Игры тренинговые (набор 28)
Цели занятия:
— способствовать сохранению нервно-психического здоровья детей;
— формировать навыки преодоления стресса;
— совершенствовать умение детей находить выход из трудных жизненных ситуаций;
— обучить умению управлять собой в трудной ситуации.
Форма проведения: учащиеся сидят в тесном кругу.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Упражнение «А ты кто?»
Цели: знакомство, эмоциональный разогрев.
Выбирается доброволец, который возьмет на себя роль «тренера памяти».
Один из участников представляется следующим образом: к имени прибавляется прилагательное, начинающееся с той же буквы. Например: «Привет, я — замечательная Зина». Желательно, чтобы прилагательное по возможности характеризовало говорящего.
Потом игрок спрашивает любого члена группы: «А ты кто?» Тот отвечает: «Привет, замечательная Зина, я — обиженный Олег», обращается к следующему и спрашивает: «А ты кто?» Третий участник говорит: «Привет, обиженный Олег, я — ласковая Лена». И так продолжается дальше.
В игру включается «тренер памяти». Прежде чем говорящий задаст вопрос «А ты кто?», «тренер» может указать на одного из ранее представленных игроков и спросить: «А это кто?» В этом случае вся группа должна ответить хором: «Это замечательная Зина».
Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не будет представлен и по меньшей мере один раз назван всей группой в общем хоре.
Упражнение «Закончи фразу»
Цели: эмоциональный разогрев, активизация умственной деятельности.
По кругу каждому участнику ведущий говорит начало фразы, которую он должен закончить (приложение 1).
Тест «Мое самочувствие» (приложение 2)
Цель: дать поразмышлять над собой, своими привычками, индивидуальными особенностями
Упражнение «Ситуации, которые портят мне настроение»
Детям предлагается вспомнить ситуации, которые мешают им быть счастливыми. Ответы говорят по кругу. Условие: не повторяться.
Сказка «Фламинго, или Скала Желаний» (приложение 3)
Обсуждение:
— Из-за чего переживало Облачко?
— Случалось ли когда-нибудь с тобой подобное?
— Почему мечты Облачка не разбились о Скалу Желаний?
— Что помогло ему справиться с Ветром?
Упражнение «Кто или что может мне помочь в трудной ситуации»
Дети предлагают пути выхода из трудных ситуаций. Ответы говорят по кругу. Условие: не повторяться.
Мини-лекция «Пути выхода из жизненных затруднений»
Подводятся итоги сказанного детьми. Обсуждаются примеры, к кому можно обратиться в трудных ситуациях.
Основные мысли:
• Из любой ситуации есть выход (можно привести шуточный пример – карикатура с изображением цапли, глотающей лягушку: «Даже если тебя съели, у тебя есть два выхода»).
• Все проходит. И это пройдет.
Способы снятия нервно-психического напряжения
Цель: познакомить с понятием саморегуляции и предложить эффективные способы снятия нервно-психического напряжения.
1. Релаксация — напряжение — релаксация — напряжение.
2. Спортивные занятия.
3. Контрастный душ.
4. Стирка белья.
5. Мытье посуды.
6. Пальчиковое рисование (ложка муки, ложка воды, ложка краски). Кляксы. Потом поговорить о них.
7. Скомкать газету и выбросить ее.
8. Соревнование: свое напряжение вложигь в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше.
9. Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить на помойку.
10. Слепить из газеты свое настроение .
11. Закрасить газетный разворот.
12. Громко спеть любимую песню.
13. Покричать то громко, то тихо.
14. Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».
15. Смотреть на горящую свечу
16. Вдохнуть глубоко до 10 раз.
17. Погулять в лесу, покричать.
18. Посчитать зубы языком с внутренней стороны.
— Когда люди общаются, что может им поднять настроение?
Упражнение «Комплимент в подарок».
Рефлексия.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Закончи фразу
Мне нравится ...
Терпеть не могу ...
Все люди ...
Люблю жизнь за ...
Волнуюсь, когда ...
Люди обижаются, когда ...
Моя жизнь ...
Я злюсь ...
Окружающие думают, что я ...
В людях не нравится ...
Мои друзья ...
Жизнь всегда ...
Никогда не ...
Думаю, стоить жить из-за ...
Радуюсь, когда ...
Люблю окружающих за ...
Моя школа ...
Весь мир вокруг ...
Страшно, когда ...
Я всегда ...
Не люблю, когда ...
Мне смешно, когда ...
Приложение 2
Тест «Мое самочувствие»
(Н. Стебенева, Н. Королева)
Инструкция: вам следует ответить «да» или «нет» на утверждения, которые я вам сейчас зачитаю. Постарайтесь быть максимально откровенными. Информация, которую вы получите, нужна прежде всего вам.
За каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и суммируйте их.
1. У меня часто плохое настроение, я плачу.
2. При встрече с человеком я избегаю смотреть ему в глаза.
3. Часто я выгляжу сердитым, подавленным.
4. Большинство людей, которых я знаю или знал, разочаровали меня.
5. Я почти не интересуюсь тем, что для других является очень важным в жизни (спорт, работа, отношение окружающих).
6. Последнее время я очень редко бываю веселым, практически не смеюсь.
7. Я часто чувствую слабость, жалуюсь на жизнь своим близким и знакомым.
8. В настоящее время у меня нет собственной позиции по многим вопросам.
9. Я говорю, как правило, очень тихо, так, что меня с трудом понимают собеседники.
10. Часто я не знаю, как ответить на тот или иной вопрос собеседника, и просто пожимаю плечами.
Ключ к тесту
1–2 балла. Несмотря на некоторые жизненные затруднения, вы видите жизнь в несколько розовом свете. Это не так уж плохо, но до определенного предела.
3–6 баллов. Ваше отношение к жизни в целом в норме, но уже чувствуется определенная доля скепсиса. усталость. Не рано ли?
7–10 баллов. Почти все, что с вами происходит, вы воспринимаете негативно. Неужели в вашей жизни совсем нет радостных мгновений?
Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов. Но все-таки есть смысл задуматься над полученной информацией. Тем более что впереди у вас упражнения, которые помогут вам лучше понять себя и измениться, если в этом есть необходимость.
Приложение 3
Фламинго, или Скала Желаний
(О. Хухлаева)
Возраст: 9–13 лет.
Направленность: неуверенность, сомнения в собственных силах, чувство неполноценности и «незначительности». Ключевая фраза: «Я не такой, как все».
В далеких жарких странах живут прекрасные птицы, которые называются фламинго. Днем они гуляют, гордо вышагивая по берегу реки, а вечером, когда солнце катится к горизонту, они взлетают к небу и парят под облаками. Закат окрашивает их розовые крылья в багровый цвет, и любой, кто когда-либо увидел такое, никогда этого не забудет.
Тебе интересно узнать, откуда появились фламинго? Тогда слушай.
Жило-было маленькое Облако. Оно, как и каждое облачко, целый день летало по небу с другими облаками — туда, куда дует ветер, и больше всего на свете любило смотреть на закат.
Однажды мимо нашего Облачка пролетали маленькие цветные птички. Они очень понравились Облачку, и ему захотелось полетать с ними и посмотреть на закат поближе, Облачко решило поговорить с птичками.
— Куда вы летите, — спросило оно.
— Мы, птички, куда хотим — туда и летим,— сказала одна.
— Да, да, — сказала другая.— Мы можем летать, куда нам хочется.
— Возьмите меня с собой, — попросило Облачко.
— Ха-ха-ха, — засмеялись птички, — да ты же не умеешь летать, и у тебя это никогда не получится. Ты просто маленькое глупое Облако, которое летит туда, куда дует Ветер, — сказали птички и улетели.
Облаку стало очень грустно. Потянулись серые дни. Оно больше ничему не радовалось и только медленно и лениво передвигалось по небу. Оно почти ни с кем не разговаривало и все время думало: «Какое я несчастное, неуклюжее, серое Облако. Я даже не умею летать». А ночью ему снилось, что маленькие разноцветные птички летают вокруг него, смеются и говорят: «Маленькое, глупое, неуклюжее серое Облако».
Однажды вечером, когда приближался закат, Облачко, как всегда, летало по небу и, задумавшись, не заметило, что оно давно отделилось от других облаков и его гонит уже совсем другой ветер. Когда оно это заметило, то не стало сопротивляться.
«Какая разница,— подумало Облако — Я ведь все равно не умею летать, буду одиноким серым Облаком».
Солнце уже окрасило небо в розово-красные тона, как вдруг невероятно сильный Ветер подхватил облачко и очень быстро понес к самой большой горе.
— Как ты посмел забраться на мою территорию?! Вы, облака, только мешаетесь нам — ветрам. За это я разобью тебя о скалу, — сказал Ветер.
Облачко пыталось справиться с порывом Ветра, сказать, что это какой-то случайный, озорной ветерок занес его сюда, но Ветер не хотел ничего слушать. Облачко подумало: «Ну и пусть я разобьюсь о скалу, я все равно не смогу никогда летать».
Ветер нес его с огромной скоростью, скала была все ближе и ближе. Облако решило в последний раз посмотреть на закат. Ему показалось, что сегодня закат особенно красив.
«Неужели я его больше не увижу, — подумало Облачко и испугалось. Ему вдруг очень захотелось жить и видеть закат каждый день. — Что же мне делать?.. Надо попробовать улететь от ветра».
В этот момент Ветер со всей силы кинул его в скалу. Облачко оттолкнулось и пыталось улететь, но Ветер схватил его и с силой швырнул опять. Облачко подумало: «Мне надо постараться, у меня обязательно получится». Оно опять оттолкнулось и попробовало улететь. Ветер снова схватил Облако, разогнался и кинул его на скалу.
«У меня все получится. Я не сдамся»,— решило Облако, почувствовало себя невероятно сильным. Оно собрало все свои силы, оттолкнулось и взмыло в небо. Оно постаралось вытянуться, как птица. Ветер сначала растерялся, но спустя секунду опять погнался за Облаком. Облако старалось лететь скорей, оно тянулось за уходящими лучами солнца. Оно подумало: «Вот бы сейчас крылья, я бы улетело прочь от Ветра». И вдруг у облака появились крылья. Оно превратилось в прекрасную птицу и полетело очень быстро. Ветер не успевал за птицей, начал отставать, устал и перестал за ней гнаться. Произошло чудо, потому что Облачко столкнулось с волшебной Скалой Желаний, о которую мечты либо разбиваются, либо становятся реальностью.
Облачко думало: «Какое же это чудо. Я птица, я могу летать, я могу летать, я могу полететь к самому солнцу». Ему было легко, хорошо и очень весело. Оно никогда не видело закат так близко. Вечернее солнце окрасило его перья в розовый цвет. Маленькие цветные птички, увидев его, сказали: «Какая красивая птица и как хорошо она летит». Маленькое серое Облако превратилось в прекрасную розовую птицу, которую люди назвали фламинго.