Как вместе устроить театр теней
Каждому по персонажу
Взрослые и дети – собираются в одной комнате. Выбирается какая-нибудь сказка (простенькая, небольшая, всем известная). Например, «Колобок», «Теремок», «Курочка-Ряба».
Затем раздаются альбомные листы и простые карандаши (шариковые ручки или фломастеры – все равно какого цвета), и каждый рисует одного из персонажей. (Писчая бумага формата А4 слишком тонка и просвечивает, поэтому более плотные листы из альбома для рисования лучше).
Вырезанные каракули
Рисуют все: и дети, и взрослые. Каждый рисует контур своего персонажа. Рисует, как может, как получится.
На персонажа это иногда бывает не очень-то и похоже. Тогда любой из взрослых подправляет его рисунок, так чтобы угадывался контур нужного персонажа: то волка, то зайчика, то старика, то старухи.
Другой возможный вариант. Взрослый рисует только часть персонажа. Например, у зайчика рисует тело, лапы, хвостик. А голову и уши ему подрисовывает ребенок (пусть даже по масштабу не соответствующие – получится даже интереснее).
Потом все это вырезается ножницами. Каждый вырезает свое, и все помогают друг другу.
Как правило, дети любят вырезать фигурки по контуру. Эффект заключается в том, что каким бы наивным ни был рисунок, вырезанный по контуру он преображается, становясь игровой условностью. Так что даже у тех из взрослых, у кого существовал «страх рисунка» (нарисую, а похоже не будет), вырезанные контуры вызывают искреннее восхищение.
Волшебство обычного фонарика
Когда персонажи готовы, в комнате выбирается свободная стена. На расстоянии 1–1,5 метра от нее ставится табуретка, к ножкам которой прислоняется оргстекло.
На оргстекло с внешней стороны стены укладываются нужные персонажи, а с другой стороны включается фонарик либо настольная лампа. Шторы задергиваются. И на стене появляется тень! Гораздо больших размеров, чем отбрасывающий ее оригинал! Это само по себе впечатляет достаточно сильно…
Если освещать фонариком, то любое его движение вызывает перемещение тени на стене. В результате все фигуры «оживают» и начинают скакать, хотя к самим контурам никто не прикасается!
В тесноте да не в обиде!
Во время представления каждый участник озвучивает свой персонаж. Чтобы быть к нему поближе, все невольно как-то обустраиваются возле «игровой» табуретки. Возникает тесная компания, в которой всем становится комфортно.
А потому все начинают не только друг другу помогать советами, но и спокойно эти самые советы и подсказки соседей принимать для улучшения своей работы. Например, куда фонариком светить, какой персонаж пора на оргстекло выставлять, какие слова говорить, и на какой мотив песенку лучше петь.
И, конечно же, все эти режиссерские советы, реплики, комментарии развитию сказочного действия нисколько не мешают, а наоборот, стимулируют личное творчество каждого из участников.
Более простые варианты
В одной из комнат могут быть двери с матовыми стеклами. Вот вам готовый экран для представления театра теней. Далее - выбрали сказку, тут же изготовили персонажей. В самой комнате задернули шторы, а в коридоре включили свет. Если со стороны коридора к матовому стеклу прислонить вырезанный силуэт, то возникал четкий контур.
Зрители, сидя в темной комнате, внимают магию театра теней, как правило, разинув рот. Но во время такого представления они более пассивны. Ведь спектакль озвучивают только те, кто находится за экраном (в коридоре).
А вот в табуреточном варианте исполнители и зрители не разделяются дверью-экраном, поэтому театр делается у всех на глазах. И каждый может и сам фонарь подержать, и туда-сюда световым лучом по экрану побегать. То есть степень участия каждого в общем действии резко возрастает.
Поэтому никто на диване или в кресле усидеть не может. Всех так и тянет поближе к табуретке, и все вместе сидя за кулисами (оргстеклом), помогают друг другу вовремя выставлять на стекло нужный персонаж, выдумывать слова и импровизировать сюжетные ходы.
Принципиальная наивность
Если персонажи будут сделаны художником, то участникам озвучить их будет сложно. И совсем иное дело, когда участник, кое-как зайчика или лисичку нарисовав (он ведь не художник) и свой рисунок по контуру вырезав, увидел, что в результате получилось очень даже неплохо. А уж потом, когда большая тень – дрожащая, живая, пляшущая – на стене появится, то он и сам убедится, как все здорово у него получилось. И тогда что голос персонажа, что его интонации и нужные слова сами собой начинают в голове возникать и звучать всем на удивление…
Некоторые примеры фигур теневого театра
Трафареты можно взять например сайте - razumniki.ru Заливаете их черным цветом и выстригаете - сзади кусочек пластилина, палочка от мороженого - и на сцену.