Игры тренинговые (набор 10)

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
12381725Ztom.jpg

Программа тренинга командообразования.

Принятие правил, установка на работу.

- участники принимают правила, по которым будет проходить тренинг, настраиваются на совместную работу. Принятие правил является важным элементом дальнейшей работы команды и после тренинга. Основной свод правил:

  1. Персонификация высказываний (отказываемся от безличной речи: Я считаю, по-моему, Саша меня не понял).
  2. Недопустимость непосредственных оценок личности (при обсуждении происходящего мы оцениваем не человека, в только его действия и поведение).
  3. Активное участие в происходящем.
  4. Конфиденциальность
  5. Уважение к говорящему, взаимоуважение
  6. Правило поднятой руки.

Правила подробно объяснить, дать ответы на возникшие вопросы. Дополняете свод правил при необходимости, общим голосованием. Прописать план работы на день. Заполнить анкету участника, диагностическую анкету.

Блок упражнений на знакомство.

  • СНЕЖНЫЙ КОМ.

Участники группы сидят в кругу. Первым представляется ведущий. Затем сидящий слева от него называет имя ведущего и свое имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся до него. Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы.

  • МЕНЯ ЗОВУТ…. Я УМЕЮ ДЕЛАТЬ ТАК…

Участники группы стоят в кругу. Ведущий предлагает каждому по очереди назвать свое имя и показать, что особенного он умеет делать, сделав шаг вперед, внутрь круга. Первым начинает ведущий. Например, « Меня зовут Наташа, я умею делать вот так … ( например, приседает)».

  • ИМЯ + АССОЦИАЦИЯ

Участники по кругу называют ассоциацию на свое имя. Задача остальных догадаться, что это за имя.


  • ТУАЛЕТНАЯ БУМАГА

Тренер держит в руках рулон туалетной бумаги и предлагает членам группы отмотать себе столько бумаги, сколько они посчитают необходимым. Рулон туалетной бумаги пускается по кругу, после чего ведущий сообщает участникам следующее задание. «Теперь вам необходимо взять свою бумагу и наматывая её на руку (на каждый оборот) рассказывать какой – либо факт из своей биографии, о своих способностях или качествах».

Блок упражнений на группового взаимодействия.

  • СЧЕТ (выполняется 2 раза, в начале тренинга, а затем в конце. Смотрим динамику)

Тренер ведет счет до N цифры (сколько участников) по порядку: «один, два, три…». Каждый раз должно подняться столько участников, сколько тренер назовет. Т. е. на «один» поднимается один человек, на «два» два человека. Если поднимается больше или меньше положенного, то счет ведется с той цифры на которой участники сбились. Обсуждение. Не обязательно по кругу и каждому, говорят те, кто хочет. Вопросы: • Сложности. • Анализ стратегии действий группы • Выработка эффективной стратегии.


СЛОВО ХОРОМ Участникам дается задание. Скажите хором какое-нибудь слово. Начали.

ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА По кругу раздаются буквы (весь алфавит). Т. о. у каждого участника, оказывается, по 2-3 буквы. Тренер в упражнении не участвует, он зачитывает предложение. Например: «У меня сегодня очень хорошее настроение и я рад, что попал на фестиваль». На каждую букву слова должен подниматься и тут же садиться человек, чью букву назвали.


  • ПОВЕРНУТЬСЯ В ОДНУ СТОРОНУ

Участники группы делятся на две команды. Эти команды встают в колону напротив друг друга. Ведущий дает следующую инструкцию. Сейчас по моему сигналу, вы будете поворачиваться на 90 градусов в любую сторону, в какую вам захочется. Ваша задача заключается в том, что все члены одной команды (не договариваясь) должны повернуться в одну сторону. Побеждает та команда, которая сделала это первая. (Упражнение повторяется несколько раз.)

  • ЭВОЛЮЦИЯ

«Представьте себе эволюционную лестницу: амебы, тараканчики, чайки, обезьяны и люди. Сейчас вам предстоит пройти эту лестницу играя в «камень-ножницы-бумага». Итак, на первом этапе вы все амебы (разводят руками, как будто плывут) и играете с другими амебами, если вы выиграли, то превращаетесь в тараканчиков (вертят указательными пальцами над головой, изображая усики) и играете в «камень-ножницы-бумага» только с тараканчиками, если опять выиграли, то с чайками (машут руками как крыльями, издавая крик птиц) и так далее пока не дойдете до человека. Когда участник проигрывает, то остается на той же эволюционной лестнице». Т. о. у вас остается одна амеба, один тараканчик, одна чайка, одна обезьяна (бьют кулаками в грудь) и все остальные люди.


Упражнения на толерантность (из тренинга толерантности)

  • ЧЕМ МЫ ПОХОЖИ.

Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников, с которым как он считает имеет что-то общее. Например, «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т.д.). Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

  • КОМПЛИМЕНТЫ.

Ведущий предлагает участникам предлагает придумать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

ПОСЛЕ ОБЕДА.

Блок упражнений на общение.

  • ПРЕВРАЩЕНИЯ.

Цель: самопознание и самовыражение с помощью метафорических средств. Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам завершить следующие предложения: «Если бы я был книгой, то я был бы…(словарем, томиком стихов…);Если бы я был едой, то я был бы …(кашей пирожком, картошкой…). (Другие варианты – песней или музыкой, явлением природы, видом транспорта…) Все отвечают по кругу.

  • СОБИРАЕМСЯ В ПОХОД ИЛИ СУПЕРМАРКЕТ.

Из группы выбираются 3-4 добровольца, которые покидают аудиторию. Остальным предлагается следующее задание:

- Представьте себе, что вы – группа людей, планирующих хорошо отдохнуть в ближайшие дни. Вы не ограничены никакими рамками, поэтому пришли в великолепный супермаркет, чтобы подобрать себе все необходимое для будущего похода. Но есть одно условие: вы покупаете только те товары, которые начинаются на букву… (например, «С»: сапоги, суп , софа , солярка и т.п.). Но помните, что те , кто обслуживают вас, не знают об уговоре. Их задача заключается в том, чтобы без вашей подсказки понять, какие товары вы возьмете с собой в дорогу.

Затем приглашается группа «обслуживающего персонала» с просьбой обслужить необычных клиентов. Причем, не забудьте, что «клиенты» должны только утвердительно или отрицательно отвечать на предложение товаров.

Итак:

- Уважаемые покупатели, мы предлагаем вам палатки… Нет? Тогда, может быть, рюкзаки? … И т.д.

Сколько времени потребуется группе на вычленение информации на слух? Какими средствами они воспользуются для решения поставленной задачи?

Игра развивает умение анализировать разные каналы получения информации (слух, зрение и т.д.). Игра привлекательна еще и тем, что в ее процесс вовлечены все участники, а решение находится небольшой группой участников.

  • Я ДАРЮ ТЕБЕ…

Суть игры: в течение нескольких минут дарить самые невообразимые подарки. Однако при этом соблюдаются следующие условия:

  • - в начале каждой реплики обязательно звучит благодарность: Спасибо, (ИМЯ) за подарок…(называем подарок). Подарок должен быть необычным. Участники встают в круг и, поворачиваясь по очереди к своему соседу слева дарят свой подарок, например:
  • - Марина, я дарю тебе радугу.
  • - Спасибо, Саша, за радугу. ( поворачивается и продолжает) Вика, я дарю тебе вот этот куст. И т.д.

Когда круг «пройден», подарки дарятся соседу справа. Главное – не повторять в своем подарке кого-то. Игра, помимо информационной нагрузки, учит не бояться прямого включенного контакта, умению импровизировать, сосредоточенности и доброжелательности.

  • СОБЕРЕМСЯ ВМЕСТЕ.

Участники разбиваются на две или более команды Ведущий предлагает задания:

  • построиться в ряд в соответствии с алфавитом по первой букве имени.
  • построиться в ряд в соответствии с алфавитом по последней букве имени (фамилии, по второй букве и т.д.)
  • найти свой способ построения группы.

Какая группа быстрее реагирует на задания? Какая нашла наиболее интересный способ самоклассификации? И т.д.

  • ТЕЛЕГРАММА

Кто из нас не посылал телеграммы? Что в ней является главным? Конечно же лаконичное, эмоциональное содержание. Группам предлагается послать друг другу телеграммы. Объединяют эти послания начальные буквы слов, например: Б Т Л В Д К М П З Х О (подбор букв может быть самым разнообразным).

Задание: составить такой текст телеграммы, в котором каждое (значимое) слово последовательно начиналось бы с предложенной буквы. Итак, первое слово начинается на Б, второе на Т и т.д.

Например:

Большие Томаты Лежат под Вагоном. Делаем Кетчуп или Меняем Помидоры на Зверей. Хотел бы Орангутанга.

Борис! Твоя Лень Ведет к Диким Конфликтам. Может Помочь? Знания Хорошие Обещаю.

Вопросы к обсуждению: чья телеграмма оказалась смешнее? Ужаснее? Жизненнее? Экспрессивнее? Как влияют незначительные части речи, знаки препинания на содержание? Легко ли было работать в группе при составлении телеграммы?

  • «ПОСЛОВИЦЫ»

Участники делятся на две команды. Первая команда, в тайне от второй загадывает пословицу или поговорку. Один человек из первой команды, с помощью невербальных форм общения (жестами, мимикой и т.д.) передает второй команде содержание пословицы или поговорки. Вторая команда должна назвать загаданное. Затем наоборот. Каждая команда загадывает по 3 раза. Можно посчитать очки и назвать команду-победительницу.

Игра направлена на сплочение, развитие навыков работы в группе и навыков невербального общения.

Блок игр на сплочение.

  • "Путаница".

Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей. Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг.

Это упражнение дает возможность участвовать всем в выработке стратегии.

  • "Сидячий круг".

Команда формирует тесный круг (плечи касаются). После этого попросите ребят повернуться на 90 градусов направо. Задание: Нужно медленно сесть на колени друг к другу и рукой коснуться плеча находящегося сзади человека. Завершите это упражнение на высокой ноте, смеясь и хлопая всем.

  • "Прогулка слепых".

Пусть каждый участник закроет глаза повязкой. Когда все глаза закрыты, расскажите ребятам, что мы собираемся в путешествие по неприкосновенной земле, которой не может коснуться наш взгляд. Попросите положить правую руку на плечо впередистоящего. Медленно начните путешествие по выбранному маршруту, включая залезание на пеньки, возвышенности, пролезание под низко нависшими деревьями и ветками, протискивание между деревьями и т.д. Финишируйте на каком-нибудь тесном (но безопасном!) месте.

Подсказка вожатому: выполнять это упражнение следует в полном молчании. Следует выбрать знак для обозначения опасности (пожимание). Обсуждение

Блок упражнений на взаимодействие.

  • «Построить дом».

В течение 15 минут членам команды предлагается построить дом из того, что есть под рукой, то есть находится в зале для занятий (стулья, столы, вешалки, бумага и пр.). Также можно использовать и самих себя: изображать отдельные части дома. - Мудрая поговорка гласит: «Настоящий мужчина должен сделать в своей жизни три главных дела: построить дом, посадить дерево, вырастить сына», - говорит ведущий. –Сейчас мы займемся первым делом. У команды есть 15 минут для того, что согласованно и слаженно построить дом из подручных материалов, в том числе из самих себя. Дом должен быть удобным, просторным, функциональным. В нем должно найтись место для каждого из вас. В состав дома входят:  Фундамент;  Стены;  Крыша;  Дверь;  Окна;  Внутреннее пространство: комнаты, мебель, интерьер;  Небольшой садик около дома.

- Вам необходимо быстро определиться с руководителем строительства, - продолжает ведущий, - и распределить обязанности: кто и что строит. Строить можно, повторяю, из того, что есть в этой комнате, включая самих себя. Через 15 минут ваш дом будет готов! Обсуждение

  • БОЛОТО

Болото в этой игре представляет собой большое поле размером 6 квадратов на 6 квадратов — по типу «классиков». Это поле ведущий заранее рисует на полу( выкладывает на полу 36 листов бумаги).+ Если такой возможности нет, можно заготовить многоразовое «болото», склеив его из полосок бумаги. Для себя ведущий готовит тайную бумажку, на которой зафиксирован безопасный маршрут через болото. Например, он может выглядеть вот так.

Инструкция Вашей группе предстоит перебраться через болото. Оно перед вами. Сделать это будет не просто. Прежде всего, выполнять это задание нужно молча. За каждое слово, произнесенное кем-либо из участников, будет наказана вся группа: упражнение придется начать выполнять заново. Болото вы будете переходить по кочкам. Их не видно, но вы узнаете о них от ведущего. Если клетка, на которую вы встали, — это кочка, ведущий промолчит. Если — трясина, ведущий скажет: «Буль!» — участника засасывает болото, и он возвращается на берег. Следующий участник пойдет по тем клеткам, про которые уже точно известно, что они — «кочки» (в строго определенном порядке!), и попробует найти следующую, новую «кочку». Он будет продвигаться вперед, пока не услышит «Буль!». «Утонув», он вернется на берег и уступит место следующему участнику. На поле может находиться только один человек. Остальные — либо еще стоят на берегу, либо уже перебрались через болото. Помните: перебраться должна вся группа, а за нарушение правил, все участники возвращаются на этот берег.

  • ВЕРЕВКА

Группе по команде тренера нужно будет завязать глаза и не разговаривая найти в комнате спрятанную веревку. Если группа не справляется с заданием, то разрешается задать внутри группы 3 вопроса и продолжить поиски снова. Если группа находит веревку она должна построить из нее равносторонний треугольник. Причем второе задание (про треугольник) говориться только тогда, когда группа найдет веревку. В ходе выполнения упражнения тренер следит чтобы участники не разговаривали и при построении треугольника может сказать «Все уверены, что треугольник равносторонний? Никто не хочет проверить?». Обсуждение. Ваши ощущения. Была ли мысль, что ну удастся построить треугольник или найти веревку?


  • ДОЖДЬ

Тренер выходит в центр.«сейчас я буду делать движения, ваша задача повторять за мной только тем, на против кого я встану. Причем это движение вы должны делать до тех пор, пока я к вам снова не вернусь, пройдя круг». Тренер проходит круг останавливаясь на против каждого. Первый круг - потирание ладоней; второй – хлопки по коленям (поочередные), третий – хлопки в ладоши, четвертый - хлопки по коленям, пятый - потирание ладоней. По завершению упражнения тренер может спросить, на что эти звуки похожи.


  • НЕВИДИМАЯ СВЯЗЬ.

Для проведения этой игры ведущему потребуется моток прочных толстых нитей (главное, они не должны сразу рваться при сильном натяжении). Ведущий просит участников игры встать в круг на расстоянии вытянутых рук и закрыть глаза. Сам ведущий заходит внутрь круга и рассказывает вводную историю. Известно, что давным-давно на свете жил один удивительный человек. У него были длинные седые волосы и борода. Поэтому многие думали, что он стар и мудр. Другие же видели озорной блеск его глаз и говорили, что он молод. Этот человек умел то, чего не умели другие. И люди называли его мудрецом. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким как все.

Менялись поколения, а мудрей все жил среди людей. И они ощущали себя под его защитой.

И вот пришел день, когда мудрец отправился в путь. Он обошел всю Землю, и узнал многих людей. И удивился мудрец. Насколько разными были эти люди, их характеры, привычки, желания и стремления.

«Как непросто всем уживаться друг с другом, - думал мудрец, - что бы такое предпринять?» - размышлял он И тогда мудрец сплел длинную тончайшую нить. Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их этой тончайшей чудесной нитью. Далее ведущий продолжает рассказывать историю, обходя каждого участника игры и вкладывая ему в руки нить.

Воистину, нить эта была уникальна. Гладкая, тонкая, она была совершенно не заметна для человека, но, несмотря на это, влияла на его взаимоотношения с другими людьми. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они ссорились, и нить разрывалась, но при примирении оборванные концы нити связывались вновь. Только узелок напоминал о прошлой ссоре.

Что люди сделали с подарком мудреца? Кто-то бережно берег, передавая тайну из поколения в поколение. Кто-то не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно менялся и становился «узловатым». Но главное, у каждого появилась способность протягивать невидимые нити к тем, кого он считал близкими и друзьями, соратниками и партнерами. Ведущий на последнем участнике игры, стоящем в кругу, отрезает нить от мотка и завязывает концы. Таким образом, нить образует замкнутый круг.

Дорогие друзья! – обращается ведущий к участникам игры. – Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить, подарок мудреца. Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет ее на себя… Она натянется и станет «резать» руки. Такие отношения некоторые называют «натянутыми»…

  • А если,- продолжает ведущий, кто-то потянет нить на себя, а кто-то не станет этого делать? Что будет, давайте попробуем… Равновесие круга нарушается. Кто-то оказывается в более устойчивом положении, а кто-то в совсем неустойчивом. О таких ситуациях говорят «он тянет одеяло на себя».
  • Некоторые люди, - продолжает ведущий, предпочитают надевать эту нить себе на шею. Хотите попробовать? Те, кто сейчас сделал это, наверное, ощутили, как больно нить режет шею. В подобных ситуациях говорят «посадил себе на шею».
  • Разные эксперименты можно проводить с этой нитью, продолжает ведущий,- собственно многие люди посвящают этому целую жизнь. Натянут, разорвут, наденут на шею, или вообще отпустят. На это ли рассчитывал мудрец, делая людям чудесный подарок? Наверное, нет…
  • Давайте сейчас найдем такое положение и натяжение нити, которое для всех будет наиболее удобным. И запомним это состояние каждой клеточкой нашего тела. Спасибо!

Вопросы для обсуждения игры «невидимая связь».

  1. Каковы ваши впечатления от соприкосновения с чудесной нитью, подарком мудреца?
  2. Что было легко, что трудно, в этой игре?
  3. Чему эта игра может научить команду?


  • КОРИДОР ЛЮБВИ

Участники группы делятся на две команды, которые встают в колону напротив друг друга, образуя узкий коридор. Ведущий дает следующую инструкцию. «Сейчас каждый из вас по очереди пройдет по этому коридору с закрытыми глазами. В это время другие члены команды, должны сделать что–то приятное этому человеку (проходящему мимо них по коридору) Поцеловать, погладить, сказать что – то ласковое…» Обсуждение

  • СЧЕТ

Упражнение проводится еще раз. Показатель эффективности. обсуждение

Заканчивая тренинг.

Обсуждение итогов работы на тренинге. • Как вы себя чувствуете? • Изменилось ли ваше настроение? Как? • Какие выводы вы для себя сделали? В конце ведущий обязательно должен настроить участников на плодотворное сотрудничество, а может быть и дольше. Вся работа ведущего с группой должна быть направлена на выработку позитивного настроя.

Придумать визитку команды (название и кричалку)

Копилка упражнений:

  • Я не тормоз – мы заметили.

Группа становится в круг, рассчитывается по порядку. (1, 2, 3, ……. 15). Каждому члену группы достается свой порядковый номер (цифра), который не меняется до конца игры, не при каких обстоятельствах. Один из участников размещается в центре круга и становится ведущим. Ведущий говорит фразу: «Я не тормоз». На что группа дружно отвечает: «Мы заметили». После этого ведущий называет две цифры, которые между собой должны поменяться местами. Задача ведущего заключается в том, что бы успеть встать на место одной из названных цифр. А участники, цифры которых назвали, должны успеть поменяться между собой местами. Тот, кто не успел, занять новое место становится ведущим.

  • Коллективный хрюк.

Участники встают в плотный круг, кладут руки на плечи соседям. Цель – сделать коллективный хрюк в двойную петлю (по кругу и обратно). Главное чтобы хрюк не прерывался смехом, иначе он запускается снова.

  • Сантики-фантики.

Участники встают в круг. В центр выходит ведущий и закрывает глаза, в это время участники жестами выбирают человека, который начинает делать любое движение. Ведущий открывает глаза и определяет за кем повторяет группа, а группа в это время повторяет вслух : «сантики – фанитики - лимпомпо». Причем человек, которого выбрала группа должен через каждые 6 секунд менять сои движения (движения делаются в такт слов).


  • Подмигивалки.

Члены команды делятся по парам (желательно по гендерному признаку), встают в круг, образуя внешний и внутренний круг. (Построение по типу игры «Третий лишний».) Один человек остается без пары - он и становится ведущим. Задача ведущего заключается в том, чтобы переманить себе в пару участника, стоящего во внутреннем кругу, подмигивая ему. Задача игроков внешнего круга не отпустить свою половинку. Тот, кто остался один становится ведущим. Позже участники внешнего и внутреннего круга меняются между собой местами.

  • Люди к людям.

Все участники разбиваются по парам (мальчик - девочка). Один человек должен быть без пары, он выходит в круг и начинает строить скульптуру из сформировавшихся пар так чтобы им было трудно устоять на месте. Построив скульптуру, он считает до пяти и потом говорит фразу: «Люди к людям» после которой пары меняются партнерами. Например: «Нос ко лбу, правая рука к спине, левая нога к правой коленке. 1, 2, 3, 4, 5, люди к людям!»

  • Шушукаться.

Из группы выбирается доброволец, который покидает аудиторию. Остальным предлагается следующее задание: Выбрать любой глагол (гулять, спать, кушать) и заменить его словом шушукаться. Ведущий возвращается к группе и задаёт разнообразные вопросы, помогающее определить какое слово загадала команда. Группа отвечает на все вопросы, заменяя загаданный глагол словом «шушукаться». Например, ведущий может спросить: «В какое время суток вы любите шушукаться?», «С кем ты любишь шушукаться?» «Когда ты последний раз шушукался?»

  • Тридцать три.

Команда встает в круг, после чего по порядку (по кругу) должна досчитать до 33. Заменяя цифры, делящиеся на три и в которых есть цифра три (3, 6, 9, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 27, 30, 31, 32, 33) выражением – «У меня очень хорошее настроение». Если один из участников ошибается, игра начинается заново. Упражнение продолжается до тех пор, пока команда без ошибок не досчитает до 33.

  • Колпак.

По кругу проговаривается фраза: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак, а если не треугольный, то это не мой колпак». По одному слову на участника, убыстряя темп. Первых два круга просто проговаривается эта фраза, на третий и четвертый круг слово «колпак» заменяется жестом (ладонь не голову), на пятый и шестой слово «мой» (ладонь на грудь), на седьмой и восьмой слово «треугольник» (в воздухе двумя указательными пальцам рисуют треугольник). Те участники, что терялись или путались садятся в круг. Игра ведется до победителя.


Материал для проведения тренинга:

  1. Туалетная бумага (8 рулонов).
  2. Ватман (16 листов).
  3. Маркер (8-16 штук), ручки.
  4. Бумага формата А – 4.
  5. Толстая веревка (8 штук по 10 метров)
  6. Тонкие нитки (моток).
  7. Скотч малярный (2 штуки).
  8. Карточки с буквами, для упражнения «Телеграмма».
  9. Карта - схема для упражнения «Болото».