Игры энерджайзеры 5
Перейти к навигации
Перейти к поиску
- Порядок перечисления
- №
- t
- Этап
- Описание
- Задача
- Материал
- Примечания
1
- «Снежный ком»
- По кругу каждый называет свое имя и имена всех уже назвавших перед ним
- Знакомство и сплочение группы
- до 20
2
- «Путаница»
- Каждые берет за руки двух разных людей стоящих, желательно, не рядом. Задача — не разнимая рук распутаться в новый круг.
- Сплочение и бережное отношение друг к другу, снятие возбуждения.
- 5-10
- Перед началом распутывания рекомендуется отметить необходимость бережного отношения друг к другу, уникальность и ценность каждого. Можно использовать для завершения занятия.
3
- «Белые медведи»
- 2-3 человека берутся за руки цепочкой «белые медведи». Задача — замкнуть цепочку вокруг остальных участников «пингвинов». Пойманный пингвин» становится «медведем».
- Разрядка
- 5 -25
- Безопасное помещение
4
- «Черные шнурки»
- Все сидят на стульях в кругу, ведущий в центре круга предлагает поменяться местами тех, у кого, например, черные шнурки. Задача всем найти себе место, в том числе и ведущему. Тот, кто место не нашел, становится ведущим
- Разрядка, возможность для проявления фантазии, возможность увидеть общее
- 6 — 25
- по мере овладения игрой взрослые ведущие могут подавать пример называния более интересных признаков, как то определенный отношений, осознавания чувств и т.д.
5
- «Вася-Вася»
- Вся группа задает определенный ритм с помощью хлопков по коленям и щелчков пальцами. Во время первого щелчка называют свое имя, во время второго имя другого человека, на которого смотрит, не сбиваясь с ритма.
- Знакомство, внимание, наблюдательность и координация
- 5 — 10
- Желательно во время называния чужого имени смотреть на адресата. Довольно сложно, участники с медленным типом мышления могут выпадать из процесса.
6
- Имена — качества
- Каждый придумывает какое-либо качество личности, свойство характера и т.д. начинающееся на ту же букву что и имя (например: Лариса — любовь, Сергей — скромность) которое он мог бы привнести в эту группу сегодня
- Знакомство, создание доброжелательной атмосферы, работа по осознаванию себя как личности
- любое
- Подходит для начала 3-4 занятия, когда участники уже чувствуют себя достаточно безопасно
7
- Вопросы на бумажках
- Каждый пишет на маленькой бумажке вопрос, на который хотел бы получить ответ (вариант — на который сам бы хотел ответить). Бумажки с вопросами складываются в шляпу. перемешиваются и раздаются участникам в произвольном порядке. Каждый отвечает на тот вопрос, который ему достался.
- Знакомство, выход на серьезный разговор, возможность увидеть товарищей по группе с новой стороны
- любое
- Возможный уход от серьезной работы — написание вопросов типа «Какого цвета у меня волосы?» Ведущий может заранее сказать, каково было бы ему получить такой «вопрос- отмазку».
8
- Мозговой штурм
- Все участники обсуждают проблему и выносят свои предложения по определенным правилам (см. приложение). Важно очень четкое соблюдение принципов демократии.
- Возможность демократического и ненавязчивого решения или обсуждения любых вопросов и проблем
- Любое
- Техническое обеспечение — ватман. маркеры разных цветов.
9
- «Я никогда не...»
- Участники по очереди говорят фразу, начинающуюся со слов «Я никогда не...». (Например — «Я никогда не прыгал с парашютом»). Остальные участники загибают по одному пальцу на руке, если для них утверждение не верно (т.е. они, например, прыгали с парашютом). Выигрывает тот, у кого останется последний не загнутый палец на руках. Ведущий заранее говорит, что фразы должны соответствовать реальности, и пальцы загибать надо по честному.
- Знакомство в игровой форме, разрядка
- 5-15
- Нужно оговорить, что не считаются вещи, связанные с половыми различиями. Выигрывает человек с самым неразнообразным жизненным опытом, а проигрывает с самым богатым, т.е. это может благотворно влиять на самооценку человека.
10
- Знакомство по парам
- Участники разбиваются по парам, желательно по принципу наименьшей «знакомости». В течение 10 минут рассказывают друг другу о себе, потом представляют партнера остальным участникам, говоря о нем от первого лица, стоя за спиной и положа руки на плеч сидящего впереди партнера. Затем упражнение обсуждается.
- Знакомство, опыт общения, опыт восприятия информации о другом и о себе со стороны. Внимание к личности другого Способствует созданию безопасной атмосферы.
- Четное 8-16
- Упражнение может вызвать сильные переживания, во время обсуждения надо это учитывать.
11
- «Поиск общего»
- Группа делится на двойки, и два человека находят определенное количество общих признаков, затем двойки объединяются в четверки с той же целью и т.д.
- Знакомство, внимание к личности другого и осознавание проявлений своей личности
- 8 — 30
- Ведущий по своему усмотрению может остановить процесс на четверках, восьмерках и т.д.
12
- Хлопки
- Участники стоят по кругу и передают друг другу хлопки. Каждый может изменить направление движения хлопков.
- Разрядка, концентрация внимания.
- 5-20
13
- «Времена года»
- Участники молча разбиваются на группы по временам года, соответственно дате рождения. Затем каждая группа пантомимически изображает свое время года, задача остальных — угадать какое.
- Разрядка, знакомство, сплочение группы
- 10 -25
14
- «Дни рождения»
- Участники молча строятся в линейку по дням рождения
- Разрядка, знакомство, сплочение
- 5 — 30
15
- «Построится по...»
- Участники строятся в шеренгу по любому признаку (рост, вес, цвет волос, величина ладони, веселость, активность и т.д.)
- Разрядка, сплочение. Осознание относительности любой системы оценки.
- любое
- Важен комментарий ведущего по поводу разных систем оценки. Это может помочь осознать подростку первый он или последний зависит не от него, а от оцениваемого критерия.
16
- «Разгоняем паровоз»
- По кругу по два хлопка в ладоши. Задача — постепенно уменьшать интервал между хлопками до команды ведущего, затем — обратный процесс
- Сплочение, ощущение общности группы
- любое
17
- «Колпак»
- «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак.» Все поют песню несколько раз, каждый раз прибавляют обозначение слова жестом. Последнее исполнение песни состоит практически из жестов.
- Разрядка, смех, ощущение цельности группы
- любое, чем больше тем лучше
- Хорошо проводить в во время заключительных занятий
18
- «Дракон»
- Все участники встают в цепочку. Первый — «голова дракона», последний — «хвост». Голова должна поймать хвост.
- Разрядка, сплочение
- 5 — 15
- Безопасное помещение
19
- «Зоопарк»
- По предложению ведущего все изображают каких-либо животных (движения и звуки)
- Разрядка, проявление фантазии, выход энергии
- 5 — 25
- Подросткам сложно, возможно только при достаточном уровне «продвинутости» группового процесса
20
- «Эхо»
- Один человек что-то говорит всем остальным, которые стоят напротив и повторяют как эхо.
- Взаимодействие «личность — группа», обратная связь
- 5 — 25
- При желании можно добавлять жесты
21
- «Переманивания»
- Половина групп сидит на стульях лицом в круг, половина стоит за стульями сзади. На одном стуле никто не сидит и задача того, кто стоит сзади переманить кого-то на свой стул так. Чтобы это не заметил тот, кто стоит за стулом. Задача того кто стоит за стулом не пустить (поймать) «своего» сидящего.
- Разрядка, сплочение, проявление личных взаимоотношений
- 11-25 не четное кол-во
22
- «Шишки, желуди, орехи»
- Группа разбивается на тройки, встают в колонки по трое, лицом в круг. Первые в колонке — «шишки», за ним «желуди», за ними «орехи». Ведущий, стоя в центре, называет один и предметов и все названные должны себе найти место впереди любой другой тройки и ведущий в том числе. Все участники получают новые названия соответственно положению в тройках. Тот, кому не хватило места, становится ведущим.
- Разрядка, концентрация внимания.
- 13 -25
23
- «Птицы, блохи, пауки»
- Группа делится на две команды. Каждая команда в тайне от другой решает, кем она будет — «птицами», «пауками» или «блохами». Две команды встают в линейки в центре зала лицом друг к другу. По команде показывают друг другу жест, обозначающий выбранное животное. Пауки убегают от птиц, блохи от пауков, птицы от блох. Тот, кто не успел добежать до противоположной стены, переходит в другую команду.
- Разрядка, концентрация внимания
- 10 — 30
- Просторное, безопасное помещение
24
- «Салки-обнималки»
- Водящий может осалить того, у кого нет пары (за пару надо крепко держаться). Если образовалась тройка, салить можно того, кто присоединился последним.
- Разрядка, взаимовыручка, «спасающий физический контакт»
- 6 — 30
- Просторное, безопасное помещение
25
- «Зеркало»
- В парах один человек повторяет движения другого. Вариант — вся группа повторяет движения одного.
- Межличностное взаимодействие, опыт ведения и ведомости. Обратная связь.
- любое
26
- «Бурундуки»
- Ведущий на ухо называет каждого участника каким-либо животным. Все встают в круг берутся за согнутые в локтях руки. Ведущий называет животное и соответствующий человек должен выпрыгнуть на середину, а группа не должна его пустить. Кульминация игры достигается, когда ведущий называет животное, которым названо большинство членов группы.
- Разрядка, смех, противодействие с группой
- 10 — 30
27
- «Салки по трое»
- Три человека берутся за руки, образуя треугольник. Четвертый должен осалить одного из тройки, а двое других должны его защитить. Ведущему нельзя протягивать руку через центр.
- Взаимовыручка, разрядка, опыт защищать и быть защищенным.
- Кратно 4
28
- «Кузнечик»
- Участники садятся в круг на коленки. У всех в руках по однотипному предмету. Все поют песню «В траве сидел кузнечик» и на каждый такт передают свой предмет соседу справа. Во время припева предмет не передается. А в такт мелодии передвигается с место на место перед участником.
- Разрядка, смех
- 6 — 15
- Желательно избегать соревновательных компонентов во время игр на занятиях. Но при желании можно его добавить, В этом случае тот, кто путается, выбывает из группы.
29
- «Поджигатель»
- Все берутся за руки цепочкой и закручиваются вокруг одного человека в плотный клубок. Один из участников «поджигатель» предлагает группе «огонек». Сначала все отказываются, затем соглашаются и когда «поджигатель» дотрагивается до крайнего участника, цепочка раскручивается с целью поймать в круг «поджигателя». Когда поймают — издают громкий вопль.
- Разрядка, сплочение группы
- 6 — 12
- У некоторых участников игры тесный физический контакт внутри «клубка» может вызывать напряжение
30
- «Телетайп»
- Участники встают в круг, держась за руки. Один из участников посылает телеграмму, называя имя адресата. Телеграмма передается по кругу незаметным нажатием рук. Задача ведущего, который стоит в центре, заметить пожатие. Тот, кого заметили, становится ведущим.
- Групповое сплочение, снятие возбуждения
- 6 — 20
- Можно использовать для завершения занятия
31
- «Рисунок с поводырем»
- Группа разбивается на пары, одному из пары завязывают глаза. «Поводырь» подводит партнера к рисунку на стене и используя только вербальные инструкции помогает ему дорисовать элементы рисунка
- Снятие возбуждения межличностный контакт, опыт беспомощности и ответственности, доверия партнеру.
- Любое четное
- Рисунки надо подготовить заранее. Во время игры обращать внимание на то, что происходит со «слепым».
32
- «Койот и кролик»
- Участники сидят в кругу и передают друг другу два мяча, один «кролик», другой — «койот». Задача «койота» — поймать «кролика». «Кролик» может прыгать из рук в руки, а «койот «только передаваться из рук в руки сидящих рядом. Если два мяча оказались в одних руках — «койот» поймал «кролика»
- Разрядка, снятие возбуждения, тренировка реакции, сплочение группы
- 6 — 15
- Довольно сложно, дети с медленным типом мышления могут не справляться и выпадать из процесса.
33
- «Два паровозика»
- Участники разбиваются на команды, по 5-6 человек и встают «паровозиком». Голова паровозика зрячая, все остальные слепые. Паровозики двигаются не задевая друг друга. Ведущий дотрагиваясь до последнего «вагона» и он переходит на место паровоза.
- Сплочение, опыт ответственности и беспомощности, доверия к другим участникам.
- 5 — 30 всего
- Просторное, безопасное помещение, ведущий следит за безопасностью
34
- «Фруктовая корзина»
- Участники сидят в кругу, ведущий в центре. Каждый придумывает себе название фрукта. Ведущий говорит, какие фрукты он купил на базаре, и они должны поменяться местами. Задача ведущего успеть занять место. Тот, кто остался без места, становится ведущим.
- Разрядка
- 6 — 15
35
- «Стул сгорел»
- Стулья (на один меньше чем участников) ставятся в круг сиденьями наружу. Все бегаю по кругу не касаясь стульев и по команде ведущего садятся. Тот, кому не хватило стула, выбывает, один стул убирается.
- Разрядка
- 6 — 30
- Неизбежен соревновательный характер игры. При большом количестве участников можно убирать сразу несколько стульев.
36
- «Поросята и котята»
- Участники делятся на «поросят», «котят» и «утят» как на «первый второй-третий». Все закрывают глаза и, издавая соответствующие звуки, ищут своих собратьев.
- Разрядка
- 6 — 30
- Ведущий заранее говорит, что он играть не будет так как должен следить за безопасностью. Безопасное помещение. Для подростков возможно при хорошем уровне «разогретости» группы.
37
- «Бабочка-ледышка»
- По кругу из рук в руки передается мячик, который в зависимости от инструкции то ледышка, то горячая картошка, то бабочка.
- Развитие воображения, внимание к тактильным ощущениям
- 6 — 10
- Возможен всплеск агрессивности во время передачи «бабочки»
38
- «Ассоциации»
- Мяч перекидывается в кругу (произвольно) и каждый, у кого в руках мяч, называет слово — ассоциацию к сказанному предыдущим частником.
- Ассоциативное мышление, знакомство
- 6 — 20
- Может быть задана тема для ассоциаций — чувства, части тела, проблемы, приятные вещи. Игра может быть неплохим переходом от одной темы к другой.
39
- «Третий лишний»
- Участники разбиваются на пары и встают лицом в круг так, чтобы один был перед другим. Вокруг круга бегают ведущий и беглец. Беглец может стать впереди любой пары, тогда тот, кто стоит сзади, становится беглецом. Если ведущий салит беглеца, они меняются ролями.
- Разрядка
- 14 — 30
40
- «Скульптор»
- Один из участников изображает из себя скульптуру и говорит ее название ведущему. Все участники по очереди входят в комнату, называют увиденную скульптуру и достраивают ее с помощью своего тела.
- Внимание к телесным проявлениям и овладение телом, развитие фантазии
- 6 — 12
- Тем кто ждет своей очереди скучно
41
- «Выход — вход в круг»
- Задача одного из участников любым способом выйти или войти из круга, задача группы не дать ему это сделать. Применимы любые методы — от физических до убеждения.
- Противостояние группе, умение убедить, умение сказать «нет»
- 6 — 12
- Может стимулировать групповой процесс
42
- «Семеро козлят и волк»
- Участникам раздаются бумажки, треть из которых с надписью «волк», треть — «коза», треть «козленок». «Козлята» идут в свой «дом», а «волки и «козы» (не показывая своих бумажек) по очереди пытаются их убедить что они «козы» и что им надо открыть дверь. «Козлята» решают пускать или нет. Если пустили «волка», то он забирает 1-2-х «козлят», если «козу» не пустили, то 1-2 «козленка» «умирают» от голода.
- Умение сказать «нет», умение убеждать, умение распознать обман и внимание к невербальным проявлениями
- 12 — 25
- Подростки обычно действуют по принципу «нравится — не нравится», а не делают выводы из формы и содержания убеждения
43
- «Слепец и поводырь»
- «Поводырь» ведет участника с завязанными глазами на другой конец комнаты, преодолевая препятствия с помощью устных рекомендаций. Остальные наблюдают.
- Опыт ответственности и беспомощности, доверия партнеру.
- Работа в паре
- Участники могут по разному доверять разным членам группы. Можно узнать заранее кто с кем хочет идти, но может выявиться человек, которому никто не доверяет, это опасно. В то же время кому-то было бы полезно узнать что ему доверяют.
44
- «Мои особенности и преимущества»
- Рисунок на чистом листе на данную тему или рисунок или надписи на бланках (например, на листе нарисованы пустые шарики, звездочки и т.д., которые надо заполнить информацией о себе на заданную тему). По желанию можно показать рисунок группе и рассказать о нем.
- Формирование позитивной самооценки, внимание к собственной личности и к особенностям другого.
- 7-15
- Рисунки желательно оставить участникам и предложить им обращаться к нему в дальнейшем, что-то дополнять.
45
- «Собака»
- Один из участников начинает описание животного (например, своей собаки) одним предложением и показывая жестом какую-то черту. Следующий участник, повторяя высказывание, и жест предыдущего прибавляет свою черту (слово и жест) и так далее.
- Разрядка, снижение возбуждения, сплочение
- 6 -20
- Подростки могут смущаться изображать что-то при всех. Желателен высокий уровень «разогретости» группы.
46
- «Слепой паровозик»
- Участники сцепляются в маленькие паровозики по двое или по трое. Тот, кто спереди, закрывает глаза и слушается движений последнего. Тот, кто в середине — нейтрален. Игра происходит молча. Интересно когда одновременно двигается не меньше 5 паровозиков.
- Разрядка, сплочение. Опыт ответственности и доверия или недоверия партнеру. Внимание к телесным ощущениям.
- Чем больше тем лучше
- Активно включен телесный компонент, что может вызывать у подростков самые разные эмоции. На материале этой игры можно говорить о телесных проявления доверия и недоверия.
47
- «Ритм»
- Участники по очереди задают ритм хлопками так чтобы он вписывался в уже звучащий.
- Сплочение и ощущение общности группы снятие возбуждения, разрядка
- любое
- Затрагивает глубинные слои психики, может вызвать самые неожиданные чувства.
48
- Горячий стул
- Один из участников (по желанию) садится в центр круга, остальные говорят ему, с чем (или кем) он у них ассоциируется, какие чувства вызывает. Затем обсуждаются переживания всех участников во время упражнения.
- Навык восприятия мнения окружающих о себе. Провоцирует возникновение сильных переживаний, развитие группового процесса.
- 10 -20
- При работе с подростками возможно при достаточно высоком уровне безопасности на группе и способности участников говорить о своих переживаниях и не оценивать друг друга.
49
- Карта моей души
- Рисунок на чистом листе либо на бланке с контурами территорий. По желанию можно показать рисунок группе и рассказать где что нарисовано.
- Формирование «Я-концепции», возможность побыть с самим собой, формирование более глубокого отношения друг к другу.
- 10-20
- Если всем захочется делится рисунками процесс может затянуться и стать скучным для участников. Рисунки участникам хорошо взять себе и возвращаться к ним в дальнейшем (повесить над столом дома, например)
50
- «Выражение чувств»
- Участники вытягивают по очереди бумажки с названиями чувств и молча мимически выражают это чувство. Передвигаясь произвольно, находят партнеров, выражающих аналогичные чувства, собираются в группы. По знаку ведущего выясняют насколько однородные группы образовались.
- Понимание важности языка тела, налаживание связи между чувством и его телесным выражением
- не меньше 10
- Может быть скучно для подростков если группа недостаточно разогрета
51
- «Человечки»
- Участникам раздаются листы бумаги с контурами человека (см. приложение №3). Под медитативную музыку группе предлагается вспомнить, когда испытывалось то или иное чувство, свои ощущения в теле в это время и затем изобразить на контуре человека это чувство (желательно используя разные цвета)
- Внимание к собственным чувствам и переживаниям, установление связи между чувством и его проявлением в теле.
- Любое
- Такие упражнения помогают ощутить свои чувства как свою собственность. Нужны контуры человечков и цветные фломастеры в достаточном количестве.
52
- «Ужасно-прекрасный рисунок»
- Участникам раздается по листу бумаги и по одному фломастеру. Предлагается нарисовать «прекрасный рисунок». После этого рисунок передается соседу справа и тот делает из полученного рисунка в течение 30 секунд «ужасный рисунок» и передает следующему. Следующий участник делает «прекрасный рисунок». Так проходится весь круг. Рисунок возвращается хозяину и упражнение обсуждается.
- Стимулирование группового процесса, разрядка, выражение агрессии
- Не больше 12, большую группу можно разбить на под-группы
53
- «Кораблекрушение»
- Участникам раздается список предметов (см. приложение) и диктуется инструкция (см. приложение). Сначала каждый выполняет задание самостоятельно, затем объединяются в пара или группы по 3 — 4 человека, приходят к общему мнению, затем делают то же самое всей группой. Обсуждение.
- Упражнение на формирование навыка противостояния групповому давлению и отстаивания собственного мнения, ознакомление с ролевой структурой группы — выявление лидеров, пассивной части, негативных лидеров, группировок.
- 5-20
- Упражнение занимает много времени (4 минут минимум), возможно проявление агрессии и резкое разделение на непримиримые друг с другом подгруппы.
54
- «Ценности»
- Участникам раздаются по шесть маленьких листочков, на каждом из них предлагается написать то, что для них ценно в этой жизни. Затем листочки ранжируются таком образом, чтобы самое ценное оказалось на самом последнем. Ведущий предлагает представить себе, что случилось что-то страшное и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первой бумажке. Ведущий предлагает смять и отложить бумажку и осознать, как им теперь без этого живется. Затем так происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз предлагается обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности. Затем ведущий объявляет, что произошло чудо, и появилась возможность вернуть любую из ценностей, можно выбрать одну из смятых бумажек. так шесть раз. Затем предлагается осознать, что произошло, может добавить какие-то ценности, посмотреть, остался ли прежний порядок ранжирование. Обсуждение.
- Возможность осознать и почувствовать важность построения собственной иерархии ценностей
- Любое
- Упражнение выполняется под медитативную музыку, большое значение имеют интонации и голос ведущего, произносимый текст должен быть простым и гладким. Упражнение провоцирует возникновение очень глубоких переживаний. Обстановка во время проведения упражнения должна быть предельно безопасной — не должно быть лишних звуков, никто не должен входить в помещение, участники не должны мешать друг другу (их можно рассадить на комфортное расстояние друг от друга). Ведущему обязательно предварительно надо попробовать проделать это упражнение, оценить его глубину и сложность.
55
- «Да-нет»
- Ведущий произносит утверждение (например — «Я люблю смотреть футбол»). Все вытягивают руку и если согласны, поднимают большой палец вверх, если не согласны — вниз. Характер утверждений становится более серьезным (прим. — «Мне иногда бывает одиноко»). Утверждения может произносить любой участник группы.
- Помогает увидеть общность и уникальность каждого.
- Любое
- Можно использовать для перехода к работе над серьезными темами.
56
- «Ладошка»
- Каждый обводит на листе бумаги контур ладони. В центре пишет свое имя, в каждом пальце что-то, что нравится в себе самом. Затем лист передают соседу справа, он в течение 30 секунд пишет на листе (снаружи ладони) что-то, что нравится в человеке, хозяине ладони. Так через весь круг лист возвращается хозяину.
- Позитивная обратная связь, возможность выражения позитивных эмоций
57
- «Границы», «Скажи СТОП»
- Участники по очереди подходят друг к другу, можно разными способами. Тот, к кому подходят должен сказать «Стоп», когда, на его взгляд, партнер подойдет слишком близко.
- Осознавание собственных физических и психологических границ.
- четное, любое
58
- «Немой зоопарк»
- Каждый участник придумывает животное и обозначает его каким-либо жестом. Затем по произвольной цепочке передают друг другу приветы — показывая свое животное и животное того, кому привет передается.
- Разрядка, память и внимание, спонтанное мышление
- любое
59
- Семейная скульптура
- Разыгрывается ролевая игра с участием различных членов семьи. В зависимости от задачи в этой семье могут быть определенные проблемы. В конце игры участники создают скульптуру — каждый занимает подходящую для себя позицию по отношению к другим членам семьи. Обсуждение с привлечением зрителей.
- Осознавание и чувствование в теле ролевой позиции, возможность соотнести ее с реальной жизненной ситуацией, с реальной семьей.
- 5-7
- После скульптуры необходимо участникам стряхнуть с себя роли
60
- "Преодолей препятствие"
- Участники выстраиваются в линейку. Инструкция: "Представьте, что Вы стоите на краю пропасти и Вам надо преодолеть сложные препятствия. Эти препятствия представляют собой участники команды. Преодолевающий препятствия должен мобилизовать всю свою фантазию, чтобы каждое из "препятствий" было преодолено. Варианты препятствий могут быть различными: моральные, физические, эмоциональные, интеллектуальные, и т.д. и требующие различных и нестандартных подходов к решению проблемы преодоления препятствия. Одно условие — не наносить друг другу физического или морального ущерба. Каждый из участников команды обязательно должен быть и "препятствием" и "преодолевающим".
- Необходимо мобилизовать всю свою волю к победе и обязательно постараться быстро и нестандартно мыслить, чтобы понять "что хочет препятствие", как и каким образом его следует преодолевать.
- 7-10
- Очень эмоциональная игра. В её процессе поощряется открытое проявление эмоций. Ведущий внимательно следит за соблюдением правил. В конце игры проводится тщательное обсуждение.
61
- «Клубок»
- Каждый из участников, держа в руках клубок, говорит о том, как его лично коснулась обсуждаемая проблема. Затем наматывает на палец нитку и отдает клубок следующему, кто хочет говорить. Готовую «паутинку» можно распутать, а можно скомкать
- Осознавание общности проблем и возможности взаимоподдержки
- любое
- Ведущему следует задать тон серьезного разговора. Упражнение эмоциональное, могут возникнуть глубокие переживания
62
- Деловая игра «Предотвращение употребления ПАВ»
- Участникам предлагается представить себя руководителями учебных учреждений (директора, завучи и т.д.). Перед ними задача -предотвращение употребления в их учебном заведении ПАВ. Как это сделать решается с помощью техники мозгового штурма.
- Осознавание степени своего участия в решении проблемы
- любое
- Правила проведения мозгового штурма — см. приложение
63
- Кочки
- На листочках пишется по одному слову из пословицы, листочки раздаются участникам (в произвольном порядке). Участники встают в линейку на листы бумаги (А4). Задача — не становясь на пол, построиться в правильном порядке.
- Сплочение, разрядка, выработка групповой стратегии решения проблемы.
- 7-10
64
- «1,2,3,4,5»,
- Участники произносят счет «1,2,3,4,5» делая движения руками (как бы стуча в дверь сначала правой, потом левой рукой, сначала на уровне головы, на уровне пояса), наклоняются вперед и говорят 5 раз «ХИ», затем назад и 5 раз «ХА». Убыстряя темп, делают это 5 раз, затем 4, 3, 2, и 1.
- Разрядка, позитивные эмоции
- Любое
65
- «Остановись — подумай»
- Записать ситуации принятия решений. Проиграть их в процессе ролевой игры, где участники делают реальные шаги в пространстве в соответствии с шагами модели (см. приложение №8), произнося рассуждения вслух.
- Осознавание привычных способов и проработка новых навыков принятия решения
- Любое
- Во время обсуждения назвать примеры повседневных и важных решений — например, касающиеся употребления никотина, алкоголя и других психоактивных веществ, взаимоотношений с людьми. Обсудите, как ведёт себя человек, принимая повседневные и жизненно важные решения, есть ли разница в поведении. Попросите участников определить эту разницу.
66
- «Доверяющее падение»
- Один из участников падает на сцепленные руки остальных с более высокой позиции, спиной. Задача группы — его не уронить. Группа при этом стоит в два ряда лицом друг к другу и держит руки согнутыми в локтях под углом в 90° градусов открытыми ладонями вверх. Руки ловящих чередуются, ноги подпружинены, опорная нога отставлена назад. Один из тренеров следит за готовностью группы поймать падающего, руководя ее построением. Другой стоит лицом к падающему, следя за тем, чтобы руки падающего были скрещены, сцеплены в замок, вывернуты и притянуты к груди. Помимо этого падающий должен распределить свой вес и вытянуться, упав «свечкой» прямо назад. Перед падением он задает вопрос группе: «Падать можно?» Группа должна дружно ответить: «Можно!», потом он задает второй вопрос, но уже тренеру, руководящему группой: «Падать?» и если тренер отвечает: «Падай!», то он выполняет упражнение. Пока четких ответов не получено — падать нельзя
- Опыт преодоления недоверия и страха, опыт доверительного отношения и поддержки.
- 7-15
- Важно обеспечить «поимку» падающего. Ни в коем случае не начинать упражнение при неготовности группы или падающего участника. После того, как группа поймает упавшего желательно подержать его на руках и немного покачать. Опускать участника на пол следует, начиная с ног. При высоком уровне агрессии в группе проводить упражнение не следует.
67
- «Надписи на спине»
- Участникам прикрепляется к спине листок и все хаотично ходят по комнате и пишут на спинах то, что им нравится в этом человеке.
- Опыт получения позитивной обратной связи и доверительного отношения к группе
- Чем больше тем лучше
- Задачу можно усложнить — например писать то, что бы хотелось изменить в этом человеке. Возможно при достаточном уровне безопасности в группе
68
- «Оценка ситуации»
- Участники называют по 1-2 стрессовых или проблемных события, когда- либо перенесенных ими. Получившийся перечень записывается. Далее проводится первичная, вторичная оценки и переоценка этих событий (см. приложение № 11) каждым из участников, используя элементы ролевой игры, гротеска, наглядности, визуализации процесса мышления и т.д.
- Осознавание собственных установок и резервов возможностей оценки ситуации. Отработка навыков оценки ситуации.
- Любое
- Можно найти тех, кто хочет развить мастерство в вопросах преодоления проблем и помогать другим. Предложите им расширить свои задачи и разработать подходы к консультированию по вопросам, оценки проблемы и выбора эффективного варианта поведения.
69
- «Табу»
- Ведущий ставит в центре небольшую коробку, в которой что-то лежит. “Там лежит то, чего нельзя”. Каждому предлагается проявить себя в отношении предмета. Участники могут вставать, оставаться на месте, выражать отношение мимикой или жестами, подходить к коробке, брать в руки, заглядывать — каждый как считает нужным. Если кто-то ничего не предпримет — это тоже будет его способом реагирования на ситуацию.
- Это упражнение позволяет участникам понять, как они относятся к запретам и ограничениям, руководят подростками в его поступках. Хорошо, когда он знает, какие чувства им управляют, это позволяет сделать осознанный выбор.
- Любое
- При выполнении этого упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений. Нередко любопытство или желание изведать запретный плод или стремление продемонстрировать свою смелость.
70
- Невербальное знакомство
- Участникам предлагается молча и хаотично знакомиться друг с другом руками с закрытыми глазами · глазами · спинами и т.д.
- Опыт преодоления барьеров в общении, осознание собственных сложностей.
- Чем больше тем лучше
- Возможно при достаточной разогретости группы