Как помочь ребенку-изгою

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
00005bs7m.jpg

Белая ворона - тоже ворона


В любом коллективе, в детском особенно, а в подростковом и подавно, есть очень популярные дети, а есть дети непопулярные. Это те, кого или просто игнорируют, или терпят, но не принимают, или те, кого не любят активно, кто становится объектом насмешек и травли. Всегда есть жертва, есть преследователи, есть сторонние, равнодушные наблюдатели, которые не лучше, а иногда даже хуже преследователей. Дети, которых травят, не так страдают от самих преследователей, как от того, что травля происходит на глазах у людей, которые остались равнодушными, не вступились, не помогли.


Кто становится изгоем?

Порой видимой причины может и не быть, запустить процесс может все, что угодно. Были бы преследователи – жертва найдется, и, наоборот, жертва притянет к себе гонителя.

Прежде всего это те, кто «не такой, как все». Это могут быть дети с внешними недостатками, или те, кто не может за себя постоять, или слишком агрессивные, слишком неопрятные, или, наоборот, те, кто слишком плохо учится, часто пропускает занятия, или «ботаны», любимчики взрослых, болтуны или те, кто не умеют общаться, ябеды или прилипалы.

Дети не любят тех сверстников, которых выделяют взрослые, особенно если им неясно, чем «любимчик» лучше их, причем в младших отрядах уважают тех, кого хвалят, и не любят тех, кого ругают вожатые; в старших, наоборот, захваленные вызывают зависть. Вообще любое противопоставление ребенка коллективу губительно для его репутации и вполне способно спровоцировать травлю.

В большинстве случаев ребенок-изгой подвергается не физическим, а словесным нападкам. Клички-дразнилки становятся наиболее частой причиной обид и драк. Клички и прозвища дают всем – реагируют все по-разному. Причем оскорбления, направленные на близких, ранят ребенка сильнее, чем собственные прозвища. Избежать этого невозможно, это есть в любом детском и недетском коллективе, но бороться с этим необходимо. Особенно чуткими надо быть с детьми, которые имеют объективные основания для переживаний, с тем, у кого есть дефекты внешности. В этом случае многое зависит от взрослых, задача которых – помочь ребенку правильно отнестись к своему недостатку и на корню пресекать всевозможные прозвища и издевательства.

Педагог должен поговорить и с зачинщиком, и с пострадавшим. Одна вожатая провела целую свечку в младшем отряде на тему дразнилок и придумала игру в ассоциации. Дети, используя только названия цветов и динозавров, говорили по очереди, с кем они друг у друга ассоциируются, главное – чтобы каждый имел возможность высказаться и обязательно обсуждать, почему возникает та или иная ассоциация. Это помогает детям понять, как их воспринимают окружающие, и снижает накал.

Взрослые могут помочь детям найти способы реагирования на насмешки, на клички-дразнилки:

1. Никак не реагировать, игнорировать – это сложно, но при поддержке взрослых вполне возможно.

2. Реагировать нестандартно (преследователь ждет от жертвы определенной реакции). Можно, например, согласиться с кличкой или усилить ее. Одного мальчика прозвали Чудовищем из-за шрама через весь лоб, на что он говорил, что он не просто Чудовище, а Чудовище, никем доселе не виданное, неразгаданное и т.д. Его со временем стали называть Человек-загадка, ему нравилось.

3. Можно просто объясниться (иногда преследователь не вполне отдает себе отчет, что значит для жертвы его кличка).

4. Не поддаваться на провокацию.

Вариантов много, главное – чтобы такой ребенок знал, что у него есть поддержка. Разобраться в причинах, помочь найти способы борьбы важно, но это полдела, необходимо изменить сложившийся стереотип отверженного.

Проблемы отверженных детей должны решать вожатые. Причем это та проблема, которую гораздо легче предотвратить, чем решить. Если детей учить играть вместе, если всегда выслушивать и обиженного, и обидчика, если объединять их совместными мероприятиями, многих проблем можно избежать. Важно обращать внимание на всякие мелкие происшествия в отряде, не пренебрегать детскими жалобами, пресекать насмешки.

Важно помочь непопулярным детям выявить их значимость для коллектива (один незаменим в походах, так как много знает о природе; второй, оказывается, отлично играет на гитаре, третий интересно рассказал о космосе и с тех пор стал в отряде экспертом в этой области, четвертый умел так рассказывать страшные истории, что даже у взрослых дух захватывало), и именно вожатый должен знать о способностях своих детей в отряде и помогать им проявлять их. Нельзя обсуждать и оценивать личностные качества детей перед всем отрядом, высмеивать и сравнивать их. Важно воздерживаться от публичных объявлений и выяснений даже с теми, кто совершил серьезные проступки (ложь, воровство), можно делать это косвенно, обсуждая поступки абстрактного ребенка, на примерах из жизни, из литературы.

Часто обидные прозвища появляются с легкой руки вожатого, который во время переклички исказил фамилию ребенка. Лучше заранее изучить список, а если ляп произошел, необходимо извиниться. Очень неприятная вещь для непопулярных детей – это распределение по парам или командам. Вожатый должен сделать это заранее, не обсуждая состав команды с детьми, даже собственно соревновательной деятельности лучше избегать, если в классе есть отверженные, так как в поражении будут считать виноватыми именно их.

Отношения в отряде зависят от тактики, выбранной вожатым с первых дней.

Конечно, дети сами многое делают для того, чтобы стать жертвами нападок. Обижают тех, кто обижается. Сильные переживания не дают им возможности управлять своими чувствами, и они соответствующим образом строят отношения. Слишком сильно демонстрируют обиду, яростно ненавидят обидчиков и очень трепетно относятся к тем, кто проявил к ним сочувствие, объявляют их лучшими своими друзьями, становятся настолько навязчивыми, что спасатель может перейти в стан преследователей. Так же складываются отношения и с теми взрослыми, которые вмешались в конфликт на стороне обиженного. Ребенок считает, что этот человек в силах изменить его жизнь. Так что следить надо не только за тем, чтобы их не обижали, но и чтобы они никому не мешали. Все это требует такта и терпения. Детей надо учить правилам общения и взаимодействия.

Конечно, «лечить» нужно не только обиженных, но и весь коллектив, проводя разные мероприятия по развитию терпимости, вовлекая непопулярных детей в процесс, поощряя их активность.


IOElcILA2iI.jpg

Почему дети становятся изгоями?

Сейчас опять начнут приставать, оскорблять, зло ухмыляться. Почему они, одноклассники, так относятся к нему? Что он сделал не так? И как можно перестать быть изгоем класса? К сожалению, такие дети есть почти в каждом классе. Сердце любого нормального родителя разрывается на части, когда он узнает, что его родной ребенок, так заботливо выращенный, пришелся в детском коллективе не ко двору. Что же делать, чтобы предотвратить такую ситуацию?

Сейчас опять начнут приставать, оскорблять, зло ухмыляться. Почему они, одноклассники, так относятся к нему? Что он сделал не так? И как можно перестать быть изгоем класса?

К сожалению, такие дети есть почти в каждом классе. Сердце любого нормального родителя разрывается на части, когда он узнает, что его родной ребенок, так заботливо выращенный, пришелся в детском коллективе не ко двору. Что же делать, чтобы предотвратить такую ситуацию?

Всегда проще предотвратить ситуацию, чем потом расхлебывать последствия.

Помните известный фильм «Чучело»? Наглядный пример ребенка-изгоя. Когда Лена приходит в свой новый 6 класс, одноклассники хоть и улыбаются ей в лицо, но своим поведением ясно дают понять, что презирают её.

Ученики в классе самые что ни на есть стереотипные: Миронова по прозвищу «Железная Кнопка» (девочка – фактически лидер класса, с железными убеждениями, всегда стойко идущая к своей цели), «Лохматый» (силач класса, считающий, что самое главное в человеке – сила), Шмакова (первая красавица в классе, никогда не делающая того, что для неё не выгодно), Попов (подкаблучник Шмаковой, смотрящий ей в рот), Валька (мальчик из бедной семьи, а потому убеждённый в том, что счастье – это много денег), Марина (мечтающая вырваться из-под опеки матери и уехать к отцу в Москву), Васильев (самый тихий мальчик в классе и единственный, кто не лебезит перед Леной) и Сомов (мальчик из богатой семьи, пользующийся большим авторитетом в классе).

Причина неприязни к Лене кроется в том, что все считают её такой же чудаковатой, как и её деда, которого в городке называют «Заплаточником», так как он настолько увлечён коллекционированием картин, что уже долгое время ходит в одном пальто, которое от старости пошло лохмотьями.

Желая хоть как-то завоевать уважение ребят, Лена на все их колкости и в свой адрес, и в адрес деда старается улыбаться и во всём с ними соглашается, однако добивается противоположного эффекта. Классу её поведение кажется совершенно бестолковым, и ей дают кличку «Чучело», на которую Лена старается не обижаться. Даже после того, как дети понимают, что Лена – замечательная, и они допустили большую ошибку, не общаясь с ней, Лена вынуждена покинуть город, поскольку не хочет больше учиться в этой школе. В заключительной сцене дети пишут на школьной доске: «Чучело, прости нас!» Но кто вернет ребенку веру в людей и доброту? Кроме прочего, Лена так и осталась «чучелом».

С одной стороны, хорошие учителя, добрый дедушка, воспитанные социализмом пионеры – и с другой, Лена – изгой. Предотвратить ситуацию бойкота, унижения не смогли, оставался один выход – уйти со школы, переехать в другой город.

Почему так случилось? В психологии существует «теория изгоя»: в каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, выбирая неадекватные способы поведения, что добиваются внимания «со знаком минус» – становятся объектом насмешек и презрения. И вот эти активно отвергаемые сверстниками ребята – явление, к сожалению, частое и трудноисправимое.

Дети становятся изгоями потому что настойчиво просят у других того, чего сами не могут дать взамен. А именно - положительной самооценки у людей, которые им самим неинтересны. Ну на фига бы тонкой, интеллигентной девушке Лене, живущей в красивом старинном доме с увлеченным, понимающим, порядочным дедом, добиваться уважения к себе со стороны всякого быдла, разных валек, лохматых и кнопок? И поэтому была как бы изгоем в школе. Вернее сказать, не была, а чувствовала себя таковой. А из-за чего? Ждала оценок. При этом сама не была готова никого ценить, ни к кому быть внимательной, никого хвалить, а от других ждала. И искренне огорчалась, что не получала. Пока не включила мозг и не начала с большим интересом относиться к тем, кто рядом. Что могло бы дать ей это уважение? Уверенность? Она сама должна была бы себе ее дать, точнее, взять - из семьи, опыт принятия себя со всеми тараканами и стоптанными ботинками. Думаете, это не заменит авторитета у чужих в сущности одноклассников? Еще как заменит. Просто надо воспитать ребенка под лозунгом: ты не пряник, чтобы всем нравиться. Тогда и не будет зависимость от мнения посторонних, слабых и глупых детей.


Итак, попробуем выделить 3 причины, почему дети становятся изгоями в детском коллективе:

1. Внешний вид. Важно, чтобы ребенок вписывался в коллектив и по росту, одежде, прическе. Особенно на начальном этапе. Позже, завоевав себе авторитет, можно экспериментировать, сколько угодно. Ту же Леночку невзлюбили из-за «серости». В детском обществе встречают точно по одежке.

Обувь, аксессуары – на это тоже надо обратить внимание, чтобы ребенок не стал объектом детских насмешек. На практике был случай, когда мальчика (умничку, отличника) одноклассники дразнили из-за стоптанных ботинок.


2. Поведение. Здесь нужна «золотая середина», то есть, говоря на детском языке, нужно «не выпендриваться» и «не пресмыкаться». Дети очень чувствуют слабости человека и бьют именно по ним. Как потом сами пишут «какие же мы дети жестоки я сома удивляюсь как мы токими можем быть».

Учите ребенка отстаивать свое мнение, быть самодостаточным. Вот еще случай из практики: «Изгой был у меня в отряде: привез с собой Playstation и только сидел и играл, чем отвлекал других... ругался матом... не слушался... мог, когда делаешь замечание или берешь за руку, начать орать, упасть на землю... перелезал через балкон, обливал девочек водой... через 3 дня я его выгнал». Это пример негативного поведения – основы для неприятия.

Однако и положительное поведение может быть такой основой. Вот случай, описанный пионервожатым: «У меня в отряде была девочка. Солнце. Чудо. Любимая девочка в отряде, 7 лет, зовут Дашенька. Такая непосредственная, милая, добрая, детская – так вот её подружки, 6-8-летки – материли её, писали злые записки, обзывали, не давали спать, прятали вещи. Издевались, как могли.

А она – она никогда не плакала, иногда подходила и говорила, что девочки её «сукой» обозвали или не дают спать. Ничего у меня не выходило, что девочкам ни говори – всё равно так или иначе они её тюкали. И тут случайно это заметил старший пионервожатый, сказал, что проведёт беседу, и подобного не повторится.

Провёл. Повторилось. Второй раз провёл. Снова повторилось. Я уж ему не стал говорить об этом, а сам пытался решать эту ситуацию. Сидел с девочками, разговаривал о жизни, о доброте, о дружбе. Выделял Дашу перед ними, ставил пять баллов за уборку (кстати, заслуженно, обычно у девочек 2–3 было), она у меня участие принимала в выступлениях.

Конечно, они так и не подружились – но задирать её стали меньше. Девочки ещё были из очень плохих семей, рассказывали, как их бьют родители, оскорбляют и унижают, так вот я выводил их к разговору о семье, об отношениях между родителями и детьми и через это показывал, как нехорошо унижать Дашеньку!

Это уже как закон – в каждом коллективе люди, а тем более дети, ищут самого слабого».

Поведение ребенка во многом зависит от семьи, поэтому, прежде чем вести ребенка в любой детский коллектив (кружок, детский лагерь, класс и т.д.), познакомьтесь с родителями детей. Ведь как написал Себастьян Брандт, немецкий поэт середины XVIII века:

Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители – пример ему.


3. Самооценка. Она проявляется в поведении, в умении себя преподнести.

Психологи говорят, что нет завышенной самооценки (именно ее дети не любят в своих сверстниках, как и заниженной), есть компенсация заниженной, просто проявления разные. Все это способы привлечь к себе внимание. Любой ценой. Заискивая перед сверстниками или общаясь с ними надменно – все это приведет лишь к изгойству.

Поэтому как родители окружите ребенка вниманием и любовью, общайтесь с ним, объясняя, как складываются человеческие отношения, чтобы ребенок чувствовал себя Личностью, был сильным психологически.

Как говорят сами дети, озвучивая рецепт успеха в детском коллективе: «Будь проще, и к тебе потянутся!»

По наблюдениям дети-"изгои" часто воспитываются только мамой и/или бабушкой (даже при наличии в семье отца), избалованные или просто слабохарактерные. "Лидеры" - обычно из неблагополучных семей - самоутверждаюся и компенсируют свои комплексы перед сверстниками, унижая слабых. Часть детей примыкают к лидерам, подсознательно боясь попасть в "изгои". Остальные, как правило самодостаточные, остаются вне всех этих разборок. И всю эту ситуацию вполне по силам "разрулить" внимательному вожатому - есть приёмы, позволяющие заменить лидера и не дать чувствовать кому-то себя "изгоем".