Как помочь инопланетянину
На занятиях дети очень любят выполнять развивающие упражнения не сами по себе, а чтобы они были включены в какой-нибудь сюжет.
Занятия проводятся в группе из 8–10 человек, с детьми младшего отряда.
Время проведения: 45 минут.
Задачи:
— развитие навыков сотрудничества, групповой сплоченности;
— развитие умения слушать и выполнять задания, предлагаемые в устной форме.
Структура занятия:
— разминка;
— основная часть;
— рефлексия.
Материалы:
листы А4 по количеству участников, листы в клетку (как для «морского боя»), цветные карандаши, листы А4 с контуром инопланетянина по количеству участников, парные цветные рыбки для деления детей на пары.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Разминка
Занятие начинается с приветствия «Всем, всем — добрый день» и психологической разминки, в данном случае в разминке я использовала упражнение «Летает — не летает» (для этого применяю мягкую игрушку «Мирошу»). Можно провести упражнение «Сигнальщики». Дети, предварительно рассчитавшись на первый-второй, образуют пары, становятся лицом друг к другу и с закрытыми глазами, соединив ладошки, расставив пальцы, начинают «сигналить». Сначала сигналит первый номер одним пальцем (не более трех раз) правой руки, а второй номер должен принять этот сигнал и ответить — тем же пальцем, но левой руки, «вернуть сигнал».
Основная часть
Ведущий включает магнитофон, на котором записаны звуки, напоминающие азбуку Морзе.
Ведущий. Ребята! Слышите? Это сигнал, дошедший к нам из далекого космоса. В этих звуках закодировано послание к нам, землянам. Попробуем его разгадать?
Детям раздаются листы в клеточку, аналогично игре «морской бой», и они по инструкции психолога начинают карандашом зачеркивать клеточки в пересечении буквы и цифры. В итоге получается ракета.
Ведущий. Замечательная ракета получилась! Но это не простая ракета, а инопланетный космический корабль, который из-за неполадок в управлении вынужден совершить незапланированную посадку на Землю, и, если мы с вами не поможем кораблю приземлиться, он может разбиться. Вы готовы помочь?
Дети получают по половине листа А4 и делятся на пары (у меня для этого есть парные цветные рыбки, каждый тянет перевернутую рыбку, а потом по цвету пары находят друг друга).
Они садятся напротив друг друга, но так, чтобы не видеть, что делает каждый из них на своем листе. (Я иногда использую папки: подняв одну сторону можно закрыть лист от напарника.)
Ведущий. Итак, мы сейчас поможем восстановить пульт управления инопланетного корабля, но инопланетянин нас только слышит, из-за неполадок в своем корабле он не может ничего видеть на мониторе. Один участник в паре — инопланетянин, другой — землянин. Задача землянина — сообщить инопланетянину расположение кнопок пульта управления. Кнопки могут иметь форму круга, квадрата, треугольника. Землянин называет форму фигуры и отмечает ее расположение на своем листе — «пульте управления». А инопланетянин по этой словесной инструкции землянина отмечает это расположение у себя на листе-пульте. Время у нас ограничено, корабль быстро теряет высоту.
(По окончании пяти минут работы дети сверяют свои «листы-пульты».)
Молодцы! Даже в таком густом тумане вы произвели удачную посадку. Но... внимание! Дверь люка космического корабля открывается, из нее показалась какая-то неясная фигура, из-за тумана непонятно, как она выглядит. Кто же это там появился?
(Участники получают листы А4 с контуром фигуры инопланетянина.)
А теперь каждый из вас постарается разглядеть своего инопланетянина и дорисовать, закончить его образ на своих листах таким, каким вы его увидели.
(По окончании работы дети по очереди показывают и рассказывают, какой у них получился инопланетянин.)
Замечательно получилось! А как хотелось бы с ним поближе познакомиться. Но нашего языка он не знает, давайте попробуем поговорить с ним на языке мимики и жестов?
Выбираются два ребенка. «Землянин» без слов показывает разные действия, а «инопланетянин» угадывает, что он хочет сказать. Например:
— ловит рыбу;
— вдевает нитку в иголку;
— пьет чай с сахаром;
— делает зарядку;
— рвет цветы и т.д.
Ведущий. Отлично! Какой понятливый инопланетянин у нас оказался. Наше занятие подошло к концу. Вы отлично справились с заданиями.
Рефлексия
Ведущий. Какое задание было наиболее интересным для вас?
Наиболее трудным?
Легко ли было работать в паре?
Понимали вы друг друга?
Всем-всем — до свидания!