Игры с ленью

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
10835140wYEm.jpg

Одной из наиболее распространенных проблем эмоционально-волевой сферы младших подростков является низкий уровень произвольности. Неспособность к произвольному сосредоточению, длительным волевым усилиям значительно затрудняет процесс их деятельности, а также адаптацию к условиям лагеря. Дети с низким уровнем развития произвольности попадает в группу риска: он испытывает трудности как в познавательной, так и в эмоциональной сфере, поскольку неуспешность в лагерной деятельности становится для младшего подростка сильным стрессом.

Специальный комплект заданий «Игры с ленью» направлен на диагностику и коррекцию трудностей волевой сферы. Эти игры также могут быть использованы для развития мелкой моторики руки. Комплект «Игры с ленью» удобен в диагностической и коррекционной работе. Он имеет форму игры, вызывает заинтересованность детей перед началом работы и сильную эмоциональную включенность ребенка в сам процесс деятельности.

Описываемый комплект представляет собой три рисунка-задания. Ввиду того что сложность рисунков повышается от первого к третьему, можно сказать, что это уровни «Игры с ленью», уровни работы. Для каждого уровня (каждого рисунка-задания) можно условно выделить три этапа. На первом этапе ребенок знакомится с ленью, получает инструкцию. На втором — выполняет подготовительное задание, направленное на нейтрализацию влияния лени на дальнейшую работу. Наконец, на третьем, заключительном этапе ребенок выполняет «главное» задание, подтверждая или опровергая свою победу над ленью. Ребенок встречается со своей ленью лицом к лицу, психолог обращает его внимание на то, как именно лень проявляет себя и влияет на действия ребенка.

Таким образом, «Игры с ленью» способствуют развитию рефлексии и одновременно помогают дистанцироваться от проблемы. Все, что происходит: сражение с ленью, ее преодоление, победа над ней или поражение — носит наглядный характер. Все действия и их результат отражены на листе бумаги руками самого ребенка.

Важно обратить внимание, что отношение ребенка к лени на каждом уровне различно: на первом оно имеет некоторый агрессивный оттенок (ребенок борется с ленью, стремится ее победить), на втором ребенок начинает с ней своеобразный диалог, заключает соглашение. На третьем уровне ребенок вступает в отношения сотрудничества с персонажем рисунка, оказывает ему помощь.

Психологу нужно помнить о том, что отношение ребенка к своему чувству, даже вызывающему затруднения, не должно быть агрессивным на всех уровнях работы. Конфронтация имеет смысл на начальном этапе, поскольку противостояние помогает ребенку как бы отделиться от своей лени. Следование этой стратегии на протяжении всей работы может вызвать у ребенка трудности с самопринятием, препятствовать построению позитивного отношения к собственным чувствам.

При работе с комплектом «Игры с ленью» психологу необходимо помнить о том, что сложность заданий возрастает от уровня к уровню. Нецелесообразно переходить на следующий уровень, если задания предыдущего не выполнены и/или не были соблюдены условия его выполнения («кладка стены» не соответствует образцу, рисунок сделан не точками, а сплошной линией и др.).

Очень важно обеспечить ребенку эмоциональную поддержку на протяжении всей работы с комплектом, подбадривать, «болеть» за него. Нельзя забывать о том, что, стараясь победить свою лень, ребенок прилагает большие усилия, что заслуживает уважения.



ИГРА № 1

16-1ps.gif


Инструкция

Познакомься — это лень. Возможно, ты уже узнал ее, ведь именно она мешает тебе вставать по утрам, делать домашние задания, внимательно слушать на уроке... Когда еще? Подскажи! И вот мы с ней встретились лицом к лицу. Часто ей удавалось победить тебя, но сегодня мы попробуем одержать над ней победу! Тебя ждет очень необычное и интересное задание, но лень ни за что не допустит этого, она будет мешать тебе изо всех сил. Есть только один способ ее обезоружить: построить высокую и широкую стену из кирпича, чтобы она полностью закрыла лень от нас, а нас — от лени. Посмотри, тут показано, как именно надо складывать кирпичи.

Примечание: первый «кирпич» психолог может положить сам, но затем следует сообщить ребенку о том, что, хотя стенка должна быть именно такой, как на образце, каким образом ребенок ее будет складывать, зависит только от него. Демонстрировать варианты «кладки» не надо, тактику ребенок должен выбрать (или изобрести) самостоятельно: возможно, он будет тщательно вырисовывать каждый кирпичик, а возможно, будет рисовать ряд целиком, а потом подрисовывать грани кирпичей (что является более конструктивным решением). В любом случае ему следует напомнить о свободе выбора тактики: «Тебе удобно так складывать кирпичи? Клади так, как тебе удобно, главное, чтобы стена не развалилась, была крепкой». Следует также проследить, чтобы лень была полностью спрятана за «стеной» — часто «строительство» идет формально, детали не принимаются во внимание. Напомните ребенку, что лени достаточно высунуть пальчик или подняться на цыпочки, чтобы помешать выполнению задания, поэтому необходимо «застроить» ее полностью.


ИГРА № 2

16-2ps.gif


ИГРА № 3

16-3ps.gif


Как показывает практика, на данном уровне возможны следующие варианты выполнения первого задания игры № 1:

а) ребенок принимает правила игры, старательно зарисовывает лень, успешно копируя образец «кладки» и следуя инструкции; задание воспринимается как забавная игра, спокойно и/или с интересом (такой тип выполнения характерен для детей с достаточно высоким уровнем произвольности);

б) инструкция соблюдается, рисунок соответствует образцу, но выполняется с заметным напряжением, часто — по линейке (чаще всего эта тактика сочетается с повышенной тревожностью);

в) кирпичи рисуются, но образцу не соответствуют (неправильный тип «кладки»), часто отличаются большим размером, особенно — в высоту (чтоб поскорее закончить задание); после указания на несоответствие образцу размера кирпичей может рисоваться мелкая сеточка — размер уменьшается, но «кладка» по-прежнему неправильная (этот тип выполнения задания типичен для детей с низким уровнем произвольной концентрации и устойчивости внимания, высокой утомляемостью);

г) после получения инструкции лень зачеркивается или закрашивается; ребенок при этом действует импульсивно, его движения резки, штрихи выполняются с заметным нажимом (вплоть до порванной бумаги); рисовать по правилам ребенок отказывается, объясняя это тем, что лени не видно и так (этот тип поведения очень часто сочетается с гиперактивностью; также в этом случае желательно провести диагностику уровня тревожности и агрессивности школьника).

На данном этапе можно отследить, насколько ребенок следует инструкции, способен ли он действовать по образцу, может ли выбрать более экономичную тактику выполнения задания. Если же возникнут трудности собственно с произвольностью («я устал, «надоело!», «больше не хочу»), следует обратить внимание ребенка на то, что это — происки лени: «Это же она старается тебя победить! Неужели мы ей это позволим?»

Здесь очень важна поддержка психолога, его живое участие в процессе, заинтересованность и определенный азарт. Психолог должен выступать вместе с ребенком против его лени, и значение этого взаимодействия трудно переоценить.


Инструкция к игре № 1

А вот теперь наше главное задание. Видишь рамочки? В одной из них ты можешь создать картину, но не просто, а... точками (показывается пример такого рисунка). Видишь, точками можно нарисовать все что угодно. Выбери рамочку. Если ты уверен, что сможешь нарисовать большую картину точками, выбирай рамку побольше, если не совсем уверен — поменьше. Итак...

Примечание: На этом этапе важно отметить следующие моменты.

1. Какую рамку выбирает ребенок, какова его уверенность в своих силах, насколько высок уровень притязаний. Возможно, он импульсивно выбирает самую большую рамку, но рисует в ней что-либо маленькое, не требующее больших усилий (карандаш, солнце, линейка и т.д.). Возможно, вопреки инструкции ребенок последовательно заполняет все рамочки разнообразными, тщательно прорисованными картинками. Выбор ребенка и его дальнейшие действия могут свидетельствовать о завышенном или заниженном уровне притязаний, об уверенности в себе, самооценке, а также о соответствии уровня притязаний возможностям ребенка.

2. Что именно рисует ребенок в рамочках. Чаще всего рисунки точками представляют собой своеобразную «пробу пера» — ребенок пробует использовать новую технику и рисует что-то стандартное — солнышко, героя мультфильма, дерево, домик, автомобиль. Однако в ряде случаев ребенок может изобразить сюжеты нестандартные, требующие дополнительного разъяснения. Необходимо после выполнения задания побеседовать с ребенком о созданных картинах, задать уточняющие вопросы. Иногда это служит началом коррекционной работы в сфере эмоциональных проблем ребенка, помогает их выявить и озвучить.

3. Как рисует ребенок. Возможно, вместо точек он рисует маленькие кружочки, возможно, его движения настолько порывисты и неточны, что вместо точек получаются резкие штрихи. В этом случае следует провести дополнительную углубленную диагностику развития мелкой моторики, а также уровня утомляемости. Игры № 2 и № 3 проводятся аналогичным образом.