Как быстро запомнить имена детей

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Summerprogramphoto rev1.jpg

Имена детей необходимо запомнить хотя бы затем, чтобы не испытывать постоянное чувство неловкости в те моменты, когда вам надо обратиться к ребенку. Существуют приемы быстрого запоминания.

Первый из них - "визитки", которые вы прикрепили на грудь детям в первый же день. Он и значительно облегчают общение в первые часы. Вы подход и те к ребенку, бросаете взгляд на визитку и спокойно обращаетесь по имени, не терзая себя и ребенка фразами, "Э, так как тебя..."

Эти "шпаргалки" недолговечны, уже к вечеру второго дня сохраняются лишь у немногих. Поэтому подстрахуйте себя. Например, составьте схем у детских палат, где на месте каждой кровати напишите имя ребенка. А еще запомнить имена детей можно в игре. Во время игры ребенок проявляет особенности своего темперамента и характера. А как говорит опыт, мы лучше запоминаем человека, если обладаем информацией не только о его внешности, но и о его характере, его поступках. Первые дни должны стать временем усиленного накоплен и я такой информации. А для этого надо как можно активнее включать детей в разнообразную деятельность.

Можно подстраховать себя подсказками: например, составить схему расположения кроватей в спальных палатах и подписать имена - кто где лежит, с кем дружит. Еще можно сделать несколько фоток с детьми после заезда, а на тихом часу (или после отбоя) в тот же день просмотреть с напарниками и вспоминать, как кого зовут.

Вот такой способ можно еще использовать, как вариант - берём полдник/второй ужин, берём детей, для каждого ребёнка отдаём ему в руки полдник лишь после того, как вспомним как его зовут, повторяем, пока есть «незнакомые» дети. Просто и элегантно, к тому же раздача полдника превращается в небольшую игру.

Есть и специальные игры на запоминание имен, с помощью которых не только вожатые могут запомнить детей, но и ребята могут быстрее познакомиться друг с другом.

Например, "Снежный ком", первый играющий называет свое имя. Второй - повторяет имя предыдущего игрока и добавляет свое. Третий - два предыдущих и свое. Последний игрок должен перечислить всех сидящих в кругу.

Или еще одна игра на запоминание имен. Перед началом игры каждый сидящий в кругу напоминает всем свое имя. Все стараются друг друга запомнить. Затем все вместе начинают хлопать в ладоши - два раза в ладоши, два раза по коленкам, выдерживая ритм. Хлопки не должны останавливаться. Первый игрок должен на звать два имени - свое и любого сидящего в кругу - нахлопки в ладоши . Услышавший свое имя пропускает один или два и нтервала (по предварительной договоренности) и тоже на два хлопка в ладош и называет свое имя и другое. Так как в кругу может быть несколько человек с одним именем, договоритесь, чтобы играющие смотрели на того, чье имя называют. Главное - не сбить общий ритм хлопков и не остановиться. Затем можно усложнить игру, исключив интервалы. Например, раэ-два, Света-Лена, раз -два, Лена- Миша, раз-два, Миша-Оля и т.д. ("раз-два" - хлопки по коленкам).

Но сгодятся и любые другие игры. Ведь в игре ребенок проявляет особенности своего темперамента и характера, а, как говорит опыт, мы лучше запоминаем человека, если обладаем информацией не только о его внешности, но и о его характере, о его поступках.

Порой же, чтобы запомнить человека, достаточно просто откровенно поговорить с ним минут пять. Манера говорить, отвечать на вопросы, тембр голоса, выражение глаз – все эти детали, если, конечно, обращать на это внимание, будут высекаться в ячейках памяти и связываться с именем собеседника.

Но самое главное – это настроиться на запоминание! Иначе ничего не поможет.

А для проверки использовать такое упражнение: поздно вечером возьмите список детей и, читая фамилии, мысленно представляйте, как выглядит этот ребенок. Если одна-две фамилии не рождают никаких ассоциаций, дайте задание себе на утро: встретиться с этими ребятами и запомнить их.

Само собой, пока не запомнишь всех, можно называть подопечных: зайки, рыбки, солнышки и дорогие друзья. Но это, конечно же, не пойдёт тебе в плюс. Ни когда тебя спросит руководство: «Как зовут это прекрасное дитя?», ни когда родители поинтересуются, как их Вася Петечкин поживает, ни когда сам пионер поймёт, что ты не знаешь его имени. А он поймёт это. Вот тогда очень велика вероятность перестать быть тебе клеевым для твоего подопечного.

Для быстрого запоминания подопечных подойдет метод ассоциаций, о котором сказано выше. А также…

Метод «Культовые и не очень личности». Проблема запоминания имён для вожатого часто заключается в одном – они ни о чём не говорят. Тем не менее это просто, начни искать ассоциации своих пионеров с культовыми и не очень личностями, имена которых помнишь наверняка. Вася, Коля, Петя, Алёна станут для тебя: певцами, художниками, революционерами, великими учёными. В твоём отряде появятся Коперник, Noize MC, Толстой и Достоевский. Проблема с именами будет решена в считанные сутки. Бери по 5-10 пионеров в день и придумывай им прототипы, затем закрепляй в голове ассоциации и вуаля – к концу недели будут выучены все.

Метод «Обзывательств». «Обзывательства» – метод ещё проще, чем предыдущий. Это, как бы, его упрощённая версия. Упрощённая, но ещё более эффективная. Ты просто начинаешь придумывать отдыхающим обзывательства, рифмующиеся с их именами: Антошка-картошка, Андрей-воробей и т. д. Да и не обязательно рифмовать. Вася-кот, Иннокентий-попугай. Главное, чтобы тебе было понятно и у твоего подопечного было хоть что-то общее с обзывательством. По сути, ты проделываешь тройную работу: запоминаешь их клички, потом прилепляешь имена к кличкам, далее исключаешь из этой цепи клички и остаётся прочная связь – пионер-имя. Работа только на первый взгляд кажется тройной. На самом же деле, облегчает задачу в 4 раза. Но все же не забывай, что тебе не стоит никогда обзывать их вслух. Так, просто мысли внутри головы.

Игровой метод. Тебе вовсе не обязательно ассоциировать имена твоих подопечных самостоятельно. Вспомни разговоры о дисциплине. Поручай им всё, что только можно. Например, решите попробовать поручить своим пионерам самостоятельно придумать себе ассоциации. В первый день очередной смены можно, к примеру, провезти отрядную развлекаловку, где каждая комната готовит мини-презентацию себя. Делают какую-то сценку, или песенку или ещё что-то. «Мероприятие», направленное на знакомство, сплочение, творческую реализацию и прочие нужные цели. Конечно, стоит сделать это корректно, не используя слов «клички» и «обзывательства». Им нужно было как-то поиграть со своим именем. Придумать смешную ассоциацию с животным, срифмовать как-то с любым предметом и что-то там ещё придёт в их креативный мозг. Обыграть свои имена им предлагается в сценке, стишке или песенке.

Сначала, при проведении игры «Снежный ком», предложите пионерам добавлять к своему имени какую-то известную личность с таким же именами. Эффективность будет заметна невооружённым глазом. Во-первых, ребятам игра понравится куда больше своего ретро-собрата. Во-вторых, ты с коллегой запомните за раз в несколько больше имен своих подопечных.

Задачка напоследок. Техника методов запоминания имён проста и эффективна. Теперь попробуй потренироваться сам.


NamePipl1.jpg


Представь, что это шесть сферических пионеров в вакууме. Ниже присвоим им случайные имена. Теперь попробуй раздать им клички или культовых личностей и открутить назад, чтобы не видеть имена. Затем напиши их по памяти на бумагу и сверься с правильным ответом.

NamePipl2.jpg

Отбей! :) Ну, в смысле - дай пять! :) Мы знали, что у тебя все получится.


Итак, еще раз кратко...

  • «Бэйджи» Их лучше сделать заблаговременно, и в первый же день прикрепить к груди детей. Визитки поначалу весьма облегчают общение, однако они недолговечны: вряд ли маленькие дети сохранят их дольше одного дня, а подростки, скорее всего, будут ожидать, что ты запомнишь их имена в первый день знакомства и не поймут тебя, если ты и через неделю будешь просить их надевать бэйджи.
  • «Ассоциации» Выбрав ребенка, чье имя требуется срочно запомнить, нужно провести мысленную параллель между его именем и внешностью, поведением, манерой речи. Например, у полненькой девочки Оли можно связать округлость лица и круглую букву О в имени,а Аню с красивыми глазами превратить в «Анютины глазки». Могут быть и ассоциации по контрасту: к примеру, тихую девочку Юлю можно мысленно назвать «Юля-юла».
  • «Расположение кроватей» При составлении графиков дежурств по палатам записывай постояльцев в порядке расположения занимаемых ими кроватей по часовой стрелке. А в тихий час или после отбоя пройдись и проверь насколько точно ты запомнил их имена. Если имя кого-то забыл - посмотри в графике дежурств по палате.
  • «Игры на запоминание имен» В такие игры лучше играть с детьми в первые дни. Это не только позволит тебе быстрее запомнить имена детей, но и самим детям поможет перезнакомиться между собой, что позволит им чувствовать себя увереннее. Эффективная и веселая игра — «Снежный ком». Первый ребенок называет свое имя, а второй повторяет имя предыдущего малыша и добавляет свое и так далее по цепочке. В конце вожатый должен перечислить имена всех сидящих детей.
  • «Частое повторение имени» Этот способ использовал Наполеон Бонапарт. У него было многотысячное войско, и многих солдат он знал по имени. Как он этот делал? При знакомстве с солдатом он спрашивал его имя, а в дальнейшем при разговоре обязательно несколько раз обращался к солдату по имени. Такое многократное повторение имени и связь его с каким-то определенным эпизодом из жизни солдата обеспечивало его быстрое запоминание. Поговори с каждым ребенком в первые дни знакомства, расспроси его об интересах и увлечениях, при этом постоянно повторяй имя своего подопечного. Успех в запоминании гарантирован.
  • «Знаменитые личности» Проведи ассоциации имен детей с именами известных людей. Пусть Коля, Федя и Дима станут в твоем воображении Коперником, Достоевским и Биланом. Бери по 5-10 детей за раз и придумывай им прототипы. С такими темпами ты выучишь имена всех детей за несколько дней.


Самое важное — это настроиться на запоминание и внимательно относиться к детям. Для того чтобы проверить, насколько хорошо ты запомнил каждого ребенка, вечером, после отбоя, возьми список детей и, читая имена и фамилии, мысленно представляй внешний вид этого ребенка. Если нескольких детей ты все же не вспомнил, на следующий день удели этим ребятам особенное внимание.