Игры на формирование групп
Важный момент в работе любой группы, как бы жестко эта работа ни была структурирована ведущим, - осознание ею себя как целого, своих свойств и особенностей, места каждого участника в групповом пространстве.
Иногда осознание группой самой себя затруднено, и тогда ведущий специально разрабатывает сложные приемы и техники, помогающие участникам «увидеть» свое сообщество и свое место в нем. В ряде случаев это принципиально важно для достижения целей группы (скажем, если стоит задача создания сплоченной команды), и тогда такой деятельности могут быть посвящены многие часы. Однако в большинстве случаев достаточно небольших упражнений, проводимых регулярно.
Ниже представлена подборка упражнений, которые могут быть предложены группе и в середине и в конце дня, а также на заключительной встрече. Они не требуют длительного времени для своего проведения и дают хороший эффект.
Наша группа как...
Ведущий предлагает участникам представить группу в виде, какого-то предмета или процесса и затем определить, роль какой детали или составляющей процесса выполняет каждый член группы. Например, можно представить группу в виде автомобиля или парохода. На первом этапе ведущий не ограничивает желание участников быть той или иной деталью. У автомобиля может быть пять колес, три клаксона с разным звучанием и ни одного руля или двигателя; у парохода -несколько труб, якорей, капитанских мостиков.
Идеальный образ желательно воплотить в реальности: предложить участникам сесть или встать так, чтобы получился тот самый автомобиль или пароход. На этом упражнение можно остановить и перейти к обсуждению получившегося образа, а можно осуществить еще одну процедуру.
Ведущий ставит перед группой условие: ваша машина должна работать, то есть в ней должны появиться все необходимые для этого детапи (их задает ведущий, исходя из численности группы; деталей может быть больше, чем участников). Члены группы определяют сами, кто какую функцию будет выполнять.
Интересный вариант: группа должна представить себя в виде фантастического животного. Процесс его создания лучше не контролировать, так как в этом случае начнут разворачиваться лидерские процессы. Получившееся животное затем может быть изображено в цвете на листе ватмана (каждый рисует ту часть тела, которой являлся). Упражнение вызывает оживление и дает хороший материал для обсуждения.
Я в пространстве группы.
Ведущий кладет в центр круга (или прикрепляет к стене) лист ватмана. «Это — пространство нашей группы», — объясняет он, показывая на чистый лист.
Из набора цветных мелков каждый участник должен взять мелок какого угодно цвета и на листе очертить область любого размера и любой формы, которая для него обозначала бы его место в группе. Области могут перекрываться, это вполне допустимо. Место для своего «островка» каждый выбирает по желанию: в центре, ближе к краю, у самого края или еще где-то.
Затем обсуждаются чувства, которые вызывает картина в целом. Каждый вправе сказать, устраивает ли его тот факт, что его «островок» оказался перекрыт «островками» других (или наоборот - не перекрыт) и т.д.
Упражнение может быть значительно усилено, если ведущий предложит участникам изобразить наяву получившееся групповое пространство. Как правило, такое действие сопровождается сильными чувствами.
Групповой портрет.
Ведущий объявляет, что в помещении, где работает группа, открылась уникальная фотостудия. В ней можно сделать портрет группы. Возможны два варианта этого упражнения.
Первый вариант. Ведущий предлагает участникам создать групповой портрет, то есть расположиться так, чтобы все попали в «кадр» (пространство «кадра» условно обозначается) и чтобы всем в этом пространстве было комфортно.
Участники создают .некоторую композицию, после чего ведущий просит каждого проанализировать свое состояние: хорошо ли ему, уютно ли, не хочется ли расположиться ближе к кому-то или отодвинуться, нет ли желания попросить кого-то другого поменять свое расположение в пространстве и т.д. «Кадр получится красивым, четким только в том случае, если каждому будет в нем эмоционально уютно», - поясняет ведущий. После различных перемещений и трансформаций (кстати, все они совершаются без комментариев и объяснений), ведущий просит участников подготовиться к съемке и «фотографирует» группу.
Второй вариант. Каждый член группы по очереди становится фотографом: он создает из участников портретную группу по своему представлению и желанию, ничего особенно не объясняя. Участники должны подчиняться желанию фотографа, а свое неудовольствие они могут высказать во время обсуждения.
Это более длительный вариант, чем предыдущий. Его имеет смысл проводить в середине работы группы или на завершающем этапе. Кстати, для него желательно иметь настоящий фотоаппарат, а фотографии затем раздавать участникам. У меня есть такие снимки, даже по прошествии нескольких лет они легко оживляют во мне былые чувства и пережитый опыт.
Символ группы.
Ведущий принес с собой лист ватмана и цветные мелки. Ведущий: Каждый из нас пришел в группу, имея свои задачи и цели. Каждый каким-то образом представляет, что дает ему эта группа.
Сейчас мы попробуем понять, как каждый из нас представляет себе наш отряд.
Каждый участник по очереди молча берет понравившийся ему мелок, подходит к ватману и рисует некоторый символ. Этот символ должен отразить его цели и ценность группы для него. Когда все участники сделали первый подход, желающим предлагается нарисовать еще один символ. Количество подходов не ограничивается. Но каждый раз можно изобразить только один символ. Затем ведущий просит внимательно посмотреть на получившийся коллаж и поделиться своими чувствами. Эти упражнения часто способствуют сплочению группы, проясняют групповые позиции и отношения участников, выявляют скрытые внутригрупповые конфликты. Упражнения способны вызвать сильные чувства у отдельных участников.
Каждое из представленных упражнений может и помочь «закрыть» групповую встречу, снять эмоциональный накал, и напротив, оказаться катализатором серьезных групповых изменений. Это не должно пугать ведущего. Просто нужно быть готовым к любому развитию событий.
ИГРЫ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Найди пару
Все встают в круг, снимают обувь, складывают кучей в центре круга. Надо по команде ведущего закрыть глаза и схватить 2 туфли, которые попались. После этого обувь, оказавшуюся в руках, надевают и находят к обуви пару. Надо поставить ноги так, чтобы парная обувь стояла рядом. Игру можно проводить на время.
Счет
Все сидят в кругу. Ведущий называет цифры от 1 до (цифры равной количеству участников). Одновременно, не разговаривая, должны встать столько участников, сколько назвал ведущий. Игра может повторяться до тех пор, пока задание не будет выполнено точно.
Шире круг
Все участники закрывают глаза и расходятся по ограниченной территории. По команде ведущего с закрытыми глазами все должны найти друг друга и встать в круг, взявшись за руки. Как только все решат, что круг готов, глаза открывают. Разговаривать нельзя.
От 1 до 10
Все встают в круг, отпускают головы вниз, смотрят в пол. Надо сосчитать до 10. При этом каждый должен принять участие в счете. Нельзя одну цифру называть одновременно двумя - тремя голосами, нельзя называть цифру после своего соседа, нельзя говорить два раза подряд. Если сбились или нарушили правила, игра начинается сначала.
Небоскреб
В игре участвует вся группа. У каждого имеется по 2 кубика.
Задача: построить башню как можно выше. Все сидят по кругу. Один подходит к центру и ставит свой кубик, потом подходит следующий и продолжает строительство. Каждый решает самостоятельно, когда он подойдет. В ходе игры можно разговаривать, обсуждать ход строительства. Но если падает хотя бы 1 кубик, строительство начинается вновь. Ведущий замеряет высоту башни.
Усложненный вариант игры: вместо кубиков берутся картонные прямоугольники, у каждого участника - равное количество (например 20) и 1 скотч. Задача - построить общую башню. Если усложнить задание еще, можно предложить не разговаривать во время строительства, все делать молча и на время (10 минут).
Рисунок вдвоем
1. вариант.
Все разбиваются на пары. Каждая пара получает 1 листок на двоих и 1 карандаш. Каждый задумывает, что бы он хотел нарисовать. Разговаривать нельзя. Затем оба участника берутся одновременно за один карандаш и рисуют. По итогам проводится обсуждение: выполнил ли каждый из участников задуманного свой рисунок? Почему? Что надо было сделать по-другому?
2. вариант.
Каждая пара имеет 1 лист ватмана и 2 фломастера. Задание 1: поставить фломастеры в центр листа, закрыть глаза и совершить путешествие по листу фломастером, побывав во всех его уголках. На работу дается 2 минуты. Разговаривать нельзя.
Задание 2: можно открыть глаза и теперь, уже разговаривая, вдвоем дорисовать полученный рисунок, превратив его в картину, в течении 10 минут.
Паровоз
Все участники встают в колонну друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Глаза закрыты. Первый - паровоз, с открытыми глазами начинает водить всех по комнате или с выходом в другие помещения в течение 5 минут. После этого все обмениваются своими ощущениями.
Одновременно
Группа по команде поднимает руки, затем без команды должна одновременно опустить их. То же можно делать со стульями: не сговариваясь молча вместе встать, обойти вокруг стула (синхронно) и одновременно сесть.
Строители
Не разговаривая, сложить из стульев какую-нибудь фигуру (например, букву «ю», башню). Можно проводить на время.
Двое
Два человека стоят упершись спинами друг в друга. Нужно вместе сесть и вместе встать. То же самое - стоя лицом друг к другу, и взявшись за руки и отклонившись назад. Вариант упражнения - группа из нескольких человек, стоящих в кольце.
Муравьиная тропа
Группа разбивается на две части и встает на длинную доску по обе стороны от середины. Задача - двум подгруппам поменяться местами. Если кто-то наступает на землю или касается земли, ребята возвращаются на исходную позицию и начинают сначала.
Переправа
Вся группа стоит на коврике. Надо перевернуть его на другую сторону. Если кто-то наступил на пол - упражнение начинается с начала.
ИГРЫ НА КОНТАКТЫ
Поздороваться носами.
За 1 минуту поздороваться с как можно большим количеством человек. Здороваться можно руками, носами, коленками.
Поздороваться за руку с максимальным количеством людей.
Каждый должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Вариант: обязательно называть свое имя. Можно оговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Тогда по завершении упражнения ведущий спрашивает: «Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20»? Выявляются несколько лучших.
Рисуем на ладошках.
Выполняется в парах. Ребята закрывают глаза, протягивают друг другу руки: один ладонями вверх, другой - вниз. Один представляет какой-то образ и пытается передать его второму, поглаживая его ладонями (например: море, ветер, двое под фонарем и т.д.). Затем пары меняются.
Молекулы.
Группа хаотично передвигается по помещению. Ведущий кричит: «Объединяемся в группы по 3(4,5 и т.д.) человек!» Остальные должны быстро объединиться, как было сказано, и крепко обняться в группах. Если после этого в играх нужно несколько микрогрупп, то можно назвать сразу нужное число.
Салки-обнималки.
Игра типа салок, но с одним новым правилом: нельзя салить тех, кто стоит, крепко обнявшись. Но так стоять можно не более 7 сек.
Определи на ощупь.
Группа стоит в кругу. Нужно пройти и определить, у кого самые теплые руки (носы, уши...).
Остров -1.
Группе сообщается, что они оказались на необитаемом острове. Вдруг на горизонте они увидели корабль. Это их последний шанс, поэтому нужно постараться любым способом привлечь к себе внимание. После этого можно спросить у группы, кто кого заметил. Этот человек загибает палец, а потом смотрят, у кого пальцев больше.
Остров - 2.
Группе нужно уместиться на «острове» - куске ткани. Причем «вода поднимается» - т.е. размер острова уменьшается. Уменьшать можно почти до бесконечности.
Путаница.
Все встают в круг и протягивают вперед руки. Нужно схватиться своими руками за руки разных людей. Затем нужно распутаться. Можно усложнить задание, если запретить разговаривать. На обсуждении путаницу можно сравнить с человеческими отношениями, которые кажутся запуганными, когда все между собой переплетены, но если всем к этому стремиться, то можно распутать.
Встать спиной друг к другу.
В парах: встать спиной друг к другу и присесть без помощи рук; встать лицом друг к другу и присесть. То же можно делать в группах по 5-7 человек.
Сесть друг другу на колени.
Нужно всем сесть друг другу на колени. Для этого группа встает в круг, поворачивается боком, сужает круг и одновременно садится так, чтобы можно было расслабить ноги. Затем можно обойти кружок. Группу нужно страховать.
Мешочек.
Группа встает кругом и, взяв друг друга под руки и протянув руки вперед, перебрасывает по кругу мешочек с горохом. Главное - его не уронить т.к. в этом случае игра начинается с начала. Затем мешочек кидают через одного, потом через двоих.
ИГРЫ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРА
Для этого ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Вожатый предлагает условия: «Сейчас команды будут выполнять задания после того, как я скомандую «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание». Таким образом, вы создадите дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.
Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!» Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.
Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чем не договариваясь, быстро встало полкоманды. «Начали!»
Третье задание. Сейчас все команды летят в космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц». Итак, кто быстрее?!
Обычно функции организатора опять же берёт на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.
Задание четвёртое. Мы прилетели на Марс, и нам нужно как-нибудь разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трёхместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. «Начали!»
Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, невыявленным лидерам, либо «отверженным». Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если в команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы номера были трёхместные, двухместные и один одноместный.