Как приготовить приключение

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск
2847587482 7006b40564m.jpg

Среди подростков наблюдается повышение интереса к всевозможным играм, состязаниям, связанным с некими экстремальными переживаниями, например, пейнтбол, картинг, большие ролевые игры (так называемые «военные маневры», основной целью которых является сражение большого количества человек, взятие крепости и т.п.). Также появляются новые игры - городские путешествия, задача игроков которых как можно быстрее преодолеть определенное количество контрольных точек, разбросанных по всему городу, собрать некий код и получить выигрыш.

Данная тенденция особенно заметна среди городских подростков. С чем это связано? В современном урбанистическом обществе, человек настолько окружен комфортом и всевозможными благами цивилизации, что утрачивается некоторый азарт, острота эмоциональных переживаний. Режим дня современного подростка строго определен и подчинен определенным нерушимым правилам, которые не позволяют молодому человеку пережить в его повседневной деятельности каких-то ярких событий. В связи с этим и появляется у современных подростков потребность в новых, острых переживаниях, в том, что мы называем приключением.

В словарях дается следующее определение приключения …..

Приключение – это преодоление, некая ситуация, с которой человек встречается впервые и которая требует от него максимальной концентрации всех моральных, а порой и физических ресурсов. Новизна ситуации, ее экстремальность, непредсказуемость последствий, наличие и необходимость преодоления трудности вкупе дают мощное эмоциональное переживание, которое в обычной, будничной жизни недоступно современному подростку. Приключение – это игра, способная увести подростка за рамки обыденности.

Данный феномен имеет большой потенциал в плане педагогики и приключение можно использовать для решения педагогических задач. Во-первых, приключение связано с преодолением (своих страхов, неуверенности в собственных силах, как умственных, так и физических и т.п.), что позволяет работать с развитием волевой сферы подростков. Во-вторых, приключение, как правило, предполагает работу в команде и активное коммуникативное взаимодействие участников, что дает возможность педагогам использовать приключение для тренировки навыков делового общения подростков. В-третьих, приключение подразумевает острые эмоциональные переживания участников и открывает возможность педагогу работы с навыками саморегуляции подростков.

Для того, чтобы приключение не было просто развлечением и имело результатом не только получение подростком положительного эмоционального заряда (хотя это немаловажный аспект приключения, если не сказать, обязательный), приключение не должно носить стихийный характер (в данном случае велика вероятность получения подростком ярких, но весьма негативных эмоциональных переживаний), а быть организовано.

Для того, чтобы приключение состоялось и имело результатом получение подростком некоторого социального опыта и служило мощным инструментом решения педагогических задач педагога, оно должно быть организовано по определенным правилам, иметь четкие границы, отвечать принципам безопасности (как психологической, так и физической), целесообразности, культуросообразности , природосообразности, быть валентным. Разберемся по порядку с указанными компонентами приключения как педагогического явления.

Итак, правила приключения . Приключение – это априори игра. С различной степенью риска, но всегда игра. Любая игра имеет правила, так как только наличие правил, некоторых ограничений, дает возможность поставить цель и, соответственно, достичь ее. Также правила позволяют контролировать игру, так как нарушение правил подразумевает наложение на игрока неких санкций. Правила позволяют игре не превратиться в хаотичное и бесцельное времяпровождение.

Границы приключения . Границы приключения можно рассматривать с двух сторон. Первая – граница, как временная рамка, то есть приключение ограничено по времени. Вторая сторона – пространственная. Приключение ограничено по территории. Выход за границы, определенные приключением невозможен (то есть, возможен, но только не в специально организованных приключениях). Стихийные приключения, такие как, например, «хоббитские игры», границ организовано не устанавливают, оставляя это право за участниками. Как правило, очень небольшое количество подростков могут самостоятельно установить для себя четкие границы «вот тут я играю в эльфов, меня зовут Леголас, и я пытаюсь спасти Средиземье, а вот тут я учусь в одиннадцатом классе средней школы, и меня зовут Ваня». Отсюда и большое количество, так называемых, «заигравшихся», для которых границы между приключением как выходом за рамки обыденности и этой самой обыденностью стерлись. Именно поэтому в организованном приключение границы имеют важную роль и должны быть четко определены педагогом.

Обозначение границ напрямую связано с принципом безопасности приключения. Эмоциональные переживания подростка, связанные с необходимостью преодоления, необходимостью активных действий в нестандартной, новой для него ситуации, которой является приключения, могут оказаться слишком сильными. И может случиться так, что подросток будет не в силах самостоятельно с ними справиться. Педагог должен следить за тем, чтобы эмоции, которые испытывает подросток в процессе приключения, не нанесли ему психологической травмы, направлять мощный эмоциональный поток в конструктивное русло, помогать подростку анализировать его переживания. Так же, как правило, приключение связано с некой экстремальностью ситуации, наличие риска для физического здоровья. В правильно организованном приключении данная форма риска должна быть лишь видимостью. Одна из важнейших задач педагога, максимально свести на нет возможность получения подростком травм в процессе приключения.

Данная задача напрямую связана с следующим принципом организации приключения – принципом природосообразности . Уровень сложности приключения напрямую зависит от возможностей участников процесса. Трудности, препятствия должны соответствовать уровню возможностей участников. Другими словами, они должны быть преодолимы. Здесь важно выдержать баланс между «очень просто» и «невозможно!», так как в контексте приключения эти слова являются синонимами слова «неинтересно». Приключение должно захватывать и вызывать у подростка желание идти дальше, не останавливаться, преодолевать.

Здесь мы вплотную подошли к таким компонентам приключения, как принцип культуросообразности и валентность . Выше упомянуто о том, что приключение, помимо острых эмоциональных ощущений, ярких переживаний должно вызывать интерес. Правильнее сказать наоборот: приключение должно заинтересовать подростка, чтобы в последствии он испытал эти острые эмоциональные переживания. И для этого педагогу необходимо выбрать притягательную оболочку для своего приключения. Валентность здесь мы понимаем как образование связей, то есть валентное приключение – это приключение, которое образует у подростка сильные эмоциональные связи между ним и происходящими во время приключения событиями, помогает идентифицировать себя как определенного, хорошо известного ему героя. Например, приключение, посвященное теме пиратов, которая стала актуальной и притягательной благодаря голливудскому блокбастеру «Пираты Карибского Моря», будет образовывать четкие связи с образами героев данного фильма, подростки будут подсознательно идентифицировать себя с ними. А так как фильм популярен, тема пиратов интересна, то и приключение, организованное в данном ключе будет интересно подросткам.

Вообще, для оболочки приключения необходимо выбирать такие темы, которые вызывают у подростков наиболее яркие визуальные образы, то, что знакомо всем. Например, игра-приключение, посвященная жизни и быту оленеводов племени алеутов с крайнего севера будет вызывать меньше интереса, и рисовать в воображении подростков не такие яркие картинки, как игра-приключение, посвященная великой охоте воинственных индейцев Северной Америки.

Для организованного приключения, как педагогического явления, помимо внешней притягательности не менее важно внутреннее наполнение. И здесь также необходима гармония между «оберткой» и «содержимым». Это подводит нас к принципу целесообразности в организации приключения. Педагогические задачи, которые педагог собирается решать с помощью приключения, должны соответствовать выбранной форме.


На базе лагеря можно успешно использовать приключенческую площадку, с помощью которой могут решаться как игровые, так и педагогические задачи. Для примера, во второй день организационного периода смены в центре «фримены» можно провести мероприятие, которое назовем «Тропа Фрименов». Данное дело направлено на решение ряда задач. Во-первых, с помощью «Тропы» участники программы погружаются в игровой контекст лагеря, во-вторых, знакомятся с особенностями центра «Фрименов», ценностями и традициями игровой группы, в-третьих, пробуют свои силы в деловом взаимодействии и в-четвертых, получают яркие эмоциональные переживания. И так как «Тропа» - мероприятие командное, у педагога появляется возможно диагностики лидеров своего временного детского объединения.

«Тропа Фрименов» представляет собой игру-путешествие, по ходу которой участникам необходимо преодолеть ряд препятствий, выполнить определенные задания, причем пройти тропу в одиночку невозможно. В чем же отличие «тропы» от обычного дела на объединение центра, почему ее можно назвать приключением?

Перед началом дела участникам предлагается некое легендарное обоснование необходимости прохождения тропы, объясняются основные правила, представляются возможные варианты результатов. С помощью различных приемов (тематические стихи, песни, тон разговора и т.п.) создается определенная атмосфера предстоящего действа, придается некоторая таинственность и серьезность. Именно благодаря этому обычная деревянная лавка, стоящая на асфальтовой дороге становиться для старшеклассников тонким мостиком, перекинутым через бездонную пропасть, а переправа по ней – незабываемым приключением.

Далее, уже на тропе, каждое упражнение делиться на три этапа:

  • объяснение правил испытания, их обсуждение, определение временных границ, подготовка к его выполнению;
  • прохождение испытания;
  • анализ произошедших событий, эмоций, которые сопровождали участников во время прохождения и которые они испытывают по завершению, акцентирование внимания на новом опыте, приобретенном участниками в процессе выполнения задания.

Несмотря на то, что данное мероприятие проходит в игровой форме, по уровню воздействия оно сравнимо с тренинговыми занятиями и позволяет педагогу решать сложные педагогические и психологические задачи.

На протяжении всего мероприятия педагоги следят за физическим и психологическим состоянием участников. Прохождение «тропы Фрименов» предполагает от участников больших затрат как физических сил, так и сил психических. Для многих участников «тропа» является стрессовой ситуацией, и тут важно увидеть проблему вовремя и решить ее немедленно. Именно для этого приключение разбито на несколько этапов и внутри него границы игрового и неигрового пространства четко определены. Это помогает педагогу обеспечивать максимальную психологическую безопасность участников.

По завершении приключения, когда пройдены все этапы «тропы», происходит эмоциональный финал дела, где участникам дается возможность сбросить накопившиеся эмоции, поделиться друг с другом своими переживаниями.

Правильно организованное приключение – это своего рода безопасное социальное пространство, где подросток может без риска для здоровья (как психологического, так и физического) попробовать свои силы, испытать себя и удовлетворить свою потребность в новых, ярких, острых эмоциональных переживаниях, недоступных ему в рамках обыденности. Игровой контекст приключения с одной стороны придает ему некоторую несерьезность, нереальность происходящего, с другой стороны позволяет более глубоко погрузиться в таинственный мир опасностей и романтики. И задача педагога, помимо задач психолого-педагогических, создать эту безопасную зону, помочь подростку ощутить всю остроту ощущений, связанных с преодолением «непреодолимого» и вынести из приключения максимально пользы для себя.