Как правильно провести индивидуальную беседу

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск
Qaz37m.jpg

Как провести первую встречу?

Представьтесь сами и узнайте имя мальчика или девочки, спросите о желании подростка отдохнуть (если добирался на поезде и не спал ночь), проводите в спальню и предложите выбрать себе место. Поинтересуйтесь состоянием здоровья. Ни в коем случае не сюсюкайте. Расскажите о том, где можно положить вещи, верхнюю одежду, предметы личной гигиены, как принято отдыхать в постели. В случае если ребёнок не нуждается в отдыхе, попросите его о помощи по организации встречи других ребят или по подготовке к какому-то небольшому творческому делу, которое предстоит провести, когда соберётся 8–10 ребят. Ни в коем случае не начинайте встречу с индивидуальной беседы. Подростку необходим примерно час для адаптации к вам и новому месту его проживания.

С появлением на отрядном месте 3–4-х ребят обязанности напарников распределяются. Один проводит индивидуальные беседы с ребятами, фиксирует сведения о них, другой помогает ребятам устроиться и начинает с ними подготовку к малым творческим делам.


Как правильно провести индивидуальную беседу?

Смысл индивидуальной беседы вожатого и ребёнка заключается в том, что она позволяет получить первые представления друг о друге. Для вожатого важно понять, с каким настроением приехал ребёнок в лагерь, что он от него ожидает, что умеет делать, чем увлекается и как чувствует себя в данную минуту, способен ли он к лидерству, взаимодействию с другими? Умеет ли выстраивать свою речь, открыт или закрыт перед собеседником? Этот ряд можно продолжить и дальше. В любом случае полученные сведения позволят вожатому увидеть индивидуальные черты каждого ребёнка. Для подростка первое впечатление — определяющее в отношениях со взрослым. В ходе беседы фиксируются данные о подростке: место жительства, сведения о родителях и семье, возраст, школа, сведения о занятиях в системе дополнительного образования. Эти данные необходимы для знакомства вожатого с условиями жизни ребенка и заполнения педагогического дневника.

Беседа не должна идти более 10 минут. Диалог следует вести тактично и безоценочно. Если ребёнок не расположен к беседе, лучше её отложить, а необходимые данные можно получить из медицинской карты, которая находится в медпункте лагеря. В любом случае вам необходимо узнать о группе здоровья вашего ребёнка, а эти данные есть только у медиков.

В рамках реализации программы смены вам понадобится помощь подростков: спортсменов, музыкантов, театралов, весёлых и находчивых, художников-оформителей, журналистов и т.д. Индивидуальная беседа поможет выявить подобных ребят. Она задает и стиль взаимоотношений, и ту дистанцию, которая будет определять обращение к вам. Например, «Здравствуй! У нас в лагере принято называть вожатых по имени, но на «ВЫ». Меня зовут Сергей». Вот так произнеся эту фразу, вы определите дистанцию между собой и ребёнком. Если вы хоть раз позволите обратиться к вам на «ТЫ», то подростки очень быстро этим воспользуются и вам будет очень трудно предъявлять требования или давать поручения. Не позволит отсутствие дистанции. Подобные ситуации могут провоцировать конфликт и отчуждение вожатого. Подростки должны относиться к вам не как к сверстнику, а как к взрослому, который несёт за них ответственность.

Итак, беседа. Последовательность задаваемых вопросов может меняться, кроме сведений о семье. Их лучше всего задавать в самом конце беседы, когда практически стал ясен состав семьи (или её отсутствие). Для проведения индивидуальной беседы можете завести себе специальный блокнот, в котором для каждого ребёнка будет отдельная страничка с шаблонами ответов, которые Вы просто будете подчёркивать. Это сокращает время на беседу и не отвлекает внимания от её содержания. Она может выглядеть так.

Вожатый: «Добрый день! У нас в лагере принято называть вожатых по именам, но на ВЫ. Меня зовут Сергей. Я и мой напарник рады встрече с тобой и хотим помочь тебе интересно, весело и с пользой для себя провести время. Но мы пока совсем не знаем тебя. Что тебя интересует? Что ты ждёшь от лагеря? Какие у тебя есть задумки, осуществить которые ты хотел бы, но пока не знаешь как? Как можно быстрее сделать твою жизнь в лагере интересной и полезной? В этом собственно и цель нашей беседы. Позволишь ли ты задать тебе несколько вопросов и записать ответы на них? После утвердительного ответа следует задать вопросы.

  1. Твои имя и фамилия?
  2. Тебе лет, день твоего рождения .
  3. Ты приехал(а) из (место, в котором ты живёшь, и подробный почтовый адрес) .
  4. Учишься/перешёл в класс.
  5. Как ты оцениваешь своё здоровье? (Нормально. Чувствую себя совершенно здоровым. Иногда болею простудными заболеваниями. Быстро устаю, иногда болит голова. К сожалению, здоровьем похвалиться не могу, болею довольно часто).
  6. Бывал ли ты когда-нибудь в лагере?
  7. Что ты больше всего любишь делать в свободное время?
  8. Приходилось ли тебе организовывать с ребятами какое-то дело?
  9. Приходилось ли тебе проводить какое-то дело для других?
  10. Как ты относишься к спорту?
  11. Что из перечисленного удаётся тебе без особых затруднений? (покажите список и попросите отметить цифры выбранных ответов):
    • Познакомиться с новыми людьми, вступить с ними в разговор.
    • Найти интересное для себя дело без помощи других.
    • Организовать других ребят для выполнения какого-либо дела занятия, игры.
    • Справиться с возникающими в жизни сложностями.
    • Довести задуманное дело до конца.
    • Прийти другим на помощь в случае необходимости.
    • Отказаться от удовольствия, если это приносит вред моему здоровью и волнует моих родителей и близких.
    • Выступить с каким-либо предложением.
    • Самостоятельно решать вопрос, актуальный для класса, школы.
  12. Занимаешься ли ты каким-нибудь видом искусства (музыка, хореография, изобразительное или прикладное искусство, театр, литература и т.п.)?
  13. Чего ты больше всего ждёшь от лагеря? (В чём бы ты с удовольствием принял участие? Зачем ты приехал в лагерь?)
  14. Умеешь ли ты подчиняться требованиям, правилам поведения?
  15. Есть ли у тебя братья, сёстры? (Не задаётся детям из детских домов).
  16. Кто твои родители? (Не задаётся детям из детских домов).
  17. Являешься ли ты членом какой-то общественной организации, профильного детского объединения?Если «да», какое поручение у тебя в организации?

Спасибо за беседу!»

В это время ваш напарник с приехавшими ребятами занимается творческой работой.