совершенствовать на всех этапах обучения в школе.


Как развивать?


Упражнения с мячами

Эти упражнения – важное средство развития и совершенствования координационных способностей у младших детей, в том числе в игре. Упражнения с мячами разной массы и формы положительно сказываются на формировании у детей разнообразных навыков при письме, рисовании, лепке и т.д. Уже первые упражнения в ловле, передаче и ведении мяча требуют от детей младших отрядов развития координационных способностей. Работа с мячами на спортивных занятиях положительно сказывается на развитии КС у детей.

Обучение владению мячом разной тяжести и формы можно начинать с младшего отряда, и эти умения закрепляются и совершенствуются год от года. На спортивных занятиях можно применять следующие упражнения:

– передача мяча из рук в руки, стоя в шеренге (перед грудью, за спиной);
– передача мяча из рук в руки, стоя в колонне (над головой, между ногами);
– броски мяча вниз и ловля его двумя руками;
– броски мяча вверх и ловля его двумя руками стоя, в седе, ноги врозь;
– удары мячом в пол двумя руками и одной рукой (спереди, справа, слева) с последующей ловлей двумя руками;
– передача и ловля мяча двумя руками снизу от груди, из-за головы, в парах;
– подбрасывание правой, левой рукой с последующей ловлей двумя руками;
– броски мяча в стену с последующей ловлей двумя руками;
– ведение мяча на месте, вокруг туловища, правой, левой рукой в ходьбе и беге;
– перебрасывание мяча через сетку;
– эстафеты и подвижные игры: «Мяч в корзину», «Быстро и точно», «Попади в обруч», «Перекати мяч», «Передача мяча», «Гонка мячей по кругу», «Овладей мячом», «Мяч ловцу», «Борьба за мяч».


Игровые единоборства

Координационные способности хорошо развиваются в игровых единоборствах. К ним относятся подвижные игры: «Бой петухов», «Часовые и разведчики», «Перетягивание каната», «Перетягивание в парах», «Выталкивание из круга», а в старших отрядах – все спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол) и др.


Подвижные игры

Развитие КС также успешно осуществляется в таких играх и эстафетах, как: «Третий лишний», «Голова и хвост», «Все за ведущим!», «Удержись на корточках!», «Кто быстрее?», «Салки с мячом», «Дружные тройки», «Скрытый пас», «Эстафета с гимнастической палкой», «Отними мяч после поворота!», «Эстафета с прыжками “по кочкам”», «Челночная передача мяча» и т.д.


Спортивные игры

Спортивные игры больше, чем другие виды спорта, содействуют развитию КС, воспитанию у детей чувства коллективизма, настойчивости, решительности, целеустремленности, внимания и быстроты мышления, а также учат ребят управлять своими эмоциями, совершенствуют их основные физические качества. Современные спортивные игры – сложная и разносторонняя деятельность. Здесь много сходных компонентов в построении технических и тактических действий. Рассмотрим несколько примеров.


Урок волейбола

Верхняя прямая подача

При обучении подаче мяча в волейболе можно применить следующие упражнения для совершенствования КС:

  1. Многократное принятие и.п. для верхней подачи мяча, передвигаясь вдоль боковых и лицевых линий.
  2. Многократное подбрасывание мяча левой рукой вверх с замахом бьющей руки.
  3. Многократное подбрасывание мяча и ловля его в момент удара (левая рука преграждает путь мячу).
  4. Упражнение в парах. Занимающиеся располагаются на противоположных боковых линиях площадки. Один игрок выполняет верхнюю прямую подачу в направлении партнера, другой, поймав мяч, выполняет то же задание.
  5. Верхняя прямая подача в стенку с расстояния 7–9 м, которая должна быть выполнена не ниже линии, проведенной на стене на высоте, соответствующей верхнему краю стенки.
  6. Подача мяча через стенку с расстояния 7–9 м.
  7. Выполнение верхней подачи мяча с расстояния 7–9 м от сетки в правую и в левую часть площадки.


Нападающий удар

При изучении нападающего удара можно применять следующие упражнения для совершенствования КС:

  1. Имитация нападающего удара с поворотом туловища вправо и влево при наличии стационарного одиночного блока.
  2. Метание теннисных мячей с поворотом туловища вправо и влево.
  3. Выполнение нападающего удара с поворотом туловища вправо и влево с собственного подбрасывания при наличии стационарного одиночного блока.
  4. Нападающие удары с переводом из зон 4, 2, 3 против группового (двойного) блокирования.
  5. Нападающие удары с переводом из зоны 3 после передачи из зоны 2 (4) против одиночного блокирования.


Спортивное занятие легкой атлетики

На спортивных занятиях по легкой атлетике можно использовать много различных способов бега, в том числе челночного (3?10 м, 4?9 м, 6?5 м, 10?10 м, 5?10 м), прыжки, метание, эстафеты, упражнения с предметами и без предметов.

При изучении разных способов передвижения, остановок и поворотов применяют следующие упражнения для совершенствования КС:

  1. Рывки до определенного ориентира с возвращением на исходную позицию.
  2. Бег с перепрыгиванием препятствий, отталкиваясь одной ногой; двумя ногами.
  3. Рывки из разных и.п. (лежа, сидя и т.д.).
  4. Прыжки в чередовании с бегом.
  5. Бег от одного ориентира к другому с остановкой у каждого.
  6. Бег с преодолением препятствий.
  7. Бег с перекладыванием различных предметов.
  8. Эстафета с прыжками с ноги на ногу («по кочкам»).


Соревновательно-игровой метод

В наши дни необходимо больше применять соревновательно-игровой метод. Он способствует как общефизической, так и специальной подготовке детей. К тому же такого рода задания несут в себе большой эмоциональный заряд, который является эффективным средством не только физического развития, но и духовного воспитания. Условия игры приучают детей подчинять свои действия интересам коллектива для достижения общей цели, действовать с максимальным напряжением сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы, постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения.


Тестирование координационных способностей

На результаты контрольных испытаний, определяющих КС, сильное влияние оказывают внешние условия. Поэтому необходимо дать детям возможность выполнить несколько зачетных попыток (от 2 до 5), а в метании – от 8 до 10. Тестирование проводится в первой четверти и второй раз – в конце учебного года. Также при необходимости можно использовать тесты до и после прохождения очередного раздела учебной программы.


Для определения КС лучше использовать следующие тесты:

– челночный бег 3x10 м;
– 3 кувырка вперед;
– метание теннисного мяча ведущей рукой на дальность;
– метание теннисного мяча на точность из положения сидя на полу, ноги врозь;
– ведение баскетбольного мяча ведущей рукой в беге с изменением направления движения.